РЕЕСТР
предложений и ответов
(по результатам рассмотрения предложений в рамках
уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 13.11.2020 г.)
Регистрационный № |
Автор (участник публичных консультаций) |
Дата получения |
Замечания и (или) предложения |
Позиция органа-разработчика |
№1 |
Талантбек Омуралиев |
16.11.2020 г. |
1) Появление регулирования рынка обращения криптовалют позволит избежать произвольного толкования подобных операций со стороны госорганов, а также возможных рисков связанных возможным появлением финансовых пирамид и тд. |
Предложения приняты для использования при проведении АРВ |
2) Наличие регулирования обращения криптовалют позволит начать процесс создания нормативной базы для дальнейшего развития рынка криптовалют, создание продуктов и новых возможностей для участников рынка. |
||||
3) Наличие регулирования обращения криптовалют позволит заложить начало развития системного рынка и создаст предпосылки для участия для более широкого круга участников включая инвесторов, населения и бизнеса. Регулирование даст возможность более широкому кругу бизнесменов, населения получить представление о подобных операциях, а также защитить их права в случае совершения операций с обменом криптовалют. |
||||
4) Наличие регулирования позволит легализовать подобные операции, а также получить статистику потенциала и динамики развития данного рынка. Также регулирование рынка позволит применить налоговый режим, распространяемый на аналогичные виды операций связанных с обменом фиатных валют. Также опыт регулирования криптовалют, позволит в будущем наложить его на возможную эмиссию цифрового сома. |
||||
5) Возможные риски предлагаемого регулирования будут связаны с низкой способностью регулятора контролировать подобные операции и возможное использование операций для влияния на денежную массу, эмиссию и перетоки капитала. Также учитывая высокую волатильность криптовалют(аналог операций в казино), возможные потери сбережений участниками, покупки и продажи связанные со спекуляцией итд, могут повлечь негативную реакцию населения. В этой связи регулирование должно предусматривать возможные ограничения для населения(по аналогии лимитов с банковскими картами), а также возможно привлечение профессиональных участников (брокеров, консультантов) которые могут совершать операции от имени частного инвестора(населения) на более крупные суммы. Необходимо прописать цели обменных операций криптовалют и использовать единый онлайн реестр, где все операции будут регистрироваться: При покупке: инвестиции, сбережение, бизнес операции, кредитование и тд. При продаже: сбережения, оплата поставки, кредит и тд. |
||||
6) - Рассмотреть выдачу лицензий для криптовалютных бирж через регулятор рынка ценных бумаг. Рассмотреть криптовалюту как необеспеченный вексель; - Или выдавать лицензии только через коммерческие банки, для обеспечения саморегулирования рынка; - Сформировать регулирование на основе саморегулируемой организации. В этом случае любая обменная точка должна быть членом саморегулируемой организации. Совет саморегулируемой организации можно формировать из участников рынка, представителей госорганов, экспертов. |
||||
7) Регулирование необходимо, чтобы задать вектор развития и не довести данное направление до запрета со стороны государства ввиду того, что рынок будет использован для сомнительных операций и целей. |
||||
№2 |
ЗАО «Финка Банк» |
27.11.2020 |
Необходимо выделить несколько классов криптоактивов, так как каждый вариант технической реализации подразумевает разное применение. Без выделения классов криптовалют регулирование будет проводиться некорректно, аналогичным образом невозможно накладывать одни и те же требования к валютам, драг металлам, акциям и т.д. Возможные классы: a. Криптовалюты (Crypto Currencies) - монеты, нацеленные на транзакционные операции. b. Криптоактивы (Crypto Assets) - монеты для сохранения стоимости, аналоги драг металлов. c. Токенизированные активы (Tokenized Assets, Tokenized Securities, ICO) - монеты для размещения в блокчейне информации о правах собственности на активы. Например, в США отдельные токенизированные ценные бумаги регулируются комиссией по ценным бумагам. d. Стабильные монеты (Stable Coins, CBDC) - монеты - аналоги фиатных валют, включая Central Banks Digital Currencies. Новый закон должен выделить классы, а также каждый класс должен получить свое требование, включая и органы регулирования. Аналогами являются законы по ценным бумагам, акты НБКР по валютному регулированию, налоговое законодательство и др. Все акты должны быть адаптированы. |
Предложения приняты для использования при проведении АРВ |
2)Необходимо внедрение новых субъектов финансового рынка, таких как криптобиржи, где происходит обмен криптоактивами. Соответственно, необходимо как регулирование, так и лицензирование. В данный момент нет никаких ограничений, а скорее ограничение и невозможно по торговле криптоактивами гражданами страны на площадках других стран. Официальное лицензирование позволит самостоятельно контролировать требования ПФТ/ЛПД и т.д. Банки также должны получить возможность лицензирования по данному направлению деятельности. |
||||
3)Необходимо инициировать процессы обмена информацией между странами, где концентрируются юридические адреса основных криптобирж с целью обмена информацией по идентификации граждан. Также, каждая соответствующая криптобиржа должна исполнять требования страны при идентификации граждан страны. |
||||
4)Необходимо кроме всего прочего начать активное изучение применения технологии блокчейн как в государственном, так и частном секторе. Так, например, токенизация активов может помочь избавиться от нотариата, повысить прозрачность сделок. |
||||
5)Необходимо внедрение основных понятий, например: смарт контрактов (самоисполняемых контрактов) и его участников, майнинг и его субъекты. |
||||
6)Необходимо четко определить, что является юридически владением, наличием права собственности на криптоактивы. Соответственно и отчуждение, получение прав и т.д. |
||||
7) Также, считаем, что наличие на рынке криптовалютных услуг предоставляемые ФКО, окажет более конкурентные условия для конечных потребителей этих услуг, а для ФКО предоставление таких услуг будет дополнительным доходом. |