СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту Закона Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты  

Кыргызской Республики по вопросам платежных систем» 

 

 

Настоящий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам платежных систем» разработан в целях приведения в соответствие с законами Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» и «О платежной системе Кыргызской Республики».  

Предлагаемый законопроект предусматривает внесение изменений в законы Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О платежной системе Кыргызской Республики» и в Кодекс Кыргызской Республики «Об административной ответственности». 

1. Предлагаемым проектом в Законе «О Национальном банке Кыргызской Республики» функции и полномочия Национального банка Кыргызской Республики приведены (далее Национальный банк) в соответствие с законами «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» и «О платежной системе Кыргызской Республики» в части обладания правом выдавать лицензии участникам в сфере платежных систем, осуществлять регулирование и надзор за платежной системой. В связи с развитием инновационных технологий в платежной системе и принимая во внимание реализацию Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей в Кыргызской Республике на 2012-2017 гг., добавлена функция Национального банка как право проведения эмиссии электронных денег.  

2. Предлагаемым проектом в Законе «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» перечень банковских операций в статье 33 дополнен такими банковскими операциями как оказание услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей, выпуск электронных денег, а также обработка и выдача финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра, в соответствии с законами «О платежной системе Кыргызской Республики» и «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике».  

3. Предлагаемым проектом в Законе «О платежной системе Кыргызской Республики» деятельность по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей, а также по оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра, нормы положения по прохождению регистрации и осуществление деятельности на основании свидетельства приведены в соответствие с Законом «О лицензионно-разрешительной системе Кыргызской Республики» и «регистрация операторов платежных систем и платежных организаций» предлагаемого законопроекта заменена на «лицензию». К деятельности по осуществлению локальных / международных денежных переводов по системам денежных переводов, к международным системам по проведению платежей с использованием банковских платежных карт, к оператору международной системы электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег внесено требование об обязательном прохождении процедуры регистрации в Банке Кыргызстана перед началом осуществления деятельности в Кыргызской Республике. Дополнены частями по обслуживанию международных электронных денег, мер по защите прав пользователей платежных услуг и меры воздействия, применяемые Банком Кыргызстаном. В статье 21 Закона «О платежной системе Кыргызской Республики» исключается часть 3 в связи с дублированием с частью 2 статьи 3. 

Национальным банком во исполнение статьи 15 Закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» разработано и утверждено Положение «О лицензировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций», которое устанавливает порядок лицензирования деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, требования к должностным лицам, взаимоотношения между участниками платежной системы, порядок отзыва лицензии. В соответствии с данным Положением Национальный банк с апреля 2015 года начал выдавать лицензии на осуществление деятельности операторов платежных систем и платежных организаций. По состоянию на апрель 2016 года Национальным банком выданы лицензии 20 (двадцати) операторам платежных систем и 21 (двадцати одной) платежной организации. Сбор статистических данных Национальный банк начал осуществлять с января 2016 года, по состоянию на 1 апреля 2016 года через операторов платежных систем и платежных организаций проведены платежи и расчеты на сумму 6 млрд. сом.  

Необходимо отметить, что в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики находится проект закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», который прошел два чтения. Нормы, содержащиеся в статьях 1 и 3 предлагаемого законопроекта, включены в проект закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». В связи с тем, что он проходит длительное рассмотрение в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, Национальным банком инициируется внесение изменений в действующие Законы Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» по вопросам платежных систем. Данные нормы необходимы для создания гармонизированной правовой основы в сфере регулирования банковской и платежной системы Кыргызской Республики. 

4. Предлагаемым законопроектом часть 2 статьи 614 Кодекса Кыргызской Республики «Об административной ответственности» дополнена возможностью оплаты штрафов на месте правонарушения и в безналичной форме. Оплата штрафов на местах не должна ограничиваться только наличной формой ввиду развития инновационных способов приемов оплаты платежей, таких как интернет-банкинг, мобильный банкинг, электронные кошельки, банковские платежные карты, пункты приема платежей, платежные терминалы и через POS-терминалы. Законом «О платежной системе Кыргызской Республики» регулируется и разрешается проведение оплаты платежей и расчетов через интернет-банкинг, мобильный банкинг, электронные кошельки, банковские платежные карты и т.д.  

 

Также целью данного законопроекта является исполнение одной из функций и задач Национального банка по обеспечению эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики. Данные изменения позволят:  

- создать гармонизированную законодательную базу и благоприятные условия для развития банковских и платежных услуг в республике;  

-  увеличить безналичные платежи в национальной валюте и снизить уровень теневой экономики в республике; 

-  эффективно выявлять и вести контроль за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций и принимать своевременно в отношении них меры воздействия, проводить сбор и обработку финансовой информации операторов платежных систем и платежных организаций.  

При разработке проекта Закона был изучен опыт Российской Федерации и Директивы Европейского Союза. Так, деятельность операторов платежных систем и платежных организаций в Российской Федерации без разрешительных документов Центрального банка Российской Федерации запрещена.  

По рекомендации Европейского Союза в отношении регулирования электронных денег и деятельности операторов платежных систем в республике рекомендовано вести контроль и регулирование со стороны надзорного органа, что позволит снизить уровень отмывания (легализации) денег в данной сфере и регулировать участников платежных систем.  

Предлагаемый законопроект в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» был размещен на официальных сайтах Правительства Кыргызской Республики и Национального банка для обсуждения с заинтересованными участниками платежных систем, гражданами и предпринимателями. Параллельно законопроект был направлен на согласование всем коммерческим банкам Кыргызской Республики, Ассоциации микрофинансовых организаций Кыргызской Республики, ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG», министерствам и ведомствам Кыргызской Республики, государственным службам при Правительстве Кыргызской Республики. По результатам общественного обсуждения представленные замечания и предложения учтены в законопроекте. Законопроект также был обсужден с консультантами Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.  

По итогам анализа нормативных правовых актов для применения норм представленного законопроекта предполагается внесение изменение в постановления Правительства Кыргызской Республики и Национального банка: 

- постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи» от 17 февраля 2014 года N 97; 

- постановление Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению дистанционных банковских и платежных услуг в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года № 22/3.  

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия законопроекта: 

 повышение доверия населения к банковским и платежным услугам; 

- обеспечение защиты прав банковских и платежных услуг и принципа соблюдения «Знай своего клиента»; 

- осуществление порядка и контроля за платежными системами со стороны регулятора; 

- исполнение требований законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики, в том  

числе в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов. 

Законопроект не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм законопроекта направлено на оптимизацию и гармонизацию нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

Анализ регулятивного воздействия проведен в соответствии с требованиями постановления Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2014 г. № 559 «Об утверждении Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства».  

Законопроект не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

Реализация данного законопроекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны.  

 

 

 

 

Председатель Абдыгулов Т.С.