Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 24 июня 2021 года 

№ 2021-П-14/34-5-(ПС) 

 

 

 

О внесении изменений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»  

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и статьей 26 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) (прилагаются). 

2. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем, ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем Кыргызской Республики» и коммерческих банков. 

5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

Председатель Т. Абдыгулов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 24 июня 2021 года 

№ 2021-П-14/34-5-(ПС) 

 

 

Изменения 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»  

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-ПС 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующие изменения: 

в Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением

- абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции: 

«Платежные организации, операторы платежных систем, а также агенты/субагенты платежной организации должны соблюдать требования законодательства, включая в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в соответствии с Положением «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в платежных организациях и операторов платежных систем в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 августа 2020 года №2020-П-14/46-4-(ПС).»; 

- пункт 6 дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания: 

«Веб-касса агента это доступ к платежной системе платежной организации с помощью различных устройств (мобильный телефон, персональный компьютер, планшет и др.), предоставляемый агенту платежной организации для осуществления платежей.»; 

- наименование главы 3 изложить в редакции: 

«Глава 3. Основные требования к деятельности платежных организаций и операторов платежных систем и их агентов»; 

- пункт 7 изложить в следующей редакции: 

«7. Оператор платежной системы вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в лицензии, а также оказывать консультационные/ информационные услуги и осуществлять иную деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения его основной деятельности. 

Иная деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения основной деятельности оператора платежной системы, должна ограничиваться оказанием только следующих услуг: 

- оказание услуг по распространению/передаче сообщений/сведений информационного характера (размещение рекламы на собственном сайте, на поверхности платежных терминалов, информационных/интерфейсных экранах терминалов, мобильных приложениях и зданиях, принадлежащих оператору платежной системы, а также на чеках при оказании соответствующих услуг); 

- оказание услуг по разработке и дальнейшему обслуживанию/технической поддержке программного обеспечения для платежных систем; 

- оказание услуг по сбору и передаче фискальных данных в защищенном виде уполномоченному налоговому органу/деятельности оператора фискальных данных; 

- реализация программного обеспечения (лицензии или продукты интеллектуальной собственности)/ банковского оборудования/ оборудования для осуществления приема платежей; 

- предоставление вычислительных мощностей, серверного и сетевого оборудования, арендной площади для серверного оборудования. 

Оператор платежной системы может оказывать банковские розничные услуги в соответствии с агентским договором, заключенным с коммерческим банком Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность только с деятельностью платежной организации.  

Запрещается передача лицензии и прав по ней другому лицу для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.»; 

- Положение дополнить пунктом 7-1 следующего содержания: 

«7-1. Оператор платежной системы в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты получения лицензии должен заключить договор/ы с участниками платежной системы и начать осуществлять деятельность по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. В противном случае лицензия оператора платежной системы подлежит отзыву в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.»; 

- пункт 10 изложить в следующей редакции: 

«10. Оператор платежной системы может быть реорганизован (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) при соблюдении требований, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

В случае реорганизации оператор платежной системы должен предоставить уведомление в Национальный банк с приложением соответствующего решения по реорганизации, заверенного надлежащим образом, в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после прохождения государственной перерегистрации в связи с реорганизацией.»; 

- пункт 12 изложить в следующей редакции: 

«12. Оператор платежной системы должен разработать и утвердить тарифную политику и принципы ценообразования стоимости своих услуг и один раз в год с момента получения лицензии предоставлять в Национальный банк сведения об утвержденных и действующих тарифах.  

В последующем оператор платежной системы предоставляет сведения о тарифной политике в Национальный банк не реже 1 (одного) раза в год в срок до конца I (первого) квартала текущего календарного года. 

Оператор платежной системы должен в течение 10 (десяти) рабочих дней после изменения тарифной политики и/или тарифов уведомить Национальный банк обо всех изменениях.»; 

- пункт 17 изложить в следующей редакции: 

«17. Оператор платежной системы должен: 

1) контролировать соблюдение действующих правил и процедур, а также их соответствие требованиям настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики; 

2) предъявлять требования к необходимым техническим и программным средствам для проведения платежей другим участникам платежной системы; 

3) вести базу данных по агентам, субагентам и поставщикам товаров/услуг платежной организации, которая должна содержать, как минимум: 

- реквизиты договора (дата, номер, вид договорных отношений); 

- наименование юридического лица/ФИО индивидуального предпринимателя; 

- данные о государственной регистрации юридического лица, паспортные данные индивидуального предпринимателя, патент, свидетельство о регистрации; 

- местонахождение/адрес проживания, адрес осуществления предпринимательской деятельности; 

- сведения о руководителях; 

- контактные данные; 

- сведения о собственниках/учредителях (для юридических лиц); 

- сведения о бенефициарных собственниках поставщиков товаров/услуг; 

- сведения о виде деятельности юридического лица/индивидуального предпринимателя (банковская деятельность, коммунальные услуги и т.д.); 

- цель и предполагаемый характер деловых отношений с данным юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем (если поставщик, то указать услугу); 

- финансовые условия (верхний и нижний предел комиссии, стоимость услуг и т.д.); 

4) оценивать и управлять рисками в платежной системе; 

5) обеспечить безопасное функционирование средств обработки информации; 

6) обеспечить единый подход к управлению инцидентами и вести реестр инцидентов; 

7) обеспечить своевременное доведение информации по принятым в систему платежам до поставщика товаров/услуг при возникновении нештатной ситуации в соответствии с условиями договора и требованиями нормативных правовых актов Национального банка.»; 

- в пункте 20 второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: 

«В соответствии с функциональными обязанностями персонал оператора платежной системы должен быть ответственным за:»; 

- Положение дополнить пунктом 20-1 следующего содержания: 

«20-1. Оператор платежной системы должен иметь утвержденную учетную политику, соответствующую требованиям нормативных правовых актов Национального банка.»; 

- пункт 29 изложить в следующей редакции: 

29. Платежная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в лицензии, а также оказывать консультационные/ информационные услуги и осуществлять иную деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения ее основной детальности.  

Иная деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения основной деятельности платежной организации, должна ограничиваться оказанием только следующих услуг: 

- оказание услуг по распространению/передаче сообщений/сведений информационного характера (размещение рекламы на платежных терминалах, на собственном сайте, на поверхности платежных терминалов, информационных/интерфейсных экранах терминалов, мобильных приложениях и зданиях, принадлежащих платежной организации, а также на чеках при оказании соответствующих услуг); 

- оказание услуг по разработке и дальнейшему обслуживанию/технической поддержки программного обеспечения для платежных систем (при совмещении деятельности с деятельностью оператора платежных систем); 

- оказание услуг по сбору и передаче фискальных данных в защищенном виде уполномоченному налоговому органу/деятельности оператора фискальных данных; 

- оказание инкассаторских услуг для собственных агентов и субагентов; 

- техническое обслуживание периферийных устройств (терминалов) агентов/субагентов; 

- реализация программного обеспечения (лицензии или продукты интеллектуальной собственности) / оборудования для осуществления приема платежей; 

- предоставление вычислительных мощностей, серверного и сетевого оборудования, арендной площади для серверного оборудования. 

Платежная организация может оказывать банковские розничные услуги в соответствии с агентским договором, заключенным с коммерческим банком Кыргызской Республики, и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики. 

Платежная организация может совмещать свою деятельность только с деятельностью оператора платежной системы.  

Запрещается передача лицензии другому лицу для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.». 

- Положение дополнить пунктом 32-1 следующего содержания: 

«32-1. Платежная организация должна иметь как минимум технический персонал (штатные должности), ответственный за функционирование аппаратно-программного комплекса и его безопасность, главного бухгалтера (штатная должность), а также другой персонал в соответствии со своей организационной структурой. В соответствии с функциональными обязанностями персонал платежной организации должен быть ответственным за: 

- оценку адекватности систем контроля информационной системы осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений исполнительному органу по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; 

- оценку обеспечения безопасности повышение уровня информационной безопасности, а также минимизацию возможных потерь, вызванных действиями злоумышленников, аварийными сбоями и ошибками персонала; 

- проверку соответствия функционирования системы требованиям настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики; 

- оценку эффективности деятельности осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию; 

- обеспечение надежности, полноты и своевременности финансовой информации, используемой для принятия решений, составления финансовой и регулятивной отчетности; 

- подготовку предложений по выбору внешних аудиторов и при необходимости инициирование проведения специальных аудиторских проверок; 

- ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. 

Платежная организация должна обеспечить преемственность выполняемых функций персонала, при необходимости обеспечить дублирование функций персонала, принимающего участие в выполнении основных функций платежной организации. При увольнении/смене персонала должен быть определен порядок обеспечения приема-передачи функциональных обязанностей и документации с надлежащим оформлением (акт, протокол).»; 

- пункт 33 изложить в следующей редакции: 

«33. В целях страхования возможных рисков поставщиков товаров/услуг платежная организация должна обеспечить: 

1) предоставление предоплаты или безотзывной банковской гарантии или страхового депозита в размере не менее 100 (ста) процентов от всей суммы принимаемых платежей в бюджеты бюджетной системы Кыргызской Республики с установлением данного требования в соответствующих договорных отношениях (при заключении прямых договоров) c государственным органом и/или органом местного самоуправления, администрирующим уплату налогов, сборов и платежей, и реализацией необходимых механизмов контроля и управления рисками для осуществления приема денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет уполномоченного органа по прогнозированию и исполнению бюджета в Национальном банке Кыргызской Республики. 

В договоре с государственным органом и/или органом местного самоуправления должно быть предусмотрено, что безотзывная банковская гарантия или страховой депозит будут использоваться при наступлении случаев неисполнения/нарушения платежной организацией обязательств по перечислению принятых платежей на Единый казначейский счет. В случае превышения суммы платежей над размером предоплаты или безотзывной банковской гарантии или страхового депозита услуга поставщика товаров/услуг должна автоматически отключаться; 

2) предоставление безотзывной банковской гарантии или страхового депозита в размере 50 (пятидесяти) процентов среднедневного оборота за последний квартал по каждому поставщику товаров/услуг для поставщиков товаров/услуг, частично находящихся в государственной собственности, коммунальных предприятий и бюджетных организаций, где договорные отношения не предусматривают предоплату либо депозит, размещенный на банковском счете поставщика товаров/услуг.  

В договоре с поставщиком товаров/услуг должно быть предусмотрено, что безотзывная банковская гарантия или страховой депозит будут использоваться по целевому назначению при наступлении случаев неисполнения/нарушения платежной организацией обязательств по перечислению принятых платежей на расчетный счет поставщика товаров/услуг, а также условия контроля банковского счета, на котором размещен страховой депозит, и/или возможность безакцептного списания денежных средств поставщиком товаров/услуг; 

3) представление безотзывной банковской гарантии или страхового депозита в пользу поставщика товаров/услуг, где договорные отношения не предусматривают предоплату поставщику товаров/услуг. Размер безотзывной банковской гарантии или страхового депозита должен составлять не менее 10 (десяти) процентов от суммы среднедневного оборота платежной организации за последний квартал по каждому поставщику товаров/услуг. 

4) денежные средства, предназначенные поставщику товаров/услуг, не должны аккумулироваться на расчетном счете платежной организации, предназначенном для проведения операций, связанных с хозяйственной деятельностью платежной организации. Страховые депозиты могут размещаться на одном банковском счете по всем поставщикам товаров/услуг либо на отдельных банковских счетах.»; 

- пункт 34 дополнить абзацем третьим следующего содержания: 

«Прием, хранение, передача/перечисление денежных средств (инкассация) и кассовые операции, связанные с выдачей денежных средств, должны осуществляться платежной организацией по целевому назначению и для обслуживания только своей административно-хозяйственной деятельности.»; 

- Положение дополнить пунктом 34-1 следующего содержания: 

«34-1. Платежная организация в случае введения ограничений по передвижению в городах и населенных пунктах из-за наступления нештатных ситуаций (введение режимов чрезвычайного положения (ЧП)/чрезвычайной ситуации (ЧС) и др.) вправе заключить договор с инкассаторской службой (государственной или частной) для осуществления инкассации своих платежных терминалов и/или платежных терминалов своих агентов.»; 

- Положение дополнить пунктом 34-2 следующего содержания: 

«34-2. Платежная организация должна иметь утвержденную учетную политику, соответствующую требованиям нормативных правовых актов Национального банка.»; 

- Положение дополнить пунктом 38-1 следующего содержания: 

«38-1. Аппаратная часть аппаратно-программного комплекса платежной организации должна состоять из оборудования промышленного класса. Платежная организация должна иметь в наличии: 

- договор, заключенный с организацией, которая разработала программное обеспечение, или организацией, уполномоченной правообладателем программного обеспечения (в случае приобретенного программного обеспечения); 

- договор по обеспечению технической поддержки с компанией-разработчиком (в случае приобретенного программного обеспечения) или лицами, разработавшими/поддерживающими функционирование программного обеспечения, в соответствии с заключенными договорами или трудовыми соглашениями с сотрудниками; 

- руководство или сопровождающие документы для администраторов системы и пользователей программного обеспечения; 

- программу и методику испытаний; 

- акт ввода и журнал испытаний опытной эксплуатации; 

- акт ввода в промышленную эксплуатацию; 

- акт приема-передачи, подписанный платежной организацией и организацией, разработавшей программное обеспечение или организацией, уполномоченной правообладателем программного обеспечения.»; 

- пункт 40 изложить в следующей редакции: 

«40. Платежная организация должна не реже 1 (одного) раза в 6 (шесть) месяцев проводить протоколированную проверку безопасности аппаратно-программного комплекса на соответствие требованиям внутренних правил и процедур, а также на соответствие требованиям Национального банка. 

Результаты проверки должны быть оформлены протокольно и подписаны участниками проверки и предоставлены в Национальный банк не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания.»; 

- первый абзац пункта 43 изложить в следующей редакции: 

«Платежная организация вправе заключать агентские договора с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для организации своей деятельности и обязана иметь электронный реестр договоров с агентами, содержащий следующую информацию по агентам, включая его пункты приема платежей:»; 

- пункт 49 изложить в следующей редакции: 

«49. Платежная организация должна иметь документы для обучения агентов/субагентов принципам использования платежной системы в рамках выполняемых ими функций. При заключении договора с агентами платежная организация обязана обеспечить: 

- проведение инструктажа в соответствии с имеющимися внутренними правилами и процедурами, в том числе в дистанционной форме; 

- ознакомление (письменное/электронное) агента/субагентов с требованиями законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка, в части касающейся агентов, и законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

Платежная организация обеспечивает последующий мониторинг за деятельностью агентов/субагентов по соблюдению указанных требований.»; 

- пункт 64 признать утратившим силу; 

- абзац шестой пункта 69 изложить в следующей редакции: 

«- схему (топологию) сетевого взаимодействия оборудования и смежных систем.»; 

- абзац второй пункта 73 изложить в следующей редакции: 

«Результаты проверки должны быть оформлены протокольно и подписаны участниками проверки и предоставлены в Национальный банк не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания.»; 

- пункт 79 изложить в следующей редакции: 

«79. Платежная организация для осуществления деятельности по приему платежей должна заключить с поставщиком товаров/услуг договор об осуществлении деятельности по приему платежей от потребителей товаров/услуг, по условиям которого платежная организация вправе от имени поставщика осуществлять только прием денежных средств от плательщиков, а также обязана осуществлять расчеты с поставщиком товаров/услуг в установленном договором порядке в соответствии с пунктом 33 настоящего Положения и законодательством Кыргызской Республики. 

Платежная организация в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента получения лицензии должна заключить договор/договора и начать осуществлять прием платежей и расчеты, в противном случае лицензия платежной организации подлежит отзыву в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.»; 

- в пункте 82 слова и цифры «отчета 1-5» заменить словами и цифрами «отчета 1-7»; 

- пункт 83 изложить в следующей редакции: 

«83. Оператор платежной системы/платежные организации при возникновении оснований для изменений либо после принятия решения об изменениях в следующих сведениях должны в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней предоставить в Национальный банк информацию, с приложением анкет и копий подтверждающих документов: 

- о размере уставного капитала; 

- о составе коллегиального исполнительного органа управления, учредителях, либо их анкетных данных; 

- об изменениях доли участия учредителей/ участников/ акционеров и сумме соглашений о передаче долей; 

- об аффилированных и связанных лицах должностных лиц и участников; 

- об источниках происхождения денежных средств; 

- о фактическом и юридическом адресах; 

- о наличии дочерних организаций/филиалов/представительств; 

- о вводимых в коммерческую эксплуатацию новых продуктов/услуги, элементов и компонентов платежной системы и других автоматизированных систем, в том числе МПА; 

- о противоправных действиях и инцидентах сотрудников организации, приведшие к убыткам; 

- об изменениях в паспортах информационных систем организации; 

- об изменениях в организационной структуре и увольнениях 25 и более процентов сотрудников в течение 30 (тридцати) календарных дней.»; 

- в пункте 85: 

в первом предложении пункта слова и цифры «отчета 1-5» заменить словами и цифрами «отчета 1-7»; 

пункт дополнить абзацем третьим следующего содержания: 

«Оператор платежной системы/платежная организация и их должностные лица несут ответственность за предоставление своевременной, корректной и достоверной информации.»; 

- пункт 88 изложить в следующей редакции: 

«88. Оператор платежной системы/платежная организация обязаны ежемесячно предоставлять в Национальный банк информацию о вновь заключенных, перезаключенных и расторгнутых договорах с поставщиками товаров/услуг в срок не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в соответствии с формой отчета 2 Приложения 1 настоящего Положения.»; 

- пункт 89 дополнить абзацами следующего содержания: 

«Оператор платежной системы/платежная организация обязан(а) предоставить запрашиваемые сведения и документы в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения запроса Национального банка, если иной срок не установлен в запросе. 

Оператор платежной системы/платежная организация обязан(а) обеспечить исполнение требований и рекомендаций Национального банка, направленных по результатам инспекторской проверки, в установленные сроки.»; 

- пункт 92 дополнить абзацами следующего содержания: 

«Срок проведения независимого аудита информационных систем определяется из расчета 3 (трех) последовательных лет с даты проведения последнего внешнего аудита информационных систем.  

В случае если аудит информационных систем не проводился с момента получения лицензии оператора платежной системы, оператор платежной системы подлежит аудиту информационных систем в течении года с момента вступления настоящего Положения в силу.»; 

- пункт 95 изложить в следующей редакции: 

«95. В ходе и для аудита информационных систем внешний аудитор должен осуществить анализ и оценку соответствия информационных систем оператора платежных систем требованиям: 

а) нормативных правовых актов Национального банка в части управления рисками информационных систем, информационной безопасности и нештатных ситуаций; 

б) внутренних политик/процедур информационных систем оператора платежных систем. 

При проведении внешнего аудита информационных систем необходимо как минимум: 

а) изучить внутренние нормативные документы по обеспечению информационной безопасности на предмет их достаточности и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка;  

б) изучить бизнес-планы, политики и процедуры по управлению рисками информационных систем в целях оценки их адекватности, достаточности и актуальности; 

в) оценить систему управления качеством информационных систем и систему управления операционными рисками; 

г) оценить систему обеспечения непрерывности деятельности информационных систем и планов восстановления информационных систем в случае чрезвычайных ситуаций; 

д) оценить уровень обеспечения безопасности сети, операционных систем, приложений и баз данных, персонала и физической безопасности; 

е) оценить систему управления доступом и распределения ролей в автоматизированных системах; 

ж) оценить уровень осведомленности персонала оператора платежной системы в области информационной безопасности;  

з) рассмотреть вопросы соблюдения требований законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности и использования лицензионных программных продуктов.»; 

- наименование главы 7 изложить в редакции: 

«Глава 7. Требования к автоматизированному терминалу самообслуживания»; 

- абзац первый пункта 98 изложить в следующей редакции: 

«Автоматизированный терминал самообслуживания (с функцией сash-in для приема платежей) должен:»; 

- Положение дополнить пунктом 98-1 следующего содержания: 

«98-1. Автоматизированный терминал самообслуживания (с функцией сash-out для выдачи денежных средств) должен: 

1) давать возможность плательщику ознакомиться с краткой инструкцией/информацией по использованию устройства для выдачи денежных средств; 

2) осуществлять идентификацию и верификацию клиента-получателя денежных средств с применением риск-ориентированного подхода, установленного в процедурах/программах внутреннего контроля; 

3) иметь онлайн-соединение с аппаратно-программным комплексом платежной организации: его размещение должно отвечать требованиям безопасности, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

4) выдавать информацию по комиссии/тарифам за выдачу денежных средств, до момента совершения операции; 

5) быть оснащен устройством по выдаче чека в качестве подтверждения проведенной операции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»; 

- Положение дополнить пунктом 98-2 следующего содержания: 

«98-2. Автоматизированный терминал самообслуживания (с функцией сash-out для выдачи денежных средств) должен использоваться платежной организацией только при предоставлении розничных банковских услуг от имени банка при наличии агентского договора с коммерческими банками. Без наличия договора с банком осуществление услуги выдачи денежных средств платежной организацией запрещено.»; 

- Приложение 1 изложить в следующей редакции: 

 

«Приложение 1 

к Положению «О регулировании  

деятельности платежных 

организаций и операторов  

платежных систем» 

 

Титульный лист  

периодического регулятивного отчета платежных организаций и операторов платежных систем 

 

Настоящим (ОсОО/ОАО/ЗАО)_____________________________________________ 

наименование платежной организации/ оператора платежной системы), действующее на основании лицензии Национального банка  

№ _________, предоставляет регулятивный отчет за _____________ 20___ года по платежной системе. 

Члены исполнительного органа (ОсОО/ОАО/ЗАО наименование платежной организации/ оператора платежной системы): 

1) 

 

(должность

______________________________________________  

фамилия, имя, отчество (при его наличии

2) 

 

(должность) 

______________________________________________  

фамилия, имя, отчество (при его наличии) 

3) 

 

(должность) 

______________________________________________  

фамилия, имя, отчество (при его наличии) 

Приложение: 

- Форма отчета № 1 «Сведения о платежной организации/операторе платежной системы»  

- Форма отчета № 2 «Сведения о договорах платежной организации/оператора платежной системы» 

- Форма отчета № 3 «Сведения о принятых платежах в пользу поставщиков товаров и услуг» 

- Форма отчета № 4 «Сведения о принятых платежах в пользу агрегаторов» 

- Форма отчета № 5 «Сведения об агентах, объемах и количестве платежей» 

- Форма отчета № 6 «Сведения о клиентах/ пользователях МПА, объемах и количестве платежей» 

- Форма отчета № 7 «Сведения об объеме и количестве платежей в разрезе услуг, проведенных через платежную систему» 

 

Первый руководитель (на период его отсутствия лицо, его замещающее)  

_______________________________ 

фамилия, имя, отчество (при его наличии) 

______________ 

(подпись) 

Исполнитель  

______________ 

(должность) (номер тел.) 

_______________________________________ 

фамилия, имя, отчество (при его наличии

__________________ (подпись)  

  

Дата подписания отчета «______» ______________ 20 __ года 

 

Печать 

Форма отчета 1 

Наименование организации 

_________________________ 

 

 СВЕДЕНИЯ  

о платежной организации/операторе платежной системы 

за __________ месяц 20___ года 

 

Отчет № 1-А «Банковские счета» 

№ 

Наименование банка 

Вид счета 

Остаток денежных средств на банковских счетах на конец отчетного периода   

гарантийный счет  

(№ счета) 

расчетный счет  

(№ счета) 

валюта 

Сумма (или эквивалент в сомах) 

  

ИТОГО в нац.валюте: 

 

 

сом 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО в ин.валюте: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 1-Б «Участники платежной системы» 

Общее количество участников платежной системы 

(указывается количество) 

В том числе: 

 

- поставщики 

__________ 

- агенты 

__________ 

- агрегаторы (платежные организации, комм. банки) 

 

- субагенты 

__________ 

другие лица (указать): 

__________ 

__________________ 

__________ 

__________________ 

__________ 

 

№ 1-С «Пункты приема платежей» 

Общее количество пунктов приема платежей 

(указывается количество) 

В том числе: 

 

собственные платежные терминалы 

__________ 

платежные терминалы агентов (платежных организаций, комм. банков

__________ 

платежные терминалы агентов (ИП, др.юр.лиц

__________ 

другие (указать):  

__________ 

веб-кассы 

__________ 

POS-терминалы  

__________ 

SMS-агенты 

__________ 

__________________ 

__________ 

 

Форма отчета 2 

Наименование организации 

________________________ 

  

СВЕДЕНИЯ 

о договорах платежной организации /оператора платежной системы 

за __________ месяц 20___ года 

 

Общее количество действующих договоров: (указать количество) 

Количество заключенных договоров в отчетном месяце: (указать количество) 

Количество перезаключенных договоров в отчетном месяце: (указать количество) 

Количество расторгнутых договоров в отчетном месяце: (указать количество) 

 

 

№ 

Наименование организации/ ФИО физического лица 

Юридический адрес и контактные данные 

Номер и дата договора 

Вид предоставляемых услуг 

Договора с поставщиками товаров/услуг: 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

Договора с агентами по приему платежей: 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

Договора с агрегаторами (платежные организации; коммерческие банки принимающие платежи в пользу третьих лиц): 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

... 

 

 

 

Форма отчета  3 

Наименование организации 

________________________ 

 

СВЕДЕНИЯ 

о принятых платежей в пользу поставщиков товаров и услуг 

за __________ месяц 20___ года 

 

№ 

Наименование организации  поставщика товаров и услуг 

Общая сумма предоплаты, сом 

Форма обеспечения 

Общий объем* платежей, сом 

Общее количество* платежей, ед 

Сумма фактически произведенной оплаты поставщикам 

сумма страхового депозита, сом 

банковская гарантия, сом 

  

 ИТОГО: 

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*указываются данные из автоматизированной системы за исключением платежей, проводимых в пользу агрегаторов (платежных организаций и коммерческих банков) 

 

Примечание:  

1) Итоговые значения «Общий объем» и «Общее количество» платежей должны быть равны итоговым значениям, указанным в форме № 7 «Объем и количество платежей по видам предоставляемых услуг». 

2) Указываются данные, взятые из автоматизированной системы, за исключением платежей, проведенных в пользу поставщиков товаров и услуг через агрегаторов. 

3) Платежи, прошедшие в пользу коммерческих банков, выступающих в роли поставщиков своих же банковских услуг, указываются в данной форме отчета. 

 

 

Форма отчета 4 

Наименование организации 

________________________ 

 

СВЕДЕНИЯ 

о принятых платежах в пользу агрегаторов* 

(где организация выступает в качестве агента другой платежной организации, коммерческого банка

за __________ месяц 20___ года  

 

№ 

Наименование платежной организации/банка 

Общая сумма предоплаты, сом 

Форма обеспечения 

Общий объем* платежей, сом 

Общее количество* платежей, ед. 

Сумма фактически произведенной оплаты агрегаторам 

сумма страхового депозита, сом 

банковская гарантия, сом 

ИТОГО: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*указываются данные из автоматизированной системы, т.е. платежи, проведенные в пользу агрегаторов (платежных организаций и коммерческих банков) 

 

Примечание:  

1) Под агрегаторами в рамках настоящего отчета понимаются коммерческие банки и платежные организации (их агенты), принимающие и обрабатывающие платежи в пользу третьих лиц, в конечном итоге поступающие в пользу поставщиков товаров/услуг и т.п. 

2) Указываются данные, взятые из автоматизированной системы прошедших только в пользу поставщиков товаров и услуг через другие платежные организации, коммерческие банки и/или прошедших в пользу платежных организаций, коммерческих банков, которые выступают в качестве агрегатора платежей. 

 

 

Форма отчета  5 

Наименование организации 

________________________ 

 

СВЕДЕНИЯ  

об агентах, объемах и количестве платежей  

за __________ месяц 20___ год  

 

№ 

Наименование агентов 

Количество пунктов приема платежей:  

(указать отдельно: кол-во платёжных терминалов, веб-касс и др.). 

Объем платежей, сом 

Количество платежей, ед. 

1) через платежные терминалы платежных организаций и коммерческих банков: 

 

ИТОГО: 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) через платежные терминалы других агентов (не включенных в 1 пункт): 

 

ИТОГО: 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) веб кассы: 

 

ИТОГО: 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) другие пункты приема агентов/субагентов:  

 

ИТОГО: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма отчета 6  

Наименование организации 

________________________ 

 

СВЕДЕНИЯ 

о клиентах/ пользователях МПА, объемах и количестве платежей 

за __________ месяц 20___ год 

 

Наименование МПА: _________ 

Наименование агента-разработчика/владельца сервиса МПА: __________ 

Наименования систем электронных денег, доступ к которым может быть обеспечен через МПА путем привязки электронного кошелька, с указанием наименований банков-эмитентов/банков-агентов МСЭД: 

1. ___________ 

2. ___________ 

3. ___________ 

 

Наименования банков, чьи банковские платежные карты могут быть привязаны к МПА (эквайринг): 

1. ___________ 

2. ___________ 

3. ___________ 

 

Отчет № 1-А «Объем и количество платежей через МПА» 

№ 

Количество активных пользователей МПА 

За счет возврата авансовых платежей (предоплаты) 

Объем платежей, сом 

Количество платежей, ед. 

   

   

   

   

 

№ 

Количество пользователей МПА- клиентов банков 

Через привязанные банковские карты 

Через привязанные электронные кошельки 

Объем платежей, сом 

Количество платежей, ед. 

Объем платежей, сом 

Количество платежей, ед. 

   

   

   

   

 

 

 

 

Отчет № 1-Б «Количество пользователей МПА» 

№ 

Категории пользователей МПА 

В отчетном периоде  

(прирост (+ед.)) 

Всего на конец отчетного периода (ед.) 

Количество пользователей МПА, зарегистрированных в системе 

 

 

Количество идентифицированных пользователей МПА, 

из них: 

 

 

2.1 

количество пользователей МПА, идентифицированных платежной организацией/ агентом, 

из них: 

 

 

 

а) посредством сверки изображений (в автоматизированном режиме) 

 

 

 

б) посредством сеанса видеосвязи (путем проведения интервью) 

 

 

2.2 

количество пользователей МПА, идентифицированных банком-партнером 

 

 

 

 

Форма отчета 7 

Наименование организации 

________________________ 

 

 

СВЕДЕНИЯ 

об объеме и количестве платежей в разрезе услуг,  

проведенных через платежную систему 

за __________ месяц 20___ год 

№ 

Вид платежа 

Количество платежей 

(ед.) 

Объем платежей (тыс. сом) 

ИТОГО: 

 

 

Мобильная связь 

 

 

Фиксированная телефонная связь 

 

 

Интернет 

 

 

Коммунальные услуги 

 

 

Налоговые сборы 

 

 

Штрафы в ГУОБДД МВД КР 

 

 

Другие платежи в бюджет государства 

 

 

Пополнение банковского счета 

 

 

Оплата за кредит ФКО 

 

 

10 

Другие банковские услуги 

 

 

11 

Пополнение электронного кошелька 

 

 

12 

Интернет-магазины 

 

 

13 

Социальные сети 

 

 

14 

Интернет-игры 

 

 

15 

Пополнение счета в других интернет- приложениях 

 

 

16 

Оплата услуг такси 

 

 

17 

Рекламные услуги 

 

 

18 

Объявления 

 

 

19 

Благотворительность 

 

 

20 

Образование 

 

 

21 

Туристические поездки 

 

 

22 

Другие платежи 

 

 

 

Примечание: Итоговые значения «Объем» и «Количество» платежей должны быть равны итоговым значениям указанных в форме 3 «Сведения о произведенной оплате в пользу поставщиков товаров и услуг» 

».