проект 

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О платежной системе Кыргызской Республики  

Глава 1.Общие положения 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом 

1. Настоящий Закон устанавливает порядок и формы осуществления платежей и расчетов, проведения денежных переводов на территории Кыргызской Республики, определяет характеристики платежных систем, порядок взаимоотношений между участниками платежей и расчетов, надзор (оверсайт) за платежными системами и определяет полномочия Национального банка Кыргызской Республики (далее Банк Кыргызстана) в платежной системе Кыргызской Республики.  

2. Отношения, возникающие при платежах и расчетах по сделкам между хозяйствующими субъектами Кыргызской Республики и зарубежных стран, денежных переводах между юридическими и физическими лицами (международные/трансграничные платежи и денежные переводы), а также отношения, возникающие при проведении платежей, расчетов и денежных переводов через отделения почтовой связи регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами в части не противоречащей настоящему Закону. 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе 

Безналичный расчет форма денежного обращения, при которой движение денежных средств происходит без участия наличных денег, путём списания денежных средств с расчётного (текущего) счёта плательщика и зачисления их на расчётный (текущий) счет получателя согласно представленным платежным документам. Расчет является завершением платежа. 

Домашний банкинг (home-banking) - способ удаленного банковского обслуживания "на дому" и предоставления банками розничных услуг клиентам (физическим и юридическим лицам) посредством подключения домашних или офисных терминалов (персональный компьютер, стационарный телефон) к компьютерной сети банка.  

Интернет-банкинг - дистанционное управление клиентом своими банковскими счетами через Интернет. Платежи c использованием Интернет-банкинга осуществляются с использованием общедоступных каналов сети Интернет.  

Межбанковская клиринговая система совокупность правил, процедур и способов, с помощью которых участники клиринговой системы представляют и обменивают данные, переводят платежи или ценные бумаги другим участникам через клиринговый центр. Система может быть основана на определении двусторонних или многосторонних чистых позиций участников. 

Мобильный банкинг - удаленное управление банковским счетом посредством сообщений, отправляемых клиентом банку с мобильного телефона.  

Оператор платежной системы - юридическое лицо, резидент или нерезидент Кыргызской Республики, созданное в форме акционерного общества, имеющее соответствующее разрешение (лицензию, свидетельство) уполномоченного органа по финансовому надзору страны происхождения на осуществление своей деятельности, обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы и в соответствии с правилами системы. 

Платеж исполнение денежного обязательства с использованием наличных денежных средств, либо процесс перевода плательщиком безналичных денежных средств.  

Платежный документ документ установленной формы, оформленный юридическим или физическим лицом, на основании которого производится платеж. 

Платежная карта платежный инструмент, используемый при проведении расчетов при покупке товаров, услуг, получении наличных денег в национальной и иностранной валютах, осуществлении денежных переводов, а также для расчетов в форме электронных денег через терминалы, банкоматы или иные устройства (периферийные устройства). 

Платежная система взаимосвязанная система технологий, процедур, правил, платёжных инструментов и систем перевода денежных средств, обеспечивающую денежное обращение. В зависимости от видов проводимых платежей платежные системы подразделяются на системы крупных платежей и системы розничных платежей. 

Система денежных переводов тип платежной системы по принятию провайдером денежных средств от населения с тем условием, что эти денежные средства будут выплачены адресату.  

Система расчетов платежными картами совокупность норм, правил, учреждений и программно-технических средств для организации безналичных расчетов с использованием карт. 

Электронные деньги денежная стоимость, которая хранится в электронном виде на программно-техническом устройстве (предоплаченные карты, виртуальные предоплаченные карты и электронный кошелек являются инструментами (носителями) электронных денег) и принимаются в качестве средства платежа за товары/услуги организации-эмитента электронных денег и организаций акцептантов.  

Электронный платежный документ - вид платёжного документа, составленный в электронной форме, содержащий необходимую информацию для осуществления расчётов и заверенный электронной цифровой подписью. 

Глава 2. Платежи и расчеты 

Статья 3. Организация безналичных расчетов  

1. Безналичные расчеты на территории Кыргызской Республики осуществляются банками, имеющими лицензии на осуществление соответствующих операций по счетам, открытым на основании договоров банковского счёта, банковского вклада, если иное не установлено нормативными правовыми актами и обусловлено используемой формой расчётов.  

2. Банк вправе заключить договор (агентский договор) с нефинансово-кредитными учреждениями и небанковскими финансово-кредитными учреждениями по предоставлению услуг населению по проведению платежей, расчетов (включая платежи и расчеты с использованием банковских платежных карт), денежных переводов, распространению электронных денег в соответствии с нормативными правовыми актами.  

3. Нефинансово-кредитные учреждения вправе осуществлять платежи и расчеты в пользу третьих лиц, а также распространение электронных денег на территории Кыргызской Республики только на основании агентского договора с банком. При этом ответственность за исполнение обязательств агентами несет банк. 

Статья 4. Порядок использования расчетных (текущих) счетов при проведении безналичных расчетов  

1. Банки осуществляют операции по проведению безналичных расчетов с использованием кредитовых или дебетовых переводов денежных средств по банковским счетам с использованием соответствующих платежных инструментов. 

2. Банк заключает в письменной форме договор расчетного (текущего) банковского счета с юридическим/физическим лицом или индивидуальным предпринимателем в случае его обращения в банк и открывает ему банковский расчетный (текущий) счет на условиях, определенных банком для открытия данных счетов.  

3. Банк присваивает расчетному (текущему) счету клиента (владельца счета) номер, позволяющий установить его принадлежность в соответствии с требованиями Банка Кыргызстана. 

4. Владелец счета (клиент банка) имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, лично либо через уполномоченных им лиц.  

5. Безналичные расчеты проводятся банком на основании распоряжения владельца счета или уполномоченного им лица. Договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав по распоряжению денежными средствами, находящимися на счете, электронными средствами связи и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. 

6. Способы, порядок и условия передачи клиентом плательщиком распоряжения банку-плательщику о переводе денежных средств отражаются в договоре между ними. Если плательщик не является клиентом банка отправителя, то предъявление распоряжений производится в соответствии с требованиями Банка Кыргызстана. 

7. Банк принимает к исполнению платежный документ клиента о проведении платежа и расчета в день его предъявления клиентом и перечисляет денежные средства со счета по распоряжению клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, либо в дату, указанную клиентом в платежном документе, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или договором между банком и клиентом. 

8. Банк вправе отказать клиенту в исполнении распоряжения о проведении безналичного платежа и расчета в случаях: 

1) если заключенный договор не предусматривает проведение расчета в данной форме; 

2) отсутствия у владельца счета достаточной суммы средств, если договором не предусмотрено предоставление банком кредита клиенту; 

3) если исполнение распоряжения клиента о проведении платежа и расчета является нарушением банковского законодательства или на счет клиента наложен арест по решению суда, постановлением следователя с санкции прокурора; 

4) если форма и содержание платежных документов не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Банка Кыргызстана, либо платежный документ не является подлинным. 

5) если клиент не представил документы, необходимые для проведения операций и осуществления его однозначной идентификации, а также если в отношении данного клиента имеются сведения об участии в террористической или экстремисткой деятельности.  

После принятия решения об отказе в проведении платежа и расчета банк обязан уведомить об этом клиента не позднее следующего банковского дня после получения распоряжения клиента, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Банка Кыргызстана или договором между банком и клиентом. 

9. Безакцептное списание (без согласия владельца счета) денежных средств производится в случае закрепления данного права в договоре между владельцем счета и банком либо по решению суда.  

10. Безналичные расчеты без открытия счета осуществляются при взносе наличных денежных средств клиентом-плательщиком в банк-отправитель путем перевода на указанный счет получателя. Данные расчеты не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью. 

11. В случае поступления в банк денежных средств в адрес клиента, не имеющего счета в этом банке, денежные средства выдаются банком в наличной форме при условии идентификации клиента.  

12. Банки ведут учет по операциям без открытия счета по каждому платежу и клиенту в соответствии с требованиями Банка Кыргызстана. 

Статья 5. Денежные переводы 

1. Денежные переводы на территории Кыргызской Республики осуществляются физическими и юридическими лицами Кыргызской Республики в национальной или иностранной валютах через банки, лицензируемые и регулируемые Банком Кыргызстана, а также через почтовые отделения.  

2. Банк может осуществлять денежные переводы с открытием расчетного (текущего) счета и без открытия счета с использованием специализированных систем денежных переводов (локальные, международные системы) либо по прямым корреспондентским отношениям банков (международные/трансграничные денежные переводы). 

3. Денежный перевод без открытия банковского счета осуществляется банком путем принятия от отправителя наличных денежных средств в национальной или иностранной валюте и дальнейшей передачи указанному получателю в Кыргызской Республике или за ее пределами через систему денежных переводов. 

4. Банк - участник системы денежных переводов, принимает денежные средства от отправителя и обеспечивает отправку денежного перевода в соответствии с форматами и правилами системы денежных переводов. 

5. Банк - участник системы денежных переводов при осуществлении перевода денежных средств через систему денежных переводов информирует отправителя и/или получателя о правилах денежного перевода и предоставляет необходимые документы для осуществления или получения денежного перевода, проверяет идентификационные данные отправителя и/или получателя и контролирует правильность заполнения отправителем и/или получателем всех необходимых реквизитов.  

6. Банк - участник системы денежных переводов информирует отправителя о следующем:  

1) сумме денежных средств, которая будет выплачена получателю в результате денежного перевода; 

2) сумме комиссионных сборов участника, необходимых к выплате отправителем и/или получателем; 

3) обменном курсе валюты переводимых денежных средств; 

4) дате и времени, когда средства по денежному переводу будут доступны для получения;  

5) места, где средства по денежному переводу будут доступны для получения; 

6) другой информацией, необходимой для отправителя. 

Статья 6. Электронные деньги 

1. Эмитент осуществляет эмиссию электронных денег в форме инструментов (носителей) электронных денег путем обмена наличных или безналичных денежных средств на электронные деньги. При погашении электронных денег инструменты электронных денег отражают сумму обязательств эмитента по погашению электронных денег предъявителю электронных денег. 

2. Эмитентом электронных денег в Кыргызской Республике является банк, осуществивший эмиссию электронных денег и принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению им электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к погашению. Эмитент должен иметь дополнительную лицензию на осуществление деятельности по предоставлению платежных услуг с использованием электронных денег. Эмитенты, распространяющие на территории Кыргызской Республики электронные деньги, несут ответственность за безопасность и надежность проведения платежей с использованием электронных денег.  

3. Каждому инструменту (носителю) электронных денег присваивается уникальный идентификационный номер. Уникальный идентификационный номер предназначен для получения держателем информации о движении и остатке электронных денег на инструменте (носителе). Также по уникальному идентификационному номеру инструмента (носителя) производится блокировка при утере или краже инструмента (носителя). 

4. Держателем электронных денег является физическое или юридическое лицо, распоряжающееся электронными деньгами и использующее электронные деньги при осуществлении расчетов за предоставленные товары и услуги акцептантов. Держатель электронных денег может приобретать товары и услуги посредством оплаты электронными деньгами, получать наличные денежные средства в обмен на электронные деньги в специальных устройствах по приему и обслуживанию инструментов (носителей) электронных денег, имеющих алгоритм учета и движения электронных денег соответствующей системы.  

5. Распространение электронных денег осуществляется эмитентом (продажа и распространение) путем выдачи инструментов (носителей) электронных денег в обмен на наличные или безналичные денежные средства, с предоставлением возможности погашения. Эмитент в соответствии с требованиями Банка Кыргызстана вправе привлекать юридические лица дистрибьюторов для распространения электронных денег на основе заключенного агентского договора.  

6. Эмитент или дистрибьютор электронных денег при распространении электронных денег обязан ознакомить клиента с правами и обязанностями держателя и эмитента, характеристиками распространяемых ими инструментов (носителей) электронных денег и тарифами на оказываемые услуги до получения предоплаты за электронные деньги от клиента. 

7. Эмитент обязан погасить электронные деньги предъявителю электронных денег путем их обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на банковский счет предъявителя. Погашение электронных денег может производиться как эмитентом, так и дистрибьютором электронных денег, заключившим договор с эмитентом. 

8. При погашении электронных денег сумма выдаваемых денежных средств должна соответствовать сумме электронных денег, предъявленных к погашению эмитенту или дистрибьютору. При этом эмитент и дистрибьютор вправе при погашении электронных денег удерживать из выплачиваемой суммы денежных средств сумму вознаграждения, если это предусмотрено правилами системы и договорами между участниками системы электронных денег. 

9. Учет по движению электронных денег осуществляется эмитентом путем открытия расчетного (текущего) счета по учету электронных денег в банке в соответствии с договором на открытие и обслуживание счета. Расчетный (текущий) счет по учету электронных денег предназначается только для проведения операций по зачислению суммы денежных средств, равной общей сумме обязательств по всем эмитированным электронным деньгам. Списание денежных средств с этого счета ограничивается и осуществляется только на счета организаций (акцептантов), принимающих платежи за услуги /товары посредством электронных денег от их держателей.  

10. Использование электронных денег в расчетах осуществляется путем передачи держателем электронных денег хозяйствующему субъекту или лицу (акцептанту), которое совершает обмен своих товаров/услуг на электронные деньги, и имеет специальное оборудование (программно-технические средства) для приема и учета платежей с использованием электронных денег. Взаимоотношения между эмитентом и акцептантом, включая порядок предъявления акцептантом электронных денег эмитенту, осуществляются в соответствии с правилами системы и устанавливаются в договорах. 

11. Программные и технические средства, применяемые в системах расчетов с использованием электронных денег, должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Банка Кыргызстана по обеспечению информационной безопасности. 

Глава 3. Формы безналичных расчетов 

Статья 7. Платежные инструменты и документы 

1. Платежный инструмент обеспечивает передачу данных (информации) о платеже для совершения платежа и расчета и определяет форму безналичных расчетов. 

2. Платежный документ, оформленный в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного платежного документа, представляет собой: 

1) распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя денежных средств; 

2) распоряжение получателя денежных средств (взыскателя) о списании денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем денежных средств (взыскателем), только с согласия владельца счета (плательщика) или на основании договора между банком и его клиентом;  

3) распоряжение (объявление) на взнос наличных денежных средств или заявление на выдачу денежных средств. 

3. При осуществлении безналичных расчетов применяются следующие формы безналичных расчетов: 

1) платёжное поручение; 

2) платежное требование; 

3) аккредитив;  

4) платежное поручение на прямое дебетование (преавторизованное); 

5) инкассовое поручение;  

6) расчетный и расчетно-кассовый чек; 

7) объявление на взнос наличными; 

8) банковская платежная карта. 

Статья 8. Порядок оформления бумажных платежных документов 

1. Бумажный платёжный документ оформляется на бланке, форма которого, устанавливается нормативными правовыми актами, и должен содержать:  

1) данные и реквизиты в соответствии с требованиями Банка Кыргызстана для проведения расчета,  

2) подписи уполномоченных лиц владельца счета и оттиск его печати в соответствии с образцами подписей и оттиска печати. 

2. При осуществлении платежей банк вправе требовать указания в платежных документах иной информации, не указанной в части 1 настоящей статьи, только в случае если возможность ее указания прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Банка Кыргызстана и договором между клиентом и банком. 

3. При возврате банком принятых, но не исполненных по тем или иным причинам, бумажных платёжных документов, указанных в части 1. настоящей статьи, на оборотной стороне первого экземпляра делается отметка о причине возврата, проставляется дата возврата, штамп банка, а также подписи уполномоченных сотрудников банка. 

Статья 9. Порядок оформления электронных платежных документов 

1. Электронным платежом является платеж, проводимый с помощью электронного платежного документа, составленного в соответствии с форматами, установленными Банком Кыргызстана.  

2. Электронный платежный документ принимается в обработку только при условии составления его с использованием средств информационной безопасности (электронная цифровая подпись, другие эквивалентные средства защиты), удостоверяющих факт законного оформления электронного платежного документа отправителем и гарантирующих неизменность электронного платежного документа в процессе его передачи и обработки.  

3. Порядок использования электронной цифровой подписи при оформлении электронного платежного документа в платежной системе Кыргызской Республики регулируется нормативными правовыми актами и соглашениями между участниками платежной системы. 

4. Электронные платежи осуществляются посредством передачи электронных платежных документов по каналам связи на основании соглашения или договора между отправителем и получателем. В качестве каналов связи могут использоваться телефонные каналы, телеграфные или телексные каналы, радиоканалы и спутниковые каналы связи, а также собственные проводные и кабельные каналы связи учреждений. 

5. Электронные платежи могут производиться между клиентами и банками, между банками, а также через иные специализированные учреждения, предоставляющие услуги по проведению электронных платежей в соответствии с нормативными правовыми актами. Отправителем и/или получателем может быть физическое или юридическое лицо, являющееся участником системы электронных платежей. 

6. Предъявление платежного документа электронным способом осуществляется на основании договора (соглашения) об использовании форматов электронных платежных документов, электронных систем обмена платежными документами и использования системы программно-криптографической защиты и электронной цифровой подписи или других эквивалентных средств защиты между клиентом и его банком или между банками и операторами платежных систем, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.  

7. Условия использования и передачи электронных платежных документов устанавливаются в договорах или соглашениях, заключенных в письменной форме, которые должны содержать следующие основные элементы: 

1) вид расчетных документов, используемых при расчетах;  

2) права и обязанности сторон, включая обязанности по защите электронных платежей (система безопасности);  

3) ответственность сторон;  

4) порядок и процедуры отправки и получения электронных платежей;  

5) процедуры установления подлинности электронных платежных документов;  

6) предельные размеры переводимых денежных сумм, перевод которых может быть осуществлен без запроса подтверждения подлинности представленных документов;  

7) процедуры по снижению риска несанкционированного доступа в информационную систему; 

8) размер платы за совершение операций;  

9) распределение ответственности по рискам, возникающим при осуществлении электронных платежей;  

10) процедуры разрешения спорных вопросов. 

 

8. Для передачи электронных платежных документов используются системы криптографической защиты, а также другие меры безопасности, в отношении которых соблюдаются установленные нормативными правовыми актами минимальные требования к обеспечению безопасности электронных платежных документов. Участники электронных платежей могут устанавливать дополнительные средства и способы, связанные с защитой электронных платежей, помимо установленных минимальных требований. 

Статья 10. Правовой статус электронного платежного документа 

Электронный платежный документ, проведенный в соответствии с установленными требованиями по формату и процедурам удостоверения подлинности, заверенный электронной цифровой подписью или другими эквивалентными средствами защиты, имеет юридический статус, равный юридическому статусу бумажных платежных документов, удостоверенных в соответствии с предъявляемыми требованиями и должен приниматься в качестве доказательства при рассмотрении судебных и иных споров. 

Статья 11. Платежное поручение 

1. Платежное поручение используется физическими и юридическими лицами при проведении всех видов платежей в национальной валюте на территории Кыргызской Республики. При проведении безналичных расчетов с использованием платежных поручений клиент представляет в обслуживающий банк распоряжение о перечислении (переводе) определённой суммы денежных средств со своего счёта на счёт получателя, открытый в этом или другом банке.  

2. Платёжное поручение исполняется банком в соответствии с датой, указанной в документе, либо в срок, предусмотренный договором банковского счёта. 

Статья 12. Поручение на прямое дебетование 

1. Безналичные расчеты путем преавторизованного прямого дебетования используются клиентами банков для проведения регулярных платежей (платежи по счетам коммунальных предприятий) и/или платежей с фиксированной суммой (страховые взносы, ипотека ). Права и обязанности клиента и его банка при осуществлении расчетов путем преавторизованного прямого дебетования возникают с момента заключения соответствующего договора между плательщиком и его банком. 

2. Платеж путем преавторизованного прямого дебетования осуществляется на основании договора между клиентом и его банком, в соответствии с которым клиент дает предварительное согласие на списание денежных средств с его счета на основании предъявленных распоряжений получателя к банковскому счету клиента на оплату за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги с приложением соответствующих документов к вышеуказанному договору. 

3. Плательщик представляет получателю (предприятие торговли и услуг, предоставляющее регулярные услуги населению) в письменной форме распоряжение/согласие на инициирование получателем через его банк поручения о прямом дебетовании расчетного счета плательщика в банке плательщика.  

4. Для обеспечения оплаты платежей по предъявленным поручениям по преавторизованномупрямому дебетованию и другим операциям клиент должен поддерживать достаточный остаток денежных средств на своем счете в банке. 

5. Банк плательщика вправе осуществить возврат поручения о прямом дебетовании в случае отсутствия достаточных денежных средств на счёте плательщика для обеспечения оплаты предъявленной суммы, отмены преавторизации клиентом или по другим причинам, предусмотренным в договоре с клиентом. 

Статья 13. Расчеты с использованием банковских платёжных карт 

1. Платежная карта является средством доступа к банковскому счету для управления ее держателем денежными средствами, находящимися на банковском счете, открытом у банка-эмитента, в соответствии с договором между держателем карты и эмитентом. 

2. Получение наличных денежных средств с банковского счета с использованием платежной карты осуществляется держателем карты через кассу банка и периферийные устройства в соответствии с правилами систем и договором между держателем карты и банком-эмитентом  

3. Платежи и расчеты с использованием платежной карты производятся держателем карты в пределах:  

1) остатка собственных денежных средств, имеющихся на банковском счете, или установленного лимита средств, согласованного между банком и клиентом (дебетовая карта или дебетовая карта с отсроченным платежом);  

2) кредита, предоставляемого эмитентом в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (дебетовая карта с овердрафтом);  

3) кредитной линии (кредитная карта).  

4. Расчеты с использованием платежных карт на территории Кыргызской Республики осуществляются в национальной валюте и могут проводиться по национальной системе, по локальным и международным платежным системам.  

5. Деятельность по выпуску платежных карт (эмиссия) и/или владение и обслуживание (эквайринг) сети периферийных устройств (банкоматы, терминалы и другие) по приему платежей с использованием банковских платежных карт на основании договоров с торгово-сервисными предприятиями могут осуществлять банки только при наличии лицензии Банка Кыргызстана на право проведения банковских операций. 

6. Выдача карт физическим и юридическим лицам осуществляется после заключения договора, либо иного банковского документа согласно стандартным условиям обслуживания, с владельцем счета в соответствии с внутренними правилами эмитента. Отражение операций, совершенных с использованием платежной карты, осуществляется по банковскому счету держателя карты. 

7. Участники систем расчетов банковскими платежными картами гарантируют взаимные расчеты по платежам с использованием банковских платежных карт в соответствии с правилами систем и договорами между участниками.  

Статья 14. Передача платежных документов посредством других электронных средств 

1. Передача распоряжений клиента банку о проведении операций по его счету может осуществляться посредством Интернет-банкинга, домашнего банкинга, мобильного банкинга в режиме реального времени на основе договора между банком и клиентом. Договором должны быть определены условия проведения клиентом следующих операций по банковскому счету: 

1) запрос и получение информации об остатке/поступлениях на счете; 

2) выписка о последних транзакциях по счету; 

3) платежи со счета на счет (по счетам в одном банке и по счетам в разных банках); 

4) получение наличных со счета или взнос наличных на счет посредством агентской сети банка по сбору и выдаче наличных денежных средств (предприятия торговли, услуг, небанковские организации); 

5) изменение персонального идентификационного кода; 

6) денежные переводы; 

7) другие виды операций, не противоречащие нормативным правовым актам и правилам работы систем. 

2. Требования к договору между банком и клиентом по предоставлению услуг посредством Интернет-банкинга, домашнего банкинга, мобильного банкинга и других электронных средств должны предусматривать следующее: 

1) обязательную регистрацию клиента в системе банка и идентификацию клиента по связанным между собой реквизитам («клиент счет клиента номер телефона клиента» в системе мобильного банкинга банка); 

2) недопущение передачи номера счета клиента в форматах сообщений при взаимодействии между клиентом и банком посредством обмена сообщений с использованием мобильного телефона; 

3) обеспечение безопасности и конфиденциальности передачи финансовых сообщений, включая многоуровневую защиту посредством присвоения персонального идентификационного кода клиента, согласования кодов по обработке различных видов сообщений и кодов подтверждений по каждому этапу по видам операций; 

4) другие условия.  

3. Использование Интернет-банкинга, домашнего банкинга, мобильного банкинга и других электронных средств применяется для управления счетами, открытыми в банках. Предоставление услуг по мобильному банкингу оператором мобильной связи осуществляется на основании заключенного агентского договора между банком и оператором связи.  

4. Вопросы обеспечения безопасности, надежности и снижения рисков мошенничества при проведении платежей с использованием Интернет банкинга, домашнего банкинга, мобильного банкинга и других электронных средств входят в сферу надзора (оверсайта) и контроля за платежными системами. 

Глава 4. Окончательность расчетов и ответственность сторон 

Статья 15. Окончательность платежей и расчетов 

1. Расчеты, производимые с использованием наличных денежных средств, становятся окончательными в момент получения наличных денежных средств получателем, либо лицом, уполномоченным получателем. 

2. Расчет в безналичной форме становится безотзывным для клиента плательщика в момент получения подтверждения о принятии платежного документа к исполнению банком плательщика и окончательным - в момент списания средств со счета плательщика. 

3. Расчет в безналичной форме становится окончательным для получателя в момент зачисления средств банком-получателем на счет получателя либо выдачи денежных средств с иного (внутреннего) счета банка клиенту-получателю, не имеющему счет в этом банке.  

4. Перевод денежных средств по системам денежных переводов считается окончательным: 

1) для отправителя в момент получения подтверждения о приеме к исполнению распоряжения на осуществление денежного перевода; 

2) для получателя в момент получения им наличных денежных средств или зачисления денежных средств на банковский счет получателя. 

5. Платеж с использованием банковской платежной карты считается: 

1) для держателя карты: безотзывным - в момент получения подтверждения о совершении операции (транзакции) в периферийном устройстве или банке, и окончательным в момент снятия средств со счета держателя карты в банке-эмитенте; 

2) для банка-эмитента: безотзывным - в момент снятия денежных средств с корреспондентского (текущего) счета эмитента, открытого в Банке Кыргызстана для передачи банку-эквайеру, и окончательным в момент зачисления средств на корреспондентский (текущий) счет банка-эквайера в Банке Кыргызстана; 

3) для банка-эквайера: окончательным - с момента зачисления средств на счет получателя; 

4) для получателя: окончательным - с момента зачисления средств банком получателя на счет получателя.  

6. Окончательные расчеты по всем межбанковским платежам в национальной валюте осуществляются только через корреспондентский (текущий) счет участников платежной системы, открытый в Банке Кыргызстана. Окончательный расчет является безусловным и безотзывным. 

7. В случае признания платежа ошибочным или мошенническим после проведения окончательных расчетов, правила системы предусматривают отдельную процедуру по разбору ошибочных платежей и возврату денежных средств. Условия разрешения споров по таким операциям устанавливаются в договоре между клиентом и банком, а также в регламенте и порядке работы соответствующей системы. 

Статья 16. Распределение ответственности между участниками платежей и расчетов 

1. Клиент несет ответственность за соблюдение правил по использованию платежных инструментов и порядка оформления платежных документов в соответствии с нормативными правовыми актами. 

2. При проведении платежей по внутрибанковским платежным системам, трансграничным платежам банк несет ответственность за своевременное списание и зачисление денежных средств по счетам клиентов отправителей и получателей, открытых в этом банке. Сроки, порядок и ответственность банка определяются нормативными правовыми актами, а также договором между банком и клиентом. 

3. При проведении платежей через межбанковские платежные системы банк несет ответственность с момента передачи клиенту подтверждения о приеме платежа к исполнению и списания средств со счета клиента и до момента зачисления средств на корреспондентский (текущий) счет банка получателя в Банке Кыргызстана в пользу клиента-получателя. 

4. Оператор межбанковской платежной системы несет ответственность с момента передачи банку отправителя подтверждения о приеме платежа к исполнению и до момента совершения окончательного расчета по корреспондентским счетам участников платежной системы, открытым в Банке Кыргызстана. 

5. Банк-получатель несет ответственность за проведение платежа с момента зачисления средств на корреспондентский (текущий) счет банка-получателя в Банке Кыргызстана и до момента зачисления полученных денежных средств на счет клиента-получателя 

6. Ответственность за предоставление услуг по мобильному банкингу оператором связи возлагается на банк.  

7. Порядок осуществления платежей, ответственность участников при проведении платежей, а также правила обеспечения безопасности с использованием домашнего банкинга, Интернет-банкинга и мобильного банкинга определяются договорами между банком, клиентом и оператором мобильной связи». 

8. Ответственность участников при проведении платежей в иных типах платежных систем, не определенных настоящим Законом, устанавливается в соответствии с правилами работы и условиями договоров и соглашений между участниками в соответствии с нормативными правовыми актами.  

9. Если платеж является незавершенным, то участник, который не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил указание по проведению платежа, полученное от предыдущего участника, несет ответственность в соответствии с договорами между участниками. Отправитель не несет ответственность перед получателем, если платеж не был завершен по вине получателя. 

10. Банки несут ответственность за поддержание необходимого уровня ликвидности на корреспондентском (текущем) счете в Банке Кыргызстана для своевременного и гарантированного проведения окончательных расчетов. Ответственность банков и клиентов по своевременному проведению платежей и расчетов определяется нормативными правовыми актами и в договорах между ними. 

11. При использовании электронных платежей участники электронных платежей в соответствии с условиями договоров и нормативными правовыми актами:  

1) обеспечивают соблюдение банковской тайны; 

2) предоставляют необходимую информацию по запросам судебных, следственных и фискальных органов; 

3) несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных мер безопасности и конфиденциальности. 

Глава 5. Платежная система Кыргызской Республики 

Статья 17. Типы и категории платежных систем 

1. Платежная система Кыргызской Республики (национальная платежная система) представляет собой совокупность платежных систем, функционирующих на территории Кыргызской Республики, по осуществлению перевода денежных средств, и операторами которых могут являться резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики. 

2. Межбанковские платежные системы предназначены для проведения расчетов между банками и между клиентами банков, счета которых открыты в разных банках. 

3. Внутрибанковские платежные системы предназначены для проведения расчетов между клиентами, счета которых открыты в одном и том же банке. Проведение расчетов по внутрибанковским платежным системам осуществляется в порядке, установленном в договорах между клиентом и банком. 

4. Платежная система, в которой проводятся платежи и расчеты по денежным обязательствам участников финансовых рынков (национального денежного, валютного рынков и рынка капитала и ценных бумаг), а также переводы, связанные с применением инструментов денежно-кредитной политики, является системой крупных платежей. Система обеспечивает проведение расчетов участников системы для небольшого количества платежей на крупные суммы. 

5. Платежная система, в которой проводятся платежи по денежным обязательствам физических и юридических лиц, не связанных с их участием в работе национальных финансовых рынков, является системой розничных платежей. Система розничных платежей предназначена для проведения большого количества платежей на мелкие суммы (розничные платежи) с проведением окончательного расчета на основе подсчета многосторонних или двусторонних позиций (клиринга) участников систем.  

6. Система корреспондентских отношений представляет собой способ осуществления международных (трансграничных) платежей и предоставления иных услуг пользователям на основе договоров (агентских соглашений) о ведении корреспондентских счетов между финансово-кредитными учреждениями разных стран. Международные (трансграничные) денежные переводы могут осуществляться банками посредством специализированных систем перевода денежных средств, используемых в банковской практике. 

7. В зависимости от объемов проводимых платежей в системе и степени влияния на финансовую стабильность платежные системы подразделяются на системно-значимые платежные системы, значимые платежные системы и другие платежные системы. Категории систем определяются Банком Кыргызстана. 

8. Платежные системы, функционирующие на территории Кыргызской Республики, и системы, обеспечивающие непрерывную работу национальной платежной системы, являются объектами надзора (оверсайта) и контроля как часть национальной платежной системы. Органом надзора (оверсайта) за национальной платежной системой является Банк Кыргызстана  

Статья 18. Система крупных платежей 

1. Система крупных платежей предназначена для проведения крупных и срочных платежей, обеспечения быстрых и окончательных расчетов по сделкам на межбанковских финансовых рынках (национального денежного, валютного рынков и рынка капитала и ценных бумаг) а также операциям, проводимым с применением инструментов денежно-кредитной политики, по корреспондентским счетам участников системы, открытым в Банке Кыргызстана. 

2. Система крупных платежей обеспечивает немедленный и окончательный расчет по каждому индивидуальному платежу путем списания и зачисления денежных средств по корреспондентским (текущим) счетам участников системы, открытым в Банке Кыргызстана.  

3. С целью сокращения периода времени между отправкой платежа и его окончательным расчетом система предусматривает для участников системы механизмы эффективного управления ликвидностью в расчетах. 

4. Для снижения рисков, связанных с проведением срочных и крупных платежей, система предусматривает механизмы управления рисками, такие как: 

1) проведение платежей только в пределах кредитового остатка средств на корреспондентском счете участника платежной системы, открытом в Банке Кыргызстана; 

2) очередность исполнения платежей и управление очередью платежей участниками системы; 

3) управление ликвидностью;  

4) другие механизмы управления рисками. 

Порядок, правила и процедуры по управлению финансовыми рисками в системе крупных платежей устанавливаются нормативными правовыми актами Банка Кыргызстана.  

Статья 19. Система розничных платежей на основе клиринга 

1. Межбанковская клиринговая система является разновидностью розничной платежной системы и предназначена для проведения розничных и регулярных платежей банков и их клиентов, по которым не требуется немедленного проведения окончательного расчета. Проведение платежей и расчетов в системе осуществляется на основе взаимозачета обязательств участников системы (расчет многосторонних, двусторонних чистых позиций). Система обеспечивает участникам снижение необходимого уровня ликвидности для проведения расчетов при увеличении количества розничных платежей. 

2. Правила и процедуры проведения платежей участников через клиринговую систему устанавливаются нормативными правовыми актами Банка Кыргызстана, а также двусторонними и многосторонними соглашениями и договорами. 

3. Для снижения рисков в межбанковской клиринговой системе, связанных с проведением розничных платежей, система предусматривает механизмы управления рисками, включая выполнение следующего:  

1) участники клиринговой системы должны создавать у себя ликвидные резервы, достаточные для покрытия самого крупного из возможных обязательств по собственным операциям; 

2) клиринговая система должна иметь ясно сформулированные процедуры ограничения кредитного риска и риска ликвидности, а также методы управления этими рисками; 

3) Банк Кыргызстана может предоставлять кредитные ресурсы участникам клиринговой системы для поддержания уровня их ликвидности, но не является гарантом по их представлению. Участники самостоятельно должны оценивать возможные финансовые риски и не допускать проведения рискованных операций в клиринговой системе. 

4) Банк Кыргызстана может устанавливать размер максимальной суммы розничного платежа, проводимого через межбанковскую клиринговую систему. 

Статья 20. Система розничных платежей по расчетам с банковскими платежными картами 

1. Национальная система расчетов с использованием платежных карт является межбанковской системой и обеспечивает проведение платежей и расчетов с использованием платежных карт через единое платежное пространство (единый межбанковский процессинговый центр), объединяющее все или многие банки Кыргызской Республики. Окончательный расчет участников национальной системы расчетов с использованием платежных карт осуществляется по корреспондентским счетам участников системы, открытым в Банке Кыргызстана, а также в соответствии с договорами, заключенными между участниками системы. Карты национальной системы должны приниматься к обслуживанию в инфраструктуре локальной и международной платежной системы на территории Кыргызской Республики или любого коммерческого банка на территории Кыргызской Республики  

2. Локальная платежная система расчетов с использованием банковских платежных карт предназначена для проведения расчетов с использованием локальных карт, выпускаемых одним (одноэмитентная) или несколькими (многоэмитентная) эмитентами на территории Кыргызской Республики 

3. Международная платежная система расчетов с использованием банковских платежных карт предназначена для расчетов с использованием международных карт, эмитируемых и обслуживаемых в соответствии с правилами международных платежных систем и требованиями ее операторов (нерезидентов Кыргызской Республики) в рамках нормативных правовых актов. Системой устанавливаются определенные правила осуществления взаимных расчетов в национальной и иностранной валютах по платежам с использованием карт между участниками системы. 

4. Банки Кыргызской Республики обязаны осуществлять процессинг и окончательные взаиморасчеты с банками Кыргызской Республики по внутригосударственным платежам, совершенным в национальной валюте с использованием банковских платежных карт различных платежных систем только на территории Кыргызской Республики. 

5. Функционирование систем расчетов с использованием платежных карт (национальной, локальной, международной) на территории Кыргызской Республики должно соответствовать требованиям Банка Кыргызстана. При выборе и подключении к любой системе расчетов с использованием платежных карт банк несет ответственность за исполнение требований нормативных правовых актов. 

6. Расчеты с использованием карт по внутрибанковским системам регулируются внутренними нормативными документами банков, разработанными в соответствии с правилами работы системы и требованиями Банка Кыргызстана. 

7. В целях ограничения рисков и защиты прав потребителей система должна предусматривать механизмы управления рисками, такие как: 

1) наличие и доступность процедур и правил по использованию карт в расчетах, типовых условий договоров по распределению ответственности, прав и обязанностей участников системы;  

2) правила и процедуры по обеспечению безопасности системы расчетов картами для снижения рисков мошенничества и несанкционированного доступа в систему.  

Статья 21. Система денежных переводов 

1. По системе денежных переводов осуществляются денежные переводы как внутри страны, так и с пересечением государственных границ. Система должна обеспечивать участникам ведение учета по каждому денежному переводу с идентификацией отправителей и получателей денежных переводов. 

2. Переводы денежных средств с использованием систем денежных переводов (денежные переводы) осуществляются банками в соответствии с правилами систем. Денежные переводы и переводы денежных средств с использованием систем денежных переводов могут осуществляться как внутри Кыргызской Республики (локальные), так и с пересечением государственной границы Кыргызской Республики (международные, трансграничные).  

3. Банк может заключить договор (агентское соглашение) с небанковскими финансово-кредитными учреждениями и нефинансово-кредитными учреждениями по предоставлению услуг населению по денежным переводам через системы денежных переводов. При этом ответственность по исполнению обязательств по денежным переводам несет банк. 

Статья 22. Система расчетов электронными деньгами 

1. Порядок проведения платежей с использованием электронных денег, не определенный данным Законом, устанавливается в соответствии с условиями договоров между участниками данных форм расчетов и правилами работы систем.  

2. Система расчетов с использованием электронных денег представляет собой совокупность банковских и иных институтов, правил и процедур, обеспечивающих обращение электронных денег. Система расчетов с использованием электронных денег должна обеспечивать: 

1) безопасность проведения операций с электронными деньгами; 

2) наличие нормативной правовой базы в виде правил и процедур, регулирующих взаимоотношения между участниками системы; 

3) эффективность использования электронных денег участниками системы (доступные по цене и удобные в использовании); 

4) минимизацию рисков в системе. 

Статья 23. Участники платежных систем 

1. Участниками платежной системы являются коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, предоставляющие платёжные услуги населению на территории Кыргызской Республики. Участник должен соответствовать критериям участия в платежной системе, установленным правилами системы. Участник идентифицируется в платежной системе на основании присвоенного оператором уникального идентификационного кода участника. 

2. Участник разрабатывает внутренние нормативные документы по участию в системе и обеспечению непрерывности деятельности. 

Статья 24. Операторы 

1. Оператором системы денежных переводов является юридическое лицо, резидент или нерезидент Кыргызской Республики, провайдер услуг по денежным переводам, имеющий соответствующие разрешительные документы уполномоченного органа по финансовому надзору страны происхождения и обеспечивающий функционирование системы денежных переводов. Для развития инфраструктуры и пунктов доступа к системе денежных переводов оператор заключает договор с участниками об участии в системе денежных переводов.  

2. Оператором системы расчетов с использованием электронных денег является банк, имеющий лицензию Банка Кыргызстана на осуществление данного вида деятельности. Для развития инфраструктуры и пунктов доступа к системе электронных денег оператор заключает договор с участниками-агентами (дистрибьюторы по распространению электронных денег, предприятия торговли и сервиса по приему электронных денег к оплате за товары и услуги). 

3. Оператор платежной системы разрабатывает нормативные документы, регулирующие работу платежной системы, типовые договоры по участию в системе, по обеспечению доступа участников к системе. 

4. Оператор платежной системы должен иметь нормативные документы, по обеспечению информационной безопасности и безопасности физической инфраструктуры, а также по обеспечению непрерывности деятельности. 

5. Оператор платежной системы должен иметь тарифную политику, обеспечивающую открытый и равноправный доступ участников к системе. 

6. Операторы платежных систем публикуют периодические отчеты и процедуры внутреннего контроля на ежемесячной основе, применяемые для обеспечения добросовестной работы системы, включая механизмы внутреннего аудита. 

Статья 25. Пользователи систем 

1. Пользователем платежной системы является юридическое или физическое лицо, использующее платежные услуги участника платежной системы или системы денежных переводов для проведения расчетов и денежных переводов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в пользу которого и от имени которого осуществляется перевод денежных средств. 

2. Пользователи вправе выбирать способы и средства по проведению платежей и расчетов. 

Глава 6. Функции и задачи Национального Банка Кыргызской Республики в платежной системе Кыргызской Республики 

Статья 26. Разработка нормативных правовых актов 

1. В целях обеспечения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы Кыргызской Республики Банк Кыргызстана осуществляет регулирование деятельности платежных систем на территории Кыргызской Республики: 

1) выдает разрешение (лицензию, свидетельство) на осуществление деятельности операторов платежных систем и ведет реестр выданных разрешительных документов; 

2) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью операторов и участников платежных систем, лицензируемых Банком Кыргызстана; 

3) способствует осуществлению межбанковских платежей; 

4) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с нормативными правовыми актами. 

2. Банк Кыргызстана в целях осуществления функций по регулированию деятельности операторов платежных систем и участников платежных систем, лицензируемых Банком Кыргызстана, вправе принимать следующие меры: 

1) устанавливать требования к операторам, участникам платежных систем; 

2) устанавливать ограничения по максимальному/минимальному размеру платежа, проводимого через платежную систему, в зависимости от категории платежной системы. Методика расчета ограничений определяется Банком Кыргызстана; 

3) устанавливать требования в рамках обеспечения антимонопольного регулирования по защите прав потребителей и защите конкуренции на рынке платежных услуг; 

4) устанавливать требования по информационной безопасности, надежности, непрерывности работы платежной системы. 

3. Банк Кыргызстана разрабатывает нормативные правовые акты по регулированию и надзору за национальной платежной системой Кыргызской Республики, включая установление требований к системам расчетов ценными бумагами и их взаимодействию с платежными системами при проведении окончательных расчетов по операциям с ценными бумагами. 

4. Банк Кыргызстана осуществляет согласование проектов нормативных правовых актов по регулированию платежных систем с участниками и операторами данных систем. 

5. Требования, установленные Банком Кыргызстана в нормативных правовых актах по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми участниками, операторами платежной системы, юридическими лицами, имеющими лицензию (свидетельство) Банка Кыргызстана, а также их клиентами и органами исполнительной власти. 

Статья 27. Отношения Банка Кыргызстана с финансовым сектором 

1. Банк Кыргызстана в рамках полномочий, определенных Законами Кыргызской Республики о Национальном банке Кыргызской Республики, о банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике, обеспечивает содействие в развитии инфраструктуры по приему платежей и расчетов коммерческим банкам и операторам платежных систем.  

2. Банк Кыргызстана определяет приемлемость используемых в республике технологий систем расчетов и клиринга (за исключением технологий клиринга ценных бумаг). 

3. С целью обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы Банк Кыргызстана вправе организовывать межбанковскую коммуникационную сеть по передаче данных (электронные платежные документы, другие финансовые и нефинансовые сообщения) и предоставлять услуги на основе договоров с операторами и участниками платежных систем. 

4. Банк Кыргызстана является удостоверяющим центром по удостоверению подлинности электронной цифровой подписи в межбанковских электронных платежных документах для банков и иных финансово-кредитных учреждений, имеющих лицензию (разрешение) Банка Кыргызстана.  

5. Банк Кыргызстана с целью организации и обеспечения эффективных способов осуществления платежей и расчетов по сделкам между хозяйствующими субъектами Кыргызской Республики и зарубежных стран может предоставить технические средства коммерческим банкам для централизованной (коллективной) передачи трансграничных платежей с участием банков Кыргызской Республики.  

6. Банк Кыргызстана вправе передать или продать платежную систему, оператором которой он являлся, на основе анализа и оценки рисков в данной платежной системе и их влияния на финансовую стабильность и при условии определения требований к оператору системы.  

Статья 28. Отношения Банка Кыргызстана с государственным сектором 

Банк Кыргызстана вправе разрабатывать государственные программы по развитию национальной платежной системы Кыргызской Республики и обеспечивать их реализацию совместно с министерствами, административными ведомствами и иными государственными органами. 

Статья 29. Отношения Банка Кыргызстана с центральными банками и международными финансовыми институтами 

1. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и международными договорами и соглашениями, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика, Банк Кыргызстана представляет на международных совещаниях, конференциях и в организациях интересы республики, касающиеся национальной платежной системы и интеграции с международными платежными системами. 

2. Банк Кыргызстана в соответствии с предоставленными полномочиями может проводить от имени Кыргызской Республики согласование и координацию работ с центральными банками других стран, Международным валютным фондом и иными международными финансово-кредитными организациями по вопросам национальной платежной системы и международных платежных систем. 

3. Банк Кыргызстана может участвовать в деятельности любой организации, находящейся как на территории Кыргызской Республики, так и за рубежом, которая занимается развитием сотрудничества по вопросам интеграции национальных платежных систем, в том числе между центральными банками иностранных государств.  

 

Статья 30. Услуги по проведению межбанковских платежей и расчетов 

1. С целью нормального функционирования системы расчетов в республике Банк Кыргызстана осуществляет межбанковские платежи и другие формы расчетов в соответствии с международной банковской практикой. 

2. Банк Кыргызстана является оператором системы расчетов по крупным платежам и обеспечивает проведение окончательных расчетов по межбанковским платежам.  

3. С целью обеспечения эффективной работы системы расчетов по срочным и крупным платежам и соблюдения сроков прохождения платежей, установленных нормативными правовыми актами, Банк Кыргызстана вправе: 

1) обеспечивать программные средства по доступу к системе; 

2) устанавливать требования к безопасности (информационной, технической); 

3) устанавливать тарифы на оказание услуг;  

4) устанавливать требования по взаимодействию системы расчетов по срочным и крупным платежам с другими межбанковскими системами для проведения окончательных расчетов; 

5) устанавливать требования к торговым системам с целью обеспечения окончательных расчетов по сделкам на финансовых рынках. 

Статья 31. Порядок и принципы осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики 

1. Банк Кыргызстана является органом надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики и осуществляет постоянный мониторинг функционирования платежных систем, деятельности операторов и участников платежных систем с целью сохранения надежности и безопасности платежной системы Кыргызской Республики, стабильной финансовой системы, поддержания и защиты интересов потребителей платежных услуг, соблюдения законодательства. Деятельность Банка Кыргызстана по осуществлению надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики направлена на сохранение и повышение эффективности деятельности всех типов платежных систем, действующих на территории Кыргызской Республики. 

2. Банк Кыргызстана разрабатывает и утверждает политику по осуществлению надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, в которой определяет: 

1) критерии оценки платежных систем (системно-значимая, значимая, не системно-значимая); 

2) стандарты, которым должны соответствовать платежные системы, как организационно, так и функционально; 

3) содержание деятельности Банка Кыргызстана по осуществлению надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики. 

3. Для достижения цели надзора (оверсайта) за платежной системой Банк Кыргызстана устанавливает порядок проведения и осуществляет мониторинг за функционированием платежной системой Кыргызской Республики, оценивает качественные и количественные характеристики функционирования платежных систем на соответствие установленным стандартам и требованиям Банка Кыргызстана и применяет меры воздействия к операторам и участникам отдельных платежных систем, в целях активизации их деятельности по совершенствованию собственной платежной системы. 

4. Банк Кыргызстана для достижения целей проведения надзора (оверсайта) предпринимает меры в отношении поддержания достаточных ресурсов, включая квалифицированный персонал, соответствующую организационную структуру (подразделение) Банка Кыргызстана, ответственную за осуществление надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, позволяющие эффективно использовать эти ресурсы, методы и инструменты надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики. Банк Кыргызстана организует исполнение своих обязанностей по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики в порядке, совместимом с другими его задачами в отношении платежных систем. 

5. При осуществлении надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики Банк Кыргызстана предъявляет одинаковые требования ко всем платежным системам и не создает конкурентных преимуществ для платежных систем, оператором которых является Банк Кыргызстана. Банк Кыргызстана разделяет полномочия по надзору (оверсайту) и управлению собственными платежными системами между различными подразделениями Банка Кыргызстана. 

6. Банк Кыргызстана для осуществления своих функций в отношении надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики и регулирования деятельности операторов и участников платежных систем, имеющих разрешение на осуществление данной деятельности, имеет право: 

1) устанавливать экономические нормативы, издавать директивы, инструкции и рекомендации в целях осуществления функций лицензирования и надзора, а также порядка их реализации путем установления соответствующих правил и норм в соответствии с нормативными правовыми актами и основанные на международных стандартах по платежным системам; 

2) участвовать в осуществлении органом банковского надзора проверки финансово-кредитных учреждений на местах при осуществлении ими деятельности операторов платежных систем или поручать проведение таких проверок независимым аудиторам или аудиторским фирмам; 

3) запрашивать и получать информацию и отчетность для эффективного осуществления своих функций по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики и требовать разъяснения по полученной информации; 

4) предписывать принять меры по совершенствованию платежной системы, приостановить или отозвать лицензию на осуществление деятельности оператора платежной системы либо применить меры и санкции, предусмотренные нормативными правовыми актами в целях предотвращения возникновения системного риска или недобросовестной деятельности. 

Информация, поступившая от операторов и участников платежных систем, лицензируемых Банком Кыргызстана, по конкретным операциям не подлежит разглашению без их согласия, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами. 

7. Банк Кыргызстана инициирует внесение изменений в отдельную платежную систему для повышения уровня ее эффективности и безопасности. В случае невыполнения в установленный Банком Кыргызстана срок мер по совершенствованию платежных систем, а также при обнаружении фактов несоблюдения стандартов и требований оператором или участником платежных систем, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, либо нарушения нормативных правовых актов Банк Кыргызстана вправе применить меры, предусмотренные нормативными правовыми актами.  

8. Банк Кыргызстана, принимая меры в отношении операторов и участников платежных систем, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, должен руководствоваться необходимостью сохранения стандартов платежных систем и стабильности финансовой системы Кыргызской Республики в целях защиты интересов потребителей платежных услуг. 

9. Банк Кыргызстана не несет ответственность за какие-либо убытки, возникшие в результате применения санкций, предусмотренных настоящим Законом. 

10. Банк Кыргызстана при необходимости осуществляет взаимодействие с заинтересованными государственными органами исполнительной власти в указанной области, надзорными органами других стран и международными финансовыми институтами в целях повышения действенности надзорной деятельности в отношении международных платежных систем, участники которых находятся на территории Кыргызской Республики.  

11. Банк Кыргызстана может на принципах взаимности по отношению к надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики сотрудничать с зарубежными органами надзора (оверсайта) за платежными системами по согласованию стандартов, принципов и способов проведения трансграничных платежей. Банк Кыргызстана может обмениваться информацией по любой платежной системе, действующей в обеих соответствующих юрисдикциях, с зарубежными органами банковского надзора при условии соблюдения последними конфиденциальности полученной информации. 

12. Процедуры Банка Кыргызстана по осуществлению надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики проверяются внешними аудиторами, международными финансовыми организациями в рамках программ оценки финансового сектора в соответствии с принципом независимости оценки надзорной функции. 

13. Банк Кыргызстана публикует информацию об эффективности осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой в регулярных аналитических отчетах по работе платежной системы Кыргызской Республики. 

Глава 7. Заключительные положения 

Статья 32. Заключительные положения 

1. Участники и операторы платежных систем осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и должны обеспечить наличие в системе управления справочника отправителей и получателей и проверки клиентов по перечню физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об участии в террористической или экстремисткой деятельности (финансировании терроризма или экстремизма)».  

2. В случае если оператор платежной системы является нерезидентом Кыргызской Республики, то банк Кыргызской Республики до принятия решения о присоединении к международной платежной системе должен удостовериться в наличии у оператора соответствующих разрешительных документов уполномоченного органа страны происхождения (лицензия, свидетельство) и соответствие правил системы требованиям Банка Кыргызстана.  

3. Взыскание любых неустоек и штрафных санкций в рамках взаимодействия участников платежной системы, а также возмещение убытков является правом, а не обязанностью, и реализуется сторонами по собственному усмотрению в соответствии с заключенными договорами. 

4. Банк Кыргызстана организует исполнение своих обязанностей по надзору (оверсайту) за платежной системой в порядке, совместимом с другими его задачами в отношении платежных систем. Банк Кыргызстана содействует своевременному раскрытию общественности общих принципов политики, включая политику по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики, которые влияют на надежность системно-значимых платежных систем. 

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. 

2. Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики «Об электронных платежах» от 6 ноября 1999 года №121 

3. Правительству Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. 

Президент Кыргызской Республики