Проект
О внесении изменений
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА)
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) (прилагаются).
2. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения Объединения юридических лиц «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, Объединения юридических лиц «Ассоциация обменных бюро «Альянс» и обменных бюро.
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Председатель К. Боконтаев
Члены Правления: А. Айбалаева
М. Жакыпов
У. Жамалидинов
К. Куленбеков
Р. Сейткасымова
З. Чокоев
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от « ___» ___________ 2023 года
№ ___________________________
Изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА)
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) следующие изменения:
в Положении «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Банк – это юридическое лицо, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества (закрытого или открытого) и правомочное осуществлять банковскую деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Национальным банком, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и нормативными правовыми актами Национального банка.»;
- в пункте 8:
в абзаце втором подпункта 26 слова «Хранить информацию, указанную в данном подпункте, следует не менее 5 (пяти) лет.» исключить;
подпункт 26 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Обменные бюро, осуществляющие операции с коммерческими банками, обязаны вести журнал в электронном виде с соблюдением требований системы информационной безопасности, обеспечивая сохранность информации, а также проводить регулярное резервное копирование журнала. Хранить информацию, указанную в данном подпункте, следует не менее 5 (пяти) лет.»;
- пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Банки, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ должны проводить операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты с соблюдением требований банковского законодательства, Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденного постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 июня 2004 года № 1689-II, Инструкции по работе с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты и настоящего Положения.»;
- пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Обменные бюро вправе покупать наличную иностранную валюту в банке в пределах суммы оборотных средств для осуществления своей деятельности с обязательным документальным оформлением операций покупки-продажи наличной иностранной валюты на основании договора, заключенного в письменной форме, с обязательным указанием номера, даты выдачи лицензии и суммы оборотных средств.
При установлении деловых отношений и проведении операций с обменными бюро банкам необходимо соблюдать требования по надлежащей проверке клиентов-обменных бюро в соответствии с законодательством в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Банкам до проведения с обменными бюро операций по покупке-продаже иностранной валюты на сумму более 1 000 000 сомов (в сомовом эквиваленте) необходимо получить заверенную копию чека с контрольно-кассовой машины (ККМ) обменного бюро (итоговый или сменный отчет ККМ) и журнала регистрации операций за соответствующий день для подтверждения обменным бюро суммы оборотных средств и источника происхождения денежных средств.
При этом не допускается проведение банками обменных операций (сделок) по купле-продаже (обмену) иностранной валюты на сумму, превышающую оборотные средства обменного бюро, указанные в чеке ККМ и/или копии журнала регистрации операций, как в виде разовой сделки, так и путем дробления.
В случае если сумма операции превышает сумму оборотных средств обменного бюро, указанную в договоре о проведении обменных операций, банку необходимо до проведения сделки получить у обменного бюро соответствующие документы, подтверждающие источники происхождения дополнительных оборотных средств, с соблюдением требований настоящего Положения.»;
- пункт 19 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Банки должны вести реестр операций по покупке-продаже иностранной валюты, проводимых с обменными бюро, в соответствии с формой Приложения 3б.»;
- пункт 27 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«Сотрудник, проводивший операцию по покупке-продаже иностранной валюты, несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики, за проведение надлежащей проверки клиента и заполнение соответствующих журналов в соответствии с требованиями настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики.»;
- дополнить пунктом 39-1 следующего содержания:
«39-1. Все операции, указанные в п. 27-39 настоящего Положения, должны проводиться в помещении банка, обменного пункта, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ, которое соответствует требованиям технической укрепленности, установленным законодательством Кыргызской Республики.»;
- в пункте 40-1 слова «с наличной иностранной валютой» заменить словами «наличной иностранной валюты»;
- пункт 57 изложить в следующей редакции:
«57. В случае предоставления недостоверной информации по проведенным обменным операциям с наличной иностранной валютой, выявления нарушений порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, а также иных требований нормативных документов, регламентирующих деятельность коммерческих банков, МФК, МКК, КС и обменных бюро, Национальный банк имеет право:
- направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения;
- принять меры к наложению штрафов в соответствии с законодательством;
- приостановить действие лицензии на срок до 15 (пятнадцати) календарных дней, а в случае неустранения выявленных нарушений повторно на срок до 30 (тридцати) календарных дней;
- отозвать лицензию;
- применить иные меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»;
- дополнить Приложением 3б следующего содержания:
«Приложение 3б
Банк
Обменный пункт № _________
РЕЕСТР
купленной и проданной наличной иностранной валюты
за «____» ____________________ 20__ год
Наименование ОБ |
Код валюты |
Остаток на начало дня |
Объем покупки |
Курс покупки (сом/ин. валюта) |
Вид операции (обмен наличной/безналичной валюты) |
Объем продажи |
Курс продажи (сом/ин. валюта) |
Вид операции (обмен наличной/безналичной валюты) |
Остаток на конец дня |
||
в номинале |
в сомовом эквиваленте |
в номинале |
в сомовом эквиваленте |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА)
№ |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция: |
||||||||||||||
Положение «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утв. постановлением Правления НБКР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) |
||||||||||||||||
1. |
3. В настоящем Положении используются следующие термины: Банк - это банк, получивший лицензию Национального банка на право проведения операций в иностранной валюте. ..... |
3. В настоящем Положении используются следующие термины: Банк – это юридическое лицо, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества (закрытого или открытого) и правомочное осуществлять банковскую деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Национальным банком, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и нормативными правовыми актами Национального банка. ….. |
||||||||||||||
2. |
8. Банки, МФК, МКК, КС, обменные бюро, СФУ обязаны: ….. 26) если сумма обменной операции с наличной иностранной валютой равна или превышает пороговую сумму, фиксировать в журнале регистрации информации об операциях с клиентами (далее - журнал) необходимую информацию о совершенной операции, включая информацию о клиенте, и представлять ее в орган финансовой разведки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня совершения операции; Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, и скреплен печатью банка, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ (Приложение 1а). Допускается ведение журнала в электронном виде при условии, что в обменных бюро, МФК, МКК, КС, СФУ установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации, а также проводится регулярное резервное копирование журнала. Хранить информацию, указанную в данном подпункте, следует не менее 5 (пяти) лет. В случаях, когда операция с наличной иностранной валютой подпадает под признаки подозрительной операции (сделки), банк, МФК, МКК, КС, СФУ и обменное бюро обязаны направить сообщение о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки в течение 5 (пяти) часов с момента признания в установленном порядке операции подозрительной независимо от суммы совершенной операции. Сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, должно быть направлено в орган финансовой разведки независимо от суммы совершенной операции в течение 2 (двух) рабочих дней со дня ее совершения. Перечень операций (сделок) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, подлежащих сообщению в орган финансовой разведки, определяется в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, должно быть направлено в орган финансовой разведки в течение 2 (двух) рабочих дней со дня ее совершения. Сообщения об обменной операции с наличной иностранной валютой направляются в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями, установленными органом финансовой разведки. ….. |
8. Банки, МФК, МКК, КС, обменные бюро, СФУ обязаны: ….. 26) если сумма обменной операции с наличной иностранной валютой равна или превышает пороговую сумму, фиксировать в журнале регистрации информации об операциях с клиентами (далее - журнал) необходимую информацию о совершенной операции, включая информацию о клиенте, и представлять ее в орган финансовой разведки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня совершения операции; Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, и скреплен печатью банка, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ (Приложение 1а). Допускается ведение журнала в электронном виде при условии, что в обменных бюро, МФК, МКК, КС, СФУ установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации, а также проводится регулярное резервное копирование журнала. Обменные бюро, осуществляющие операции с коммерческими банками, обязаны вести журнал в электронном виде с соблюдением требований системы информационной безопасности, обеспечивая сохранность информации, а также проводить регулярное резервное копирование журнала. Хранить информацию, указанную в данном подпункте, следует не менее 5 (пяти) лет. В случаях, когда операция с наличной иностранной валютой подпадает под признаки подозрительной операции (сделки), банк, МФК, МКК, КС, СФУ и обменное бюро обязаны направить сообщение о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки в течение 5 (пяти) часов с момента признания в установленном порядке операции подозрительной независимо от суммы совершенной операции. Сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, должно быть направлено в орган финансовой разведки независимо от суммы совершенной операции в течение 2 (двух) рабочих дней со дня ее совершения. Перечень операций (сделок) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, подлежащих сообщению в орган финансовой разведки, определяется в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, должно быть направлено в орган финансовой разведки в течение 2 (двух) рабочих дней со дня ее совершения. Сообщения об обменной операции с наличной иностранной валютой направляются в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями, установленными органом финансовой разведки. ……. |
||||||||||||||
3. |
11. Банки, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ проводят операции покупки и продажи наличной иностранной валюты с соблюдением требований следующих нормативных правовых актов: - Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности"; - Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов"; - Положения "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 июня 2004 года № 1689-II; - Инструкции по работе с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 28 декабря 2010 года № 95/4; - настоящего Положения. |
11. Банки, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ должны проводить операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты с соблюдением требований банковского законодательства, Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденного постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 июня 2004 года № 1689-II, Инструкции по работе с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты и настоящего Положения.
|
||||||||||||||
5. |
18. Юридические лица, имеющие лицензию Национального банка в пределах суммы оборотных средств, вправе покупать наличную иностранную валюту для деятельности обменного бюро в любом банке с обязательным документальным оформлением операций покупки-продажи наличной иностранной валюты на основе договора, заключенного в письменной форме, с обязательным указанием номера и даты выдачи лицензии. |
18. Обменные бюро вправе покупать наличную иностранную валюту в банке в пределах суммы оборотных средств для осуществления своей деятельности с обязательным документальным оформлением операций покупки-продажи наличной иностранной валюты на основании договора, заключенного в письменной форме, с обязательным указанием номера, даты выдачи лицензии и суммы оборотных средств. При установлении деловых отношений и проведении операций с обменными бюро банкам необходимо соблюдать требования по надлежащей проверке клиентов-обменных бюро в соответствии с законодательством в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. Банкам до проведения с обменными бюро операций по покупке-продаже иностранной валюты на сумму более 1 000 000 сомов (в сомовом эквиваленте) необходимо получить заверенную копию чека с контрольно-кассовой машины (ККМ) обменного бюро (итоговый или сменный отчет ККМ) и журнала регистрации операций за соответствующий день для подтверждения обменным бюро суммы оборотных средств и источника происхождения денежных средств. При этом не допускается проведение банками обменных операций (сделок) по купле-продаже (обмену) иностранной валюты на сумму, превышающую оборотные средства обменного бюро, указанные в чеке ККМ и/или копии журнала регистрации операций, как в виде разовой сделки, так и путем дробления. В случае если сумма операции превышает сумму оборотных средств обменного бюро, указанную в договоре о проведении обменных операций, банку необходимо до проведения сделки получить у обменного бюро соответствующие документы, подтверждающие источники происхождения дополнительных оборотных средств, с соблюдением требований настоящего Положения. |
||||||||||||||
6. |
19. Проводимые в обменных бюро, обменных пунктах, МФК, МКК, КС, СФУ операции по покупке и продаже иностранной валюты в момент проведения операции отражаются в журнале регистрации операций обменного бюро, обменного пункта, МФК, МКК, КС, СФУ, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью данных учреждений (Приложение 3).
Банки вправе вести реестр купленной и проданной валюты в обменном пункте в соответствии с формой Приложения 3а. В конце рабочего дня ответственный работник обменного бюро, обменного пункта, МФК, МКК, КС, СФУ подсчитывает итоги по операциям, проведенным за день, и выводит остаток на следующий день. Остаток наличности на конец дня должен быть равен остатку наличности на начало следующего дня. |
19. Проводимые в обменных бюро, обменных пунктах, МФК, МКК, КС, СФУ операции по покупке и продаже иностранной валюты в момент проведения операции отражаются в журнале регистрации операций обменного бюро, обменного пункта, МФК, МКК, КС, СФУ, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью данных учреждений (Приложение 3). Банки вправе вести реестр купленной и проданной валюты в обменном пункте в соответствии с формой Приложения 3а. Банки должны вести реестр операций по покупке-продаже иностранной валюты, проводимых с обменными бюро, в соответствии с формой Приложения 3б. В конце рабочего дня ответственный работник обменного бюро, обменного пункта, МФК, МКК, КС, СФУ подсчитывает итоги по операциям, проведенным за день, и выводит остаток на следующий день. Остаток наличности на конец дня должен быть равен остатку наличности на начало следующего дня. |
||||||||||||||
7. |
27. Покупка наличной иностранной валюты производится следующим образом: 1) идентификация клиента, а также проверка клиента на наличие или отсутствие в Санкционных перечнях и Перечне лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, проводится на основании документа, удостоверяющего личность (с фотографией), если сумма покупки иностранной валюты равна или превышает 70000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки); 2) в случае если сумма покупки иностранной валюты равна или превышает 1000000 сомов, идентификация клиента проводится путем заполнения анкеты клиента - физического лица в соответствии с требованиями законодательства. Примечание: суммы операций, при которых необходимо проводить идентификацию клиента, а также идентификацию клиента путем заполнения анкеты, установлены Положением "О порядке проведения надлежащей проверки клиента", утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. В присутствии клиента кассир пересчитывает сумму наличности и проверяет подлинность предъявленной клиентом валюты. При этом обработка банкнот должна производиться таким образом, чтобы банкноты находились в поле зрения клиента. Информация о клиенте (на основании документа, удостоверяющего личность) и операции по покупке наличной иностранной валюты фиксируются в журнале регистрации информации об операциях с клиентами. Примечание: перечень документов, удостоверяющих личность, установлен Положением "О порядке проведения надлежащей проверки клиента", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. |
27. Покупка наличной иностранной валюты производится следующим образом: 1) идентификация клиента, а также проверка клиента на наличие или отсутствие в Санкционных перечнях и Перечне лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, проводится на основании документа, удостоверяющего личность (с фотографией), если сумма покупки иностранной валюты равна или превышает 70000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки); 2) в случае если сумма покупки иностранной валюты равна или превышает 1000000 сомов, идентификация клиента проводится путем заполнения анкеты клиента - физического лица в соответствии с требованиями законодательства. Примечание: суммы операций, при которых необходимо проводить идентификацию клиента, а также идентификацию клиента путем заполнения анкеты, установлены Положением "О порядке проведения надлежащей проверки клиента", утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. В присутствии клиента кассир пересчитывает сумму наличности и проверяет подлинность предъявленной клиентом валюты. При этом обработка банкнот должна производиться таким образом, чтобы банкноты находились в поле зрения клиента. Информация о клиенте (на основании документа, удостоверяющего личность) и операции по покупке наличной иностранной валюты фиксируются в журнале регистрации информации об операциях с клиентами. Примечание: перечень документов, удостоверяющих личность, установлен Положением "О порядке проведения надлежащей проверки клиента", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. Сотрудник, проводивший операцию по покупке-продаже иностранной валюты, несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики, за проведение надлежащей проверки клиента и заполнение соответствующих журналов в соответствии с требованиями настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики. |
||||||||||||||
8. |
- |
39-1. Все операции, указанные в п. 27-39 настоящего Положения, должны проводиться в помещении банка, обменного пункта, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ, которое соответствует требованиям технической укрепленности, установленные законодательством Кыргызской Республики. |
||||||||||||||
9. |
40-1. При увеличении и/или уменьшении суммы оборотных средств обменного бюро на 1000000 (один миллион) сомов и более обменное бюро должно письменно уведомлять Национальный банк в течение 3 (трех) рабочих дней, при этом сумма оборотных средств обменного бюро не должна быть меньше 1000000 (одного миллиона) сомов. При совокупном увеличении и/или уменьшении суммы оборотных средств обменного бюро, осуществляющего операции по обмену с наличной иностранной валютой на сезонной основе (менее 4 месяцев последовательно в одном календарном году) на 500000 (пятьсот тысяч) сомов и более, обменное бюро должно письменно уведомлять Национальный банк в течение 3 (трех) рабочих дней, при этом сумма оборотных средств обменного бюро, осуществляющего операции по обмену с наличной иностранной валютой на сезонной основе (менее 4 месяцев последовательно в одном календарном году), не должна быть меньше 500000 (пятисот тысяч) сомов. Обменное бюро должно представлять в Национальный банк сведения об источниках происхождения денежных средств, которые направляются на увеличение оборотных средств обменного бюро (Приложение 5). |
40-1. При увеличении и/или уменьшении суммы оборотных средств обменного бюро на 1000000 (один миллион) сомов и более обменное бюро должно письменно уведомлять Национальный банк в течение 3 (трех) рабочих дней, при этом сумма оборотных средств обменного бюро не должна быть меньше 1000000 (одного миллиона) сомов. При совокупном увеличении и/или уменьшении суммы оборотных средств обменного бюро, осуществляющего операции по обмену наличной иностранной валюты на сезонной основе (менее 4 месяцев последовательно в одном календарном году) на 500000 (пятьсот тысяч) сомов и более, обменное бюро должно письменно уведомлять Национальный банк в течение 3 (трех) рабочих дней, при этом сумма оборотных средств обменного бюро, осуществляющего операции по обмену наличной иностранной валюты на сезонной основе (менее 4 месяцев последовательно в одном календарном году), не должна быть меньше 500000 (пятисот тысяч) сомов. Обменное бюро должно представлять в Национальный банк сведения об источниках происхождения денежных средств, которые направляются на увеличение оборотных средств обменного бюро (Приложение 5). |
||||||||||||||
10. |
57. В случае предоставления недостоверной информации по проведенным обменным операциям с наличной иностранной валютой, выявления нарушений порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, а также иных требований нормативных документов, регламентирующих деятельность обменных пунктов банков, МФК, МКК, КС и обменных бюро, Национальный банк имеет право: - направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения; - принять меры к наложению штрафов в соответствии с законодательством; - приостановить действие лицензии на срок до 15 (пятнадцати) календарных дней, а в случае неустранения выявленных нарушений повторно на срок до 30 (тридцати) календарных дней; - отозвать лицензию. |
57. В случае предоставления недостоверной информации по проведенным обменным операциям с наличной иностранной валютой, выявления нарушений порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, а также иных требований нормативных документов, регламентирующих деятельность коммерческих банков, МФК, МКК, КС и обменных бюро, Национальный банк имеет право: - направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения; - принять меры к наложению штрафов в соответствии с законодательством; - приостановить действие лицензии на срок до 15 (пятнадцати) календарных дней, а в случае неустранения выявленных нарушений повторно на срок до 30 (тридцати) календарных дней; - отозвать лицензию; - применить иные меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
||||||||||||||
Предлагаемая редакция
Банк Обменный пункт № _________ РЕЕСТР купленной и проданной наличной иностранной валюты за «____» ____________________ 20__ год |
||||||||||||||||
Наименование ОБ |
Код валюты |
Остаток на начало дня |
Объем покупки |
Курс покупки (сом/ин. валюта) |
Вид операции (обмен наличной/безналичной валюты) |
Объем продажи |
Курс продажи (сом/ин. валюта) |
Вид операции (обмен наличной/безналичной валюты) |
Остаток на конец дня |
|||||||
в номинале |
в сомовом эквиваленте |
в номинале |
в сомовом эквиваленте |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка внесении изменений
«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА)
1. Цель и задачи
В целях обеспечения стабилизации ситуации на валютном рынке, а также в части установления порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой коммерческих банков с обменными бюро разработан проект постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от
14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА), который предусматривает внесение изменений в Положение «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике».
2. Описательная часть
Проект предусматривает следующие изменения:
- требование для обменных бюро, осуществляющих операций с банками по ведению в электронном виде журнала регистрации информации об операциях с клиентами с соблюдением требований системы информационной безопасности, обеспечивая сохранность информации, а также проведение регулярного резервного копирования журнала;
- требование для банков до проведения с обменными бюро операций по покупке-продаже иностранной валюты на сумму более 1 млн сомов (в сомовом эквиваленте)
о необходимости получения заверенной копии чека с контрольно-кассовой машины (ККМ) обменного бюро (итоговый или сменный отчет ККМ) и журнала регистрации операций за соответствующий день для подтверждения обменным бюро суммы оборотных средств и источника происхождения денежных средств;
- требование по ведению банками реестра операций по покупке-продаже иностранной валюты, проводимых с обменными бюро;
- норму, согласно которой сотрудник, осуществляющий операции по покупке-продаже иностранной валюты, несет ответсвенность за проведение надлежащей проверки клиентов и заполнение соответствующих журналов;
- требование о проведении обменных операции в помещении банка, обменного пункта, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ, которое соответствует требованиям технической укрепленности, установленным законодательством Кыргызской Республики.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий
Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.
Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект нормативного правового акта не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости и источниках финансирования
Принятие предлагаемого проекта постановления не потребует дополнительного финансирования.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА).
Проект
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Национальный банк Кыргызской Республики
(наименование органа-разработчика)
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
____________________________________ (должность) |
|
|
____________________________________ (подпись) |
|
|
«___» _______________ 20___ года |
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
о внесении изменений в Положение «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике»
Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г.
№ 2022-Пр-121/224-О
«О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам регулирования небанковских и специализированных финансово-кредитных организаций».
Сроки проведения АРВ: 13.01.2023 г. 07.02.2023 г.
(начало) (окончание)
Руководитель рабочей группы:
Рабочая группа:
- Абдраимов Э.Ч., начальник управления надзора за небанковскими организациями Национального банка ________________; - Абдыразаков Э.О., главный юрист отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка _________________; - Исаев М.Б., начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка ________________; - Акбаралиев А.А., исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций» _____________; - Исраилов А.И., президент ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана» ______________; - Елебесова А.Дж., генеральный директор ОЮЛ «Ассоциация пользователей кредитной информацией» _____________; - Мамытова Э.Т., начальник отдела администрирования гарантий ОАО «Гарантийный фонд» _____________; - Кубанычбекова А.Н., бухгалтер ОЮЛ «Ассоциация обменных бюро «Альянс» _____________; - Ибралиев А.С., юрист ОАО «Жилищно-сберегательная кредитная компания «Ак-Босого» _____________.
Контактные данные ответственного лица: Алманбетова М., тел.: 0 312 31 32 64, e-mail: malmanbetova@nbkr.kg
|
|
I. Проблемы и основания для изменения регулирования
1. Описание проблем
В настоящее время валютный рынок Кыргызской Республики складывается под воздействием, в том числе, геополитической ситуации в мире и неопределенности на внешних рынках.
В этой связи Кыргызская Республика столкнулась с проблемой нехватки наличных долларов США, одними из главных причин которого стали нарушение логистических цепочек при поставках валюты и спекуляция населения с целью получения прибыли из-за курсовой разницы валют.
В целях обеспечения стабилизации ситуации на валютном рынке, а также ужесточения порядка проведения коммерческими банками с обменными бюро операций по покупке-продаже иностранной валюты был разработан проект постановления о внесении изменений в Положение «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» (далее - проект).
2. Масштаб проблем
Рассматриваемый вопрос затрагивает деятельность коммерческих банков и обменных бюро по вопросам установления порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой. Отдельные требования по проведению обменных операций с наличной иностранной валютой и мерам ответственности за проведение надлежащей проверки клиентов и заполнение соответствующих журналов также распространяются на микрофинансовые компании, микрокредитные компании, кредитные союзы и специализированные финансовые учреждения и их сотрудникам.
3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы
На сегодняшний день возникает необходимость усиления контроля за обменными операциями с иностранной валютой и сокращения объема спекулятивных операций по покупке/продаже иностранной валюты.
Проект предусматривает следующие изменения:
- требование для обменных бюро, осуществляющих операций с банками по ведению в электронном виде журнала регистрации информации об операциях с клиентами с соблюдением требований системы информационной безопасности, обеспечивая сохранность информации, а также проведение регулярного резервного копирования журнала;
- требование для банков до проведения с обменными бюро операций по покупке-продаже иностранной валюты на сумму более 1 млн сомов (в сомовом эквиваленте) о необходимости получения заверенной копии чека с контрольно-кассовой машины (ККМ) обменного бюро (итоговый или сменный отчет ККМ) и журнала регистрации операций за соответствующий день для подтверждения обменным бюро суммы оборотных средств и источника происхождения денежных средств;
- требование по ведению банками реестра операций по покупке-продаже иностранной валюты, проводимых с обменными бюро;
- норму, согласно которой сотрудник, осуществляющий операции по покупке-продаже иностранной валюты, несет ответственность за проведение надлежащей проверки клиентов и заполнение соответствующих журналов;
- требование о проведении обменных операции в помещении банка, обменного пункта, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ, которое соответствует требованиям технической укрепленности, установленным законодательством Кыргызской Республики.
Данный проект был разработан в целях обеспечения экономической безопасности Кыргызской Республики и в связи со складывающейся геополитической обстановкой в мире, а также для минимизации неблагоприятных последствий и рисков, связанных с оттоком наличных долларов США за пределы Кыргызской Республики. Установление данных ограничений в проекте как ожидается позволит снизить объем спекулятивных операций, приводящих к оттоку иностранной валюты из страны, повысить прозрачность проводимых коммерческими банками операций с обменными бюро.
4. Международный опыт
Республика Беларусь: В Республике Беларусь валютно-обменные операции осуществляются согласно требованиям Инструкции о порядке проведения валютнообменных операций. Данная Инструкция определяет порядок проведения валютно-обменных операций физическими лицами на внутреннем валютном рынке, порядок установления обменных курсов и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций, а также порядок проведения валютно-обменных операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, банками Республики Беларусь (далее – банки), иностранными банками на внутреннем валютном рынке.
При этом дополнительно отмечаем, что Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере валютного регулирования и валютного контроля, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом о валютном регулировании и контроля и иными законодательными актами.
В случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, на срок не более одного года могут быть введены валютные ограничения.
Российская Федерация: Из-за нехватки наличной иностранной валюты, поступление которой значительно снижено из-за введенных западными странами ограничений в отношении Российской Федерации, Банк России вынужден был предусмотреть ряд ограничений на ее использование. В частности, с 9 марта 2021 года введен Временный порядок операций с наличной валютой – он касается запрета на продажу банками наличной валюты, ограничений на сумму выдачи средств с валютных вкладов или счетов граждан, а также взимания комиссии с физических лиц при выдаче средств с таких вкладов и счетов.
II. Описание предлагаемого регулирования
5. Цель регулирования
5.1 Целью государственного регулирования является усиление контроля за обменными операциями в иностранной валюте и сокращение объема спекулятивных операций по покупке/продажи иностранной валюты.
Количество обменных бюро на территории Кыргызской Республики |
2021 г. (по состоянию на конец декабря) |
2022 г. (по состоянию на конец декабря) |
2023 г. (по состоянию на 03.02.2023 г.) |
379 |
467 |
470 |
Кроме того, на территории Кыргызской Республики по состоянию на 3 февраля 2023 года зарегистрированно 470 обменных бюро, увеличившись по сравнению с
2021 годом на 91 обменное бюро.
На основании вышеуказанных данных сообщаем, что показатели валютного рынка Кыргызской Республики менялись под воздействием геополитической ситуации в мире и неопределенности на внешних рынках.
Ситуация на внутреннем валютном рынке на фоне геополитической неопределенности характеризовалась волатильностью обменного курса, исходя из ситуации на валютных рынках стран – основных торговых партнеров Кыргызской Республики. В отдельные периоды наблюдался повышенный спрос на наличную иностранную валюту со стороны обменных бюро.
6. Предлагаемое регулирование
Предлагаемое регулирование – утвердить проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики о внесении изменений в Положение
«О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике».
Данное регулирование было предложено в условиях наблюдающегося недостатка наличной иностранной валюты, увеличения объема спекулятивных операций, а также в целях исключения факторов увеличения волатильности обменных курсов, повышения прозрачности операций коммерческих банков с обменными бюро.
Принятие проекта постановления усилит контроль за операциями в иностранной валюте и позволит снизить влияние спекулятивных операций, приводящих к оттоку иностранной валюты из страны.
7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования
7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на снижение риска спекулятивных операций, соблюдение законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в части предоставления подтверждающих документов источников происхождения денежных средств по проведенным операциям по запросу банка, которое косвенно снизит объем спекулятивных операций.
7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию:
- воздействие на экономику: проект постановления направлен на обеспечение экономической безопасности Кыргызской Республики и в связи со складывающейся геополитической обстановкой в мире, а также для минимизации неблагоприятных последствий и рисков, связанных с оттоком наличных долларов США за пределы Кыргызской Республики;
- воздействие на социальную сферу: проект постановления направлен на регулирование объема спекулятивных операций по покупке/продажи иностранной валюты.
В этой связи предлагаемое регулирование как ожидается будет иметь позитивное воздействие на социальную сферу и на экономику в целом.
8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования
8.1. Оценка затрат и выгод субъектов предпринимательства: внедрение предлагаемых изменений направлено в целом на снижение спекулятивных операций по покупке/продажи иностранной валюты.
8.2. Оценка затрат и выгод государственного бюджета: принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств.
9. Оценка воздействия на конкуренцию
Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов.
10. Мнение заинтересованных сторон
Для проведения анализа регулятивного воздействия членам рабочей группы по разработке АРВ было направлено уведомление о разработке нормативного правового акта. При этом с их стороны не предоставлены предложения и замечания.
11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования
На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов:
- сокращение спекулятивных операций, приводящих к оттоку иностранной валюты из страны;
- повышение прозрачности проводимых коммерческими банками операций с обменными бюро.
12. Приложение
- уведомление о разработке проекта нормативного правового акта;
- приказ о рабочей группе по АРВ.