УВЕДОМЛЕНИЕ 

о разработке проекта нормативного правового акта 

 

Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) извещает о проведении анализа регулятивного воздействия к проекту нормативного правового акта по созданию и функционированию страхового (резервного) фонда для розничных платежных систем на территории Кыргызской Республики.  

Предлагается совершенствовать порядок обеспечения механизма для своевременного и гарантированного проведения окончательного расчета чистых позиций межбанковских систем розничных платежей, таких как межбанковская клиринговая система и система расчетов банковскими платежными картами, в системе крупных платежей Национального банка при недостатке ликвидности у одного или нескольких участников. 

 

1. Проблемы и основания.  

На сегодняшний день наблюдается динамичное развитие систем розничных платежей. Согласно части 6 статьи 15 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики», окончательные расчеты по межбанковским платежам в национальной валюте осуществляются через корреспондентские (текущие) счета участников платежной системы, открытые в соответствии с требованиями Национального банка. Окончательный расчет является безусловным и безотзывным.  

Окончательный расчет по межбанковским системам розничных платежей осуществляется в Гроссовой системе расчетов в режиме реального времени (далее ГСРРВ) Национального банка, которая проводит расчеты только в пределах кредитового остатка на счетах участников и предназначена для проведения срочных и крупных платежей, обеспечения немедленного и окончательного расчета по каждому платежу в безналичной форме в национальной валюте Кыргызской Республики. Так как окончательный расчет по межбанковским системам розничных платежей осуществляется на основе одномоментного расчета файла многосторонних чистых позиций участников в случае нехватки денежных средств хотя бы у одного участника ГСРРВ автоматически отклонит весь файл. Таким образом, расчет не будет своевременно завершен, и все участники данной межбанковской системы розничных платежей будут подвержены повышенному финансовому риску. 

 

2. Цель предлагаемого регулирования обеспечение механизма для своевременного и гарантированного проведения окончательного расчета в ГСРРВ чистых позиций межбанковских систем розничных платежей из средств коммерческих банков, участников платежных систем или операторов платежных систем. 

 

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования: 

- совершенствование нормативной базы в части мер обеспечения окончательности расчетов по межбанковским системам розничных платежей; 

- минимизация финансовых и операционных рисков в межбанковских системах розничных платежей и их участников за счет своевременного и гарантированного проведения окончательных расчетов между всеми участниками. 

 

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий: 

Принятие данного нормативного правового акта не повлечет неблагоприятных последствий, так как не направлено на ограничение деятельности банков и/или операторов платежных систем. 

 

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства адресатов предлагаемого регулирования.   

Предлагаемое регулирование касается деятельности коммерческих банков, являющихся участниками межбанковских систем розничных платежей, а также операторов межбанковских систем розничных платежей. 

 

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением. 

Дополнительные затраты субъектов предлагаемого регулирования могут быть в виде отвлечения денежных средств на создание страхового (резервного) фонда. 

Выгодой для коммерческих банков и операторов платежных систем является минимизация финансовых рисков в связи со своевременным и гарантированным проведением окончательного расчета чистых позиций по межбанковским системам розничных платежей, вне зависимости от того, имеются ли проблемы с ликвидностью у одного или нескольких участников платежных систем.   

 

7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования. 

Проект не требует дополнительных расходов из бюджета Кыргызской Республики. Затраты государственных органов не будут превышать бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности государственного органа. 

 

Перечень вопросов для участников публичных консультаций: 

- Являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?  

- Является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?  

- Является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?  

- Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?  

- Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?  

- Существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем?  

- Ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.   

 

Контакты и сроки для обсуждения предложений:    

1. Предложения принимаются:   

    

- по электронной почте   

psoversight@nbkr.kg    

- на почтовый адрес   

720001, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 168   

2. Срок приема предложений не позднее   

15 апреля 2021 г. 

3. Срок размещения реестра предложений и ответов на официальном интернет-сайте Национального банка не позднее 

22 апреля 2021 г.