Утверждаю 

_________________ 

_________________ 

«___»__________2015 г. 

 

Анализ регулятивного воздействия  

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений  

в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» 

 

г.Бишкек 

 

 

Сроки проведения АРВ: 

Начало: 01.07.2015 г. 

Конец: 20.08.2015 г. 

 

Рабочая группа: 

 

Карабаева А.М.  

начальник Управления инспектирования  

Национального банка Кыргызской Республики _______________; 

 

Темиров К.А.  

- начальник отдела законопроектных работ  

Юридического управления  

Национального банка Кыргызской Республики _________________; 

 

Абдраимов Э.Ч.  

начальник отдела инспектирования  

небанковских финансово-кредитных  

учреждений Управления инспектирования  

Национального банка Кыргызской Республики _________________; 

 

Жоробекова А.Т. 

- главный юрист отдела законопроектных работ  

Юридического управления  

Национального банка Кыргызской Республики _________________. 

 

 

Контактные данные ответственных лиц: 

 

Темиров К.А. 

Тел.: 45-66-40 

е-mail: ktemirov@nbkr.kg  

 

Абдраимов Э.Ч. 

Тел.: 66 92 60 

е-mail: eadraimov@nbkr.kg 

 

Жоробекова А.Т. 

Тел.: 45-66-41 

е-mail: ajorobekova@nbkr.kg 

 

 

Настоящий анализ регулятивного воздействия разработан к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года N 559.  

 

I. Проблемы и основания для государственного вмешательства 

 

В Кыргызстане обменные операции появились на заре 1990-х годов с момента провозглашения суверенитета и принятием решения о выпуске собственной национальной валюты. 

В то время, никем и ничем не контролируемые физические лица, так называемые «менялы» группами стояли в оживленных районах столицы таких как «Моссовет» (пересечение улиц Абдрахманова и Московской), в районе ЦУМа и в местах массового скопления людей (по-другому их еще называли «черными рынками», а людей вовлеченных в данную деятельность «черными менялами»).  

Доход данные субъекты предпринимательства имели от курсовой разницы, которая возникала при купле - продаже иностранной валюты. Первоначально данная деятельность была нерегулируема и несла в себе определенные риски, в том числе риски безопасности и нарушения права обратившегося клиента как потребителя. В последующем, в целях приведения данного рынка валютных операций в порядок, заниматься обменными операциями было разрешено при наличии помещения с кассовым узлом и ряда других требований, после выполнения, которых можно было получить соответствующую лицензию. В целом к субъектам желающим осуществлять обменные операции ранее предъявлялись минимальные требования, что позволяло направить данную деятельность в правовое русло. В целях приведения данного рынка в порядок лицензию Национального банка было разрешено выдавать юридическим лицам и физическим лицам при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.  

По состоянию на 25.08.2015 г. количество обменных бюро, действующих на территории Кыргызской Республики на основании лицензии НБКР составляет 292. Также 23 головных офиса коммерческих банков, в том числе 1 офис филиала Национального банка Пакистана и 1 191 структурных подразделений коммерческих банков, в том числе 314 филиалов коммерческих банков, 775 сберегательных касс и 102 выездных касс.  

Кроме того, на территории Кыргызской Республики действуют 125 кредитных союзов, 173 микрофинансовых организаций, из них 5 микрофинансовых компаний, 112 микрокредитных компаний, 56 микрокредитных агентств, 1 специализированное финансово-кредитное учреждение (ОАО «ФККС»). В общей сложности под МФО действуют 65 обособленных подразделений. 

Согласно официально предоставленной информации обменных бюро в течение 2014 года, обменными бюро было проведено операций по купле и продаже иностранной валюты на сумму более 97 миллиарда сомов, из них обороты по операциям купли-продажи только по долларам США составило около 54 миллиардов сомов

Безусловно, большинство обменных операций проводятся и должны проводиться через коммерческие банки и их структурные подразделения. Ввиду наличия внутреннего контроля в коммерческих банках все операции отражаются по мере их проведения, о чем нельзя сказать про обменные бюро. В связи с этим имеющаяся статистика со стороны обменных бюро может быть сильно искажена ввиду того, что последние не заинтересованы показывать свои реальные объемы оборотных средств.  

Необходимо отметить, что в действующих обменных бюро наблюдается слабый внутренний контроль, что выражается в том, что сотрудники обменных бюро зачастую не отражают в соответствующих журналах отчетности проводимые операции, в отдельных случаях сотрудниками Национального банка выявлялись факты отсутствия трудовых соглашений и договоров материальной ответственности с сотрудниками, обменные операции осуществлялись наряду с торговой деятельностью или деятельностью по предоставлению каких-либо услуг населению, что категорически противоречит требованиям банковского законодательства. Кроме того, зачастую в помещения обменных бюро запускаются лица, не имеющие отношения к данной деятельности, а иногда таковые лица могут получать доступ к кассе без соответствующих разрешительных документов, что, безусловно, несет в себе определенные риски.  

Проведенные проверки обменных бюро в течение 2014 года наглядно показали, что отдельные обменные бюро избегают показывать свои реальные оборотные средства, фактически проводимые объемы операций и, соответственно, фактические объемы своих доходов. По отдельным случаям было выявлено, что реальные объемы оборотных средств могут в десятки раз превышать отражаемые в отчетности, тем самым доходы от такого теневого оборота, также, могут в десятки раз превышать предполагаемые доходы. Это, в первую очередь говорит о том, что через подобную деятельность отдельными субъектами осуществляется отмывание и легализация определенных сумм денег и несет в себе риски безопасности национальной экономики. Как правило, источники происхождения таких денег, так называемого “черного нала”, сами по себе подозрительны и не могут быть установлены без официального вмешательства правоохранительных органов и финансовой полиции.  

Что касается обменных бюро, осуществляющих свою деятельность без лицензии и обязательного патента, то в них практически отсутствует внутренний контроль и не ведется отчетность о проводимых операциях. Вследствие чего реальные объемы оборотных средств в обменных бюро, осуществляющих свои операции без лицензии, остаются в тени.  

Кроме того, неотражение или нежелание отражать реальные объемы проводимых операций с наличной иностранной валютой, оказывает негативное влияние на процессы регулирования, ведения статистики финансового и валютного рынка, реального сектора и государственных финансов. На основании таких статистических данных проводится анализ уровня спроса и предложения иностранной валюты по республике, по результатам которого Национальный банк реагирует на сложившуюся ситуацию на валютном рынке соответствующими мерами. Собираемая информация носит не только статистический характер, достоверность предоставляемой информации для Национального банка имеет большое значение, ввиду того, что осуществление денежно - кредитной политики, проводимой Национальным банком, является основной ее функцией.  

Вносимые изменения и дополнения окажут эффективное воздействие на подобного рода нарушения, позволит предпринимателям легализовать свои средства и осуществлять свою деятельность на принципах открытости и прозрачности.  

Согласно имеющейся статистике, предоставленной Национальным банком, в 2014 году всего по республике было осуществлено 1 280 проверок обменных бюро. По результатам проверок нарушителям направлено 233 предписания, 18 предупреждений, лицензии 134 обменных бюро были приостановлены, отозваны лицензии 16-ти обменных бюро, составлено 304 протокола об административной ответственности, привлечено к административной ответственности 208 физических лиц, общая сумма штрафов в пользу республиканского бюджета составила 317 500 сомов.  

За семь месяцев 2015 года всего по республике осуществлена 251 проверка обменных бюро. За выявленные нарушения законодательства Национальным банком отозваны лицензии 5 обменных бюро, временно приостановлено действие лицензий 11 обменных бюро, а также направлено 6 предупреждений и 52 предписания. Всего по результатам проверок было выявлено 84 факта осуществления безлицензионной деятельности, на 81 правонарушителя наложен административный штраф, общая сумма штрафов, подлежащих к уплате в республиканский бюджет, составила 121 500 сомов. 

Практика показывает, что правонарушители на которых ранее налагался административный штраф, уплачивая несоразмерно низкую сумму административного штрафа максимальная сумма которого для физических лиц составляет 1 500 сомов продолжают заниматься обменными операциями. Таким образом, действующие размеры штрафов потеряли свою актуальность и уже не выполняют функцию предупреждения и пресечения таких правонарушений.  

Вышеуказанная практика, которой придерживаются обменные бюро, оказывает негативное влияние на потребителя и выражается массовым нарушением их прав. Игнорируя отдельные требования норм законодательства по защите прав потребителей, обменные бюро в отдельных случаях забывают, или не желают предоставлять чеки по оказанной услуге клиентам. Также выявляются факты немотивированного отказа в приеме иностранной валюты ввиду его низкого номинала, а в некоторых случаях обменные бюро, при отсутствии в своей кассе какой - либо валюты, устанавливают на него необоснованно высокий курс продажи в целях отпугивания клиентов.  

Отдельно подчеркивается, что согласно Закону «О противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», обменные бюро относятся к перечню лиц, предоставляющих сведения в Государственную службу финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики. Согласно нормативным правовым актам Национального банка (Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в целях ПФТ/ОД», утвержденное постановлением Правления Национального банка №52/5 от 30.06.2010г.) обменное бюро обязано иметь журнал регистрации информации об операциях с клиентами, где отражаются идентификационные данные клиентов купивших или продавших иностранную валюту на сумму от 50,0 тыс. сомов (регистрационная сумма) и выше, а в случае осуществления операции от 1 000,0 тыс. сомов (пороговая сумма) и более сведения по проведенной операции необходимо направлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня следующего за днем совершения такой операции.  

Однако, на практике обменные бюро, осуществляющие операции без лицензии, фактически не исполняют данное требование, паспорта клиентов не запрашиваются, информация в уполномоченные органы не предоставляется. Данное требование позволяет выявлять операции, подпадающие под критерии подозрительности, выявлять конечных выгодоприобретателей и предупреждать факты отмывания денежных средств.  

Немаловажно отметить и тот факт, что при обращении в обменные бюро, осуществляющие операции без лицензии, граждане рискуют своей безопасностью, так как нет никакой гарантии того, что владелец обменного бюро либо лица, присутствующие в обменном бюро при виде крупной суммы, которую обратившийся клиент обменял в данном обменном бюро не сообщит об этом третьим лицам. Подобная информация, полученная работниками обменного бюро либо лицами - посетителями в последующем может быть использована в корыстных целях. Ввиду этого у граждан имеются определенные опасения на этот счет, зачастую можно видеть ситуацию, когда граждане обменивают крупные суммы денег по частям в разных обменных бюро для отвлечения подозрительности.  

Таким образом, при формулировании проблем и оснований для государственного вмешательства можно выделить следующую проблему: 

низкие размеры административных штрафов за осуществление банковских операций, в том числе обменных операций с наличной иностранной валютой, не способствуют пресечению безлицензионной деятельности, вследствие чего не решаются задачи: 

- по выводу лиц, занимающихся безлицензионной деятельностью, из тени, 

- выводу и отражению в отчетности и статистике реальных объемов оборотных средств; 

- защите прав потребителей их услуг; 

- поступлению налогов и иных платежей в республиканский бюджет.  

Внедрение предлагаемых норм по повышению размеров административных штрафов позволит повысить дисциплину физических и юридических лиц, банков, ФКУ и их должностных лиц, осуществляющих банковские операции, обеспечит соблюдение с их стороны норм банковского законодательства, привлечь виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства и позволит решить комплекс задач по обеспечению стабильности всей банковской системы. 

Кроме того, Национальным банком, в рамках применяемых мер по исключению безлицензионной деятельности, были приняты нормативные правовые акты Национального банка, направленные на снижение лицензионных требований при открытии обменных бюро, в частности, было снижено требование о минимальной сумме оборотных средств при открытии юридическим лицом одного обменного бюро с 1 млн. сома до 500 000 (пятисот тысяч) сомов. 

Однако, данные послабления в лицензионных требованиях не привели к снижению безлицензионной деятельности обменных бюро. 

 

II. Цели и задачи регулирования. 

 

Цель 1: необходимо свести к минимуму, а также обеспечить пресечение осуществления банковских операций, в том числе и обменных операций с наличной иностранной валютой, без лицензии; свести к минимуму нарушение банками, финансово-кредитными учреждениями или иными лицами, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики, положений банковского, микрофинансового, платежного законодательства, законодательства об обмене кредитной информацией, невыполнение обязательных предписаний и требований уполномоченного государственного органа; свести к минимуму риски отмывания и легализации определенных сумм денег через деятельность обменных бюро отдельными субъектами (которые используют лицензию, выданную Национальным банком таким субъектам, как своего рода прикрытие). Указанные риски могут возникнуть при превышении в обменных бюро в десятки раз реальных объемов оборотных средств над объемами, отражаемыми в отчетности, вследствие чего может возникнуть ситуация, когда доходы от такого теневого оборота могут в десятки раз превышать фактически декларируемые доходы. 

Цель 2: необходимо обеспечить предоставление достоверной информации со стороны обменных бюро, осуществляющих свою деятельность без лицензии, в отчетности для Национального банка, которое напрямую влияет на выполнение функции Национального банка по осуществлению денежно-кредитной политики. 

Цель 3: необходимо свести к минимуму риски безопасности при обращении граждан в обменные бюро, осуществляющие свою деятельность без лицензии, и исключить нарушения законодательства по защите прав потребителей услуг, предоставляемых такими обменными бюро. Указанные риски могут возникнуть при обращении граждан в обменные бюро, в частности, при передаче владельцами, либо лицами, присутствующими в обменном бюро, информации о крупных суммах третьим лицам, и дальнейшем использовании данной информации в корыстных целях. Указанные нарушения законодательства по защите прав потребителей услуг, предоставляемых обменными бюро имеют место, к примеру, при непредоставлении чеков за оказанную услугу, немотивированном отказа в приеме иностранной валюты ввиду его низкого номинала. 

Исходя из целей, необходимо решение следующих задач: 

- повышение дисциплины физических и юридических лиц, банков, ФКУ и их должностных лиц; 

- оптимизация деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой и обеспечение эффективности и своевременности применения надзорных мер Национального банка на вторичном валютном рынке, что в последующем отражается на результативности работы Национального банка в сфере проведения адекватной денежно- кредитной политики и в сфере банковских отношений; 

- соблюдение законодательства в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (снижение уровня отмывания (легализации) денег в данной сфере и повышение дисциплины вторичного валютного рынка); 

- эффективное выявление лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность и своевременное применение к ним меры воздействия; 

- необходимость более жесткого контроля участников данного рынка, контроля обменных операций с наличной иностранной валютой, необходимости Национального банка своевременно получать от участников валютного рынка достоверную информацию и своевременно реагировать на колебание курсов валют, пресекать факты установления необоснованно низкого или необоснованно высокого курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте и усиления мер по защите прав потребителей. 

 

Таким образом, выше приведены качественные индикаторы достижения целей при решении проблем и оснований для государственного вмешательства. При этом, учитывая специфику деятельности обменных бюро, произвести подсчет количественных индикаторов достижения целей не представляется возможным.  

 

III. Варианты государственного регулирования и оценки последствий 

 

1) Вариант регулирования «оставить все как есть» 

В случае принятия данного варианта государственного регулирования, нарушения, допускаемые обменными бюро, осуществляющими свою деятельность без лицензии, могут продолжаться, так как практика показывает, что выявляемые нарушения в обменных бюро повторяются из года в год. Действующие размеры штрафов, установленные при принятии КоАО в 1998 году, потеряли свою актуальность и в достаточной степени уже не выполняют функцию предупреждения и пресечений таких правонарушений.  

При применении варианта регулирования «оставить все как есть», учитывая вышеизложенное, нельзя оставить все как есть, необходимо внести изменения в нормы закона.  

 

2) Вариант регулирования, предусматривающий исключение обменных бюро из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям).  

 

Способ регулирования 

Предусматривает исключение обменных бюро из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям).  

 

Регулятивное воздействие 

Данный вариант направлен на оптимизацию деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой, обеспечение эффективности и своевременности применения надзорных мер Национального банка на вторичном валютном рынке, что в последующем отражается на результативности работы Национального банка в сфере проведения адекватной денежно - кредитной политики и в сфере банковских отношений.  

Также целью данного варианта является является повышение доверия простых граждан к финансово - кредитным учреждениям, сокращению числа жалоб на мошенничество и противоправные действия со стороны обменных бюро, обеспечение соблюдения требований законодательства республики и нормативных правовых актов Национального банка, в том числе в области противодействия финансированию терроризма и отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем. 

Национальный банком в 2015 году был инициирован проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Законы Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте», «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Налоговый кодекс Кыргызской Республики). 

Однако, в ходе согласования данного проекта со стороны государственных органов были представлены замечания и предложения и проект не был поддержан Правительством Кыргызской Республики. В данное время Национальный банк ведет работу по доработке указанного проекта. 

 

3) Вариант регулирования, предусматривающий ужесточение надзора и регулирования за деятельностью обменных бюро  

 

Способ регулирования 

Ужесточение регулирования и надзора за деятельностью обменных бюро повышение ответственности обменных бюро за нарушение законодательства путем значительного увеличения и конкретизации размеров штрафов за административные нарушения в сфере банковского законодательства. 

Основной проблемой является то, что действующие размеры штрафов, установленные при принятии КоАО в 1998 году, потеряли свою актуальность и в достаточной степени уже не выполняют функцию предупреждения правонарушений. Практика показывает, что лица, привлеченные Национальным банком к ответственности по статьям главы 27 КоАО, продолжают совершать противоправные действия. 

 

Регулятивное воздействие 

Предлагаемый проект Закона «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» предусматривает значительное увеличение и конкретизацию размеров штрафов за административные правонарушения в сфере банковского законодательства исходя из современных реалий, состоянии экономики Кыргызской Республики. Так, предлагается увеличить размеры штрафов за нарушения банковского законодательства: на граждан с 1500 сомов до 100 000 сомов, на должностных лиц с 3000 сомов до 150 000 сомов, на юридических лиц до 250 000 сомов. 

Необходимость таких предложений связана с тем, что действующие размеры штрафов, установленные при принятии КоАО в 1998 году, потеряли свою актуальность и в достаточной степени уже не выполняют функцию предупреждения правонарушений. Практика показывает, что лица, привлеченные Национальным банком к ответственности по статьям главы 27 КоАО, продолжают совершать противоправные действия. Более того, необоснованно малые размеры штрафов за нарушения банковского законодательства не оправдывают ту огромную работу, которая выполняется сотрудниками надзорного блока Национального банка для привлечения виновных лиц к ответственности. Такая ситуация характеризует несоразмерность, как применяемых штрафов к совершенному правонарушению, так и выполняемой Национальным банком работы к ее результатам.  

В течение 2014 года Национальным банком привлечено к административной ответственности 208 физических лиц, общая сумма штрафов в пользу республиканского бюджета составила 317 500 сомов.  

За семь месяцев 2015 года всего по результатам проверок было выявлено 85 фактов осуществления безлицензионной деятельности, на 81 правонарушителя наложен административный штраф, общая сумма штрафов, подлежащих к уплате в республиканский бюджет, составила 121 500 сомов. 

Принятие предлагаемых поправок в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» (при решении вышеуказанной проблемы) позволит оптимизировать и гармонизировать положения Кодекса об административной ответственности в части применения административных мер взыскания за правонарушения, посягающие на банковское законодательство, а также повысить дисциплину физических и юридических лиц, банков, ФКУ и их должностных лиц, тем самым обеспечивая эффективность надзорных мер и результативность работы Национального банка в сфере банковских отношений. 

Степень достижения поставленных целей: таким образом, представленный вариант регулирования предусматривающий ужесточение надзора и регулирования за деятельностью обменных бюро направлен на достижение практически всех целей и задачи, указанных в разделе II «Цели и задачи регулирования». 

 

Реализационные риски 

Повышение административной ответственности за нарушение банковского законодательства со стороны обменных бюро, а также за осуществление безлицензионной деятельности не повлечет негативных последствий для страны, т.к. позволит решить проблемы текущей ситуации в деятельности обменных операций на валютном рынке республики. 

Повышение административной ответственности за безлицензионную деятельность, может способствовать в решении проблемы в части вывода из тени лиц, занимающихся обменными операциями без получения соответствующей лицензии, а также обязательного патента.  

 

Правовой анализ 

Данный законопроект соответствует Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом, и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке.  

Принятие законопроекта не повлечет правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий, так как внедрение предлагаемых норм закона направлено на решение задач по привлечению Национальным банком виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства, на повышение дисциплины юридических и физических лиц, осуществляющих банковские операции, и на решение комплекса задач по обеспечению стабильности банковской системы. 

Проект закон разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», инструкцией по законодательной технике и Регламентом Правительства Кыргызской Республики.  

Экономический анализ 

Подсчеты методом, определенным в Методике проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республик от 30 сентября 2014 года №559 для данного вида регулирования, не возможны по причине их специфики.  

В соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, предлагаются качественные критерии оценки внедрения предлагаемого проекта Закона, характеризующие влияние регулирования на экономику, общество и окружающую среду. 

Качественные критерии проекта Закона.  

Принятие данного закона приведет к повышению дисциплины юридических и физических лиц, осуществляющих банковские операции, и позволит решить комплекс задач по обеспечению стабильности всей банковской системы.  

Для бюджета Кыргызской Республики (Правительство Кыргызской Республики, Национальный банк) - принятие проекта Закона не повлечет затрат, при этом ожидается поступление в бюджет за счет как уплачиваемых штрафов, либо в случае получения лицензии субъектами - правонарушителями за счет уплаты обязательного налога.  

Для коммерческих банков, ФКУ и иных лиц, лицензируемых, регулируемых и регистрируемых НБКР - принятие проекта Закона не повлекут затрат, в случае отсутствия нарушений в сфере банковского законодательства. 

Внедрение предлагаемых норм закона позволит решить задачу по привлечению Национальным банком виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства, приведет к повышению дисциплины юридических и физических лиц, осуществляющих банковские операции, и позволит решить комплекс задач по обеспечению стабильности всей банковской системы. 

 

Результаты общественных обсуждений 

Проект закона был размещен на официальном сайте Национального банка (www.nbkr.kg), для обеспечения его доступности для всех заинтересованных лиц. В процессе общественного обсуждения замечаний и предложений по проекту Закона не поступило. 

 

IV. Рекомендуемое регулирование 

При сравнении варианта «2)» (Вариант регулирования, предусматривающий исключение обменных бюро из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям) и варианта «3)» (Вариант регулирования, предусматривающий ужесточение надзора и регулирования за деятельностью обменных бюро) следует отметить, что вариант «2)» на данный момент не получил поддержки со стороны Правительства Кыргызской Республики и дорабатывается Национальным банком. 

Вариант регулирования «3» позволит решить задачу по привлечению Национальным банком виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства, принять комплекс мер по предупреждению и пресечению безлицензионной деятельности в сфере осуществления банковских операций, в том числе и обменных операций с наличной иностранной валютой, приведет к повышению дисциплины юридических и физических лиц, осуществляющих банковские операции, и позволит решить комплекс задач по обеспечению стабильности всей банковской системы. 

С учетом вышеизложенного анализа, предлагается внедрение предлагаемых норм проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности».