Журнал № 4 за 2004 г.
1. Постановление Правления НБКР от 27 марта 2004 года N 6/5 «О Требованиях к банкам по работе с ценными бумагами»
2. Постановление Правления НБКР от 27 марта 2004 года N 6/6 «О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании кредитных союзов»
3. Постановление Правления НБКР от 27 марта 2004 года N 6/8 «Об установлении корреспондентских отношений с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, зарегистрированными в государствах и на территориях оффшорных зон»
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
27 апреля 2004 года. Регистрационный номер 53-04
г.Бишкек
от 27 марта 2004 года N 6/5
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О Требованиях к банкам по работе с ценными бумагами
Рассмотрев проект Требований к банкам по работе с ценными бумагами, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Требования к банкам по работе с ценными бумагами.
2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования в официальных изданиях Национального банка Кыргызской Республики, после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения областных (региональных) управлений НБКР, коммерческих банков, АООТ РСК, КСФК и ФКПРКС.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Шаршекееву К.Ш., заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики.
Председатель Правления Национального
банка Кыргызской Республики У.Сарбанов
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
27 апреля 2004 года. Регистрационный номер 53-04
Утверждены
постановлением Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 27 марта 2004 года N 6/5
ТРЕБОВАНИЯ
к банкам по работе с ценными бумагами
1. Общие положения
2. Основные понятия, применяемые в настоящих
Требованиях
3. Инвестиционная политика
4. Надзор со стороны Совета директоров и Правления
банка
5. Система внутреннего контроля
6. Регистрационные записи
7. Квалификация банковского персонала
8. Внешний брокер/дилер
9. Классификация ценных бумаг по назначению и
предоставление отчетности
Приложение 1. Виды рисков, присущих операциям с ценными бумагами
Настоящие Требования к банкам по работе с ценными бумагами (далее по тексту - Требования) разработаны в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и "О рынке ценных бумаг" в целях осуществления Национальным Банком Кыргызской Республики (далее по тексту - НБКР) надзорных функций. Требования определяют порядок работы с рыночными ценными бумагами (далее по тексту - ценные бумаги), а также устанавливают основные правила по разработке инвестиционной политики.
Действие настоящих Требований распространяется на коммерческие банки Кыргызской Республики, а также Расчетно-Сберегательную Компанию и Кыргызскую Сельскохозяйственную Финансовую Корпорацию (далее по тексту - банки).
При разработке внутренней политики и процедур контроля над проведением операций с ценными бумагами банк должен руководствоваться положениями настоящих Требований.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Требования определяют порядок для банков по комплектованию портфеля ценных бумаг и управлению им, а также минимальные требования к отчетности и системе внутреннего контроля при работе с ценными бумагами.
1.2. Для осуществления операций с ценными бумагами банку необходимо соблюдать следующие условия:
- иметь в наличии соответствующую политику банка, позволяющую эффективно управлять рисками, свойственными данному виду деятельности, а также контролировать их;
- организовать систему внутреннего контроля, согласно настоящим Требованиям;
- сотрудники банка должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям.
1.3. Банк может приобретать ценные бумаги только при условии, что владеет информацией о финансовом состоянии эмитента, подтвержденной финансовыми отчетами с заключением внешнего аудита (последние три годовых отчета, в случае их отсутствия - последний годовой отчет, включающий промежуточные отчеты).
Приобретение ценных бумаг с целью перепродажи в короткий промежуток времени может осуществляться после проведения предварительного анализа котировок на рынке ценных бумаг. При приобретении ценных бумаг, выпущенных Правительством Кыргызской Республики и НБКР, банки освобождаются от данных требований. Данные требования также не распространяются на приобретение ценных бумаг Правительств и Центральных банков других государств при условии, что они обладают удовлетворительным рейтингом, определенным самим банком в своей инвестиционной политике, и если рынок ценных бумаг этих стран развит и транспарентен и/или его состояние доступно для мониторинга, что определяется самим банком.
1.4. При совмещении банком деятельности брокера и дилера, сделки осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого банка.
2. Основные понятия, применяемые
в настоящих Требованиях
2.1. Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий сделки с ценными бумагами, по поручению, за счет и в интересах клиентов, действующий на основании договора поручения или комиссии.
2.2. Депозитарий ценных бумаг - специализированная организация, функции которой заключаются в хранении и учете ценных бумаг и техническом обслуживании сделок с ценными бумагами.
2.3. Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли в результате последующей перепродажи ценных бумаг или совершения иных сделок с ними.
2.4. Инвестиции банка в ценные бумаги - вложения банка в рыночные ценные бумаги.
2.5. Инвестиционная политика представляет собой документ, в котором описаны инвестиционная и торговая стратегии банка и их цель.
2.6. Рыночные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые обращаются на рынке ценных бумаг.
2.7. Рынок ценных бумаг - совокупность отношений, складывающихся в процессе выпуска и размещения ценных бумаг, а также обращения ранее выпущенных ценных бумаг между субъектами рынка ценных бумаг.
2.8. Портфель ценных бумаг - совокупность различных видов ценных бумаг, находящихся в собственности или управлении банка.
3. Инвестиционная политика
Инвестиционная политика банка, которая одобряется Советом директоров, должна содержать, как минимум, следующее:
3.1. Описание санкционированных действий (удержание до погашения, торговля) и их цель (например, поддержание ликвидности, получение дохода, соблюдение залоговых требований и т.п.).
3.2. Порядок внутреннего лимитирования полномочий по принятию инвестиционных и торговых решений. Для этих целей банкам рекомендуется создать Инвестиционный комитет, который будет наделен определенными полномочиями и степенью ответственности, либо наделить этими полномочиями и соответствующей степенью ответственности Комитет по управлению активами и пассивами банка.
3.3. Определение вида и качества ценных бумаг, которые следует держать в портфеле (например, в политике может быть записано: "Допускается вложение средств в правительственные казначейские векселя и в ценные бумаги частных эмитентов, кредитный рейтинг которых не ниже "А").
3.4. Руководство по финансовому и качественному анализу эмитента, включая виды финансовой информации, необходимой для целей анализа.
3.5. Требования по диверсификации риска по видам, качеству, эмитентам, географическому распределению.
3.6. Четкое распределение степени, полноты и области ответственности сотрудников банка, участвующих в операциях с ценными бумагами.
3.7. Минимальные квалификационные требования к персоналу, осуществляющему работу с ценными бумагами. Банку необходимо иметь персонал, который способен провести анализ эмитента и дать рекомендации по принятию решений. Сотрудники банка, имеющие отношение к операциям с ценными бумагами, должны владеть четкой и исчерпывающей информацией о том виде ценных бумаг, в которые банк вложил или планирует вложить средства.
3.8. Требования к управленческой информационной системе по оценке эффективности портфеля (виды отчетов и их периодичность).
3.9. Требования к системе внутреннего контроля, позволяющей своевременно выявлять и эффективно управлять риском, связанным с размещением средств в ценные бумаги.
3.10. Основные принципы выбора дилеров по ценным бумагам.
4. Надзор со стороны Совета директоров
и Правления банка
Совет директоров ответственен за обеспечение хорошего качества портфеля ценных бумаг. Правление банка несет ответственность за установление и сохранение адекватной и эффективной системы внутреннего контроля, а также осуществление соответствующего мониторинга.
Приобретение ценных бумаг, стоимость которых превышает установленные в инвестиционной политике банка лимиты, должно быть утверждено Правлением банка с последующим одобрением Совета директоров. Протокол заседания Правления должен отражать соответствующее обсуждение, включая:
- разъяснение сущности (характеристик) приобретаемых ценных бумаг;
- цель приобретения/продажи;
- изложение причин, по которым приобретение или продажа именно данных ценных бумаг (бумаги) наилучшим образом служит интересам банка.
Всем рекомендациям по приобретению ценных бумаг должен предшествовать анализ ценной бумаги, ее эмитента и рисков, с которыми связано владение такой бумагой (Приложение 1). Такой анализ должен основываться на текущей финансовой информации, отчетах по рейтингам (если таковые имеются), и других необходимых источниках.
Если ценная бумага хранится вне банка, Правление банка должно быть убеждено в том, что депозитарий имеет соответствующую лицензию, хорошую репутацию и является надежным в финансовом отношении. Депозитарный договор кроме соответствующих прав и обязанностей сторон, может включать условия хранения и учета, а также требования к реестру (какого рода информация должна быть отражена в выписке из реестра, периодичность получения, требования в отношении подтверждения).
Если предполагается приобретение иностранной ценной бумаги, анализ должен включать достаточный объем информации о зарубежной стране. Банк должен владеть достаточной для принятия решений общей информацией об основных законах, а также практике регулирования соответствующих иностранных рынков ценных бумаг и деятельности их депозитариев. При необходимости банку рекомендуется обращаться за консультацией к опытному юристу или специалисту с хорошей репутацией, работающему в данной области, и знающему иностранный рынок (рынки).
5. Система внутреннего контроля
Правление банка несет ответственность за организацию системы внутреннего контроля, предусматривающую разделение обязанностей сотрудников, осуществляющих работу с ценными бумагами, строгое соблюдение ограничений по рискам. Операции с ценными бумагами должны быть функционально разделены между исполнителями заключения сделок и исполнителями их бухгалтерской обработки. Каждому банку следует придерживаться, как минимум, следующих рекомендаций:
5.1. Четко определяет функциональное разграничение дилерской деятельности (фронт-офис) и бухгалтерской обработки сделок (бэк-офис). На всех стадиях заключения, контроля и бухгалтерской обработки сделки должен быть использован принцип "четырех глаз", то есть, как минимум, два лица должны осуществлять контроль за исполнением операции.
5.2. Сотрудник фронт-офиса, заключающий сделку, не имеет права единолично давать указания на осуществление бухгалтерской обработки сделки без заверяющей подписи контролера, работать с наличностью, обмениваться подтверждениями по заключенной сделке со встречной стороной по сделке, осуществлять бухгалтерскую обработку сделки.
5.3. Сотрудник бэк-офиса не имеет право заключать сделку (сделки) на покупку или продажу ценных бумаг. Сотрудник, осуществляющий бухгалтерскую обработку сделки, не должен проводить сверку условий сделки с подтверждающими документами встречной стороны по сделке.
5.4. По всем операциям должно быть получено независимое от исполнителей фронт-офиса подтверждение от встречной стороны по сделке, и проведена его сверка с условиями сделки.
5.5. Клиринг и платежи должны регулярно, с периодичностью, установленной внутренними положениями (процедурами) банка, подвергаться сверкам и аудиту, которые осуществляются сотрудниками, не участвующими в торговых операциях или их учете.
5.6. Если банк выступает в роли брокера: банк должен открыть счет для каждого из клиентов и вести регистрационные записи, включая все случаи покупки или продажи ценных бумаг, виды ценных бумаг, даты проведения сделки, цену и количество проданных/купленных ценных бумаг.
5.7. Учет ценных бумаг, принадлежащих банку должен осуществляться отдельно от учета ценных бумаг, принадлежащих клиентам банка.
5.8. Работники банка, осуществляющие операции с ценными бумагами, не могут использовать служебное положение для собственной выгоды, вступая в личные отношения с лицами, которые участвуют в операциях с ценными бумагами, осуществляемых банком.
6. Регистрационные записи
Все банки должны соблюдать нормативные правовые акты КР в отношении регистрационных записей по ценным бумагам. При этом все банки должны, как минимум, вести следующие записи:
6.1. Каждому документу на покупку-продажу ценной бумаги присваивается уникальный код (регистрационный номер), с параллельным ведением записи в регистрационном журнале. Документ должен содержать следующую информацию:
- куплена ли ценная бумага за счет клиента или банка;
- вид операции (продажа/покупка);
- цена сделки;
- дата получения документа на заключение сделки;
- дата исполнения документа на заключение сделки;
- описание ценной бумаги (вид ценной бумаги, дата погашения, процентная ставка, эмитент, номинальная стоимость);
- Ф.И.О. дилера/брокера;
- наименование (Ф.И.О.) клиента;
- инструкции по доставке/оплате;
- специальные условия, предусмотренные банком.
6.2. В каждом банке должны вестись журналы регистрации сделок по ценным бумагам, содержащие следующую информацию:
- Ф.И.О. покупателя/продавца;
- наименование стороны, которой ценная бумага должна быть доставлена, или от которой она должна быть получена;
- описание ценной бумаги;
- официальный номер ценной бумаги;
- номер операции или подтверждения;
- дата покупки-продажи;
- общая номинальная стоимость;
- общая стоимость покупки-продажи;
- номинальная цена за единицу, дисконт, доходность.
6.3. Управленческая информационная система должна быть достаточно детализированной, чтобы обеспечивать ответственных лиц информацией, необходимой для осуществления должного учета, мониторинга и контроля портфеля ценных бумаг. Помимо вышеприведенной информации, сведения о портфеле должны, как минимум, включать разбивку ценных бумаг по виду (облигации или акции), рейтингу (если присвоен), номинальной и рыночной стоимости, датам сделки, процентной ставке, дисконту, доходности. Такие сведения необходимо готовить отдельно по ценным бумагам, удерживаемым до погашения, по торговым ценным бумагам и по ценным бумагам для продажи. В инвестиционной политике должна быть указана периодичность оценки (соответствие классификации должно оцениваться не реже одного раза в месяц, для целей отчетности).
7. Квалификация банковского персонала
Руководство банка ответственно за то, чтобы все сотрудники занятые в дилерских и брокерских операциях, обладали необходимой квалификацией. При определении минимальных квалификационных требований банка к сотрудникам, осуществляющим работу в качестве брокера/дилера, рекомендуется учитывать наличие соответствующих сертификатов (свидетельств), необходимых для проведения операций на рынке ценных бумаг, опыт работы в банковской системе. Для соответствия сотрудников данным требованиям банкам рекомендуется проводить кадровую политику, направленную на повышение квалификации сотрудников через обучение на соответствующих курсах, семинарах, а также использовать практику наставничества.
8. Внешний брокер/дилер
При недостатке собственного опыта или при выходе на иностранные рынки, банк может воспользоваться услугами внешнего брокера/дилера. Если даже оперативное управление поручено компетентным лицам (сотрудникам банка, внешним лицам), Правление банка несет полную ответственность за контроль и управление портфелем ценных бумаг. Поэтому, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
При выборе брокера/дилера по ценным бумагам банкам рекомендуется:
8.1. Изучить репутацию брокера/дилера в части того, что касается его честности, добросовестности и профессиональной квалификации посредством общения с его коллегами и клиентами и сбора соответствующей информации из государственных и негосударственных источников.
8.2. Установить контакты с Центральными банками, уполномоченными государственными органами по рынку ценных бумаг и соответствующими должностными лицами в зарубежных странах, чтобы убедиться в том, что у брокера/дилера имеется соответствующая лицензия, а также с целью получения иной информации, которая может оказаться полезной в процессе выбора брокера/дилера.
8.3. Получить информацию и оценить финансовое состояние брокера/дилера, чтобы убедиться, что финансовое состояние последнего достаточно устойчиво, чтобы выполнять любые обязательства перед банком.
9. Классификация ценных бумаг по назначению
и предоставление отчетности
При приобретении ценных бумаг их необходимо классифицировать по назначению (в зависимости от целей приобретения) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, отнеся к одной из трех категорий:
Ценные бумаги, удерживаемые до погашения - банк должен определить свое намерение и способность держать эти ценные бумаги до наступления срока погашения.
Торговые ценные бумаги - к этой категории относятся: а) ценные бумаги, приобретенные с целью получения прибыли за счет краткосрочных изменений цены; или б) ценные бумаги, сохраняемые с целью перепродажи в ближайшем будущем.
Ценные бумаги годные для продажи - все прочие ценные бумаги, не вошедшие в вышеперечисленные категории.
Соответствие классификации должно контролироваться не реже одного раза в месяц, для целей отчетности.
Все банки должны также ежемесячно отражать в своей финансовой отчетности любое известное ухудшение стоимости всех ценных бумаг. Кроме того, банк обязан проводить оценочную классификацию всех ценных бумаг на предмет ухудшения согласно требованиям, установленным законодательством КР.
Правильность оценки ценных бумаг должна проверятся каждый раз, когда банк готовит регулятивный отчет или публикует свои финансовые отчеты. НБКР на регулярной основе, в порядке установленном законодательством Кыргызской Республики будет проверять деятельность банка на предмет согласованности с настоящими Требованиями.
Определяя, насколько правильно банк классифицировал свой портфель ценных бумаг по категориям, НБКР в целях регулирования и надзора, будет учитывать следующие факторы:
- уровень покупок и продаж в инвестиционном портфеле. Высокий уровень может указывать на намерение банка получить прибыль за счет краткосрочных изменений цен;
- срок владения относительно даты приобретения;
- отношение доходных операций к убыточным операциям с ценными бумагами;
- объем нереализованных убытков в инвестиционном портфеле.
Банк должен осуществить перевод ценной бумаги (бумаг) из категории "ценных бумаг, удерживаемых до погашения" в категорию "ценных бумаг, предназначенных для торговли", если Национальным банком установлены следующие факты:
- практика торговли ценными бумагами, находящимися в портфеле;
- ценные бумаги не классифицированы должным образом при их приобретении;
- ценные бумаги вообще не были классифицированы так, как того требует настоящий документ.
Перевод ценных бумаг из одной категории в другую означает, что вся нереализованная прибыль (убыток) должна быть немедленно признана текущим доходом/расходом.
В практике банка перевод ценных бумаг из одной категории в другую допускается осуществлять только в исключительных случаях, которые должны быть описаны в инвестиционной политике банка. При этом банк должен осуществить перевод всей группу/группы ценных бумаг в целом, исключая возможность перевода только одной или нескольких ценных бумаг из данной группы. Повторный перевод этой же группы ценных бумаг в любую другую категорию не допускается. Группировка ценных бумаг внутри одной категории производится по эмиссии и финансовым условиям (например, Государственные казначейские векселя (ГКВ) со сроком погашения 6 месяцев и доходностью 7% - одна группа ценных бумаг; ГКВ со сроком погашения 3 месяца и доходностью 5% - другая группа ценных бумаг; и т.д.).
Несоответствующее настоящим Требованиям применение правил учета, предназначенных для трех категорий ценных бумаг, особенно для категории ценных бумаг, удерживаемых до погашения, приводит к неправильному отражению финансового состояния банка в отчетах, представляемых в НБКР, что может рассматриваться как предоставление недостоверной информации.
Приложение 1
Виды рисков, присущих операциям с ценными бумагами
Кредитный риск - риск, которому подвергаются доходы банка и капитал в тех случаях, когда встречная сторона в сделке или заемщик не в состоянии погасить долг или выполнить обязательства по контракту с банком. Кредитный риск присущ всем видам долговых обязательств. Риск ранжируется от минимального (обязательства Правительства КР или НБКР) до очень высокого (частные дебиторы). Кредитный риск бывает прямым (ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства) или косвенным (гарантии, обязательства).
Риск процентных ставок - риск, которому подвергаются доходы банка и капитал в связи с изменением процентных ставок. В простейшем виде риск процентных ставок можно выразить как несоответствие между стоимостью активов и обязательств. Например, когда банк финансирует 6-месячный казначейский вексель за счет 3-месячного депозита. Если к концу трехмесячного срока процентная ставка по депозиту увеличивается, банку может потребоваться либо увеличить процентную ставку, чтобы удержать клиента, либо привлечь новые депозиты по более высокой ставке, в то время как процентный доход, полученный от капиталовложений в казначейский вексель, останется неизменным в течение следующих трех месяцев. Разумеется, что это уменьшит чистый процентный доход.
Риск ликвидности - риск, которому подвергаются доходы банка и капитал, в случае неспособности банка выполнить свои обязательства (отток депозитов, обязательства по кредитам и т.п.), либо в тех случаях, когда банк, пытаясь выполнить свои обязательства, подвергается недопустимому риску (например, мобилизует дополнительные средства по высокой стоимости). Так, например, банк может располагать ценными бумагами, которые он не в состоянии продать, либо может продать лишь со значительным убытком из-за изменения общих условий на рынке, изменения спроса на данный вид ценных бумаг ("вялый рынок"), либо ухудшения качества ценных бумаг.
Рыночный риск или Ценовой риск - риск, которому подвергаются доходы банка и капитал в результате изменения рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле банка. Например, по мере роста процентных ставок, цена на долговые ценные бумаги падает. Цены на акции на КФБ могут значительно меняться в зависимости от восприятия рынком состояния и перспектив компании, в которую банк вложил средства, а также промышленности или экономики в целом. Все банки, работающие с казначейскими ценными бумагами, как участники рынка ценных бумаг, должны помнить, что цены на ценные бумаги в их портфеле могут меняться по мере изменения экономических условий.
Валютный риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал в связи с изменением обменного курса. Этому риску подвергаются все банки, которые инвестируют средства в ценные бумаги, номинированные в инвалюте. Как правило, влияние валютного риска проявляется в тех случаях, когда активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, конвертируются в национальную валюту (сомы).
Риск операций или Операционный риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал в результате проблем, связанных с системами внутреннего контроля, неполадками в системах обмена информацией и операционными процессами. Риск расчетов, который возникает в случае, когда платежеспособная встречная сторона не может произвести расчеты по сделке в условленную дату в силу обстоятельств, не зависящих от нее (встречной стороны), например, несостоятельности платежной системы или нарушения контракта третьей стороной, является частью операционного риска.
Страновой риск - риск, которому подвергаются доходы и капитал в тех случаях, когда банк вкладывает средства в иностранные ценные бумаги или другие активы. Иностранные рынки подвержены влиянию целого ряда факторов, - как экономических, так и неэкономических: политическая стабильность, ограничения на перемещение капитала, процентные ставки, инфляция и средства контроля над валютными операциями. Это означает, что банк, вкладывающий средства в иностранные ценные бумаги, должен следить за экономическими и политическими событиями соответствующей страны, чтобы иметь возможность предпринять необходимые меры для минимизации отрицательных последствий неблагоприятных событий для своего портфеля ценных бумаг.
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
27 апреля 2004 года. Регистрационный номер 54-04
г.Бишкек
от 27 марта 2004 года N 6/6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений и дополнений в Положение
о лицензировании кредитных союзов
В целях расширения круга операций, осуществляемых кредитными союзами и внедрения операций по финансовому лизингу в кредитных союзах, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить изменения и дополнения в Положение о лицензировании кредитных союзов (прилагается), утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики N 8/1 от 13 февраля 2002 года (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 28 февраля 2002 года. Регистрационный номер 38-02).
2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента опубликования в официальных изданиях Национального банка Кыргызской Республики после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Абдыбалы тегин Суеркула, члена Правления Национального банка.
Председатель Правления Национального
банка Кыргызской Республики У.Сарбанов
Утверждены
постановлением Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 27 марта 2004 года N 6/6
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
в Положение о лицензировании кредитных союзов,
утвержденное постановлением Правления НБКР
N 8/1 от 13.02.2002 г.
1. В наименовании раздела 2 слова: "для получения основной лицензии" исключить.
2. Пункт 2.2 после слов: "ФКПРКС либо" дополнить словами: "областное (региональное) управление".
3. Раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Порядок выдачи лицензии кредитному союзу
на осуществление дополнительных операций
4.1. Кредитный союз при наличии лицензии НБКР может осуществлять следующие дополнительные операции:
1) предоставление финансовой аренды (лизинга);
2) привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза на условиях срочности, возвратности и платности.
4.2. Предоставление кредитному союзу лицензии на дополнительные операции производится на основе заключения ФКПРКС о возможности выдачи лицензии НБКР.
ФКПРКС дает заключение о возможности выдачи лицензии на привлечение вкладов (депозитов) только после проверки кредитного союза на месте на соответствие минимальным требованиям НБКР к кредитным союзам для приема вкладов (депозитов) от участников кредитного союза (Приложение 4).
4.3. ФКПРКС рассматривает документы в течение 15 рабочих дней с даты подачи заявления кредитным союзом.
4.4. Для получения лицензии на право предоставления финансовой аренды (лизинга) кредитный союз должен предоставить в ФКПРКС следующие документы, в двух экземплярах:
1) заявление кредитного союза на получение лицензии (Приложение 1);
2) экономическое обоснование на осуществление операций по финансовому лизингу с участниками кредитного союза с приведением прогнозного баланса, предполагаемого объема и количества операций кредитного союза по финансовому лизингу.
В случае внесения изменений в учредительные документы, дополнительно к выше перечисленным документам представляются оригинал протокола общего собрания участников кредитного союза о расширении круга осуществляемых кредитным союзом операций, оригинал устава кредитного союза и копия свидетельства о государственной перерегистрации кредитного союза (в случае прохождения перерегистрации в органах юстиции).
4.5. Для получения лицензии на привлечение вкладов (депозитов) кредитный союз должен предоставить в ФКПРКС следующие документы, в двух экземплярах:
1) заявление кредитного союза на получение лицензии (Приложение 1);
2) оригинал протокола общего собрания участников кредитного союза о расширении круга осуществляемых кредитным союзом операций и об утверждении депозитной политики;
3) экономическое обоснование на осуществление операций по привлечению депозитов от участников кредитного союза с приведением прогнозного баланса, предполагаемого объема и количества операций кредитного союза по приему депозитов;
4) сертификат (документ) о прохождении обучения Председателя Правления либо лица, ответственного за управление ликвидностью кредитного союза в соответствии с требованиями Приложения 4;
5) отчетность и сведения кредитного союза, подтверждающие соответствие деятельности кредитного союза минимальным требованиям НБКР для получения лицензии (Приложение 4) согласно форме, разработанной ФКПРКС с письменным подтверждением достоверности предоставляемых данных за подписью Председателя Правления и главного бухгалтера, с визой об ознакомлении Председателя Кредитного комитета;
6) копия документа, подтверждающего прохождение тестирования Председателем Правления и главного бухгалтера кредитного союза в НБКР.
В случае внесения изменений в учредительные документы, дополнительно к выше перечисленным документам представляются оригинал протокола общего собрания участников кредитного союза о расширении круга осуществляемых кредитным союзом операций, оригинал устава кредитного союза и копия свидетельства о государственной перерегистрации кредитного союза (в случае прохождения перерегистрации в органах юстиции).
4.6. Лицензия кредитного союза на осуществление дополнительных операций подписывается лицом, уполномоченным приказом Председателя НБКР, а в областных управлениях - начальниками управлений, заверяется печатью НБКР и выдает в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующих документов в НБКР и ФКПРКС.".
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
23 апреля 2004 года. Регистрационный номер 49-04
г.Бишкек
от 27 марта 2004 года N 6/8
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об установлении корреспондентских отношений
с банками и другими финансово-кредитными
учреждениями, зарегистрированными в государствах
и на территориях оффшорных зон
В целях выполнения мер по борьбе с отмыванием денежных средств, отраженных в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 года (ратифицирована Законом Кыргызской Республики от 15 апреля 2003 года N 74), а также в целях обеспечения надежности, стабильности и поддержания репутации банковской и платежной системы Кыргызской Республики, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков, предотвращения использования банков Кыргызской Республики в операциях, связанных с "отмыванием" денег и финансированием терроризма, руководствуясь подпунктом 7 пункта 1 статьи 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", пунктом 1 статьи 39, пунктом 3 статьи 39-1 и статьей 53 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Установить, что коммерческие банки, лицензируемые Национальным банком Кыргызской Республики, вправе устанавливать корреспондентские отношения ("НОСТРО" и "ЛОРО" счета) с банками и другими финансово-кредитными учреждениями (далее - банки), зарегистрированными в государствах и на территориях оффшорных зон, перечень которых утвержден постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 16 апреля 2003 года N 13/2 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 22.04.03 года, регистрационный N 37-03), при соответствии банков, являющихся субъектами оффшорных зон, следующим требованиям:
1.1. наличие уровня капитала, рассчитанного согласно стандартам Базельского комитета по банковскому надзору, то есть капитал первого уровня должен быть не менее суммы, эквивалентной 100 млн. ЕВРО и показатель адекватности суммарного капитала, взвешенного по степени риска, - не менее 10 процентов, по расчету на последнюю квартальную дату, предшествующую дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений и по расчету на основе последнего годового отчета, заверенного независимой аудиторской организацией, имеющей хорошую международную репутацию и опыт проведения внешнего аудита банков в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности. При этом во внимание должен приниматься наименьший из показателей капитала первого уровня и адекватности капитала. В случае, если в финансовой отчетности показатель капитала банка выражен в валюте, отличной от ЕВРО, для расчета показателя капитала банка, являющегося субъектом оффшорной зоны, должен быть использован кросс-курс Национального банка Кыргызской Республики на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений, при условии подписания государством или территорией оффшорной зоны 8-ой статьи "Статей Соглашения" Международного Валютного Фонда (МВФ), принятых 22 июля 1944 года. Для государств и территорий, не подписавших 8-ю статью "Статей Соглашения" МВФ, должен быть использован валютный курс по отношению к ЕВРО Центрального (Национального) банка государства, на территории которого зарегистрирован банк, на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений;
1.2. наличие степени классификации долгосрочной кредитоспособности, установленной рейтинговым агентством Standard & Poor's Corporation не ниже "AA", либо соответствующей данному значению степени классификации, установленной агентством Moody's Investors Service или Fitch IBCA;
1.3. наличие легализованной в установленном порядке финансовой отчетности за последние три года и последний квартал, предшествующей дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений (с переводом на кыргызский или русский язык). Годовая финансовая отчетность за последние три года должна быть представлена вместе с заключением независимой аудиторской организации, имеющей хорошую международную репутацию и опыт проведения внешнего аудита банков в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности;
1.4. наличие документов, подтверждающих физическое присутствие постоянного офиса на территории оффшорной зоны, где зарегистрирован банк, и лицензии на право проведения банковских операций;
1.5. наличие документального подтверждения органа банковского надзора оффшорной зоны, на территории которой зарегистрирован банк, о полном раскрытии и предоставлении банком органу банковского надзора информации о своей деятельности, согласно требованиям и рекомендациям Базельского Комитета по банковскому надзору.
2. Требования, установленные в пункте 1 настоящего постановления, не распространяются на установление коммерческими банками, лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики, прямых корреспондентских отношений с филиалами банков, зарегистрированными в государствах и на территориях оффшорных зон, головные учреждения которых зарегистрированы вне оффшорных зон.
3. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
4. Настоящее постановление распространяется на коммерческие банки, АООТ РСК и вступает в силу по истечении 30 календарных дней со дня опубликования в официальном издании НБКР, после прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
5. С момента вступления в силу настоящего постановления, признать утратившими силу постановление Правления НБКР от 19 апреля 2000 года N 15/6 "Об открытии корреспондентских счетов в банках, инкорпорированных в оффшорных зонах, в их дочерних банках и обособленных подразделениях, не являющихся самостоятельными юридическими лицами" и постановление Правления НБКР от 21 января 2004 года N 1/4 "Об установлении корреспондентских отношений с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, зарегистрированными в государствах и на территориях оффшорных зон".
6. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, АООТ РСК, областных (региональных) управлений НБКР и Баткенского представительства НБКР.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Шаршекееву К.Ш.
Председатель Правления Национального
банка Кыргызской Республики У.Сарбанов