Анализ регулятивного воздействия  

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики 

(в Законы Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте», ««О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Налоговый кодекс Кыргызской Республики) 

 

г. Бишкек 

 

Анализ регулятивного воздействия  

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики 

(в Законы Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте», ««О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Налоговый кодекс Кыргызской Республики 

 

Настоящий анализ регулятивного воздействия разработан к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года N 559.  

 

1. Описание проблемы 

 

В Кыргызстане обменные операции появились на заре 1990-х годов с момента провозглашения суверенитета и принятием решения о выпуске собственной национальной валюты. В то время, никем и ничем не контролируемые физические лица, так называемые «менялы» группами стояли в оживленных районах столицы таких как «Моссовет» (пересечение улиц Абдрахманова и Московской), в районе ЦУМа и в местах массового скопления людей (по-другому их еще называли «черными рынками», а людей вовлеченных в данную деятельность «черными менялами»). Доход данные субъекты предпринимательства имели от курсовой разницы, которая возникала при купле - продаже иностранной валюты. Первоначально данная деятельность была нерегулируема и несла в себе определенные риски, в том числе риски безопасности и нарушения права обратившегося клиента как потребителя. В последующем, в целях приведения данного рынка валютных операций в порядок, заниматься обменными операциями было разрешено при наличии помещения с кассовым узлом и ряда других требований, после выполнения которых можно было получить соответствующую лицензию. В целом к субъектам желающим осуществлять обменные операции ранее предъявлялись минимальные требования, что позволяло направить данную деятельность в правовое русло. В целях приведения данного рынка в порядок лицензию Национального банка было разрешено выдавать юридическим лицам и физическим лицам при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.  

Ниже приведена динамика изменений количества обменных бюро и обменных пунктов коммерческих банков начиная с конца 2000 года.  

Таблица 1. Количество субъектов имеющих право осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой по состоянию на даты.  

 

На дату 

Частные обменные бюро 

Коммерческие банки 

Структурные подразделения коммерческих банков 

Всего СП 

Филиалы 

Сберкассы 

Выездные кассы 

31.12.2000 

290 

23 КБ, 4 представи-тельства иностр-х банков 

156 

113 

269 

31.12.2001 

303 

18 КБ, два филиала зарубежных банков 

144 

113 

257 

31.12.2002 

288 

18 КБ, два филиала зарубежных банков 

150 

127 

277 

31.12.2003 

261 

19 КБ, два филиала зарубежных банков 

155 

99 

254 

31.12.2004 

266 

19 КБ, 1 филиал Национального банка Пакистана 

160 

148 

308 

31.12.2005 

265 

18 КБ, 1 филиал НБП 

168 

194 

362 

31.12.2006 

263 

20 КБ, 1 филиал НБП 

172 

271 

443 

31.12.2007 

318 

22 КБ, 1 филиал НБП 

215 

362 

577 

31.12.2008 

353 

20 КБ, 1 филиал НБП 

233 

418 

651 

31.12.2009 

372 

21 КБ, 1 филиал НБП 

239 

481 

720 

31.12.2010 

290 

21 КБ, 1 филиал НБП 

211 

452 

12 

675 

31.12.2011 

279 

21 КБ, 1 филиал НБП 

254 

531 

29 

814 

31.12.2012 

306 

22 КБ, 1 филиал НБП 

278 

632 

46 

956 

31.12.2013 

334 

23 КБ, 1 филиал НБП 

287 

681 

65 

1033 

 

По состоянию на 31.12.2000 г. услуги по купле-продаже наличной иностранной валюты предоставляли 290 обменных бюро, зарегистрированных по республике, 23 головных офиса коммерческих банков и 269 структурных подразделений коммерческих банков.  

По итогам 2013 года обменными операциями занимались 334 обменных бюро (по сравнению с показателями 2000 года увеличение произошло на 15%), 23 головных офиса коммерческих банков, 1 офис филиала Национального банка Пакистана и 1 033 структурных подразделений коммерческих банков, в том числе 287 филиалов коммерческих банков, 681 сберегательная касса и 65 выездных касс (фактически увеличение произошло в 4 раза).  

 

Таблица 2. Динамика изменения количества обменных бюро и обменных пунктов коммерческих банков по состоянию на даты.

 

В следующей таблице приведены данные по обороту с наличной иностранной валютой в коммерческих банках и обменных бюро за 2013 год. Данные распределены по четырем основным иностранным валютам (доллар США, евро, казахский тенге и российский рубль).  

Таблица 3. Данные по обороту наличной иностранной валюты в коммерческих банках и обменных бюро за 2013 год. 

 

  

Коммерческие банки 

Обменные бюро 

Валюта 

Приход 

Расход 

Приход 

Приход 

Доллар США 

8 028 422 055 

8 049 815 778 

301 423 657 

301 491 258 

Евро 

204 164 322 

204 153 921 

23 383 326 

23 287 450 

Рос.рубль 

111 215 226 671 

111 086 710 202 

3 291 242 229 

3 256 829 718 

Казах. тенге 

91 845 186 362 

91 623 842 117 

6 798 196 973 

6 748 266 853 

 

Таким образом, доля операций по обмену наличной иностранной валюты, осуществляемая коммерческими банками составляет 94% в общем обороте по операциям проводимыми с наличной иностранной валютой.  

Безусловно, большинство обменных операций проводятся и должны проводиться через коммерческие банки и их структурные подразделения. Ввиду наличия внутреннего контроля в коммерческих банках все операции отражаются по мере их проведения, о чем нельзя сказать про обменные бюро. В связи с этим имеющаяся статистика со стороны обменных бюро может быть сильно искажена ввиду того, что последние не заинтересованы показывать свои реальные объемы оборотных средств.  

Необходимо отметить, что в действующих обменных бюро наблюдается слабый внутренний контроль, что выражается в том, что сотрудники обменных бюро зачастую не отражают в соответствующих журналах отчетности проводимые операции, в отдельных случаях сотрудниками Национального банка выявлялись факты отсутствия трудовых соглашений и договоров материальной ответственности с сотрудниками, обменные операции осуществлялись наряду с торговой деятельностью или деятельностью по предоставлению каких-либо услуг населению, что категорически противоречит требованиям банковского законодательства. Кроме того, зачастую в помещения обменных бюро запускаются лица, не имеющие отношения к данной деятельности, а иногда таковые лица могут получать доступ к кассе без соответствующих разрешительных документов, что, безусловно, несет в себе определенные риски.  

Проведенные проверки обменных бюро в феврале-марте 2014 года наглядно показали, что отдельные обменные бюро избегают показывать свои реальные оборотные средства, фактически проводимые объемы операций и, соответственно, фактические объемы своих доходов. По отдельным случаям было выявлено, что реальные объемы оборотных средств могут в десятки раз превышать отражаемые в отчетности, тем самым доходы от такого теневого оборота, также, могут в десятки раз превышать предполагаемые доходы. Это в первую очередь говорит о том, что через подобную деятельность отдельными субъектами осуществляется отмывание и легализация определенных сумм денег, при этом лицензия, выданная Национальным банком таким субъектам, является своего рода прикрытием. Как правило, источники происхождения таких денег, так называемого “черного нала”, сами по себе подозрительны и не могут быть установлены без официального вмешательства правоохранительных органов и финансовой полиции. Вносимые изменения и дополнения окажут эффективное воздействие на подобного рода нарушения, позволит предпринимателям легализовать свои средства и осуществлять свою деятельность на принципах открытости и прозрачности, в противном случае уполномоченные банки будут вправе расторгать договор с таким обменным пунктом, а последние, не имея возможности осуществлять деятельность в какой-либо иной форме, будут вынуждены четко соблюдать требования законодательсва КР и нормативных правовых актов Национального банка.  

Предоставление недостоверной информации в отчетности для Национального банка является следствием неотражения или нежелания отражать реальные объемы проводимых операций с наличной иностранной валютой. Данное обстоятельство напрямую связано с ведением статистики финансового и валютного рынка, реального сектора и государственных финансов. На основании таких статистических данных анализируется спрос и предложение на иностранную валюту по республике, по результатам которого Национальный банк реагирует на валютный рынок соответствующими мерами. Собираемая информация носит не только статистический характер, значимость достоверной информации для Национального банка очень большая, ввиду того, что осуществление денежно- кредитной политики, проводимой Национальным банком, является основной ее функцией.  

Как правило, при осуществлении сотрудниками Национального банка проверок обменных бюро сокрытие части оборотных средств выражается в виде несоблюдения кассовой дисциплины. В ходе проверок в обменных бюро часто обнаруживаются излишки и недостачи денежной наличности, остатки по отчетности не совпадают с фактическими остатками в кассе. По имеющейся статистике в 2013 году всего было осуществлено 400 проверок обменных бюро по республике. По результатам проверок обменным бюро направлено 268 предписаний, 9 предупреждений и лицензия одного обменного бюро отозвана. По результатам проверок с начала 2014 года по 01.12.2014г. отмечается, что всего осуществлено 1215 проверок обменных бюро по всей республике. По результатам проверок в выявлены нарушения законодательства, в связи с чем Национальный банк с начала 2014 года отозвал лицензии 15 обменных бюро, временно приостановил действия лицензии 129 обменных бюро, а также направил 16 предупреждений и 220 предписаний. 

Несмотря на многочисленные проверки и принимаемые меры воздействия, подобная статистика повторяется из года в год. Отдельные обменные бюро не желают исправляться, приводить свою деятельность в соответствие со всеми требованиями, а крайняя мера воздействия в виде отзыва лицензии значимого эффекта не имеет. 

Практика, которой придерживаются обменные бюро не может не влиять на потребителя и в отдельных случаях выливается в массовое нарушение их прав. Игнорируя отдельные требования норм законодательства по защите прав потребителей, обменные бюро в отдельных случаях забывают или не желают предоставлять чеки по оказанной услуге обратившимся клиентам, выявлены факты немотивированного отказа в приеме иностранной валюты ввиду его низкого номинала, а в некоторых случаях обменные бюро в случае отсутствия в своей кассе какой- либо валюты устанавливают необоснованно высокий на него курс в целях отвлечения клиентов. В случае принятия предлагаемых изменений и дополнений, клиент всегда может обратиться с соответствующей жалобой на уполномоченный банк, со стороны обменного пункта которого каким-либо образом было допущено ущемление прав.  

Отдельно подчеркивается, что согласно Закону «О противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», обменные бюро относятся к перечню лиц, предоставляющих сведения в Государственную службу финансовой разведки при Правительстве КР. Согласно нормативным правовым актам Национального банка (Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в целях ПФТ/ОД», утвержденное постановлением Правления Национального банка №52/5 от 30.06.2010г.) обменное бюро обязано иметь Журнал регистрации информации об операциях с клиентами, где отражаются идентификационные данные клиентов купивших или продавших иностранную валюту на сумму от 50,0 тыс. сомов (регистрационная сумма) и выше, а в случае осуществления операции от 1 000,0 тыс. сомов (пороговая сумма) и более сведения по проведенной операции необходимо направлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня следующего за днем совершения такой операции. В любом случае сотрудники обменных бюро обязаны идентифицировать и верифицировать личность обратившегося клиента. Однако на деле обменные бюро фактически не исполняют данное требование, паспорта клиентов не запрашиваются, информация в уполномоченные органы не предоставляется. В целях неукоснительного соблюдения требований имеющегося законодательства уполномоченные банки будут обязаны осуществлять обменные операции исключительно после предъявления документа, идентифицирующего личность клиента. Данное требование позволит выявлять операции, подпадающие под критерии подозрительности, выявлять конечных выгодоприобретателей и предупреждать факты отмывания денежных средств. Вносимые изменения позволят снизить уровень отмывания (легализации) денег в данной сфере и дисциплинирует вторичный валютный рынок.  

Наряду со всеми имеющимися отрицательными моментами в деятельности обменных бюро немаловажно отметить и тот факт, что при обращении в обменные бюро граждане рискуют своей безопасностью, так как нет никакой гарантии того, что владелец обменного бюро либо лица, присутствующие в обменном бюро при виде крупной суммы, которую обратившийся клиент обменял в данном обменном бюро не сообщит об этом третьим лицам. Подобная информация, полученная работниками обменного бюро либо лицами- посетителями в последующем может быть использована в корыстных целях. Ввиду этого у граждан имеются определенные опасения на этот счет, зачастую можно видеть ситуацию когда граждане обменивают крупные суммы денег по частям в разных обменных бюро для отвлечения подозрительности. Таким образом, если требование по предъявлению паспорта будет едино во всех уполномоченных банках, граждане не будут беспокоиться за свою безопасность и беспрепятственно могут обменивать крупные суммы наличности. За счет таких мероприятий можно поднять доверие к финансовому сектору на новый уровень со стороны простых граждан, пользующихся услугами обменных бюро.  

В целях расширения перечня предоставляемых услуг со стороны небанковских финансово - кредитных учреждений согласно принятому Закону «О внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» №60 от 26.04.2013г. право осуществления обменных операций с наличной иностранной валютой было предоставлено таким кредитным организациям как кредитные союзы, специализированному финансово - кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям при условии, что данные учреждения будут иметь дополнительную лицензию, которую, также, выдает Национальный банк. Важным дополнением предусмотренном в данном Законе было и то, что обменные операции с момента вступления в силу данного Закона могли осуществлять только юридические лица, при этом действующие обменные бюро, зарегистрированные за физическими лицами в рамках срока действия лицензии могли продолжать свою деятельность.  

Таким образом, на сегодня лицензия обменного бюро предоставляется только юридическим лицам и следующим этапом является передача права осуществления обменных операций только уполномоченным банкам. В результате принятых изменений и дополнений действующие обменные бюро могут продолжить свою деятельность до окончания срока действия лицензии, однако в последующем лицензия не будет подлежать продлению.  

В свете последних событий, когда обменные бюро, воспользовавшись ситуацией неопределенности и нервозности, связанной с событиями в политической и экономической жизни государств - основных партнеров, выставили на вторичном рынке ничем не обоснованные обменные курсы на доллары и евро, вызвавшее в последующем искусственный ажиотаж и повышение спроса на иностранную валюту, предопределило необходимость более жесткого контроля участников данного рынка, контроля обменных операций с наличной иностранной валютой, необходимости Национального банка своевременно получать от участников валютного рынка достоверную информацию и своевременно реагировать на колебание курсов валют, пресекать факты установления необоснованно низкого или необоснованно высокого курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте и усиления мер по защите прав потребителей.  

Кроме того, Национальным банком инициирован проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности». Предлагаемые в нем изменения и дополнения предусматривают значительное увеличение и конкретизацию размеров штрафов за административные правонарушения в сфере банковского законодательства исходя из современных реалий, состоянии экономики Кыргызской Республики. Так, предлагается увеличить размеры штрафов за нарушения банковского законодательства: на граждан с 2000 сомов до 50 000 сомов, на должностных лиц с 3000 сомов до 100 000 сомов, на юридических лиц до 200 000 сомов. 

Необходимость таких предложений связана с тем, что действующие размеры штрафов, установленные при принятии КоАО в 1998 году, потеряли свою актуальность и в достаточной степени уже не выполняют функцию предупреждения правонарушений. Практика показывает, что лица, привлеченные Национальным банком к ответственности по статьям главы 27 КоАО КР, продолжают совершать противоправные действия.  

Более того, необоснованно малые размеры штрафов за нарушения банковского законодательства не оправдывают ту огромную работу, которая выполняется сотрудниками надзорного блока Национального банка для привлечения виновных лиц к ответственности. Такая ситуация характеризует несоразмерность, как применяемых штрафов к совершенному правонарушению, так и выполняемой Национальным банком работы к ее результатам. С января по 01 декабря 2014 г. Национальным банком привлечено к административной ответственности 201 физическое лицо наложением административного штрафа на общую сумму 315 000 сомов в пользу республиканского бюджета. 

 

Таким образом, заключая все вышесказанное, хотелось бы отметить, что предоставление лицензии физическим лицам и индивидуальным предпринимателям при открытии обменных бюро было мерой временной. В свое время принимаемые решения соответствовали духу своего времени, рынок нуждался в регулировании, в оперативных решениях. Однако на сегодня практика показывает, что необходимо двигаться в направлении более жесткого регулирования валютного рынка, в направлении ужесточения их деятельности, так как на сегодня имеются не только внутренние требования, но и требования независимых международных организаций таких как ФАТФ (межправительственная организация (группа) по разработке и внедрению и международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма). Опыт зарубежных стран показывает, что обменными операциями должны заниматься только коммерческие банки и иные кредитные организации. Таким образом, передача права осуществлять обменные операции уполномоченным банкам является следующим логическим этапом развития валютного рынка, так как сама по себе операция по обмену наличной иностранной валюты является банковской операцией.  

При разработке данного проекта Закона учитывались национальные интересы, интересы субъектов предпринимательства и иных субъектов валютного рынка.  

 

2. Причины  

 

Согласно законодательству Кыргызской Республики, в частности, Закону «О Национальном банке Кыргызской Республики», Закону «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Закону «Об операциях в иностранной валюте» и другим нормативным правовым актам, Национальный банк является регулятором банковского сектора, проводит единую валютную политику, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, устанавливает рыночный механизм обмена валют, провозглашает свободу перемещения из-за границы и за границу иностранной валюты и выраженных в ней ценных бумаг. 

Согласно статье 105 Конституции Кыргызской Республики, Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. 

Предлагаемый проект Закона предусматривает исключение частных обменных бюро из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям).  

 

 

3. Цели и задачи регулирования 

 

3.1. Цели  

 

a) Предлагаемый проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики разработан в целях оптимизации деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой, обеспечение эффективности и своевременности применения надзорных мер Национального банка на вторичном валютном рынке, что в последующем отражается на результативности работы Национального банка в сфере проведения адекватной денежно - кредитной политики и в сфере банковских отношений.  

 

b) Также целью внедрения проекта закона является повышение доверия простых граждан к финансово - кредитным учреждениям, сокращению числа жалоб на мошенничество и противоправные действия со стороны обменных бюро, обеспечение соблюдения требований законодательства республики и нормативных правовых актов Национального банка, в том числе в области противодействия финансированию терроризма и отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем. 

 

3.2. Задача  

 

a) Для достижения поставленных целей, в первую очередь, необходимо принятие предлагаемого законопроекта.  

 

b) Проект закона является одной из задач по усилению ответственности и повышению дисциплины субъектов вторичного валютного рынка, искоренению безлицензионной деятельности, тем самым, обеспечивая эффективность надзорных мер и результативность работы Национального банка в сфере валютного рынка и банковских отношений. 

 

4. Правовой анализ 

 

a) Проект закона разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.  

Данный законопроект базируется на положениях Конституции Кыргызской Республики, органически связаны с действующей нормативно-правовой базой, дополняя и раскрывая банковское регулирование.  

Предложенные в законопроекте подходы регулирования валютного рынка носят комплексный характер, развивают механизмы банковского надзора и регулирования экономики (банковский и небанковский сектор). 

Законопроект не имеет внутренних противоречий, а также противоречий с действующим законодательством Кыргызской Республики и международным законодательством. 

 

 

5. Варианты решения проблемы (альтернативные варианты)  

 

5.1. Ничего не менять, оставить все как есть  

 

В случае отклонения предлагаемых изменений и дополнений нарушения со стороны обменных бюро могут остаться в силе, так как практика показывает, что выявляемые нарушения в обменных бюро повторяются из года в год. Также будут повторяться нарушения в части выставления на вторичном рынке ничем не обоснованных обменных курсов на доллары и евро, вызывающие в последующем искусственный ажиотаж и повышение спроса на иностранную валюту. Учитывая тот фактор, что физические лица не всегда имеют возможность исполнять требования законодательства (в том числе по ПФТ/ОД), имеются многочисленные факты нарушения прав потребителей, данная деятельность стала осуществляться на стихийном и беспорядочном уровне.  

На основании вышеизложенного нельзя оставить все как есть, необходимо менять нормы закона.  

 

5.2. Отменить действующие нормы регулирования 

 

Операции с наличной иностранной валютой относятся к банковским операциям. Для того, чтобы банки и обменные бюро могли осуществлять подобную деятельность им выдается соответствующая лицензия. Хотелось бы отметить, что отмена действующих норм регулирования в части лицензирования субъектов, осуществляющих обменные операции, может привести к нерегулируемому валютному рынку, что крайне нежелательно не только для валютного рынка, но и всей экономики в целом, так как валютный рынок в Кыргызстане напрямую связан с остальными рынками. В свою очередь отмена действующих норм регулирования в части применения административных мер воздействия не будет способствовать повышению дисциплины физических и юридических лиц, практически, исключая ответственность должностных лиц банков, ФКУ и иных лиц, лицензируемых, регулируемых и регистрируемых Национальным банком.  

 

Ожидаемые позитивные последствия 

 

Внедрение предлагаемых норм закона позволит повысить дисциплину субъектов, осуществляющих банковские операции, обеспечит соблюдение с их стороны норм банковского законодательства, привлечь виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства и позволит решить комплекс задач по обеспечению стабильности всей банковской системы. 

 

 

 

 

Ожидаемые негативные последствия 

 

При внедрении механизма реализации проекта закона его вступление в силу не повлечет негативных последствий для страны.  

 

6. Экономический анализ 

 

Качественными критериями проекта Закона.  

Разработка проекта закона является одной из мер воздействия на банковский сектор для стабилизации и сохранности банковской системы Кыргызской Республики и финансовой системы Кыргызской Республики в целом.  

В целом меры, предпринятые Национальным банком, позволят в максимально короткие сроки стабилизировать обстановку на валютном рынке и обеспечить защиту интересов потребителей и других граждан Кыргызской Республики.  

 

Для бюджета Кыргызской Республики (Правительство Кыргызской Республики, Национальный банк) - принятие проекта Закона не должно повлечь затрат. На данный момент обменные бюро являются плательщиками патента - налога на обязательной основе. Сумма патента варьируется по республике в зависимости от месторасположения обменного бюро от 6 000 сомов до 20 000 сомов.  

 

Для коммерческих банков, ФКУ и иных лиц, лицензируемых, регулируемых и регистрируемых Национальным банком - принятие проекта Закона не повлечет затрат, в случае отсутствия нарушений в сфере банковского законодательства. 

 

 

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА 

к анализу проекта Закона Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики  

Об административной ответственности»  

 

Орган: Национальный банк Кыргызской Республики 

наименование проектов нормативных правовых акта:  

- Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте»  

проблема, которую предполагается  

решить принятием данного нормативного правового акта: 

Предлагаемый проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики разработан в целях оптимизации деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой и нацелен на обеспечение эффективности и своевременности применения надзорных мер Национального банка на вторичном валютном рынке, что в последующем отражается на результативности работы Национального банка в сфере проведения адекватной денежно- кредитной политики и в сфере банковских отношений.  

Также целью внедрения проекта закона является повышение доверия простых граждан к финансово - кредитным учреждениям, сокращению числа жалоб на мошенничество и противоправные действия со стороны обменных бюро, обеспечение соблюдения требований законодательства КР и нормативных правовых актов Национального банка в области противодействия финансированию терроризма и отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем.  

рабочая группа, подготовившая проект нормативного правового акта (ФИО, должность, организация/ведомство): 

Мулкубатова Н.Р., и.о. начальника ЮУ Национального банка; 

Карабаева А.М., начальник УИ Национального банка; 

Урустемов С.А., начальник ЭУ Национального банка; 

Карбозов Б.И., начальник ОДО УДКО Национального банка; 

Темиров К.А., начальник ОЗР ЮУ Национального банка. 

сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта):  

01.12.2014 год 19.12.2014 год. 

субъекты, попадающие в поле действия проекта (перечислить): 

1) государственные органы  

Национальный банк Кыргызской Республики, Судебные органы Кыргызской Республики. 

2) не государственные организации  

Коммерческие банки Кыргызской Республики, финансово-кредитные учреждения Кыргызской Республики и иные лица, лицензируемые, регулируемые и регистрируемые Национальным банком КР 

альтернативные варианты решения проблемы:  

1) ничего не менять (оставить все как есть)  

В случае отклонения предлагаемых изменений и дополнений нарушения со стороны обменных бюро могут остаться в силе, так как практика показывает, что выявляемые нарушения в обменных бюро повторяются из года в год. Учитывая тот фактор, что физические лица не всегда имеют возможность исполнять требования законодательства (в том числе по ПФТ/ОД), имеются многочисленные факты нарушения прав потребителей, данная деятельность стала осуществляться на стихийном и беспорядочном уровне.  

На основании вышеизложенного нельзя оставить как есть, необходимо менять нормы закона. 

2) отменить действующие нормы регулирования 

Операции с наличной иностранной валютой относятся к банковским операциям. Для того, чтобы банки и обменные бюро могли осуществлять подобную деятельность им выдается соответствующая лицензия. Хотелось бы отметить, что отмена действующих норм регулирования в части лицензирования субъектов, осуществляющих обменные операции, может привести к нерегулируемому валютному рынку, что крайне нежелательно для не только валютного рынка, но и всего рынка в целом, так как валютный рынок в Кыргызстане напрямую связан с остальными рынками. 

необходимость внесения изменений/дополнений в проект (указать какие):  

В Законы КР и нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики 

необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких):  

В Законы КР и нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

замечания по проекту нормативного правового акта:  

Размещен на официальном сайте Национального банка. 

проводилось ли общественное слушание (нужное подчеркнуть)  

 

контактные данные ответственного лица:  

Ф.И.О.  

Темиров К.А. 

должность  

Начальник ОЗР ЮУ 

координаты  

45 66 40, ktemirov@nbkr.kg 

Подпись 

 

дата, печать