СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики в части лицензирования»  

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики в части лицензирования» разработан с целью совершенствования нормативных правовых актов Национального банка, а также урегулирования вопросов, связанных с реорганизацией банков и согласованием должностных лиц, в том числе дочерних коммерческих банков и гарантийных фондов. 

 

2. Описательная часть  

Проектом предлагается установить норму, регламентирующую особенности согласования управляющих директоров банка, не являющихся членами Правления и курирующих вопросы кибербезопасности и информационных технологий, обеспечения безопасности, юридической поддержки. 

Проектом также предусмотрено включение в Положение «О лицензировании деятельности банков» (далее Положение) норм, позволяющих приостановить процедуру согласования изменений и дополнений в учредительные документы реорганизуемых банков в случае необходимости проведения инспекторской проверки по вопросам соблюдения реорганизуемыми банками требований банковского законодательства и достоверности предоставленной реорганизуемыми банками информации для исключения случаев нарушения прав и интересов клиентов банков, а также обеспечения бесперебойности предоставления банковских услуг. 

Кроме того, проектом предлагается усилить требования к членам Шариатского совета, а именно: установить сроки их избрания не более, чем на 5 (пять) лет и требования о том, чтобы как минимум 1 (один) член Шариатского совета был гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. Предлагаемые изменения направлены на развитие роли местных шариатских ученых, практикующих традиционную умеренную форму суннитского ислама на основах религиозно-правовой школы ханафизма, который заложен в Концепцию государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы, утвержденную Указом Президента Кыргызской Республики от 14.11.2014 года №203.).  

Данные требования предлагается установить для членов Шариатского совета банков, микрофинансовых компаний, микрокредитных компаний, кредитных союзов и ОАО «ФККС».  

Дополнительно установлена норма, позволяющая присвоить БИК филиалам реорганизуемых банков до прохождения ими перерегистрации в уполномоченном государственном органе для обеспечения бесперебойного предоставления банковских услуг клиентам банков.  

Помимо этого, устанавливаются нормы, в соответствии с которыми в случае если большинство членов Совета директоров не имеют стажа работы не менее (двух) 2 лет в течение последних лет на руководящих должностях в банковской и/или финансовой системе, Национальный банк вправе приостановить согласование членов Совета директоров банка до приведения его состава в соответствие с требованием, а банк должен в месячный срок привести состав совета директоров в соответствие с требованиями данного Положения. 

Также в целях обеспечения прозрачности управления банковской группой установлена норма, в соответствии с которой банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, должны иметь утвержденные внутренние документы, регламентирующие вопросы порядка реализации предусмотренных законодательством прав акционера, в том числе порядок выдачи доверенности на участие в собраниях акционеров, порядок принятия решений о выдвижении кандидатов в наблюдательные органы управления и по другим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров. 

Дополнительно проектом предлагается урегулировать вопросы согласования кандидатов на должности членов Совета директоров в дочерних коммерческих банках и гарантийных фондах Национального банка, если они являются служащими Национального банка. 

Кроме того, вносятся изменения технического характера. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

5. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не предусматривает выделения дополнительных финансовых средств. 

 

6. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.  

7. Информация о результатах общественного обсуждения  

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2010 года №52/4, проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые постановления Правления Национального банка  

Кыргызской Республики в части лицензирования 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности банков» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)»; 

- «Об утверждении Положения «О консолидированном надзоре» и Положения  

«О периодической регулятивной консолидированной отчетности» от 28 июня 2019 года  

№ 2019-П-12/34-4-(НПА)» (прилагаются); 

- «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний» от 23 декабря 2015 года № 78/26

- «Об утверждении Положения «О лицензировании кредитных союзов» от 23 декабря 2015 года № 78/25; 

- «Об утверждении Положения «О создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств» от 9 декабря 2015 года № 76/9; 

- «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-10-(НФКУ); 

- «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике»  

от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-2-(НФКУ).  

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

 

3. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» и Государственного банка развития Кыргызской Республики. 

 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Национального банка Кыргызской Республики, курирующего деятельность Управления методологии надзора и лицензирования банков. 

 

 

Председатель Т. Абдыгулов 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «____» ______________ 

№ __________________________ 

 

 

Изменения  

в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики в части лицензирования 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности банков»  

от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)» следующие изменения:  

в Положении «О лицензировании деятельности банков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 87 изложить в следующей редакции:  

«87. В случае намерения банка осуществлять операции с драгоценными металлами в виде аффинированных стандартных и мерных слитков других эмитентов, кроме Национального банка, дополнительно предоставляются следующие документы: 

1) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка и что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями; 

2) бизнес-план; 

3) сведения о мерах, предпринятых банком для обеспечения надлежащих условий хранения и транспортировки драгоценных металлов (за исключением случаев, когда банк ходатайствует о выдаче разрешения на право проведения операций с драгоценными металлами других эмитентов в обезличенном виде (в безналичной форме); 

4) сведения об условиях страхования, включая сведения о компании, с которой банк намерен заключить договор страхования и ее финансовом положении (за исключением случаев, когда банк ходатайствует о выдаче разрешения на право проведения операций с драгоценными металлами других эмитентов в обезличенном виде (в безналичной форме).»; 

- пункт 90 признать утратившим; 

- второе предложение пункта 120 изложить в следующей редакции: 

«После перехода права собственности на акции заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней должен предоставить в Национальный банк копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции.»; 

-пункт 125-2 дополнить абзацем следующего содержания: 

«В случае если указанные выше лица приобрели акции банка в размере более 0,01 процента от минимального размера уставного капитала установленного для банков, они должны дополнительно предоставить копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции.»; 

- абзац 7 пункта 134 дополнить предложениями следующего содержания: «В случае если большинство членов Совета директоров имеет стаж работы менее 2 (двух) лет в течение последних 10 (десяти) лет на руководящих должностях в банковской и/или финансовой системе, Национальный банк вправе приостановить согласование членов Совета директоров банка, не соответствующих данному требованию, до приведения его состава в соответствие с указанным выше требованием. При этом банк должен привести состав Совета директоров в соответствие в течение 1 (одного) месяца со дня получения соответствующего письма Национального банка. Если в установленные сроки банк не сформирует состав Совета директоров, соответствующий данному требованию, Национальный банк принимает решение об отказе в согласовании всех членов Совета директоров, не соответствующих данному требованию.»; 

- пункт 141 изложить в следующей редакции:  

«141. Члены Шариатского совета исламского банка и банка, имеющего «исламское окно», избираются на общем собрании учредителями (акционерами) банка методом кумулятивного голосования сроком на 5 (пять) лет.»; 

- пункт 142 дополнить вторым предложением следующего содержания:  

«Не менее чем 1 (один) член Шариатского совета банка должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком.». 

- абзац «г» подпункта 2 пункта 144 дополнить предложением следующего содержания: «Управляющий директор, не являющийся членом Правления и курирующий деятельность структурных подразделений банка по специализированным направлениям (вопросы кибербезопасности и информационных технологий, обеспечения безопасности, юридической поддержки), должен иметь опыт работы не менее 2 (двух) лет в банковской и/или финансовой системе и/или не менее 3 (трех) лет в организациях, занимающихся вышеуказанными вопросами.»; 

- в абзаце третьем пункта 145 исключить слова «(сдача экзамена/теста)»; 

- пункт 158 дополнить абзацем следующего содержания: 

«При согласовании кандидатов на должности членов Совета директоров в дочерних банках Национального банка кандидаты на данные должности, в случае если они являются служащими Национального банка, ограничиваются предоставлением анкеты по форме Приложения 21 и должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Положением. При отсутствии замечаний к предоставленным документам и соответствии кандидата установленным требованиям уполномоченное лицо Национального банка принимает решение о согласовании и ответственное структурное подразделение Национального банка направляет в установленные настоящим Положением сроки письмо в банк о согласовании кандидата.»; 

- подпункт 5 пункта 159 изложить в следующей редакции: 

«5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике, и от лиц, которым при последнем прохождении процедуры согласования на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения было отказано.»; 

- пункт 166 изложить в следующей редакции: 

«166. Решение о согласовании кандидатуры принимается в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня предоставления документов на согласование. В случае необходимости получения дополнительной информации или документов Национальный банк вправе продлить срок рассмотрения документов на 20 (двадцать) рабочих дней. 

Решения о согласовании кандидатур на должности: 

- председателей и членов Совета директоров (кроме кандидатов, являющихся служащими Национального банка и избранных в Совет директоров дочернего банка Национального банка), Шариатского совета, председателя Комитета по аудиту, Комитета по управлению рисками, председателя Правления, заместителя(ей) председателя и других членов Правления, отвечающих за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам, управляющего директора, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам (в случае если управляющий директор не находится под кураторством председателя/заместителя председателя/ члена Правления, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования), руководителя службы внутреннего аудита, главного бухгалтера банка, принимается Комитетом по надзору Национального банка; 

- заместителя(ей) председателя и других членов Правления, управляющего директора, руководителей служб комплаенс-контроля и риск-менеджмента, руководителей «исламского окна», принимается заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора и лицензирования; 

- руководителей структурных подразделений, ответственных за финансирование по исламским принципам, управление активами и пассивами, кредитную деятельность банка, кандидатов на должности членов Совета директоров, являющихся сотрудниками Национального банка и избранных в Совет директоров дочернего банка Национального банка, принимается начальником ответственного структурного подразделения Национального банка. 

Решение о согласовании других должностных лиц банка принимается Комитетом по надзору, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора, либо начальником ответственного структурного подразделения Национального банка в зависимости от функциональных обязанностей должностного лица, подлежащего согласованию. 

Решение о согласовании заместителей руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера принимается тем же органом/должностным лицом, которое принимает решение о согласовании руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера.»; 

- в пункте 187 исключить слова «в бумажном виде»; 

- Положение дополнить пунктом 197-1 следующего содержания: 

«197-1. При реорганизации банков в целях обеспечения бесперебойного оказания банковских услуг клиентам действующие филиалы реорганизуемых банков могут продолжать свою деятельность в период прохождения государственной перерегистрации филиалов по новым БИК (банковский идентификационный код)  

Банк должен в течение 1 (одного) рабочего дня со дня завершения процедуры реорганизации (государственной регистрации факта реорганизации банка(банков)) направить в Национальный банк ходатайство о присвоении БИК филиалам банка(банков), участвовавшего в слиянии и разделении, филиалам присоединенного банка, филиалам выделенного банка. По итогам рассмотрения указанного выше ходатайства Национальный банк в течение 2 (двух) рабочих дней присваивает новый БИК филиалам и направляет письмо уведомление об этом: 

а) в соответствующие структурные подразделения и областные управления и представительства Национального банка; 

б) в коммерческие банки; 

в) в Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики. 

Реорганизованный банк (банки) течение 3 (трех) рабочих дней со дня завершения процедуры реорганизации (государственной регистрации факта реорганизации банка(банков)) должен предоставить в Национальный банк документы, предусмотренные настоящим Положением, для получения согласия на государственную перерегистрацию филиалов.»; 

- в абзаце третьем пункта 208 слово «должные» заменить на «должностные»; 

- в пункте 227 исключить слова «в бумажном виде»; 

- в пункте 281 слова «30 ноября 2000 года № 42/1» заменить на «14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА)»; 

- абзац первый пункта 286-2 изложить в следующей редакции:  

«Банк вправе самостоятельно организовывать деятельность МО. МО открывается (закрывается) на основании решения уполномоченного, согласно уставу, органа управления банка.»; 

- пункт 369 изложить в следующей редакции: 

«369. Организационная группа, уполномоченная совместным собранием акционеров банков, в течение 1 (одного) месяца со дня проведения совместного собрания направляет в Национальный банк документы, предусмотренные настоящим Положением и другими нормативными актами. В дополнение к этим документам также представляются: 

а) договор о реорганизации, утвержденный общими собраниями акционеров банков, подлежащих реорганизации; 

б) протоколы общих собраний акционеров банков, подлежащих реорганизации, на которых были утверждены договор о реорганизации и передаточный акт; 

в) передаточные акты банков, подлежащих реорганизации; 

г) бухгалтерские балансы банков на дату принятия решения о реорганизации; 

д) информацию об обеспечении реорганизованным (реорганизованными) банком бесперебойного предоставления банковских услуг клиентам, в том числе в части работы банковских платежных карт. 

В случае непредставления указанных выше документов в установленные сроки решение Национального банка о выдаче разрешения на проведение реорганизации теряет силу.»; 

- пункт 370 дополнить предложением следующего содержания:  

«Национальный банк вправе приостановить рассмотрение вопроса о выдаче согласия на государственную перерегистрацию в уполномоченном государственном органе по регистрации юридических лиц в случае необходимости проведения инспекторской проверки реорганизуемых банков по вопросам соблюдения требований банковского законодательства Кыргызской Республики и достоверности предоставленной банками информации.»; 

- таблицу пункта 2.3. Приложения 21 изложить в следующей редакции: « 

Даты поступления на работу и увольнения 

Наименование организации 

Сфера деятельности организации 

Место нахождения 

Номер тел. 

Должность, основные обязанности (основные обязанности указываются для должностей не связанных с банковской деятельностью) 

Основания увольнения 

Отметить, если нет записи в трудовой книжке 

  

  

  

  

  

  

  

  

»; 

- таблицу пункта 2.5. Приложения 21 изложить в следующей редакции: « 

Наименование юридического лица, местонахождение 

Вид деятельности юридического лица 

Количество акций, находящихся во владении 

Доля владения в капитале в сомах 

Доля в уставном капитале данного юридического лица в % 

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 

Дата приобретения доли/Дата передачи доли/Прекращения деятельности (указать) 

»; 

- пункт 2.7. Приложения 21 к Положению изложить в следующей редакции: 

«2.7. При наличии ссудной задолженности (других обязательств) перед кем-либо, укажите следующие сведения по каждой задолженности (обязательству) (для иностранных граждан указать соответствующую валюту и курс валюты по отношению к долл. США или указать в долл. США): 

Наименование кредитора 

  

  

Дата выдачи (месяц, год) 

  

  

Сумма займа (кредита), в тыс. сом 

  

  

Процентная ставка 

  

  

Назначение займа (кредита) 

  

  

Описание и сумма залога 

  

  

Сроки выплаты (месяц, год) 

  

  

Остаток задолженности по займу (кредиту), в тыс. сом 

  

  

Остаток задолженности по процентам за заем (кредит), в тыс. сом 

  

  

»; 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об утверждении Положения  

«О консолидированном надзоре» и Положения «О периодической регулятивной консолидированной отчетности» от 28 июня 2019 года № 2019-П-12/34-4-(НПА)» следующие изменения:  

в Положении «О консолидированном надзоре», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 27 дополнить предложением следующего содержания: 

«Зарегистрированные на территории Кыргызской Республики банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, должны иметь утвержденные Советом директоров внутренние документы, регламентирующие вопросы порядка реализации предусмотренных законодательством прав акционера, в том числе порядок выдачи доверенности на участие в собраниях акционеров, порядок принятия решений о выдвижении кандидатов в наблюдательные органы управления и по другим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров.». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний» от 23 декабря 2015 года № 78/26 следующие изменения: 

в Положении «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 28 изложить в следующей редакции:  

«28. В МФК, осуществляющей операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в том числе через «исламское окно», должен быть Шариатский совет, состоящий как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет. Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем 1 (один) член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком.»

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании кредитных союзов» от 23 декабря 2015 года № 78/25 следующие изменения: 

в Положении «О лицензировании кредитных союзов», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 66 изложить в следующей редакции: 

«66. В кредитном союзе, осуществляющем операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должен быть Шариатский совет, который должен состоять как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет. Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем 1 (один) член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком.». 

 

5.- Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств» от 9 декабря 2015 года № 76/9 следующие изменения: 

в Положении «О создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 25 изложить в следующей редакции: 

«25. В МКК/МКА, осуществляющей(ем) операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, обязательно наличие Шариатского совета, который должен состоять как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет. Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем 1 (один) один член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком.»

6. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-10-(НФКУ) следующие изменения: 

в Положении «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 32 изложить в следующей редакции: 

«32. При осуществлении Компанией операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования через «исламское окно» в Компании должен быть Шариатский совет, состоящий как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет. Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем 1 (один) член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

В случае отсутствия в Компании Шариатского совета Компания вправе обращаться к услугам Шариатского совета, созданного ассоциациями (объединениями) кредитных союзов и/или микрофинансовых организаций, при соответствии членов такого Шариатского совета минимальным квалификационным требованиям, установленным настоящим Положением.».  

7. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике» от 9 сентября 2019 года   № 2019-П-33/47-2-(НФКУ) следующие изменения: 

в Положении «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 25 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:  

«При согласовании кандидатов на должности членов Совета директоров в дочерних гарантийных фондах Национального банка кандидаты на данные должности, в случае если они являются служащими Национального банка, ограничиваются предоставлением анкеты по форме Приложения 2 и должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Положением. При отсутствии замечаний к предоставленным документам и соответствии кандидата установленным требованиям ответственное структурное подразделение Национального банка принимает решение о согласовании и направляет в установленные настоящим Положением сроки письмо в гарантийный фонд о согласовании кандидата.». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые постановления  

Правления Национального банка Кыргызской Республики в части лицензирования»  

 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Примечания 

Изменения в Положение «О лицензировании деятельности банков» 

87. В случае намерения банка осуществлять операции с драгоценными металлами в виде аффинированных стандартных и мерных слитков других эмитентов, кроме Национального банка, дополнительно предоставляются следующие документы: 

1) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и, что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями; 

2) бизнес-план; 

3) сведения о мерах, предпринятых банком для обеспечения надлежащих условий хранения и транспортировки драгоценных металлов; 

4) сведения об условиях страхования (включая сведения о компании, с которой банк намерен заключить договор страхования и ее финансовом положении). 

87. В случае намерения банка осуществлять операции с драгоценными металлами в виде аффинированных стандартных и мерных слитков других эмитентов, кроме Национального банка, дополнительно предоставляются следующие документы: 

1) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и, что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями; 

2) бизнес-план; 

3) сведения о мерах, предпринятых банком для обеспечения надлежащих условий хранения и транспортировки драгоценных металлов (за исключением случаев, когда банк ходатайствует о выдаче разрешения на право проведения операций с драгоценными металлами других эмитентов в обезличенном виде (в безналичной форме)

4) сведения об условиях страхования, включая сведения о компании, с которой банк намерен заключить договор страхования и ее финансовом положении (за исключением случаев, когда банк ходатайствует о выдаче разрешения на право проведения операций с драгоценными металлами других эмитентов в обезличенном виде (в безналичной форме)

 

90. Национальный банк в течение трех рабочих дней со дня принятия Правлением Национального банка разрешения на право проведения банком банковских операций с драгоценными металлами направляет уведомление об этом в Фонд защиты депозитов в Кыргызской Республики, уполномоченный орган Кыргызской Республики по противодействии финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и действующие коммерческие банки Кыргызской Республики. 

Признать утратившим силу 

 

125-2. Любое лицо, приобретающее акции банка в размере, не достигающем первого порогового значения (значительное участие), обязаны в течение 20 (двадцати) рабочих дней после приобретения права собственности на акции предоставить в Национальный банк следующие документы: 

1) для физических лиц: 

а) копию паспорта; 

б) сведения об источниках происхождения денежных средств; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет (органы налоговой службы и Социального фонда или уполномоченный орган страны происхождения (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

д) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие судимости (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

е) сведения об основной деятельности (трудовая книжка, патент и описание деятельности); 

2) для юридических лиц: 

а) копии учредительных документов; 

б) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо иной, приравненный в соответствии с законодательством страны происхождения, документ, подтверждающий регистрацию юридического лица; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку об уплате обязательных платежей в бюджет; 

д) справку или иной документ, подтвержденный юридическим лицом об отсутствии судимости у учредителей, акционеров, участников юридического лица, руководителя исполнительного органа, главного бухгалтера; 

е) сведения об основной деятельности; 

ж) реестр акционеров, участников, а также копии их паспортов; 

3) информацию о дочерних, зависимых компаниях с указанием доли владения акциями (имущества, паев, долей), основных видах деятельности и месте регистрации; 

и) информацию о конечных бенефициарах юридического лица (до физического лица или до логического конечного выгодоприобретателя). Если бенефициарным собственником выступает государственный орган или государство, указывается соответствующий государственный орган или государство. 

125-2. Любое лицо, приобретающее акции банка в размере, не достигающем первого порогового значения (значительное участие), обязаны в течение 20 (двадцати) рабочих дней после приобретения права собственности на акции предоставить в Национальный банк следующие документы: 

1) для физических лиц: 

а) копию паспорта; 

б) сведения об источниках происхождения денежных средств; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет (органы налоговой службы и Социального фонда или уполномоченный орган страны происхождения (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

д) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие судимости (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

е) сведения об основной деятельности (трудовая книжка, патент и описание деятельности); 

2) для юридических лиц: 

а) копии учредительных документов; 

б) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо иной, приравненный в соответствии с законодательством страны происхождения, документ, подтверждающий регистрацию юридического лица; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку об уплате обязательных платежей в бюджет; 

д) справку или иной документ, подтвержденный юридическим лицом об отсутствии судимости у учредителей, акционеров, участников юридического лица, руководителя исполнительного органа, главного бухгалтера; 

е) сведения об основной деятельности; 

ж) реестр акционеров, участников, а также копии их паспортов; 

3) информацию о дочерних, зависимых компаниях с указанием доли владения акциями (имущества, паев, долей), основных видах деятельности и месте регистрации; 

и) информацию о конечных бенефициарах юридического лица (до физического лица или до логического конечного выгодоприобретателя). Если бенефициарным собственником выступает государственный орган или государство, указывается соответствующий государственный орган или государство. 

В случае если указанные выше лица приобрели акции банка, в размере более 0,01 процента от минимального размера уставного капитала установленного для банков, они должны дополнительно предоставить копию договора купли-продажи акций или иного документа на основании, которого перешло право собственности и документы, подтверждающие факт оплаты за акции.  

 

158. Банк в течение 10 (десяти) рабочих дней, а в случае избрания/назначения нерезидента - в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня избрания/назначения кандидата должен представить в Национальный банк ходатайство о согласовании кандидатуры с приложением следующих документов: 

1) заверенной копии/выписки протокола заседания, уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата (трудового договора); 

2) заверенной копии приказа (постановления, распоряжения) о назначении на должность; 

3) анкеты по форме Приложения 21, в последующем при изменении информации, содержащейся в данной анкете должностное лицо - резидент Кыргызской Республики в течение 10 (десяти) рабочих дней, а нерезидент Кыргызской Республики - в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента возникновения изменений должно уведомить об этом Национальный банк в письменной форме; 

4) не менее двух рекомендаций (с учетом требований пунктов 159-161 настоящего Положения); 

5) перечень функциональных обязанностей, оформленный и заверенный банком соответствующим образом; 

6) разрешение на трудовую или иную деятельность для иностранных граждан в случаях, когда получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

7) копию трудовой книжки (при наличии); 

8) копию паспорта, указанного в анкете по форме Приложения 21 к настоящему Положению; 

9) ходатайство банка на кандидата, согласно Приложению 32 к настоящему Положению. Данное требование не распространяется на кандидатов, проходящих согласование на должности председателя и членов Совета директоров, председателя и членов Шариатского совета. 

Документы, указанные в подпунктах 2 и 5 настоящего пункта Положения, не представляются председателями и членами Совета директоров, Шариатского совета и председателем Комитета по аудиту. 

158. Банк в течение 10 (десяти) рабочих дней, а в случае избрания/назначения нерезидента в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня избрания/назначения кандидата должен представить в Национальный банк ходатайство о согласовании кандидатуры с приложением следующих документов: 

1) заверенной копии/выписки протокола заседания, уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата (трудового договора); 

2) заверенной копии приказа (постановления, распоряжения) о назначении на должность; 

3) анкеты по форме Приложения 21, в последующем при изменении информации, содержащейся в данной анкете должностное лицо - резидент Кыргызской Республики в течение 10 (десяти) рабочих дней, а нерезидент Кыргызской Республики в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента возникновения изменений должно уведомить об этом Национальный банк в письменной форме; 

4) не менее двух рекомендаций (с учетом требований пунктов 159-161 настоящего Положения); 

5) перечень функциональных обязанностей, оформленный и заверенный банком соответствующим образом; 

6) разрешение на трудовую или иную деятельность для иностранных граждан в случаях, когда получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

7) копию трудовой книжки (при наличии); 

8) копию паспорта, указанного в анкете по форме Приложения 21 к настоящему Положению; 

9) ходатайство банка на кандидата, согласно Приложению 32 к настоящему Положению. Данное требование не распространяется на кандидатов, проходящих согласование на должности председателя и членов Совета директоров, председателя и членов Шариатского совета. 

Документы, указанные в подпунктах 2 и 5 настоящего пункта Положения, не представляются председателями и членами Совета директоров, Шариатского совета и председателем Комитета по аудиту. 

При согласовании кандидатов на должности членов Совета директоров в дочерних банках Национального банка кандидаты на данные должности, в случае если они являются служащими Национального банка, ограничиваются предоставлением анкеты по форме Приложения 21 и должны соответствовать требованиям установленным настоящим Положением. При отсутствии замечаний к предоставленным документам и соответствии кандидата установленным требованиям уполномоченное лицо Национального банка принимает решение о согласовании, и ответственное структурное подразделение Национального банка направляет в установленные настоящим Положением сроки письмо в банк о согласовании кандидата.  

 

120. В случае принятия положительного решения, Национальный банк направляет письмо в адрес заявителя об удовлетворении заявления, которое является основанием для совершения действий по приобретению акций и последующей регистрации. После перехода права собственности на акции заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней должен предоставить в Национальный банк копию договора купли-продажи акций или иного документа на основании, которого перешло право собственности. 

120. В случае принятия положительного решения, Национальный банк направляет письмо в адрес заявителя об удовлетворении заявления, которое является основанием для совершения действий по приобретению акций и последующей регистрации. После перехода права собственности на акции заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней должен предоставить в Национальный банк копию договора купли-продажи акций или иного документа на основании, которого перешло право собственности и документы, подтверждающие факт оплаты за акции

 

134. Кандидаты на должности председателя и членов Совета директоров, председателя Комитета по аудиту, Комитета по управлению рисками должны отвечать следующим минимальным требованиям: 

1) иметь диплом о высшем образовании и стаж (опыт) работы не менее трех лет в течение последних десяти лет в области экономических, банковских, финансовых или юридических вопросов; 

2) обладать безупречной деловой репутацией; 

3) обладать знаниями в области корпоративного управления и банковского законодательства Кыргызской Республики; 

4) знать бизнес-план банка и стратегию развития банка; 

5) не подпадать под условия главы 20 настоящего Раздела Положения. 

При этом большинство членов Совета директоров должны иметь стаж работы не менее двух лет в течение последних десяти лет на руководящих должностях в банковской и/или финансовой системе. 

Для целей настоящего Положения под руководящей должностью подразумевается должность не ниже руководителя структурного подразделения финансово-кредитной организации и/или компании, деятельность которой подпадает под действие пунктов 13 и 14 настоящего Положения, и/или организации в сфере регулирования финансовых услуг. При этом в стаж работы не включается работа в подразделениях вышеуказанных организаций/компаний, связанных с регулированием вопросов безопасности данной организации/компании и осуществлением хозяйственной деятельности. 

134. Кандидаты на должности председателя и членов Совета директоров, председателя Комитета по аудиту, Комитета по управлению рисками должны отвечать следующим минимальным требованиям: 

1) иметь диплом о высшем образовании и стаж (опыт) работы не менее трех лет в течение последних 10 (десяти) лет в области экономических, банковских, финансовых или юридических вопросов; 

2) обладать безупречной деловой репутацией; 

3) обладать знаниями в области корпоративного управления и банковского законодательства Кыргызской Республики; 

4) знать бизнес-план банка и стратегию развития банка; 

5) не подпадать под условия главы 20 настоящего Раздела Положения. 

При этом большинство членов Совета директоров должно иметь стаж работы не менее 2 (двух) лет в течение последних 10 (десяти) лет на руководящих должностях в банковской и/или финансовой системе. 

Для целей настоящего Положения под руководящей должностью подразумевается должность не ниже руководителя структурного подразделения финансово-кредитной организации и/или компании, деятельность которой подпадает под действие пунктов 13 и 14 настоящего Положения, и/или организации в сфере регулирования финансовых услуг. При этом в стаж работы не включается работа в подразделениях вышеуказанных организаций/компаний, связанных с регулированием вопросов безопасности данной организации/компании и осуществлением хозяйственной деятельности. В случае если большинство членов Совета директоров имеют стаж работы менее 2 (двух) лет в течение последних 10 (десяти) лет на руководящих должностях в банковской и/или финансовой системе Национальный банк вправе приостановить согласование членов Совета директоров банка, не соответствующих данному требованию, до приведения его состава в соответствие с указанным выше требованием. При этом банк должен привести состав Совета директоров в соответствие в течение 1 (одного) месяца со дня получения соответствующего письма Национального банка. Если в установленные сроки банк не сформирует состав Совета директоров, соответствующий данному требованию, Национальный банк принимает решение об отказе в согласовании всех членов Совета директоров, не соответствующих данному требованию

 

141. Члены Шариатского совета исламского банка и банка, имеющего «исламское окно» избираются на общем собрании учредителями (акционерами) банка методом кумулятивного голосования.  

141. Члены Шариатского совета исламского банка и банка, имеющего «исламское окно», избираются на общем собрании учредителями (акционерами) банка методом кумулятивного голосования сроком на 5 (пять) лет.  

 

142. На членов Шариатского совета распространяются требования пункта 138 настоящего Положения, предусмотренные для членов Совета директоров банка, в части необходимого количества и критериев независимости.  

142. На членов Шариатского совета распространяются требования пункта 138 настоящего Положения, предусмотренные для членов Совета директоров банка, в части необходимого количества и критериев независимости. Не менее чем один член Шариатского совета банка должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

 

144. Кандидаты на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения, за исключением председателей и членов Совета директоров, Шариатского совета и председателя Комитета по аудиту банка, должны соответствовать следующим минимальным требованиям: 

1) иметь диплом о высшем образовании; 

2) иметь следующий стаж (опыт) работы в течение последних семи лет для кандидата на должность: 

а) председателя Правления банка (президента, генерального менеджера, руководителя филиала иностранного банка) - не менее пяти лет в банковской и/или финансовой системе, в том числе на руководящих должностях - не менее двух лет; 

б) заместителей председателя (вице-президента, заместителя генерального менеджера, заместителя руководителя филиала иностранного банка), других членов Правления, руководителей службы риск-менеджмента и службы комплаенс-контроля - не менее трех лет в банковской и/или финансовой системе; 

в) руководителя службы внутреннего аудита и главного бухгалтера - не менее трех лет в банковской, финансовой системе и/или сфере услуг по проведению аудита, деятельности, указанной в пунктах 13 и 14 настоящего Положения; 

г) управляющего директора, руководителей структурных подразделений, ответственных за кредитную деятельность, за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования, за управление активами и пассивами, и "исламского окна" - не менее двух лет в банковской и/или финансовой системе. 

Совмещение работы в аудиторской организации с должностями руководителя службы внутреннего аудита и главного бухгалтера банка не допускается. 

3) иметь знания в области банковского законодательства Кыргызской Республики в области управления банковскими рисками и в той сфере, где они предполагают работать. 

При этом заместитель председателя/член Правления, отвечающий за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования, руководитель "исламского окна" и руководитель структурного подразделения, ответственный за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования, дополнительно должны иметь знания в области исламских принципов банковского дела и финансирования, подтвержденные соответствующими сертификатами или документами. 

4) не подпадать под условия Главы 20 настоящего Положения. 

Требования, предусмотренные для руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера, распространяются и на их заместителей. 

144. Кандидаты на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения, за исключением председателей и членов Совета директоров, Шариатского совета и председателя Комитета по аудиту банка, должны соответствовать следующим минимальным требованиям: 

1) иметь диплом о высшем образовании; 

2) иметь следующий стаж (опыт) работы в течение последних 7 (семи) лет для кандидата на должность: 

а) председателя Правления банка (президента, генерального менеджера, руководителя филиала иностранного банка) не менее 5 (пяти) лет в банковской и/или финансовой системе, в том числе на руководящих должностях не менее 2 (двух) лет; 

б) заместителей председателя (вице-президента, заместителя генерального менеджера, заместителя руководителя филиала иностранного банка), других членов Правления, руководителей службы риск-менеджмента и службы комплаенс-контроля не менее 3 (трех) лет в банковской и/или финансовой системе; 

в) руководителя службы внутреннего аудита и главного бухгалтера не менее 3 (трех) лет в банковской, финансовой системе и/или сфере услуг по проведению аудита, деятельности, указанной в пунктах 13 и 14 настоящего Положения; 

г) управляющего директора, руководителей структурных подразделений, ответственных за кредитную деятельность, за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования, за управление активами и пассивами, и "исламского окна" - не менее двух лет в банковской и/или финансовой системе. Управляющий директор, не являющийся членом Правления и курирующий деятельность структурных подразделений банка по специализированным направлениям: вопросы кибербезопасности и информационных технологий, обеспечения безопасности, юридической поддержки, должен иметь опыт работы не менее 2 (двух) лет в банковской и/или финансовой системе и/или не менее 3 (трех) лет в организациях, занимающихся вышеуказанными вопросами. 

Совмещение работы в аудиторской организации с должностями руководителя службы внутреннего аудита и главного бухгалтера банка не допускается. 

3) иметь знания в области банковского законодательства Кыргызской Республики в области управления банковскими рисками и в той сфере, где они предполагают работать. 

При этом заместитель председателя/член Правления, отвечающий за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования, руководитель "исламского окна" и руководитель структурного подразделения, ответственный за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования, дополнительно должны иметь знания в области исламских принципов банковского дела и финансирования, подтвержденные соответствующими сертификатами или документами. 

4) не подпадать под условия Главы 20 настоящего Положения. 

Требования, предусмотренные для руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера, распространяются и на их заместителей. 

 

10 

145. Кандидаты на должности главного бухгалтера и руководителя службы внутреннего аудита в дополнение к требованиям, изложенным в пункте 144 настоящего Положения, должны: 

1) главный бухгалтер - знать международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности и иметь соответствующие сертификаты или иные документы, подтверждающие окончание курса (сдача экзамена/теста) и повышения квалификации по вышеуказанному направлению, которые были получены в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи ходатайства о согласовании кандидатуры, в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа. 

Кроме того, главный бухгалтер исламского банка или банка, имеющего "исламское окно", дополнительно должен знать стандарты бухгалтерского учета Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) и иметь соответствующие сертификаты или иные документы, подтверждающие успешное окончание курса или повышения квалификации по вышеуказанному направлению (сдача экзамена/теста), которые были получены в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи ходатайства о согласовании кандидатуры, в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа, а также звать План счетов по исламским принципам финансирования; 

2) руководитель службы внутреннего аудита - знать законодательство Кыргызской Республики в области аудита, владеть международными стандартами аудита, международными стандартами внутреннего аудита в банках и иметь сертификат (свидетельство) о прохождении углубленного обучения по указанным направлениям, а также знать и уметь применять Международные стандарты финансовой отчетности, подтвержденные соответствующими сертификатами (Банковский учебный центр. Объединение бухгалтеров и аудиторов и другие учебные центры) подтверждающими окончание курса (сдача экзамена/теста) и повышения квалификации по вышеуказанным направлениям, которые были получены в течение пяти лет, предшествующих дате подачи ходатайства о согласовании кандидатуры, в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа. 

Кроме того, руководитель службы внутреннего аудита исламского банка или банка, имеющего "исламское окно", должен дополнительно обладать знаниями в области исламских принципов банковского дела и финансирования, знать стандарты Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOfFI) и представить сертификат или документ, подтверждающий прохождение им обучения исламским принципам банковского дела и финансирования. 

145. Кандидаты на должности главного бухгалтера и руководителя службы внутреннего аудита в дополнение к требованиям, изложенным в пункте 144 настоящего Положения, должны: 

1) главный бухгалтер - знать международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности и иметь соответствующие сертификаты или иные документы, подтверждающие окончание курса (сдача экзамена/теста) и повышения квалификации по вышеуказанному направлению, которые были получены в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи ходатайства о согласовании кандидатуры, в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа. 

Кроме того, главный бухгалтер исламского банка или банка, имеющего «исламское окно», дополнительно должен знать стандарты бухгалтерского учета Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) и иметь соответствующие сертификаты или иные документы, подтверждающие успешное окончание курса или повышения квалификации по вышеуказанному направлению (сдача экзамена/теста), которые были получены в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи ходатайства о согласовании кандидатуры, в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа, а также звать План счетов по исламским принципам финансирования; 

 

11 

Пункт 159 

… 

В рекомендации должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место и адрес работы, должность, телефон, факс, адрес электронной почты рекомендующего, а также дата подписания рекомендации. При этом не допускается предоставление рекомендаций: 

1) от служащих Национального банка; 

2) от любых родственников; 

3) от руководителей и сотрудников банка, ходатайствующего о согласовании кандидатуры; 

4) от должностных лиц аффилированных компаний ходатайствующего банка; 

5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике. 

Пункт 159 

… 

В рекомендации должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место и адрес работы, должность, телефон, факс, адрес электронной почты рекомендующего, а также дата подписания рекомендации. При этом не допускается предоставление рекомендаций: 

1) от служащих Национального банка; 

2) от любых родственников; 

3) от руководителей и сотрудников банка, ходатайствующего о согласовании кандидатуры; 

4) от должностных лиц аффилированных компаний ходатайствующего банка; 

5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике и от лиц, которым при последнем прохождении процедуры согласования на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения, было отказано

 

12 

166. Решение о согласовании кандидатуры принимается в течение тридцати рабочих дней со дня предоставления документов на согласование. В случае необходимости получения дополнительной информации или документов, Национальный банк вправе продлить срок рассмотрения документов на двадцать рабочих дней. 

Решения о согласовании кандидатур на должности: 

- председателей и членов Совета директоров, Шариатского совета, председателя Комитета по аудиту, Комитета по управлению рисками, председателя Правления, заместителя(ей) председателя и других членов Правления, отвечающих за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам, управляющего директора, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам (в случае, если управляющий директор не находится под кураторством председателя/заместителя председателя/ члена Правления, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования), руководителя службы внутреннего аудита, главного бухгалтера банка - принимается Комитетом по надзору Национального банка; 

- заместителя(ей) председателя и других членов Правления, управляющего директора, руководителей служб комплаенс-контроля и риск-менеджмента, руководителей "исламского окна" - принимается заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора и лицензирования; 

- руководителей структурных подразделений, ответственных за финансирование по исламским принципам, управление активами и пассивами, кредитную деятельность банка - принимается начальником ответственного структурного подразделения Национального банка. 

Решение о согласовании других должностных лиц банка принимается, Комитетом по надзору, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора, либо начальником ответственного структурного подразделения Национального банка в зависимости от функциональных обязанностей должностного лица, подлежащего согласованию. 

Решение о согласовании заместителей руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера принимается тем же органом/должностным лицом, которое принимает решение о согласовании руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера. 

166. Решение о согласовании кандидатуры принимается в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня предоставления документов на согласование. В случае необходимости получения дополнительной информации или документов, Национальный банк вправе продлить срок рассмотрения документов на 20 (двадцать) рабочих дней. 

Решения о согласовании кандидатур на должности: 

- председателей и членов Совета директоров (кроме кандидатов являющихся сотрудниками Национального банка и избранных в Совет директоров дочернего банка Национального банка), Шариатского совета, председателя Комитета по аудиту, Комитета по управлению рисками, председателя Правления, заместителя(ей) председателя и других членов Правления, отвечающих за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам, управляющего директора, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам (в случае, если управляющий директор не находится под кураторством председателя/заместителя председателя/ члена Правления, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования), руководителя службы внутреннего аудита, главного бухгалтера банка принимается Комитетом по надзору Национального банка; 

- заместителя(ей) председателя и других членов Правления, управляющего директора, руководителей служб комплаенс-контроля и риск-менеджмента, руководителей «исламского окна» принимается заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора и лицензирования; 

- руководителей структурных подразделений, ответственных за финансирование по исламским принципам, управление активами и пассивами, кредитную деятельность банка, кандидатов на должности членов Совета директоров, являющихся сотрудниками Национального банка и избранных в Совет директоров дочернего банка Национального банка принимается начальником ответственного структурного подразделения Национального банка. 

Решение о согласовании других должностных лиц банка принимается Комитетом по надзору, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора, либо начальником ответственного структурного подразделения Национального банка, в зависимости от функциональных обязанностей должностного лица, подлежащего согласованию. 

Решение о согласовании заместителей руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера принимается тем же органом/должностным лицом, которое принимает решение о согласовании руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера. 

 

13 

187. Национальный банк ведет Реестр филиалов банков в электронном виде. 

По окончании календарного года реестр дополнительно архивируется в бумажном виде в установленном порядке. 

187. Национальный банк ведет Реестр филиалов банков в электронном виде. 

По окончании календарного года реестр дополнительно архивируется в бумажном виде в установленном порядке. 

 

14 

 

«197-1. При реорганизации банков в целях обеспечения бесперебойного оказания банковских услуг клиентам действующие филиалы реорганизуемых банков могут продолжать свою деятельность в период прохождения государственной перерегистрации филиалов по новым БИК (банковский идентификационный код)  

Банк должен в течение 1 (одного) рабочего дня со дня завершения процедуры реорганизации (государственной регистрации факта реорганизации банка(банков)) направить в Национальный банк ходатайство о присвоении БИК филиалам банка (банков), участвовавшего в слиянии и разделении, филиалам присоединенного банка, филиалам выделенного банка. По итогам рассмотрения указанного выше ходатайства Национальный банк в течение 2 (двух) рабочих дней присваивает новый БИК филиалам и направляет письмо уведомление об этом: 

а) в соответствующие структурные подразделения и областные управления и представительства Национального банка; 

б) в коммерческие банки; 

в) в Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики. 

Реорганизованный банк (банки) течение 3 (трех) рабочих дней со дня завершения процедуры реорганизации (государственной регистрации факта реорганизации банка(банков)) должен предоставить в Национальный банк документы, предусмотренные настоящим Положением для получения согласия на государственную перерегистрацию филиалов.». 

 

15 

208. На территории Кыргызской Республики могут открываться филиалы иностранных банков, обладающих прочным финансовым положением, безупречной деловой репутацией и при условии, что между надзорным органом страны, где зарегистрирован иностранный банк и Национальным банком заключено соглашение о сотрудничестве. 

Филиалы иностранных банков действуют на основании соответствующей лицензии Национального банка на право проведения банковских операций. 

Филиал иностранного банка действует без образования Совета директоров и Правления. В филиале иностранного банка обязательно должны быть назначены следующие должные лица: руководитель филиала (генеральный менеджер), два его заместителя, руководители служб внутреннего аудита, риск-менеджмента, комплаенс-контроля, главный бухгалтер и руководители структурных подразделений ответственные за кредитную деятельность/финансирование по исламским принципам, за управление активами и пассивами филиала. 

208. На территории Кыргызской Республики могут открываться филиалы иностранных банков, обладающих прочным финансовым положением, безупречной деловой репутацией и при условии, что между надзорным органом страны, где зарегистрирован иностранный банк, и Национальным банком заключено соглашение о сотрудничестве. 

Филиалы иностранных банков действуют на основании соответствующей лицензии Национального банка на право проведения банковских операций. 

Филиал иностранного банка действует без образования Совета директоров и Правления. В филиале иностранного банка обязательно должны быть назначены следующие должностные лица: руководитель филиала (генеральный менеджер), два его заместителя, руководители служб внутреннего аудита, риск-менеджмента, комплаенс-контроля, главный бухгалтер и руководители структурных подразделений ответственные за кредитную деятельность/финансирование по исламским принципам, за управление активами и пассивами филиала. 

 

16 

227. Национальный банк ведет Реестр представительств банков в электронном виде. 

По окончании календарного года реестр дополнительно архивируется в бумажном виде в установленном порядке. 

227. Национальный банк ведет Реестр представительств банков в электронном виде. 

По окончании календарного года реестр дополнительно архивируется в бумажном виде в установленном порядке. 

 

17 

281. При осуществлении сберегательной и выездной кассами обменных операций с наличной иностранной валютой, сберегательная и выездная кассы должны быть оснащены техническими средствами для определения подлинности денежных знаков (ультрафиолетовая лампа-детектор, лупа и т.д.), телефоном. Порядок проведения обменных операций осуществляется в соответствии с Положением «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 30 ноября 2000 года N 42/1. 

281. При осуществлении сберегательной и выездной кассами обменных операций с наличной иностранной валютой сберегательная и выездная кассы должны быть оснащены техническими средствами для определения подлинности денежных знаков (ультрафиолетовая лампа-детектор, лупа и т.д.), телефоном. Порядок проведения обменных операций осуществляется в соответствии с Положением «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА). 

 

18 

286-2. Банк вправе самостоятельно организовывать деятельность МО. МО открывается (закрывается) на основании решения на основании решения уполномоченного, согласно уставу, органа управления банка.  

286-2. Банк вправе самостоятельно организовывать деятельность МО. МО открывается (закрывается) на основании решения на основании решения уполномоченного, согласно уставу, органа управления банка.   

 

19 

369. Организационная группа, уполномоченная совместным собранием акционеров банков в течение одного месяца со дня проведения совместного собрания направляет в Национальный банк документы, предусмотренные настоящим Положением и другими нормативными актами. В дополнение к этим документам также представляются: 

а) договор о реорганизации, утвержденный общими собраниями акционеров банков, подлежащих реорганизации; 

б) протоколы общих собраний акционеров банков, подлежащих реорганизации, на которых были утверждены договор о реорганизации и передаточный акт; 

в) передаточные акты банков, подлежащих реорганизации; 

г) бухгалтерские балансы банков на дату принятия решения о реорганизации. 

В случае непредставления указанных выше документов в установленные сроки, решение Национального банка о выдаче разрешения на проведение реорганизации теряет силу. 

369. Организационная группа, уполномоченная совместным собранием акционеров банков, в течение 1 (одного) месяца со дня проведения совместного собрания направляет в Национальный банк документы, предусмотренные настоящим Положением и другими нормативными актами. В дополнение к этим документам также представляются: 

а) договор о реорганизации, утвержденный общими собраниями акционеров банков, подлежащих реорганизации; 

б) протоколы общих собраний акционеров банков, подлежащих реорганизации, на которых были утверждены договор о реорганизации и передаточный акт; 

в) передаточные акты банков, подлежащих реорганизации; 

г) бухгалтерские балансы банков на дату принятия решения о реорганизации; 

д) информацию об обеспечении реорганизованным (реорганизованными) банком бесперебойного предоставления банковских услуг клиентам, в том числе в части работы банковских платежных карт. 

В случае непредставления указанных выше документов в установленные сроки решение Национального банка о выдаче разрешения на проведение реорганизации теряет силу. 

 

20 

370. Решение о выдаче согласия на государственную перерегистрацию в уполномоченном государственном органе по регистрации юридических лиц факта реорганизации банков принимается заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора и лицензирования, в течение двадцати пяти календарных дней с момента представления полного пакета документов, перечисленных в пункте 369 настоящего Положения и отвечающих требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

370. Решение о выдаче согласия на государственную перерегистрацию в уполномоченном государственном органе по регистрации юридических лиц факта реорганизации банков принимается заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора и лицензирования, в течение 25 (двадцати пяти) календарных дней с момента представления полного пакета документов, перечисленных в пункте 369 настоящего Положения и отвечающих требованиям законодательства Кыргызской Республики. Национальный банк вправе приостановить рассмотрение вопроса о выдаче согласия на государственную перерегистрацию в уполномоченном государственном органе по регистрации юридических лиц в случае, необходимости проведения инспекторской проверки реорганизуемых банков по вопросам соблюдения требований банковского законодательства Кыргызской Республики и достоверности предоставленной банками информации. 

 

21 

Приложение 21 

2.7. При наличии ссудной задолженности (других обязательств) перед кем-либо, укажите следующие сведения по каждой задолженности (обязательству): 

Наименование кредитора 

  

  

Дата выдачи (месяц, год) 

  

  

Сумма займа (кредита), в тыс. сом 

  

  

Процентная ставка 

  

  

Назначение займа (кредита) 

  

  

Описание и сумма залога 

  

  

Сроки выплаты (месяц, год) 

  

  

Остаток задолженности по займу (кредиту), в тыс. сом 

  

  

Остаток задолженности по процентам за заем (кредит), в тыс. сом 

  

  

Просроченная задолженность (основная сумма, проценты за заем (кредит)) 

  

  

Приложение 21 

2.7. При наличии ссудной задолженности (других обязательств) перед кем-либо укажите следующие сведения по каждой задолженности (обязательству) (для иностранных граждан указать соответствующую валюту и курс валюты по отношению к долл. США или указать в долл. США): 

Наименование кредитора 

  

  

Дата выдачи (месяц, год) 

  

  

Сумма займа (кредита), в тыс. сом 

  

  

Процентная ставка 

  

  

Назначение займа (кредита) 

  

  

Описание и сумма залога 

  

  

Сроки выплаты (месяц, год) 

  

  

Остаток задолженности по займу (кредиту), в тыс. сом 

  

  

Остаток задолженности по процентам за заем (кредит), в тыс. сом 

  

  

Просроченная задолженность (основная сумма, проценты за заем (кредит)) 

  

  

 

Изменения в Положение «О консолидированном надзоре» 

27. Банковские группы должны иметь системы управления рисками и внутреннего контроля, соответствующие деятельности банковской группы. 

27. Банковские группы должны иметь системы управления рисками и внутреннего контроля, соответствующие деятельности банковской группы. Зарегистрированные на территории Кыргызской Республики банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, должны иметь утвержденные Советом директоров внутренние документы, регламентирующие вопросы порядка реализации предусмотренных законодательством прав акционера, в том числе порядок выдачи доверенности на участие в собраниях акционеров, порядок принятие решений о выдвижении кандидатов в наблюдательные органы управления и по другим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров. 

 

Изменения в Положение «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний» 

1  

28. В МФК, осуществляющей операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в том числе через "исламское окно", должен быть Шариатский совет, состоящий как минимум из 3 (трех) членов.   

28. В МФК, осуществляющей операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в том числе через «исламское окно», должен быть Шариатский совет, состоящий как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем один член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

 

Изменения в Положение «О лицензировании деятельности кредитных союзов» 

66. В кредитном союзе, осуществляющем операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должен быть Шариатский совет, который должен состоять как минимум из 3 (трех) членов.  

66. В кредитном союзе, осуществляющем операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должен быть Шариатский совет, который должен состоять как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) летНе менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем один член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

 

Изменения в Положение «О создании и деятельности  

микрокредитных компаний и микрокредитных агентств»  

25. В МКК/МКА, осуществляющей(ем) операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, обязательно наличие Шариатского совета, который должен состоять как минимум из 3 (трех) членов.  

25. В МКК/МКА, осуществляющей(ем) операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, обязательно наличие Шариатского совета, который должен состоять как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет. Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством. Не менее чем один член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком.  

 

Изменения в Положение О лицензировании деятельности специализированной 

финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» 

32. При осуществлении Компанией операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования через «исламское окно», в Компании должен быть Шариатский совет, состоящий как минимум из трех членов.  

В случае отсутствия в Компании Шариатского совета, Компания вправе обращаться к услугам Шариатского совета, созданного ассоциациями (объединениями) кредитных союзов и/или микрофинансовых организаций при соответствии членов такого Шариатского совета минимальным квалификационным требованиям, установленным настоящим Положением.  

32. При осуществлении Компанией операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования через «исламское окно» в Компании должен быть Шариатский совет, состоящий как минимум из 3 (трех) членов, избранных сроком на 5 (пять) лет. Не менее одной трети состава Шариатского совета должны составлять независимые члены Шариатского совета. Критерии независимости определяются банковским законодательством.  Не менее чем один член Шариатского совета должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

В случае отсутствия в Компании Шариатского совета Компания вправе обращаться к услугам Шариатского совета, созданного ассоциациями (объединениями) кредитных союзов и/или микрофинансовых организаций, при соответствии членов такого Шариатского совета минимальным квалификационным требованиям, установленным настоящим Положением.  

 

Положение «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике» 

25. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня избрания/назначения должностных лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения, а также при изменениях в составе должностных лиц ГФ обязан представить в Национальный банк по месту его расположения уведомление об избрании/назначении или изменениях с приложением следующих документов:  

1) решения уполномоченного органа управления ГФ об избрании/назначении (копия, заверенная печатью ГФ);  

2) анкеты по установленной форме (Приложение 2);  

3) справки из органов внутренних дел Кыргызской Республики об отсутствии судимости;  

4) иных требуемых документов, согласно настоящей главе, для каждого должностного лица;  

Председатели и члены Совета директоров, Правления, переизбранные на новый срок в том же ГФ на ту же должность, не проходят согласование с Национальным банком.  

25. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня избрания/назначения должностных лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения, а также при изменениях в составе должностных лиц ГФ обязан представить в Национальный банк по месту его расположения уведомление об избрании/назначении или изменениях с приложением следующих документов:  

1) решения уполномоченного органа управления ГФ об избрании/назначении (копия, заверенная печатью ГФ);  

2) анкеты по установленной форме (Приложение 2);  

3) справки из органов внутренних дел Кыргызской Республики об отсутствии судимости;  

4) иных требуемых документов, согласно настоящей главе, для каждого должностного лица;  

Председатели и члены Совета директоров, Правления, переизбранные на новый срок в том же ГФ на ту же должность, не проходят согласование с Национальным банком.  

При согласовании кандидатов на должности членов Совета директоров в дочерних гарантийных фондах Национального банка кандидаты на данные должности, в случае если они являются служащими Национального банка, ограничиваются предоставлением анкеты по форме Приложения 2 и должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Положением. При отсутствии замечаний к предоставленным документам и соответствии кандидата установленным требованиям ответственное структурное подразделение Национального банка принимает решение о согласовании и направляет в установленные настоящим Положением сроки письмо в гарантийный фонд о согласовании кандидата.