Журнал “Нормативные акты НБКР” № 13 за 2009 г.
1. Постановление Правления НБКР № 43/5 от 28 октября 2009 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики;
2. Постановление Правления НБКР № 43/6 от 28 октября 2009 года “О внесении дополнений в Постановление Правления НБКР от 14 июля 2005 года № 22/2 “О Положении “О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лиензируемых НБКР”, зарегистрированное в Министерстве юстиции КР от 12 августа 2005 года, регистрационный номер 102-05
3. Постановление Правления НБКР № 46/18 от 18 ноября 2009 года “О внесении дополнений в Постановление Правления Национального банка КР “О Положении “О требованиях к формированию финансовой отчетности и представлению информации небанковскими учреждениями, действующими на основании лицензии (свидетельства) НБКР” № 36/1 от 27 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции КР 9 февраля 2004 года, регистрационный номер 19-04”;
4. Постановление Правления НБКР № 47/4 от 25 ноября 2009 года “О внесении изменений и дополнений в Постановление Правления НБКР “О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР” № 34/10 от 10 декабря 2003 года, зарегистрированное в МЮ КР 5 января 2004 года, регистрационный номер 2-04;
г.Бишкек
от 28 октября 2009 года N 43/5
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений и дополнений в некоторые
нормативные правовые акты Национального банка
Кыргызской Республики
В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и статьями 4, 26, 30 и 33 Закона Кыргызской Республики "О кредитных союзах", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 4 мая 2005 года N 14/2 "О новой редакции Правил регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике", зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 6 июня 2005 года, регистрационный номер 73-05, и в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23 марта 2006 года N 7/5 "Об утверждении Положения "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам", зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2006 года, регистрационный номер 45-06, изменения и дополнения согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования.
Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 2009/13
3. Юридическому отделу направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К.
Председатель Правления Национального
банка Кыргызской Республики М.Алапаев
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 28 октября 2009 года N 43/5
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике, утвержденные постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 4 мая 2005 года N 14/2 "О новой редакции Правил регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике", зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 6 июня 2005 года, регистрационный номер 73-05, следующие изменения и дополнения:
- абзац второй раздела II изложить в следующей редакции:
"Институциональный капитал - это часть суммарного капитала, которая состоит из резервов будущих потребностей, нераспределенной прибыли/убытков прошлых лет за вычетом убытков текущего года.";
- абзац второй пункта 5.1 изложить в следующей редакции:
"При расчете норматива максимального размера внешних заимствований кредитного союза в сумму внешних заимствований включаются заимствования кредитного союза, предусмотренные Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах.";
- подпункт 5.2.1 пункта 5.2 в конце предложения дополнить словами ", имеющие задолженность по кредитам перед кредитным союзом.";
- в подпункте 5.4.1 пункта 5.4 после слов "для кредитования" поставить запятую;
- пункт 7.1 изложить в следующей редакции:
"Надзор за деятельностью кредитных союзов осуществляют УННУ, областные управления НБКР и Представительство НБКР в Баткенской области.";
- в Приложении N 1 после слова "Приложение" исключить знак "N";
- в Приложении 1 примечание к таблице изложить в следующей редакции:
"При заполнении таблицы "Сведения о соблюдении экономических нормативов и ограничений", кредитные союзы должны исходить из требований, установленных настоящими Правилами.".
2. Внести в Положение "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам", утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23 марта 2006 года N 7/5 "Об утверждении Положения "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам", зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2006 года, регистрационный номер 45-06, следующие изменения и дополнения:
- по всему тексту Положения слова "временная администрация" в различных падежных формах заменить словами "временное руководство" в соответствующих падежах;
- по всему тексту Положения после слов "начальник областного управления НБКР" в различных падежных формах дополнить словами "и директор представительства НБКР в Баткенской области" в соответствующих падежах;
- третий абзац пункта 3.8 изложить в следующей редакции:
"- неплатежеспособность кредитного союза;";
- главу 3 Положения дополнить пунктами 3.9-3.13 следующего содержания:
"3.9. Кредитный союз подлежит ликвидации с отзывом лицензии НБКР в следующих случаях:
- если количество физических лиц - участников кредитного союза, имеющих право голоса, стало меньше десяти;
- если кредитный союз не выполняет условия по соблюдению минимального размера общей суммы сберегательных паев в соответствии с законодательством;
- если кредитный союз систематически (т.е. два и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушает положения законодательства, нормативных правовых актов, предписаний НБКР и/или устава кредитного союза, в результате чего деятельность кредитного союза стала или может стать небезопасной или финансово ненадежной;
- если кредитный союз признан неплатежеспособным в соответствии с законодательством.
3.10. Кредитный союз в течение трех дней после получения решения Комитета по надзору НБКР об отзыве лицензии сдает оригинал лицензии (включая дополнительную лицензию) в НБКР, а в течение одного месяца начинает процедуру ликвидации во внесудебном порядке.
3.11. Обязанности по ликвидации кредитного союза возлагаются на его участников либо на орган управления, уполномоченный на ликвидацию уставом кредитного союза.
3.12. В случае неплатежеспособности кредитный союз подлежит ликвидации в соответствии с законодательством о банкротстве. При этом особенности проведения процесса банкротства кооперативов к кредитным союзам не применяются.
3.13. В случае неплатежеспособности кредитный союз, имеющий лицензию на привлечение депозитов от своих участников, подлежит ликвидации в соответствии с нормативными правовыми актами о консервации, ликвидации и банкротстве банков.".
Постановление Правления НБКР № 43\6 от 28.10.09г.
О внесении дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 июля 2005 года № 22/2 «О Положении «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», зарегистрированное в
Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 12 августа 2005 года,
регистрационный номер 102-05
В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 июля 2005 года № 22/2 «О Положении «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 12 августа 2005 года, регистрационный номер 102-05, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования.
3. Юридическому отделу направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К.
Председатель Алапаев М.О.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «28» октября 2009 года № 43\6
Дополнения в Положение
«О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики № 22/2 от 14 июля 2005 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 12 августа 2005 года, регистрационный номер 102-05
Внести в Положение «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 июля 2005 года № 22/2 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 12 августа 2005 года, регистрационный номер 102-05 следующие дополнения:
1. В преамбуле после слов «(Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов» дополнить словами «,ОсОО Специализированный фонд рефинансирования банков, ЗАО Фонд развития Кыргызской Республики и микрофинансовые компании)».
2. Раздел 4 дополнить пунктом 4.21 следующего содержания:
«4.21. Банк должен уведомить уполномоченный государственный орган, регулирующий аудиторскую деятельность, о проведении обязательного аудита и публикации финансовой отчетности в комплекте с аудиторским заключением (отчетом) в средствах массовой информации».
Постановление Правления НБКР № 46\18 от 18.11.2009 г.
О внесении дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О требованиях к формированию финансовой отчетности и представлению информации небанковскими учреждениями, действующими на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики" № 36/1от 27 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 9 февраля 2004 года, регистрационный номер 19-04"
В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О требованиях к формированию финансовой отчетности и представлению информации небанковскими учреждениями, действующими на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики" № 36/1от 27 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 9 февраля 2004 года, регистрационный номер 19-04" (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования.
3. Юридическому отделу направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики после официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К.
Председатель Алапаев М.О.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от « 18 » ноября 2009 года № 46/18
Дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О требованиях к формированию финансовой отчетности и представлению информации небанковскими учреждениями, действующими на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики" N 36/1 от 27 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 9 февраля 2004 года, регистрационный номер 19-04"
Внести в Положение "О требованиях к формированию финансовой отчетности и представлению информации небанковскими учреждениями, действующими на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики" N 36/1 от 27 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 9 февраля 2004 года, регистрационный номер 19-04" следующие дополнения:
1. Пункт 1.1 после слов «микрофинансовыми компаниями» дополнить словами «Фондом развития Кыргызской Республики» и далее по тексту.
2. Пункт 3.2 после слов «микрофинансовая компания» дополнить словами «Фондом развития Кыргызской Республики», заменив слово «должна» словом «должны», и далее по тексту.
3. Статью 3 дополнить пунктом 3.5 следующего содержания «Фонд развития Кыргызской Республики ежегодно представляет годовой отчет о своей деятельности Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, Президенту Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом».
О Положении «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования»
Рассмотрев проект Положения «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», руководствуясь статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить Положение «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования.
3. Юридическому отделу направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К.
Председатель Алапаев М.О.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
№ 47/3 от 25 ноября 2009 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о требованиях к формированию финансовой отчетности
коммерческих банков, осуществляющих операции в соответствии
с исламскими принципами банковского дела и финансирования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О бухгалтерском учете» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
1.2. Настоящее Положение определяет состав, содержание и основные правила составления финансовой отчетности коммерческими банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (далее по тексту – исламский банк), и банками, имеющими «исламское окно».
1.3. В настоящем Положении используются понятия в соответствии с понятийным аппаратом Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике».
1.4. В целях настоящего Положения инвестиционные счета - это счета клиентов, на которых отражаются средства, привлеченные исламским банком на основе договора мудараба. В зависимости от вида договора мудараба инвестиционный счет может быть «неограниченным» или «ограниченным».
1.5. Финансовая отчетность исламского банка представляет собой структурированное представление финансового положения и результат деятельности за отчетный период.
1.6. Финансовая отчетность исламского банка должна объективно представлять его финансовое положение и соответствовать стандартам Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (далее по тексту -AAOIFI), а в случае отсутствия определенных стандартов, банк может использовать стандарты МСФО при условии, что они не будут противоречить стандартам Шариата утвержденных AAOIFI.
1.7. Целью финансовой отчетности исламского банка является:
предоставление достоверной информации посредством периодических отчетов о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств исламского банка, полезной для пользователей при принятии ими экономических решений;
представление информации об активах, обязательствах, средствах на инвестиционных счетах, капитале, доходах и расходах (включая прибыли и убытки) и движении денежных средств;
предоставление информации о соблюдении исламским банком принципов Шариата, а также о мероприятиях, предпринимаемых исламским банком для соблюдения данных принципов, включая информацию относительно использования (распоряжения) прибыли и убытков, полученных по операциям, не соответствующим стандартам Шариата, если таковые имеют место.
1.8. Учетная политика исламского банка, утвержденная Советом директоров и Шариатским советом, должна включать в свой состав Порядок формирования финансовой отчетности исламского банка.
1.9. Настоящее Положение не распространяется на исламские банки, находящиеся в процессе ликвидации и банкротства, а также в случае назначения консерватора в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротства банков».
2. Общие требования к финансовой отчетности и ее состав
2.1 Финансовые отчеты должны отражать всю необходимую для пользователей информацию, которая должна быть адекватной и достоверной.
2.2 Финансовая отчетность исламского банка включает:
а) отчет о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу;
б) отчет о доходах;
в) отчет о движении денежных средств;
г) отчет об изменениях в структуре капитала;
д) учетную политику, заключение Шариатского совета, пояснительную записку (раскрытия) и другие вспомогательные отчеты и раскрытия.
Пояснительная записка (раскрытия) к финансовому отчету должна быть емкой и понятной, а также иметь перекрестную ссылку к соответствующим статьям финансового отчета, если это необходимо. Пояснительная записка (раскрытия), приложенная к финансовой отчетности является его неотъемлемой частью.
2.3 В целях финансовой отчетности отчетным периодом для исламского банка является период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
2.4 Для вновь созданного исламского банка первым отчетным годом считается период со дня его государственной регистрации по 31 декабря включительно.
2.5 Для исламского банка, созданного после 1 октября первым отчетным годом считается период со дня его государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
2.6 В исключительных случаях, когда отчетный период исламского банка изменяется и финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче одного года, исламский банк должен раскрыть в дополнение к финансовой отчетности:
причину использования периода, отличающегося от установленного;
факт того, что сравнительные суммы для отчетов о доходах, об изменениях в капитале, движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы.
2.7 Каждая существенная статья должна быть представлена в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны быть сгруппированы с суммами аналогичного характера или назначения. Существенность статей в целях формирования финансовой отчетности определяется исламским банком самостоятельно в Порядке формирования финансовой отчетности и раскрывается в пояснительной записке к финансовой отчетности.
2.8 Содержание и формы финансовой отчетности применяются последовательно от одного отчетного периода к другому (принцип последовательности).
2.9 Классификация и раскрытие статей в финансовых отчетах должны сохраняться из периода в период, за исключением случаев, когда:
характер операций исламского банка существенно изменяется или когда анализ представления их в финансовой отчетности доказывает, что изменения приведут к более достоверному представлению событий или операций;
изменения в представлении требуются стандартами AAOIFI.
2.10 По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены сравнительные показатели предыдущего отчетного года, если только другое не разрешается или не требуется стандартами AAOIFI. Сравнительная информация должна включаться в повествовательную и описательную часть, когда это уместно для понимания финансовой отчетности за текущий период.
2.11 Если классификация статей в финансовой отчетности изменена, сравнительные суммы должны быть переклассифицированы для того, чтобы обеспечить сопоставимость с текущим периодом. Кроме того, раскрытию подлежат характер, сумма и причина любой переклассификации. Если переклассификация сравнительных сумм является практически нецелесообразной, исламский банк должен раскрыть причину и характер изменений, которые могли бы произойти в случае переклассификации сумм.
2.12 Финансовая отчетность должна быть подписана Председателем Правления и главным бухгалтером исламского банка, а также заверена печатью исламского банка.
2.13 В формах финансовой отчетности, в статьях, по которым ко дню составления финансовой отчетности не проводились операции, указывается числовое значение "ноль".
2.14 Финансовая отчетность исламского банка должна быть составлена в национальной валюте Кыргызской Республики, если иное не оговорено ратифицированными в установленном порядке международными договорами.
2.15 Исправление ошибок в финансовой отчетности подтверждается подписями Председателя Правления и главного бухгалтера исламского банка с указанием даты исправления.
2.16 Руководство исламского банка несет ответственность за подготовку и представление финансовых отчетов.
3. Отчет о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу
3.1 В Отчете о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу активы и обязательства группируются по их характеру в порядке, отражающем их относительную ликвидность (по степени убывания ликвидности или сроков погашения).
3.2 Отчет о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу должен включать активы исламского банка, его обязательства, средства на инвестиционных счетах и капитал.
3.3 Статья актива не подлежит взаимозачету со статьей обязательств в Отчете о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу и, наоборот, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается стандартами AAOIFI.
3.4 В Отчете о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу должны отдельно отражаться взаимоотношения с Национальным банком, другими банками, другими партнерами по денежному рынку и кредиторами, заемщиками, для того, чтобы дать правильное представление об их взаимозависимости.
3.5 Название формы "Отчета о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу" необходимо излагать "Отчет о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу на "___" _____________ 200__ года (включительно)". При этом указывается дата на конец месяца, квартала, года.
3.6 В отчете о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу должны быть представлены промежуточные итоги по активам, обязательствам, инвестиционным счетам и капиталу.
3.7 Результаты по инвестиционным счетам и их эквивалентам должны быть представлены в отчете о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу как отдельная статья между обязательствами и капиталом исламского банка.
4. Отчет о доходах
4.1 В Отчете о доходах доходы и расходы, возникающие в результате деятельности исламского банка, должны быть сгруппированы по их характеру и должны отражать основные виды доходов и расходов.
4.2 Статьи доходов и расходов не подлежат взаимозачету, за исключением случаев когда:
а) стандарты AAOIFI разрешают это; или
б) прибыль, убытки и сопутствующие расходы, возникающие в результате таких же или аналогичных событий, не являются существенными. Такие суммы должны объединяться и представляться в Отчете о доходах.
4.3 Исламский банк должен представлять в Отчете о доходах или в пояснительной записке (раскрытиях) к финансовой отчетности анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов исламского банка.
4.4 Исламский банк должен показывать в Отчете о доходах или в пояснительной записке (раскрытиях) к финансовой отчетности сумму дивидендов на акцию, объявленных или предложенных за период, охваченный финансовой отчетностью.
4.5 Название формы "Отчет о доходах" необходимо излагать "Отчет о доходах на "___" ______________ 200__ года (включительно)". При этом указывается дата на конец месяца, квартала, года.
4.6 В Отчете о доходах должна быть представлена информация с отдельными раскрытиями дохода на капитал, затрат, прибыли и убытков, полученных исламским банком и держателями инвестиционных счетов:
а) доходы, полученные от реализации и прибыль от инвестиций (финансирования);
б) затраты и потери от инвестиций (финансирования);
в) чистая прибыль (потери) от инвестиций (финансирования);
г) доля держателей инвестиционных счетов в прибыли (убытках) от инвестиций (финансирования) в прибыли исламского банка, как мудариба;
д) доля исламского банка в прибыли (потере) от инвестиций (финансирования);
е) доля исламского банка в доходе от неограниченных инвестиций как мудариба;
ж) доля исламского банка в прибыли от ограниченных инвестиций как мудариба;
з) установленный размер оплаты для исламского банка как инвестиционного агента, если есть таковое;
и) доходы (расходы), полученные в результате операций, не соответствующих стандартам Шариата, если таковые имеются;
к) другие доходы, полученные от реализации, затраты, прибыль и убытки;
л) общие и административные затраты;
м) чистая прибыль (потери) до уплаты налогов;
н) налоги (должны быть представлены по отдельности);
о) чистая прибыль (потери).
5. Отчет о движении денежных средств
5.1 Отчет о движении денежных средств исламского банка должен представлять данные о движении денежных средств и эквивалентов денежных средств за отчетный период, классифицируя их по операционной, инвестиционной или финансовой деятельности.
5.2 Отчет о движении денежных средств должен представить чистое увеличение (сокращение) в денежном выражении и средств, приравниваемых к денежной стоимости в начале и в конце периода.
5.3 В Отчете о движении денежных средств должны быть представлены транзакции и другие перечисления сумм, которые не требуют выплаты или не влекут за собой поступления денежных средств или средств, приравниваемых к денежной наличности (например, дивиденды, предназначенные для распределения между акционерами или приобретение активов в обмен на долю в акциях исламского банка).
5.4 К Отчету о движении денежных средств должна быть представлена Политика исламского банка в отношении компонентов денежных средств и средств, приравниваемых к денежным средствам, используемая как основа для подготовки Отчета о движения денежных средств.
6. Отчет об изменениях в структуре капитала
6.1 Исламский банк должен представить Отчет об изменениях в структуре капитала, отражающий:
а) оплаченный капитал, резервы, создаваемые исламским банком в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики и резервы, создаваемые по усмотрению исламского банка отдельно и нераспределенную прибыль на дату начала отчетного периода с отдельным представлением суммы прибыли, возникшей в результате переоценки активов и обязательств в денежном выражении, где это возможно;
б) операции капитального характера и распределения, произведенные исламским банком в течение отчетного периода;
в) чистая прибыль (убыток) за отчетный период;
г) увеличение (сокращение) резервов, создаваемых исламским банком в течение отчетного периода в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.
6.2 Отчет о нераспределенной прибыли исламского банка должен включать следующее:
а) нераспределенная прибыль в начале периода с отдельным раскрытием суммы, возникшей в результате переоценки активов и обязательств в денежном выражении, где это применимо;
б) чистая прибыль (убыток) за отчетный период;
в) отчисления в резервы, создаваемые исламским банком за отчетный период в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики;
г) суммы, причитающиеся акционерам в течение отчетного периода;
д) нераспределенная прибыль в конце отчетного периода с отдельным раскрытием суммы, возникшей в результате переоценки активов и обязательств в денежном выражении, где это возможно.
7. Требования к пояснительной записке (раскрытиям)
к финансовой отчетности
7.1 В пояснительной записке (раскрытиях) к финансовой отчетности исламского банка должна быть раскрыта информация, которая не представлена в опубликованной финансовой отчетности:
а) название исламского банка;
б) страна регистрации исламского банка;
в) дата образования и организационно-правовая форма исламского банка;
г) месторасположение головного офиса исламского банка и его дочерних компаний в каждой стране, где функционирует банк;
д) характер деятельности исламского банка и основные банковские услуги, предусмотренный уставом;
е) наименования дочерних компаний исламского банка, финансовые отчеты которых не сводятся с отчетами исламского банка, страны их регистрации, доля участия исламского банка в каждой дочерней организации, характер деятельности и причины исключения их финансовых отчетов из сводных финансовых отчетов исламского банка;
ж) наименование управляющей компании исламского банка, а также наименование ее филиалов, если есть таковые;
з) роль Шариатского совета в деятельности исламского банка и его полномочия;
и) правила налогообложения в стране регистрации и в других странах, где у исламского банка есть филиалы. Если исламский банк пользуется налоговыми льготами в стране регистрации и в других странах, необходимо указать период налоговых льгот и оставшийся период действия налоговых льгот.
7.2 Пояснительная записка (раскрытия) к финансовой отчетности должна быть представлена в систематизированном виде. По каждой статье Отчета о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу, Отчета о доходах и Отчета о движении денежных средств должны быть приведены перекрестные ссылки на любую, относящуюся к ней информацию.
7.3 Раздел учетной политики в пояснительной записке (раскрытиях) к финансовой отчетности исламского банка должен предусматривать следующее:
а) определение учетной политики, которая включает в себя принципы учета, основы, правила и методы, которые были приняты исламским банком для подготовки и публикации финансовых отчетов;
б) ясное и сжатое описание значительной политики учета, используемой в подготовке и публикации финансовых отчетов;
в) методы представления основных принципов бухгалтерского учета в примечании к финансовой отчетности;
г) принятие новой учетной политики из-за очевидной разницы в состоянии определенных транзакций и событий по сравнению с простыми транзакциями и событиями в прошлом;
д) принятие новой учетной политики из-за транзакций или событий, которые возникают впервые или возникали в прошлом, но были несущественными;
е) изменения в классификации пунктов финансовых отчетов текущего периода по сравнению с классификацией статей финансового отчета предыдущего периода;
ж) представление методов, используемых исламским банком для распределения прибыли (убытка) от инвестиций (финансирования) между владельцами инвестиционных счетов и исламским банком как мудариба или как инвестиционного менеджера, участвующего или не участвующего в инвестициях своими собственными денежными средствами.
7.4 В учетной политике должны быть представлены изменения, в том числе изменения, не влияющие на финансовые показатели в текущем или предыдущих периодах или когда такое влияние возможно в будущие периоды.
7.5 При внесении изменений в учетную политику, новая политика применяется ретроспективно, т.е. исламский банк должен применять новую учетную политику к сравнительной информации за предшествующие периоды путем формирования финансовых отчетов за последние периоды, насколько это практически осуществимо.
7.6 Ошибка в финансовых отчетах за предыдущий период, если имеет место таковое, должна быть исправлена путем нового формирования финансовых отчетов за все предыдущие периоды, которые были затронуты ошибкой.
Нераспределенная прибыль в начале первого периода должна быть скорректирована для того, чтобы отразить суммарное влияние исправления ошибки на периоды, которые не представлены, но были затронуты ошибкой.
7.7 Раскрытие дополнительной информации может быть осуществлено с помощью диаграмм, аналитических таблиц, графиков и выписок данных за предыдущий и отчетный периоды.
7.8 В примечаниях к финансовой отчетности исламского банка должна быть отражена информация:
а) о должностных лицах исламского банка, определенных Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»;
б) о родственниках должностных лиц исламского банка;
в) о любых физических или юридических лицах, которые осуществляют прямое или косвенное владение или управление исламским банком;
г) о дочерних и/или зависимых компаниях и других филиалах исламского банка;
д) об источниках формирования и использования создаваемых соответствии со стандартами AAOIFI в течение отчетного периода средств фонда закят и фонда кард, если таковые имеются.
8. Отчетность банка, имеющего «исламское окно»
8.1 Банк, имеющий «исламское окно», должен формировать и представлять дополнительную (отдельную) финансовую отчетность по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в виде приложения к консолидированной финансовой отчетности банка.
8.2 Учетная политика банка, имеющего «исламское окно», утвержденная его Советом Директоров и Шариатским советом, должна включать в свой состав Порядок формирования финансовой отчетности «исламского окна» банка.
8.3 Дополнительная (отдельная) финансовая отчетность банка, имеющего «исламское окно», представляемая по операциям, осуществляемым в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, состоит из следующих финансовых отчетностей:
1. Отчет о финансовом состоянии по бухгалтерскому балансу;
2. Отчет о доходах;
3. Отчет о движении денежных средств;
4. Заключение Шариатского совета;
5. Учетная политика и пояснительная записка (раскрытия) к финансовой отчетности.
9. Порядок, сроки представления и публикация финансовой отчетности
9.1. Порядок, сроки представления ежедневной, ежемесячной и ежеквартальной отчетности, а также и публикация финансовой отчетности банками производится в сроки и в порядке, определенные Положением о требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правления Национального банка от 3 декабря 2003 года №33/2, зарегистрированным Министерством юстиции Кыргызской Республики 29 декабря 2003 года, регистрационный номер 125-03.
Постановление Правления НБКР № 47\4 от 25.11.2009 г.
О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР» № 34/10 от 10 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 5 января 2004 года, регистрационный номер 2-04
В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР» № 34/10 от 10 декабря 2003 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 05 января 2004 года, регистрационный номер 2-04 (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования.
3. Юридическому отделу после опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К.
Председатель Алапаев М.О.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от « 25» ноября 2009 года № 47\4
Изменения и дополнения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
от 10 декабря 2003 года № 34/10 «О требованиях к операциям с инсайдерами
и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 5 января 2004 года, регистрационный номер 2-04
Внести в Инструкцию «О требованиях к операциям банков с инсайдерами и аффилированными лицами», утвержденную постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 10 декабря 2003 года N 34/10 «О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 5 января 2004 года, регистрационный номер 2-04, следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу Инструкции после слов «требований к деятельности банков» дополнить словами «в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно,».
2. Определение «Инсайдеры» раздела 1 после слов «члены Совета директоров» дополнить словами «члены Шариатского совета,».
3. Раздел 1 дополнить новым определением «Операции с аффилированными лицами и инсайдерами - передача ресурсов или обязательств, проводимые между «связанными» сторонами, независимо от того, взимается ли при этом плата.»
4. В абзаце 8 раздела 1 определения «Аффилированными лицами являются:» слова «-выдачу кредита (кредитного заменителя)» дополнить сноской 1 следующего содержания: «Для исламских банков – сделки, по условиям которых исламский банк предоставляет денежные средства».
5. Первый абзац определения «Активы низкого качества» в разделе 1 изложить в следующей редакции: «-активы, классифицированные как субстандартные, сомнительные и потери, в соответствии с требованиями НБКР о классификации активов и созданию резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков.»
6. Слово «процентов» во втором абзаце определения «Активы низкого качества» в разделе 1 дополнить сноской 2 следующего содержания: «Для исламских банков – наценка, основная сумма и/или другие платежи, оговоренные договором между банком и клиентом».
7. Раздел 1 дополнить абзацем следующего содержания: «Определения "Исламский банк", "Банк, имеющий "исламское окно", "Исламские принципы банковского дела и финансирования", "Стандарты Шариата", "Шариатский совет" - соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".»
8. Слово «депозитам» подпункта (2) пункта 2.7 А дополнить сноской 3 следующего содержания: «Депозит для исламских банков – это денежные средства клиентов, размещенные в исламском банке на основе договоров мудараба, кард Хасан и вадиа йад даман».