СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10»
С 2015 года во исполнение Закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» Национальным банком проводится лицензирование платежных организаций и операторов платежных систем. На сегодняшний день выданы 20 лицензий оператора платежной системы и 19 лицензий платежной организации.
Платежные организации принимают платежи в пользу третьих лиц через платежные терминалы, агентскую сеть и электронные деньги.
В настоящее время в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики рассматривается проект внесения изменений в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики с предоставлением возможности платежным организациям приема платежей в бюджет для расширения возможности населения оплачивать налоги, штрафы и другие поступления в бюджет через платежные терминалы при минимальных тарифах.
По существующей схеме оплаты платежей в бюджет платежные организации заключают агентские договора с коммерческими банками и принимают платежи за налоги и штрафы. При этом для гарантированности бюджетных платежей, платежные организации должны обеспечить предоплату или держать финансовое обеспечение в коммерческом банке в размере 20% от суммы среднедневного оборота платежной организации за последний квартал.
Количество платежей в пользу государственного бюджета за 2017 год через платежные терминалы платежных организаций составило 5,48 млн платежей (3% от общего количества платежей) на сумму 2,97 млрд сом (12% от общего объема платежей платежных организаций).
В случае включения платежных организаций в статью 105 Бюджетного кодекса, необходимо предусмотреть требования для обеспечения платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и бюджетом государства.
В этой связи Управление платежных систем Национального банка разработало проект дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10», в котором предусматриваются необходимые нормы и требования для полного обеспечения платежными организациями финансовых гарантий по выполнению своих обязательств перед плательщиками и государством по приему платежей в бюджет.
Начальник УПС Э.В. Лелевкина
Проект
Дополнения и изменения
в постановление Правления Национального банка
Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10»
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10 следующие дополнения и изменения:
в Положении, утвержденном вышеуказанным постановлением:
главу 3 дополнить пунктом 32-1 следующего содержания:
- «32-1. Для осуществления приема денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению в бюджет на Единый казначейский счет Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики (ЦК МФ КР), платежная организация должна:
- иметь уставный капитал в размере не менее десяти миллионов сомов;
- предоставить 100 % предоплату и/или безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР на всю/полную сумму принимаемых платежей в бюджет, с установлением данного требования в соответствующих договорных отношениях с ЦК МФ КР и реализацией необходимых механизмов контроля и управления рисками между платежной организацией и ЦК МФ КР. При предоставлении безотзывной банковской гарантии, критерии и требования к коммерческим банкам, которые могут предоставлять такую безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.».;
- пункт 71 признать утратившим силу.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций"
от 25 марта 2015 года № 19/10
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Положение о регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций |
|
3. Основные требования к деятельности операторов платежных систем и платежных организаций §3. Требования к деятельности платежной организация |
|
32. В целях страхования возможных рисков, связанных с деятельностью платежной организации и поставщиков услуг, где договорные отношения не предусматривают предоплату поставщику, платежная организация должна депонировать денежные средства на счете в коммерческом банке, страховой депозит либо представить безотзывную банковскую гарантию в пользу поставщика товаров/услуг.
71. Отчетность предоставляется оператором платежной системы/платежной организацией не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность может предоставляться в указанные сроки в электронном виде (сканированная версия документа), с последующим предоставлением бумажной версии. |
32. В целях страхования возможных рисков, связанных с деятельностью платежной организации и поставщиков услуг, где договорные отношения не предусматривают предоплату поставщику, платежная организация должна депонировать денежные средства на счете в коммерческом банке, страховой депозит либо представить безотзывную банковскую гарантию в пользу поставщика товаров/услуг.
32-1. Для осуществления приема денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению в бюджет на Единый казначейский счет Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики (ЦК МФ КР), платежная организация должна: - иметь уставной капитал в размере не менее 10 млн (десяти миллионов сомов); - предоставить 100% предоплату и/или безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР на всю/полную сумму принимаемых платежей в бюджет, с установлением данного требования в соответствующих договорных отношениях с ЦК МФ КР и реализацией необходимых механизмов контроля и управления рисками между платежной организацией и ЦК МФ КР. При предоставлении безотзывной банковской гарантии, критерии и требования к коммерческим банкам, которые могут предоставлять такую безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. |
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
к проекту дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»
от 25 марта 2015 года № 19/10»
1. Описание проблем и основания для регулирования Национальным банком
В настоящее время, соотношение уровня безналичных платежей в общем обороте денежной массы составляет 40 процентов безналичного денежного обращения на 60 процентов наличного. В развитых странах, этот показатель достигает 80-90 процентов безналичных платежей, что означает дальнейшее стремление к совершенствованию, созданию благоприятной среды, развитие инфраструктуры в Кыргызской Республике. Это остается одной из цели и важных задач, стоящих перед Правительством Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики, государственными органами, коммерческими банками, операторами платежных систем, платежными организациями и бизнес-сообществом Кыргызской Республики. Данная проблема была также обозначена экспертами-оценщиками Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) в ходе взаимной оценки Национальной системы Кыргызской Республики по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В настоящее время прием платежей в бюджет осуществляется только коммерческими банками, для развития и доступности платежных услуг платежными организациями было инициировано предложение о допуске данных организаций для осуществления приема бюджетных платежей.
При предоставлении данными организациями услуг по проведению платежей и расчетов населения и бюджетных организаций необходимо выставление к ним определенных требований для минимизации рисков.
Целью государственного регулирования является обеспечение финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством по приему платежей в бюджет. Данная цель может быть достигнута за счет внесения дополнения в Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10».
2. Анализ причин, по которым необходимо принятие
нормативного правового акта
Основной причиной разработки проекта является необходимость введения требований по обеспечению платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством при осуществлении приема платежей в бюджет, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка банковских услуг Кыргызской Республики для новых участников – платежных организаций.
3. Цель, которую необходимо достичь
Основная цель – предоставление условий для активного роста предпринимательства в реальном секторе путем расширения инфраструктуры по безналичным расчетам и использования платежных карт, электронных кошельков и других инновационных технологий при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения в национальной валюте.
4. Правовой анализ
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.
В связи с этим проект дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10» прошел общественное обсуждение.
При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупциогенных факторов не выявлено.
Представленный на рассмотрение проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
5. Экономический анализ (расчет затрат и выгод)
Количественная оценка затрат не представляется возможной. Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны государственных органов реализация данного проекта не повлечет.
Согласно данным Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики в 1-м квартале текущего года посредством периферийных устройств (платежные терминалы, мобильный и электронный кошелек, интернет-банкинг, мобильный банкинг) налогоплательщики осуществили 65 тысяч 137 налоговых платежей в бюджет на сумму 70,1 млн сомов.
В том числе посредством платежных терминалов – 57 тыс. 465 платежей на 45,5 млн сомов, через банкоматы – 1 тыс. 358 платежей на 1,1 млн сомов, посредством веб-кассы проведены 3 тыс. 158 платежей на 21,5 млн сомов, через электронный кошелек осуществлены 2 тыс. 806 платежей на 1,1 млн сомов, посредством интернет-банкинга – 328 платежей на 872 тыс. сомов и мобильного банкинга – 12 платежей на 3,4 тыс. сомов.
Анализ показывает ежегодный рост как суммы уплаченных налогов, так и количества платежей инновационными методами. Например, в 1 квартале 2017 года было осуществлено 28 тысяч 81 платеж в бюджет через периферийные устройства на 25,1 млн сомов, а за аналогичный период 2016 года – 24 тысячи 964 платежей на сумму 31,3 млн сомов.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
к анализу проекта нормативного правового акта Национального банка
Структурное подразделение: Управление платежных систем |
|
наименование проекта нормативного правового акта: |
О дополнении и изменении в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10 |
проблема, которую предполагается решить принятием данного нормативного правового акта: |
Обеспечение платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством по приему платежей в бюджет. |
рабочая группа, подготовившая проект нормативного правового акта (ФИО, должность): |
Лелевкина Э.В. – начальник УПС; Султаналиев А.З. – начальник ООПО УПС; Ибрагимова С.З. – главный специалист ООПО УПС. |
сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта): |
25.04.2018 г. - 11.05.2018 г. |
субъекты, попадающие в поле действия проекта (перечислить): |
|
1) банки и другие ФКУ |
Платежные организации. |
2) государственные органы |
- |
3) негосударственные организации |
- |
3) физические и юридические лица |
- |
затраты при принятии проекта (включают издержки как вовлеченных сторон, так и экономики в целом), сом/долл. США |
Принятие проекта не повлечет увеличение расходов Национального банка. |
ожидаемые выгоды от принятия проекта (включают выгоды как для всех вовлеченных сторон, так и для экономики в целом), сом/долл. США |
Выгоды: Принятие проекта повлечет выгоду для вовлеченных сторон и для экономики в целом. |
альтернативные варианты решения проблемы: |
|
1) ничего не менять (оставить все как есть) |
В настоящее время прием платежей в бюджет платежными организациями осуществляется только на основе агентских соглашений с коммерческими банками. Количество пунктов приема платежей как за услуги связи, Интернет, за коммунальные услуги, а также уплата за налоги, в том числе с использованием терминалов, увеличивается с каждым днем. Для банка предоставление подобной услуги для широких слоев населения является высокозатратным, поэтому себестоимость услуги выше в сравнении со стоимостью услуги, предоставляемой нефинансовой компанией, специализирующейся только на услуге по сбору и проведению платежей через электронные системы в пользу третьих лиц. Кроме того, высокотехнологичные информационные системы обеспечивают не только быстрый обмен электронной информацией, но и позволяют в короткое время создавать широкую инфраструктуру в территориальном плане и охват населения услугами по проведению быстрых платежей. Скорость развития бизнеса у этих компаний значительно выше по сравнению с коммерческими банками, предоставляющими данный вид услуги наряду со всеми видами традиционных банковских услуг. |
2) отменить действующие нормы регулирования |
- |
3) провести дерегулирование на основе действия рыночных механизмов. |
Невозможно, в связи с необходимостью введения требований по обеспечению платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством при осуществлении приема платежей в бюджет. |
3) другие решения: |
- |
необходимость внесения изменений/дополнений в проект (указать какие): |
- |
необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких): |
- |
замечания по проекту нормативного правового акта: |
Замечания и предложения к проекту, поступившие по итогам общественного обсуждения, а также по итогам рассмотрения структурными подразделениями Национального банка, были частично учтены (сравнительная таблица замечаний и предложений прилагается). |
проводилось ли общественное слушание (нужное подчеркнуть) |
Да |
контактные данные ответственного лица: |
|
Ф.И.О. |
Ибрагимова С.З. |
должность |
Главный специалист ООПО УПС |
Подпись |
|
дата, печать |
11.05.2018 г. |