Сравнительная таблица о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка 

 

 

 

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция  

Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики 

1. 

1.5. Предписание - обязательное к исполнению в течение установленного срока требование Национального банка, издаваемое в отношении банка, должностных лиц банка и значительных участников банка.  

 

Предписание должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.  

В вводной части предписания указываются дата и место вынесения предписания, наименование органа и должностного лица, издавшего предписание, факт нарушения, а также изложение положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, а также международных соглашений, которые были нарушены банком/должностными лицами/значительными участниками банка. 

 

В мотивировочной части предписания указываются обстоятельства нарушения, установленные Национальным банком, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк.  

 

В резолютивной части предписания содержится вывод Национального банка об установлении факта нарушения, а также конкретные меры, которые должны быть предприняты банком, должностными лицами и/или значительными участниками банка и устанавливаются сроки их исполнения.  

 

В предписании в обязательном порядке также должны быть указаны наименование банка, ФИО и занимаемая должность должностных лиц, ФИО или название значительных участников банка, допустивших нарушение, последствия нарушений (убытки и любой другой ущерб, в том числе и репутационный, который банк понес или может понести в будущем).  

 

Комитет по надзору принимает решения, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты банком и/или значительными участниками банка, и устанавливает сроки их исполнения. Заместитель Председателя Национального банка, курирующий надзорный блок, издает предписания, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты должностными лицами банка и устанавливает сроки их исполнения.  

 

После направления предписания куратор банка - сотрудник УВН или УМНЛ обеспечивают контроль за исполнением предписания в установленные сроки и предпринимает незамедлительные последующие меры в случае его невыполнения.  

 

1.5. Предписание - обязательное к исполнению в течение установленного срока требование Национального банка, издаваемое в отношении банка, должностных лиц банка и значительных участников банка. Предписание выносится Комитетом по надзору или Заместителем Председателя Национального банка. 

 

Предписание должно состоять из вводной, описательно - мотивировочной и резолютивной частей (за исключением предписаний, вынесенных по результатам комплексных и целевых проверок).  

В вводной части предписания указываются дата и место вынесения предписания, наименование органа, издавшего предписание.  

 

В описательно - мотивировочной части предписания указываютсяфакт нарушения, обстоятельства (описание)нарушения установленные Национальным банком, а также изложение положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, а также международных соглашений, которые были нарушены банком/должностными лицами/значительными участниками банка, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк.  

 

 

В резолютивной части предписания содержится вывод Национального банка об установлении факта нарушения, а также конкретные меры, которые должны быть предприняты банком/должностными лицами и/или значительными участниками банка и устанавливаются сроки их исполнения, а также подпись должностного лица, вынесшего предписание.  

 

В предписании в обязательном порядке также должны быть указаны наименование банка, и могут быть указаныФ.И.О. и занимаемая должность должностных лиц, ФИО или название значительных участников банка, допустивших нарушение, последствия нарушений (убытки и любой другой ущерб, в том числе и репутационный, который банк понес или может понести в будущем).  

 

 

После направления предписанияответственное структурное подразделение обеспечивает контроль за исполнением предписания в установленные сроки и предпринимает незамедлительные последующие меры в случае его невыполнения.  

6.8.2. Основанием для введения прямого банковского надзора являются:  

1) наличие финансовых проблем, не разрешаемых банком в течение предписанного времени;  

2) действия должностных лиц банка, которые расцениваются как рискованные и могут повлиять на благополучное состояние банка;  

3) потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов;  

4) выявление фактов нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка.  

6.8.2. Основанием для введения прямого банковского надзора являются:  

1) наличие финансовых проблем, не разрешаемых банком в течение предписанного времени;  

2) действия должностных лиц банка, которые расцениваются как рискованные и могут повлиять на благополучное состояние банка;  

3) потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов;  

4) выявление фактов нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка; 

5) наличие в составе акционеров банка лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) Совета Безопасности ООН, к которым присоединилась Кыргызская Республика, предусматривающие запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств; 

6) наличие в составе акционеров банка лиц, зарегистрированных на территории государств, которые не применяют Рекомендации ФАТФ по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремисткой деятельности, и в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры.  

Положение «О прямом банковском надзоре» 

1. 

2.2.1. В зависимости от оснований для введения прямого банковского надзора определяются численность и состав группы контролеров. 

2.2.1. В зависимости от оснований для введения прямого банковского надзора определяются численность и состав группы контролеров.  

В соответствии с целями и причинами введения прямого банковского надзора определяются круг задач, прямые обязанности, за которые ответственны контролер/группа контролеров.  

2. 

2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН направляет в банк уполномоченного сотрудника/уполномоченных сотрудников Управления внешнего надзора. В случае если в банк направляется несколько уполномоченных сотрудников (далее - группа контролеров), то назначается их Руководитель (далее - Руководитель группы контролеров). В случае если в банк направляется один уполномоченный сотрудник (далее - Контролер), то он выполняет функции Руководителя группы контролеров (если применимо). 

2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН направляет в банк уполномоченного сотрудника/уполномоченных сотрудников Национального банка. В случае если в банк направляется несколько уполномоченных сотрудников (далее - группа контролеров), то назначается их Руководитель (далее - Руководитель группы контролеров). В случае если в банк направляется один уполномоченный сотрудник (далее - Контролер), то он выполняет функции Руководителя группы контролеров (если применимо). 

4. 

2.4. Постановление КПН о введении прямого банковского надзора доводится Управлением внешнего надзора Национального банка до сведения Правления банка в день введения прямого банковского надзора. 

2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляетПравлению банка, при необходимости Совету Директоров выписку из Постановления КПН о введении прямого банковского надзора. 

5. 

2.5.2. Руководитель группы контролеров, по согласованию с КПН, может возложить полномочия по контролю за деятельностью филиала банка на сотрудника банка, обладающего достаточным опытом и знаниями в банковской деятельности.  

2.5.2. Руководитель группы контролеров, по согласованию с Заместителем Председателя Национального банка, курирующего надзорный блок, может возложить полномочия по контролю за деятельностью филиала банка на сотрудника банка, обладающего достаточным опытом и знаниями в банковской деятельности.  

6. 

 

2.10. Руководство Банка, находящегося в режиме прямого банковского надзора несет полную ответственность за исполнениепостановления КПН, включая требования по согласованию операций с группой контролеров. В случае невыполнения требований постановления КПН к Руководству Банка могут быть применены меры воздействия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального Банка.  

2.11. Расчетно-денежные операции, предполагающие согласование с группой контролеров и не согласованные в установленном порядке считаются недействительными. 

7. 

3.1. … 

Основаниями для введения прямого банковского надзора являются: 

- наличие финансовых проблем, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- действия банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка; 

- возникновение угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов; 

- выявление фактов нарушений законодательства, нормативных актов и предписаний Национального банка, которые не были устранены банком в течение предписанного времени. 

3.1. … 

Основаниями для введения прямого банковского надзора являются: 

- наличие финансовых проблем, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- действия банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка; 

- возникновение угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов; 

- выявление фактов нарушений законодательства, нормативных актов и предписаний Национального банка, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- наличие в составе акционеров банка лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) Совета Безопасности ООН, к которым присоединилась Кыргызская Республика, предусматривающие запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств; 

- наличие в составе акционеров банка лиц, зарегистрированных на территории государств, которые не применяют Рекомендации ФАТФ по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремисткой деятельности, и в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. 

8. 

3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка. Помимо случаев, указанных в п.3.2 настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов возникают, например, когда: 

- существует конфликт между акционерами, в результате которого создается угроза сохранности активов банка; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров, осуществляющих контроль над банком; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка. 

3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка. Помимо случаев, указанных в п.3.2 настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов возникают, например, когда: 

- происходит частая смена1 руководства Банка (Председатель Правления и Члены Совета директоров), при этом происходит невыполнение/несвоевременное выполнение предписаний и других требований Национального банка, неспособность руководства Банка надлежащим образом обеспечить работу банка в соответствии с банковским законодательством и законодательством по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремисткой деятельности, потеря преемственности и ослабление системы внутреннего контроля;  

- существует конфликт между акционерами, в результате которого создается угроза сохранности активов банка; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров, осуществляющих контроль над банком; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка. 

1 Под частой сменой руководства Банка понимается: для Председателя Правления более 2-х раз за последовательные 12 месяцев ; для Членов Совета директоров смена всего состава Совета директоров более 2-х раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров). 

9. 

4.3. Для целей осуществления прямого банковского надзора Руководитель группы контролеров вправе, при необходимости:  

инициировать созыв Совета директоров и Правления банка;  

пригласить Председателя Совета директоров банка с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры;  

внести предложение Совету директоров банка о созыве внеочередного собрания акционеров банка;  

иметь доступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления);  

иметь доступ к электронной нормативной базе банка с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления и копирования;  

запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов и иных организаций.  

4.3. Для целей осуществления прямого банковского надзора Руководитель группы контролеров вправе, при необходимости:  

- инициировать созыв Совета директоров и Правления банка;  

- пригласить Председателя Совета директоров банка с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры;  

- внести предложение Совету директоров банка о созыве внеочередного собрания акционеров банка;  

- иметь полныйдоступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (позволяющий чтение, формирование и печать отчетов, без права какого-либо исправления);  

- иметьполныйдоступ к электронной нормативной базе банка с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления и копирования;  

запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов и иных организаций.  

10. 

4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка продолжает нести ответственность за финансовое состояние банка, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка, а также за предоставление в Национальный банк и Руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой информации. 

4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка продолжает нести полную ответственность за деятельность банка, в том числе за финансовое состояние банка, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка, а также за предоставление в Национальный банк и Руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой информации. 

11. 

4.5. Руководство банка обязано оказывать содействие группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний Совета директоров и Правления банка до их проведения. Также обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке.  

 

Руководство банка (Члены Правления банка) обязано:  

- предоставить группе контролеров отдельное помещение в банке, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись;  

- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в предоставленном группе контролеров помещении;  

- обеспечить безопасность хранения документов банка и группы контролеров;  

- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора.  

4.5. Руководство банка обязано оказывать содействие группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний Совета директоров и Правления банка до их проведения. Также обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке.  

 

Руководство банка (Члены Правления банка) обязано:  

- предоставить группе контролеров отдельное помещение в банке, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись;  

- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в предоставленном группе контролеров помещении;  

- обеспечить безопасность хранения документов банка и группы контролеров;  

- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора; 

- обеспечить доступ к внешней электронной почте и к Интернету; 

- обеспечить полный режим конфиденциальности компьютерных рабочих станций группы контролеров.  

12. 

4.7. В целях снижения рисков, следствием которых является ухудшение финансового положения банка, при введении прямого банковского надзора особое внимание должно быть уделено проверке наличия и соблюдения систем, политик, процедур по всем основным направлениям деятельности банка, которые формируют систему внутреннего контроля и обеспечивают организацию системы управления рисками.  

 

Инструкция по работе с банковскими счетами, счетами по вкладам (депозитам) 

13.  

17. Счет по вкладу (депозиту) до востребования это счет, ис-пользуемый физическим или юридическим лицом для хранения и накопления денежных средств по договору банковского вклада (депозита), а также для проведения платежей и расчетов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с третьими лицами.  

К отношениям банка и вкладчика физического лица по вкладу (депозиту) до востребования, применяются правила договора банковского счета, если иное не вытекает из существа договора банковского вклада (депозита). При этом на счет по вкладу (депозиту) до востребования физических лиц, помимо личных денежных средств клиента, могут зачисляться: заработная плата, авторские гонорары, пенсии, алименты, социальные пособия, средства с другого банковского счета физического лица, платежи, связанные с наследованием, плата за реализацию личного имущества, принадлежащего владельцу счета, и другие поступления и платежи, не связанные с осуществлением владельцем счета предпринимательской деятельности. 

Со счета по вкладу (депозиту) до востребования физического лица клиент может осуществлять платежи личного характера, включая платежи за приобретенные для личных целей товары (оказанные услуги), коммунальные платежи и иные подобные платежи, носящие личный характер и не связанные с осуществлением владельцем счета предпринимательской деятельности. 

 

17. Счет по вкладу (депозиту) до востребования это счет,используемый физическим или юридическим лицом для хранения и накопления денежных средств по договору банковского вклада (депозита), а также для проведения платежей и расчетов. 

К отношениям банка и вкладчика физического лица по вкладу (депозиту) до востребования, применяются правила договора банковского счета, если иное не вытекает из существа договора банковского вклада (депозита). При этом на счет по вкладу (депозиту) до востребования физических лиц, помимо личных денежных средств клиента, могут зачисляться: заработная плата, авторские гонорары, пенсии, алименты, социальные пособия, средства с другого банковского счета, платежи, связанные с наследованием, плата за реализацию личного имущества, принадлежащего владельцу счета, и другие поступления и платежи в соответствии с законодательством. 

Со счета по вкладу (депозиту) до востребования физического лица клиент может осуществлять платежи личного характера, включая платежи за приобретенные для личных целей товары (оказанные услуги), коммунальные платежи и иные подобные платежи, носящие личный характер.