Журнал «Нормативные акты НБКР» № 8 за 2011 г. 

 

 

Содержание 

 

1. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 52/4 от 14 сентября 2011 года «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики»; 

 

2. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 52/8 от 14 сентября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 марта 2005 года № 6/2 «Об утверждении новой редакции Положения «О Комитете по надзору НБКР», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2005 года, регистрационный номер 55-05; 

 

 

 

 

Мазмуну 

 

1. Кыргыз Республикасынын Улуттук банк Башкармасынын 2011-жылдын 14 сентябрындагы № 52/4 «Кыргыз Республикасынын Улуттук банкынын айрым ченемдик укуктук актылары жөнүндө” токтому; 

 

2. Кыргыз Республикасынын Улуттук банк Башкармасынын 2011-жылдын 14 сентябрындагы № 52/8 “Улуттук банк Башкармасы тарабынан 2005-жылдын19-мартында кабыл алынган, Кыргыз Республикасынын Адилет министрлигинде 2005-жылдын 21-апрелинде 55-05 номеринде каттоодон өткөрүлгөн № 6/2 “Кыргыз Республикасынын Улуттук банкынын Көзөмөл боюнча комитети жөнүндө” жобонун жаңы редакциясын бекитүү тууралуу” токтомуна өзгөртүүлөрдү жана толуктоолорду киргизүү жөнүндө” токтому; 

 

 

 

 

 

 

 

Постановление Правления НБКР № 52\4 от 14.09.11 г. 

 

О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Утвердить Положение « О работе банков с ценными бумагами» (прилагается).  

2. Внести в Положение «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/1, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 23 августа 2004 года, регистрационный номер 93-04, изменения и дополнения (прилагается). 

3. Внести во Временные правила регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, утвержденные постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 февраля 2003 года №4/2, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 марта 2003 года, регистрационный номер 29-03, дополнения (прилагается). 

4. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №6/5 от 27 марта 2004 года «О Требованиях к банкам по работе с ценными бумагами», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 апреля 2004 года, регистрационный номер 53-04.  

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования. 

6. После официального опубликования Юридическому Управлению направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

7. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков и микрофинансовых компаний. 

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Жеенбаеву Б.Ж. 

 

Председатель Асанкожоева З.М. 

 

 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

52\4 от 14.09.2011 г.  

 

 

Положение «О работе банков с ценными бумагами» 

 

Глава 1. Общие положения 

Глава 2. Ответственность Совета директоров и Правления банка  

Глава 3. Инвестиционная политика 

Глава 4. Система внутреннего контроля 

Глава 5. Ограничения по операциям с ценными бумагами 

Глава 6. Квалификация банковского персонала 

Глава 7. Требования к внешнему брокеру/дилеру/депозитарию 

Глава 8. Предоставление информации об операциях с ценными бумагами в Национальный банк Кыргызской Республики. 

Приложение 1. Виды рисков, присущих операциям с ценными бумагами 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение «О работе банков с ценными бумагами» (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О рынке ценных бумаг" и "О микрофинансовых организациях", и распространяется на коммерческие банки Кыргызской Республики и микрофинансовые компании, привлекающие депозиты (далее по тексту - банки).  

Внутренние политики и процедуры банков по работе с ценными бумагами должны детально раскрывать процесс реализации требований, изложенных в настоящем Положении и других нормативных правовых актах Национального банка, регулирующих порядок работы с государственными ценными бумагами.  

2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении, определены в Гражданском Кодексе Кыргызской Республики, Законах Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и "О рынке ценных бумаг". При этом в рамках настоящего Положения: 

- государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк); 

- рыночные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые обращаются на развитом, эффективном, транспарентном рынке ценных бумаг, позволяющем определить справедливую стоимость этих ценных бумаг; 

- портфель ценных бумаг - совокупность различных видов ценных бумаг, находящихся в собственности или управлении банка; 

- брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе и банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, совершающий сделки с ценными бумагами, по поручению, за счет и в интересах клиентов, на основании соответствующего договора; 

- дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе и банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, совершающий сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли в результате последующей перепродажи ценных бумаг или совершения иных сделок с ними; 

- депозитарий ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе и банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляющий регистрацию прав и (или) перехода прав на ценные бумаги и учет, и (или) хранение этих ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для осуществления сделок, а также вырученных от совершения сделок на основании договора с собственником или номинальным держателем этих ценных бумаг (депозитарный договор). 

3. Положение определяет порядок работы банков с ценными бумагами, минимальные требования к отчетности и системе внутреннего контроля при работе с ценными бумагами, требования к брокеру/дилеру/депозитарию, с которым банк осуществляет операции и сделки с ценными бумагами, определяет ответственность должностных лиц и сотрудников банка при работе с ценными бумагами, а также устанавливает основные правила разработки инвестиционной политики. 

Банк вправе проводить операции и сделки с ценными бумагами при соблюдении условий и требований, изложенных в настоящем Положении.  

 

Глава 2. Ответственность Совета директоров и Правления банка 

 

4. Совет директоров и Правление банка несут ответственность за соблюдение банком требований и ограничений, установленных настоящим Положением.  

5. Все члены Совета директоров, независимо от квалификации и закрепленных функций внутри банка, несут ответственность за исполнение требований, установленных законодательством, в том числе за принятие политики осуществления деятельности с ценными бумагами, установление требований к выбору брокеров, дилеров, депозитариев и других контрагентов банка, и должны убедиться в наличии у соответствующих сотрудников банка необходимых навыков управления рисками. В целях надлежащего осуществления своих функций Совет директоров должен утвердить инвестиционную политику банка, периодически анализировать деятельность банка с ценными бумагами и установить ограничения по рискам. Совет директоров должен быть компетентным в вопросах осуществления деятельности банка с ценными бумагами и должен обеспечить независимую проверку данной деятельности путем проведения внутреннего аудита.  

6. Правление банка несет ответственность за ежедневное управление деятельностью с ценными бумагами, наличие компетентного и хорошо обученного персонала, обеспечение исполнения соответствующих политик и процедур, представление отчетности Совету директоров, организацию системы внутреннего контроля, предусматривающую разделение обязанностей сотрудников, осуществляющих работу с ценными бумагами, строгое соблюдение ограничений по рискам, а также обеспечивающую независимую оценку системы внутреннего контроля. Правлением банка должны быть утверждены внутренние документы (положения, указания, процедуры и т.д.) по организации и порядку работы с ценными бумагами (по осуществлению операций и сделок с ценными бумагами, по их хранению и т.д.), по недопущению конфликта интересов, организации системы внутреннего контроля с четким указанием полномочий и функциональных обязанностей каждого сотрудника. Сотрудники банка должны понимать характер и уровни различных рисков, связанных с операциями и сделками банка, и то, каким образом эти риски согласовываются с общей бизнес стратегией банка. 

7. В целях эффективного внутреннего контроля деятельности банка с ценными бумагами, Правление банка должно руководить текущей деятельностью в соответствии со стратегией развития банка, утвержденной Советом директоров, соблюдая установленные ограничения по рискам. Ограничения по рискам должны соответствовать стратегическим планам банка и общим целям управления активами/обязательствами с учетом рисков деятельности банка в целом, портфеля ценных бумаг, каждой ценной бумаги в отдельности и т.д. Ограничения должны устанавливаться по рыночному риску, кредитному риску, риску ликвидности и по иным видам рисков (Приложение 1). Руководство банка также должно установить надлежащее разделение ответственности дилерской деятельности (фронт-офис) и бухгалтерской обработки сделок (бэк-офис) в целях обеспечения бесперебойного операционного функционирования банка. 

8. Совокупный лимит по операциям и сделкам с ценными бумагами устанавливается Советом директоров банка. Приобретение ценных бумаг, стоимость которых превышает установленные в инвестиционной политике банка лимиты, должно быть утверждено Правлением банка с последующим одобрением Советом директоров.  

9. Руководство банка периодически, но не реже одного раза в год, проводит обзор политики, положений и внутренних процедур, касающихся инвестиционной деятельности банка, работы с ценными бумагами, системы внутреннего контроля на предмет их соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики, стратегии деятельности банка, с учетом влияния внешних и внутренних факторов, и при необходимости принимает соответствующие коррективные меры.  

10. Ответственность Совета директоров и Правления банка не может быть возложена на других лиц, независимо от наличия профессиональных консультаций, полученных указанными органами управления банка. Неэффективный надзор за деятельностью банка с ценными бумагами со стороны Совета директоров и Правления банка признается небезопасной и нездоровой банковской практикой.  

 

Глава 3. Инвестиционная политика 

 

11. Инвестиционная политика банка должна описывать инвестиционную и торговую стратегии банка и их цель, раскрывать мероприятия по эффективному управлению и контролю соответствующих рисков, а также должна содержать, как минимум, следующее: 

1) описание действий по приобретению ценных бумаг (удержание до погашения, торговля) и их цель (например, поддержание ликвидности, получение дохода, соблюдение залоговых требований и т.п.); 

2) порядок внутреннего лимитирования полномочий по принятию инвестиционных и торговых решений. Для этих целей банкам рекомендуется создать Инвестиционный комитет, который будет наделен определенными полномочиями и степенью ответственности, либо наделить этими полномочиями и соответствующей степенью ответственности Комитет по управлению активами и пассивами банка; 

3) определение вида и качества ценных бумаг, которые следует держать в портфеле (например, в политике может быть записано: "Допускается вложение средств в правительственные казначейские векселя и в долговые ценные бумаги частных эмитентов, кредитный рейтинг которых не ниже категории «Ваа2»); 

4) указания по правовому, финансовому и качественному анализу инвестиционных возможностей банка с учетом прогнозных значений показателей финансового рынка, эмитента, деятельности брокера/дилера/депозитария, с которым банк планирует взаимодействовать, включая виды финансовой информации, необходимой для целей анализа; 

5) требования по диверсификации риска по видам, качеству, эмитентам, географическому распределению, по установлению лимитов по различному виду рисков (Приложение 1); 

6) четкое распределение полномочий и ответственности сотрудников банка, участвующих в операциях с ценными бумагами; 

7) минимальные квалификационные требования к персоналу, осуществляющему работу с ценными бумагами. Банку необходимо иметь персонал, который способен провести анализ эмитента и дать рекомендации по принятию решений. Сотрудники банка, имеющие отношение к операциям с ценными бумагами, должны владеть достоверной и исчерпывающей информацией о том виде ценных бумаг, в которые банк инвестировал или планирует инвестировать средства; 

8) требования к системе внутреннего контроля, позволяющей своевременно выявлять и эффективно управлять рисками, связанными с размещением средств в ценные бумаги, с операциями и сделками с ценными бумагами, с взаимодействием с брокером/дилером/депозитарием, другими контрагентами и клиентами банка. При этом в данной части инвестиционной политики должны быть описаны: 

- порядок организации внутреннего контроля, устанавливающей полномочия и ответственность должностных лиц банка по принятию решений, порядок взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс осуществления операций и сделок с ценными бумагами; 

- требования к управленческой информационной системе по оценке эффективности портфеля (виды отчетов и их периодичность), нацеленной на информирование Совета директоров и Правления сотрудниками банка о существующих недостатках и проблемах, о возможных рисках в деятельности банка по работе с ценными бумагами; 

- порядок приостановления операций и сделок с ценными бумагами, при наличии сведений об участии брокера/дилера/депозитария, других контрагентов и клиентов банка в операциях и сделках, которые могут привести к нарушению законодательства Кыргызской Республики; 

- порядок проведения мониторинга и оценки рисков при осуществлении операций и сделок с ценными бумагами; 

- порядок контроля и мониторинга за соблюдением банком законодательства Кыргызской Республики; 

- меры по предотвращению возможного сговора между участниками системы внутреннего контроля и возникновения конфликта интересов; 

- установление запрета на исполнение одним и тем же лицом обязанностей одновременно во фронт- и бэк-офисах и подразделениях, осуществляющих мониторинг рисков; 

- порядок проверки своевременности, правильности, полноты и точности отражения проведенных операций с ценными бумагами в учете и отчетности; 

9) основные принципы выбора внешних брокеров, дилеров и депозитариев. 

 

Глава 4. Система внутреннего контроля 

 

12. В банке должна быть организована система внутреннего контроля согласно требованиям настоящего Положения. Структура внутреннего контроля банка чрезвычайно важна для надежного и безопасного осуществления им своей инвестиционной деятельности. Адекватная система внутреннего контроля способствует осуществлению эффективных операций, надежности финансовой и регулятивной отчетности, соблюдению законодательства и внутренних документов банка.  

13. Операции с ценными бумагами должны быть функционально разделены между исполнителями заключения сделок и исполнителями их бухгалтерской обработки. Каждому банку следует придерживаться, как минимум, следующих рекомендаций: 

1) четко определить функциональное разграничение дилерской деятельности (фронт-офис) и бухгалтерской обработки сделок (бэк-офис). На всех стадиях заключения, контроля и бухгалтерской обработки сделки должен быть использован принцип "четырех глаз", то есть, как минимум, два лица должны осуществлять контроль за исполнением операции; 

2) оценка стоимости и анализ каждой ценной бумаги должны проводиться на основе легитимной, достоверной и актуальной информации; 

3) сотрудник фронт-офиса, заключающий сделку, не имеет права единолично давать указания на осуществление бухгалтерской обработки сделки без заверяющей подписи контролера, обмениваться подтверждениями по заключенной сделке с контрагентом, осуществлять бухгалтерскую обработку сделки; 

4) сотрудник бэк-офиса не имеет право заключать сделку (сделки) на покупку или продажу ценных бумаг. Сотрудник, осуществляющий бухгалтерскую обработку сделки, должен проводить сверку условий сделки с подтверждающими документами контрагента; 

5) сотрудниками бэк-офиса по всем операциям должно быть получено независимое от исполнителей фронт-офиса подтверждение от контрагента, и проведена его сверка с условиями сделки;  

6) клиринг и платежи по ценным бумагам должны регулярно, с периодичностью, установленной внутренними положениями (процедурами) банка, подвергаться сверкам и аудиту, которые осуществляются сотрудниками, не участвующими в торговых операциях или их учете; 

7) если банк выступает в роли брокера: банк должен открыть счет для каждого из клиентов и вести регистрационные записи, включая все случаи покупки или продажи ценных бумаг, виды ценных бумаг, даты проведения сделки, цену и количество проданных/купленных ценных бумаг; 

8) учет ценных бумаг, принадлежащих банку должен осуществляться отдельно от учета ценных бумаг, принадлежащих клиентам банка. 

14. Работники банка, осуществляющие операции с ценными бумагами, не могут использовать служебное положение для собственной выгоды, вступая в личные отношения с лицами, которые участвуют в операциях с ценными бумагами, осуществляемых банком. 

15. Приобретение банком ценных бумаг должно осуществляться после проведения предварительного анализа котировок на рынке ценных бумаг, также должен быть проведен тщательный анализ ценной бумаги, ее эмитента и рисков, с которыми связано приобретение и/или владение такой бумагой (Приложение 1). Такой анализ должен основываться на текущей финансовой информации, отчетах по рейтингам и сведениях о листинге на фондовой бирже (если таковые имеются), информации, представленной в соответствующих информационных аналитических системах (как например Reuters или Bloomberg) и других необходимых источниках. Однако, для приобретения высокорейтинговых, высоколиквидных ценных бумаг, включенных в листинги фондовых бирж, в том числе международных и обращающихся на развитых фондовых рынках ценных бумаг, обоснование об инвестиционной привлекательности ценных бумаг может основываться на анализе информации, полученной от третьих лиц (аналитических компаний, рейтинговых агентств, брокерских компаний и т.д.).  

Если предполагается приобретение ценной бумаги, выпущенной эмитентом - нерезидентом Кыргызской Республики анализ должен также включать достаточный объем информации о зарубежной стране и оценку странового риска. Банк должен владеть достаточной для принятия решений информацией о законодательстве, а также практике регулирования соответствующих зарубежных рынков ценных бумаг и деятельности их профессиональных участников рынка ценных бумаг. При необходимости банку рекомендуется обращаться за консультацией к юристу и специалисту по рынку ценных бумаг, имеющим опыт и знания в данной области. 

При покупке-продаже государственных ценных бумаг Кыргызской Республики, банки должны соблюдать настоящее Положение в части, не противоречащей соответствующим нормативным правовым актам Национального банка и уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг. 

16. В банке должно быть сформировано досье с документами по ценным бумагам, включая: 

· информацию о финансовом состоянии эмитента, подтвержденную финансовыми отчетами с заключением внешнего аудита за последние три годовых отчета; 

· соответствующие подтверждающие документы о выпуске каждой ценной бумаги, являющейся предметом сделки, с информацией об обязательствах эмитента по данным ценным бумагам, о совершении сделки с ценными бумагами (в том числе проспект эмиссии, выписки по счетам в реестре держателей ценных бумаг, сертификаты и/или выписки по счетам депо у депозитария, договор купли-продажи, копия платежного поручения); 

· анализ котировок на рынке ценных бумаг и прогнозной стоимости приобретаемой ценной бумаги; 

· анализ и оценку финансового состояния эмитента и ценной бумаги, рисков, с которыми связано приобретение и/или владение такой ценной бумагой, возможностей исполнения эмитентом обязательств по ценным бумагам (Приложение 1); 

· юридическое заключение по приобретению ценной бумаги; 

· заключение должностного лица по ПФТ/ОД на предмет причастности эмитента и выпущенных им ценных бумаг к операциям, несущим риск легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем, согласно соответствующим нормативным правовым актам в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;  

· протокол заседания Правления или соответствующего уполномоченного органа банка, который должен отражать соответствующее обсуждение, включая: 

- описание характеристик приобретаемых ценных бумаг; 

- цель приобретения/продажи; 

- изложение причин, по которым приобретение или продажа именно данных ценных бумаг (бумаги) наилучшим образом служит интересам банка. 

17. Банк должен соблюдать нормативные правовые акты Кыргызской Республики в отношении регистрационных записей по ценным бумагам и, как минимум, вести записи с учетом следующего: 

1) каждому документу на покупку-продажу ценной бумаги присваивается уникальный код (регистрационный номер) с параллельным ведением записи в регистрационном журнале. Документ должен содержать следующую информацию: 

- куплена ли ценная бумага за счет клиента или банка; 

- вид операции (продажа/покупка); 

- цена сделки; 

- дата получения документа на заключение сделки; 

- дата исполнения документа на заключение сделки; 

- описание ценной бумаги (вид ценной бумаги, дата погашения, процентная ставка/ доходность, эмитент, купонная ставка, номинальная стоимость); 

- наименование дилера/брокера; 

- наименование (Ф.И.О.) клиента; 

- инструкции по доставке/оплате; 

- специальные условия, предусмотренные банком; 

2) в каждом банке должны вестись журналы регистрации сделок по ценным бумагам, содержащие следующую информацию: 

- Ф.И.О. покупателя/продавца; 

- наименование и адрес (название страны и города) стороны, которой ценная бумага должна быть передана или от которой она должна быть получена; 

- описание ценной бумаги; 

- официальный номер ценной бумаги; 

- номер операции или подтверждения; 

- дата покупки-продажи; 

- общая номинальная стоимость; 

- общая стоимость покупки-продажи; 

- номинальная цена за единицу, дисконт, доходность; 

- наименование организации, осуществляющей хранение ценных бумаг (название и адрес организации, ФИО руководителя, № лицензии).  

18. Управленческая информационная система должна быть достаточно детализированной, чтобы обеспечивать ответственных лиц информацией, необходимой для осуществления должного учета, мониторинга и контроля портфеля ценных бумаг. Помимо вышеприведенной информации, сведения о портфеле должны, как минимум, включать разделение ценных бумаг по виду (облигации, векселя и т.д.), рейтингу (если присвоен), номинальной и рыночной стоимости, датам сделки, процентной ставке, дисконту, доходности. Такие сведения необходимо готовить отдельно по ценным бумагам, удерживаемым до погашения, по торговым ценным бумагам и по ценным бумагам для продажи. В инвестиционной политике должна быть указана периодичность оценки (соответствие классификации должно оцениваться не реже одного раза в месяц, для целей отчетности). 

19. В банках должна быть установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации, указанной в настоящем разделе. Хранить информацию следует не менее пяти лет. 

20. При совмещении банком деятельности брокера и дилера, сделки осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого банка. При этом банк вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг только при наличии лицензии на эту деятельность согласно законодательству и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. 

21. Проверка и оценка управления рисками портфеля ценных бумаг должны проводиться на регулярной основе службой внутреннего аудита в целях обеспечения его полноты, точности и обоснованности. Масштаб программы проверки и оценки должен соответствовать размеру и сложности инвестиционной деятельности банка, и должен быть нацелен на оценку достаточности системы управления рисками, своевременности, точности и полезности системы отчетности, оценку кадровых ресурсов и возможностей, соблюдения законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка, оценку эффективности системы внутреннего контроля, практики бухгалтерского учета и делопроизводства, оценку конфликта интересов. Результаты проверок должны напрямую представляться Совету директоров. Совет директоров банка несет ответственность за обеспечение своевременных корректирующих мер. 

 

 

Глава 5. Ограничения по операциям с ценными бумагами 

 

22. Банк не может передавать физическим лицам полномочия на совершение любых действий с ценными бумагами, в том числе по доверительному управлению.  

23. Банк не может осуществлять операции и сделки с документарными ценными бумагами, выпущенными эмитентами - нерезидентами Кыргызской Республики, в том числе связанные с принятием банком ценных бумаг под залоговое обеспечение. 

24. Банк может приобретать акции частных эмитентов только в случае включения эмитента в листинг фондовой биржи по наивысшей и следующей за наивысшей категориям (для частных эмитентов резидентов Кыргызской Республики), а также только в случае наличия у эмитента рейтинга долгосрочной кредитоспособности категории не ниже наивысшей и следующей за наивысшей, присвоенного рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США) или эквивалентного рейтинга, присвоенного рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания). 

25. Банки могут осуществлять операции и сделки с негосударственными долговыми ценными бумагами, выпущенными: 

1) эмитентом - нерезидентом Кыргызской Республики, при условии наличия рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже категории «Ваа2», присвоенного рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США) или эквивалентного рейтинга, присвоенного рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания); 

2) эмитентом - резидентом Кыргызской Республики, при условии, что данный эмитент: 

- осуществляет деятельность не менее 5 лет; 

- имеет устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние три года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором), и положительные финансовые долгосрочные перспективы развития. 

26. Приобретение банком ценных бумаг Правительств и Центральных банков других государств может осуществляться при условии, что они являются странами-членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и при этом общий размер инвестиций банка в ценные бумаги должен составлять не более 100% размера чистого суммарного капитала банка.  

27. Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка. 

28. Представление и публикация отчетности о выполнении коммерческим банком нормативов, указанных в пунктах 26 и 27 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с Положением об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденным Правлением Национального банка Кыргызской Республики.  

Порядок и сроки представления и публикации отчетности о выполнении микрофинансовой компанией, привлекающей депозиты, указанных в пунктах 26 и 27 настоящего Положения, устанавливаются в соответствии с Временными правилами регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, утвержденными Правлением Национального банка Кыргызской Республики.  

29. При наличии ограничений по привлечению депозитов банк не вправе выпускать долговые ценные бумаги, в том числе векселя. 

30. Банк может выпускать долговые ценные бумаги, при условии, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия решения банком о выпуске ценных бумаг, банк: 

- выполняет экономические нормативы по адекватности капитала банка и иные обязательные к соблюдению банками нормы и лимиты, установленные Национальным банком;  

- выполнил рекомендации и требования Национального банка по итогам инспекторской проверки и текущего надзора за деятельностью банка; 

- не имел, примененных к нему со стороны Национального банка меры и санкции, предусмотренных законодательством. 

При наличии любого из вышеперечисленных условий, банк не вправе выпускать долговые ценные бумаги, в том числе векселя. 

 

 

Глава 6. Квалификация банковского персонала 

 

31. В банке должны быть утвержденные положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников банка, на которых будут возложены функции по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе по проведению операций и сделок с ценными бумагами, по взаимодействию с брокерами, дилерами, депозитариями и т.д.  

32. Сотрудники банка должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям. Руководство банка ответственно за то, чтобы все сотрудники, занятые в дилерских и брокерских операциях, обладали необходимой квалификацией. 

Сотрудники банка, непосредственно осуществляющие работу в качестве брокера/дилера должны иметь: 

- соответствующие сертификаты (свидетельства), необходимые для проведения операций на рынке ценных бумаг;  

- опыт работы в банковской системе не менее двух лет. 

При этом как минимум два сотрудника банка (основной и дублер), непосредственно занятые в дилерских и брокерских операциях, должны иметь квалификационное свидетельство уполномоченного государственного органа по рынку ценных бумаг и опыт практической работы в данной сфере не менее одного года.  

Для соответствия сотрудников данным требованиям банкам рекомендуется проводить кадровую политику, направленную на повышение квалификации сотрудников через обучение на соответствующих курсах, семинарах, а также использовать практику наставничества. 

 

Глава 7. Требования к внешнему брокеру/дилеру/депозитарию 

 

33. При недостатке собственного опыта банк может воспользоваться услугами внешнего брокера/дилера/депозитария. Совет директоров и Правление банка несут полную ответственность за контроль и управление портфелем ценных бумаг. Поэтому, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.  

34. В инвестиционной политике банка должны быть определены критерии отбора брокера/дилера/депозитария, в том числе оценки финансовой отчетности каждого брокера/дилера/депозитария и оценки его способности выполнить свои обязательства. Банк не должен осуществлять операции по ценным бумагам с брокером/дилером/депозитарием, который не желает полностью и своевременно предоставить и раскрыть информацию о своем финансовом положении. Если объем операций значителен и существует целесообразность разделения операций между несколькими брокерами/дилерами/депозитариями, то в таком случае Правление должно установить ограничения по суммам и видам операций, утвержденным для каждого брокера/дилера/депозитария. Решение о выборе брокера/ дилера/депозитария должно быть подписано всеми членами Правления банка и доведено до сведения членов Совета директоров. Правление должно периодически проверять и повторно утверждать перечень уполномоченных брокеров/дилеров/депозитариев. Перечень уполномоченных брокеров/дилеров/депозитариев должна доводиться до сведения Совета директоров банка не реже одного раза в квартал. 

35. При выборе брокера/дилера/депозитария по ценным бумагам банки должны соблюдать следующие требования: 

1) брокер/дилер/депозитарий, с которым банк осуществляет операции и сделки с ценными бумагами (за исключением государственных ценных бумаг) эмитентов - резидентов Кыргызской Республики должен:  

- являться юридическим лицом; 

- иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренную законодательством;  

- осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг не менее 5 лет; 

- иметь устойчивое финансовое состояние, подтвержденное финансовой отчетностью за последние три года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором); 

- соблюдать нормативы и иные критерии финансовой устойчивости, установленные уполномоченным государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг; 

- иметь размер оплаченного собственного капитала, в сумме не менее 3 млн.сом. 

При этом должны отсутствовать факты, свидетельствующие о ненадлежащей деловой репутации брокера/дилера/депозитария и должно быть подтверждение, что к ним за последние три года осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не применялись меры воздействия и санкции, предусмотренные законодательством; 

2) брокер/дилер/депозитарий, с которым банк осуществляет операции и сделки с ценными бумагами эмитентов - нерезидентов Кыргызской Республики должен:  

- являться юридическим лицом; 

- иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренную законодательством, соответствующей юрисдикции;  

- осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг не менее 5 лет; 

- иметь устойчивое финансовое состояние, подтвержденное финансовой отчетностью за последние три года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором); 

- соблюдать нормативы и иные критерии финансовой устойчивости, установленные уполномоченным государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг; 

- иметь размер оплаченного собственного капитала, в сумме не менее 3 млн. долларов США; 

- иметь подтверждение рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже категории «Ваа2», присвоенного рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США) или эквивалентного рейтинга, присвоенного рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания). 

При этом должны отсутствовать факты, свидетельствующие о ненадлежащей деловой репутации брокера/дилера/депозитария и должно быть подтверждение, что к ним за последние три года осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не применялись меры воздействия и санкции, предусмотренные законодательством; 

3) банк также должен: 

- изучить репутацию брокера/дилера в части того, что касается его честности, добросовестности и профессиональной квалификации посредством общения с его коллегами и клиентами и сбора соответствующей информации из государственных и негосударственных источников; 

- запросить информацию у Центральных банков, уполномоченных государственных органов по рынку ценных бумаг и соответствующих должностных лиц в зарубежных странах, чтобы убедиться в том, что у брокера/дилера/депозитария имеется соответствующая лицензия, а также с целью получения иной информации, которая может оказаться полезной в процессе выбора брокера/дилера/депозитария. 

36. Депозитарный договор, кроме соответствующих прав и обязанностей сторон, должен включать условия хранения и учета, а также требования к реестру (какого рода информация должна быть отражена в выписке из реестра, периодичность получения, требования в отношении подтверждения). 

 

 

 

Глава 8. Предоставление информации об операциях с ценными бумагами в Национальный банк 

 

37. Банк обязан незамедлительно (в день, когда банку стало известно) представить в Национальный банк в письменном виде: 

1) информацию о ценных бумагах, выбывших из владения их законных держателей, в том числе клиентов банков; 

2) сведения о фактах утраты (по любым основаниям, в том числе выбытие из владения путем потери), хищения, кражи, мошенничества, присвоения, растраты ценных бумаг и др.; 

3) информацию обо всех обременениях на ценные бумаги, в том числе блокирование, арест ценных бумаг, наличие притязаний на ценную бумагу третьих лиц и др. 

38. До осуществления операций и сделок с любыми ценными бумагами, выпущенными эмитентами - нерезидентами Кыргызской Республики и негосударственными ценными бумагами, выпущенными эмитентами - резидентами Кыргызской Республики коммерческие банки/микрофинансовые компании, привлекающие депозиты должны представить в Управление банковского надзора/ Управление надзора за небанковскими учреждениями Национального банка следующую информацию: 

1) утвержденный Правлением банка перечень брокеров, дилеров и депозитариев, с которыми банк работает или планирует проводить операции и сделки, в том числе с ценными бумагами клиентов банка; 

2) перечень суб-брокеров и/или контрагентов брокеров, а также депозитариев и суб-депозитариев, услугами которых брокер намерен пользоваться для осуществления операций и сделок по ценным бумагам от имени банка; 

3) информация по анализу и оценке соответствия брокеров, дилеров и депозитариев банка требованиям Национального банка, в том числе копия подписанного заключения юриста банка о том, что выбранный банком вышеназванный профессиональный участник рынка ценных бумаг соответствует требованиям законодательства Кыргызской Республики; 

4) информация о репутации брокеров, дилеров и депозитариев, полученная от уполномоченных государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг (приложить копии писем с ответной информацией от уполномоченных государственных органов); 

5) информация с подробным описанием операций и сделок, которые банк намерен проводить посредством брокеров/дилеров и депозитариев. 

39. При приобретении ценных бумаг банку необходимо их классифицировать по назначению (в зависимости от целей приобретения) и учитывать в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.  

40. Банк должен ежемесячно отражать в своей финансовой отчетности любое известное ухудшение стоимости всех ценных бумаг и обязан проводить классификацию ценных бумаг на предмет ухудшения качества согласно требованиям, установленным Национальным банком. 

Правильность оценки ценных бумаг должна проверятся каждый раз, когда банк готовит регулятивный отчет или публикует свои финансовые отчеты. Национальный банк на регулярной основе, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, будет проверять деятельность банка на предмет соответствия деятельности банка с ценными бумагами настоящему Положению. 

41. Несоответствующее применение правил учета ценных бумаг приводит к неправильному отражению финансового состояния банка в отчетах, представляемых в Национальный банк, что рассматривается как предоставление недостоверной информации. 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

 

Виды рисков, присущих операциям с ценными бумагами 

 

Кредитный риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал банка в тех случаях, когда встречная сторона в сделке или заемщик не в состоянии погасить долг или выполнить обязательства по контракту с банком. В данном контексте, кредитный риск может быть определен как риск того, что эмитент ценной бумаги или контрагент операции/сделки не выполнит обязательство перед банком. Банк не должен приобретать ценные бумаги или осуществлять сделки с производными финансовыми инструментами без проведения оценки кредитоспособности эмитента или контрагента. Совет директоров должен установить ограничения по рискам индивидуально для каждого контрагента. Политики также должны предусматривать ограничения по кредитному риску и по степени концентрации. Такие ограничения могут определить уровень концентрации, относящейся к одному или связанным эмитентам, или контрагенту, географической области, или обязательствам со схожими характеристиками.  

Риск процентных ставок - риск, которому подвергаются доходы и капитал банка в связи с изменением процентных ставок. В простейшем виде риск процентных ставок можно выразить как несоответствие между стоимостью активов и обязательств. Например, когда банк финансирует 6-месячный казначейский вексель за счет 3-месячного депозита. Если к концу трехмесячного срока процентная ставка по депозиту увеличивается, банку может потребоваться либо увеличить процентную ставку, чтобы удержать клиента, либо привлечь новые депозиты по более высокой ставке, в то время как процентный доход, полученный от капиталовложений в казначейский вексель, останется неизменным в течение следующих трех месяцев. Разумеется, что это уменьшит чистый процентный доход. 

Риск ликвидности - риск, которому подвергаются доходы банка и капитал, в случае неспособности банка выполнить свои обязательства (отток депозитов, обязательства по кредитам и т.п.), либо в тех случаях, когда банк, пытаясь выполнить свои обязательства, подвергается недопустимому риску (например, мобилизует дополнительные средства по высокой стоимости). В контексте деятельности с ценными бумагами риск ликвидности представляет собой риск того, что бaнк не в состоянии легко продать ценную бумагу или произвести зачет определенной позиции по справедливой цене ввиду недостаточного развития рынка. Совет директоров и Правление банка должны убедиться в том, что они приняли во внимание ликвидность рынка этих ценных бумаг и влияние, которое такие характеристики имеют на достижение целей банка. Так, например, банк может располагать ценными бумагами, которые он не в состоянии продать, либо может продать лишь со значительным убытком из-за изменения общих условий на рынке, изменения спроса на данный вид ценных бумаг ("вялый рынок"), либо ухудшения качества ценных бумаг. 

Рыночный риск или ценовой риск - риск, которому подвергаются доходы банка и капитал в результате изменения рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле банка. Например, по мере роста процентных ставок, цена на долговые ценные бумаги падает. Все банки, работающие с казначейскими ценными бумагами, как участники рынка ценных бумаг, должны помнить, что цены на ценные бумаги в их портфеле могут меняться по мере изменения экономических условий. 

Валютный риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал в связи с изменением обменного курса. Этому риску подвергаются все банки, которые инвестируют средства в ценные бумаги, номинированные в инвалюте. Как правило, влияние валютного риска проявляется в тех случаях, когда активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, конвертируются в национальную валюту (сомы). 

Риск операций или операционный риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал в результате проблем, связанных с системами внутреннего контроля, неполадками в системах обмена информацией и операционными процессами. Эффективная система внутреннего контроля является первостепенной мерой контроля операционных рисков, которым подвержена деятельность банка. Особенно важна система внутреннего контроля, обеспечивающая разделение обязанностей и контроля над лицами, осуществляющими операции, от обязанностей и контроля лиц, ответственных за обработку контрактов, подтверждение операций, контроль различных расчетных счетов, подготовку или проведение бухгалтерских проводок, утверждение бухгалтерской методологии или проводок, и проведения переоценок.  

Риск расчетов - риск возможного невыполнения контрагентом сделки своего обязательства на дату/до даты осуществления расчета. Для эффективного управления данными рисками особенно важен отбор дилеров, брокеров и других контрагентов банка, и следовательно, соблюдение банком требований к процессу отбора.  

Страновой риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал в тех случаях, когда банк вкладывает средства в ценные бумаги, выпущенные эмитентом - нерезидентом Кыргызской Республики или другие активы. Иностранные рынки подвержены влиянию целого ряда факторов, как экономических, так и неэкономических: политическая стабильность, ограничения на перемещение капитала, процентные ставки, инфляция и средства контроля над валютными операциями. Это означает, что банк, вкладывающий средства в ценные бумаги, выпущенные эмитентом - нерезидентом Кыргызской Республики, должен следить за экономическими и политическими событиями соответствующей страны, чтобы иметь возможность предпринять необходимые меры для минимизации отрицательных последствий неблагоприятных событий для своего портфеля ценных бумаг. 

Правовой риск это риск юридической неправомерности контрактов или риск их неправильного составления. Банки должны прибегать к юридической помощи для надлежащей оценки правомерности своих соглашений с брокерами/дилерами/депозитариями и другими контрагентами до проведения соответствующих операций и сделок. Банки также должны убедиться в правомочности контрагента по заключению сделок и в возможности юридического исполнения условий соглашения. Руководство банка должно знать соответствующее законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие использование данных ценных бумаг, в особенности, при работе с контрагентами, подпадающими под иностранную юрисдикцию.  

 

 

 

 

 

Утверждены 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

52\4 от 14.09.2011 г.  

 

 

Изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

 

I. Внести в Положение об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правления НБКР от 21.07.2004 г. № 18/1 «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики», зарегистрированное в МЮКР 23.08.2004 г., регистрационный номер 93-04, следующие изменения и дополнения:  

1. В преамбуле Положения: 

- дополнить следующими словами: «11. Размер инвестиций в ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги»; 

- цифры 11-13 заменить цифрами 12-14 соответственно. 

2. Положение дополнить разделом 11 следующего содержания: 

«11. Размер инвестиций в ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги 

11.1. Общий размер инвестиций банка в ценные бумаги Правительств и Центральных банков государств-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) не должен превышать 100% размера чистого суммарного капитала банка. 

11.2. Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка.». 

3. Разделы 11-13 считать Разделами 12-14 соответственно. 

4. Раздел В. Отчет о выполнении требований НБКР Приложения 1 дополнить новыми строками следующего содержания: 

« 

Обозначение 

Фактическое значение  

Установленное значение  

Общий размер инвестиций ценные бумаги Правительств и Центральных банков других государств 

 

Не более 100% ЧСК 

Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги  

 

Не более 50 % ЧСК 

» 

II. Внести во Временные правила регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, утвержденные постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 февраля 2003 года N 4/2 "О Временных правилах регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики", зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 марта 2003 года, регистрационный номер 29-03, следующие дополнения: 

1. Раздел 5 дополнить пунктом 5.9. следующего содержания:  

«5.9. Размер инвестиций в ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги 

5.9.1. Приобретение МФК ценных бумаг Правительств и Центральных банков других государств может осуществляться при условии, что они являются странами-членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и при этом общий размер таких инвестиций не должен превышать 100% размера собственного капитала МФК. 

5.9.2. Общий размер инвестиций МФК в негосударственные долговые ценные бумаги не должен превышать 50% размера собственного капитала МФК.». 

2. Приложение «Форма по исполнению экономических нормативов для МФК, лицензируемых Национальным банком» дополнить новыми строками следующего содержания: 

  « 

   

   

   

   

   

   

   

Наименование экономических нормативов   

Обозначение  

Расчет норматива 

 

Фактическое значение норматива  

Установленное значение норматива  

Отклонение от установленного норматива  

Общий размер инвестиций в ценные бумаги Правительств и Центральных банков других государств 

 

СИ*100% 

 

 

 

Не более 100% 

 

СК 

Общий размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги 

 

СИ*100% 

 

 

 

Не более 50% 

 

СК 

».  

 

 

Постановление Правления НБКР № 52\8 от 14.09.2011 г. 

 

О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 марта 2005 года N 6/2 «Об утверждении новой редакции Положения «О Комитете по надзору НБКР», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2005 года, регистрационный номер 55-05 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения и дополнения в Положение «О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 марта 2005 года N 6/2 «Об утверждении новой редакции Положения «О Комитете по надзору НБКР», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2005 года, регистрационный номер 55-05 (прилагается). 

2. После официального опубликования Юридическому Управлению направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования. 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Жеенбаеву Б.Ж. 

 

Председатель Асанкожоева З.М. 

 

 

 

Приложение к постановлению Правления Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 52\8 от 14.09.2011 г.  

 

 

Изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 марта 2005 года N 6/2 «Об утверждении новой редакции Положения 

«О Комитете по надзору НБКР», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2005 года, регистрационный номер 55-05 

 

Внести в Положение «О Комитете по надзору НБКР», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 марта 2005 года N 6/2 «Об утверждении новой редакции Положения «О Комитете по надзору НБКР», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2005 года, регистрационный номер 55-05, следующие изменения и дополнения: 

 

1. По всему тексту слова «НБКР» заменить словами «Национальный банк» в соответствующих падежах. 

2. По всему тексту слова «Юридический отдел» в различных падежах заменить словами «Юридическое управление» в соответствующих падежах. 

3. Абзац второй пункта 1.3. раздела 1. изложить в следующей редакции:  

«В состав Комитета входят Заместитель Председателя Национального банка (председатель Комитета), один член Правления Национального банка, руководители структурных подразделений Национального банка - начальник Управления банковского надзора, начальник Управления методологии надзора и лицензирования, начальник Управления денежно-кредитных операций, начальник Управления банковских расчетов, начальник Юридического управления. В состав Комитета с правом совещательного голоса входят начальник Управления надзора за небанковскими учреждениями, а также начальники Отдела инспектирования банков Управления банковского надзора, Отдела внешнего надзора Управления банковского надзора и Отдела лицензирования банков Управления методологии надзора и лицензирования, которые постоянно присутствуют на заседаниях Комитета. Приказом Председателя Национального банка в состав Комитета по надзору могут быть включены другие лица с правом совещательного голоса.». 

4. Перед пунктом 2.1. раздела 2. дополнить абзац следующего содержания:  

«Комитет определяет и устанавливает цели и задачи деятельности по регулированию, лицензированию и надзору за деятельностью банков/ФКУ, а также осуществляет контроль за реализацией политики банковского надзора и надзора за ФКУ.». 

5. Пункт 2.1. раздела 2. дополнить абзацем следующего содержания: 

«Комитет оценивает эффективность принятых Комитетом решений о применении мер воздействия и штрафов в отношении отдельного банка и ФКУ и один раз в полгода представляет Правлению Национального банка информацию о результатах применения мер воздействия и наложения штрафов в отношении отдельного банка и ФКУ.». 

6. В абзаце первом пункта 2.1.1. раздела 2. поменять нумерацию и изложить его в следующей редакции:  

«2.11 He реже одного раза в месяц Комитет рассматривает:». 

7. Пункт 2.1. раздела 2. дополнить пунктом 2.12 следующего содержания: 

«2.12 He реже одного раза в квартал Комитет рассматривает отчет об осуществлении надзорной функции Национальным банком.». 

8. В пункте 2.2. раздела 2.: 

· подпункт в) изложить в следующей редакции: 

«в) согласование председателей и членов Совета директоров, Шариатского Совета, председателя правления, заместителей председателя и членов правления, отвечающих за кредитную деятельность и деятельность по исламским принципам финансирования, председателя комитета по аудиту, руководителя службы внутреннего аудита, главного бухгалтера банка;»; 

· в подпункте и) после слов «в правоохранительные органы» дополнить слова «, в том числе Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики,»; 

· подпункт м) изложить в следующей редакции: 

«м) рассмотрение проектов нормативных правовых актов, касающихся регулирования, надзора и лицензирования деятельности банков и ФКУ;»; 

· дополнить подпунктом н), изложенным в следующей редакции: 

«н) другие вопросы, делегированные Комитету Правлением НБКР.». 

9. В пункте 2.3. раздела 2. после слов «оформляется постановлением Комитета» дополнить слова «, которое подписывается Председателем и всеми членами Комитета». 

10. В абзаце втором пункта 3.2. раздела 3. после слов «либо двух членов Комитета» дополнить слова «, о чем в письменном порядке, как правило, не позднее одного дня до заседания Комитета Секретарь Комитета уведомляет членов Комитета.». 

11. Пункт 3.5. раздела 3. изложить в следующей редакции: 

«Все проекты постановлений в обязательном порядке согласовываются с Юридическим управлением.». 

12. Пункт 3.6. раздела 3. изложить в следующей редакции: 

«Должностное лицо, ответственное за исполнение принятых решений Комитета, указывается в постановлении Комитета и не реже двух раз в год отчитывается об исполнении или не исполнении решений Комитета перед Комитетом по надзору.». 

13. Подпункт ж) пункта 3.9. раздела 3. изложить в следующей редакции: 

«ж) подготовка один раз в полгода отчета о проделанной работе Комитета для представления Правлению Национального банка.».