Пресс-релизы за 2003 год 

Сегодня Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) завершил третий обзор экономических показателей Кыргызской Республики в рамках трехлетней договоренности о механизме сокращения бедности и стимулирования экономического роста (ПРГФ). Исполнительный совет также одобрил просьбу об уступках в связи с несоблюдением двух критериев реализации программы - меры по распространению налога на добавленную стоимость на крупных сельхозпроизводителей и новый закон о налоге на недвижимость были выполнены с небольшим опозданием. Окончательное решение даст возможность МВФ выделить сумму эквивалентную 9,56 миллиона СДР (около 13,2 миллиона долларов США) в рамках данной договоренности. 

Исполнительный совет МВФ утвердил действие трехлетней договоренности 6 декабря 2001 года (см. Пресс релиз № 01/49) общей суммой в 73,4 миллиона СДР (около 101,4 миллиона долларов США). 

ПРГФ является механизмом МВФ по льготному финансированию стран с низким уровнем дохода. Программы, поддерживаемые ПРГФ, основываются на стратегиях стран по сокращению бедности, принятых в процессе широкого участия гражданского общества и партнеров по разработке стратегии, а также изложенных в Документе о стратегии сокращения бедности (ДССБ). Тем самым предполагается, что каждая программа, поддерживаемая ПРГФ, будет соответствовать комплексным основам макроэкономической, структурной, и социальной политики для содействия экономическому росту и сокращению бедности. Займы в рамках программы ПРГФ имеют годовую процентную ставку в размере 0,5 процентов и выплачиваются в течение 10 лет с 5 ? -летним льготным периодом по выплатам основной суммы. 

После обсуждений на Исполнительном совете, Шигемитсу Сугисаки, Заместитель Директора-распорядителя, а также и.о. Председателя, сказал: 

"Кыргызская Республика продолжает успешно продвигаться в достижении целей программы, поддерживаемой трехлетней договоренностью о ПРГФ. Макроэкономические показатели продолжают оставаться стабильными, при этом экономический рост восстанавливается после стихийных бедствий 2002 года, уровень инфляции остается низким, и все количественные макроэкономические целевые показатели на конец марта 2003 года были выполнены. Фонд завершил третий обзор в рамках договоренностей ПРГФ исходя из политики властей и приверженности целям программы". 

"Власти упорядочили государственные финансы путем сдерживания роста расходов и улучшения сбора налогов. Однако, упорядочение государственных финансов необходимо будет продолжить с целью сокращения значительного бремени долга и содействия повышению социальных расходов в целях сокращения высокого уровня бедности. В этой связи, власти предприняли тяжелые шаги при принятии ключевых законодательных документов для расширения базы налога на добавленную стоимость в целях покрытия продаж крупных сельхозпроизводителей и для введения налога на недвижимость. Эти меры укрепят доходную часть бюджета и улучшат эффективность налоговой системы. 

Центральный банк следовал соответствующей денежно-кредитной политике и политике обменного курса, которые сдерживали инфляцию и поддерживали ремонетизацию экономики. Несмотря на то, что сом за последнее время укрепился в номинальном выражении, отражая повышенный спрос на национальную валюту, относительно низкий уровень инфляции позволил избежать завышения реального эффективного обменного курса и помог поддержать конкурентоспособность.  

Надеемся, что приоритеты властей будут расставлены таким образом, чтобы поддерживать разумную фискальную и денежно-кредитную политику и продолжать процесс упорядочения государственных финансов. Также, необходимо продвинуться вперед с программой приватизации, реструктуризировать энергосектор и укрепить финансовую систему. Более того, улучшение управления и сокращение коррупции будут очень важны для создания той среды, которая будет благоприятной для больших инвестиций, экономического роста и сокращения бедности", - сказал г-н Сугисаки. 

(Пресс-релиз МВФ №03/116 от 17 июля 2003 г., http://www.imf.org)