СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту Постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре» от 28 мая 2008 года № 22/4»» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»  

от 28 мая 2008 года №  22/4» (далее проект Положения) разработан в целях приведения в соответствие с п. 15 Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 30 сентября 2019 года  

№ 2019-П-14/50-3-(ПС), согласно которому Национальный банк вправе вводить специальный режим в виде прямого банковского надзора за деятельностью операторов платежных систем/платежных организации.  

 

2. Описательная часть 

Предлагаемые дополнения включают в себя введение прямого банковского надзора за операторами платежных систем и платежными организациями (далее ОПС/ПО). Решение о введении прямого банковского надзора за ОПС/ПО принимает Комитет по платежной системе Национального банка (далее КПС). 

КПС устанавливает срок, в течение которого в ОПС/ПО осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых исполнительным органом ОПС/ПО и руководителем группы контролеров, в соответствующее структурное подразделение Национального банка и КПС. КПС по результатам рассмотрения отчетов руководителя группы контролеров ОПС/ПО вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора (далее ПБН). 

Основаниями для введения ПБН в ОПС/ПО являются:  

- наличие финансовых проблем перед поставщиками платежных услуг, которые не были устранены ОПС/ПО в течение предписанного времени; 

- возникновение нештатных ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, системному риску и/или к невыполнению обязательств перед пользователями в течение установленного срока;  

- наличие угрозы пользователям платежных услуг и другим участникам платежных систем; 

- выявление фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени;  

- выявление платежей, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается органом финансовой разведки. 

Также исключен второй абзац пункта 2.5.1. «Выполнение задач прямого банковского надзора, в том числе указанных в п. 4.2 настоящего Положения», поскольку задачи ПБН, указанные в п. 1.4 и 4.2, достаточно обширные и в зависимости от основания введения ПБН не всегда применимы.  

Шестой абзац пункт 4.3. на практике не работает, в связи с этим изложен в следующей редакции:  

«- инициировать запрос о необходимой информации у соответствующих государственных органов и иных организаций и направить за подписью руководства Национального банка». 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия проекта Положения: 

- обеспечение защиты прав потребителей платежных услуг; 

- введение контроля и мониторинга прохождения платежей через программные обеспечения ОПС/ПО; 

- снижение системных рисков ОПС/ПО и других участников платежных систем; 

- обеспечение бесперебойного функционирования платежных систем; 

- недопущение нештатных ситуаций в платежной системе.  

Проект Положения не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические последствия. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Проект Положения будет вынесен на общественное обсуждения по итогам рассмотрения на информационном заседании Правления Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект Положения не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Дополнительных финансовых затрат при принятии проекта Положения не требуется. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

АРВ к проекту Положения согласно Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства не требуется, поскольку предлагаемые дополнения приведены в соответствие с Положением «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС).  

 

 

Проект 

 

 

О внесении изменений 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»» 

от 28 мая 2008 года № 22/4 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»  

от 28 мая 2008 года № 22/4 года (прилагаются). 

2. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.  

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций.  

5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платёжных систем.  

 

 

ПРОЕКТ 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка  

Кыргызской Республики 

от «____» __________2019 г. 

№ ___________________ 

 

 

О внесении изменений 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»  

от 28 мая 2008 года № 22/4»» 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре» от 28 мая  

2008 года № 22/4» следующие изменения: 

 

в Положении «О прямом банковском надзоре», утвержденное вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.2. дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Настоящее Положение распространяется также на операторов платежных систем и платежные организации, лицензируемые Национальным банком (далее ОПС/ПО), в части, непротиворечащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики»»; 

 

- пункт 1.3. дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Прямой банковский надзор также является мерой воздействия, применяемой в отношении ОПС/ПО, и вводится в целях контроля за проведением операций ОПС/ПО по исполнению им своих текущих финансовых обязательств, а также в других целях, определяемых Национальным банком.»;   

 

- пункт 1.4. изложить в следующей редакции: 

«1.4. Основными задачами прямого банковского надзора являются: более пристальное изучение и анализ платежеспособности банка/ОПС/ПО, качества управления банком/ деятельности ОПС/ОП и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; целенаправленный и оперативный мониторинг и контроль операций на местах в соответствии с полномочиями, установленными Комитетом по надзору Национального банка (далее КПН) и Комитетом по платежной системе (далее КПС); а также контроль исполнения всех предписанных Национальным банком и разработанных самим банком/ОПС/ПО мер по оздоровлению финансового состояния и улучшению положения.»; 

 

- пункт 2.1.: 

 после слово «надзора» дополнить словом «в банке»; 

 после аббревиатуры «КПН» дополнить словами «, для ОПС/ПО решение принимается КПС.»; 

- в пункте 2.2.  

 аббревиатуру «КПН» дополнить аббревиатурой «/КПС»; 

после слова «банк» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

 второй абзаце после слова «банк» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

 

- пункт 2.2.2. изложить в следующей редакции: 

«2.2.2. При осуществлении прямого банковского надзора для контроля за проведением платежных операций банка/ОПС/ПО руководитель группы контролеров, при необходимости, может привлекать уполномоченных служащих структурных подразделений, областных управлений/представительств Национального банка и сотрудников банка/ОПС/ПО, обладающих достаточным опытом и знаниями по проводимым операциям в банках/ОПС/ПО. В случае привлечения уполномоченных служащих структурных подразделений, областных управлений/представительств Национального банка руководитель группы контролеров предварительно должен согласовать данное решение на КПН/КПС.»; 

 

- пункт 2.3.:  

после аббревиатуры «КПН» дополнить аббревиатурой «/КПС»; 

четвертый-шестой абзац после слова «банк» дополнить аббревиатурой «ОПС/ПО»; 

 

- пункт 2.4. изложить в следующей редакции: 

«2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляет Правлению банка/исполнительному органу ОПС/ПО выписку из постановления КПН/КПС о введении прямого банковского надзора, содержащую полную преамбулу и резолютивную часть постановления КПН/КПС.  

Правление банка уведомляет Совет директоров и акционеров банка о введении прямого банковского надзора.  

Члены исполнительного органа (руководитель/директор, технический директор, главный бухгалтер) управления и/или лица, приравненные к ним по своим функциональным обязанностям, осуществляющие руководство текущей деятельностью ОПС/ПО, уведомляют акционеров (учредителей) участников, Совет директоров (при наличии) ОПС/ПО о введении прямого банковского надзора.»; 

 

- пункт 2.5 изложить в следующей редакции: 

«2.5. Руководитель и члены группы контролеров, которые направляются в банк (включая филиалы и другие обособленные подразделения), назначаются из числа уполномоченных служащих Национального банка для выполнения задач прямого банковского надзора за банками/ОПС/ПО  

 

- пункт 2.5.1. изложить в следующей редакции: 

«Руководитель группы контролеров несет ответственность за: 

- исполнение постановления КПН/КПС по осуществлению прямого банковского надзора банка/ОПС/ПО; 

- руководство за деятельностью группы контролеров; 

- распределение обязанностей между членами группы контролеров.»; 

 

- Положение дополнить пунктом 2.6-1. следующего содержания: 

«2.6-1. При осуществлении прямого банковского надзора, предполагающего контроль за деятельностью ОПС/ПО, КПС вправе:  

- установить требование, чтобы ОПС/ПО проводили операции/платежи (все или определенные) только после согласования с руководителем группы контролеров и при наличии его подписи; 

- приостановить отдельные операции/платежи и расторжение договоров с поставщиками услуг; 

- установить максимальные размеры по суммам, свыше которых ОПС/ПО не вправе проводить операции без согласования с руководителем группы контролеров и без его подписи; 

- установить ограничение на заключаемые агентские и субагенстские договора по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способы проведения платежей.».; 

 

- в пункте 2.7.: 

- в первом предложении после слов «банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

слова «орган надзора» заменить на слова «уполномоченный служащий Национального банка»; 

во втором предложении после слов «банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

 

- пункт 2.8. изложить в следующей редакции: 

«2.8. КПН/КПС устанавливает срок, в течение которого в банке/ОПС/ПО осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых Правлением банка/исполнительным органом ОПС/ПО и руководителем группы контролеров в соответствующее структурное подразделение Национального банка и КПН/КПС. КПН/КПС по результатам рассмотрения отчетов руководителя группы контролеров и банка/ОПС/ПО вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора.»; 

 

- пункт 2.9.: 

после слов «Правление банка» дополнить словами «/исполнительный орган ОПС/ПО»; 

после слов «акционеров (учредителей) банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

 

- пункт 2.10. по всему тексту после слов «банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО», после аббревиатуры «КПН» дополнить аббревиатурой «КПС»; 

 

- пункт 3.1.: 

первый абзац после слова «банк» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

второй абзац после слова «банковского надзора» дополнить словами «в банке»; 

дополнить девятым-четырнадцатым абзацами следующего содержания: 

«Основаниями для введения прямого банковского надзора в ОПС/ПО являются:  

- наличие финансовых проблем перед поставщиками платежных услуг, которые не были устранены ОПС/ПО в течение предписанного времени; 

- возникновение нештатных ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, системному риску и/или к невыполнению обязательств перед пользователями в течение установленного срока;  

- наличие угрозы пользователям платежных услуг и другим участникам платежных систем; 

- выявление фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени;  

- выявление платежей, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается органом финансовой разведки.»; 

 

- пункт 3.2. изложить в следующей редакции: 

«3.2. К действиям банка/ОПС/ПО и/или его должностным лицам, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка/ОПС/ПО, а также создают потенциальную угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов банка, а также пользователям платежных услуг в частности, относятся: 

- проведение нездоровой и небезопасной банковской практики; 

- действия или бездействие банка/ОПС/ПО и их должностных лиц, которые повлекли и/или могут повлечь несвоевременное исполнение или неисполнение банком/ОПС/ПО своих обязательств; 

- действия или бездействие банка/ОПС/ПО и их должностных лиц, которые отвечают интересам акционеров (учредителей), должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, но наносят ущерб финансовому состоянию банка/ОПС/ПО или интересам вкладчиков, других кредиторов банка, а также пользователей и поставщиков товаров и услуг; 

- бездействие (или неспособность принять меры) должностных лиц банка/ОПС/ПС в отношении обеспечения надлежащей оценки и контроля рисков при проведении рискованных операций; 

- представление недостоверной, неполной информации о деятельности банка/ОПС/ПО, акционерах(учредителей), должностных лицах; 

- действия или бездействие банка/ОПС/ПО и их должностных лиц, которые привели к потере, уничтожению, хищению, подлогу документов (в бумажной и электронной форме), в результате которых деятельность банка/ОПС/ПО подвергается высокому риску финансовых потерь, правовому риску, риску потери репутации; 

- утрата активов банка/ОПС/ПО и залогового имущества, находящегося на хранении в банке; несанкционированные операции; финансовые махинации; злоупотребления полномочиями, в результате которых банк/ОПС/ПО понес значительные потери и убытки; 

- неисполнение финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока.»; 

 

- пункт 3.3. изложить в следующей редакции: 

«3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков/участников и пользователей платежной системы и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка/ОПС/ПО. Помимо случаев, указанных в пункте 3.2. настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков/участников и пользователей платежной системы и других кредиторов банка возникает, например, когда: 

- происходит частая смена (1) руководства банка/ОПС/ПО (председатель, члены Совета директоров (при наличии в ОПС/ПО)), также невыполнение/несвоевременное выполнение предписаний и других требований Национального банка, неспособность руководства банка/ОПС/ПО надлежащим образом обеспечить работу банка/ОПС/ПО в соответствии с банковским и/или платежным законодательством, законодательством по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, потеря преемственности и ослабление системы внутреннего контроля; 

- существует конфликт между акционерами (учредителей), в результате которого создается угроза сохранности активов банка/ОПС/ПО; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров (учредителей), осуществляющих контроль над банком/ОПС/ПО; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать неисполнение обязательств перед поставщиками товаров и услуг.»; 

 

- Положение дополнить пунктом 4.1-1. следующего содержания: 

«4.1-1. КПС Национального банка, учитывая основания для введения прямого банковского надзора, финансовое состояние и специфику ОПС/ПО, а также иные факторы и обстоятельства, которые влияют или могут повлиять на эффективность и надежность платежной системы, вправе установить при введении и в любой момент в процессе осуществления прямого банковского надзора: 

- ограничения (и/или требования о временном прекращении) по проводимым операциям в сторону поставщиков товаров/услуг, которые связаны с высоким риском в проведении платежей и расчетов; 

- требования по графику погашения задолженности перед поставщиками товаров/услуг; 

- требование о смене должностных лиц ОПС/ПО, чьи действия или бездействие создают угрозу ухудшения положения ОПС/ПО или возникновения системного риска; 

- ограничения и/или требования о временном прекращении договоров с поставщиками товаров/услуг; 

- иные требования и ограничения, направленные на снижение рисков, угрожающих положению ОПС/ПО, оздоровление его финансового состояния и защиту интересов пользователей платежных услуг.»; 

 

- шестой абзац пункта 4.2. изложить в следующей редакции: 

«- контроль за предоставлением регулярных отчетов банка, предусмотренных в постановлении о введении ПБН;»; 

 

- Положение дополнить пунктом 4.2-1. следующего содержания: 

«4.2-1. КПC определяет полномочия и обязанности руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора ПО/ОПС, основными из которых являются: 

- изучение и детальный анализ договоров между поставщиками платежных услуг, качества управления ОПС/ПО, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения для всех участников платежных систем; 

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг в обработке и проведении платежей, мониторинг операций и действий ОПС/ПО и/или его должностных лиц; 

- контроль за расчетно-денежными операциями ОПС/ПО, включая временное приостановление платежей, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПС; 

- контроль за выполнением мер, предписанных Национальным банком и разработанных самим ОПС/ПО, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния/погашение задолженностей ОПС/ПО и завершения платежей между участниками платежных систем; 

- контроль за предоставлением регулярных финансовых отчетов ОПС/ПО, предусмотренных в постановлении о введении ПБН;  

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка; 

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в ОПС/ПО и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях ОПС/ПО и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении ОПС/ПО операций в нарушение требований Национального банка; 

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении ОПС/ПО и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в ОПС/ПО.»; 

 

- пункт 4.3.  

второй абзац после слов «Правления банка» дополнить словами «/ОПС/ПО (при наличии) или исполнительный орган ОПС/ПО»; 

четвертый абзац после слов «директоров банка» дополнить словами «/ОПС/ПО (при наличии); 

шестой абзац после слов «базе банка» дополнить словами «/ОПС/ПО»; 

дополнить абзацем восьмым следующего содержания: 

«- иметь доступ к автоматизированной системе/программному обеспечению ОПС/ПО (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления, удаления)»; 

 

- пункт 4.4. изложить в следующей редакции: 

«4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка/ОПС/ПО продолжает нести полную ответственность за деятельность банка/ПО/ОПС, в том числе за финансовое состояние банка/ОПС/ПО, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка/ОПС/ПО, а также за предоставление в Национальный банк и руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка/ОПС/ПО из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой и/или запрашиваемой информации.»; 

 

- в пункте 4.5.  

первый абзац после слов «Руководство банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО», после слов «Правления банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО (при наличии)»; 

второе предложение первого абзаца после слов «надзора в банке» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО»; 

второй абзац после слов «банка» дополнить аббревиатурой «/ОПС/ПО», после слов «(Член Правления)» дополнить словами «/исполнительный орган ОПС/ПО)»; 

третий, пятый и восьмой абзац после слов «банка» дополнить аббревиатурой«/ОПС/ПО»; 

 

- Положение дополнить пунктом 4.6-1. следующего содержания: 

«4.6-1. Прямой банковский надзор за деятельностью ОПС/ПО осуществляется на основании данных финансового отчета ОПС/ПО, итогов инспекторских проверок, неисполнения предписаний/предупреждений, и на данных (отчетах) группы контролеров, содержащих информацию о: 

- проблемных и неисполненных финансовых обязательствах перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока; 

- текущем состоянии ликвидности (структура активов и обязательств ОПС/ПО, прогноз по выполнению текущих обязательств, данные об источниках финансирования, проведения анализа по срокам погашения задолженностей и др.); 

- наличии информации правоохранительных и иных органов, а также лиц, подтверждающей незаконную деятельность ОПС/ПО; 

- действии или бездействии должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа ОПС/ПО, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство ОПС/ПО.»;  

 

- пункт 4.8. изложить в следующей редакции: 

«4.8. В случае отказа банка/ОПС/ПО и/или его должностных лиц исполнить постановление КПН или КПС о введении прямого банковского надзора или создания препятствий для осуществления прямого банковского надзора, а также нарушения норм постановления КПН/КПС, в том числе отдельных пунктов постановления КПН/КПС, группой контролеров составляется акт о противодействии проведению прямого банковского надзора за банком/ОПС/ПО, который подписывается руководителем и всеми членами группы контролеров (согласно приложениям 1 и 2 соответственно). 

В случае нарушения банком/ОПС/ПО требований настоящего Положения, нормативных актов Национального банка, а также законодательства Кыргызской Республики и/или режима прямого банковского надзора, установленного постановлениями КПН/КПС (поручений, ограничений), Национальный банк вправе применить к банку/ОПС/ПО и его руководству меры воздействия в соответствии с банковским и платежным законодательством, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций. 

(1) Под частой сменой руководства банка/ОПС/ПО понимается: для председателя более двух раз за последовательные 12 месяцев; для членов Совета директоров (при наличии в ОПС/ПО) смена всего состава Совета директоров более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров).»; 

 

- наименование Приложения 1 после слов «банковского надзора» дополнить словом «банка»; 

 

- Положение дополнить Приложением 2 следующего содержания:  

 

  

  

«Приложение 2 

к Положению «О прямом банковском надзоре» 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО  

_______________________________________________________________________ 

(наименование оператора платежной организации и платежной организации) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение оператора платежной системы и платежной организации,  

адрес, телефон) 

 

_________________________ 

 

«___» __________ 20____ г. 

(место составления) 

 

 

Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики _______________________________________ (ФИО служащих Национального банка), составлен настоящий акт о том, что оператор платежных систем и/или платежная организация в лице: 

_______________________________________________________________________ (ФИО сотрудника/ов ОПС/ПО) воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО: 

_______________________________________________________________________ (не допустил в здание ОПС/ПО, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы ОПС/ПО и др.) 

Сотрудник/и ОПС/ПО предупрежден/ы группой контролеров об ответственности ОПС/ПО и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора. 

 

Акт составлен: 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО руководства ОПС /ПО/лица, который его замещает) 

(должность) 

(подпись) 

Ознакомлен: 

 

 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО сотрудника(ов) ОПС/ПО, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) 

(должность) 

(подпись) 

Получен второй экземпляр акта 

____________________________________ 

 

(ФИО сотрудника ПО/ОПС) 

 

_____________ 

_____________ 

 

(должность) 

(Подпись) 

 

В случае отказа со стороны сотрудников ОПС/ПО в подписании настоящего акта группа контролеров вправе оставить настоящий акт в офисе ОПС/ПО, при этом зарегистрировать его в установленном порядке, с указанием в настоящем акте факта данного отказа.».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица 

к проекту постановления «О внесении изменений в постановление Национального банка 

«Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре» от 28 мая 2008 года N 22/4 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

1.1. Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки, лицензируемые Национальным банком, и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее - банк/и). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

1.2. Настоящее Положение распространяется также на ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" (далее - ФККС) и кредитные союзы, привлекающие депозиты от участников и/или имеющие задолженность перед ФККС (далее - банк/и), в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах". 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

 

……….. 

1.1. Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки, лицензируемые Национальным банком, и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее - банк/и). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

1.2. Настоящее Положение распространяется также на ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" (далее - ФККС) и кредитные союзы, привлекающие депозиты от участников и/или имеющие задолженность перед ФККС (далее - банк/и), в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О кредитных союзах». 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

Настоящее Положение распространяется также на операторов платежных систем и платежные организации, лицензируемые Национальным банком (далее-ОПС/ПО), в части, непротиворечащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики». 

1.3. Прямой банковский надзор является мерой воздействия, применяемой в условиях существования угрозы для стабильной и надежной деятельности банка в целях своевременного принятия необходимых мер по оздоровлению его финансового состояния, раннего выявления, предупреждения усугубления проблем, которые могут привести к ухудшению и неустойчивости положения банка, а также в целях более лучшего изучения финансового состояния, состояния учета и отчетности и в других целях, определяемых Национальным банком. 

............ 

1.3. Прямой банковский надзор является мерой воздействия, применяемой в условиях существования угрозы для стабильной и надежной деятельности банка в целях своевременного принятия необходимых мер по оздоровлению его финансового состояния, раннего выявления, предупреждения усугубления проблем, которые могут привести к ухудшению и неустойчивости положения банка, а также в целях более лучшего изучения финансового состояния, состояния учета и отчетности и в других целях, определяемых Национальным банком. 

Прямой банковский надзор также является мерой воздействия, применяемой в отношении ОПС/ПО и вводится в целях контроля за проведением операций ОПС/ПО по исполнению им своих текущих финансовых обязательств, а также в других целях, определяемых Национальным банком.   

1.4. Основными задачами прямого банковского надзора являются: более пристальное изучение и детальный анализ платежеспособности банка, качества управления банком, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; целенаправленный и оперативный мониторинг и контроль операций на местах, в соответствии с полномочиями, установленными Комитетом по надзору Национального банка (далее - КПН); а также контроль исполнения всех предписанных Национальным банком и разработанных самим банком мер по оздоровлению финансового состояния и улучшению положения. 

1.4. Основными задачами прямого банковского надзора являются: более пристальное изучение и анализ платежеспособности банка/ ОПС/ПО, качества управления банком/ деятельности ОПС/ОП, и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; целенаправленный и оперативный мониторинг и контроль операций на местах, в соответствии с полномочиями, установленными Комитетом по надзору Национального банка (далее - КПН) и Комитетом по платежной системе (далее- КПС); а также контроль исполнения всех предписанных Национальным банком и разработанных самим банком/ОПС/ПО мер по оздоровлению финансового состояния и улучшению положения. 

2.1. Решение о введении прямого банковского надзора принимается КПН Национального банка. 

2.1. Решение о введении прямого банковского надзора в банке принимается КПН, для ОПС/ПО решение принимается КПС Национального банка. 

2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН направляет в банк уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка. В случае если в банк направляется несколько уполномоченных служащих (далее - группа контролеров), то назначается их Руководитель (далее - Руководитель группы контролеров). В случае если в банк направляется один уполномоченный служащий (далее - Контролер), то он выполняет функции Руководителя группы контролеров (если применимо). 

2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН/КПС направляет в банк/ОПС/ПО уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка. В случае если в банк/ОПС/ПО направляется несколько уполномоченных служащих (далее - группа контролеров), то назначается их Руководитель (далее - Руководитель группы контролеров). В случае если в банк направляется один уполномоченный служащий (далее - Контролер), то он выполняет функции Руководителя группы контролеров (если применимо). 

2.2.2. При осуществлении прямого банковского надзора для контроля за проведением платежных операций банка Руководитель группы контролеров, при необходимости, может привлекать уполномоченных служащих структурных подразделений Национального банка и сотрудников банка, обладающих достаточным опытом и знаниями по проводимым операциям в банках. В случае привлечения уполномоченных служащих структурных подразделений Национального банка, Руководитель группы контролеров предварительно должен согласовать данное решение с КПН и получить письменное согласие самих служащих и их начальников. 

2.2.2. При осуществлении прямого банковского надзора для контроля за проведением платежных операций банка/ОПС/ПО Руководитель группы контролеров, при необходимости, может привлекать уполномоченных служащих структурных подразделений, областных управлений/представительств Национального банка и сотрудников банка/ОПС/ПО, обладающих достаточным опытом и знаниями по проводимым операциям в банках/ОПС/ПО. В случае привлечения уполномоченных служащих структурных подразделений, областных управлений/представительств Национального банка, Руководитель группы контролеров предварительно должен согласовать данное решение на КПН/КПС.  

2.3. В Постановлении КПН о введении прямого банковского надзора должны быть указаны: 

- основания для введения прямого банковского надзора; 

- срок применения данной меры воздействия; 

- виды и периодичность предоставления отчетов банка и Руководителя группы контролеров; 

- особые условия/режим работы банка (включая филиалы и другие обособленные подразделения) и группы контролеров (включая ее полномочия); 

- обязанности банка по отношению к Национальному банку и группе контролеров. 

2.3. В Постановлении КПН/КПС о введении прямого банковского надзора должны быть указаны: 

- основания для введения прямого банковского надзора; 

- срок применения данной меры воздействия; 

- виды и периодичность предоставления отчетов банка/ОПС/ПО и Руководителя группы контролеров; 

- особые условия/режим работы банка/ ОПС/ПО, (включая филиалы/представительства/агентскую сеть и другие обособленные подразделения) и группы контролеров (включая ее полномочия); 

- обязанности банка/ ОПС/ПО по отношению к Национальному банку и группе контролеров. 

2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляет Правлению банка выписку из постановления КПН о введении прямого банковского надзора, содержащую полную преамбулу и резолютивную часть постановления КПН.  

Правление банка уведомляет Совет директоров и акционеров банка о введении прямого банковского надзора. 

2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляет Правлению банка/исполнительному органу ОПС/ПО выписку из постановления КПН/КПС о введении прямого банковского надзора, содержащую полную преамбулу и резолютивную часть постановления КПН/КПС.  

Правление банка уведомляет Совет директоров и акционеров банка о введении прямого банковского надзора.  

Члены исполнительного органа (руководитель/директор, технический директор, главный бухгалтер) управления и/или лица, приравненные к ним по своим функциональным обязанностям, осуществляющие руководство текущей деятельностью ОПС/ПО уведомляют акционеров (учредителей) участников, Совет директоров (при наличии) ОПС/ПО о введении прямого банковского надзора. 

2.5. Руководитель и члены группы контролеров, которые направляются в банк (включая филиалы и другие обособленные подразделения), назначаются из числа служащих надзорного блока и/или областных управлений/представительства Национального банка для выполнения задач прямого банковского надзора за банками/ОПС/ПО. 

2.5. Руководитель и члены группы контролеров, которые направляются в банк (включая филиалы и другие обособленные подразделения), назначаются из числа уполномоченных служащих Национального банка для выполнения задач прямого банковского надзора за банками/ОПС/ПО. 

2.5.1. Руководитель группы контролеров несет ответственность за: 

- исполнение постановления КПН по осуществлению прямого банковского надзора ; 

- выполнение задач прямого банковского надзора, в том числе указанных в п.4.2 настоящего Положения; 

- руководство за деятельностью группы контролеров; 

- распределение обязанностей между членами группы контролеров. 

2.5.1. Руководитель группы контролеров несет ответственность за: 

- исполнение постановления КПН/КПС по осуществлению прямого банковского надзора банка/ОПС/ПО; 

- руководство за деятельностью группы контролеров; 

- распределение обязанностей между членами группы контролеров. 

……. 

2.6-1. При осуществлении прямого банковского надзора, предполагающего контроль за деятельностью ОПС/ПО, КПС вправе:  

- установить требование, чтобы ОПС/ПО проводили операции/платежи (все или определенные) только после согласования с Руководителем группы контролеров и при наличии его подписи; 

- инициировать приостановление отдельных операций/платежей и расторжения договоров с поставщиками услуг по согласованию с руководством Национального банка; 

- установить максимальные размеры по суммам, свыше которых ОПС/ПО не вправе проводить операции без согласования с Руководителем группы контролеров и без его подписи; 

- информировать и согласовать с руководителем группы контролеров заключаемые агентские и субагенстские договора по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способы проведения платежей. 

2.7. Не позднее дня введения прямого банковского надзора и назначения группы контролеров, которая будет контролировать операции банка на месте, орган надзора представляет в организации, предоставляющие услуги по межбанковским системам расчетов и платежей, образец подписи Руководителя группы контролеров, с указанием режима работы определенных счетов и уведомлением о том, что расчетно-денежные документы по данным счетам могут приниматься только при наличии его подписи. Подписи должностных лиц банка считаются недействительными при отсутствии подписи Руководителя группы контролеров. 

2.7. Не позднее дня введения прямого банковского надзора и назначения группы контролеров, которая будет контролировать операции банка/ОПС/ПО на месте, уполномоченный служащий Национального банка представляет в организации, предоставляющие услуги по межбанковским системам расчетов и платежей, образец подписи Руководителя группы контролеров, с указанием режима работы определенных счетов и уведомлением о том, что расчетно-денежные документы по данным счетам могут приниматься только при наличии его подписи. Подписи должностных лиц банка/ОПС/ПО считаются недействительными при отсутствии подписи Руководителя группы контролеров. 

2.8. КПН устанавливает срок, в течение которого в банке осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых Правлением банка и Руководителем группы контролеров в соответствующее структурное подразделение Национального банка и КПН. КПН, по результатам рассмотрения отчетов Руководителя группы контролеров и банка, вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора. 

2.8. КПН/КПС устанавливает срок, в течение которого в банке/ОПС/ПО осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых Правлением банка/исполнительным органом ОПС/ПО и Руководителем группы контролеров в соответствующее структурное подразделение Национального банка и КПН/КПС. КПН/КПС, по результатам рассмотрения отчетов Руководителя группы контролеров и банка/ОПС/ПО, вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора

2.9. Правление банка обязано в течение 10 дней с момента введения прямого банковского надзора оповестить всех акционеров банка о введении прямого банковского надзора. 

2.9. Правление банка/исполнительный орган ОПС/ПО обязано в течение 10 дней с момента введения прямого банковского надзора оповестить всех акционеров (учредителей) банка/ОПС/ПО о введении прямого банковского надзора. 

2.10. Руководство банка, находящегося в режиме прямого банковского надзора, несет полную ответственность за исполнение постановления КПН, включая требования по согласованию операций с группой контролеров. В случае невыполнения требований постановления КПН к руководству банка могут быть применены меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

2.10. Руководство банка/ОПС/ПО, находящегося в режиме прямого банковского надзора, несет полную ответственность за исполнение постановления КПН/КПС, включая требования по согласованию операций с группой контролеров. В случае невыполнения требований постановления КПН/ КПС к руководству банка/ОПС/ПО могут быть применены меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

3.1. Национальный банк вправе ввести прямой банковский надзор в случаях, когда не имеется достаточных оснований для назначения в банк временной администрации или отзыва лицензии на проведение банковских операций. 

Основаниями для введения прямого банковского надзора являются: 

- наличие финансовых проблем, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- действия банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка; 

- возникновение угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов; 

- выявление фактов нарушений законодательства, нормативных актов и предписаний Национального банка, которые не были устранены банком в течение предписанного времени. 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) Совета безопасности ООН, к которым присоединилась Кыргызская Республика, предусматривающие запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях; 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных на территории государств, которые не применяют рекомендации межправительственной организации (группы) по разработке и внедрению международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФАТФ) и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, и в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается органом финансовой разведки. 

 

…….. 

3.1. Национальный банк вправе ввести прямой банковский надзор в случаях, когда не имеется достаточных оснований для назначения в банк/ОПС/ПО временной администрации или отзыва лицензии на проведение банковских операций. 

Основаниями для введения прямого банковского надзора в банке являются: 

- наличие финансовых проблем, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- действия банка, и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка; 

- возникновение угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов; 

- выявление фактов нарушений законодательства, нормативных актов и предписаний Национального банка, которые не были устранены банком в течение предписанного времени. 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) Совета безопасности ООН, к которым присоединилась Кыргызская Республика, предусматривающие запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях; 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных на территории государств, которые не применяют рекомендации межправительственной организации (группы) по разработке и внедрению международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФАТФ) и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, и в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается органом финансовой разведки. 

Основаниями для введения прямого банковского надзора в ОПС/ПО являются:  

- наличие финансовых проблем перед поставщиками платежных услуг, которые не были устранены ОПС/ПО в течение предписанного времени; 

- возникновение нештатных ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, системному риску и/или к невыполнению обязательств перед пользователями в течение установленного срока;  

- наличие угрозы пользователям платежных услуг и другим участникам платежных систем; 

- выявление фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени;  

- выявление платежей в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается органом финансовой разведки. 

3.2. К действиям банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка, а также создают потенциальную угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов, в частности, относятся: 

- проведение нездоровой и небезопасной банковской практики; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые повлекли и/или могут повлечь несвоевременное исполнение или неисполнение банком своих обязательств; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые отвечают интересам акционеров, должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, но наносят ущерб финансовому состоянию банка или интересам вкладчиков и других кредиторов банка; 

- бездействие (или неспособность принять меры) должностных лиц банка в отношении обеспечения надлежащей оценки и контроля рисков при проведении рискованных операций; 

- представление недостоверной, неполной информации о деятельности банка, акционерах, должностных лицах; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые привели к потере, уничтожению, хищению, подлогу документов (в бумажной и электронной форме), в результате которых деятельность банка подвергается высокому риску финансовых потерь, правовому риску, риску потери репутации; 

- утрата активов банка и залогового имущества, находящегося на хранении в банке; мошенничество; финансовые махинации; злоупотребления полномочиями, в результате которых банк понес значительные потери и убытки. 

3.2. К действиям банка/ОПС/ПО и/или его должностным лицам, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка/ОПС/ПО, а также создают потенциальную угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов банка, а также пользователям платежных услуг в частности, относятся: 

- проведение нездоровой и небезопасной банковской практики; 

- действия или бездействие банка/ОПС/ПО и их должностных лиц, которые повлекли и/или могут повлечь несвоевременное исполнение или неисполнение банком/ОПС/ПО своих обязательств; 

- действия или бездействие банка/ОПС/ПО и их должностных лиц, которые отвечают интересам акционеров (учредителей), должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, но наносят ущерб финансовому состоянию банка/ОПС/ПО или интересам вкладчиков, других кредиторов банка, а также пользователей и поставщиков товаров и услуг; 

- бездействие (или неспособность принять меры) должностных лиц банка/ОПС/ПС в отношении обеспечения надлежащей оценки и контроля рисков при проведении рискованных операций; 

- представление недостоверной, неполной информации о деятельности банка/ОПС/ПО, акционерах(учредителей), должностных лицах; 

- действия или бездействие банка/ОПС/ПО и их должностных лиц, которые привели к потере, уничтожению, хищению, подлогу документов (в бумажной и электронной форме), в результате которых деятельность банка/ОПС/ПО подвергается высокому риску финансовых потерь, правовому риску, риску потери репутации; 

- утрата активов банка/ОПС/ПО и залогового имущества, находящегося на хранении в банке; несанкционированные; финансовые махинации; злоупотребления полномочиями, в результате которых банк/ОПС/ПО понес значительные потери и убытки; 

- неисполнение финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока. 

3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка. Помимо случаев, указанных в п.3.2 настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов возникают, например, когда: 

- происходит частая смена(1) руководства банка (Председатель, члены Совета директоров), при этом происходит невыполнение/несвоевременное выполнение предписаний и других требований Национального банка, неспособность руководства банка надлежащим образом обеспечить работу банка в соответствии с банковским законодательством и законодательством по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, потеря преемственности и ослабление системы внутреннего контроля; 

- существует конфликт между акционерами, в результате которого создается угроза сохранности активов банка; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров, осуществляющих контроль над банком; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка. 

3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков/участников и пользователей платежной системы и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка/ОПС/ПО. Помимо случаев, указанных в п.3.2. настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков/участников и пользователей платежной системы и других кредиторов банка возникают, например, когда: 

- происходит частая смена(1) руководства банка/ОПС/ПО (Председатель, члены Совета директоров (при наличии в ОПС/ПО)), также невыполнение/несвоевременное выполнение предписаний и других требований Национального банка, неспособность руководства банка/ОПС/ПО надлежащим образом обеспечить работу банка/ОПС/ПО в соответствии с банковским и/или платежным законодательством, законодательством по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, потеря преемственности и ослабление системы внутреннего контроля; 

- существует конфликт между акционерами (учредителей), в результате которого создается угроза сохранности активов банка/ОПС/ПО; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров (учредителей), осуществляющих контроль над банком/ОПС/ПО; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать неисполнение обязательств перед поставщиками товаров и услуг. 

…….. 

4.1.1. КПС Национального банка, учитывая основания для введения прямого банковского надзора, финансовое состояние и специфику ОПС/ПО, а также иные факторы и обстоятельства, которые влияют или могут повлиять на эффективность и надежность платежной системы, вправе установить при введении и в любой момент в процессе осуществления прямого банковского надзора: 

- ограничения (и/или требования о временном прекращении) по проводимым операциям в сторону поставщиков товаров/услуг, которые связаны с высоким риском в проведении платежей и расчетов; 

- требования по графику погашения задолженности перед поставщиками товаров/услуг; 

- требование о смене должностных лиц ОПС/ПО, чьи действия или бездействие создают угрозу ухудшения положения ОПС/ПО или возникновения системного риска; 

- ограничения и/или требования о временном прекращении договоров с поставщиками товаров/услуг; 

- иные требования и ограничения, направленные на снижение рисков, угрожающих положению ОПС/ПО, оздоровление его финансового состояния и защиту интересов пользователей платежных услуг. 

4.2. КПН определяет полномочия и обязанности Руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора, основными из которых являются: 

- изучение и детальный анализ платежеспособности банка, качества управления банком, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; 

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг финансового состояния банка в целом, мониторинг операций и действий банка и/или его должностных лиц; 

- контроль за расчетно-денежными операциями банка, включая временное приостановление операций, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПН; 

- контроль за выполнением мер, предписанных Национальным банком и разработанных самим банком, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния; 

- контроль за подготовкой и предоставлением регулярных отчетов банка; 

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка; 

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в банке и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях банка и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении банком операций в нарушение требований Национального банка; 

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении банка и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в банке. 

4.2. КПН определяет полномочия и обязанности Руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора, основными из которых являются: 

- изучение и детальный анализ платежеспособности банка, качества управления банком, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; 

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг финансового состояния банка в целом, мониторинг операций и действий банка и/или его должностных лиц; 

- контроль за расчетно-денежными операциями банка, включая временное приостановление операций, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПН; 

- контроль за выполнением мер, предписанных Национальным банком и разработанных самим банком, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния; 

- контроль за предоставлением регулярных отчетов банка, предусмотренных в постановлении о введении ПБН

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка; 

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в банке и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях банка и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении банком операций в нарушение требований Национального банка; 

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении банка и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в банке. 

…… 

4.2.1. КПC определяет полномочия и обязанности Руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора ПО/ОПС, основными из которых являются: 

- изучение и детальный анализ договоров между поставщиками платежных услуг, качества управления ОПС/ПО, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения для всех участников платежных систем; 

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг в обработке и проведении платежей, мониторинг операций и действий ОПС/ПО и/или его должностных лиц; 

- контроль за расчетно-денежными операциями ОПС/ПО, включая временное приостановление платежей, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПС; 

- контроль за выполнением мер, предписанных Национальным банком и разработанных самим ОПС/ПО, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния/погашение задолженностей ОПС/ПО и завершения платежей между участниками платежных систем; 

- контроль за предоставлением регулярных финансовых отчетов ОПС/ПО, предусмотренных в постановлении о введении ПБН  

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка; 

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в ОПС/ПО и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях ОПС/ПО и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении ОПС/ПО операций в нарушение требований Национального банка; 

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении ОПС/ПО и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в ОПС/ПО. 

4.3. Для целей осуществления прямого банковского надзора Руководитель группы контролеров вправе, при необходимости: 

- инициировать созыв Совета директоров и Правления банка; 

- пригласить Председателя Совета директоров банка с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры; 

- внести предложение Совету директоров банка о созыве внеочередного собрания акционеров банка; 

- иметь полный доступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления); 

- иметь полный доступ к электронной нормативной базе банка с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления; 

- запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов и иных организаций. 

4.3. Для целей осуществления прямого банковского надзора Руководитель группы контролеров вправе, при необходимости: 

- инициировать созыв Совета директоров и Правления банка/ОПС/ПО (при наличии) или исполнительный орган ОПС/ПО; 

- пригласить Председателя Совета директоров банка с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры; 

- внести предложение Совету директоров банка/ОПС/ПО (при наличии) о созыве внеочередного собрания акционеров банка; 

- иметь полный доступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления); 

- иметь полный доступ к электронной нормативной базе банка/ОПС/ПО с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления; 

- запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов и иных организаций, 

- иметь доступ к автоматизированной системе/ программному обеспечению ОПС/ПО (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления, удаления).  

4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка продолжает нести полную ответственность за деятельность банка, в том числе за финансовое состояние банка, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка, а также за предоставление в Национальный банк и руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой и/или запрашиваемой информации. 

4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка/ОПС/ПО продолжает нести полную ответственность за деятельность банка/ПО/ОПС, в том числе за финансовое состояние банка/ОПС/ПО, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка/ОПС/ПО, а также за предоставление в Национальный банк и руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка/ОПС/ПО из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой и/или запрашиваемой информации. 

4.5. Руководство банка обязано оказывать содействие группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний Совета директоров и Правления банка до их проведения. Также обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке. 

Руководство банка (Члены Правления банка) обязано: 

- предоставить группе контролеров отдельное помещение в банке, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись; 

- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в предоставленном группе контролеров помещении; 

- обеспечить безопасность хранения документов банка и группы контролеров; 

- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора; 

- обеспечить полный доступ к внешней электронной почте; 

- обеспечить соблюдение полного режима конфиденциальности банком и/или работниками банка компьютерных рабочих станций группы контролеров. 

4.5. Руководство банка/ОПС/ПО обязано оказывать содействие группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний Совета директоров и Правления банка/ОПС/ПО (при наличии) до их проведения. Также обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке/ОПС/ПО

Руководство банка/ОПС/ПО (Члены Правления банка/исполнительный орган ОПС/ПО) обязано: 

- предоставить группе контролеров отдельное помещение в банке/ОПС/ПО, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись; 

- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в предоставленном группе контролеров помещении; 

- обеспечить безопасность хранения документов банка/ОПС/ПО и группы контролеров; 

- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора; 

- обеспечить полный доступ к внешней электронной почте; 

- обеспечить соблюдение полного режима конфиденциальности банком/ОПС/ПО и/или работниками банка/ОПС/ПО компьютерных рабочих станций группы контролеров. 

…….. 

4.6.1. Прямой банковский надзор за деятельностью ОПС/ПО осуществляется на основании данных финансового отчета ОПС/ПО, итогов инспекторских проверок, неисполнения предприсаний/предпуреждений, и на данных (отчетах) группы контролеров, содержащих информацию о: 

- проблемных и неисполненных финансовых обязательствах перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока; 

- текущем состоянии ликвидности (структура активов и обязательств ОПС/ПО, прогноз по выполнению текущих обязательств, данные об источниках финансирования, проведения анализа по срокам погашения задолжностей и др.); 

- наличии информации правоохранительных и иных органов, а также лиц, подтверждающей незаконную деятельность ОПС/ПО; 

- действии или бездействии должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа ОПС/ПО, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство ОПС/ПО. 

4.8. В случае отказа банка и/или его должностных лиц исполнить постановление КПН о введении прямого банковского надзора или создания препятствий для осуществления прямого банковского надзора, а также нарушения норм постановления КПН, в том числе отдельных пунктов постановления КПН, группой контролеров составляется акт о противодействии проведению прямого банковского надзора, который подписывается Руководителем и всеми членами группы контролеров (Приложение 1). 

В случае нарушения банком требований настоящего Положения, нормативных актов Национального банка, а также законодательства Кыргызской Республики и/или режима прямого банковского надзора, установленного постановлениями КПН (поручений, ограничений), Национальный банк вправе применить к банку и его руководству меры воздействия в соответствии с банковским законодательством, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций. 

(1) Под частой сменой руководства банка понимается: для Председателя - более двух раз за последовательные 12 месяцев; для членов Совета директоров - смена всего состава Совета директоров более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров) 

4.8. В случае отказа банка/ОПС/ПО и/или его должностных лиц исполнить постановление КПН или КПС о введении прямого банковского надзора или создания препятствий для осуществления прямого банковского надзора, а также нарушения норм постановления КПН/КПС, в том числе отдельных пунктов постановления КПН/КПС, группой контролеров составляется акт о противодействии проведению прямого банковского надзора за банком/ОПС/ПО, который подписывается Руководителем и всеми членами группы контролеров (согласно Приложению 1 и 2 соответственно). 

В случае нарушения банком/ОПС/ПО требований настоящего Положения, нормативных актов Национального банка, а также законодательства Кыргызской Республики и/или режима прямого банковского надзора, установленного постановлениями КПН/КПС (поручений, ограничений), Национальный банк вправе применить к банку/ОПС/ПО и его руководству меры воздействия в соответствии с банковским и платежным законодательством, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций. 

(1) Под частой сменой руководства банка/ОПС/ПО понимается: для Председателя - более двух раз за последовательные 12 месяцев; для членов Совета директоров (при наличии в ОПС/ПО) - смена всего состава Совета директоров более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров). 

  

  

Приложение 1 

к Положению о прямом банковском надзоре 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

_______________________________________________________________________ 

(наименование коммерческого банка (филиала, терминала, сберкассы) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение банка (филиала, терминала, сберкассы), адрес, телефон) 

  

_________________________ 

  

"___" __________ 2012 г. 

(место составления) 

  

  

  

Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики _______________________________________ (ФИО служащих Национального банка) составлен настоящий Акт о том, что коммерческий банк в лице: 

_______________________________________________________________________ (ФИО сотрудника/ов банка) воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора: 

_______________________________________________________________________ (не допустил в здание банка, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы банка и др.) 

Сотрудник/и банка предупрежден/ы группой контролеров об ответственности банка и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора. 

  

Акт составлен: 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Председателя Правления банка/лица, который его замещает) 

(должность) 

(Подпись) 

Ознакомлен: 

  

  

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО сотрудников банка, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) 

(должность) 

(Подпись) 

Получен второй экземпляр акта 

____________________________________ 

  

(ФИО сотрудника банка) 

  

_____________ 

_____________ 

  

(должность) 

(Подпись) 

  

В случае отказа со стороны сотрудников банка в подписании настоящего акта, группа контролеров вправе оставить настоящий акт в канцелярии банка, при этом зарегистрировать его в установленном порядке, с указанием в настоящем акте факта данного отказа. 

  

  

Приложение 1 

к Положению о прямом банковском надзоре 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора банка  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

_______________________________________________________________________ 

(наименование коммерческого банка (филиала, терминала, сберкассы) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение банка (филиала, терминала, сберкассы), адрес, телефон) 

  

_________________________ 

  

"___" __________ 2012 г. 

(место составления) 

  

  

  

Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики _______________________________________ (ФИО служащих Национального банка) составлен настоящий Акт о том, что коммерческий банк в лице: 

_______________________________________________________________________ (ФИО сотрудника/ов банка) воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора: 

_______________________________________________________________________ (не допустил в здание банка, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы банка и др.) 

Сотрудник/и банка предупрежден/ы группой контролеров об ответственности банка и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора. 

  

Акт составлен: 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Председателя Правления банка/лица, который его замещает) 

(должность) 

(Подпись) 

Ознакомлен: 

  

  

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО сотрудников банка, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) 

(должность) 

(Подпись) 

Получен второй экземпляр акта 

____________________________________ 

  

(ФИО сотрудника банка) 

  

_____________ 

_____________ 

  

(должность) 

(Подпись) 

  

В случае отказа со стороны сотрудников банка в подписании настоящего акта, группа контролеров вправе оставить настоящий акт в канцелярии банка, при этом зарегистрировать его в установленном порядке, с указанием в настоящем акте факта данного отказа. 

……… 

  

  

Приложение 2 

к Положению о прямом банковском надзоре 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО  

_______________________________________________________________________ 

(наименование оператора платежной организации и платежной организации) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение оператора платежной системы и платежной организации, адрес, телефон) 

 

_________________________ 

 

"___" __________ 20____ г. 

(место составления) 

 

 

 

Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики _______________________________________ (ФИО служащих Национального банка) составлен настоящий Акт о том, что оператор платежных систем и/или платежная организация в лице: 

_______________________________________________________________________ (ФИО сотрудника/ов ПО/ОПС) воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО: 

_______________________________________________________________________ (не допустил в здание ОПС/ПО, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы ОПС/ПО и др.) 

Сотрудник/и ОПС/ПО предупрежден/ы группой контролеров об ответственности ОПС/ПО и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора. 

 

Акт составлен: 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Руководства ОПС /ПО/лица, который его замещает) 

(должность) 

(Подпись) 

Ознакомлен: 

 

 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО сотрудников ОПС/ПО, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) 

(должность) 

(Подпись) 

Получен второй экземпляр акта 

____________________________________ 

 

(ФИО сотрудника ПО/ОПС) 

 

_____________ 

_____________ 

 

(должность) 

(Подпись) 

 

В случае отказа со стороны сотрудников ОПС/ПО в подписании настоящего акта, группа контролеров вправе оставить настоящий акт в офисе ОПС/ПО, при этом зарегистрировать его в установленном порядке, с указанием в настоящем акте факта данного отказа.