Постановления Правления 

Национального банка Кыргызской Республики 

от 24 июня 2015г. № 35\7 

 

 

 

 

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления 

Правления Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):  

«Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года №16/2;  

«Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года №36/13.  

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.  

3. Юридическому управлению:  

опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, специализированного финансово-кредитного учреждения ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и Государственного банка развития Кыргызской Республики.  

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Орозбаеву Л. Дж.  

 

 

Председатель Т.Абдыгулов 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

№_35\7 от 24.06.2015г. 

 

Изменения и дополнения 

в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

I. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2, следующие изменения и дополнения: 

в Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:  

1. В разделе «Общие положения»: 

- в пятом абзаце после слов «банков» дополнить словами «и их значительных участников»; 

- 5 абзац дополнить предложением следующего содержания: 

«Под «должностными лицами банка» понимается термин, указанный в Законе Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и нормативных правовых актах Национального банка»; 

- абзацы 6-12 исключить; 

2. В пункте 1.1.: 

- абзац «5)» подпункта 1.1.2. изложить в следующей редакции: 

«5) требование о смене должностных лиц банка и запрещении дальнейшего их участия в деятельности банка (см. п. 6.9.);»;  

- подпункт 1.1.2. дополнить абзацами следующего содержания: 

«13) требование о приостановлении права голоса значительного участника банка по принадлежащим ему акциям на срок, определенный Национальным банком (см. п. 6.9.);  

14) наложение запрета на значительного участника банка на дальнейшее участие в деятельности банка или его аффилированных лиц (см. п. 6.9.).»; 

3. абзац «н» подпункта «3)» пункта 1.2. после слов «должностные лица» дополнить словами «или значительные участники»; 

4. пункт 1.5. изложить в следующей редакции:«1.5. Предписание обязательное к исполнению в течение установленного срока требование Национального банка, издаваемое в отношении банка, должностных лиц банка и значительных участников банка.  

Предписание должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей. 

В вводной части предписания указываются дата и место вынесения предписания, наименование органа и должностного лица, издавшего предписание, факт нарушения, а также изложение положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, а также международных соглашений, которые были нарушены банком/должностными лицами/значительными участниками банка. 

В мотивировочной части предписания указываются обстоятельства нарушения, установленные Национальным банком, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк.  

В резолютивной части предписания содержится вывод Национального банка об установлении факта нарушения, а также конкретные меры, которые должны быть предприняты банком, должностными лицами и/или значительными участниками банка и устанавливаются сроки их исполнения. 

В предписании в обязательном порядке также должны быть указаны наименование банка, Ф.И.О. и занимаемая должность должностных лиц, Ф.И.О. или название значительных участников банка, допустивших нарушение, последствия нарушений (убытки и любой другой ущерб, в том числе и репутационный, который банк понес или может понести в будущем). 

Комитет по надзору принимает решения, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты банком и/или значительными участниками банка, и устанавливает сроки их исполнения. Заместитель Председателя Национального банка, курирующий надзорный блок, издает предписания, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты должностными лицами банка и устанавливает сроки их исполнения.  

После направления предписания куратор банка сотрудник УВН или УМНЛ обеспечивают контроль за исполнением предписания в установленные сроки и предпринимает незамедлительные последующие меры в случае его невыполнения.»; 

5. Таблицу 1 изложить в следующей редакции: 

«Таблица 1 

Классификация банков  

Общее состояние 

Общий рейтинг CAMELS 

Группа адекватности капитала 

Управление рисками 

Возможные другие факторы  

Финансово стабильный банк 

1 или 2 

Хорошо капитализирован или адекватно капитализирован 

Управление рисками в банке в значительной степени осуществляется эффективно, хотя может быть недостаточным в незначительной степени и в некоторых аспектах.  

Отсутствие существенных проблем или вопросов, вызывающих значительную обеспокоенность у органа надзора, недостатки могут быть исправлены в рабочем порядке. 

Потенциально-проблемный банк  

3, но с соответствующим уровнем капитала 

Адекватно капитализирован 

Практика управления рисками недостаточна в некоторых значимых областях и поэтому находится под более пристальным вниманием надзорного органа.  

Вызывает некоторую обеспокоенность органа надзора; коэффициенты по капиталу превышают минимальные уровни, но наблюдается тенденция к их снижению. Может потребоваться применение к банку мер воздействия для предотвращения ухудшения финансового состояния.  

Проблемный банк 

3 с дефицитом капитала или 4 

Недостаточно капитализирован 

Практика управления рисками недостаточна во многих значимых аспектах и требует повышенного внимания надзорного органа.  

Отчетность банка свидетельствует о плохом либо ухудшающемся финансовом состоянии.  

Финансовое состояние банка - критическое, высокая вероятность наступления неплатежеспособности.  

4 или 5 

Значительно недокапитализирован 

Управление рисками в банке в значительной степени неэффективно и недостаточно. 

Банк является неприбыльным (несет убытки до создания резервов на покрытие убытков).  

Неплатежеспособный банк  

Критически недокапитализирован 

Банк не выявляет риски, не проводит мониторинг и контроль подверженности рискам во многих существенных аспектах.  

Любая категория капитала меньше 25 процентов от требований к капиталу, установленных Национальным банком. Стоимость активов банка меньше стоимости его обязательств.  

»; 

5. Положение дополнить главой 4-1. в следующей редакции: 

«4-1. Признание деятельности, действий (бездействия) банка, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике 

4-1.1. Деятельность банка, его действия (бездействие), создающие реальную угрозу и высокую вероятность потерь или убытков для вкладчиков банка, других его кредиторов, акционеров или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной банковской практикой. 

4-1.2. Национальный банк определяет нездоровую и небезопасную банковскую практику в каждом отдельном случае, основываясь на оценке: 

- факторов и обстоятельств, сопутствующих ей; 

- потенциальной угрозы для средств вкладчиков, стабильности банка и/или банковской системы в целом. 

4-1.3. Наличие одного или нескольких признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике (приведены в приложении 1 к настоящему Положению, перечень которых не является исчерпывающим), также могут являться основанием для Национального банка при определении нездоровой и небезопасной банковской практики, с учетом пунктов 4-1.1 и 4-1.2.  

4-1.4. Банки не должны вовлекаться в нездоровую и небезопасную банковскую практику. 

4-1.5. Национальный банк может применить в отношении любого банка, деятельность которого признана нездоровой и небезопасной банковской практикой, меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

4-1.6. УВН/УИ/УМНЛ в рамках осуществления внешнего надзора, инспектирования и лицензирования банков при обнаружении признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике, готовят соответствующие материалы, с учетом пунктов 4-1.2. и 4-1.3., для рассмотрения и обсуждения на Комитете по надзору Национального банка вопроса о признании деятельности, действий (бездействия) банка, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике. 

4-1.7. Комитет по надзору Национального банка на основании информации, предоставленной УВН/УИ/УМНЛ признает, что действия (бездействия) банка относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.  

4-1.8. По итогам рассмотрения Комитетом по надзору Национального банка информации, указанной в пункте 4-1.6, Комитет по надзору Национального банка в рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, принимает решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.  

4-1.9. В случае если принятие соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике, относится к компетенции Правления Национального банка, то УВН/УИ/УМНЛ готовит соответствующие материалы на Правление Национального банка с учетом итогов рассмотрения данного вопроса Комитетом по надзору Национального банка. Правление Национального банка в рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, может принять решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка, действия (бездействие) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.»; 

6. Пункт 6.9. изложить в следующей редакции: 

«6.9. Меры воздействия к должностным лицам и/или значительным участникам банка  

6.9.1. Национальный банк предъявляет требование о смене должностного лица банка при установлении соответствующими структурными подразделениями надзорного блока Национального банка следующих фактов в отношении должностного лица банка:  

1) нарушения банковского законодательства и/или нормативных правовых актов Национального банка, повлекшие существенные финансовые потери и/или репутационные риски; 

2) создание ситуации или инициирование действий, которые подвергают банк риску потерь и ставят под угрозу финансовую стабильность банка и интересы его вкладчиков;  

3) участие в деятельности (действии/бездействии), которая характеризуется как нездоровая и небезопасная банковская практика; 

4) осуществление или вовлечение в деятельность, нарушающую законодательство Кыргызской Республики и/или нормативные правовые акты Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 

5) злоупотребление своим должностным положением; 

6) фактов, свидетельствующих о ненадлежащей деловой репутации или о профессиональной некомпетентности, которые не вызывают доверия, необходимого для занятия своей должности. 

6.9.2. Комитет по надзору по представлению УВН, и/или УИ, и/или УМНЛ рассматривает и принимает решение о предъявлении следующих обязательных к исполнению требований: 

- о временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке в случае возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица банка;  

- об отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке в случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления; 

- о смене всех или некоторых должностных лиц и запрещении дальнейшего их участия в деятельности банка; 

- о прекращении полномочий должностного лица, которое втягивает банк в деятельность, угрожающую его надежности и стабильности, а также при обнаружении фактов несоблюдения банком банковского законодательства или нормативных актов Национального банка, повлекших или которые могут повлечь значительные финансовые потери и/или репутационные риски; 

- об аннулировании ранее выданного лицу (заявителю) согласия на приобретение контрольного пакета акций, если станут известны и подтверждены факты нарушения им статьи 44 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике». Любое распоряжение акциями, в том числе их реализация, должно быть осуществлено в сроки, указанные в решении Комитета по надзору. 

6.9.3. Национальный банк предъявляет требование к значительному участнику банка о приостановлении права голоса по принадлежащим значительному участнику акциям банка или о наложении запрета на дальнейшее участие значительного участника банка в его деятельности, в случае установления соответствующими структурными подразделениями надзорного блока Национального банка в отношении значительного участника банка фактов, указанных в пункте 6.9.1.  

6.9.4. Решение о предъявлении требования о приостановлении права голоса по принадлежащим значительному участнику акциям банка или наложении запрета значительному участнику банка на дальнейшее участие в деятельности банка принимается Комитетом по надзору.  

При выявлении фактов, указанных в пункте 6.9.1 настоящего Положения, Комитет по надзору принимает постановление/письменное предписание, содержащее требование о приостановлении/прекращении осуществления значительным участником прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и сокращении своего участия в уставном капитале банка до уровня ниже, чем предполагается значительное участие, в течение установленного периода времени. В этом случае значительный участник банка обязан приостановить/прекратить осуществление прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и лишается права голоса на собрании акционеров по принадлежащим ему акциям. В постановлении/письменном предписании относительно лишения значительного участника банка права голоса на собрании акционеров могут быть указаны отдельные вопросы, по которым у него сохраняется право голоса, в случае отсутствия кворума (например, вопрос об увеличении капитала).  

Значительный участник банка обязан продать свою долю в течение периода времени, определенного Национальным банком. В противном случае Национальный банк обращается в суд о принудительном отчуждении акций указанного лица. 

6.9.5. Никто не может оставаться в должности или участвовать в деятельности банка, если решения, указанные в пунктах 6.9.2. и 6.9.4., приняты Национальным банком в отношении данного лица.  

6.9.6. Обжалование мер и санкций Национального банка не приостанавливает их исполнение.»; 

7. Второй абзац пункта 7.6 исключить;  

8. Пункт 7.10. изложить в следующей редакции:  

«7.10. За несоблюдение резервных требований с банка взыскивается плата в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.».  

9. Приложение 1 изложить в следующей редакции: 

 

«Приложение 1  

к Положению о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим ФКУ, лицензируемым Национальным банком 

 

Признаки деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к  

нездоровой и небезопасной банковской практике: 

 

1. Неспособность Совета директоров и Правления банка обеспечить адекватный контроль и руководство в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушения законодательства Кыргызской Республики. 

2. Действие (бездействие) должностных лиц, в том числе и лиц, осуществляющих наблюдательные функции за деятельностью банка, которое привело к нарушению законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка, к значительному ухудшению финансового состояния банка. 

3. Отсутствие соответствующих действий со стороны общего собрания акционеров и/или Совета директоров и/или Правления по смене, отстранению, временному отстранению и прекращению полномочий должностных лиц банка, к которым Национальным банком были выставлены соответствующие требования. 

4. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам.  

5. Неспособность вести учет в соответствии с МСФО и нормативными правовыми актами Национального банка.  

6. Несоблюдение норм банковского законодательства, в результате которых возникли риски (в том числе риск потери репутации), повлиявшие или которые могут повлиять на стабильную деятельность банка.  

7. Проведение операций, подпадающих под критерии подозрительных операций и/или не имеющих явного экономического смысла (независимо от их количества) и/или нарушение требований законодательства Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 

8. Несоответствие системы внутреннего контроля, включая деятельность службы внутреннего аудита и риск-менеджера, требованиям нормативных правовых актов Национального банка. 

9. Проведение банком операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка или принятие решения уполномоченными органами/лицами банка по проведению данных операций с нарушением требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе принципа беспристрастности. 

10. Осуществление деятельности, для которой в банке отсутствуют квалифицированные и опытные сотрудники. 

11. Осуществление банковской деятельности при отсутствии соответствующих политик и процедур, или их несоответствие требованиям Национального банка, или когда деятельность банка не соответствует политикам и процедурам, или политики и процедуры не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков банка. 

12. Несоответствие проводимых банком операций стандартам Шариата (для банка, осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования). 

13. Предоставление кредитов клиентам с нарушением требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка, а также внутренних политик/процедур банка, и/или когда клиент при получении нового кредита имеет невыполненные обязательства перед этим банком или каким-либо другим банком, или предоставление кредитов заемщикам с неоднократной пролонгацией кредитов и нестабильным финансовым положением.  

14. Значительное ухудшение качества активов банка в связи с увеличением объема просроченных кредитов и/или их доли в общем объеме кредитного портфеля. 

15. Практика кредитного администрирования, включая процедуры предоставления кредитов и процедуры мониторинга, имеет серьезные и значительные недостатки. 

16. Кредитная документация не сформирована надлежащим образом, в том числе в кредитных досье отсутствует важная юридическая, финансовая и залоговая документация.  

17. Допущение систематических (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики. 

18. Невыполнение в установленные Национальным банком сроки предписаний об устранении нарушений. 

19. Банком не соблюдаются экономические нормативы по адекватности капитала и банком не предпринимаются меры по приведению в соответствие экономических нормативов по адекватности капитала с требованиями Национального банка. 

20. Капитал банка недостаточен для покрытия потерь, связанных с присущими банку рисками. Учредители, несмотря на предварительное предупреждение, не пополняют капитал и/или не предпринимают меры по его пополнению в течение срока, определенного Национальным банком. 

21. Капитал любой категории у банка составляет менее 25 процентов от нормативных требований или есть угроза невыполнения минимальных требований по капиталу, установленных Национальным банком. 

22. Выплата дивидендов в нарушение законодательства Кыргызской Республики и/или несмотря на приостановление/ограничение по выплате дивидендов. 

23. Банк имеет недостаточный уровень ликвидности для своевременного выполнения обязательств. 

24. Несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк отчетов, а также других официально запрашиваемых документов и сведений. 

25. Проведение банком операций, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, либо не предусмотренных лицензией, но подлежащих лицензированию Национальным банком.». 

II. В постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13, внести следующее изменение: 

в Инструкцию «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденную вышеуказанным постановлением: 

- пункт 5.1 изложить в следующей редакции:«5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой валютной позиции, Национальный банк Кыргызской Республики применяет санкции в виде взыскания денежного штрафа в размере 5 % от суммы нарушения, но не более 1 % от размера оплаченного уставного капитала банка.».