Реестр предложений и ответов по результатам публичных консультаций – уведомление от 07.07.2022 г. о проведении анализа регулятивного воздействия и разработке нормативного правового акта, а также сборе предложений заинтересованных лиц по вопросу внесения в некоторые нормативные правовые акты Национального банка.
РЕЕСТР
предложений и ответов
(по результатам рассмотрения предложений в рамках
уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 07.07.2022 г.)
Регистрационный № |
Автор (участник публичных консультаций) |
Дата получения |
Замечания и (или) предложения |
Позиция органа-разработчика |
1 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
Относительно политик, перечисленных/упомянутых в Положении «О корпоративном управлении в коммерческих банках», предлагаем предусмотреть норму, о том, что политики не должны пересматриваться ежегодно (дополнительно прилагаю скан письма банка) |
Не принято. Разъяснение по данному предложению направлено банку в письменном виде от 21.07.2022 г. № 2022-Исх-121-03/5721. |
2 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
В Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» необходимо предусмотреть норму о том, что за одно и то же нарушение не могут быть применены несколько мер воздействия за одно и то же нарушение, аналогично принципу справедливости Кодекса о правонарушениях.
|
Не принято. Данный вопрос неоднократно направлялся банками в рамках работ по проекту Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», при этом, нормы заложенные в указанном законопроекте не предусматривают применение ответственности дважды. Но за одно и то же нарушение могут быть применены несколько видов мер воздействий, то есть, к примеру, их сочетание, в целях наиболее оптимального и эффективного применения соответствующих мер. |
3 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
В Положении «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами» предусмотреть: - возможность продления (хотя бы единожды) общего срока апелляции (установлен 20 раб дней) в случае несоответствия заявления об апелляции требованиям Национального банка, необходимости в доработке и возврата банку. Установленный срок может быть пропущен банком в силу объективных обстоятельств (например: запрос письменных доказательств, сбор необходимой информации), в связи с чем, имеется необходимость предусмотреть право единоразового продления срока (предположительно минимум на 10 календарных дней). Либо, по аналогии с Гражданским процессуальным кодексом Кыргызской Республики, возможность восстановления пропущенного срока, когда в суд подается апелляционная жалоба с пропуском срока и приложением заявления о восстановлении срока, а суд принимает решение о возможности восстановления срока на обжалование. - добавить норму о том, что в случае применения к коммерческому банку мер взыскания, Национальный банк предоставляет ему все исчерпывающие письменные доказательства/ материалы/ документы, явившиеся основаниями для применения меры взыскания, по аналогии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики. |
В соответствии со статьей 167 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» досудебное обжалование решений Национального банка осуществляется в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня получения соответствующего решения Национального банка. Относительно представления всех исчерпывающих письменных доказательств/ материалов/ документов, явившихся основаниями для применения меры взыскания, по аналогии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, банк не указал конкретную норму Гражданского кодекса как на обоснование своего предложения. Необходимо отметить, что в Гражданском кодексе Кыргызской Республики подобные нормы не предусмотрены. |
4 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
В Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), в Положении «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» расширить понятие «резиденты» и привести в соответствие со ст. 24 Налогового кодекса Кыргызской Республики (т.е. не только иностранные физические лица, которые подали уведомление об иммиграции, но и лица, которые проживают более 6 мес на территории Кыргызской Республики могут быть признаны резидентами, также просим указать к какой категории относятся беженцы, лица без гражданства). |
Не принято. Понятие «резиденты» в Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам) используется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В Положении «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» понятие «резиденты» определено исходя из целей рассматриваемых отношений, так как каждый нормативный правовой акт содержит указанное определение в той интерпретации, которая необходима для достижения целей его регулирования. |
5 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
В Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам) необходимо предусмотреть условия хранения денежных средств физических лиц, счета которым были закрыты в одностороннем порядке без предварительного уведомления, по аналогии с юридическими лицами (хранение на сводном счете не менее 3-х лет с возможностью последующего списания и учета на внесистемном учете). |
Не принято. В соответствии частью 4 статьи 775 Гражданского кодекса Кыргызской Республики банк извещает клиента по последнему известному адресу о необходимости получения остатка денежных средств, а в случае отсутствия клиента остаток денежных средств хранится на системном учете. |
6 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
Исключить из Инструкции Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам) требование справки с налогового органа в связи с противоречием с Налоговым кодексом Кыргызской Республики и предусмотреть порядок проверки факта налоговой регистрации (т.е. не документа, а информации с сайта налоговой) и хранения полученной информации. |
Не принято. Требования Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам) установлены в соответствии со статьей 146 Налогового Кодекса Кыргызской Республики. Согласно информации Государственной налоговой службы Кыргызской Республики для установления факта налоговой регистрации налогоплательщика до разработки и внедрения сервиса о наличии налоговой регистрации в систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» банкам необходимо требовать справку о налоговой регистрации. |
7 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
Устранить разночтение (в частности, касающееся предоставления перевода паспорта иностранного гражданина без нотариального удостоверения) согласно Положению о порядке проведения надлежащей проверки клиентов п. 27. |
Принято. Включено в проект постановления. |
8 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
Определить, каким образом может пройти удаленную идентификацию несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14-16 лет, у которого нет паспорта, для реализации его права открывать счет и распоряжаться им и п.3 Требований к политике «Знай своего клиента» из Инструкции. |
Коммерческим банкам было направлено письмо от 19.07.2022 г. № 2022-Исх-124-07/5600 с целью получения предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Национального банка в части удаленной идентификации с предоставлением соответствующей оценки рисков, в рамках которого данное предложение будет рассмотрено. |
9 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
Предусмотреть возможность подписания Листка ключевых данных электронной цифровой подписью.
|
В рамках разрабатываемого проекта не предусмотрено внесение изменений в Положение «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей». Вместе с тем, данное предложение будет рассмотрено на предмет целесообразности внесения изменений в нормативно-правовой акт. |
10 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
В минимальных требованиях к кредитному досье заемщика в разделы Общая информация о заемщике и залоговая документация необходимо включить согласие супруга/супруги/решение уполномоченного органа юридического лица о предоставлении в залог имущества аналогично тому, как указано в разделе Гарантии или поручительства |
Предложение банка будет рассмотрено в рамках разработанного проекта постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам кредитного риска». |
11 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
|
Относительно пересмотра сроков проведения годового общего собрания акционеров и утверждения общим собранием акционеров годовой финансовой отчетности банка в срок не позднее девяноста дней с начала нового финансового года согласно ст. 127 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», необходимо применить наиболее приемлемый вариант с учетом интересов коммерческих банков, входящих в состав банковской группы (дополнительно прилагаю скан письма Банка) |
Банку были направлены разъяснения в письменном виде от 12.07.2022 г. № 2022-Исх-121-07/5391. |
12 |
ОАО «Халык Банк Кыргызстан» |
19.07.2022 |
В настоящее время коммерческими банками активно проводится работа в части цифровизации процессов предоставляемых услуг/продуктов (к примеру выдача кредитов он-лайн и т.д.). Нормами Положений (о минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг, по кредитному риску) установлены большое количество норм, описывающих процессы, документы, обязательные к исполнению банками. В целях способствования проводимой работы в рамках внедрения новых путей автоматизации предоставляемых услуг/продуктов коммерческими банками, предлагаем предоставить банкам право, на этапе тестирования/пилотных проектов ограниченных во времени, устанавливать работу с учетом имеющихся в банке ресурсов, и соблюдать предписываемых норм в полной мере по итогам заверения тестирования/ пилотных проектов. |
Банк может использовать возможности по тестированию пилотных проектов в рамках специального регулятивного режима Национального банка, регулируемого Положением «О специальном регулятивном режиме», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 12 августа 2020 года № 2020-П-12\45-3-(НПА), либо проводить тестирование пилотных проектов в тестовой среде до полномасштабного запуска услуг через цифровые каналы. |