Микрофинансовый сектор Кыргызстана состоялся с точки зрения выполнения своих функций - глава НацбанкаТ.Абдыгулов
"В Кыргызстане сегодня можно констатировать, что микрофинансовый сектор состоялся с точки зрения выполнения его роли в снижении бедности и охвата по предоставлению микрофинансовых услуг", - сказал на международной конференции "Микрофинансирование - успехи, проблемы и решения" председатель Национального банка Кыргызской Республики Толкунбек Абдыгулов.
В своем выступлении 25 июня т. г., глава Нацбанка остановился на истории микрофинансирования, рассказав об основных этапах развития и основных показателях сектора. "Микрофинансовая система начала развиваться в нашей стране с 1994 года. В период 2000-2005 гг. создавались экономические и правовые условия для микрофинансовых институтов, увеличивалась их ресурсная база, расширялась филиальная сеть с проникновением, преимущественно, в сельскую местность. В 2005 году была принята Среднесрочная стратегия развития микрофинансирования в республике на 2006-2010 годы. Главной целью этого документа являлось снижение бедности через расширение доступа к микрофинансовым услугам бедных слоев населения. В результате жители отдаленных регионов Кыргызстана получили доступ к микрофинансовым услугам, повысились показатели проникновения финансовых услуг в регионах. Основные направления развития сектора, в том числе усовершенствование нормативной базы, создание финансовых апексов, развитие финансового банкинга, закреплены в Стратегии развития микрофинансового сектора на 2011-2015 гг.", - проинформировал он.
Председатель Национального банка подчеркнул, что с2005 по 2013 годы микрофинансовый сектор достиг хороших показателей. В рассматриваемом периоде охват населения микрокредитованием возрос с 1,4% до 7,6%, а количество заемщиков возросло в 12,5 раз - с 35 тысяч человек до 436 тысяч. Кредитный портфель микрофинансовых организаций увеличился более чем в 26 раз - с 722,9 млн. сомов до19,1 млрд. сомов. За это время показатель финансового проникновения микрофинансовых институтов возрос с 3,9% до 5,4%, а уровень бедности снизился с 43% до 38%.
Вместе с тем он отметил, что созданная обширная разветвленная сеть МФО, особенно в регионах, позволила обеспечить услугами более 7% населения. По его словам, этот показатель является самым высоким по сравнению с другими государствами Центральной Азии, однако, он низок по сравнению с другими странами с продолжительной историей развития микрофинансирования, что свидетельствует о возможностях для дальнейшего роста. "На текущем этапе своего развития микрофинансовым организациям необходимо перейти на новый, более качественный уровень развития и расширения видов предоставляемых услуг. Законодательно это обеспечено. При этом больше внимания должно быть уделено защите прав потребителей микрофинансовых услуг и повышению финансовой грамотности населения",- резюмировал Т.Абдыгулов.
В завершение выступления, Т.Абдыгулов заверил, что в перспективе Национальный банк намерен сделать акцент на реализацию ключевых реформ и развитие стратегических направлений микрофинансового сектора, указанных в плане мероприятий Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 гг.
В Бишкеке завершила свою работу международная конференция "Микрофинансирование - успехи, проблемы и решения"
В Государственной резиденции "Ала-Арча" 25-26 июня прошла международная конференция "Микрофинансирование - успехи, проблемы и решения", организованная Национальным банком при поддержке Всемирного банка, Германского общества международного сотрудничества и Ассоциации микрофинансовых организаций. В конференции приняли участие премьер-министр КР Джоомарт Оторбаев, председатель Национального банка КР Толкунбек Абдыгулов, заведующая отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития Аппарата Президента КР Нурсулу Ахметова, заведующий отделом кредитной и финансовой политики Аппарата Правительства КР Шамшибек Молдоканов, глава офиса Всемирного банка в КР Александр Кремер, Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарии в КР Рене Холенштайн, Посол Федеративной Республики Германия в КР Гудрун Срэга, постоянный представитель МВФ в КР Юрий Соболев, руководство Ассоциации микрофинансовых организаций, Союза Банков Кыргызстана, а также представители, ПРООН, ЕБРР, АБР, KfW, IFC, ICCO, GIZ, МФЦ, Oikocredit, BlueOrchard и других отечественных и зарубежных финансовых организаций.
Открывая мероприятие, председатель Национального банка приветствовал участников международной конференции и выразил благодарность партнерам за содействие в организации данного мероприятия.
В своем выступлении Т.Абдыгулов привел показатели микрофинансового сектора, характеризующие положительную динамику его развития. Так, за 2005-2013 годы охват населения микрокредитованием возрос с 1,4% до 7,6%, а количество заемщиков возросло в 12,5 раз - с 35 тысяч человек до 436 тысяч. За это время кредитный портфель микрофинансовых организаций увеличился более чем в 26 раз - с 722,9 млн. сомов до 19,1 млрд. сомов. Показатель финансового проникновения микрофинансовых институтов возрос с 3,9% до 5,4%, а уровень бедности при этом снизился с 43% до 38%.
В свою очередь, премьер-министр Дж.Оторбаев подчеркнул уникальность истории развития микрофинансового сектора в Кыргызстане. "Трудно представить развитие нашей страны без микрофинансового сектора. Этот сектор получил хорошее развитие. В его развитии активное участие приняли наши зарубежные партнеры, которые очень быстро поняли, что расширение доступа к финансовым услугам является одним из эффективных способов в борьбе с бедностью. В настоящее время сектор показывает беспрецедентный рост. Однако, в связи с трансформацией одного из крупных участников рынка микрофинансирования - "Бай-Тушума" в коммерческий банк, темпы прироста показателей в секторе снижены. Но на самом деле показатели микрофинансирования растут. Я сделал свои подсчеты с учетом "Бай-Тушума". Так, за год рост капитала в микрофинансовом секторе составил 17%, в банковском - 16%. Активы выросли на 34%, а кредитный портфель - на 26%, достигнув 24 млрд. сомов. Таким образом, мы имеем неплохие результаты", - резюмировал он.
Глава правительства добавил, что в рамках Национальной стратегии развития ведется работа по повышению финансовой грамотности населения.
Н.Ахметова в своем выступлении отметила, что микрофинансовый сектор играет важную роль в обеспечении населения финансами. "Вместе с тем, необходимо направить финансовые ресурсы в секторе не на потребление, а на развитие экономики. Либеральное законодательство КР позволило достигнуть определенных успехов в развитии сектора, однако остаются слабые места. Устранить их можно только совместными усилиями: госорганы, МФО и сами заемщики", - сказала она.
В рамках двухдневной конференции на сессиях обсудили следующие темы: роль государства и основы регулирования микрофинансового сектора, доступ к финансам - основные проблемы и ключевые задачи, регулирование процентной ставки - международный опыт, деятельности кредитных бюро, ответственного микрофинансирования, а также вопросы финансовой грамотности и защиты прав потребителей, с учетом практики зарубежных стран.
Национальный банк: обменные бюро должны работать в правовом поле.
Инспекторы Национального банка КР совместно с представителями Мерии г.Бишкек, Бишкекского городского управления Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве КР, Главного управления внутренних дел г.Бишкек, Дорожно-постовой службы МВД КР и муниципального предприятия "Тазалык" провели очередной плановый рейд по обменным бюро, работающим без разрешительных документов в некоторых районах г. Бишкек. Из запланированных проверок 34 обменных бюро, удалось осуществить 22 проверки. На владельцев лишь двух из них удалось оформить административные протоколы. Представители муниципального предприятия "Тазалык" демонтировали 35 рекламных сооружений, самовольно размещенных владельцами обменных бюро и вводящих в заблуждение население, в том числе вывески с названиями и щиты с курсами валют.
По состоянию на 01.06.2014 года в Кыргызской Республике зарегистрированы и осуществляют деятельность по обмену иностранной валюты согласно лицензии Национального банка 336 обменных бюро.
По состоянию на 19 июня 2014 года Национальным банком проведены 704 проверки обменных бюро, включая проверки, осуществленные совместно с Государственной налоговой службой и Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями, по итогам которых составлены соответствующие протоколы.
По итогам проведенных проверок за нарушения законодательства, в частности, за нарушения кассовой дисциплины, отказ в обмене иностранной валюты, включая валюты мелких номиналов, ненадлежащее ведение учета обменных операций, в том числе операций, подпадающих под требования законодательства по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, направлены предписания 110 обменным бюро и приостановлены действия лицензий 85 обменных бюро (сроком на 7 дней, в течение которых обменные бюро должны принять меры по недопущению нарушений и представить в НБКР отчет).
Кроме того, в связи с противодействием проведению проверки, а также осуществлением обменных операций в период приостановления Национальным банком действия лицензии, отозваны лицензии у 10 обменных бюро.
При этом необходимо отметить, что отдельные лица осуществляют деятельность по обмену иностранной валюты без лицензии Национального банка, что является нарушением законодательства Кыргызской Республики.
С начала текущего года Национальным банком совместно с Государственной налоговой службой, Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями, Министерством внутренних дел проведены ряд рейдовых проверок обменных бюро, осуществляющих безлицензионную деятельность. По итогам проверок составлены протоколы административного правонарушения по 168 лицам, из них удалось идентифицировать 108 лиц, на 86 лиц наложены штрафы в соответствии с Административным Кодексом в общей сумме в 132 500 сомов.
Национальный банк на протяжении нескольких лет привлекает внимание госорганов и общественности к проблеме безлицензионной деятельности обменных бюро и выступает за пресечение подобной практики ведения недобросовестного бизнеса. Так, в 2012 г. Национальным банком был инициирован проект Закона КР "О внесении изменений в Кодекс об административной ответственности", предусматривающий увеличение размера штрафов за правонарушения в сфере банковского законодательства. В частности, речь шла об увеличении административного наказания за осуществление безлицензионной деятельности физических лиц до 20 000 сомов (вместо прежних 1500 сомов), а юридических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) - до 100 000 сомов. Проект Закона был одобрен Комитетом по экономической и фискальной политике ЖККР 13.09.2012г. и внесен на первое чтение ЖК КР. Однако по результатам рассмотрения в ЖК КР проект Закона был отклонен 11 октября 2012 года.
В 2014 г. Национальный банк в рамках комплекса мер, предпринимаемых по пресечению незаконной деятельности обменных бюро, возобновил работу по внесению изменений и дополнений в законодательство Кыргызской Республики в части увеличения размера административных штрафов за осуществление безлицензионной деятельности. Соответствующий законопроект в настоящее время размещен на официальном сайте Национального банка для общественного обсуждения.
Пресс-релиз заседания Правления Национального банка Кыргызской Республики по вопросу о размере учетной ставки
Со дня предыдущего заседания Правления по вопросу учетной ставки существенных изменений в экономике Кыргызстана и стран-основных торговых партнеров не произошло. При обсуждении текущей макроэкономической ситуации было отмечено, что предположения с разнонаправленными тенденциями, заложенные в базовом сценарии по прогнозу инфляции до конца 2016 года, сохраняются. С одной стороны, в ближайшее время ожидается замедление темпов экономического роста в странах-основных торговых партнерах, что возможно будет иметь отражение на снижении внешнего спроса и притока денежных переводов.
С другой стороны, высокий инфляционный фон, вызванный более глубоким обесценением сома, может оказать влияние на ускорение инфляционных процессов к концу года, однако среднее значение инфляции в текущем году и среднесрочной перспективе благодаря мерам Национального банка будет находиться в пределах целевых ориентиров денежно-кредитной политики. В условиях сохранения высокой импортозависимости экономики Национальный банк продолжит мониторинг состояния цен на мировых продовольственных рынках и изучение их возможных изменений. Кроме этого, наметившийся тренд на повышение процентных ставок в странах с развивающимся рынком, обусловленный оттоком капитала в развитые страны, также вероятно потребует усиления монетарных условий в Кыргызстане в ближайшее время, что создаст условия для стабилизации инфляции в среднесрочной перспективе.
Таким образом, принимая во внимание соотношение инфляционных рисков и рисков сокращения внешнего спроса, как по времени возникновения, так и по амплитуде, было принято решение сохранить текущее направление денежно-кредитной политики и оставить учетную ставку НБКР без изменений на уровне 6,0 процента.
Национальный банк КР провел семинар для региональных журналистов
Однодневный тренинг для представителей СМИ южного региона по вопросам освещения деятельности НБКР был организован в г. Ош по инициативе пресс-службы НБКР совместно с областными управлениями Национального банка Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. В мероприятии приняли участие 25 представителей средств массовой информации со всего южного региона.
В рамках тренинга перед журналистами выступили руководители региональных представительств, которые рассказали о роли и функциях Национального банка, а также поделились последними тенденциями в сфере микрокредитования, рынка платежных систем, а также денежно-наличного обращения. Начальник Ошского областного управления Жумаш Сыдыков подробно рассказал журналистам о деятельности НБКР, уделив особое внимание истории становления главного банка страны. Освещая вопрос золотовалютных резервов Кыргызстана, глава Ошского представительства НБКР отметил следующее: "За годы независимости золотовалютный резерв в долларовом эквиваленте превысил отметку в два миллиарда. За последние 3 года Нацбанк возобновил покупку золота на внутреннем рынке, это привело к повышению доли золота в международных резервах до 8,6 %. С 1997 по 2011 годы объем золота, находящегося на балансе Национального банка, составлял 2,58 тонн. Сегодня эта цифра достигает 3,69 тонн".
Во время тренинга журналистам подробно рассказали о платежной системе КР. Специалист Баткенского областного управления Национального банка Талантбек Имаралиев, отметил, что этот рынок динамично развивается с каждым годом. Население стало чаще пользоваться банкоматами и терминалами. Национальным банком разработан проект закона о Платежной системе КР, который в настоящее время находится на рассмотрении согласительной комиссии. "В 2013 году платежная система в стране работала стабильно. Обьем межбанковских платежей вырос на 23% и составил 839,5 миллиардов сомов Платежные карты выросли 59,1% по сравнению с прошлым годом , что составило 650,5 тысяч карт.",- отметил Талантбек Имаралиев "В нашей стране Для Кыргызстана, как страны с традиционным предпочтением наличных денег, реалистично соотношение 40% наличного к 60 % безналичного денежного обращения. В рамках реализации Государственной программы достижение таких показателей запланировано до 2017 года. По этому вопросу в настоящее время ведется активная работа", - добавил специалист.
Руководитель Джалал-Абадского областного управления НБКР Жээнбек Маликов рассказал журналистам о специфике работы региональных подразделений Нацбанка, функциях и задачах ими исполняемых. Рассказывая о надзоре за финансовыми учреждениями республики и в целом о состоянии банковского сектора, Ж. Маликов отметил хорошие темпы его восстановления после тяжелых испытаний, выпавших во время трагических событий на юге страны в 2010 году. По его словам, население в регионах стало более ответственно подходить к обязательствам по взятым в банках кредитам, о чем свидетельствует и выросший показатель их возвратности.
Впрочем, уверен глава областного управления НБКР, вопрос повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики остается актуальным. "К сожалению, граждане нашей страны не обращаются в Национальный банк за консультациями до получения кредитов. А приходят к нам, когда уже возникают проблемы, когда уже составлены и подписаны соглашения с финансово-кредитными учреждениями, где люди соглашаются выполнять взятые на себя обязательства. Зачастую, заемщики обращаются в Национальный банк за помощью в разрешении проблем имея на руках судебные решения не в свою пользу. В таких случаях мы тоже уже ничем не можем помочь"-, отметил Ж. Маликов.
О необходимости повышения уровня знаний на темы экономики и финансов, как общества в целом, так и представителей СМИ, говорили на тренинге не только сотрудники Национального банка, но и сами журналисты. От участников тренинга поступило предложение Национальному банку продолжить практику проведения подобных образовательных проектов, в процессе которых есть возможность как получить общую информацию о Национальном банке и его сферах деятельности, так и задать вопросы на интересующие темы, входящие в компетенцию НБКР: от валютного, банковского, микрофинансового и платежного рынков до денежно-кредитной политики. Во время состоявшегося тренинга журналистов интересовали ответы на вопросы о принципах получения кредитов, процентных ставках и их формировании, причинах нестандартного поведения курсов валют, о степени доверия населения к банкам и микрофинансовым организациям и многое другое. Обсуждая информационную политику Национального банка, представленную руководителем пресс-службы НБКР Софьей Балакиной, они отметили прогресс во взаимодействии Национального банка со средствами массовой информации и возросший вследствие этого уровень прозрачности деятельности НБКР в глазах общественности. Также в ходе встречи журналистами южного региона была высказана готовность в дальнейшем сотрудничать с Национальным банком с общей целью повышения финансовой грамотности населения.
Выданы лицензии/свидетельства следующим НФКУ и обменным бюро:
ОсОО "НКА три семерки" (лицензия №5135 от 23.06.2014г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой).Письмо о регистрации № 3126. Юридический адрес: г.Кант, ул.Ленина, б/н (при входе на центральный рынок).
Межбанковские платежи
Показатели межбанковских платежных систем (МПС) |
||||||
|
Всего МПС |
в том числе |
||||
Клиринговая система |
Гроссовая система |
|||||
объем, сом |
количество, штук |
объем, сом |
количество, штук |
объем, сом |
количество, штук |
|
Показатели за период c 23 по 27 июня 2014 г. (отчетный период) |
||||||
Абсолютное значение |
37 727 470 220,43 |
76 621 |
1 990 615 110,64 |
71 332 |
35 736 855 109,79 |
5 289 |
Доля в платежах МПС(%) |
100,0 |
100,0 |
5,3 |
93,1 |
94,7 |
6,9 |
в том числе (%) : |
|
|
|
|
|
|
Чистые позиции ЕМПЦ |
0,04 |
1,1 |
0,8 |
1,1 |
0,0 |
0,0 |
Исходящие ЦК |
9,0 |
12,8 |
28,4 |
13,6 |
7,9 |
1,6 |
Входящие ЦК |
10,0 |
46,1 |
19,3 |
49,2 |
9,5 |
3,1 |
Исходящие СФ |
0,01 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
Входящие СФ |
0,5 |
7,6 |
9,4 |
8,2 |
0,0 |
0,0 |
Средненедельные показатели за прошлый месяц |
||||||
Абсолютное значение |
33 221 428 703,24 |
67 008 |
1 864 534 419,42 |
62 079 |
31 356 894 283,81 |
4 930 |
Отклонение показателей за отчетный период от средненедельных показателей за прошлый месяц |
||||||
Абсолютное значение |
4 506 041 517,19 |
9 613 |
126 080 691,22 |
9 253 |
4 379 960 825,98 |
359 |
% |
13,6 |
14,3 |
6,8 |
14,9 |
14,0 |
7,3 |
Показатели системы Элкарт |
||
По состоянию на |
20.06.2014 |
27.06.2014 |
Общее количество выпущенных карт (без учета перевыпущенных) |
305 048 |
307 447 |
Количество pos-терминалов: - в банках - в торговых точках |
1354 741 613 |
1360 747 613 |
Количество банкоматов |
354 |
364 |