Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
№ 2020-П-14\17-3-(НПА)
от 27 марта 2020 года
О внесении изменений
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»
от 28 мая 2008 года № 22/4»
В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики
«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»
от 28 мая 2008 года № 22/4 года (прилагаются).
2. Юридическому управлению:
- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций.
5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платежных систем.
Председатель Т. Абдыгулов
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «27» марта 2020 года
№ 2020-П-14/17-3-(НПА)
Изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре»
от 28 мая 2008 года № 22/4
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О прямом банковском надзоре» от 28 мая 2008 года № 22/4 следующие изменения:
в Положении «О прямом банковском надзоре», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 1.2. дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Настоящее Положение распространяется также на операторов платежных систем (далее – ОПС) и платежные организации (далее – ПО), лицензируемые Национальным банком, в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики».»;
- пункт 1.3. дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Прямой банковский надзор является мерой воздействия, также применяемой в отношении ОПС/ПО в целях обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и контроля за проведением операций ПО по исполнению своих текущих финансовых обязательств.»;
- пункт 1.4. изложить в следующей редакции:
«1.4. Основными задачами прямого банковского надзора являются более пристальное изучение и анализ платежеспособности банка/ПО, качества управления банком/деятельности ОПС/ПО, и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; целенаправленный и оперативный мониторинг и контроль операций на местах, в соответствии с полномочиями, установленными Комитетом по надзору Национального банка (далее – КПН) и Комитетом по платежной системе (далее – КПС), контроль исполнения всех предписанных Национальным банком и разработанных самим банком/ОПС/ПО мер по оздоровлению финансового состояния и улучшению положения, а также по обеспечению стабильной и бесперебойной работы системы.»;
- пункт 2.1. изложить в следующей редакции:
«2.1. Решение о введении прямого банковского надзора в банке принимается КПН, для ОПС/ПО решение принимается КПС.»;
- пункт 2.2. изложить в следующей редакции:
«2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН/КПС направляет в банк/ОПС/ПО уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка. В случае, если в банк/ОПС/ПО направляется несколько уполномоченных служащих (далее – группа контролеров), то назначается их руководитель (далее – руководитель группы контролеров). В случае, если в банк/ОПС/ПО направляется один уполномоченный служащий (далее – контролер), то он выполняет функции руководителя группы контролеров (если применимо).»;
- пункт 2.2.2. изложить в следующей редакции:
«2.2.2. При осуществлении прямого банковского надзора для контроля за проведением платежных операций банка/ОПС/ПО руководитель группы контролеров при необходимости может привлекать уполномоченных служащих структурных подразделений, областных управлений/представительств Национального банка и сотрудников банка/ОПС/ПО, обладающих достаточным опытом и знаниями по проводимым операциям в банках/ОПС/ПО. В случае привлечения уполномоченных служащих структурных подразделений, областных управлений/представительств Национального банка руководитель группы контролеров предварительно должен согласовать данное решение на КПН/КПС.»;
- пункт 2.3. изложить в следующей редакции:
«2.3. В постановлении КПН/КПС о введении прямого банковского надзора должны быть указаны:
- основания для введения прямого банковского надзора;
- срок применения данной меры воздействия;
- виды и периодичность предоставления отчетов банка/ОПС/ПО и руководителя группы контролеров;
- особые условия/режим работы банка/ОПС/ПО, (включая филиалы/представительства/агентскую сеть и другие обособленные подразделения) и группы контролеров (включая ее полномочия);
- обязанности банка/ОПС/ПО по отношению к Национальному банку и группе контролеров.»;
- пункт 2.4. изложить в следующей редакции:
«2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляет Правлению банка/Руководителю ОПС/ПО либо лицу, замещающему их, выписку из постановления КПН/КПС о введении прямого банковского надзора, содержащую полную преамбулу и резолютивную часть постановления КПН/КПС.»;
- пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
«2.5. Руководитель и члены группы контролеров, которые направляются в банк/ОПС/ПО (включая филиалы и другие обособленные подразделения), назначаются из числа уполномоченных служащих Национального банка для выполнения задач прямого банковского надзора.»;
- пункт 2.5.1. изложить в следующей редакции:
«2.5.1. Руководитель группы контролеров несет ответственность за:
- исполнение постановления КПН/КПС по осуществлению прямого банковского надзора;
- руководство за деятельностью группы контролеров;
- распределение обязанностей между членами группы контролеров.»;
- Положение дополнить пунктом 2.6-1. следующего содержания:
«2.6-1. При осуществлении прямого банковского надзора, предполагающего контроль за деятельностью ОПС/ПО, КПС вправе:
- установить требование, чтобы ОПС/ПО проводили расчеты с поставщиками услуг/агентами/контрагентами и иными организациями только после согласования с руководителем группы контролеров и при наличии его подписи;
- инициировать при наличии рисков приостановление отдельных видов операций/платежей, вплоть до расторжения договора с поставщиками услуг с учетом условий договора и законодательства Кыргызской Республик по согласованию с руководством Национального банка;
- установить максимальные размеры по суммам, свыше которых ОПС/ПО не вправе проводить операции без согласования с руководителем группы контролеров и без его подписи.»;
- пункт 2.7. изложить в следующей редакции:
«2.7. Не позднее дня введения прямого банковского надзора и назначения группы контролеров, которая будет контролировать операции банка/ОПС/ПО на месте, уполномоченный служащий Национального банка предоставляет в организацию, в отношении которой введен прямой банковский надзор, образец подписи руководителя группы контролеров. При проведении расчетов через систему дистанционного обслуживания ПО должна предоставить руководителю группы контролеров функцию согласующего в системе дистанционного обслуживания по проводимым расчетам. В случае отсутствия такой возможности коммерческий банк, обслуживающий ПО, должен информировать руководителя группы контролеров о проведенных операциях через системы дистанционного обслуживания в течение введения прямого банковского надзора (данный пункт должен быть включен в договор, подписанный между ПО и коммерческим банком). Подписи должностных лиц банка/ОПС/ПО считаются недействительными при отсутствии подписи руководителя группы контролеров.»;
- пункт 2.8. изложить в следующей редакции:
«2.8. КПН/КПС устанавливает срок, в течение которого в банке/ОПС/ПО осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых Правлением банка/руководителем ОПС/ПО и руководителем группы контролеров в соответствующее структурное подразделение Национального банка и КПН/КПС. КПН/КПС по результатам рассмотрения отчетов вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора.»;
- пункт 2.9. изложить в следующей редакции:
«2.9. Правление банка/руководитель ОПС/ПО либо лицо, замещающее их, обязано в течение 10 дней с момента введения прямого банковского надзора оповестить всех акционеров (учредителей) банка/ОПС/ПО о введении прямого банковского надзора.»;
- пункт 2.10. изложить в следующей редакции:
«2.10. Руководство банка/ОПС/ПО при введении прямого банковского надзора несет полную ответственность за исполнение постановления КПН/КПС, включая требования по согласованию операций с группой контролеров. В случае невыполнения требований постановления КПН/КПС к руководству банка/ОПС/ПО могут быть применены меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.»;
- Положение дополнить пунктом 3.1-1. следующего содержания:
«3.1-1. Национальный банк вправе вводить прямой банковский надзор за деятельностью ОПС/ПО в случаях:
- возникновения нештатных ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, системному риску и/или к невыполнению обязательств перед пользователями в течение установленного срока;
- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока;
- наличия информации правоохранительных и иных органов и лиц, подтверждающей незаконную деятельность оператора платежной системы/платежной организации;
- действия или бездействия должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации;
- выявления фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени.
Основаниями введения прямого банковского надзора в ОПС/ПО также могут послужить:
- систематическое неисполнение своих обязательств перед поставщиками услуг/агентами/контрагентами и другими участниками в течение установленного срока;
- возникновение сбоев аппаратного и/или программного обеспечения системы, а также невозможность перехода на резервные и/или альтернативные каналы, последствия которых могут повлиять на других участников платежных систем;
- действие и бездействие ОПС/ПО и их должностных лиц, которые могут негативно повлиять на бесперебойное функционирование ОПС/ПО;
- неправомерные действия (действие, бездействие, злоупотребление положением), которые отвечают интересам акционеров (учредителей)/участников, должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, которые несут риск ухудшения финансового состояния ОПС/ПО, а также уничтожения, хищение, подлог документов;
- наличие конфликта между акционерами (учредителями)/участниками, влияющего на деятельность ОПС/ПО;
- возбуждение уголовного дела в отношении акционеров (учредителей)/участников;
- смена руководителя, членов Совета директоров (смена всего состава) более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрание Совета директоров на годовом собрании акционеров;
- массовое увольнение/сокращение должностных лиц, ключевого персонала и/или дублирующего состава (более 15 процентов работников в течение 2 месяцев);
- несоблюдение требований банковского и платежного законодательства, законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»;
- Положение дополнить пунктом 4.1-1. следующего содержания:
«4.1-1. КПС, учитывая основания для введения прямого банковского надзора, финансовое состояние и специфику ОПС/ПО, а также иные факторы и обстоятельства, которые влияют или могут повлиять на эффективность и надежность платежной системы, вправе установить при введении и в любой момент в процессе осуществления прямого банковского надзора:
- ограничения (приостановление) по проводимым операциям в сторону поставщиков товаров/услуг, которые связаны с высокими рисками;
- требования по срокам погашения задолженности перед поставщиками товаров/услуг;
- требования о смене должностных лиц ОПС/ПО, чьи действия или бездействие создают угрозу ухудшения положения ОПС/ПО или возникновения системного риска;
- ограничения и/или требования по расторжению договоров с поставщиками товаров/услуг с учетом условий договора и законодательства Кыргызской Республики при наличии рисков;
- иные требования и ограничения, направленные на снижение рисков, угрожающих положению ОПС/ПО, оздоровление его финансового состояния и защиту интересов пользователей платежных услуг.»;
- в пункте 4.2. шестой абзац изложить в следующей редакции:
«- контроль за предоставлением регулярных отчетов банка, предусмотренных в постановлении о введении ПБН;»;
- Положение дополнить пунктом 4.2-1. следующего содержания:
«4.2-1. КПC определяет полномочия и обязанности руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора ОПС/ПО, основными из которых являются:
- изучение и детальный анализ договоров между поставщиками платежных услуг, качества управления ОПС/ПО, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения для всех участников платежных систем;
- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг обработки и проведения платежей, мониторинг операций и действий ОПС/ПО и/или его должностных лиц;
- контроль за расчетно-денежными операциями ОПС/ПО, включая временное приостановление приема платежей, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПС;
- контроль за выполнением мер воздействия, применяемых Национальным банком и мер, разработанных самим ОПС/ПО, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния/погашение задолженностей ОПС/ПО и завершению платежей между участниками платежных систем;
- контроль за предоставлением регулярных финансовых отчетов ОПС/ПО, предусмотренных в постановлении о введении ПБН;
- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка;
- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в ОПС/ПО и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях ОПС/ПО и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении ОПС/ПО операций в нарушение требований Национального банка;
- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении ОПС/ПО и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в ОПС/ПО.»;
- пункт 4.3. изложить в следующей редакции:
«4.3. Для осуществления прямого банковского надзора руководитель группы контролеров вправе при необходимости:
- инициировать созыв Совета директоров (при наличии) и Правления банка/исполнительного органа ОПС/ПО;
- пригласить председателя Совета директоров с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры;
- внести предложение Совету директоров (при наличии) о созыве внеочередного собрания акционеров банка;
- иметь полный доступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления);
- иметь полный доступ к электронной нормативной базе банка/ОПС/ПО с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления;
- инициировать запрос о необходимой информации у соответствующих государственных органов и иных организаций и направить за подписью руководства Национального банка;
- иметь доступ к автоматизированной системе/ программному обеспечению ОПС/ПО (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления, удаления).»;
- пункт 4.4. изложить в следующей редакции:
«4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка/ОПС/ПО продолжает нести полную ответственность за деятельность банка/ОПС/ПО, в том числе за финансовое состояние банка/ОПС/ПО, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка/ОПС/ПО, а также за предоставление в Национальный банк и руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка/ОПС/ПО из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой и/или запрашиваемой информации.»;
- пункт 4.5. изложить в следующей редакции:
«4.5. Руководство банка/ОПС/ПО обязано оказывать содействие группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний Совета директоров (при наличии) и Правления банка/исполнительному органу ОПС/ПО до их проведения. Также обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке/ОПС/ПО.
Руководство банка/ОПС/ПО (члены Правления банка/исполнительный орган ОПС/ПО) обязано:
- предоставить группе контролеров отдельное помещение в банке/ОПС/ПО, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись;
- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в предоставленном группе контролеров помещении;
- обеспечить безопасность хранения документов банка/ОПС/ПО и группы контролеров;
- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора;
- обеспечить полный доступ к внешней электронной почте;
- обеспечить соблюдение полного режима конфиденциальности банком/ОПС/ПО и/или работниками банка/ОПС/ПО компьютерных рабочих станций группы контролеров.»;
- Положение дополнить пунктом 4.6-1. следующего содержания:
«4.6-1. Прямой банковский надзор за деятельностью ОПС/ПО осуществляется на основании данных регулятивного отчета ОПС/ПО, итогов инспекторских проверок, неисполнения предписаний/предупреждений и на данных (отчетах) группы контролеров, содержащих информацию о:
- проблемных и неисполненных финансовых обязательствах перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока;
- текущем состоянии ликвидности (структура активов и обязательств ОПС/ПО, прогноз по выполнению текущих обязательств, данные об источниках финансирования, проведения анализа по срокам погашения задолженностей и др.);
- наличии информации правоохранительных и иных органов, а также лиц, подтверждающей незаконную деятельность ОПС/ПО;
- действии или бездействии должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа ОПС/ПО, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство ОПС/ПО.»;
- пункт 4.8. изложить в следующей редакции:
«4.8. В случае отказа банка/ОПС/ПО и/или его должностных лиц исполнить постановление КПН/КПС о введении прямого банковского надзора или создания препятствий для осуществления прямого банковского надзора, а также нарушения норм постановления КПН/КПС, в том числе отдельных пунктов постановления КПН/КПС, группой контролеров составляется акт о противодействии проведению прямого банковского надзора, который подписывается руководителем и всеми членами группы контролеров (согласно Приложению 1 и 2).
В случае нарушения банком/ОПС/ПО требований настоящего Положения, нормативных актов Национального банка, а также законодательства Кыргызской Республики и/или режима прямого банковского надзора, установленного постановлениями КПН/КПС (поручений, ограничений), Национальный банк вправе применить к банку/ОПС/ПО и его руководству меры воздействия в соответствии с банковским и платежным законодательством, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
- примечание 1 к Положению изложить в следующей редакции:
«(1) Под частой сменой руководства банка понимается: для Председателя - более двух раз за последовательные 12 месяцев; для членов Совета директоров - смена всего состава Совета директоров более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров).»;
- в наименовании Приложения 1 слова «прямого банковского надзора» заменить словами словом «прямого банковского надзора банка»;
- Положение дополнить Приложением 2 следующего содержания:
|
|
«Приложение 2 к Положению «О прямом банковском надзоре» |
АКТ
о противодействии проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО
_______________________________________________________________________
(наименование оператора платежной системы и платежной организации)
_______________________________________________________________________
(местонахождение оператора платежной системы и платежной организации,
адрес, телефон)
_________________________ |
|
«___» __________ 20____ г. |
(место составления) |
|
|
Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики _____________________________________________________________________________,
(ФИО служащих Национального банка)
составлен настоящий акт о том, что оператор платежных систем и/или платежная организация в лице:
_____________________________________________________________________________
(ФИО сотрудника/ов ОПС/ПО)
воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО:
_____________________________________________________________________________
(не допустил в здание ОПС/ПО, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы ОПС/ПО и др.)
Сотрудник/и ОПС/ПО предупрежден/ы группой контролеров об ответственности ОПС/ПО и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора.
Акт составлен
_____________________________ |
_____________ |
_____________ |
(ФИО руководителя группы контролеров) |
(должность) |
(подпись) |
_____________________________ |
_____________ |
_____________ |
(ФИО руководства ОПС /ПО/лица, который его замещает) |
(должность) |
(подпись) |
ОЗНАКОМЛЕН |
|
|
_____________________________ |
_____________ |
_____________ |
(ФИО членов группы контролеров) |
(должность) |
(подпись) |
_____________________________ |
_____________ |
_____________ |
(ФИО сотрудника(ов) ОПС/ПО, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) |
(должность) |
(подпись) |
Получен второй экземпляр акта |
____________________________________ |
|
|
(ФИО сотрудника ПО/ОПС) |
|
|
_____________ |
_____________ |
|
(должность) |
(Подпись) |
В случае отказа со стороны сотрудников ОПС/ПО в подписании настоящего акта группа контролеров вправе оставить настоящий акт в офисе ОПС/ПО, при этом зарегистрировать его в установленном порядке с указанием в настоящем акте факта данного отказа.».