СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту «Об утверждении Правил регулирования деятельности  

жилищно-сберегательных кредитных компаний» 

 

 

1. Цели и задачи: 

Национальный банк Кыргызской Республики разработал проект «Об утверждении Правил регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний». 

Данный проект был разработан в связи со вступлением в силу Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О залоге», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике») от 18 июля 2019 года № 89.  

Для лицензирования и регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний (далее ЖСКК) как важного элемента по вопросам жилищного кредитования необходима правовая база, которая дает полномочия Национальному банку лицензировать деятельность данной компании и в последующем осуществлять надзор в целях защиты интересов вкладчиков на уровне Закона и выделение деятельности таких компаний в отдельный вид лицензируемой деятельности для исключения коллизий и правовых рисков. В связи с чем внесены изменения и дополнения в Закон «О залоге» в виде новой редакции статьи 43, а также в Закон «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» в виде нового пункта 26-2 «деятельность жилищно-сберегательных кредитных компаний» в статье 15 и новой редакции абзаца второго части 4 статьи 2

Деятельность ЖСКК в соответствии с пунктом 26-2) статьи 15 Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» включена в перечень лицензируемых видов деятельности Кыргызской Республики. 

Согласно абзацу второму части 4 статьи 2 Закона Кыргызской Республике  

«О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», Национальный банк является уполномоченным органом по регулированию и надзору за деятельностью жилищно-сберегательных кредитных компаний.  

 

2. Описательная часть 

За последние годы в Кыргызской Республике уже сложилась практика использования элементов системы ипотечного кредитования. Сформирована основа и заложена законодательная база для его функционирования.  

Годовой объем выдачи ипотечных кредитов за последние 10 лет увеличился почти в 2 раза с 2,9 млрд сомов в 2007 году до 5,9 млрд сомов в 2017 году. Это говорит о том, что имеется устойчивый темп роста в данном секторе рынка, который постепенно восстановил свой потенциал после финансового кризиса 2008 г. В 2008 и 2009 годах наблюдалось снижение объема, что было связано также с влиянием мирового кризиса. Но, начиная с 2010 года, наблюдается стабильный рост ежегодного объема выданных ипотечных кредитов. На прежний докризисный уровень 2013 года жилищно-ипотечный рынок вернулся за 6 лет.

 

На увеличение объемов ипотечных кредитов повлияли и ипотечные кредиты, предоставляемые за счет средств ОАО «Государственная ипотечная компания» (далее ОАО «ГИК»), которые должны выдаваться только в национальной валюте. В 2017 году в общем объеме выданных ипотечных кредитов 30% составили кредиты, выданные за счет инвестиционных средств ОАО «ГИК».  

Однако, несмотря на рост объема выданных ипотечных кредитов, по результатам статистики в Кыргызской Республике доля ипотечных кредитов составляет всего 1,2%  

от общего уровня ВВП страны. За 10-летний период этот показатель снизился с 2,1%  

до 1,2%. Это, конечно, связано с опережающим темпом роста ВВП по сравнению с ростом объема ипотечных кредитов. Такой показатель в Кыргызской Республике свидетельство того факта, что рынок ипотечного жилищного кредитования пока находится на одной из начальных стадий развития. Для сравнения: в 2016 году, согласно статистике ЕАЭС, на первом месте по этому показателю находилась Россия (1,7% от ВВП), где рынок жилищного кредитования сравнительно развит. В развитых и экономически стабильных государствах в структуре ВВП доля ипотечных кредитов составляет примерно 32-82% и в развивающихся странах  2-36%. 

Рынок ипотечных кредитов в республике растет в условиях снижения ставок по ипотечным кредитам. Средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам и в национальной и в иностранной валюте стабильно снижается с 2012 года.

 

Обеспеченность населения жильем важнейший социально-экономический показатель и одна из главных задач, стоящих перед государством. 

По данным Национального статистического комитета Кыргызской республики (далее Нацстатком КР), уровень обеспеченности жильем на одного человека составляет 13,1 кв.м, исходя от общего количества населения 6,14 млн человек: 

Наименование показателей 

2014 

2015 

2016 

Общая площадь на одного человека - всего 

12,5 

13,0 

13,1 

Городская местность 

14,6 

14,5 

14,3 

Сельская местность 

11,5 

12,3 

12,4 

Всего к концу 2017 года введено в строй 10 202 жилищных единиц по всей республике на общую сумму 38,8 млрд сомов с общей площадью жилья 1 080,5 тыс. кв.м жилья или 0,17 кв.м на 1 человека, а по индикатору социального благополучия ООН параметр должен быть не меньше 1 кв.м на душу населения. 

По данным Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, за последние 2 года наблюдается рост активности жилищного рынка: 

Регион 

2016 

2017 

Рост % (

Спад% (

Рост % (

Спад% (

жил.дома 

квартиры 

жил.дома 

квартиры 

жил.дома 

квартиры 

Чуйская обл. 

3 859 

2 476 

4 619 

2 950 

19,7 

19,1 

г. Бишкек 

2 140 

10 169 

2 500 

12 577 

16,8 

23,7 

Ошская обл. 

1 149 

169 

1 418 

250 

23,4 

47,9 

г. Ош 

396 

2 384 

426 

2 911 

7,6 

22,1 

Джалал-Абадская обл. 

1 337 

1 273 

1 596 

1435 

12,6 

12,7 

Иссык-Кульская обл. 

1 067 

862 

1 292 

992 

21,1 

15,1 

Таласская обл. 

520 

127 

538 

159 

3,5 

25,2 

Нарынская обл. 

344 

145 

445 

228 

29,4 

57,2 

Баткенская обл. 

434 

454 

521 

463 

20,0 

2,0 

Всего 

11 246 

18 059 

13 265 

21 265 

18,0 

21,6 

Отчасти на активность рынка купли-продажи жилья повлияла активная деятельность ОАО «ГИК» по обеспечению ипотечными кредитами участников Программы «Доступное жилье 2015-2020» в течение 2016-2017 годов. 

При всем этом в Кыргызской Республике наблюдается высокий уровень дефицита жилищного фонда, согласно аналитическим данным, необходимо строительство не менее 30 млн кв.м жилья. 

 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления будет иметь положительные социально-экономические последствия для развития всей страны через повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства банковских кредитов, направляемых ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий путем предоставления гарантий (поручительств), что ведет к развитию экономики Кыргызской Республики. 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет, поскольку нормы проекта позволят осуществлять надзор и регулирование деятельности ЖСКК, лицензируемых и регулируемых Национальным банком. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного Проекта несет дополнительную финансовую нагрузку на государственный бюджет для формирования уставного капитала ЖСКК. 

 

7. Информация об Анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

АРВ к проекту разработан в соответствии с требованиями Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от _______2019 года  

№_____________  

 

Правила 

регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний 

 

ГЛАВА 1. Общие требования 

 

1. Настоящие Правила регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний (далее Правила) разработаны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в целях введения и регулирования системы долгосрочных контрактных жилищных сбережений, реализуемых через небанковские финансово-кредитные организации, лицензируемые и регулируемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк). 

2. Система контрактных жилищных сбережений (далее СКЖС) система жилищного финансирования, основанная на привлечении денежных средств граждан Кыргызской Республики в жилищно-сберегательные вклады (депозиты) и предоставлении им долгосрочных целевых кредитов в соответствии с условиями кредитного договора. 

3. Жилищно-сберегательная кредитная компания (далее ЖСКК) небанковская финансово-кредитная организация, имеющая лицензию на право проведения отдельных банковских операций, деятельность которой направлена на аккумулирование денежных средств участников в жилищно-сберегательные вклады (депозиты) и предоставление участникам кредитов для индивидуального строительства, покупки жилых домов или квартир, или для улучшения жилищных условий в рамках государственных жилищных программ. 

4. Национальный банк осуществляет надзор и регулирование деятельности ЖСКК в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, законодательством Кыргызской Республики в сфере регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.  

5. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах: 

Агент ЖСКК юридическое или физическое лицо (консультант), оказывающее ЖСКК агентские услуги на основании соответствующего договора (соглашения).  

Консультантами оказываются ЖСКК агентские услуги в части предоставления участникам (потенциальным участникам) информации о СКЖС и предлагаемых ЖСКК продуктах, консультирования по условиям договора жилищно-сберегательного вклада (депозита) и/или кредитного договора, порядку его заключения и исполнения, а также по оформлению (первичному заполнению) клиентом/участником заявления о присоединении к ЖСКК, прилагаемым к ним документов и их пересылке в ЖСКК. 

Агентами юридическими лицами помимо агентских услуг, оказываемых консультантами, предоставляются агентские услуги в части приема платежей в пользу ЖСКК. Участник ЖСКК вправе получать информацию об агентах ЖСКК, обратившись с соответствующим письменным запросом в ЖСКК. Агентами, имеющими право предоставлять агентские услуги в части приема платежей в пользу ЖСКК, могут быть только финансово-кредитные организации, операторы платежных систем, имеющие лицензию Национального банка. 

Жилищно-сберегательный вклад (депозит) сумма денежных средств в национальной валюте, внесенная участником на счет в ЖСКК в соответствии с условиями договора жилищно-сберегательного вклада (депозита) с начисленной ставкой вознаграждения по жилищно-сберегательному вкладу (депозиту) в целях проведения мероприятий по улучшению жилищных условий участника СКЖC. 

Кредит это долгосрочное финансирование, которое предоставляется ЖСКК участнику в соответствии с условиями кредитного договора на условиях срочности, платности, возвратности, целевого использования и обеспеченности и используется для индивидуального строительства, покупки жилых домов или квартир, а также для улучшения жилищных условий. 

Генеральное соглашение соглашение между ЖСКК и участником, содержащее основные условия договора жилищно-сберегательного вклада (депозита) и предоставления в последующем кредита.  

Договор жилищно-сберегательного вклада (депозита) договор между ЖСКК и участником, по которому участник аккумулирует фиксированную сумму собственных денежных средств на счете в ЖСКК для получения кредита в соответствии с Генеральным соглашением.  

Кредитный договор договор между ЖСКК и участником для получения кредита в соответствии с Генеральным соглашением, настоящими Правилами и внутренними документами ЖСКК.  

Срок накопления период времени, в течение которого участником производится накопление жилищно-сберегательного вклада (депозита). 

Премия денежные средства, выделяемые участнику в целях стимулирования накоплений на условиях, предусмотренных государственными программами. Премия может выплачиваться не более одного раза по итогам срока накопления в соответствии с внутренними документами ЖСКК.  

Участник лицо-участник СКЖС, которое вносит деньги на счет в ЖСКК с целью получения кредита для индивидуального строительства, покупки жилых домов (квартир) или для улучшения жилищных условий. 

Промежуточный кредит кредит, предоставляемый ЖСКК участнику для целей индивидуального строительства, покупки жилых домов или квартир, а также для улучшения жилищных условий, при условии досрочного (до наступления срока полного накопления средств в соответствии с договором жилищно-сберегательного вклада (депозита)) накопления минимально необходимого размера накопленных денежных средств. 

Оценочный показатель это расчетная величина, определяемая ЖСКК по каждому Генеральному соглашению для формирования очередности выплаты договорных сумм по СКЖК, в рамках которого рассматривается соответствие суммы накопленных денег по договору жилищно-сберегательного вклада (депозита), предоставление участником необходимого обеспечения кредита, подтверждение платежеспособности участника для погашения кредита. 

Банк-агент банк, отобранный ЖСКК для осуществления расчетно-кассовых операций вкладчикам в соответствии с требованиями настоящих Правил. 

Крупная сделка  сделка или несколько взаимосвязанных сделок стоимостью 10 и более процентов от чистого суммарного капитала ЖСКК на дату принятия решения о заключении таких сделок.  

ГЛАВА 2. Требования к деятельности ЖСКК 

 

6. ЖСКК должна обеспечить систему внутреннего контроля, позволяющую ЖСКК на постоянной основе контролировать, выявлять и оценивать риски, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение целей деятельности ЖСКК. Для достижения этих целей ЖСКК обязана назначить соответствующих должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль. 

7. Определение минимальных требований к формированию в ЖСКК адекватной системы управления рисками и требований к организации внутреннего контроля, предусматривающих применение ЖСКК методов контроля рисков, которые обеспечивают эффективное определение, оценку и ограничение рисков ЖСКК с учетом вида и объема проводимых операций, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики.  

8. Временно свободные денежные средства ЖСКК вправе размещать в: 

1) государственные, ипотечные ценные бумаги Кыргызской Республики и ноты Национального банка. 

При этом размещение свободных средств в ипотечные ценные бумаги не должно составлять более 20% от собственного капитала ЖСКК;  

2) депозиты в банках, лицензируемых Национальным банком. 

При этом размещение свободных средств в одном коммерческом банке не должно составлять более 20% от общей суммы привлеченных жилищно-сберегательных вкладов (депозитов). 

9. Для отбора коммерческих банков с целью размещения временно свободных денежных средств ЖСКК должны придерживаться нижеследующих критериев: 

- наличие у коммерческого банка соответствующей лицензии Национального банка на право проведения банковских операций; 

- соблюдение экономических нормативов и требований, установленных Национальным банком в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, а также требований Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» в течение отчетного года; 

- отсутствие применения мер воздействия, предусмотренных законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» в течение отчетного года; 

- наличие филиальной сети, сберегательных и выездных касс для оказания банковских услуг во всех регионах Кыргызской Республики; 

- осуществление безубыточной деятельности на рынке банковских услуг в течение последних трех лет; 

- наличие заключения внешнего аудитора без оговорок, подтверждающего соответствие учета и отчетности установленным стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности за два последних года; 

- отсутствие задолженности по налоговым и другим обязательным платежам в государственный бюджет Кыргызской Республики, а также по страховым вкладам по государственному социальному страхованию; 

- отсутствие просроченных задолженностей перед Национальным банком, его дочерними компаниями, а также перед другими кредиторами и контрагентами; 

- приемлемые (в сравнении со средними тарифами банковской системы Кыргызской Республики) тарифы на услуги банков (открытие и ведение счетов, выпуск и обслуживание пластиковых карт, проведение внутренних и межбанковских платежей и др.); 

- доля активов банка должна составлять не менее 1 процента активов банковской системы; 

- отсутствие запрета или ограничений на привлечение депозитов от физических лиц, открытие расчетных счетов физическим и юридическим лицам, кредитование, а также любых других ограничений в деятельности банка; 

- банк не находится в специальных режимах. 

ЖСКК должны запросить у банков всю необходимую достоверную информацию, отвечающую критериям настоящего пункта с приложением подтверждающих документов. 

10. ЖСКК помимо осуществления основной деятельности по накоплению жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) и выдаче кредитов для обеспечения своей деятельности также вправе: 

1) в случае непогашения долга по обязательствам ЖСКК обращать взыскание и реализовывать заложенное участником (залогодателем) имущество в погашение обязательства перед ЖСКК; 

2) оказывать консультационные и информационные услуги, связанные с основной деятельностью ЖСКК; 

3) передавать участнику сведения о состоянии счета(-ов), операциях, а также любые информационные материалы по нему; 

4) проверять целевое использование кредита, выданного участнику; 

5) в одностороннем порядке расторгнуть договор жилищно-сберегательного вклада (депозита) с уведомлением участника за один календарный месяц в случае, когда отсутствуют денежные средства на счете в течение определённого договором срока либо по счету не производились операции по распоряжению участника. При этом остаток денежных средств на счете выдается участнику по его письменному указанию через кассу банка-агента не позднее пяти дней либо перечисляется на другой счет; 

6) не гарантировать выдачу промежуточных кредитов до наступления срока выплаты по договору жилищно-сберегательного вклада (депозита).  

11. ЖСКК должна вести учет участников и обеспечивать сохранность их жилищно-сберегательных вкладов (депозитов), аккумулированных на счетах для получения кредитов. Для этих целей ЖСКК предоставляет каждому участнику СКЖС сберегательные книжки. ЖСКК по запросу участника предоставляет письменно выписки по счету участника. 

Каждый заполненный лист сберегательных книжек должен быть подписан ответственным сотрудником ЖСКК и закреплен печатью ЖСКК. 

12. ЖСКК должна иметь внутренний документ о порядке возврата жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участнику. 

ЖСКК должна разработать общие принципы системы контрактных жилищных сбережений и стандартные условия Генерального соглашения о системе контрактных жилищных сбережениях, в которых должны быть отражены: 

- принципы работы; 

- права и обязанности участников и ЖСКК; 

- общие правила по принятию и накоплению жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) и предоставлению кредитов;  

- правила изменения условий и корректировки параметров;  

- методология расчета вознаграждения по жилищно-сберегательным вкладам (депозитам);  

- методология расчета оценочного показателя для формирования очередности выплаты договорных сумм по СКЖС; 

- и другие условия. 

13. По истечении срока накопления и в случае не накопления участником минимально необходимого размера накопленных денег он имеет право на получение жилищно-сберегательного вклада (депозита), начисленного на него вознаграждения ЖСКК, а также премии ЖСКК при накоплении жилищно-сберегательного вклада (депозита) более трех лет. Кроме того, участник ЖСКК имеет право на продление договора жилищно-сберегательного вклада (депозита) для накопления на счете ЖСКК с начислением премии. 

Премия ЖСКК начисляется до момента подачи заявления на получение кредита. 

14. Накопленные денежные средства (жилищно-сберегательные вклады (депозиты)), указанные на счетах участников, должны быть застрахованы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

15. Выплата участнику договорной суммы (кредита) производится в сроки, определенные Генеральным соглашением. 

16. ЖСКК может приобретать и отчуждать имущество, если это необходимо для обеспечения ее основной деятельности, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

17. Правление ЖСКК принимает решение о приобретении недвижимости для расширения деятельности ЖСКК, а Совет директоров ЖСКК при крупной сделке. В решении должны быть отражены планы ЖСКК по использованию этой недвижимости. Приобретение ЖСКК недвижимого имущества для целей сдачи в аренду не допускается. Требования к операциям/сделкам ЖСКК с недвижимым имуществом проводятся в соответствии с Положением «Об отдельных операциях/сделках коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом». 

18. ЖСКК не имеет права предоставлять какую-либо информацию о жилищно-сберегательных вкладах (депозитах), сделках своих участников и информацию, составляющую банковскую тайну, какой бы то ни было третьей стороне, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

19. ЖСКК не имеет права осуществлять покупку и последующую продажу долговых обязательств, в том числе кредитного портфеля (факторинг) другому юридическому лицу без соответствующей лицензии Национального банка. 

 

ГЛАВА 3. Кредитная политика ЖСКК 

 

20. Кредитные операции ЖСКК осуществляются в соответствии с его внутренней кредитной политикой, утверждаемой Советом директоров ЖСКК.  

21. Кредитная политика определяет стратегию, критерии, параметры и процедуры, которыми обязаны руководствоваться сотрудники ЖСКК в деятельности по предоставлению, оформлению кредитов, мониторингу и управлению рисками.   

22. Кредитная политика ЖСКК должна основываться на принципах ответственного кредитования: добросовестность, прозрачность, достоверность, партнерство по отношению к участникам, учет их экономических интересов и финансовых возможностей.   

23. В кредитной политике должны быть отражены все основные положения, касающиеся выдачи кредитов, как минимум:  

1) общие положения, включая:  

- состав потенциальных участников;  

- виды кредитов; 

- количественные пределы кредитования;  

- сроки кредитования;  

- критерии оценки платежеспособности участников;  

- процентные ставки и методы их установления;  

- требования к финансовой информации участника;  

- географические ограничения;  

- концентрацию кредитов (по группам участников, географическому признаку и другим факторам);  

- ограничения по кредитам, выдаваемым аффилированным и/или связанным с ЖСКК лицам;  

- критерии оценки стоимости и приемлемости залога, в том числе оценки рисков, связанных с тем, что предмет залога является единственным жильем участника/залогодателя на момент оформления кредита;  

- контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредитов;  

- соотношение кредитного портфеля к активам;  

- удельный вес каждого вида кредита в кредитном портфеле;  

- и другие;  

2) порядок оформления кредита, в том числе:  

- формы документов;  

- порядок выдачи кредитов;  

- порядок одобрения кредитов; 

- срок рассмотрения заявки на получение кредита и выдачи кредита; 

- требования к анализу платежеспособности клиента;  

- требования к залогу и документации (виды залога, отношение залога к кредиту, оценка рыночной стоимости и его местонахождение);  

- контроль за правильностью оформления кредитного договора;  

3) требования по управлению кредитным портфелем, включая:  

- порядок управления кредитным портфелем;  

- ведение адекватного кредитного досье участника;  

- контроль за исполнением кредитных договоров;  

- периодичность мониторинга залога и целевого использования кредита;  

- условия продления или возобновления просроченных кредитов;  

- процесс независимой оценки кредитного портфеля; 

классификацию и формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ); 

- требования к информационным системам (отчетности); 

- порядок работы с прочей собственностью; 

4) разделение полномочий по выдаче кредитов с указанием максимальной суммы и вида кредита. Право выдачи кредитов и принятия забалансовых обязательств ЖСКК должно быть разделено на несколько уровней должностных лиц, которые несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за нарушения, допущенные при кредитовании;  

5) обязанности по передаче прав и предоставлению информации между структурными подразделениями, участвующими в процессе кредитования;  

6) порядок выявления, анализа и разрешения ситуаций, связанных с «проблемными» кредитами; 

7) принципы ответственного кредитования, содержащие требования по разработке и внедрению системы оценки и отчетности, направленные на предотвращение перекредитованности (когда у участника имеются параллельные обязательства, в том числе в более чем одной финансово-кредитной организации, в связи с чем долговая нагрузка участника может превысить возможности участника обслуживать его обязательства).   

24. В пределах нормативных требований, установленных законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка, ЖСКК самостоятельно определяет круг участников СКЖС, виды кредитов, формирует кредитный портфель и устанавливает процентные ставки. 

25. Кредиты выдаются участнику СКЖС только в национальной валюте, а также при соблюдении следующих условий, которые должны быть отражены в Генеральном соглашении: 

1) достижения суммы накопленных денег принятым обязательствам по договору жилищно-сберегательного вклада (депозита);  

2) предоставления участником необходимого обеспечения кредита; 

3) подтверждения платежеспособности участника для погашения кредита. 

26. Наличие четкой и детальной кредитной политики ЖСКК способствует ведению правильной работы с кредитами, обеспечивает стабильность и прибыльность работы ЖСКК.  

27. Правление ЖСКК несет ответственность за исполнение кредитной политики и кредитной стратегии ЖСКК, для чего обязано обеспечить разработку и исполнение в деятельности ЖСКК политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска. 

28. Совет директоров ЖСКК обязан пересматривать кредитную политику на ее адекватность, системы лимитов, инструментов и процедур управления кредитным риском, систему внутреннего аудита по управлению кредитными рисками. Совет директоров ЖСКК также при необходимости обязан пересматривать кредитную политику по мере изменений в профиле риска ЖСКК нормативных правовых актах Национального банка. 

29. Все вопросы, касающиеся выдачи кредитов, должны решаться только Кредитным комитетом либо лицами, которым Комитет в соответствии с внутренними документами делегирует данное право, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Совета директоров ЖСКК.  

30. Выдача кредитов аффилированным и/или связанным лицам ЖСКК должна быть одобрена Советом директоров ЖСКК. Совет директоров ЖСКК несет ответственность за одобрение решений о выдаче кредитов аффилированным и/или связанным лицам ЖСКК.  

31. Кроме того, в кредитной политике должны быть прописаны полномочия Кредитного комитета и/или Правления ЖСКК по списанию и реструктуризации кредитов с указанием ограничений. Решения Кредитного комитета ЖСКК по списанию и реструктуризации кредитов должны доводиться до сведения Совета директоров ЖСКК не реже одного раза в квартал. Решения по списанию кредитов, несущих крупный кредитный риск, принимаются Советом директоров ЖСКК. 

32. ЖСКК может разработать систему внутреннего рейтинга рисков по управлению кредитным риском. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности ЖСКК.  

33. ЖСКК должна обеспечить периодическое обучение сотрудников по кредитованию и мониторингу, вопросам анализа и оценки платежеспособности участника с учетом внедренной в ЖСКК методики по оценке платежеспособности участников, работы с проблемными кредитами, а также по другим вопросам кредитования, в том числе коммуникации с клиентами, и по другим требованиям законодательства Кыргызской Республики и принципам ответственного кредитования. 

34. Классификация активов и соответствующие отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков ЖСКК производятся в соответствии с Положением  

«О классификации кредитов в кредитных союзах». 

 

ГЛАВА 4. Требования к кредитному договору и порядок его заключения 

 

35. Кредитный договор, заключаемый между ЖСКК и участником, со всеми приложениями к нему и другие договора/соглашения составляются на государственном или официальном языке (с предоставлением права выбора языка участнику). Количество подлинных экземпляров договоров по кредиту должно быть не менее числа сторон, заключивших договор. ЖСКК должна обеспечить сохранность всех подлинных документов к кредитному договору в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

36. Текст кредитного договора должен быть доступным для восприятия и понимания участником. Права и обязанности клиента, вытекающие из условий кредитного договора, должны быть отражены в отдельном разделе кредитного договора. По всему тексту кредитного договора и во всех приложениях к нему шрифт должен быть одинаковым и его размер должен быть не менее 12.  

37. При подписании кредитного договора сотрудники ЖСКК должны разъяснить участнику все условия, на которых выдается и будет погашаться кредит во избежание в дальнейшем возможных проблем с возвратностью.  

38. ЖСКК не вправе в одностороннем порядке менять первоначальные условия кредитного договора. В случае необходимости внесения изменений и дополнений к первоначальным условиям кредитного договора заключается дополнительное соглашение.   

39. График погашения кредита и начисленных процентов является неотъемлемой частью кредитного договора и составляется с учетом срока погашения кредита и финансовых возможностей участника. При этом процентные платежи по кредиту должны начисляться на уменьшающийся остаток основной суммы кредита по номинальной процентной ставке. График погашения должен содержать детальное описание порядка и сроков погашения кредита и подписываться обеими сторонами.  

40. В кредитном договоре, как минимум, указывается:  

1) наименование сторон;  

2) предмет договора;  

3) срок действия кредитного договора;  

4) основные условия предоставления кредита, в том числе с указанием целевого назначения, суммы, процентных ставок (номинальной и эффективной), порядка и срока погашения, вида обеспечения; 

5) права и обязанности участника, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых им обязательств по кредитному договору;  

6) права и обязанности ЖСКК

7) условия предоставления информации о клиенте/участнике в кредитное бюро;  

8) право клиента на безвозмездной основе отказаться от получения кредита в период после заключения кредитного договора и до момента получения участником денежных средств; 

9) право клиента на досрочное погашение кредита в любое время, без каких-либо штрафных санкций, при условии уведомления об этом ЖСКК не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата;  

10) условия при наступлении форс-мажорных обстоятельств.  

41. После заключения с участником ЖСКК кредитного договора и получения им денежных средств участнику должны быть переданы, как минимум, следующие документы: 

1) кредитный договор, подписанный сторонами, со всеми прилагаемыми к нему документами;  

2) график платежей с указанием дат и сумм погашения, прилагаемый к кредитному договору; 

3) порядок формирования процентных ставок (номинальная и эффективная) должен указываться в кредитном договоре в годовом выражении в соответствии с требованиями Национального банка; 

4) договор о залоге. 

42. Размер процента по неустойке (штрафам, пени) за просроченную задолженность по основной сумме и процентам не должен превышать номинальной процентной ставки по кредиту, указанной в кредитном договоре, а максимальный размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать 20 процентов от суммы выданного кредита. 

43. ЖСКК должна прекратить начисление неустойки (штрафов, пени) по истечении  

30 дней с момента направления извещения о начале процедуры обращения взыскания на предмет залога по «проблемному кредиту».  

 

ГЛАВА 5. Процедура рассмотрения и выдачи кредита 

 

44. Кредитное досье участника (Приложение 2) формируется с момента получения от участника заявки, и в него подшиваются все соответствующие документы, касающиеся данного кредита. 

45. При проведении мониторинга кредитов ЖСКК следует документировать и вести учет всех мероприятий, проводимых с ними, включая осуществление записи в соответствующем журнале. Особенно важно производить такой учет в работе с проблемными кредитами.  

46. При работе с участником должны соблюдаться нормы этики, установленные во внутренних документах ЖСКК. 

47. ЖСКК должно во внутренних нормативных документах установить срок рассмотрения предоставленных участником документов на получение кредита.  

48. ЖСКК предоставляет кредиты участникам, при соблюдении, как минимум, следующих условий:  

- участник обратился за получением кредита, заполнив заявку с указанием цели использования заемных средств;  

- участник является дееспособным, согласно законодательству Кыргызской Республики;  

- участник обратился за получением кредита, накопив денежные средства на накопительном сберегательном счете в ЖСКК, согласно срокам, установленным в договоре жилищно-сберегательного вклада (депозита). 

49. В ЖСКК должны быть внутренние документы по работе с информацией, содержащей требования по обеспечению сохранности и защиты данных. Сотрудники ЖСКК при сборе информации и проведении бесед с участниками должны дать четкое разъяснение, в каких случаях в соответствии с законодательством могут быть использованы данные участника. 

Если в качестве обеспечения кредита используется гарантия (поручительство), то следует провести работу по изучению гаранта (поручителя), его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства.  

Вторичные источники необходимы для обеспечения дополнительных гарантий возврата кредита в случае, если возникнут проблемы с возвратом. К числу такого обеспечения относятся залог имущества и прав, уступка требований и прав, гарантии и поручительства и другие способы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики или договором. 

Если обеспечением кредита выступают гарантии и поручительства, то имущественную ответственность за заемщика в случае, когда он не может платить, несет, как правило, третье лицо. При выдаче кредита, обеспеченного гарантией либо поручительством, ЖСКК должна иметь полную информацию о финансовом положении гаранта либо поручителя для оценки его способности погасить задолженность в случае необходимости (Приложение 2). 

50. Регламент рассмотрения заявки должен состоять, как минимум, из следующих этапов:  

- регистрации заявок на получение кредитов участниками. Допускается ведение реестра в электронном виде при условии, что в ЖСКК установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации и невозможность несанкционированного доступа к информации и внесения в нее изменений;  

- проверки информации и сведений, указанных участником в заявке;  

- запроса в одном или нескольких кредитных бюро информацию об участнике (кредитный отчет) и по усмотрению ЖСКК о связанных с участником лицах при наличии их согласия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

51. ЖСКК должна соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро, не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством Кыргызской Республики.  

52. ЖСКК несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете. ЖСКК в целях организации работы по оценке риска при заключении, изменении и мониторинге исполнения кредитных сделок обязана заключить договор об обмене кредитной информацией с одним или несколькими кредитными бюро, а также предоставлять хотя бы одному кредитному бюро кредитную информацию в соответствии с установленными требованиями. 

53. Если кредитный работник или любое лицо, участвующее в принятии решения по выдаче кредита, имеет конфликт интересов с потенциальным участником, то данное лицо не должно вовлекаться в принятие решения по выдаче кредита данному участнику.  

54. Работники ЖСКК должны осуществлять взаимодействие с участниками исключительно в рамках своих функциональных обязанностей и не имеют права содействовать в качестве посредника в выдаче кредита участнику за вознаграждение.  

 

ГЛАВА 6. Кредитный комитет 

 

55. Органом, осуществляющим кредитную политику, является Кредитный комитет ЖСКК, назначаемый Советом директоров ЖСКК.  

56. Деятельность Кредитного комитета регулируется Положением о Кредитном комитете, которое утверждается Советом директоров ЖСКК.  

57. Положение о Кредитном комитете должно определять:  

- организацию работы Кредитного комитета: состав, порядок проведения заседаний, перечень документов, необходимых для принятия решений;  

- полномочия и ответственность Кредитного комитета;  

- подотчетность Совету директоров ЖСКК и порядок взаимодействия с Правлением и структурными подразделениями ЖСКК по вопросам кредитования;  

- ответственность каждого члена Кредитного комитета за принятые и подписанные им решения.  

58. Кредитный комитет должен состоять, как минимум, из трех человек и возглавляться председателем Правления или одним из заместителей председателя Правления ЖСКК.  

59. В состав Кредитного комитета должны входить:  

- руководитель кредитного подразделения ЖСКК;  

- руководитель юридической службы ЖСКК;  

- другие сотрудники ЖСКК, функциональные обязанности которых не вызывают конфликт интересов при участии в работе Кредитного комитета.  

60. Риск-менеджер может участвовать в работе Кредитного комитета для выражения экспертного мнения, но без права голоса при принятии решений названным коллегиальным органом.  

61. Каждый член Кредитного комитета, участвующий в принятии решения, должен:  

- быть осведомленным о сути рассматриваемого вопроса;  

- осознавать влияние принимаемых им решений на деятельность ЖСКК;  

- оценивать возможность возникновения рисков и последствий принимаемых им решений.  

62. Мнение члена Кредитного комитета, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и несогласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами Кредитного комитета, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены комитета, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись.  

63. Риск-менеджер ЖСКК, как минимум, на ежемесячной основе предоставляет отчеты об уровне кредитного риска Совету директоров ЖСКК, включая оценку риска по кредитам, выданным аффилированным и/или связанным с ЖСКК лицам.  

 

ГЛАВА 7. Требования к системе управления активами и пассивами 

 

64. Комитет по управлению активами и пассивами (далее КУАП) ЖСКК осуществляет контроль за общей структурой баланса ЖСКК, осуществляет мониторинг за структурой активов и пассивов, а также обеспечивает соблюдение политики по управлению активами и пассивами, установленной Советом директоров. Деятельность КУАП регулируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренним положением о комитете, которое утверждается Советом директоров. 

65. Состав КУАП должен формироваться, как минимум, из трех человек и возглавляться председателем Правления. Риск-менеджер может участвовать в работе КУАП для выражения экспертного мнения с правом голоса. 

66. В рамках независимой системы управления рисками ЖСКК должна разработать прогнозную имитационную модель своей деятельности. Эти прогнозы должны охватывать достаточно длительный период, не менее 15 лет, при этом учетный период в модели составляет не менее трех месяцев. Данная модель должна включать базовый сценарий и соответствующие стресс-тесты в целях оценки достаточности ликвидных средств для удовлетворения в любой момент времени заявок на получение кредитов, согласно заключенным контрактам. При необходимости по запросу надзорного органа вышеуказанная модель может быть представлена в Национальный банк. 

67. Базовый сценарий, в основном, отражает изменения в доходах и ликвидности с учетом ожидаемых рыночных процентных ставок в течение определенного периода времени. Сценарии стресс-тестирования должны охватывать ситуации, когда некоторые параметры, такие как рыночная процентная ставка или привлечение новых участников отклоняются от базового сценария, который неблагоприятен с точки зрения управления активами и пассивами. 

68. Результаты сценариев и стресс-тестов должны оформляться в форме отчета, включающего описание допущений, параметров и взаимосвязей, лежащих в основе полученных результатов, которые должны рассматриваться КУАП и документироваться надлежащим образом.  

69. На основе прогнозной имитационной модели ЖСКК прогнозирует следующие основные показатели: 

1) объемы ожидаемых кредитов (в том числе промежуточных); 

2) объемы ожидаемых жилищно-сберегательных вкладов (депозитов)

3) объемы других обязательств и инвестиций; 

4) объемы всех расходов, включая административные; 

5) объемы всех доходов, включая комиссионные; 

6) результаты операционной деятельности; 

7) объем средств, предназначенных для размещения в кредиты, согласно контрактам. 

70. В целях проверки качества прогнозной имитационной модели ЖСКК должна проводить сравнительный анализ прогнозируемых показателей с фактическими данными не менее одного раза в год (back-testing). Результаты данного анализа должны представляться на рассмотрение КУАП, который при необходимости принимает решение по корректировке модели. 

71. Служба внутреннего аудита должна на регулярной основе оценивать приемлемость принятых в модели допущений, предположений и параметров, которые должны быть отобраны, объяснены и обоснованы в транспарентной манере, на основе адекватных методов, с достаточным уровнем аккуратности и с учетом возможных сценариев поведения клиентов ЖСКК и макроэкономической ситуации. Должны быть, как минимум, рассмотрены следующие сценарии стресс-тестирования: 

- снижение процентных ставок на рынке; 

- снижение спроса на продукты ЖСКК; 

- корреляция между процентной ставкой по жилищно-сберегательным вкладам (депозитам) к процентной ставке по кредитам. 

72. В целях своевременного удовлетворения спроса на жилищные кредиты ЖСКК вправе формировать целевые (технические) резервы. Технические резервы формируются в соответствии с внутренними политиками ЖСКК. Максимальный размер технических резервов не должен быть менее трех процентов от суммарного портфеля ЖСКК по жилищно-сберегательным вкладам (депозитам).  

При этом ЖСКК должна разработать соответствующие нормативные документы по формированию и использованию данных резервов. 

73. В целях управления активами и пассивами ЖСКК вправе разрабатывать и рассчитывать различные коэффициенты, позволяющие контролировать сопутствующие риски, обеспечивать непрерывный баланс и взаимосвязи между установленными параметрами, а также поддерживать привлекательность продуктов, предлагаемых ЖСКК с учетом рыночных условий. 

74. Коэффициент отношения эффекта жилищно-сберегательного вклада (депозита) участника к эффекту кредита ЖСКК к моменту распределения кредита участнику должен составлять не менее 0,4. Эффект жилищно-сберегательного вклада (депозита) участника рассчитывается как соотношение процентных доходов по жилищно-сберегательному вкладу (депозиту), накопленных за период к моменту распределения кредита, к ставке по жилищно- сберегательному вкладу (депозиту). Эффект кредита ЖСКК рассчитывается как соотношение процентов по выдаваемому кредиту, начисленных за весь срок кредита, к ставке по кредиту. 

75. Коэффициент коллективных жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участников к кредитам ЖСКК является соотношением суммы жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участников, которые были выплачены ЖСКК в течение календарного года, к сумме кредитов ЖСКК, выданных в соответствующем календарном году. Минимальные оценочные показатели или другие соответствующие предварительные условия для распределения должны быть такими, чтобы они приводили к соотношению суммы жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участников к кредитам ЖСКК в размере не менее 1,0 в долгосрочной перспективе. 

76. Промежуточные кредиты не должны составлять более чем 65% от фонда к распределению ЖСКК. Фонд к распределению ЖСКК равен общей сумме принятых жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участников и привлеченных долгосрочных кредитов/займов, которые предназначены для предоставления кредитов ЖСКК в соответствии с условиями генеральных соглашений с участниками, за минусом суммы выданных кредитов.  

 

ГЛАВА 8. Экономические нормативы 

 

77. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящих Правилах экономических нормативов для ЖСКК и требований на ограниченный срок. 

Проверка соблюдения экономических нормативов и требований, установленных для ЖСКК, может проводиться Национальным банком по состоянию на любую дату. 

78. В целях выполнения экономических нормативов и требований, указанных в настоящих Правилах, и снижения рисков ЖСКК рекомендуется установить внутренние пределы по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных Национальным банком. 

79. Максимальный размер риска на одного участника (К1.1), не связанного с ЖСКК, не должен превышать 10%.  

Максимальный размер риска на одного участника (К1.2), связанного с ЖСКК, не должен превышать 5%. 

Норматив максимального размера риска на одного участника определяется по формуле:  

К1 = СЗ / СК * 100,  

где:  

СЗ размер совокупной задолженности участника по кредитам, забалансовым обязательствам (обязательствам по выдаче кредита ЖСКК и его участнику). Вся задолженность участников при расчете норматива максимального риска на одного участника должна суммироваться и рассматриваться как единая совокупная задолженность, если невозврат задолженности одним участников неминуемо повлечет за собой проблемы с возвратностью задолженности другого участника. При этом, рассматривая задолженность различных участников на предмет суммирования их как единого риска, следует учитывать степень взаимосвязанности участников, состояние ипотечного рынка, кредитную историю участников, предполагаемые условия погашения задолженности и т.д.  

СК собственный капитал ЖСКК. 

В случае, если собственный капитал становится равным нулю или отрицательной величиной, то норматив максимального размера риска на одного участника не рассчитывается и считается, что норматив не соблюдается.  

ЖСКК не должна выдавать кредиты одному участнику и связанным с ним лицам, если увеличение размера совокупной задолженности этого участника приведет к нарушению допустимого размера норматива максимального риска на одного участника.  

80. Адекватность (достаточность) капитала.  

Значение норматива адекватности (достаточности) капитала К2 необходимо поддерживать на уровне не менее 8%.  

Норматив адекватности капитала МФК определяется по формуле:  

К2 = СК / СА * 100%,  

где:  

СК собственный капитал МФК на дату оценки (см. пункт 84);  

СА сумма балансовых активов на дату оценки за минусом суммы депозитов, размещенных в коммерческих банках в качестве залога в размере суммы привлеченных средств в национальной валюте в целях хеджирования валютных рисков.  

81. Норматив ликвидности (К3). 

Норматив ликвидности необходимо поддерживать на уровне не ниже 30%. 

Норматив ликвидности определяется по формуле:  

К3 = ЛА / О * 100%,  

где:  

ЛА ликвидные активы, к которым относятся:  

- наличные денежные средства в кассе;  

- средства на расчетных и депозитных счетах;  

- государственные, ипотечные ценные бумаги Кыргызской Республики, ноты Национального банка. Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта), нереализованной прибыли (убытков);  

О обязательства ЖСКК, к которым для расчета норматива ликвидности относятся:  

- жилищно-сберегательные вклады (депозиты) участников, а также денежные средства в расчетах;  

- любые другие обязательства, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты.  

82. Отчетность о выполнении экономических нормативов (К 1, 2, 3) представляется в Национальный банк на ежемесячной основе, согласно Приложению 3 к настоящим Правилам. 

83. Норматив максимального размера риска по жилищно-сберегательным вкладам (депозитам) ЖСКК К 4 рассчитывается по формуле:   

К4 = СК / СЖВ * 100 %,  

где:   

СЖВ  сумма жилищно-сберегательных вкладов (депозитов)   

Данный норматив, а также его значение устанавливается по решению Комитета по надзору Национального банка.   

ЖСКК должна соблюдать норматив максимального размера риска по жилищно-сберегательным вкладам (депозитам) (К4.1) на ежедневной основе.  

Ежедневно до 9.00 ч. ЖСКК должна представлять в Национальный банк в электронном виде отчет, согласно Приложению 3, о соблюдении норматива максимального размера риска по жилищно-сберегательным вкладам (депозитам) ЖСКК по состоянию на конец предыдущего операционного дня.   

Данный отчет, заверенный подписью председателя ЖСКК, представляется также и на бумажном носителе в соответствующее структурное подразделение Национального банка.   

84. Максимальная совокупная сумма жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участников ЖСКК не может превышать размера собственного капитала ЖСКК. 

85. Минимальный размер собственного (регулятивного) капитала не должен быть ниже 100% от минимального размера уставного капитала, установленного для ЖСКК. 

Расчет собственного капитала ЖСКК(на дату оценки) производится на основе следующих показателей:  

- полностью оплаченного уставного капитала;  

- капитала, внесенного сверх номинала;  

- дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами;  

- резервов для будущих потребностей;  

- нераспределенной прибыли/убытков прошлых лет;  

- убытков текущего года;  

- за минусом инвестиций в капитал (акции, долевое участие) других финансово-кредитных организаций. 

При этом под инвестициями в капитал (акции, долевое участие) понимается остаток фактически вложенных средств в капитал финансово-кредитных организаций. 

86. Риск того, что реализация предмета залога (недвижимого имущества) не компенсирует потери ЖСКК по кредиту, определяется коэффициентом К/З (Кредит/Залог), т.е. соотношением стоимости недвижимого имущества, передаваемого в залог, и суммой кредита (суммы основного долга). Рекомендуемая величина коэффициента К/З составляет не более 60%. 

87. ЖСКК по усмотрению может принять замещающий залог вместо жилья (недвижимого имущества). Доля кредитов, по которым предоставляется замещающее залоговое обеспечение, не может превышать 30% от общей суммы задолженности по кредитам. 

 

ГЛАВА 9. Отчетность ЖСКК 

 

88. В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью ЖСКК ЖСКК должна представлять в Национальный банк отчеты по форме, указанной в Приложении 1 к настоящим Правилам, ежемесячно до 12 числа на бумажных носителях и в электронной форме. 

89. ЖСКК должна осуществлять бухгалтерский учет своих операций и формировать финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики и настоящих Правил.  

90. ЖСКК должна обеспечить строгий учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. 

91. Годовой отчет о деятельности ЖСКК включает в себя:  

1) финансовую отчетность ЖСКК;  

2) информацию о деятельности ЖСКК за отчетный период;  

3) иную информацию, определяемую ЖСКК. 

92. Публикация и дополнительная публикация финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением осуществляется после завершения аудиторской проверки и утверждения финансовой отчетности не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и иными требованиями, указанными в Положении «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики». 

 

ГЛАВА 10. Меры воздействия 

 

93. Национальный банк применяет меры воздействия к ЖСКК и его должностным лицам. 

94. Целью применения Национальным банком мер воздействия являются оперативное реагирование, корректировка и устранение проблем для поддержания стабильности и устойчивости жилищно-сберегательных кредитных компаний. 

95. Национальный банк самостоятельно определяет целесообразность, виды и порядок применения мер воздействия к ЖСКК и их должностным лицам. 

96. Деятельность ЖСКК, действия (бездействие) ее должностных лиц, создающие действительную угрозу и/или высокую вероятность потерь или убытков для ЖСКК, его кредиторов, акционеров или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной практикой ЖСКК. 

97. При обнаружении фактов несоблюдения требований Национального банка, представления недостоверных данных, несвоевременного представления либо непредставления отчетности и сведений либо при нарушении требований законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Национальный банк вправе применить меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Национального банка. 

Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к ЖСКК, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики ЖСКК и определения причастности к ней ЖСКК и ее должностных лиц установлены Положением  

«О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики».  

При этом отзыв лицензии ЖСКК влечет ее ликвидацию по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики. 

98. Национальный банк публикует информацию о принятых мерах воздействия в отношении ЖСКК, а также о любом изменении или прекращении таких мер, кроме случаев, когда публикация может нанести ущерб интересам кредиторов ЖСКК, стабильности, безопасности и целостности финансовой системы Кыргызской Республики. Публикация подобной информации не является раскрытием банковской тайны.  

99. Решения Национального банка о применении к ЖСКК мер воздействия могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики об административных процедурах. 

100. Досудебное обжалование решений Национального банка является обязательным. Досудебному обжалованию подлежат любые решения Национального банка, за исключением решений Правления Национального банка, которые обжалуются в суде. 

101. Порядок досудебного обжалования решений Национального банка устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка. 

 

ГЛАВА 11. Аудит финансовой деятельности 

 

102. Деятельность ЖСКК подлежит ежегодной внешней аудиторской проверке, согласно международным стандартам аудита, признанным в Кыргызской Республике, а также в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

103. Внешний аудитор ЖСКК с целью выявить и оценить риски существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки проводит консультации с работниками Службы внутреннего аудита ЖСКК для получения информации о системе внутреннего контроля ЖСКК, а также информации о выявленных Службой внутреннего аудита ЖСКК проблемах ЖСКК. Внешний аудитор ЖСКК должен иметь доступ ко всем материалам и отчетам Службы внутреннего аудита ЖСКК.  

104. ЖСКК разрабатывает внутренние нормативные документы по привлечению внешнего аудита, утверждаемые Советом директоров ЖСКК, включая определение:   

- перечня критериев для отбора внешнего аудитора ЖСКК;   

- условий найма внешнего аудитора;   

- порядка и условий оплаты услуг аудиторской организации за аудит финансовой отчетности, а также за предоставление неаудиторских услуг ЖСКК.  

105. Выбор аудиторской организации осуществляется ЖСКК самостоятельно, с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики. 

106. Внешним аудитором ЖСКК может быть только аудиторская организация, имеющая соответствующую лицензию на право осуществления аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики и имеющая 3-х летний опыт аудита финансово-кредитных организаций. 

107. При проведении внешнего аудита ЖСКК внешний аудитор ЖСКК должен соблюдать ограничения, установленные законодательством Кыргызской Республики и Положением «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики».  

108. Внешний аудитор ЖСКК должен оставаться независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают основание считать, что существует конфликт интересов.  

109. Внешний аудитор должен быть независимым от ЖСКК, что означает способность действовать самостоятельно, независимо от чьего-либо влияния на результаты аудиторского заключения, выводы, и в условиях, исключающих какое-либо постороннее воздействие на выражение внешним аудитором своего мнения. В договоре о проведении внешнего аудита должно быть отражено заявление аудиторской организации о том, что сама аудиторская организация или любой ее аудитор, или иной работник, включенный в состав аудиторской проверки, не имеют какого-либо интереса в ЖСКК, независимы и не связаны никакими отношениями с ЖСКК и его должностными лицами.  

110. По завершении финансового года ЖСКК обязано обеспечить проведение внешнего аудита ЖСКК в срок не позднее девяноста дней с начала нового финансового года. 

111. По завершении финансового года ЖСКК обязано:  

1) представить Национальному банку заверенную копию аудиторского заключения вместе с финансовой отчетностью и письмом аудитора к руководству ЖСКК за пять рабочих дней до дня проведения годового общего собрания акционеров;  

2) обеспечить утверждение общим собранием акционеров годовой финансовой отчетности ЖСКК в срок не позднее девяноста дней с начала нового финансового года;  

3) представить Национальному банку заверенную копию аудиторского заключения вместе с финансовой отчетностью, утвержденной общим собранием акционеров, и письмом внешнего аудитора к руководству ЖСКК в срок не позднее ста пяти дней с начала нового финансового года;   

4) опубликовать годовую финансовую отчетность ЖСКК (в том числе консолидированную отчетность) вместе с аудиторским заключением в средствах массовой информации не позднее ста двадцати дней с начала нового финансового года по форме и в порядке, установленным Национальным банком. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  

A1. Деятельность ЖСКК, предоставляющей кредиты для строительства, покупки жилых домов или квартир, а также для улучшения жилищных условий  (краткий отчет)  

 

Наименование ЖСКК:   

Дата составления отчета:   

  

  

  

  

Количество данных об участниках  

  

Данные о новых участниках за отчетный период  

  

  

  

  

  

Количество выданных кредитов  

  

Данные о количестве жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) 

  

  

  

  

  

Анализ кредитов в разбивке по областям Кыргызской Республики  

  

Анализ жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) в разбивке по областям Кыргызской Республики 

  

- г. Бишкек 

  

- г. Бишкек 

  

- Чуйская область 

  

- Чуйская область 

  

- Нарынская область 

  

- Нарынская область 

  

- Ошская область  

  

- Ошская область 

  

- Таласская область  

  

- Таласская область 

  

- Иссык-Кульская область  

  

- Иссык-Кульская область 

  

- Джалал-Абадская область  

  

- Джалал-Абадская область 

  

- Баткенская область  

  

- Баткенская область 

  

 

  

  

  

B1  Информация о количестве участников и действующих кредитных договорах  

Наименование кредитора  

Участники  

Действующие кредиты 

Сумма задолженности по каждому договору кредита. 

Общая сумма действующих кредитов  

  

  

 

  

  

 

 

B2  Информация о количестве жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) 

 Наименование  

Участники  

Договоры жилищных сберегательных взносов (с указанием даты и номера) 

Сумма накопленных средств по каждому договору жилищно-сберегательного вклада (депозита) 

Общая сумма накопленных средств (по факту) 

  

  

 

   

  

 

 

C1  Анализ кредитной деятельности ЖСКК: новые выданные кредиты (за последний отчетный период)  

Наименование кредитора  

  

Остаток кредитов на начало отчетного периода 

  

  

  

Объем выданных кредитов за отчетный период 

Остаток кредитов на конец отчетного периода  

  Бишкек 

Нарынская область 

 Чуйская область 

 Ошская область  

 Таласская область  

Иссык-Кульская область  

Джалал-Абадская область  

Баткенская область  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

C2  Анализ сберегательной деятельности ЖСКК: новые жилищные сберегательные вклады (депозиты) (за последний отчетный период)  

Наименование  

  

Договоры жилищных сберегательных вкладов (депозитов)  количество 

  

  

  

Договоры жилищно-сберегательных вкладов (депозитов)  общая сумма накопленных средств по г. Бишкек и отдельно по областям 

Объем накопленных средств 

  

  Бишкек 

Нарынская область 

 Чуйская область 

 Ошская область  

 Таласская область  

Иссык-Кульская область  

Джалал-Абадская область  

Баткенская область  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C3  Анализ кредитной деятельности: новые выданные кредиты в разбивке  

по сумме выданных кредитов (тыс. сом) 

Наименование кредитора  

Выданные кредиты - количество  

Стоимость договоров (количество) 

0-500,0  

501,0-1000,0  

1001,0-1500,0  

1501,0-2000,0  

2001,0-2500,0  

 

 

 

 

 

 

 

   

C4  Анализ кредитной деятельности: новые выданные промежуточные кредиты,  

в разбивке по сумме выданных кредитов (тыс. сом) 

Наименование кредитора  

Выданные промежуточные кредиты количество  

Стоимость договоров (количество) 

0-500,0  

501,0-1000,0  

1001,0-1500,0  

1501,0-2000,0  

2001,0-2500,0  

 

 

 

 

 

 

 

 

C5  Анализ кредитной деятельности: новые выданные кредиты, в разбивке  

по сроку действия кредитного договора  

Наименование кредитора  

Выданные кредиты 

Количество 

 

8 лет 

10 лет 

15 лет 

Промежуточный кредит 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

C6  Анализ жилищно-сберегательной деятельности: новые договоры жилищно-сберегательных вкладов (депозитов), в разбивке по сроку действия срока сбережения 

Наименование  

Жилищно-сберегательные вклады (депозиты) 

Количество 

3 года 

5 лет 

10 лет 

  

  

 

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

C7  Анализ жилищно-сберегательной деятельности: ежемесячные жилищно-сберегательные вклады (депозиты) участников, согласно договору жилищно-сберегательного вклада (депозита), в разбивке по суммам (тыс. сом) 

Наименование  

Жилищно-сберегательные вклады (депозиты) количество  

Стоимость договоров (количество) 

0-10,0  

11,0-20,0  

21,0-30,0  

31,0-40,0  

41,0-50,0  

Свыше 50,0 

 

 

 

 

 

 

 

 

D1  Анализ исполнения кредита: просроченные кредиты, в разбивке по количеству договоров