Пресс-релизы за 2003 год  

Председатель Национального банка Кыргызской Республики У.Сарбанов в качестве Управляющего от Кыргызской Республики в МВФ примет участие в работе заседания Швейцарской группы стран МВФ, а также в Годовом собрании управляющих МВФ и Всемирного банка, которые состоятся 20-24 сентября т.г в г. Дубаи (ОАЭ). 

В ходе работы форума запланирован ряд двусторонних встреч Председателя Национального банка с руководством международных финансовых организаций, центральных банков и ряда ведущих иностранных коммерческих банков с целью обсуждения вопросов сотрудничества.  

В настоящее время стратегия НБКР по развитию платежной системы направлена на реализацию Государственной программы мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике, утвержденной совместным постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики № 916 от 31.12.2002 года. Государственная программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на развитие и создание таких основных компонентов платежной системы, как пакетный клиринг, гроссовая система расчетов в режиме реального времени и процессинговый центр. Одним из условий успешной реализации Государственной программы является тесное сотрудничество всех субъектов государства - министерств и ведомств, а также участников и потребителей рынка платежных услуг.  

В этих целях с 15 по 18 сентября 2003 года в отеле "Пинара-Бишкек" Национальным банком при содействии Всемирного банка проведен семинар и заседание Круглого стола по платежной системе. В семинаре приняли участие эксперты Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка по платёжной системе и члены расширенной рабочей группы по проектам Государственной программы. В ходе семинара совместно с экспертами проведено обсуждение вопросов, касающихся определения потребностей и требований пользователей к создаваемым системам основных проектов Государственной программы. Кроме того были рассмотрены проекты документов (бизнес-план, технические спецификации), подготовленные специалистами Национального банка Кыргызской Республики по Пакетному клирингу и Процессинговому центру.  

В обсуждении приняли участие международные эксперты по платёжной системе, руководители министерств и ведомств, коммерческих банков Кыргызской Республики и учреждений, оказывающих регулярные услуги. По итогам Круглого стола участники пришли к единому мнению о необходимости дальнейшего продвижения реформ платежной системы в рамках реализации Государственной программы.  

Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что с 15 по 19 сентября 2003 года вышел в свет шестой номер журнала "Нормативные акты НБКР". В сборнике опубликованы: 

· Постановление Правления НБКР №42/1 от 11.10.2002 г. "О временном Положении "О создании микрофинансовых компаний на территории КР" (регистрационный номер МЮ КР №143-02 от 14.11.2002 г.);  

· Постановление Правления НБКР №45/8 от 23.11.2002 г. "Об изменениях и дополнениях в положение "О порядке формирования финансовой отчетности коммерческих банков и финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых НБКР", утвержденное Постановлением Правления НБКР №6/8 от 19.03.1997 г.;  

· Постановление Правления НБКР №45/12 от 23.11.2002 г. "О положении "Об основных принципах антимонопольного регулирования рынка банковских услуг (регистрационный номер МЮ КР №163-02 от 27.12.2002 г.);  

· Постановление Правления НБКР №22/3 от 18.07.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Правила регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР, на территории КР.  

За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1 677,4 млн. сомов, что ниже средненедельного значения (за 2003 год) на 8,0 млн. сомов (-0,5%), в том числе:  

· по клиринговой системе 534,2 млн. сом (+9,5%), из которых 24,3% составляют бюджетные платежи;  

· по гроссовой системе - 1 143,2 млн. сом (-4,6%), из которых 430,4 млн. сом (37,7%) составляют электронные платежи. Объем платежей по счетам Центрального Казначейства составил 32,3% от общего объема гроссовых платежей.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 19 477 платежей, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 8 297 платежей (+74,2%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 18 854 платежа (+79,4%), из которых 48,8% составляют бюджетные платежи.  

· по гроссовой системе - 623 платежа (-6,9%), из которых 341 платеж (54,8%) составляют электронные платежи. Количество платежей по счетам Центрального Казначейства составило 22,4% от общего объема гроссовых платежей.  

  

Национальным банком Кыргызской Республики зарегистрированы следующие микрокредитные компании (МКК) и микрокредитные агентства (МКА): 

· ОсОО "МКК "Золотой Телец", свидетельство НБКР №10 от 8 августа 2003 г., свидетельство МЮ КР №20516-3301-ООО от 18 июля 2003 г. Адрес: г.Бишкек, ул. Боконбаева, д.180, кв.12 ;  

· МКК "РУБАТ" свидетельство НБ КР №11 от 21 августа 2003 г., свидетельство МЮ КР 1085-3307-ООО от 15 августа 2003 г. Адрес: Таласская обл., г.Талас, ул. Оторбаева, д.235, кв.9;  

· МКА "Беркут", свидетельство НБКР №43 от 08 сентября 2003 г., свидетельство МЮ КР №3059-3303-ОФ от 12 августа 2003 г. Адрес: Жалалабадская область, г.Жалалабад, ул. Токтогула, д.49;  

· "МКА безработных граждан Нарынской области", свидетельство НБКР №44 от 19 сентября 2003 г., свидетельство МЮ КР №262-3304-Е от 17 июля 2003г. Адрес: Нарынская обл., г. Нарын, ул. Чаначева, д. 27 "а".  

По сообщению Федеральной резервной системы США (ФРС) с 9 октября 2003 года выпускается в обращение банкнота номиналом 20 долларов серии 2004 года с обновленным цветовым дизайном и усовершенствованными защитными элементами. Обновление дизайна является частью работы ФРС в области борьбы с фальшивомонетничеством. 

Как и все другие банкноты старого образца, банкноты 20 долларов США предыдущих выпусков не будут выводиться из обращения или обесцениваться, и ФРС США будет изымать банкноты достоинством 20 долларов США серии 1996 года выпуска посредством нормальной замены ветхих банкнот на новые. Поэтому для финансовых институтов или частных лиц нет необходимости в обмене старых банкнот на банкноты новой серии, так как банкноты серии 2004 года и банкноты предыдущих выпусков будут приниматься к оплате по одинаковому курсу. 

С информацией о новых банкнотах номиналом 20 долларов США можно ознакомиться на веб-сайте Бюро гравировки и печати ФРС США: www.moneyfactory.com/newmoney

  

"Общественная приемная НБКР" отвечает на ваши вопросы 

Вопрос: Чем оправданы издержки эмиссии денег? 

Ответ: Как известно, "деньги делают за деньги". Затраты на выпуск в обращение новых банкнот неизбежны и закономерны до тех пор, пока в расчетах используются наличные деньги; и оправданы уже только потому, что новые купюры производятся и выпускаются, во-первых, для замены ветхих банкнот, во-вторых, для обеспечения экономического роста и развития государства. Производство банкнот, как любого другого товара, сопряжено с финансовыми затратами.  

Тем не менее, Национальным банком, являющимся эмитентом банкнот, постоянно ведется работа, направленная на сокращение указанных расходов. Как известно, поступающие из обращения ветхие банкноты подлежат обмену на годные, а это немалая статья издержек банкнотного производства. Поэтому бережное отношение населения к деньгам позволит каждой банкноте "прослужить" намного дольше. Кроме того, банком разработана Концепция дизайна банкнот и обязательные требования к национальной валюте, предусматривающие изготовление банкнот по принципу оптимального сочетания затрат на производство банкнот и их качества.  

Банкноты являются специфическим полиграфическим продуктом, имеющим множество видимых и скрытых (или машиночитаемых) защитных характеристик. Банкноты национальной валюты имеют три уровня защиты: 

· первый доступен для каждого и состоит из видимых защитных элементов, позволяющих отличить подлинную банкноту от поддельной (фальшивой) без применения какого-либо оборудования;  

· второй, помимо видимых, содержит также и скрытые защитные элементы, для распознавания и проверки наличия которых необходимо специальное оборудование. Набор защитных элементов второго уровня предназначен для кассиров коммерческих банков или супермаркетов, обрабатывающих большие объемы банкнот;  

· третий - состоит из набора видимых и скрытых защитных элементов и предназначен только для экспертов банка-эмитента, дающих последнее и окончательное заключение о подлинности банкнот по результатам проведенной экспертизы.  

При этом все вышеперечисленные защитные элементы банкнот должны оптимально сочетаться с общей композицией дизайна банкнот. Очень подробная информация о защитных элементах банкнот, относящихся к первому уровню защиты, представляется населению через средства массовой информации, в канун и после выпуска банкнот в обращение. Данная мера Национального банка направлена на то, чтобы помочь населению отличить подлинную банкноту от поддельной, сужая тем самым рынок сбыта поддельных банкнот для фальшивомонетчиков.  

Набор тех или иных защитных элементов банкнот напрямую зависит от их номинала. Набор защитных характеристик банкнот увеличивается с возрастанием номинала банкнот. Например, самая высокая степень защищенности у банкнот высоких номиналов - 500 и 1000 сом, один из самых заметных защитных элементов которых - голограмма. Банкноты промежуточных номиналов 100 и 200 сом содержат вместо голограммы фольгу. Банкноты же низких номиналов - 1 сом и 1, 10 и 50 тыйын напечатаны офсетной печатью. Подобный гибкий подход позволяет оптимизировать стоимость производства банкнот и снизить затраты на производство за счет упрощения набора защитных элементов для банкнот низких номиналов, подделывать которые экономически "невыгодно". 

  

Вопрос: Можно ли улучшить дизайн 200 сомовой банкноты, особенно портрет А.Осмонова, и устранить ошибку в стихотворении?  

Ответ: Выбор исторических лиц и сюжетов для изображения на будущих банкнотах национальной валюты проводится Комиссией при Президенте Кыргызской Республики, в состав которой входят представители Правительства, Академии Наук и Национального банка. В работу Комиссии входит подбор и принятие решений по выбору фотоматериалов исторических лиц и сюжетов для изображения на будущих банкнотах. Задачей Национального банка является дальнейшая организационная работа, начиная с разработки дизайна банкноты до выпуска их в обращение. 

Среди архивных материалов, предоставленных группой ученых, имелось несколько фотографий А.Осмонова, относящихся к различным периодам жизни поэта. С учетом технических требований для производства банкнот был отобран именно этот портрет. 

Существуют различные варианты стихов А.Осмонова, отличающиеся друг от друга отдельными словами. Так, в Сборнике стихов (издание 1965 года, издательство "Кыргызстан") даётся одна версия поэмы "Женишбек", а в учебном пособии "Наша литература" (11-е издание 1985 года, издательство "Мектеп") дан её другой вариант.  

В настоящее время в Национальной Академии наук найдены оригиналы рукописи поэмы "Женишбек", что дает возможность использовать рукописный вариант поэмы в авторском исполнении. При очередном пополнении запасов банкнот номиналом 200 сом текст с оригинала рукописи будет воссоздан, что представляется особенно важным в преддверии предстоящего 90-летия великого кыргызского поэта. 

  

Вопрос: Планирует ли НБКР продолжить образовательные акции для учителей и учеников школ? 

Ответ: Сотрудничество Национального банка Кыргызской Республики с учителями и учащимися средних школ в рамках образовательной кампании ведется непрерывно.  

В текущем году Национальным банком Кыргызской Республики совместно с Общественным объединением преподавателей экономики Кыргызстана (ООПЭК) выпущено информационно-методическое пособие "Центральный банк и налично-денежное обращение", предназначенное для учителей экономики средних школ и в целом для широкого круга читателей. Пособие содержит информацию о деятельности Центрального банка в области налично-денежного обращения, об истории создания национальной валюты Кыргызской Республики, об исторических лицах и сюжетах, изображенных на банкнотах. В настоящее время пособия уже переданы в каждую школу республики. Часть пособий планируется передать в вузы и библиотеки республики. 

Сотрудники НБКР при участии ООПЭК организовали выездные семинары в города Ош и Каракол с целью оказания содействия в практическом применении пособия. Для оценки эффективности использования пособия НБКР планирует организовать олимпиаду среди школьников старших классов.  

В рамках информационно-образовательной кампании "Сом - лицо Кыргызстана" в 2002 году честь празднования Кыргызской государственности и 10-летия введения национальной валюты были организованы конкурсы среди школьников в номинациях на лучшее сочинение, стихотворение и рисунок на тему "Сом глазами детей Кыргызстана". Лучшие работы были отобраны для изготовления праздничных открыток на кыргызском и русском языках. Авторы сочинений, стихотворений и рисунков 11 октября 2003 года будут награждены поощрительными призами.  

В целях пропаганды бережного отношения к национальной валюте и создания эффективной системы защиты налично-денежного обращения от фальшивомонетничества Национальный банк на постоянной основе будет проводить информационно-образовательную кампанию "Сом - лицо Кыргызстана", включая проведение лекций, конкурсов, выпуск информационных буклетов и пособий, проведения дней "открытых дверей" и других мероприятий.  

  

Вопрос: Почему КСФК выдает кредиты под 32%, когда следует выдавать под 16%"? 

Ответ: Согласно информации, полученной о Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации (КСФК), процентные ставки Корпорации формируются на основании условий предоставления Министерством финансов Кыргызской Республики субсидиарных займов, с учетом покрытия операционных расходов и резервов РППУ и других общеэкономических условий.  

В настоящее время кредиты выдаются под 15-23% годовых в национальной валюте. В случае, если заемщик является надежным и, соответственно, имеет отличные финансовые показатели, он может получить кредит под 15% годовых.  

Изменение процентных ставок КСФК в ближайшее время не планирует, поскольку в январе 2003 года уже были внесены изменения и дополнения в Положение "Об изменении системы процентных ставок по кредитам КСФК".