НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

___________________________________________________________________________ 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

 

проектов Банковского кодекса Кыргызской Республики,  

Закона Кыргызской Республики 

«О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики»  

 

 

 

 

г. Бишкек, 2013 год 

 

 

Введение 

 

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Указом Президента Кыргызской Республики «О некоторых мерах по оптимизации разрешительно-регулятивной системы в Кыргызской Республике» от 23.07.2007 г., постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11.09.2008 г. № 509 «О проведении оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности» в лицензионно-разрешительной сфере», а также постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.12.2007 г. № 603 «О методике анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства», в целях обеспечения максимальной эффективности проведения оптимизации и модернизации банковского законодательства Кыргызской Республики с соблюдением интересов государства, гражданского общества, субъектов предпринимательства и международного права, иных физических и юридических лиц, рабочей группой проведен анализ регулятивного воздействия проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики и проекта Закона «О введении в действие проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики». 

 

Анализ регулятивного воздействия проводился с учетом материалов, обобщенных предложений и замечаний, экспертных заключений Межведомственной рабочей группы, созданной при Национальным банке Кыргызской Республики из числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, представителей банковского сообщества и иных финансово-кредитных организаций, министерств и ведомств, консультантов и экспертов, Союза банков Кыргызстана, международных финансовых организаций (МФК, МВФ, Всемирный банк). 

 

Необходимо отметить, что проект Банковского кодекса Кыргызской Республики не является результатом механического объединения действующих законов в сфере банковской деятельности, а подготовлен для наиболее эффективной кодификации и систематизации норм банковского законодательства, с использованием качественно новых концептуальных подходов.  

 

Время разработки: с 10 октября 2011 года по 20 февраля 2013 года.  

 

 

 

 

 

I. Описание проблемы 

 

Банковский сектор является важной составляющей экономики любой страны, ее так называемой «кровеносной системой», обеспечивающей нормальное денежное обращение. Банковские учреждения участвуют в финансово-кредитных отношениях и функционировании платежной системы, тем самым участвуя в обеспечении финансовой составляющей экономической безопасности республики.  

 

Коммерческие банки играют главную роль в системе финансового посредничества в институциональном плане, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу. Однако, несмотря на положительную динамику показателя финансового посредничества, этот показатель остается на относительно низком уровне.  

По состоянию на 31.12.2012 года на территории Кыргызской Республики действовали 23 коммерческих банка и 278 филиалов коммерческих банков.  

Прибыль банковской системы КР на 31 декабря 2012 года составила 2,4 млрд. сомов. За 2012 года суммарные активы банковской системы составили 87,4 млрд. сомов. Основная доля активов банков (45,9%) приходилась на кредитный портфель 40,1 млрд.сомов. Соотношение активов к ВВП за 2012 год составило 28,7%.  

Объем обязательств коммерческих банков составил 71,4 млрд. сомов, из них доля депозитной базы 61,1% (43,6 млрд. сомов).  

По состоянию на 31 декабря 2012 года система небанковских финансово-кредитных учреждений (НФКУ), подлежащих лицензированию и регулированию со стороны Национального банка, включала: специализированное финансово-кредитное учреждение ОАО «ФККС», 183 кредитных союза, 320 микрофинансовых организаций (в том числе 4 микрофинансовые компании, 242 микрокредитные компании и 74 микрокредитных агентства) и 306 обменных бюро. 

В 2012 году совокупная чистая прибыль, полученная НФКУ, составила 669,8 млн.сомов. Согласно регулятивной отчетности совокупные активы НФКУ (по состоянию на 31 декабря 2012 года) составили 20,4 млрд. сомов, из них размер кредитного портфеля 15,4 млрд. сомов (в том числе кредитный портфель микрофинансовых организаций 14,1 млрд. сомов). По состоянию на конец 2012 года 12 кредитных союзов имели депозитную лицензию. Объем привлеченных депозитов от участников кредитных союзов составил 51,3 млн. сомов, а обязательства перед другими ФКУ составили 639,9 млн. сомов. 

Согласно регулятивной отчетности в 2012 году количество заемщиков коммерческих банков составило 155,7 тыс. человек, микрофинансовых организаций 417,8 тыс. человек; количество вкладчиков по банковскому сектору около 790 тыс. человек. 

Проект направлен на регулирование банковской деятельности, включая деятельность тех небанковских финансово-кредитных учреждений, которые имеют лицензии на прием депозитов, а также будет затрагивать Национальный банк Кыргызской Республики как орган регулирования и надзора за банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями, потребителей банковских услуг, иных физических и юридических лиц (в том числе заемщиков и кредиторов банков), являющихся как действующими, так и потенциальными клиентами банков. 

 

Качественное правовое регулирование отношений в банковской сфере имеет огромное значение для всей экономики Кыргызской Республики. 

Банковское законодательство Кыргызской Республики образца конца 90-х прошлого века и начала 2000-х годов, по оценке экспертов, являлось для своего времени одним из передовых и либеральных на постсоветском пространстве Прогрессивное банковское законодательство послужило основой для формирования современной банковской системы и создания рынка банковских услуг, внеся на протяжении более 15-лет весомый вклад в дело становления и формирования банковской системы Кыргызской Республики. 

 

Однако необходимо признать, что действующие нормы банковского законодательства во многом устарели, отстают от передовой мировой практики, не отвечают современным насущным потребностям участников сферы банковских правоотношений, которые в современных условиях развиваются динамичными темпами, и, соответственно, нуждаются в системном, комплексном и концептуальном пересмотре. Пришло время для дальнейшей модернизации и обновления банковского законодательства с тем, чтобы оно соответствовало самым современным потребностям государства и общества, банков и их клиентов, экономическому развитию страны в целом. 

 

Но основной проблемой является то, что действующие законы Кыргызской Республики, непосредственно составляющие костяк банковского законодательства, в результате несистемного подхода в нормотворческой деятельности, периодического лоббирования различных интересов и внесения несогласованных поправок пришли в такое состояние, когда нормы стали напрямую противоречить друг другу, имеются конкуренции и коллизии норм, либо вовсе отсутствует законодательное регулирование объективно нуждающихся в этом общественных отношений в данной сфере (пробелы в законе).  

Так, в основные Законы, регулирующие банковскую деятельность в республике и составляющие основу проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики (Законы Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О консервации, ликвидации и банкротстве банков», «О банковской тайне» и «Об операциях в иностранной валюте»), за период их действия в общем около 40 раз вносились изменения и дополнения. 

 

Все вышеуказанное привело, прямо или косвенно, к таким негативным последствиям, как: 

- недостаточное доверие населения и предпринимателей к банковской системе; 

- неразвитость системы раннего выявления и оперативного решения проблем, возникающих в коммерческих банках; 

- невозможность эффективного применения предусмотренных законодательством мер воздействия в отношении банков; 

- недостаточная защищенность интересов и прав коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений как кредиторов и др. 

- неэффективное проведение процедур ликвидации и банкротства банков, нарушение прав и законных интересов кредиторов, а также наличие системного риска, связанного с банкротством системных банков.  

Непринятие данного проекта оставит нерешенными проблемы, указанные выше. 

 

В этой связи, необходимость принятия Банковского кодекса Кыргызской Республики, содержащего механизмы разрешения указанных проблем, является объективным условием для реформирования банковского законодательства республики и обеспечения дальнейшего устойчивого, поступательного развития экономики Кыргызской Республики и страны в целом.  

 

II. Причины, согласно которым необходимо принять  

нормативный правовой акт 

 

Государство и гражданское общество, субъекты предпринимательства, внутренние и внешние инвесторы, международные организации заинтересованы в том, чтобы банковский сектор Кыргызской Республики функционировал стабильно, надежно и наиболее эффективно, предоставляя клиентам качественные банковские услуги. Для этого необходимо банковское законодательство, отвечающее всем современным требованиям и гармонично сочетающееся с законодательством в целом. 

Причинами, согласно которым необходимо принятие Банковского кодекса являются устранение пробелов и противоречий в действующем банковском законодательстве, исключение и устранение устаревших норм и положений, системный, комплексный и концептуальный пересмотр норм и положений банковского законодательства, в целях достижения их максимального соответствия передовой мировой практике и современным насущным потребностям участников сферы банковских правоотношений.  

 

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики, в том числе предполагается осуществление реформы законодательной базы во всех отраслях экономики республики. Проект Банковского кодекса Кыргызской Республики направлен на реформирование банковского законодательства Кыргызской Республики, которое повлечет за собой прогрессивные преобразования в банковском секторе, как одном из важнейших составляющих экономики страны. 

Банковский кодекс Кыргызской Республики, как «флагман» банковского законодательства республики, должен системно определить основы законодательства Кыргызской Республики о банках и банковской деятельности, установить четкую иерархию нормативных правовых актов в составе банковского законодательства Кыргызской Республики, а также их соотношение с гражданским законодательством Кыргызской Республики в целом.  

Банковский кодекс Кыргызской Республики призван определить основополагающие принципы осуществления банковской деятельности, установить четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности, упорядочить порядок создания, лицензирования банков и иных лиц, оказывающих банковские услуги согласно установленному порядку. Банковский кодекс призван установить четкие права, обязанности и ответственность всех участников банковских правоотношений при их взаимодействии друг с другом и внешними субъектами, а также обеспечить своевременность банковского надзора и повысить его эффективность, в том числе на консолидированной основе.  

Банковский кодекс Кыргызской Республики, прежде всего, направлен на гармонизацию законов и иных нормативных правовых актов в сфере банковской деятельности, систематизацию их норм, устранение имеющихся внутренних противоречий, коллизий и восполнение пробелов правового регулирования в банковской деятельности.  

Нормам Банковского кодекса Кыргызской Республики максимально придается характер прямого действия, обеспечивающий необходимый баланс между государственными и общественными интересами по обеспечению стабильного функционирования банковской системы, интересами клиентов и кредиторов банков, а также самих банков и иных финансово-кредитных организаций, их участников и акционеров.  

 

 

 

 

III. Цели, достигаемые предлагаемым проектом нормативного  

правового акта 

 

Все законы, вошедшие в основу Банковского кодекса Кыргызской Республики, концептуально пересмотрены и оптимизированы в соответствии с лучшими мировыми стандартами (в том числе, с учетом последней редакции основных принципов эффективного банковского надзора и регулирования, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору, новейшей практикой Европейского союза, стран СНГ), взаимно согласованы, а также модернизированы в соответствии с современными требованиями и насущными потребностями всех участников банковских правоотношений. В новый нормативный правовой акт вошли вновь переосмысленные нормы.  

Основной целью предлагаемого проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики является четкое определение и формирование института банковского законодательства как составляющей законодательства Кыргызской Республики, установление главных участников банковских правоотношений, основополагающих руководящих принципов поведения и деятельности, четких, прозрачных и ясных прав и обязанностей, регуляторных правил и мер ответственности за их нарушения.  

С принятием Банковского кодекса Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» предполагается достижение следующих подцелей: 

- закрепление положительной практики сформировавшейся банковской системы и определение пути дальнейшего совершенствования; 

- упорядочение иерархической структуры банковского законодательства, определение ее состава и порядка приоритетности; 

- уточнение правовых статусов участников банковских правоотношений, определение их взаимоотношений, а также основополагающих отношений как внутри банковской системы, так и внешних; 

- систематизация и гармонизация всех составляющих банковского законодательства в целях исключения разночтений, коллизий, противоречий; 

- повышение доверия населения и предпринимателей к банковской системе, а также их финансовой грамотности, что повлечет за собой рост совокупной депозитной базы, совокупного кредитного портфеля, доли безналичных платежей и др.; 

- защищенность интересов и прав коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений как кредиторов; 

- создание условий для более качественного управления и внутреннего контроля и аудита в коммерческих банках; 

- развитие системы раннего выявления и оперативного решения проблем, возникающих в коммерческих банках; 

- улучшение инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики. 

 

IV. Правовой анализ 

 

Проект Банковского кодекса Кыргызской Республики разработан на основании следующего законодательства Кыргызской Республики:  

- Конституции Кыргызской Республики;  

- Гражданского кодекса Кыргызской Республики;  

- Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики;  

- Закона Кыргызской Республики «О международных договорах Кыргызской Республики»; 

- Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики»; 

- Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»;  

- Закона Кыргызской Республики «О банковской тайне»; 

- Закона Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте»;  

- Закона Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков».  

Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» устанавливает порядок вступления в силу нового фундаментального нормативного правового акта. Банкам предполагается отвести до шести месяцев со дня введения кодекса в действие, для приведения своей деятельности в соответствие с Банковским кодексом Кыргызской Республики, а также предусматривает внесение соответствующих поправок в действующее законодательство Кыргызской Республики (в общей сложности около 30 кодексов и законов) и направлен на гармонизацию норм Банковского кодекса Кыргызской Республики с нормами гражданского и другого законодательства Кыргызской Республики в целом. 

Законы Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)», «О противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем» и «О платежной системе Кыргызской Республики», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», «О кредитных союзах» входят в состав банковского законодательства как сопряженные законы, однако остаются самостоятельными законами, регулирующими специфические правоотношения.  

Банковский кодекс Кыргызской Республики содержит соответствующие корреспондирующие нормы с данными законами и взаимосвязан с ними. 

В целях предпринимаемых мер, направленных на защиту прав потребителей банковских услуг, также возникла необходимость пересмотра некоторых глав Гражданского кодекса Кыргызской Республики, в частности, касающихся кредита и банковского вклада (депозита).  

Вновь принятый нормативный правовой акт будет применяться к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. К отдельным правоотношениям будут применяться переходные сроки. 

Впредь до приведения законодательства Кыргызской Республики в соответствие с Банковским кодексом Кыргызской Республики, кодексы, законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики будут применяться постольку, поскольку они не противоречат положениям Банковского кодекса Кыргызской Республики. 

Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики обязаны будут привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Банковским кодексом Кыргызской Республики.  

 

С принятием проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики потребуется признать утратившими силу: 

1) Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» от 29 июля 1997 года N 59, включая Законы Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений и дополнений к нему; 

2) Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» от 29 июля 1997 года N 60, включая Законы Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений и дополнений к нему; 

3) Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне» от 23 июля 2002 года N 122, включая Законы Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений и дополнений к нему; 

4) Закон Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте» от 5 июля 1995 года N 6-I, включая Законы Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений и дополнений к нему; 

5) Закон Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» от 15 февраля 2004 года N 14, включая Законы Кыргызской Республики, предусматривающие внесение изменений и дополнений к нему. 

 

Проект Банковского кодекса Кыргызской Республики и проект Закона «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» не противоречат законодательству Кыргызской Республики и нормам международного права, каких-либо социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических последствий не вызовут. 

 

V. Экономический анализ 

 

Принятие данных законопроектов не предусматривают каких-либо экономических затрат как со стороны республиканского и местных бюджетов, так и со стороны юридических и физических лиц. 

Затраты субъектов предпринимательства останутся на прежнем уровне. 

Ожидаемые эффекты от принятия Банковского кодекса Кыргызской Республики: 

- укрепление банковской системы;  

- совершенствование инструментов денежно-кредитной политики, повышение монетизации экономики за счет увеличения кредитования экономики; 

- обеспечение доступа населения и предпринимателей страны к качественным банковским услугам; 

- повышение роли банковского сектора в экономике и увеличение объемов кредитования в Кыргызской Республике; 

- создание условий для дальнейшего роста уровня финансового посредничества; 

- совершенствование платежной системы, увеличение доли безналичных платежей и расчетов и, как следствие снижение уровня теневого оборота; 

- укрепление прав кредиторов и повышение уровня информированности потребителей банковских услуг; 

- развитие конкурентной среды и обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков; 

- укрепление доверия к банковскому сектору республики со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков; 

- создание благоприятных условий для привлечения долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов в банковский сектор, в том числе иностранных, способствующих дальнейшему развитию финансового сектора Кыргызской Республики и поддержанию уровня конкуренции. 

 

Принятие проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики, а также осуществление других мероприятий, создаст предпосылки к достижению нижеследующих прогнозных показателей развития банковского сектора: 

 

  

31.12.2012 

31.12.2013 

31.12.2014 

 

Факт  

(млн. сомов) 

прогнозный показатель* 

(млн. сомов) 

прогнозный показатель* 

(млн. сомов) 

ВВП страны 

304 350 

333 862 

382 225 

Банковский сектор: 

Активы  

87 445 

95 513 

112 010 

Кредиты  

40 105 

47 425 

56 171 

Депозиты 

43 646 

52 023 

59 610 

 

 

 

 

Капитал (ЧСК) 

15 886 

15 067 

16 398 

Прибыль 

2 418,0 

2 248 

2 662 

ROA, % 

3,0% 

2,4% 

2,4% 

ROE, % 

18,5% 

14,9% 

16,2% 

 

 

 

 

  

31.12.2012 

31.12.2013 

31.12.2014 

Активы к ВВП 

28,7% 

28,6% 

29,3% 

 

 

 

 

Прирост активов по сравнению с предыдущим годом 

19 908 

8 068 

16 497 

Прирост кредитов по сравнению с предыдущим годом 

8 888 

7 320 

8 746 

Прирост депозитов по сравнению с предыдущим годом 

11,55 

8,4 

7,6 

* Прогноз основных показателей БС в соответствии с ОНРБС на 2012-2014гг. 

 

 

VI. Альтернативные варианты решения проблемы 

 

Вариант: «Оставить все как есть, то есть без изменений» 

В результате проведенных исследований разработчики пришли к выводу, что оставление действующего банковского законодательства без изменений предполагает отрыв норм банковского законодательства от реальной действительности, отставание Кыргызской Республики от международных банковских стандартов и как следствие, несоответствие и неудовлетворение современных потребностей участников банковских правоотношений, низкая инвестиционная привлекательность Кыргызской Республики. 

Также, останутся нерешенными проблемы реализации права (соблюдение, исполнение, использование норм банковского законодательства участниками банковских правоотношений, а также их применение Национальным банком), не исключатся возможности «обхода» норм. 

 

Вариант: «отменить действующие нормы регулирования» 

Отменить действующие нормы регулирования невозможно, так как возникнет правовой вакуум в регулировании банковских правоотношений. 

 

Вариант: «Другие решения»  

В связи с вышеизложенным и на основе анализа различных вариантов решения рассматриваемой проблемы, разработчики проекта пришли к выводу, что налицо насущная необходимость в принятии качественно обновленного, системно скоординированного нового банковского законодательства Кыргызской Республики во главе с Банковским кодексом Кыргызской Республики, а также внесение соответствующих поправок в другие законодательные акты Кыргызской Республики в целях приведения их в соответствие с положениями Банковского кодекса Кыргызской Республики.  

 

VII. Консультации, согласования и возможные риски 

 

Консультации, обсуждения и согласования по предлагаемым проектам нормативных правовых актов были проведены по следующим группам интересов: 

 

1) Банки и иные лица, осуществляющие банковские операции. 

Банковское сообщество в целом поддерживает проект Банковского кодекса Кыргызской Республики и положительно оценивает его роль и значение в экономической жизни республики. Банки осознают необходимость и важность Банковского кодекса Кыргызской Республики для реформирования и придания нового импульса банковскому сектору, для укрепления доверия внутренних и внешних инвесторов, для совершенствования и развития банковских технологий и продуктов.  

Обсуждение законопроекта с банковским сообществом носило поэтапный, эволюционный характер, по мере разработки и рассмотрения 5-ти версий законопроекта на протяжении более полутора лет. 

В ходе обсуждений и круглых столов, которые проходили 08.02.2013 г., с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г., 19.02.2013 г., 22.02.2013 г., со стороны банков было внесено немало полезных, существенных и обоснованных предложений и замечаний, основанных на практической деятельности. Поскольку банки являются одними из основных участников банковских правоотношений, каждое внесенное предложение было рассмотрено весьма тщательно и внимательно. 

 

2) Общественное обсуждение 

 

В общественном обсуждении законопроекта в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» участвовали не только банки и иные финансово-кредитные организации, но и бизнес-сообщество, граждане и международные организации. 

 

Проект Банковского кодекса Кыргызской Республики и проект Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» были размещены на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики со свободным доступом к законопроектам всех желающих лиц внести по нему свои предложения и замечания. 

 

После ознакомления с проектом Банковского кодекса Кыргызской Республики и проектом Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики», Национальный банк Кыргызской Республики организовал ряд встреч и круглых столов с банками, бизнес - сообществом, иными юридическими и физическими лицами по обсуждению проектов.  

 

В случае принятия данных законопроектов какие-либо организационные, финансовые и социальные риски отсутствуют. 

 

В процессе общественного обсуждения и согласования проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики и проекта Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» все поступившие замечания и предложения были учтены при доработке законопроектов.  

 

 

IX. Резюме 

 

В связи с проведенным анализом можно сделать вывод о том, что принятие Банковского кодекса Кыргызской Республики необходимо как объективное условие по реформированию банковского законодательства республики, обеспечивающее дальнейшее устойчивое, поступательное развитие экономики Кыргызской Республики и страны в целом.  

 

Принятие Банковского кодекса Кыргызской Республики, а также проекта Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» позволит: 

- определить и упорядочить иерархическую структуру банковского законодательства, определить ее состав и порядок приоритетности по юридической силе; 

- определить правовой статус участников банковских правоотношений и их взаимоотношения, а также основополагающие принципы поведения и деятельности при осуществлении банковских правоотношений; 

- систематизировать и гармонизировать все составляющие банковского законодательства в целях исключения разночтений, коллизий и противоречий; 

- закрепить положительную правоприменительную практику сформировавшейся банковской системы и определить пути дальнейшего ее совершенствования; 

- на основе анализа накопленной нормативной базы банковского законодательства и законодательства, сопряженного с ним, обеспечить их взаимосогласованность и взаимоувязанность; 

- придать необходимый импульс работе в тех сферах законодательства, неразвитость которых парализует развитие отдельных направлений банковской деятельности, необходимость которых для экономики очевидна.  

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА 

к анализу регулятивного воздействия 

 

 

Орган:  

Национальный банк Кыргызской Республики  

наименование проектов нормативных правовых актов  

Проект Банковского кодекса Кыргызской Республики, 

Проект Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики» 

проблема, которую предполагается  

решить принятием данного нормативного правового акта: 

Дальнейшая модернизация и обновление банковского законодательства с тем, чтобы оно соответствовало современным потребностям государства и общества, банков и их клиентов, экономическому развитию страны в целом.  

рабочая группа, подготовившая проект нормативного правового акта (ФИО, должность): 

Садыркулова А.М. - начальник Юридического управления НБКР руководитель рабочей группы; 

Шаршенов С.К. - эксперт по правовым вопросам при кураторе надзорного блока НБКР; 

Темиров К.А. начальник ОЗР ЮУ НБКР; 

Букаренко Е.А. начальник ОМН УМНЛ НБКР; 

Чалбаев С.А. начальник ОВНБ УВН НБКР; 

К работе рабочей группы привлекались сотрудники структурных подразделений НБКР, представители Союза банков Кыргызстана (президент Абдраев А.К.). 

сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта):  

с 10 октября 2011 года по 20 февраля 2013 года.  

субъекты, попадающие в поле действия проекта: 

1) государственные органы  

Национальный банк КР, другие государственные органы, суды  

2) не государственные организации  

Банки и другие финансово-кредитные учреждения, лицензируемые и регулируемые НБКР 

3) физические и юридические лица  

физические и юридические лица, пользующиеся банковскими услугами 

затраты при принятии проекта (включают издержки как вовлеченных сторон, так и экономики в целом), сом/долл.США  

нет 

нет 

ожидаемые выгоды от принятия проекта (включают выгоды как для всех вовлеченных сторон, так и для экономики в целом), сом/долл. США  

 

 

Выгоды описаны в АРВ. 

Выгоды описаны в АРВ. 

альтернативные варианты решения проблемы:  

1) ничего не менять (оставить все как есть)  

Нет, обоснование изложено в АРВ  

2) отменить действующие нормы регулирования 

Нет, обоснование изложено в АРВ  

3) провести дерегулирование на основе действия рыночных механизмов. 

Нет, обоснование изложено в АРВ 

 

 

3) другие решения  

Принятие предлагаемых проектов 

необходимость внесения изменений/дополнений в проект (указать какие):  

Обоснования указаны в анализе регулятивного воздействия 

необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких):  

Нормативные правовые акты Национального банка КР и Правительства КР 

замечания по проекту нормативного правового акта:  

 

проводилось ли общественное слушание 

да  

контактные данные ответственного лица:  

Адрес: г.Бишкек, ул.Уметалиева, 101, каб.202, тел: 669005, 669032 

Ф.И.О.  

Темиров Канат Абайылдаевич, 

Шаршенов Сейитбек Кубанычбекович  

должность  

Начальник Отдела законопроектных работ  

Эксперт по правовым вопросам при кураторе надзорного блока 

Подпись 

 

дата, печать