СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики»»» от 27 марта 2013 года №9/10 

 

 

1. Цель и задачи 

Предлагаемый проект постановления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики»» от 27 марта 2013 года №9/10 (далее-проект изменений). 

Проект изменений разработан в целях повышения уровня безопасности при использовании банкоматов во исполнение поручения еженедельного совещания №10 от 12 марта 2019 года о том, что УБИЗ совместно с УПС и УДН рассмотреть и внести изменения в требования по технической укрепленности банкоматов, а также в рамках исполнения мероприятий по развитию регионов страны. 

Данный проект изменений предусматривает установление минимальных требований к периферийным устройствам для снижения рисков, связанных с кражами и взломом периферийных устройств

 

2. Описательная часть 

Вопросы безопасности банковской и платежной системы с каждым днем становятся все более актуальными и необходимость обеспечения защищенности банкоматов и платежных терминалов является одним из таких факторов безопасности.  

По состоянию на 1 ноября 2019 года коммерческими банками было эмитировано 2 882 610 карт. Основную долю занимают операции по снятию наличных денежных средств: количество операций за III квартал 2019 года по обналичиванию денежных средств составило 9 185,3 тыс. транзакций на общую сумму 54 910,5 млн сомов. Данный денежный поток проходит через банкоматы, число которых составляет 1641 ед. по всей республике. В этой связи участились случаи кражи денежных средств из банкоматов и автоматизированных устройств самообслуживания. 

В течение года злоумышленниками неоднократно были похищены денежные средства коммерческих банков, особенно в регионах страны. 

Принимая во внимание эти факты, в предлагаемом проекте изменений пересмотрены минимальные требования к размещению банкоматов и автоматизированных терминалов самообслуживания. 

Кроме этого, при формировании кассовых документов с учетом использования финансово-кредитными организациями автоматизированных банковских программи в целях достоверного отражения сведений по остаткам и движениям денежной наличности, внесены изменения в Приложение 8 вышеуказанного Положения «Книга учета ценностей оборотной кассы и прочих ценностей».  

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия проекта изменений: 

защита прав потребителей;  

развитие банковских услуг и доступ населения к банковским услугам в отдаленных регионах республики.  

Проект изменений не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические последствия. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Проект изменений будет вынесен на общественное обсуждение по итогам рассмотрения на информационном заседании Правления Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект изменений не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Дополнительных финансовых затрат при принятии проекта изменений не требуется. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

АРВ к проекту изменений в соответствии с требованиями Методики проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства» не требуется, поскольку предлагаемые изменения и дополнения направлены на усиление безопасности при установке банковского оборудования, защиты прав потребителей банковских услуг и приведения в соответствия с Положением «О 

регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» утверждённого постановлением Правления Национального банка от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) .  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект  

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «_____» _________2019г.   

№________________________  

 

 

О внесении изменений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики»» от 27 марта 2013 года № 9/10 следующие изменения. 

 

В Положении «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции: 

«2. Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки, небанковские финансово-кредитные организации и платежные организации, лицензируемые и/или регулируемые Национальным банком (далее ФКО). 

3. Настоящее Положение регулирует кассовые операции, проводимые через кассу ФКО, а также устанавливает требования по подтверждающим документам, по размещению, оснащению и инкассации периферийных устройств, и обеспечению их безопасности.»; 

- в пункте 9: 

абзацы второй, четвертый, двадцать первый, двадцать второй, двадцать четвертый и двадцать пятый признать утратившими силу; 

пункт дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:  

«- кассета периферийного устройства (далее кассета) часть периферийного устройства, используемая для хранения, приема и/или выдачи денежных средств разных номиналов»; 

- пункт 20 изложить в следующей редакции: 

«20. Кассовый работник вправе выдавать клиенту банкноты пачками по указанным на верхних накладках пачек банкнот суммам, отдельными корешками, отдельные банкноты полистным пересчетом, монеты в мешках/ящиках с надписями на ярлыках, а если требуется меньшее количество монет, то монеты выдаются пакетами, упакованными по 100 (сто) штук, отдельные монеты поштучным пересчетом.»; 

- в пункте 21: 

в первом предложении слово «мешки» заменить словами «мешки/ящики»; 

во втором предложении слово «мешках» заменить словами «мешках/ящиках»; 

- пункт 25 изложить в следующей редакции: 

«25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании кассовые документы подбираются по балансовым счетам отдельно по приходу и расходу кассы. При использовании автоматизированных программ кассовые документы формируются согласно выходным формам и отчетам. После сверки суммы кассовых документов с книгами (Приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело.»; 

- второе предложение пункта 31 изложить в следующей редакции: 

«Наличные деньги выдаются инкассаторам, кассовому работнику пачками банкнот, кассетами, мешками/ящиками с монетой, отдельными корешками, банкнотами и монетами или сумками с наличными деньгами.»;  

- пункт 32 изложить в следующей редакции: 

«32. Инкассаторы, кассовый работник принимают пачки банкнот для их перевозки по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности целости упаковки пачек банкнот/кассет и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, мешки/ящики с монетой - по надписям на ярлыках к мешкам/ящикам с монетой с проверкой правильности указанных сумм и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам/ящикам с монетой. Отдельные корешки, банкноты и монеты принимаются полистным, поштучным пересчетом.»; 

- пункты 53, 54, 55 изложить в следующей редакции: 

«53. ФКО, включая агентов, при установке и подключении периферийных устройств должны принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи, нарушения работоспособности или хищения данных устройств. Ответственность за выбор места, установку, подключение и техническое обслуживание периферийных устройств, а также обеспечение их безопасности и предотвращение несанкционированных операций несут ФКО. 

54. ФКО должны уведомить Национальный банк об установке периферийных устройств в сроки и порядке, установленные в нормативных правовых актах Национального банка. 

55. При установке и подключении периферийных устройств должны выполняться требования по защите устройств и предотвращению несанкционированных операций с учетом соблюдения требований безопасности самой системы.»; 

- в пункте 56: 

пункт после слов «(офисный, межстенный и др.),» дополнить союзом «и»; 

пункт дополнить вторым предложением следующего содержания:  

«На банкомате должна быть информация о мерах предосторожности при наборе ПИН-кода на интерфейсе.»; 

- Положение дополнить пунктом 56-1 следующего содержания: 

«56-1. Периферийные устройства, обслуживающие банковские платежные карты и предоставляющие удаленный доступ к банковским счетам, должны быть застрахованы вместе с денежными средствами и: 

- оборудованы системами видеонаблюдения, которые могут обеспечить получение видеоизображения надлежащего качества, для обеспечения наглядной доказательной базы в рамках претензионных работ. Срок хранения записей видеосъемки должен составлять не менее 90 (девяносто) календарных дней; 

- оборудованы антискимминговым устройством, охранной сигнализацией, системой GPS-слежения и иными устройствами, предназначенными для противодействия попыткам несанкционированного доступа к денежным средствам; 

- в случае размещения в местах, где существует риск физического взлома и установки скиммингового оборудования, корпус и панель периферийного устройства должны быть антивандальными.»; 

- пункт 57 изложить в следующей редакции: 

«57. Каждая транзакция, проводимая в периферийном устройстве, результатом которой является списание со счета или пополнение счета, оплата и перевод денежных средств, должны сопровождаться обязательной выдачей чека. В случае отсутствия чековой бумаги в устройстве информация об этом должна быть представлена клиенту до совершения транзакции. Чек или электронное уведомление являются подтверждением совершения транзакции.»; 

- Положение дополнить пунктом 57-1 следующего содержания: 

«57-1. ФКО должны учесть все риски при функционировании периферийного устройства, а также: 

- проводить периодический контроль/мониторинг внешнего вида периферийного устройства, включая его целостность и отсутствие наличия несанкционированного оборудования, а также действий инкассаторских служб и организаций, обслуживающих ремонт, профилактику периферийного устройства;  

- использовать системы удаленного мониторинга периферийных устройств, обеспечивающие контроль надлежащего функционирования защитного оборудования и программного обеспечения; 

- обеспечить безопасное функционирование периферийного устройства и обслуживание пользователей; 

- проводить периодическую оценку рисков подверженности периферийных устройств к атакам (информационные, технические и физические) и попыткам их совершения, а также своевременно устранять выявленные уязвимости; 

- совершенствовать внутренние нормативные документы, направленные на обнаружение, фиксацию, идентификацию и предотвращение атак или попыток их совершения; 

- использовать безопасные операционные системы для периферийных устройств.»; 

- параграфы 2 и 4 Главы 9 признать утратившими силу; 

- параграф 3 Главы 9 изложить в следующей редакции: 

 

«§ 3. Минимальные требования к инкассации банкоматов 

62. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства производится ФКО самостоятельно либо инкассаторской службой, с которой заключен соответствующий договор, а также в соответствии с внутренними процедурами ФКО либо на основании соответствующего договора по инкассации. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства производится по мере необходимости. 

63. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства должны осуществляться своевременно и в сроки, гарантирующие бесперебойность работы периферийного устройства. Ответственность за своевременное инкассирование периферийного устройства осуществляется ФКО либо инкассаторской службой, с которой заключен соответствующий договор. 

64. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства должны осуществляться инкассатором либо кассовым работником ФКО в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых денежных средств. При этом персонал, осуществляющий сервисную и техническую поддержку периферийного устройства, не должен допускаться к инкассации. 

65. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства должно осуществляться кассовыми работниками ФКО в количестве не менее 2 (двух) человек с составлением соответствующих актов и отчетов, а также пломбированием/проверкой целостности пломбы каждой кассеты. 

66. Информация о суммах наличных денег, фактически изъятых из периферийного устройства, должна распечатываться на бумажном носителе. 

67. Мониторинг работы периферийного устройства, а также обеспечение его заполнения денежными средствами должны осуществляться ФКО и/или инкассаторской службой, с которой заключен соответствующий договор. В договоре должны быть предусмотрены время и порядок оповещения ФКО о проведении инкассации.  

68. Процедура пополнения или изъятия денежных средств из периферийного устройства должна сопровождаться обязательной распечаткой из периферийного устройства отчета о сумме денежных средств, находящихся в периферийном устройстве на момент инкассации, и отчета, подтверждающего операцию загрузки новых денежных средств в периферийные устройства, нормы, регламентирующие условия хранения и использования ключей/паролей для инкассации периферийных устройств, а также закреплять ответственность за их соблюдение. Данные отчеты должны быть подписаны лицами, осуществляющими процедуру инкассации. 

69. Вскрытие кассет должно осуществляться с предварительной проверкой целостности пломбы на кассетах. Полистный пересчет денежных знаков в кассетах должен осуществляться кассовыми работниками в количестве не менее 2 (двух) человек с составлением соответствующих актов и отчетов. При выявлении излишка или недостачи при полистном, поштучном пересчете наличных денежных знаков, изъятых из периферийного устройства, составляется акт пересчета в 2 (двух) экземплярах.»;  

- Приложение 8 изложить в следующей редакции: 

 

«Приложение 8 

к Положению о минимальных 

требованиях по выполнению 

кассовых операций  

в коммерческих банках и  

небанковских финансово- 

кредитных организациях  

Кыргызской Республики 

 

 

(наименование ФКО) 

 

 

КНИГА 

учёта ценностей оборотной кассы и прочих ценностей за 20___г. 

 

Начата «___» _______________20___ г. 

Окончена «__»_______________ 20___ г. 

 

Записи в настоящей книге производятся 

до полного её использования 

 

Месяц ____________________ 20 ___ г. 

 

Национальная валюта 

____________ 

(Дата) 

 

СУММА 

Денежные средства в кассе банка на начало дня 

 

ПРИХОД 

 

РАСХОД 

 

Остаток на конец дня 

 

 

 

Руководитель 

Главный бухгалтер 

Заведующий кассой  

Подпись ____________ 

 

____________ 

____________ 

 

 

(наименование ФКО) 

 

 

 

З А В Е Р И Т Е Л Ь Н А Я Н А Д П И С Ь 

 

Итого в настоящей книге содержится пронумерованных и 

прошнурованных листов ________________________________________ 

______________________________________________________________ 

(количество указывается прописью) 

 

с № ________ по № ________ включительно 

 

 

Руководитель  

 

Главный бухгалтер (бухгалтер) 

 

Заведующий кассой». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики»»» от 27 марта 2013 года № 9/10 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Глава 1. Общие Положения 

2. Настоящее Положение распространяется на банки и небанковские финансово-кредитные организации (далее - ФКО), лицензируемые и/или регулируемые Национальным банком. 

2Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки, небанковские финансово-кредитные организации и платежные организации, лицензируемые и/или регулируемые Национальным банком (далее ФКО). 

3. Настоящее Положение регулирует кассовые операции, проводимые через кассу ФКО, кроме автоматизированных терминалов самообслуживания (кэш-ин терминалы) (далее - АТС), а также устанавливает требования по подтверждающим документам, по размещению, инкассации отдельных периферийных устройств и обеспечению их безопасности. 

3. Настоящее Положение регулирует кассовые операции, проводимые через кассу ФКО, а также устанавливает требования по подтверждающим документам, по размещению, оснащению и инкассации периферийных устройств, и обеспечению их безопасности.  

Глава 2 Термины и определения 

- автоматизированный терминал самообслуживания (cash-in терминал) - терминал, предназначенный для депонирования денежных наличных средств клиентами банков, держателями карт, пользователями сервисов, включая для целей проведения платежей в наличной и безналичной форме в адрес коммунальных служб, операторов мобильной связи, интернета и других платежей; 

 

- банкомат - аппаратно-программный комплекс для выдачи и приема наличных денежных средств, записи денежных средств на карту, получения информации по совершенным транзакциям держателем карты, осуществления безналичных платежей и выдачи карт-чека по всем видам произведенных транзакций. Банкомат предназначен для самостоятельного совершения держателем карты операций с ее использованием без участия в этом уполномоченного работника ФКО; 

 

- периферийные устройства - терминалы, банкоматы, автоматизированные терминалы самообслуживания, иные устройства, составляющие техническую инфраструктуру по приему и обслуживанию банковских платежных карт; 

 

- терминал - аппаратно-программный комплекс, позволяющий устанавливать связь с главным компьютером, формировать, отравлять сообщения в сеть платежной системы ФКО и принимать сообщения, поступающие из нее; 

 

- эквайер - ФКО, получившее разрешение на осуществление эквайринга, владелец сети периферийных устройств, обеспечивающий возможность проведения авторизаций или транзакций через свои периферийные устройства в соответствии с технологией и нормативными актами соответствующих платежных систем и законодательством Кыргызской Республики; 

 

- эквайринг - деятельность ФКО, включающая в себя договорные отношения с торговыми точками по установке периферийных устройств и приему карт в качестве средства платежа за реализуемые товары, работы, услуги, обеспечение расчетов с торговыми точками и/или выдача налично-денежных средств держателям карт; 

 

…….. 

- кассета периферийного устройства (далее кассета) часть периферийного устройства, используемая для хранения, приема и/или выдачи денежных средств разных номиналов. 

Глава 4. Выдача наличных денег 

 

 

20. Кассовый работник выдает клиенту банкноты полными и неполными пачками по указанным на верхних накладках пачек банкнот суммам, отдельными корешками, отдельные банкноты полистным пересчетом, монеты полными мешками по надписям на ярлыках, а если требуется меньшее количество монет, то монеты выдаются пакетами, упакованными по 100 штук, отдельные монеты - поштучным пересчетом 

20. Кассовый работник вправе выдавать клиенту банкноты пачками по указанным на верхних накладках пачек банкнот суммам, отдельными корешками, отдельные банкноты полистным пересчетом, монеты в мешках/ящиках с надписями на ярлыках, а если требуется меньшее количество монет, то монеты выдаются пакетами, упакованными по 100 (сто) штук, отдельные монеты - поштучным пересчетом.  

21. Клиент, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего наличные деньги должен тщательно проверить правильность и целостность упаковки пачек, количества корешков в каждой пачке, правильность сумм, указанных на накладках, отдельные корешки, банкноты - просчитать полистным пересчетом, мешки с монетами по надписям на ярлыках, реквизитами на пакетах и отдельные монеты - поштучным пересчетом. 

В случае обнаружения недостач в полученных пачках, корешках или мешках составляется акт (приложение 4), который подписывается кассовым работником и клиентом. Сумма недостачи возмещается клиенту только в том случае, если недостача при пересчете была обнаружена в присутствии кассового работника. 

Если полученная сумма своевременно не пересчитана в кассе пересчета, то ФКО ответственности за недостачи не несет. 

21. Клиент, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего наличные деньги, должен тщательно проверить правильность и целостность упаковки пачек, количества корешков в каждой пачке, правильность сумм, указанных на накладках, отдельные корешки, банкноты просчитать полистным пересчетом, мешки/ящики с монетами по надписям на ярлыках, реквизитами на пакетах и отдельные монеты поштучным пересчетом. 

В случае обнаружения недостач в полученных пачках, корешках или мешках/ящиках составляется акт (Приложение 4), который подписывается кассовым работником и клиентом. Сумма недостачи возмещается клиенту только в том случае, если недостача при пересчете была обнаружена в присутствии кассового работника. 

Если полученная сумма своевременно не пересчитана в кассе пересчета, то ФКО ответственности за недостачи не несет. 

Глава 5. Заключение оборотной кассы  

25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании, кассовые документы подбираются по балансовым счетам, отдельно по приходу и расходу кассы. После сверки суммы кассовых документов с книгами (приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело. 

25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании кассовые документы подбираются по балансовым счетам, отдельно по приходу и расходу кассы. При использовании автоматизированных программ, кассовые документы формируются согласно выходным формам и отчетам. После сверки суммы кассовых документов с книгами (Приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело.  

Глава 6. Перевозка и инкассация наличных денег  

31. Выдача инкассаторам, кассовому работнику наличных денег для перевозки осуществляется по расходным кассовым ордерам и описям, прием доставленных указанными работниками наличных денег - по приходным кассовым ордерам. Наличные деньги выдаются инкассаторам, кассовому работнику пачками банкнот, мешками с монетой, отдельными корешками, банкнотами и монетами или сумками с наличными деньгами. 

31. Выдача инкассаторам, кассовому работнику наличных денег для перевозки осуществляется по расходным кассовым ордерам и описям, прием доставленных указанными работниками наличных денег - по приходным кассовым ордерам. Наличные деньги выдаются инкассаторам, кассовому работнику пачками банкнот, кассетами, мешками/ящиками с монетой, отдельными корешками, банкнотами и монетами или сумками с наличными деньгами.  

32. Инкассаторы, кассовый работник принимают пачки банкнот для их перевозки по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности целости упаковки пачек банкнот и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, мешки с монетой - по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности указанных сумм и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам с монетой. Отдельные корешки, банкноты и монеты принимаются полистным, поштучным пересчетом. 

32. Инкассаторы, кассовый работник принимают пачки банкнот для их перевозки по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности целости упаковки пачек банкнот/кассет и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, мешки/ящики с монетой - по надписям на ярлыках к мешкам/ящикам с монетой с проверкой правильности указанных сумм и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам/ящикам с монетой. Отдельные корешки, банкноты и монеты принимаются полистным, поштучным пересчетом.  

Глава 9. Минимальные требования по размещению, оснащению и инкассации периферийных устройств 

§ 1. Минимальные требования 

к размещению и оснащению периферийных устройств 

53. Эквайер при установке и подключении терминалов и банкоматов должен принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи или хищения данных устройств (наличие внешних или внутренних камер, специальные зеркала или экраны, защищенные клавиатуры и т.д.). Ответственность за выбор места, установку и подключение терминалов и банкоматов, а также обеспечение их безопасности и предотвращение мошенничества несет эквайер. 

53. ФКО, включая их агентов, при установке и подключении периферийных устройств должны принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи, нарушения работоспособности или хищения данных устройств. Ответственность за выбор места, установку, подключение и техническое обслуживание периферийных устройств, а также обеспечение их безопасности и предотвращение несанкционированных операций несут ФКО. 

54. Эквайер должен уведомить Национальный банк о месте установки терминала и/или банкомата или его закрытии в сроки и порядке, установленных в нормативных правовых актах Национального банка. 

54. ФКО должны уведомить Национальный банк об установке периферийных устройств в сроки и порядке, установленные в нормативных правовых актах Национального банка. 

55. При установке и подключении терминалов и банкоматов, обслуживающих карты международных платежных систем, должны выполняться требования данных систем по защите устройств и предотвращению мошенничества. 

55. При установке и подключении периферийных устройств, должны выполняться требования по защите устройств и предотвращению несанкционированных операций, с учетом соблюдения требований безопасности самой системы.  

56. Банкомат должен быть размещен в местах, соответствующих его техническим характеристикам (офисный, межстенный и др.), установлен и закреплен таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с возможностью взлома, порчи или хищения банкомата. 

56. Банкомат должен быть размещен в местах, соответствующих его техническим характеристикам (офисный, межстенный и др.), и установлен и закреплен таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с возможностью взлома, порчи или хищения банкомата. На банкомате должна быть информация о мерах предосторожности при наборе ПИН-кода на интерфейсе.  

……..  

56-1. Периферийные устройства, обслуживающие банковские платежные карты и предоставляющие удаленный доступ к банковским счетам, должны быть застрахованы вместе с денежными средствами и: 

- оборудованы системами видеонаблюдения, которые могут обеспечить получение видеоизображения надлежащего качества, для обеспечения наглядной доказательной базы в рамках претензионных работ. Срок хранения записей видеосъемки должен составлять не менее 90 (девяносто) календарных дней; 

- оборудованы антискимминговым устройством, охранной сигнализацией, системой GPS-слежения и иными устройствами, предназначенными для противодействия попыткам несанкционированного доступа к денежным средствам; 

- в случае размещения в местах, где существует риск физического взлома и установки скиммингового оборудования, корпус и панель периферийного устройства должны быть антивандальными. 

57. Каждая транзакция, проводимая держателями карт в банкомате и терминале, результатом которой является списание денежных средств со счетов держателей карт, должна сопровождаться обязательной выдачей карт-чека. В случае отсутствия чековой бумаги в устройстве, информация об этом должна быть представлена держателям карт до совершения транзакции. Карт-чек является подтверждением совершения транзакции. 

57. Каждая транзакция, проводимая в периферийном устройстве, результатом которой является списание со счета или пополнение счета, оплата и перевод денежных средств, должны сопровождаться обязательной выдачей чека. В случае отсутствия чековой бумаги в устройстве информация об этом должна быть представлена клиенту до совершения транзакции. Чек или электронное уведомление являются подтверждением совершения транзакции. 

……… 

57-1. ФКО должны учесть все риски при функционировании периферийного устройства, а также: 

- проводить периодический контроль/мониторинг внешнего вида периферийного устройства, включая его целостность и отсутствие наличия несанкционированного оборудования, а также действий инкассаторских служб и организаций, обслуживающих ремонт, профилактику периферийного устройства;  

- использовать системы удаленного мониторинга периферийных устройств, обеспечивающие контроль надлежащего функционирования защитного оборудования и программного обеспечения; 

- обеспечить безопасное функционирование периферийного устройства и обслуживание пользователей; 

- проводить периодическую оценку рисков подверженности периферийных устройств к атакам (информационные, технические и физические) и попыткам их совершения, а также своевременно устранять выявленные уязвимости; 

- совершенствовать внутренние нормативные документы, направленные на обнаружение, фиксацию, идентификацию и предотвращение атак или попыток их совершения; 

- использовать безопасные операционные системы для периферийных устройств.  

§ 2. Минимальные требования к размещению и укрепленности автоматизированного терминала самообслуживания (кэш-ин терминалов) 

 

58. Эквайер, установивший кэш-ин терминал в местах общего доступа, должен принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи или похищения кэш-ин терминала.  

 

59. Эквайер должен уведомить Национальный банк о месте установки своего кэш-ин терминала или его закрытии в порядке и сроки, установленные в нормативных правовых актах Национального банка 

 

60. Кэш-ин терминал должен быть размещен в местах, соответствующих его техническим характеристикам, и укреплен таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с возможностью несанкционированного проникновения в купюроприемник, а также взлома, порчи или хищения. Ответственность за выбор места и укрепление кэш-ин терминала несет его владелец. 

 

61. Каждая транзакция, проводимая пользователями в кэш-ин терминале по пополнению счетов, оплате и переводе денежных средств, должна сопровождаться обязательной выдачей соответствующего чека. В случае отсутствия чековой бумаги в устройстве, информация об этом должна быть представлена пользователям до совершения транзакции. Чек является подтверждением совершения транзакции. 

 

§ 3. Минимальные требования к инкассации банкоматов 

62. Заполнение банкомата денежными знаками, а также изъятие их из банкомата производится эквайером либо самостоятельно, либо инкассаторской службой/организацией, с которой эквайер заключил договор о выполнении операций по инкассированию. 

62. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства производится ФКО самостоятельно либо инкассаторской службой, с которой заключен соответствующий договор, а также в соответствии с внутренними процедурами участников либо на основании соответствующего договора по инкассации. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства производится по мере необходимости. 

63. Загрузка банкомата наличными денежными знаками, а также изъятие их из банкомата должны осуществляться в соответствии с внутренними процедурами самого эквайера, либо на основании договора о выполнении операций по инкассированию, заключенного между эквайером и соответствующей организацией. Загрузка банкомата наличными денежными знаками производиться по мере необходимости 

63. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства должны осуществляться своевременно и в сроки, гарантирующие бесперебойность работы периферийного устройства. Ответственность за своевременное инкассирование периферийного устройства осуществляется участниками либо инкассаторской службой, с которой заключен соответствующий договор.  

64. Мониторинг работы банкомата, обеспечение его заполнения денежными знаками должны осуществляться самим эквайером или процессинговым центром на основании соответствующего договора с эквайером. В договоре должны быть предусмотрены время и порядок оповещения эквайера о проведении операций 

64. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства должны осуществляться инкассатором либо кассовым работником ФКО в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых денежных средств. При этом персонал, осуществляющий сервисную и техническую поддержку периферийного устройства, не должен допускаться к инкассации.  

65. Инкассирование банкомата должно осуществляться своевременно, в сроки, гарантирующие постоянную работоспособность банкомата по приему-выдаче денежной наличности. Ответственность за своевременное инкассирование банкомата осуществляет эквайер либо организация, с которой эквайер заключил договор о выполнении операций по инкассированию 

65. Пополнение или изъятие денежных средств из периферийного устройства должно осуществляться кассовыми работниками ФКО в количестве не менее 2 (двух) человек с составлением соответствующих актов и отчетов, а также пломбированием/проверкой целостности пломбы каждой кассеты.  

66. Заполнение и изъятие денежной наличности в/из кассеты банкомата должно осуществляться кассовыми работниками ФКО в количестве не менее двух человек с составлением соответствующих актов и отчетов, а также пломбированием/проверкой целостности пломбы каждой кассеты. При выявлении излишка, недостачи при полистном, поштучном пересчете наличных денежных знаков, изъятых из банкомата, составляется акт пересчета в двух экземплярах. 

66. Информация о суммах наличных денег, фактически изъятых из периферийного устройства, должна распечатываться на бумажном носителе.  

67. Инкассация банкомата должна осуществляться инкассатором либо кассовым работником эквайера в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых кассет с денежными знаками. При этом персонал, осуществляющий сервисную и техническую поддержку банкоматов, не должен допускаться к инкассации. 

67. Мониторинг работы периферийного устройства, а также обеспечение его заполнения денежными средствами должны осуществляться ФКО и/или инкассаторской службой, с которой заключен соответствующий договор. В договоре должны быть предусмотрены время и порядок оповещения ФКО о проведении инкассации. 

68. Каждая процедура инкассации банкомата должна сопровождаться обязательной распечаткой из банкомата отчета о сумме денежных знаков, находящихся в банкомате на момент вскрытия, и отчета, подтверждающего операцию загрузки новых кассет с денежными знаками в банкомат. Данные отчеты должны быть подписаны лицами, осуществляющими процедуру инкассации. 

 

68. Процедура пополнения или изъятия денежных средств из периферийного устройства должна сопровождаться обязательной распечаткой из периферийного устройства отчета о сумме денежных средств, находящихся в периферийном устройстве на момент инкассации, и отчета, подтверждающего операцию загрузки новых денежных средств в периферийные устройства, нормы, регламентирующие условия хранения и использования ключей/паролей для инкассации периферийных устройств, а также закреплять ответственность за их соблюдение. Данные отчеты должны быть подписаны лицами, осуществляющими процедуру инкассации.  

69. Процедуры инкассации банкоматов в обязательном порядке должны содержать нормы, регламентирующие условия хранения и использования ключей/паролей для инкассации банкоматов, а также закреплять ответственность за их соблюдение. 

69. Вскрытие кассет должно осуществляться с предварительной проверкой целостности пломбы на кассетах. Полистный пересчет денежных знаков в кассетах должен осуществляться кассовыми работниками в количестве не менее двух человек с составлением соответствующих актов и отчетов. При выявлении излишка, недостачи при полистном, поштучном пересчете наличных денежных знаков, изъятых из периферийного устройства, составляется акт пересчета в двух экземплярах.  

§ 4. Минимальные требования к инкассации кэш-ин терминала 

 

70. Инкассирование кэш-ин терминала производится кассовыми работниками владельца кэш-ин терминала либо инкассаторской службой/организацией, с которой заключен договор об инкассировании. 

 

71. Мониторинг работы кэш-ин терминала, включая его наполняемость денежными знаками, должны осуществляться самим владельцем кэш-ин терминала или процессинговым центром на основании соответствующего договора с владельцем. В договоре должно быть предусмотрено время и порядок оповещения владельцем о состоянии кэш-ин терминала и необходимости проведения инкассации. 

 

72. Инкассирование кэш-ин терминала должно осуществляться своевременно, в сроки, гарантирующие постоянную его работоспособность. Ответственность за своевременное инкассирование кэш-ин терминала несет его владелец либо организация, с которой владелец кэш-ин терминала заключил договор о выполнении операций по инкассированию. 

 

73. Инкассация кэш-ин терминала должна осуществляться инкассаторами либо кассовыми работниками владельца в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег. При этом персонал, осуществляющий сервисную и техническую поддержку кэш-ин терминалов, не должен допускаться к инкассации. 

 

74. Информация о суммах наличных денег, фактически изъятых из кэш-ин терминала, должна распечатываться на бумажном носителе. 

 

75. Вскрытие кассет из кэш-ин терминалов с предварительной проверкой целостности пломбы на кассетах, а также полистный пересчет денежных знаков в кассетах должны осуществляться кассовыми работниками в количестве не менее двух человек с составлением соответствующих актов и отчетов. 

 

76. При выявлении излишка, недостачи при полистном, поштучном пересчете наличных денежных знаков, изъятых из кэш-ин терминала, составляется акт пересчета в двух экземплярах. 

 

Приложение 8 

к Положению о минимальных 

требованиях по выполнению 

кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных  

организациях Кыргызской Республики 

  

____________________________________________________ 

(наименование ФКО) 

КНИГА 

учета ценностей оборотной кассы и прочих ценностей 

за ___________ 20__ г. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-13/24-2

Начата "___" __________ 20__ г. 

Окончена "___" __________ 20__ г. 

Записи в настоящей книге производятся до полного ее использования 

Месяц ___________ 20__ г. 

Денежные средства в кассе банка 

NN счетов 

Остаток на ___________ 

Остаток на ____________ 

Национальная валюта 

  

Вид валюты 

Сумма 

Вид валюты 

Сумма 

ПРИХОД 

  

  

  

  

  

РАСХОД 

  

  

  

  

  

ОСТАТОК 

  

  

  

  

  

Руководитель Главный бухгалтер Заведующий кассой 

  

___________________ 

Подпись 

___________________ 

Подпись 

___________________ 

Подпись 

__________________ 

Подпись 

__________________ 

Подпись 

__________________ 

Подпись 

  

____________________________________________________ 

(наименование ФКО

ЗАВЕРИТЕЛЬНАЯ НАДПИСЬ 

Итого в настоящей книге содержится 

пронумерованных и прошнурованных листов 

_______________________________________ 

(количество указывается прописью

с N _____ по N _____ включительно 

  

Руководитель 

Главный бухгалтер (бухгалтер) 

Заведующий кассой 

"___" _____________ 20__ г. 

  

Приложение 8 

к Положению о минимальных требованиях 

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и 

небанковских финансово-кредитных 

организациях Кыргызской Республики 

 

 

(наименование ФКО) 

 

 

КНИГА 

учёта ценностей оборотной кассы 

и прочих ценностей за 20___г. 

 

Начата «___» _______________20___ г. 

Окончена «__»_______________ 20___ г. 

 

Записи в настоящей книге производятся 

до полного её использования 

 

Месяц ____________________ 20 ___ г. 

 

Национальная валюта 

____________ 

(Дата) 

 

СУММА 

Денежные средства в кассе банка на начало дня 

 

ПРИХОД 

 

РАСХОД 

 

Остаток на конец дня 

 

 

 

Руководитель 

Главный бухгалтер 

Заведующий кассой  

Подпись ____________ 

 

____________ 

____________ 

 

 

(наименование ФКО) 

 

 

 

З А В Е Р И Т Е Л Ь Н А Я Н А Д П И С Ь 

 

Итого в настоящей книге содержится пронумерованных и 

прошнурованных листов ________________________________________ 

______________________________________________________________ 

(количество указывается прописью) 

 

с № ________ по № ________ включительно 

 

 

Руководитель  

 

Главный бухгалтер (бухгалтер) 

 

Заведующий кассой 

 

«____» _____________20____г.