СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О требованиях к плану счетов бухгалтерского учета операторов платежных систем/платежных организаций»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О требованиях к плану счетов бухгалтерского учета операторов платежных систем/платежных организаций » (далее – проект постановления) разработан в рамках совершенствования нормативных правовых актов (НПА) по регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций (далее – ОПС/ПО) с целью соблюдения ОПС/ПО требований Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов финансовой отчетности.
2. Описательная часть
На сегодняшний день 20 организаций имеют лицензии ОПС/ПО. При проведении инспекторских проверок наблюдались нарушения требований Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов финансовой отчетности в ведении бухгалтерского учета со стороны ОПС/ПО.
ОПС/ПО, осуществляющие деятельность на основании лицензии Национального банка, в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Положения «Об основных требованиях к учетной политике ОПС/ПО» должны разработать и принять рабочий план счетов бухгалтерского учета, являющийся составной частью учетной политики ОПС/ПО.
Проект постановления предусматривает требования к формированию, содержанию и структуре плана счетов бухгалтерского учета ОПС/ПО, а также требование об утверждении его описания с указанием назначения каждого счета, описанием учитываемых операций и ограничений.
Утверждение описания счетов послужит методологической основой при ведении бухгалтерского учета сотрудниками бухгалтерии ОПС/ПО, а также облегчит и сократит сроки при проведении инспекторских и аудиторских (внутренних/внешних) проверок.
3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий
Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
Проект постановления будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики для общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Реализация норм проекта постановления не повлечет дополнительного финансирования.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)
В связи с тем, что разработанный проект постановления не определяет/не изменяет существующий порядок использования ОПС/ПО собственных или заемных средств, уровень риска для их деятельности, имущественную ответственность, а также условия, влияющие на возможность и размеры получения ими прибыли, проведение АРВ не требуется.
Проект постановления не подпадает под действие пункта 3 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.
Проект
Приложение к
постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «___» __________2021 г.
№_____________________
ПОЛОЖЕНИЕ
«О требованиях к плану счетов бухгалтерского учета
операторов платежных систем/ платежных организаций»
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает требования к формированию плана счетов бухгалтерского учета (далее – план счетов) операторов платежных систем /платежных организаций (далее – ОПС/ПО), в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О платежной системе Кыргызской Республики» и «О бухгалтерском учете», действующих на основании выданных лицензий Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк).
2. План счетов представляет собой структурированный, экономически обоснованный перечень счетов, в рамках которого каждый счет имеет название и цифровой символ, включен в раздел и группу по определенному критерию классификации.
3. План счетов разрабатывается ОПС/ПО в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО) и утверждается в установленном в ОПС/ПО порядке с учетом требований настоящего Положения, Положения
«Об основных требованиях к учетной политике ОПС/ПО», Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, некоммерческих организаций (за исключением бюджетных учреждений), и иных нормативных правовых актов Национального банка.
4. Учет, согласно плану счетов, должен обеспечивать формирование финансовой и регулятивной отчетности.
Глава 2. Общие требования к плану счетов
5. ОПС/ПО могут использовать план счетов бухгалтерского учета в ОПС/ПО, утвержденный постановлением Правления Национального банка, в качестве типового плана счетов.
6. План счетов должен:
- обеспечивать составление основных финансовых отчетов, согласно МСФО;
- быть гибким, иметь возможность расширяться в будущем вследствие изменения структуры или сферы деятельности ОПС/ПО;
- предусматривать достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов.
7. План счетов основывается на классификации счетов, исходя из экономического содержания, по назначению операций, осуществляемых ОПС/ПО, и включает счета, подлежащие регистрации в бухгалтерском учете.
8. Количество счетов определяется потребностями ОПС/ПО при составлении финансовой отчетности.
9. Одновременно с планом счетов утверждается его описание с указанием назначения каждого счета, описанием учитываемых операций и ограничений.
Глава 3. Требования к структуре плана счетов
10. План счетов должен обеспечивать учет всех проводимых ОПС/ПО операций и включать балансовые и забалансовые счета.
11. План счетов должен включать следующие разделы и группы счетов:
Раздел 1000 – Внеоборотные активы
Раздел 2000 – Оборотные активы;
Раздел 3000 – Краткосрочные обязательства;
Раздел 4000 – Долгосрочные обязательства;
Раздел 5000 – Собственный капитал;
Раздел 6000 – Доходы от операционной деятельности;
Раздел 7000 – Операционные расходы;
Раздел 8000 – Общие и административные расходы;
Раздел 9000 – Доходы и расходы от неоперационной деятельности;
Раздел 11000 – Забалансовые счета
12. При распределении в разделах групп счетов и в группах отдельных счетов должен использоваться иерархический принцип:
- первая цифра номера счета отражает раздел счета;
- вторая и третья цифры отражают группу счета, которая группирует счета с однородным экономическим содержанием;
- четвертая цифра указывает на конкретный объект учета.
Глава 4. Особенности разделов
13. Счета разделов с 1000 по 5000 являются постоянными счетами, и на их основании составляется отчет о финансовом состоянии ОПС/ПО. Счета разделов с 6000 по 9000 являются временными счетами, и их сальдо переносится на счет 5999 «Свод доходов и расходов» по окончании отчетного периода.
14. Счета раздела 1000 «Активы» являются активными счетами, на которых отражаются оборотные активы ОПС/ПО, имеющие высокую ликвидность. Остатки по активным счетам являются дебетовыми, за исключением контрсчетов, которые являются пассивными и имеют кредитовые остатки.
15. Счета раздела 2000 «Внеоборотные активы» являются активными счетами, на которых отражаются внеоборотные активы и нематериальные активы, находящиеся в ОПС/ПО, которые классифицируются как «менее ликвидные активы». Остатки по счетам являются дебетовыми, за исключением контрсчетов, которые являются пассивными и имеют кредитовые остатки.
16. Счета раздела 3000 «Краткосрочные обязательства» являются пассивными счетами, на которых отражаются обязательства по операционной деятельности ОПС/ПО сроком погашения до 12 месяцев. Остатки по счетам являются кредитовыми, за исключением контрсчетов, которые являются активными и имеют дебетовые остатки.
17. Счета раздела 4000 «Долгосрочные обязательства» являются пассивными счетами, на которых отражаются обязательства по операционной деятельности ОПС/ПО сроком погашения свыше 12 месяцев. Остатки по счетам являются кредитовыми, за исключением контрсчетов, которые являются активными и имеют дебетовые остатки.
18. Счета раздела 5000 «Собственный капитал» являются пассивными счетами и отражают все средства, принадлежащие владельцам (участнику/участникам/акционерам) ОПС/ПО. Счет нераспределенной прибыли может иметь кредитовый или дебетовый остаток.
19. Счета раздела 6000 «Доходы от операционной деятельности» являются пассивными счетами и отражают все доходы, полученные ОПС/ПО в результате операционной деятельности в течение отчетного года. Остатки по доходным счетам являются кредитовыми, за исключением контрсчетов, которые являются активными и имеют дебетовые остатки.
20. Счета раздела 7000 «Операционные расходы» являются активными счетами. На них отражаются все расходы, понесенные ОПС/ПО в результате торговой деятельности и являются временными счетами. Остатки по расходным счетам являются дебетовыми, за исключением контрсчетов, которые являются пассивными и имеют кредитовые остатки.
21. Счета раздела 8000 «Общие и административные расходы» являются активными счетами. На них отражаются все расходы, понесенные в отчетном периоде, которые не входят в себестоимость товарно-материальных запасов и не связаны напрямую с реализацией готовой продукции, товаров и услуг и являются временными счетами. Остатки по расходным счетам являются дебетовыми.
22. Счета раздела 9000 «Доходы и расходы от неоперационной деятельности» являются временными счетами. На них отражаются доходы и расходы от неоперационной (инвестиционной и финансовой) деятельности ОПС/ПО. Счета доходов являются пассивными и имеют кредитовый остаток, счета расходов являются активными и имеют дебетовый остаток.
23. Счета раздела 11000 «Забалансовые счета» предназначены для отражения операций ОПС/ПО с условными активами и обязательствами, подлежащими внесистемному учету. На этих счетах учет ведется без применения метода двойной записи. Забалансовые счета не корреспондируют между собой и с другими балансовыми счетами, они могут быть активными и пассивными.
Глава 5. Заключительные положения
24. Руководитель ОПС/ПО несет ответственность за соответствие плана счетов МСФО, законодательству Кыргызской Республики и требованиям настоящего Положения.
25. ОПС/ПО вправе вводить в план счетов дополнительные группы счетов. При этом при предоставлении в Национальный банк промежуточной финансовой отчетности в пояснительной записке дополнительно предоставляется информация о новых введенных счетах с указанием названия группы, счетов, входящих в данную группу, и их краткого описания.