СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики»
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» (далее – проект постановления) разработан в целях устранения пробелов в нормативных правовых актах Национального банка и развития рынка драгоценных металлов.
Проект постановления предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие постановления Правления Национального банка: «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики» от 21 июля 2004 года № 18/1; «Об утверждении Положения «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами» от 26 августа 2009 года № 35/3; «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2; «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13; «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19; «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5.
В этой связи проект постановления предусматривает:
- установление требований к организации внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами;
- установление лимитов открытой позиции в драгоценных металлах (К4.4, К4.5, К4.6) для банков, осуществляющих операции с драгоценными металлами и требований к соблюдению коммерческими банками лимита открытой позиции в драгоценных металлах;
- включение средств на обезличенных металлических счетах в расчет норматива ликвидности банков;
- внесение технических изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка, связанных с указанными выше изменениями.
Проект постановления согласован со структурными подразделениями надзорного блока и размещен на официальном сайте Национальном банка для общественного обсуждения.
Проект
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от ________________ №______
Изменения и дополнения в некоторые постановления Правления
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами» от 26 августа 2009 года № 35/3 следующие дополнения и изменения:
в Положении «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 1.2 дополнить подпунктом 1.2.12 следующего содержания:
«1.2.12. Номинальная стоимость – стоимость драгоценного металла (в тройских унциях), рассчитанная на дату заключения сделки по фиксингу Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов.»;
- дополнить пунктом 1.5 следующего содержания:
«1.5. Денежные активы и обязательства, выраженные в драгоценных металлах, подлежат переоценке на ежедневной основе по последнему фиксингу Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов, установленному в день, предшествующий дню проведения переоценки.»;
- в пункте 2.7-3 абзац второй изложить в следующей редакции:
«Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перевода драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов как в физической форме, так и в денежном выражении по номинальной стоимости (в национальной валюте), а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на металлических счетах.»;
- в пункте 2.11 слова «и банком должны быть предприняты все меры по приведению нарушенных нормативов в соответствие» исключить;
- пункт 3.2 дополнить подпунктами 3.2.6 – 3.2.9 следующего содержания:
«3.2.6. Установление банком внутренних лимитов открытой позиции в драгоценных металлах по каждому виду драгоценного металла и в целом по всем видам.
3.2.7. Установление минимальных требований к информации о надежности контр-агентов, в зависимости от характера и степени риска совершаемых операций и категории контр-агента.
3.2.8. Установление требований к внутреннему аудиту при проведении проверок операций с драгоценными металлами.
3.2.9. Установление требований по учету и отчетности по операциям с драгоценными металлами для банка и его филиалов.»;
- дополнить пунктом 3.3 следующего содержания:
«3.3. Оценка банковских рисков по операциям с драгоценными металлами в обезличенном виде проводится по аналогии с рисками, возникающими по операциям с производными финансовыми инструментами, и одновременно учитывающей особенности, которые предусматривают поставку драгоценных металлов в физической форме.»;
- в пункте 4.3 слова «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» заменить словами «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики»;
- пункт 4.5 изложить в следующей редакции:
«4.5. За нарушение коммерческим банком установленных лимитов, Национальный банк Кыргызской Республики имеет право применить санкции согласно Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 29 декабря 2004 года №36/13».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года №36/13 следующие изменения и дополнения:
- по всему тексту постановления наименование Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» изложить в следующей редакции:
«О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики»;
в Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденной вышеуказанным постановлением:
- преамбулу Инструкции изложить в следующей редакции:
«В соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Национальный банк Кыргызской Республики (далее -– Национальный банк) вводит настоящий порядок расчета открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах (далее – открытая позиция) и контроля за соблюдением лимитов открытых позиций банками, действующими на территории Кыргызской Республики. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов открытой валютной позиции на ограниченный срок.
Настоящий порядок соблюдения лимитов открытой позиции распространяется на все коммерческие банки, имеющие лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте и с драгоценными металлами, и на Государственный банк развития Кыргызской Республике (далее - банки).
При разработке внутренней политики и процедур контроля валютных рисков банк должен руководствоваться требованиями данной Инструкции.»;
- по всему тексту аббревиатуру «НБКР» заменить словами «Национальный банк» в соответствующих падежах;
- пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
«1.3. Чистая позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, по каждой иностранной валюте в отдельности и по каждому виду драгоценного металла в отдельности (золоте, серебре, платине, за исключением драгоценных металлов в монете).»;
- пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
«1.4. Открытая позиция - это несовпадение требований (активов) банка в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств)/виде драгоценного металла и обязательств банка в той же иностранной валюте/виде драгоценного металла, а в случае равенства – позиция считается закрытой.
По каждой иностранной валюте и по каждому драгоценному металлу открытая позиция рассчитывается отдельно.»;
- в пункте 1.5:
после слов «в соответствующей валюте» дополнить словами «/соответствующем виде драгоценного металла»;
после слов «в той же валюте» дополнить словами «/том же виде драгоценного металла»;
- пункт 1.6 изложить в следующей редакции:
«1.6. Суммарная позиция - это сумма всех чистых позиций банка по всем иностранным валютам или по всем видам драгоценных металлов, рассчитанная с использованием метода "short hand", определенном в пункте 2.5 настоящей Инструкции.»;
- пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
«1.7. Лимиты открытых позиций - это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте/по каждому виду драгоценного металла и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Лимиты открытых валютных позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой.»;
- в пункте 1.8 слово «валютных» исключить;
- в пункте 1.9 после слов «дата валютирования» дополнить словами «, вид, масса драгоценного металла»;
- в наименовании раздела II слово «валютных» исключить;
- пункт 2.1 дополнить абзацами следующего содержания:
«- чистые позиции по каждому виду драгоценных металлов;
- суммарную позицию в драгоценных металлах.»;
- в пункте 2.2 абзацы первый-четвертый изложить в следующей редакции:
«2.2. Чистые позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и виду драгоценного металла как сумма следующих показателей:
- Чистая спот-позиция в иностранной валюте/виде драгоценного металла. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами (в том числе незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней и "спот" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов). При этом активы и обязательства включаются в расчет по чистой балансовой стоимости.
Примечание: Для целей настоящей Инструкции под контрактом "СВОП" понимается операция, представляющая собой комбинацию двух сделок: "спот" и "форвард" контрактов на одну и ту же сумму/вес драгоценного металла (основная сумма "СВОП" контракта), с одним и тем же контр-агентом, на определенный период времени.
- Чистая форвард-позиция в иностранной валюте/драгоценном металле. Данная величина рассчитывается как разница между требованиями и обязательствами по контрактам "форвард" (включая фьючерсы), а также "форвард" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов (основная сумма "СВОП" контракта).»;
- в пункте 2.3:
после слов «валютные операции» дополнить словами «и операции с драгоценными металлами»;
слово «валютной» заменить словом «чистой»;
- пункт 2.4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«При расчете чистых позиций в драгоценных металлах драгоценные металлы в количественном выражении рассчитываются по вечернему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню проведения учета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком на отчетную дату.»;
- пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
«2.5. Суммарная позиция рассчитывается с использованием метода "short hand". А именно, расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых позиций и отдельно всех коротких чистых позиций по каждой валюте/виду драгоценного металла. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной позиции.»;
- в наименовании раздела III слово «валютной» исключить;
- пункт 3.1 дополнить подпунктом 3.1.3 следующего содержания:
«3.1.3. В целях регулирования операций купли-продажи с драгоценными металлами Национальный банк устанавливает для коммерческих банков лимит открытой позиции в драгоценных металлах:
а) по состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой позиции по каждому виду драгоценного металла не должен превышать 15% от чистого суммарного капитала банка;
б) по состоянию на конец операционного дня размер суммарной позиции в драгоценных металлах в совокупности не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка.»;
- в пункте 3.2 слово «валютных» исключить;
- в пункте 3.3 слово «валютных» исключить;
- пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
«3.4. Величина открытых позиций в течение операционного дня контролируется банками самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска и рисков по операциям с драгоценными металлами. При этом каждый банк должен удерживать размеры рисков в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров.»;
- в пункте 3.5 слово «валютных» исключить;
- пункт 3.6 изложить в следующей редакции:
«3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые позиции по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком.»;
- дополнить пунктом 3.7 следующего содержания:
«3.7. Драгоценные металлы, находящиеся у банка на ответственном хранении и в качестве заклада, не являются обязательствами банка и в расчет открытой позиции по драгоценным металлам не включаются.»;
- в пункте 4.1:
слово «валютных» исключить;
после слов «Приложение 1» дополнить словами «и 2»;
- пункт 4.2 изложить в следующей редакции:
«4.2. Банки, имеющие филиалы и дочерние банки, проводящие операции в иностранной валюте и с драгоценными металлами, а также имеющие обменные пункты, должны представлять в отчете сводные данные по открытым позициям с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов.»;
- в наименовании раздела V слово «валютной» исключить;
- в пункте 5.1 слова «Кыргызской Республики» исключить;
- в пункте 5.3:
в абзаце первом и четвертом слово «валютной» исключить;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«- предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные валютные операции и операции с драгоценными металлами не принимаются во внимание при расчете лимитов позиции.»;
- в пунктах 5.5, 5.6 и 5.7 слово «валютной» исключить;
- дополнить пунктом 6.3 следующего содержания:
«6.3. Организация внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами осуществляется согласно нормам, установленным в Положении об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами, утвержденном постановлением Правления Национального банка от 26 августа 2009 года № 35/3.»;
- дополнить Приложением 2 следующего содержания:
« Приложение 2
ОТЧЕТ
об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ)
ЧСК: ________________ тыс.сом
Вид драгоценного металла |
Учетная стоимость |
Величина ОПДМ (тыс.сом) |
В том числе: |
Величина ОПДМ (% к ЧСК) |
Отклонение от нормы лимита (%) |
Остатки по незавершенным спот-сделкам |
|
||
|
|
|
баланс |
забаланс |
|
|
продажа |
покупка |
|
золото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
серебро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
платина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная ОПДМ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
». |
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики» от 21 июля 2004 года №18/1 следующие дополнения:
в Положении об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 1.1 после слов «банковского дела и финансирования,»: дополнить словами «включая банки, имеющие «исламское окно»,»;
- в пункте 4.2:
подпункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:
«- средства на обезличенных металлических счетах банка;
- средства банка на металлических счетах ответственного хранения.»
подпункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
«- средства на обезличенных металлических счетах клиентов
- средства клиентов на металлических счетах ответственного хранения.»;
- в пункте 4.9:
подпункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«л) средства на обезличенных металлических счетах банка.»;
подпункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«д) средства на обезличенных металлических счетах клиентов.»;
- пункт 5.1 дополнить абзацами следующего содержания:
«Для банков, осуществляющих операции с драгоценными металлами, лимит открытой позиции (К4) в драгоценных металлах не должен превышать следующие значения:
- для лимита длинной/короткой открытой балансовой/забалансовой позиции по каждому виду драгоценного металла (К4.4) - не более 15% от чистого суммарного капитала банка;
- для суммарной величины длинных открытых позиций в драгоценных металлах (К4.5) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка;
- для суммарной величины коротких открытых позиций в драгоценных металлах (К4.6) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка.»;
- в пункте 5.2 после слов «открытой валютной позиции» дополнить словами «и открытой позиции драгоценных металлах»;
- в Приложении 2 таблицу дополнить строками следующего содержания:
«
Количество дней нарушений по суммарной величине длинных открытых позиций в драгоценных металлах (К4.5) |
не более 20% |
|
Количество дней нарушений по суммарной величине коротких открытых позиций в драгоценных металлах (К4.6) |
не более 20% |
|
».
4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2 следующие изменения:
в Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- абзац пятый подпункта 6.5.1 пункта 6.5 изложить в следующей редакции:
«в) уменьшить размер лимита открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах в случае, когда необходимо снижение существующих рисков в проведении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами;»;
- пункт 7.7 изложить в следующей редакции:
«7.7. За нарушение лимитов открытой позиции штраф налагается в соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка от 29 декабря 2004 года № 36/13.».
5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/2 следующее дополнение:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в примечании 6 к подпункту 5.2.1 после слов «открытой валютной позиции» дополнить словами «и открытой позиции в драгоценных металлах».
6. Внести в постановление Правления Национального банка «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5 следующее изменение:
в Положении о Периодическом регулятивном банковском отчете, утвержденном вышеуказанным постановлением:
в Приложении 1:
- в таблице «Состав Периодического регулятивного банковского отчета» строку 20 изложить в следующей редакции:
20 |
Раздел 16 |
Отчет об открытых валютных позициях
|
Ежедневно |
До 9.00 ч. по состоянию на конец последнего операционного дня |
Приложения к Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории КР», утвержденной постановлением Правления Национального банка от 29.12.04 г. №36/13 |
А. Ежедневный отчет об открытых валютных позициях (ОВП) по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами финансирования Б. Сводный ежедневный отчет об открытых валютных позициях (ОВП) |
|
|
Инструкция о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 14.10.2009 г. № 41/4 |
Сравнительная таблица
к проекту постановления Правления Национального банка «О внесении изменений и дополнений в некоторые
постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики»
№ |
Действующая редакция |
Новая редакция |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами» от 26 августа 2009 года №35/3» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
1.2. Термины, применяемые в рамках настоящего Положения: |
1.2. Термины, применяемые в рамках настоящего Положения: 1.2.12. Номинальная стоимость – стоимость драгоценного металла (в тройских унциях), рассчитанная на дату заключения сделки по фиксингу Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
|
1.5. Денежные активы и обязательства, выраженные в драгоценных металлах, подлежат переоценке на ежедневной основе по последнему фиксингу Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов, установленному в день, предшествующий дню проведения переоценки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
2.7-3. Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком. Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перевода драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на металлических счетах. |
2.7-3. Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком. Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перевода драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов как в физической форме, так и в денежном выражении по номинальной стоимости (в национальной валюте), а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на металлических счетах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
2.11. Драгоценные металлы, перешедшие в собственность банка в результате отчуждения залогового обеспечения, должны быть проданы в соответствии с законодательством и банком должны быть предприняты все меры по приведению нарушенных нормативов в соответствие. |
2.11. Драгоценные металлы, перешедшие в собственность банка в результате отчуждения залогового обеспечения, должны быть проданы в соответствии с законодательством. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
3.2.6. Установление банком внутренних лимитов открытой позиции в драгоценных металлах по каждому виду драгоценного металла и в целом по всем видам. 3.2.7. Установление минимальных требований к информации о надежности контр-агентов, в зависимости от характера и степени риска совершаемых операций и категории контр-агента. 3.2.8. Установление требований к внутреннему аудиту при проведении проверок операций с драгоценными металлами. 3.2.9. Установление требований по учету и отчетности по операциям с драгоценными металлами для банка и его филиалов. 3.3. Оценка банковских рисков по операциям с драгоценными металлами в обезличенном виде проводится по аналогии с рисками, возникающими по операциям с производными финансовыми инструментами, и одновременно учитывающей особенности, которые предусматривают поставку драгоценных металлов в физической форме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
4.3. Коммерческие банки на ежедневной основе представляют в Национальный банк Кыргызской Республики баланс по каждому виду драгоценного металла и сведения по соблюдению лимитов позиции по драгоценным металлам, в составе отчета по соблюдению лимитов открытой валютной позиции, согласно Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» |
4.3. Коммерческие банки на ежедневной основе представляют в Национальный банк Кыргызской Республики баланс по каждому виду драгоценного металла и сведения по соблюдению лимитов позиции по драгоценным металлам, в составе отчета по соблюдению лимитов открытой валютной позиции, согласно Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
4.5. За нарушение коммерческим банком установленных лимитов, Национальный банк Кыргызской Республики имеет право применить санкцию в виде денежного штрафа в размере 0,5% от суммы превышения лимита позиции по драгоценным металлам за каждый день нарушения. Штраф снимается с корреспондентского счета коммерческого банка в Национальном банке Кыргызской Республики на следующий за нарушением день. |
4.5. За нарушение коммерческим банком установленных лимитов, Национальный банк Кыргызской Республики имеет право применить санкции согласно Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 29 декабря 2004 года №36/13». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года №36/13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Инструкция «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» |
Инструкция «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
В соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Национальный банк Кыргызской Республики вводит настоящий порядок расчета открытой валютной позиции и контроля за соблюдением лимитов открытой валютной позиции банками, действующими на территории Кыргызской Республики. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка, Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов валютной позиции на ограниченный срок. Настоящий порядок соблюдения лимитов открытой валютной позиции распространяется на все коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, и на Государственный банк развития Кыргызской Республике (далее - банки). При разработке внутренней политики и процедур контроля валютных рисков банк должен руководствоваться требованиями данной Инструкции. |
В соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Национальный банк Кыргызской Республики (далее -– Национальный банк) вводит настоящий порядок расчета открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах (далее – открытая позиция) и контроля за соблюдением лимитов открытых позиций банками, действующими на территории Кыргызской Республики. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов открытой валютной позиции на ограниченный срок. Настоящий порядок соблюдения лимитов открытой позиции распространяется на все коммерческие банки, имеющие лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте и с драгоценными металлами, и на Государственный банк развития Кыргызской Республике (далее - банки). При разработке внутренней политики и процедур контроля валютных рисков банк должен руководствоваться требованиями данной Инструкции. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
По всему тексту Инструкции заменить аббревиатуру «НБКР» словами «Национальный банк». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
1.3. Чистая валютная позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, в отдельной иностранной валюте. |
1.3. Чистая позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, по каждой иностранной валюте в отдельности и по каждому виду драгоценного металла в отдельности (золоте, серебре, платине, за исключением драгоценных металлов в монете). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
1.4. При несовпадении требований (активов) и обязательств банка в соответствующих валютах валютная позиция считается открытой, а в случае равенства - закрытой. |
1.4. Открытая позиция - это несовпадение требований (активов) банка в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств)/виде драгоценного металла и обязательств банка в той же иностранной валюте/виде драгоценного металла, а в случае равенства – позиция считается закрытой. По каждой иностранной валюте и по каждому драгоценному металлу открытая позиция рассчитывается отдельно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
1.5. Открытая валютная позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте над его обязательствами в той же валюте), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами)). Длинная валютная позиция записывается со знаком "+", короткая - со знаком "-". |
1.5. Открытая позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте /соответствующем виде драгоценного металла над его обязательствами в той же валюте/ том же виде драгоценного металла), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами)). Длинная валютная позиция записывается со знаком "+", короткая - со знаком "-". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
1.6. Суммарная валютная позиция - это сумма всех чистых валютных позиций банка по всем иностранным валютам, рассчитанная с использованием метода "short hand", определенном в п.2.5 настоящей Инструкции. |
1.6. Суммарная позиция - это сумма всех чистых позиций банка по всем иностранным валютам или по всем видам драгоценных металлов, рассчитанная с использованием метода "short hand", определенном в п.2.5 настоящей Инструкции. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
1.7. Лимиты открытых валютных позиций - это устанавливаемые НБКР ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Открытые валютные позиции рассчитываются в кыргызских сомах по учетному курсу НБКР. Лимиты открытых валютных позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой. |
1.7. Лимиты открытых позиций - это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте/по каждому виду драгоценного металла и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Лимиты открытых валютных позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
1.8. Чистый суммарный капитал банка - данная величина, рассчитывается в соответствии с требованиями Инструкции по определению стандарта адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления НБКР N 18/2 от 21 июля 2004 г., зарегистрированной в МЮ КР N 94-04 от 21 августа 2004 г. В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых валютных позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца. |
1.8. Чистый суммарный капитал банка - данная величина, рассчитывается в соответствии с требованиями Инструкции по определению стандарта адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка № 18/2 от 21 июля 2004 г., зарегистрированной в МЮ КР N 94-04 от 21 августа 2004 г. В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
1.9. Дата заключения сделки - это дата достижения сторонами соглашения по основным условиям сделки (виды валют, обменный курс, суммы средств, дата валютирования и др.). |
1.9. Дата заключения сделки - это дата достижения сторонами соглашения по основным условиям сделки (виды валют, обменный курс, суммы средств, дата валютирования, вид, масса драгоценного металла и др.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
II. Порядок расчета открытых валютных позиций |
II. Порядок расчета открытых позиций |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
2.1. По состоянию на конец каждого рабочего дня банк должен рассчитывать следующие показатели: - чистые валютные позиции по каждой иностранной валюте; - суммарную валютную позицию. |
2.1. По состоянию на конец каждого рабочего дня банк должен рассчитывать следующие показатели: - чистые валютные позиции по каждой иностранной валюте; - суммарную валютную позицию; - чистые позиции по каждому виду драгоценных металлов; - суммарную позицию в драгоценных металлах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
2.2. Чистые валютные позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте как сумма следующих показателей: - Чистая спот-позиция в иностранной валюте. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами (в том числе незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней и "спот" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов). При этом активы и обязательства включаются в расчет по чистой балансовой стоимости. Примечание: Для целей настоящей Инструкции под контрактом "СВОП" понимается операция, представляющая собой комбинацию двух сделок: "спот" и "форвард" контрактов на одну и ту же сумму (основная сумма "СВОП" контракта), с одним и тем же контр-агентом, на определенный период времени. - Чистая форвард-позиция в иностранной валюте. Данная величина рассчитывается как разница между требованиями и обязательствами по контрактам "форвард" (включая фьючерсы), а также "форвард" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов (основная сумма "СВОП" контракта). |
2.2. Чистые позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и виду драгоценного металла как сумма следующих показателей: - Чистая спот-позиция в иностранной валюте/виде драгоценного металла. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами (в том числе незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней и "спот" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов). При этом активы и обязательства включаются в расчет по чистой балансовой стоимости. Примечание: Для целей настоящей Инструкции под контрактом "СВОП" понимается операция, представляющая собой комбинацию двух сделок: "спот" и "форвард" контрактов на одну и ту же сумму/вес драгоценного металла (основная сумма "СВОП" контракта), с одним и тем же контр-агентом, на определенный период времени. - Чистая форвард-позиция в иностранной валюте/драгоценном металле. Данная величина рассчитывается как разница между требованиями и обязательствами по контрактам "форвард" (включая фьючерсы), а также "форвард" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов (основная сумма "СВОП" контракта). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
2.3. Валютные операции включаются в расчет валютной позиции с даты заключения сделки, в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки. |
2.3. Валютные операции и операции с драгоценными металлами включаются в расчет чистой позиции с даты заключения сделки, в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
2.4. При расчете чистых валютных позиций по каждой иностранной валюте величины валютных позиций переводятся в сомовый эквивалент по действующему на отчетную дату учетному курсу НБКР. |
2.4. При расчете чистых валютных позиций по каждой иностранной валюте величины валютных позиций переводятся в сомовый эквивалент по действующему на отчетную дату учетному курсу Национального банка. При расчете чистых позиций в драгоценных металлах драгоценные металлы в количественном выражении рассчитываются по вечернему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню проведения учета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком на отчетную дату. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
2.5. Суммарная валютная позиция по всем иностранным валютам рассчитывается с использованием метода "short hand". А именно, расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых валютных позиций и отдельно всех коротких чистых валютных позиций по каждой валюте. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной валютной позиции. |
2.5. Суммарная позиция рассчитывается с использованием метода "short hand". А именно, расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых позиций и отдельно всех коротких чистых позиций по каждой валюте /виду драгоценного металла. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной позиции. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
III. Лимиты открытой валютной позиции |
III. Лимиты открытой позиции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. |
|
3.1.3. В целях регулирования операций купли-продажи с драгоценными металлами Национальный банк устанавливает для коммерческих банков лимит суммарной открытой позиции в драгоценных металлах: а) по состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой позиции по каждому виду драгоценного металла не должен превышать 15% от чистого суммарного капитала банка; б) по состоянию на конец операционного дня размер суммарной позиции в драгоценных металлах в совокупности не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
3.2. Банки обязаны соблюдать установленные лимиты открытых валютных позиций на конец каждого операционного дня. |
3.2. Банки обязаны соблюдать установленные лимиты открытых позиций на конец каждого операционного дня. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. |
3.3 Превышения установленных лимитов открытых валютных позиций не могут переноситься банком на следующий операционный день. До конца текущего операционного дня лимиты должны быть приведены в соответствие с требованиями НБКР. |
3.3 Превышения установленных лимитов открытых позиций не могут переноситься банком на следующий операционный день. До конца текущего операционного дня лимиты должны быть приведены в соответствие с требованиями Национального банка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. |
3.4. Величина открытых валютных позиций в течение операционного дня контролируется банками самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска. При этом каждый банк должен удерживать размеры валютного риска в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления валютными рисками, утвержденной Советом директоров. |
3.4. Величина открытых позиций в течение операционного дня контролируется банками самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска и рисков по операциям с драгоценными металлами. При этом каждый банк должен удерживать размеры рисков в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. |
3.5. Предельное значение лимитов открытых валютных позиций может быть снижено решением Комитета по надзору для отдельных банков при осуществлении ими ненадежной и нездоровой практики ведения операций или при угрозе нарушения банковского законодательства. |
3.5. Предельное значение лимитов открытых позиций может быть снижено решением Комитета по надзору для отдельных банков при осуществлении ими ненадежной и нездоровой практики ведения операций или при угрозе нарушения банковского законодательства. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. |
3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые валютные позиции по каждой валюте к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные НБКР |
3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые позиции по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. |
|
3.7. Драгоценные металлы, находящиеся у банка на ответственном хранении и в качестве заклада, не являются обязательствами банка и в расчет открытой позиции по драгоценным металлам не включаются. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. |
4.1. Ежедневно до 9.00 ч. банки должны представлять в НБКР отчет об открытых валютных позициях по состоянию на конец последнего операционного дня согласно Приложению 1. |
4.1. Ежедневно до 9.00 ч. банки должны представлять в Национальный банк отчет об открытых позициях по состоянию на конец последнего операционного дня согласно Приложению 1 и 2. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. |
4.2. Банки, имеющие филиалы и дочерние банки, проводящие операции в иностранной валюте, а также имеющие обменные пункты, должны представлять в отчете сводные данные по открытым валютным позициям с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов. |
4.2. Банки, имеющие филиалы и дочерние банки, проводящие операции в иностранной валюте и с драгоценными металлами, а также имеющие обменные пункты, должны представлять в отчете сводные данные по открытым позициям с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. |
V. Санкции за нарушение банками установленных лимитов открытой валютной позиции |
V. Санкции за нарушение банками установленных лимитов открытой позиции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. |
5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой валютной позиции, Национальный банк Кыргызской Республики применяет санкции в виде взыскания денежного штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка. |
5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет санкции в виде взыскания денежного штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. |
5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности реальной валютной позиции будут рассматриваться Национальным банком как: - попытки ввести Национальный банк в заблуждение; - нездоровая банковская практика; - манипуляция валютной позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы; - предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные валютные операции и операции с драгоценными металлами не принимаются во внимание при расчете лимитов валютной позиции. |
5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности реальной позиции будут рассматриваться Национальным банком как: - попытки ввести Национальный банк в заблуждение; - нездоровая банковская практика; - манипуляция позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы; - предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные валютные операции и операции с драгоценными металлами не принимаются во внимание при расчете лимитов позиции. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. |
5.5. Санкции в виде взыскания денежного штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой валютной позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств. |
5.5. Санкции в виде взыскания денежного штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. |
5.6. В период действия в банке временного руководства либо консервации Комитет по надзору вправе рассмотреть целесообразность взыскания денежного штрафа с банка за несоблюдение установленных лимитов открытой валютной позиции с учетом всех обстоятельств, которые привели к нарушению данного экономического норматива. |
5.6. В период действия в банке временного руководства либо консервации Комитет по надзору вправе рассмотреть целесообразность взыскания денежного штрафа с банка за несоблюдение установленных лимитов открытой позиции с учетом всех обстоятельств, которые привели к нарушению данного экономического норматива. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. |
5.7. В случае, если нарушение лимита открытой валютной позиции в период действия в банке временного руководства либо консервации явилось результатом деятельности банка до введения временного руководства/консервации, Комитет по надзору вправе рассмотреть вопрос о взыскании денежного штрафа с банка с отсрочкой его оплаты. |
5.7. В случае, если нарушение лимита открытой позиции в период действия в банке временного руководства либо консервации явилось результатом деятельности банка до введения временного руководства/консервации, Комитет по надзору вправе рассмотреть вопрос о взыскании денежного штрафа с банка с отсрочкой его оплаты. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. |
|
6.3. Организация внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами осуществляется согласно нормам, установленным в Положении об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами, утвержденном постановлением Правления Национального банка от 26 августа 2009 года № 35/3.. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34. |
|
ОТЧЕТ об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) ЧСК: ________________ тыс.сом
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками и Кыргызской Республики» от 21 июля 2004 года №18/1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35. |
1.1. Настоящий нормативный акт разработан в соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике». Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее по тексту "банки"). |
1.1. Настоящий нормативный акт разработан в соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике». Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, включая банки, имеющие «исламское окно», с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее по тексту "банки"). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36. |
4.2. Норматив ликвидности определяется по формуле: К3.1 = (ЛА / ОБ) * 100%, где: 1) ЛА - ликвидные активы, к которым относятся: - наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте; - средства на корреспондентском и других счетах в Национальном банке Кыргызской Республики; - средства на корреспондентских счетах в банках; - межбанковские депозиты со сроком погашения 7 дней; - государственные казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком (далее - высоколиквидные ценные бумаги). Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков); - высоколиквидные ценные бумаги, купленные по репо-соглашению. 2) ОБ - обязательства банка, к которым для расчета норматива ликвидности относятся: - депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, а также денежные средства в расчетах; - сумма срочного вклада (депозита), если условиями договора предусмотрена возможность частичного пополнения и частичного изъятия клиентом денежных средств до истечения срока или до наступления иных обязательств, без необходимости расторжения договора и оплаты штрафной процентной ставки, за исключением неснижаемого остатка; - любые другие обязательства, включая векселя и другие ценные бумаги, выпущенные банком, обязательства по ценным бумагам, проданным по обратному репо-соглашению, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты. |
4.2. Норматив ликвидности определяется по формуле: К3.1 = (ЛА / ОБ) * 100%, где: 1) ЛА - ликвидные активы, к которым относятся: - наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте; - средства на корреспондентском и других счетах в Национальном банке Кыргызской Республики; - средства на корреспондентских счетах в банках; - межбанковские депозиты со сроком погашения 7 дней; - государственные казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком (далее - высоколиквидные ценные бумаги). Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков); - высоколиквидные ценные бумаги, купленные по репо-соглашению; - средства на обезличенных металлических счетах банка; - средства банка на металлических счетах ответственного хранения. 2) ОБ - обязательства банка, к которым для расчета норматива ликвидности относятся: - депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, а также денежные средства в расчетах; - сумма срочного вклада (депозита), если условиями договора предусмотрена возможность частичного пополнения и частичного изъятия клиентом денежных средств до истечения срока или до наступления иных обязательств, без необходимости расторжения договора и оплаты штрафной процентной ставки, за исключением неснижаемого остатка; - любые другие обязательства, включая векселя и другие ценные бумаги, выпущенные банком, обязательства по ценным бумагам, проданным по обратному репо-соглашению, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты; - средства на обезличенных металлических счетах клиентов - средства клиентов на металлических счетах ответственного хранения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. |
4.9. Норматив краткосрочной ликвидности (К3.2) определяется по формуле:
К3.2 = (ВЛА / КОБ) * 100, где:
1) ВЛА - высоколиквидные активы, к которым относятся: а); … к).
2) КОБ - краткосрочные обязательства: а); … г). |
4.9. Норматив краткосрочной ликвидности (К3.2) определяется по формуле:
К3.2 = (ВЛА / КОБ) * 100, где:
1) ВЛА - высоколиквидные активы, к которым относятся: а); … к); л) средства на обезличенных металлических счетах банка. 2) КОБ - краткосрочные обязательства: а); … г); д) средства на обезличенных металлических счетах клиентов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38. |
5.1. Лимит открытой валютной позиции (К4) не должен превышать следующие значения: - для лимита длинной/короткой открытой валютной балансовой/забалансовой позиции по каждой валюте (К4.1) - не более 15% от чистого суммарного капитала банка; - для суммарной величины длинных открытых валютных позиций (К4.2) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка; - для суммарной величины коротких открытых валютных позиций (К4.3) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка. |
5.1. Лимит открытой валютной позиции (К4) не должен превышать следующие значения: - для лимита длинной/короткой открытой валютной балансовой/забалансовой позиции по каждой валюте (К4.1) - не более 15% от чистого суммарного капитала банка; - для суммарной величины длинных открытых валютных позиций (К4.2) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка; - для суммарной величины коротких открытых валютных позиций (К4.3) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка. Для банков, осуществляющих операции с драгоценными металлами, лимит открытой позиции (К4) в драгоценных металлах не должен превышать следующие значения: - для лимита длинной/короткой открытой балансовой/забалансовой позиции по каждому виду драгоценного металла (К4.4) - не более 15% от чистого суммарного капитала банка; - для суммарной величины длинных открытых позиций в драгоценных металлах (К4.5) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка; - для суммарной величины коротких открытых позиций в драгоценных металлах (К4.6) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39. |
5.2. Расчет лимитов открытой валютной позиции производится согласно Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики |
5.2. Расчет лимитов открытой валютной позиции производится согласно Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40. |
Приложение 2
|
Приложение 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41. |
6.5.1. Национальный банк (решением Комитета по надзору) может установить для банка новые и/или более жесткие экономические нормативы в случаях, когда в деятельности банка наметилась тенденция к ухудшению, при этом банком могут соблюдаться минимальные экономические нормативы и требования Национального банка. Комитет по надзору вправе: … в) уменьшить размер лимита открытой валютной позиции в случае, когда необходимо снижение существующих рисков в проведении операций с иностранной валютой; |
6.5.1. Национальный банк (решением Комитета по надзору) может установить для банка новые и/или более жесткие экономические нормативы в случаях, когда в деятельности банка наметилась тенденция к ухудшению, при этом банком могут соблюдаться минимальные экономические нормативы и требования Национального банка. Комитет по надзору вправе: … в) уменьшить размер лимита открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах в случае, когда необходимо снижение существующих рисков в проведении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42. |
7.7. За нарушение лимитов валютной позиции штраф налагается в соответствии с Инструкцией "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики", утвержденной постановлением Правления Национального банка N 36/13 от 29 декабря 2004 года (регистрационный номер МЮ КР N 16-05 от 01.02.05 г.) |
7.7. За нарушение лимитов открытой позиции штраф налагается в соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка № 36/13 от 29 декабря 2004 года. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. |
6 В соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» (утв. пост. Правления НБКР№ 36/13 от 29 декабря 2004 года, регистрационный номер МЮ КР 16-05 от 1.02.05 г.). |
6 В соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» (утв. пост. Правления НБКР№ 36/13 от 29 декабря 2004 года, регистрационный номер МЮ КР 16-05 от 1.02.05 г.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правления Национального банка «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44. |
Действующая редакция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предлагаемая редакция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|