СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

 

к проекту постановления «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам применения мер воздействия к небанковским финансово-кредитным организациям»  

 

 

1. Цели и задачи: 

Национальный банк Кыргызской Республики разработал проект постановления  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам применения мер воздействия к небанковским финансово-кредитным организациям» в связи с необходимостью оптимизации нормативной базы по вопросам применения мер воздействия к небанковским финансово-кредитным организациям (далее НФКО).  

Проект был разработан в целях гармонизации нормативных правовых актов Национального банка. 

 

2. Описательная часть 

Согласно законодательству Кыргызской Республики, Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью НФКО и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку.  

На сегодняшний день Национальному банку поднадзорны следующие НФКО: микрофинансовые организации, кредитные союзы, гарантийные фонды, кредитные бюро, жилищно-сберегательные кредитные компании и специализированные финансово-кредитные организации.  

Меры воздействия, применяемые к кредитным союзам, регламентируются Положением «О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам».  

По отношению к микрофинансовым организациям и жилищно-сберегательным кредитным компаниям меры воздействия применяются согласно требованиям Положения «О мерах воздействия, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям и жилищно-сберегательным кредитным компаниям».  

Нормы о мерах воздействиях, применяемых к гарантийным фондам и специализированным финансово-кредитным организациям, включены в Положение  

«О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики». При этом требования о мерах воздействия к кредитным бюро содержатся в Правилах регулирования деятельности кредитных бюро на территории Кыргызской Республики. 

Таким образом, нормы мер воздействия, применяемые к НФКО, содержатся в нескольких отдельных нормативных правовых актах, что создает определенные неудобства при их применении. Данный факт несет в себе определенные правовые риски, связанные с ошибками персонала как Национального банка, так и поднадзорных организаций. При этом в целом принципы применения мер воздействия к НФКО едины, перечень применяемых санкций, основания и причины, при которых применяется та или иная мера воздействия, являются почти одинаковыми.  

В связи с чем для оптимизации нормативной базы, гармонизации нормативных правовых актов по НФКО с нормативной базой по коммерческим банкам, а также в целях разработки равного подхода к НФКО, не исключая специфику деятельности каждого отдельного вида НФКО, с учетом риск-ориентированного подхода были разработаны проекты положения «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики» и постановления «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики». 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. Принятие данного проекта повлечет положительные правовые последствия в силу совершенствования нормативной правовой базы.  

 

4. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики. 

 

5. Информация о результатах общественного обсуждения 

Данный раздел будет составлен по итогам общественного обсуждения. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного проекта не требует дополнительного финансирования.  

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.  

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от _____________2020 года  

№ _____________________ 

 

 

Изменения  

в некоторые нормативные правовые акты Национального банк Кыргызской Республики 

по вопросам применения мер воздействия к небанковским  

финансово-кредитным организациям  

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики» от 19 марта 2005 года № 6/2 следующие изменения: 

в Положении о Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.1 дополнить абзацем восьмым следующего содержания: 

«Для целей настоящего Положения под НФКО понимаются микрофинансовые организации, кредитные союзы, жилищно-сберегательные кредитные компании, гарантийные фонды, кредитные бюро, специализированные финансово-кредитные организации.» 

- в подпункте «г» пункта 2.1 аббревиатуру «МФК» заменить аббревиатурой «НФКО»; 

- подпункт «в» пункта 2.2 изложить в следующей редакции:  

«в) признание деятельности банка/НФКО, действия/бездействия должностных лиц банка/НФКО как нездоровой и небезопасной банковской практикой на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Национального банка, а также применение в рамках компетенции Комитета соответствующей меры воздействия в отношении банка/НФКО, его акционеров, должностных лиц банка банка/НФКО, действия (бездействие) которых причастны к нездоровой и небезопасной банковской практике;».  

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре» от 28 мая 2008 года № 22/4» следующее изменение: 

в Положении о прямом банковском надзоре, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.2 после слов «ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (далее ФККС)» дополнить словами «, кредитные бюро, гарантийные фонды, микрофинансовые компании, имеющие право привлечения срочных вкладов от физических и юридических лиц». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытых валютных позиций микрофинансовыми компаниями» от 30 мая 2014 года № 24/8» следующее изменение: 

в Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытых валютных позиций микрофинансовыми компаниями, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- абзац первый пункта 18 изложить в следующей редакции: 

«18. При нарушении МФК установленных лимитов открытых валютных позиций Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания денежного штрафа с МФК в размере 5 (пяти) процентов от суммы превышения лимита открытой валютной позиции, но не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов МФК в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики», утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытых валютных позиций кредитными союзами» от 30 мая 2014 года № 24/9» следующее изменение: 

в Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытых валютных позиций кредитными союзами», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- пункт 17 изложить в следующей редакции:  

«17. При нарушении КС установленных лимитов открытых валютных позиций Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания денежного штрафа с КС в размере 5 (пяти) процентов от суммы превышения лимита открытой валютной позиции, но не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов КС в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики», утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики.». 

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности специализированных финансовых учреждений» от 16 марта 2016 года № 12/4 следующие изменения:  

в Правилах регулирования деятельности специализированных финансовых учреждений, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- пункты 30-38 признать утратившими силу.  

 

6. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности кредитных бюро на территории Кыргызской Республики» от 28 сентября 2016 года № 40/5 следующие изменения:  

в Правилах регулирования деятельности кредитных бюро на территории Кыргызской Республики, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- пункты 71-78 признать утратившими силу. 

 

7. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О временной администрации» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-8-(НПА) следующее изменение: 

в Положении о временной администрации», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- абзац первый пункта 1 после слов «жилищно-сберегательных кредитных компаний,» дополнить словами «кредитных бюро». 

 

8. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА)» следующие изменения:  

- в наименовании постановления слова «и некоторым другим финансово-кредитным организациям» исключить; 

в Положении о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в наименовании Положения слова «и некоторым другим финансово-кредитным организациям» исключить; 

- в абзаце первом главы 1 слова «, специализированным финансово-кредитным организациям/учреждениям, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», гарантийным фондам» исключить.  

 

9. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности гарантийных фондов» от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-3-(НФКУ) следующее изменение: 

в Правилах регулирования деятельности гарантийных фондов, утвержденных вышеуказанным постановлением:  

- абзац первый пункта 64 изложить в следующей редакции: 

«64. Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к гарантийным фондам, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики гарантийных фондов и определения причастности к ней гарантийного фонда и его должностных лиц осуществляется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики», утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики.». 

 

10. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний» от 1 ноября 2019 года № 2019-П-33/55-2-(НФКУ) следующее изменение:  

в Правилах регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- абзац второй пункта 101 изложить в следующей редакции:  

«Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к ЖСКК, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики ЖСКК и определения причастности к ней ЖСКК и ее должностных лиц установлены Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики», утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики.».  

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросам применения мер воздействия к небанковским финансово-кредитным организациям 

 

1.  Положение «О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики»  

 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарии 

 

1.1. Комитет по надзору Национального банка Кыргызской Республики (далее Комитет) создается решением Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк). Комитет является постоянно действующим коллегиальным органом, который уполномочен Правлением Национального банка принимать решения по вопросам своей компетенции в сфере регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», Государственного банка развития Кыргызской Республики (далее банки), небанковских финансово-кредитных организаций (далее НФКО) и кредитных бюро, согласно п. 2.1., 2.1-1. и 2.2. настоящего Положения.  

К компетенции Комитета не относится рассмотрение вопросов и принятие решений, касающихся операторов платежных систем/платежных организаций и обменных бюро.  

Для целей настоящего Положения используются следующие сокращения:  

МФК микрофинансовая компания;  

МКК микрокредитная компания;  

МКА микрокредитное агентство;  

ФККС ОАО «Финансовая компания кредитных союзов». 

1.1. Комитет по надзору Национального банка Кыргызской Республики (далее  Комитет) создается решением Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее  Национальный банк). Комитет является постоянно действующим коллегиальным органом, который уполномочен Правлением Национального банка принимать решения по вопросам своей компетенции в сфере регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», Государственного банка развития Кыргызской Республики (далее  банки), небанковских финансово-кредитных организаций (далее  НФКО) и кредитных бюро, согласно п. 2.1., 2.1-1. и 2.2. настоящего Положения.   

К компетенции Комитета не относится рассмотрение вопросов и принятие решений, касающихся операторов платежных систем/платежных организаций и обменных бюро.  

Для целей настоящего Положения используются следующие сокращения:  

МФК  микрофинансовая компания;  

МКК  микрокредитная компания;  

МКА  микрокредитное агентство;  

ФККС  ОАО «Финансовая компания кредитных союзов».  

Для целей настоящего положения под НФКО понимается микрофинансовые организации, кредитные союзы, жилищно-сберегательные кредитные компании, гарантийные фонды, кредитные бюро, специализированные финансово-кредитные организации. 

 

2.1. Комитет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка принимает решения о применении и/или прекращении и/или изменении следующих видов мер воздействия в отношении банков, НФКО и кредитных бюро:  

а) предписания;  

б) наложение штрафа на банки и НФКО, а также их должностных лиц;  

в) требования к банкам и НФКО;  

г) повышение экономических нормативов и требований для банков и МФК; 

…. 

2.1. Комитет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка принимает решения о применении и/или прекращении и/или изменении следующих видов мер воздействия в отношении банков, НФКО и кредитных бюро:  

а) предписания;  

б) наложение штрафа на банки и НФКО, а также их должностных лиц;  

в) требования к банкам и НФКО;  

г) повышение экономических нормативов и требований для банков и НФКО

…. 

 

2.2. Комитет рассматривает и принимает решения по следующим вопросам:  

а) определение политики банковского надзора, надзора за НФКО и кредитными бюро;  

б) принятие регулятивных надзорных мер по отношению к банкам, НФКО и кредитным бюро;  

в) признание деятельности банка, действия/бездействия должностных лиц банка как нездоровой и небезопасной банковской практикой на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Национального банка, а также применение в рамках компетенции Комитета соответствующей меры воздействия в отношении банка, его акционеров, должностных лиц банка, действия (бездействие) которых причастны к нездоровой и небезопасной банковской практике;  

… 

2.2. Комитет рассматривает и принимает решения по следующим вопросам:  

а) определение политики банковского надзора, надзора за НФКО и кредитными бюро;  

б) принятие регулятивных надзорных мер по отношению к банкам, НФКО и кредитным бюро;  

в) признание деятельности банка/НФКО, действия/бездействия должностных лиц банка/НФКО как нездоровой и небезопасной банковской практикой на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Национального банка, а также применение в рамках компетенции Комитета соответствующей меры воздействия в отношении банка/НФКО, его акционеров, должностных лиц банка банка/НФКО, действия (бездействие) которых причастны к нездоровой и небезопасной банковской практике;  

 

 

 

2. Положение «О прямом банковском надзоре» 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

1.2. Настоящее Положение распространяется также на ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (далее - ФККС) и кредитные союзы, привлекающие депозиты от участников и/или имеющие задолженность перед ФККС (далее - банк/и), в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О кредитных союзах».   

Настоящее Положение распространяется также на операторов платежных систем (далее  ОПС) и платежные организации (далее  ПО), лицензируемые Национальным банком, в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики».  

1.2. Настоящее Положение распространяется также на ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (далее ФККС), кредитные бюро, гарантийные фонды, микрофинансовые компании, имеющие право привлечения срочных вкладов от физических и юридических лиц и кредитные союзы, привлекающие депозиты от участников и/или имеющие задолженность перед ФККС (далее - банк/и), в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О кредитных союзах». 

Настоящее Положение распространяется также на операторов платежных систем (далее  ОПС) и платежные организации (далее  ПО), лицензируемые Национальным банком, в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики». 

В связи с спецификой деятельности кредитных бюро, а именно работой с кредитной информацией и данными населения, в случае необходимости в целях недопущения утечки данных, считаем целесообразным внести изменения в НПА, чтобы было возможно вводить в кредитное бюро прямой банковский надзор и временную администрацию. 

 

3. Инструкция «О порядке соблюдения лимитов открытых валютных позиций микрофинансовыми компаниями» 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

18. При нарушении МФК установленных лимитов открытых валютных позиций, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания денежного штрафа с МФК в размере 5 процентов от суммы превышения лимита открытой валютной позиции, но не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов МФК, в соответствии с Положением "О мерах воздействия, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям". 

18. При нарушении МФК установленных лимитов открытых валютных позиций Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания денежного штрафа с МФК в размере 5 (пяти) процентов от суммы превышения лимита открытой валютной позиции, но не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов МФК в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики, утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики». 

Положение о мерах воздействия к МФО утрачивает силу, поэтому дается другая формулировка 

4. Инструкция «О порядке соблюдения лимитов открытых валютных позиций кредитными союзами» 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

17. При нарушении КС установленных лимитов открытых валютных позиций, Национальный банк применяет к КС меры воздействия в соответствии с Положением о мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам, утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23 марта 2006 г. №7/5.  

17. При нарушении КС установленных лимитов открытых валютных позиций, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания денежного штрафа с КС в размере 5 процентов от суммы превышения лимита открытой валютной позиции, но не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов КС в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики, утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

Положение о мерах воздействия к КС утрачивает силу, поэтому дается другая формулировка. 

 

5. Правила регулирования деятельности специализированных финансовых учреждений 

 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

 

30. В случае выявления нарушений в деятельности СФУ, в том числе в случаях предоставления недостоверной информации, нарушений порядка проведения операций, а также иных требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СФУ, Национальный банк имеет право применить любые из следующих мер воздействия:  

- направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения;  

- наложить штраф;  

- ввести ограничения на проведение отдельных видов операций, включая начисление и выплаты дивидендов;  

- направить требование о смене всех или некоторых должностных лиц;  

- направить предписание о замене ранее предоставленных недостоверных отчетов в Национальный банк;  

- приостановить действие лицензии;  

- отозвать лицензию.  

Меры воздействия могут применяться как в последовательном порядке, так и выборочно, в зависимости от характера, вида допущенного нарушения и финансового состояния СФУ.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

31. Предупреждение и предписание, применяемые к СФУ, оформляются за подписью начальника структурного подразделения надзорного блока, обнаружившего факт нарушения, начальника областного управления Национального банка или директора Представительства Национального банка в Баткенской области (далее - уполномоченное лицо), решением Комитета по надзору.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

32. К компетенции Комитета по надзору относится принятие решений по применению следующих мер воздействия:  

- приостановление или ограничение отдельных операций, начислений и выплат;  

- требование о смене всех или некоторых должностных лиц;  

- приостановление действия лицензии;  

- отзыв лицензии.  

33. Предупреждение направляется в случае необходимости информирования СФУ о том, что СФУ нарушают определенные нормы и правила, и в целях предупреждения, что в дальнейшем к ним могут быть применены соответствующие санкции.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

34. Предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений направляется исполнительному органу СФУ в случаях:  

- представления недостоверной или неполной информации;  

- нарушения норм законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики;  

- иных случаях.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

35. Приостановление или ограничение операций, начислений и выплат.  

Комитет по надзору вправе принять решение о приостановлении или ограничении операций, указанных в лицензии, в случае обнаружения в деятельности СФУ нарушений, связанных:  

- с нарушением законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Национального банка и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики;  

- с несоблюдением СФУ рекомендаций, предписаний и/или других мер воздействия Национального банка;  

- с нарушением экономических нормативов, установленных Национальным банком;  

- с наличием угрозы платежеспособности или при неплатежеспособности СФУ;  

- с непредоставлением информации или с предоставлением недостоверной или неполной информации.  

Решение о приостановлении или ограничении операций СФУ должны содержать описание конкретных фактов нарушений, по причине которых было принято решение. В случае приостановления или ограничения операций решение должно также содержать следующие меры, но не ограничиваться только ими:  

- ограничение на выплату СФУ дивидендов;  

- ограничение на рост СФУ через запрет на создание филиалов;  

- требование к СФУ о приостановлении деятельности или определенных ее видов, разрешенных в рамках лицензии;  

- требование к СФУ о принятии других мер по устранению нарушений.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

36. Наложение штрафа.  

Денежный штраф на СФУ налагается Комитетом по надзору за несоблюдение требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Национального банка. Размер штрафа на СФУ устанавливается не более одного процента уставного капитала СФУ за каждый конкретный случай нарушения.  

Наложение штрафов не означает, что Национальным банком не могут быть применены санкции за факты нарушения законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка.  

Если штраф не уплачен СФУ, то Национальный банк вправе применить к нему меры принудительного взыскания штрафа, а также другие санкции, предусмотренные законодательством.  

Денежный штраф на должностные лица СФУ.  

Денежный штраф на должностные лица СФУ, налагается согласно Кодексу Кыргызской Республики об административной ответственности и нормативным правовым актам Национального банка.  

Если штраф не уплачен должностным лицом СФУ, то по отношению к нему Национальный банк вправе применить меры принудительного взыскания штрафа, предусмотренные законодательством.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

37. Требование о смене всех или некоторых должностных лиц СФУ.  

Национальный банк вправе потребовать прекращения полномочий должностных лиц СФУ в случаях:  

- несоответствия минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком;  

- непредставления информации или предоставления недостоверной, неполной информации;  

- неисполнения требований и предписаний Национального банка;  

- нарушения законодательства Кыргызской Республики и требований нормативных правовых актов Национального банка;  

- возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица;  

- в иных случаях, предусмотренных банковским законодательством и нормативными правовыми актами Национального банка.  

Комитет по надзору издает требование соответствующим уполномоченным органам СФУ об освобождении либо временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в СФУ и/или запрет на какое-либо дальнейшее участие данного лица в деятельности СФУ.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

38. Лицензия СФУ может быть отозвана в следующих случаях:  

- систематического (два и более раза в течение одного календарного года) нарушения законодательства Кыргызской Республики, включая нормативные правовые акты Национального банка;  

- систематического (два и более раза) несоблюдения СФУ предписаний и/или иных требований Национального банка;  

- систематического (два и более раза) непредставления информации или представления недостоверной или неполной информации;  

- при неосуществлении деятельности по основным видам деятельности более одного года.  

Отзыв лицензии СФУ влечет его ликвидацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

Признать утратившими силу 

В связи с утверждением нового положения о мерах воздействия к НФКО, является целесообразным признать утратившим силу указанные пункты во избежание противоречий и коллизий 

 

6. Правила регулирования деятельности кредитных бюро на территории Кыргызской Республики 

 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

1. 

71. В случае выявления нарушений в деятельности кредитного бюро и должностных лиц, а также иных требований нормативных документов, регламентирующих деятельность кредитного бюро, Национальный банк имеет право:  

- направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения;  

- применить штрафы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

- приостановить действие лицензии;  

- отозвать лицензию.  

72. Предупреждение и предписание, применяемые к кредитному бюро, оформляются за подписью начальника структурного подразделения надзорного блока, обнаружившего факт нарушения, начальника областного управления Национального банка или директора представительства Национального банка в Баткенской области (далее - уполномоченное лицо), решением Комитета по надзору. Также предписание может приниматься решением Комитета по надзору Национального банка.  

73. К исключительной компетенции Комитета по надзору Национального банка относится принятие решений по применению следующих мер воздействия:  

- приостановление действия лицензии;  

- отзыв лицензии.  

74. Предупреждение направляется в случае необходимости информирования кредитного бюро о том, что кредитное бюро нарушает определенные нормы и правила, и в целях предупреждения, что в дальнейшем к ним могут быть применены другие меры.  

75. Предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений направляется кредитному бюро в случаях:  

- нарушения требований по обеспечению безопасности базы данных кредитных историй;  

 

- нарушения требований по функционированию кредитного бюро;  

- нарушения требований по обеспечению сохранности данных;  

- представления недостоверной или неполной информации;  

- нарушения норм законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка.  

76. Наложение штрафа.  

Денежный штраф на должностных лиц кредитного бюро либо на кредитное бюро налагается заместителем Председателя Национального банка Кыргызской Республики, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Штраф налагается за нарушение законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Национального банка. Размер штрафа устанавливается на кредитное бюро устанавливается в соответствии с законодательством об административной ответственности Кыргызской Республики.  

Наложение штрафов не означает, что Национальным банком не могут быть применены другие меры за факты нарушения законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка.  

Если штраф не уплачен кредитным бюро, то Национальный банк вправе применить к нему меры принудительного взыскания штрафа, а также другие действия, предусмотренные законодательством.  

77. Национальный банк вправе приостановить или отозвать лицензию по основаниям, предусмотренным в Положении "О лицензировании деятельности кредитных бюро".  

78. Кредитное бюро, в отношении которого принято решение о применении мер воздействия, вправе обжаловать данное решение в соответствии с Положением о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами.  

Признать утратившими силу 

В связи с утверждением нового положения о мерах воздействия к НФКО, является целесообразным признать утратившим силу указанные пункты во избежание противоречий и коллизий 

 

7. Положение «О временной администрации»  

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

Настоящее Положение определяет основания, порядок, процедуры введения и осуществления Временной администрации и осуществления в период Временной администрации реструктуризации коммерческих банков, микрофинансовых организаций, привлекающих депозиты, Государственного банка развития, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", кредитных союзов, привлекающих депозиты, в том числе осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования или имеющих "исламское окно", жилищно-сберегательных кредитных компаний, с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее - банки), а также платежных организаций/операторов платежных систем (далее - ПО/ОПС). При этом процедуры реструктуризации к кредитным союзам и ПО/ОПС не применяются.  

Настоящее Положение применяется к кредитным союзам и ПО/ОПС с учетом особенностей их деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

Настоящее Положение определяет основания, порядок, процедуры введения и осуществления Временной администрации и осуществления в период Временной администрации реструктуризации коммерческих банков, микрофинансовых организаций, привлекающих депозиты, Государственного банка развития, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", кредитных союзов, привлекающих депозиты, в том числе осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования или имеющих «исламское окно», жилищно-сберегательных кредитных компаний, кредитных бюро с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее - банки), а также платежных организаций/операторов платежных систем (далее - ПО/ОПС). При этом процедуры реструктуризации к кредитным союзам и ПО/ОПС не применяются.  

Настоящее Положение применяется к кредитным союзам и ПО/ОПС с учетом особенностей их деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

В связи с спецификой деятельности кредитных бюро, а именно работой с кредитной информацией и данными населения, в случае необходимости в целях недопущения утечки данных, считаем целесообразным внести изменения в НПА, чтобы было возможно вводить в кредитное бюро прямой банковский надзор и временную администрацию. 

 

 

8. Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям,  

лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики"  

 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

 

О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики 

О мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики 

Название  

Целью настоящего Положения является установление порядка применения Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) мер воздействия к коммерческим банкам, в том числе осуществляющим операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банкам, имеющим "исламское окно", специализированным финансово-кредитным организациям/учреждениям, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", гарантийным фондам (далее - банки). 

Целью настоящего Положения является установление порядка применения Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) мер воздействия к коммерческим банкам, в том числе осуществляющим операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банкам, имеющим «исламское окно» (далее банки). 

 

 

9. Правила регулирования деятельности гарантийных фондов 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

64. Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к гарантийным фондам, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики гарантийных фондов и определения причастности к ней гарантийного фонда и его должностных лиц осуществляется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 г. № 2017-П-12/25-4-(НПА). 

64. Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к гарантийным фондам, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики гарантийных фондов и определения причастности к ней гарантийного фонда и его должностных лиц осуществляется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики, утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики.  

 

10. Правила регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний,  

утвержденных вышеуказанным постановлением 

 

№ п/п 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Комментарий 

101. При обнаружении фактов несоблюдения требований Национального банка, представления недостоверных данных, несвоевременного представления либо непредставления отчетности и сведений либо при нарушении требований законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Национальный банк вправе применить меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Национального банка.  

Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к ЖСКК, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики ЖСКК и определения причастности к ней ЖСКК и ее должностных лиц установлены Положением «О мерах воздействия, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям» от 31 мая 2007 года № 21/7.  

При этом отзыв лицензии ЖСКК влечет ее ликвидацию по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики. 

101. При обнаружении фактов несоблюдения требований Национального банка, представления недостоверных данных, несвоевременного представления либо непредставления отчетности и сведений, либо при нарушении требований законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Национальный банк вправе применить меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Национального банка.  

Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к ЖСКК, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики ЖСКК и определения причастности к ней ЖСКК и ее должностных лиц установлены Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики, утверждаемым постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

При этом отзыв лицензии ЖСКК влечет ее ликвидацию по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики.