Вернуться назад

Приложение  

к постановлению Комитета по надзору  

Национального банка Кыргызской Республики  

от 28 сентября 2023 г.№ 37/1  

 

Рекомендации по выявлению, мониторингу и раскрытию финансовых рисков, связанных с факторами устойчивого финансирования (ESG-рисками) 

 

Глава 1. Общие положения 

1. Настоящие Рекомендации по выявлению, мониторингу и раскрытию финансовых рисков, связанных с факторами устойчивого финансирования (ESG-рисками) (далее  Рекомендации) разработаны с целью предоставления руководства рекомендательного характера для выявления, измерения, управления, контроля и раскрытия экологических, социальных и управленческих факторов (далее - ESG-риски) в деятельности коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку, применяющих принципы устойчивого финансирования (далее банк). 

2. Рекомендации определяют минимальные нормы в части безопасного и разумного управления ESG-рисками в рамках действующей пруденциальной основы. Данные рекомендации могут быть использованы банками в своей деятельности при оценке ESG-рисков, при формулировании и реализации своей бизнес-стратегии, внутреннего управления и системы управления рисками, в том числе в целях обеспечения прозрачности за счет раскрытия информации об ESG-рисках. 

              3. Для целей настоящих Рекомендаций используются следующие термины: 

Экологические, социальные и управленческие риски (ESG-риски, связанные с устойчивым развитием) в контексте данных Рекомендаций представляют собой вероятность реализации рисков (в виде убытков или дополнительных затрат, либо потерю запланированного дохода, либо потерю репутации банка и т.д.), связанных с влиянием/негативным финансовым воздействием текущих или будущих экологических, социальных или управленческих факторов на деятельность Банка. 

ESG-элемент количественная или качественная переменная, из оценки которой складывается оценка управления ESG-рисками. 

Стратегические цели и/или лимиты, связанные с рисками ESG, представляют собой определения, направленные на управление подверженностью банка ESG- рискам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

Физические риски это риски для банков, возникающие в результате физических последствий изменения климата: 

- Первоочередные физические риски (Acute physical risks) это внезапные кратковременные и долговременные события, оказывающие значительное негативное воздействие, возникающие в результате определенных изменений климата (например, связанных с погодой, таких как наводнения, пожары или аномальная жара и т.д.), которые могут оказать физическое воздействие на деятельность банка (value chains). 

- Систематические физические риски (Chronic physical risks) это риски, возникающие в результате долгосрочных изменений климата (например, изменения температуры, сокращение водных ресурсов, утрата биоразнообразия и изменение плодородия почвы и т.д.). 

- Переходные риски это риски для банков, возникающие в результате перехода к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике: 

- Политико-регуляторные риски риски, связанные с требованиями энергоэффективности, механизмами ценообразования на выбросы углерода, повышающими цену на ископаемые виды топлива, или политиками, способствующими устойчивому землепользованию. 

- Технологические риски риски, связанные с возникшими последствиями при замене технологий с менее вредным воздействием на климат, на технологии с более вредным воздействием на климат. 

- Рыночные риски риски, связанные со спросом потребителей финансовых услуг в сторону услуг и/или продуктов с менее вредным воздействием на климат. 

Парниковые газы (Green House Gases - GHG) - газообразные компоненты атмосферы, как природного, так и антропогенного (связанного с человеком) происхождения, которые поглощают и излучают соответствующее излучение на определенных длинах волн в пределах спектра теплового инфракрасного излучения (парниковый эффект). Основные парниковые газы в атмосфере земли: водяной пар (H2O), двуокись углерода (CO2), оксид азота (N2O), метан (CH4) и озон (O3). 

Зеленая экономика это экономика, которая приводит к повышению благосостояния людей и укреплению социальной справедливости при одновременном существенном снижении рисков для окружающей среды, сохраняющая и преумножающая природный капитал, эффективно использующая ресурсы и стимулирующая сохранение естественных экосистем страны. 

Устойчивое развитие это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. 

Устойчивое финансирование финансирование, направленное на поддержку экономического роста, при уменьшении давления на окружающую среду, минимизации отходов и повышении эффективности использования природных ресурсов. Устойчивое финансирование также охватывает повышенный уровень информированности и прозрачности рисков, которые могут оказать влияние на состояние финансовой системы, а также необходимость сокращения рисков финансовых и корпоративных субъектов с помощью надлежащего управления. 

Зеленое кредитование/инвестиции («зеленые продукты») это предоставление услуг по кредитованию/инвестированию, которые зависят от экологических критериев целевого использования средств, направленных на снижение/предотвращение неблагоприятных последствий на окружающую среду или рисков для окружающей среды. 

Экологические факторы это факторы, определяющие, уровень заботы об окружающей среде, включая сокращение ущерба, наносимого экологии (низкоуглеродная экономика), которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на финансовые результаты или платежеспособность банка, суверенного или физического лица. 

Факторы управления это факторы, связанные с управленческой деятельностью, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на финансовые результаты или платежеспособность банка, суверенного или физического лица. 

Факторы управления включают такие аспекты, как ценности и этика (например, риск поведения, мошенничества и др.), взяточничество и коррупция (например, наличие или отсутствие антикоррупционной политики; осуждение и нарушение антикоррупционной политики), соблюдение налогового законодательства, различные виды дискриминации (например, отсутствие стратегии разнообразия или например, по возрасту, полу, группам меньшинств и др.), а также прозрачность (т.е. при подготовке и публичном раскрытии информации). 

Риски управления это риски любого негативного финансового воздействия на банк, возникающие в результате текущего или предполагаемого воздействия факторов управления на его контрагентов или вложенные активы. 

Социальные факторы это факторы, связанные с социальными аспектами, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на финансовые результаты или платежеспособность банка, суверенного или физического лица. 

Социальные факторы включают такие аспекты, как безопасность данных (т.е. защита персональных данных), вопросы равенства (например, равное представительство в совете директоров или в общей численности персонала, равное вознаграждение, например, наличие гендерного разрыва в оплате труда и т.д.), социальная сплоченность, трудовые отношения, права человека, качество и инновации в работе с клиентами (например, количество инцидентов с жалобами клиентов) и др. 

Социальные риски это риски любого негативного финансового воздействия на банк, возникающие в результате текущего или предполагаемого воздействия социальных факторов на его контрагентов или вложенные активы. 

Риски «Гринвошинга» («Greenwashing») это риски, связанные с получением несправедливого конкурентного преимущества на рынке путем предоставления недостоверной/некорректной информации о предлагаемых продуктах на цели устойчивого финансирования или риски, связанные с предоставлением услуг банка лицам, искажающим информацию о своей деятельности, направленной на снижение/предотвращение неблагоприятных последствий на окружающую среду или рисков для окружающей среды. 

Риск-аппетит совокупный уровень рисков, который банк готов взять на себя в соответствии с действующей бизнес-моделью для достижения соответствующих стратегических целей. 

Таксономия экономической деятельности означает систему классификации, в которой перечень экологически устойчивой экономической деятельности и пороговые значения могут использоваться для четкого определения того, какая экономическая деятельность соответствует целям устойчивого развития, экологическим целям и принципам устойчивой экономической деятельности.  

До момента введения национальной таксономии экономической деятельности, в рамках данных Рекомендаций банкам разрешается разрабатывать собственные пороговые значения и систему классификации экономической деятельности, и применять их к услугам/продуктам, которые должны соответствовать характеру, охвату, объему, размеру бизнес-модели банка, с учетом установленных обязательных для выполнения банками экономических нормативов и требований в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

Глава 2. Рекомендации в отношении бизнес-процессов и стратегии банка 

4. Бизнес-процессы по выявлению/анализу/оценке ESG-рисков, разрабатывается Правлением банка при взаимодействии ответственных структурных подразделений и одобряется уполномоченным органом банка (а в случае небанковских специализированных финансово-кредитных организаций (далее НСФКО) разрабатывается и утверждается советом директоров, при отсутствии совета директоров утверждается руководителем компании). Бизнес-процесс может быть пересмотрен согласно внутренним нормативным документам банка.  

Выявление ESG-рисков рекомендуется осуществлять на уровне ключевых секторов, географических направлений, а также в отношении продуктов и услуг, с которыми банк работает или планирует работать, принимая во внимание, что некоторые из этих рисков могут материализоваться на периодической основе.  

Примечание: Риски, связанные с ESG, и, более конкретно, риски, связанные с климатом и окружающей средой, могут повлиять, например, на экономический рост, занятость или цены на недвижимость на национальном, региональном или местном уровне. Погодные явления могут вызывать засухи или наводнения, которые влияют на сельскохозяйственное производство в регионе, спрос на жилье или стоимость залога на национальном, региональном или местном уровне. Параллельно с этим на конкуренцию влияет развитие рынка «зеленого» финансирования и потребительские предпочтения, которые смещаются от товаров и услуг с высоким содержанием углерода или иным образом загрязняющих окружающую среду в сторону товаров и услуг с низким содержанием углерода или иным образом «зеленых». В области технологий банки, обслуживающие клиентов в энергоемких отраслях и электростанциях, которые в значительной степени зависят от ископаемого топлива (таким образом, при определении рисков банк может классифицировать своих клиентов или портфели в соответствии с подверженностью климатическим рискам. Например, группировка по географическому признаку может помочь идентифицировать воздействия, которые подвержены высоким физическим рискам, таким как высокий риск наводнения или засухи. Секторальная категоризация может помочь выявить переходные риски, например, путем оценки доли секторов с высоким уровнем выбросов парниковых газов в кредитном портфеле и др.). 

5. Банкам рекомендуется выявлять и оценивать ESG-риски, которые являются существенными в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также рекомендуется оценивать устойчивость бизнес-стратегии банка к данным рискам. 

6. Банкам необходимо осуществлять надлежащее документирование процессов, с помощью которых банки оценивают значимость рисков, связанных с ESG. 

7. В целях учета существенных ESG-рисков банкам рекомендуется определить и контролировать долгосрочные ключевые показатели эффективности (далее - KPI) во внутренних документах, при необходимости в количественных выражениях. В зависимости от характера, сложности и масштаба деятельности банка эти показатели могут быть распределены по бизнес-направлениям, клиентам и продуктам там, где они существенны и актуальны. 

Примечание: Показатели, устанавливающие конкретную цель для «зеленых» или социальных кредитов, могут, например, быть каскадными или разбиты на корпоративных клиентов; физических лиц; деловую активность или сектора экономики; виды кредитов (например, потребительские кредиты, ипотечные кредиты, кредитные линии и т. д.); географическое положение; и т. д. 

8. Банкам рекомендуется учитывать какое влияние окажут разработанные бизнес-процессы и стратегии на снижение ESG-рисков (например, путем измерения и ограничения выбросов парниковых газов или ресурсоэффективности своих основных портфелей или вытекающих из их собственной деятельности и др.). 

Рекомендуется предпринять шаги для снижения переходных рисков, например, путем постепенного или даже быстрого сокращения и/или прекращения финансирования экологически неустойчивой деятельности.  

Для этих целей рекомендуется разработать план углеродной нейтральности банка в соответствии с общими целями в области климата и экологической устойчивости (т.е. в соответствии с предельно допустимыми значениями, установленными на национальном и международном уровнях). 

Примечание: Банки могут оценивать возможность разработки продуктов, более устойчивых к рискам ESG (т.е. менее подверженных рискам ESG). Для этого банкам следует разработать кредитную политику, согласованную с общими целями и/или лимитами банка в отношении рисков ESG. Далее приводится пояснение целей и/или лимитов, связанных с рисками ESG. Оно может быть перефразировано следующим образом: 

"Для целей настоящего руководства под стратегическими целями и/или лимитами, связанными с рисками ESG, понимаются определения, направленные на управление подверженностью банка рискам ESG на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном временном периоде. Например, банки могут устанавливать стратегические цели и/или лимиты в отношении доли подверженности определенным видам экономической деятельности или секторам, которые, как ожидается, будут в большей степени подвержены рискам ESG (например, ограничить подверженность банка рискам компаний горнодобывающего сектора; увеличить объем кредитования компаний, обеспечивающих равное представительство членов совета директоров и/или общей численности персонала; и т.д.)". 

9. Банкам рекомендуется провести стратегическую оценку необходимости разработки устойчивых продуктов, которые считаются более устойчивыми к рискам ESG. Банкам, которые создают или планируют создать экологически устойчивые кредитные продукты, следует регламентировать бизнес-процессы по предоставлению услуг экологически устойчивого кредитования в соответствующих кредитных политиках и процедурах по управлению кредитным риском, в том числе оценку, анализ, мониторинг и контроль данных рисков. 

Примечание: Для целей настоящих Рекомендаций под стратегическими целями и/или лимитами, связанными с рисками ESG, понимаются определения, направленные на управление подверженностью банка рискам ESG в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Например, банки могут устанавливать стратегические цели и/или лимиты в отношении доли их подверженности определенным видам экономической деятельности или секторам. Напротив, цели или ограничения, которые не связаны с устойчивостью бизнес-модели и цель которых не состоит в том, чтобы эффективно улучшить управление банком рисками ESG, не считаются стратегическими целями и/или ограничениями, связанными с рисками ESG. Кроме того, банки должны иметь в виду, что установление стратегических целей, вероятно, изменит их общий профиль риска, что приведет к необходимости пересмотреть их склонность к риску. 

 

Глава 3. Рекомендации по осуществлению внутреннего управления 

10. Совет директоров (в случае НСФКО руководитель компании при отсутствии совета директоров) должен осуществлять эффективный надзор за подверженностью банка ESG-рискам и относительно влияния бизнес-стратегии на цели ESG. 

11. Совет директоров, Правление банка, (в случае НСФКО при отсутствии совета директоров руководитель компании) ключевые структурные подразделения, задействованные в бизнес-процессах должны обладать достаточными знаниями и пониманием рисков, связанных с ESG, в целях осуществления эффективного контроля за деятельностью банка и его финансовым состоянием, в том числе путем обеспечения, принимаемого банком соответствующего уровня риска.  

12. Банкам необходимо обеспечить предоставление соответствующих отчетов об ESG-рисках или информировать Совет директоров (в случае НСФКО совет директоров, при отсутствии совета директоров руководителя компании) банка на периодической основе, но не реже одного раза в год. 

13. Банкам необходимо четко разграничить обязанности каждой функции и отдельного лица, выполняющего функции контроля в отношении ESG - рисков, с детальным описанием полномочий, рабочих процессов и цели данных функций, с учетом установленных требований Правил формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденными постановлением Правления Национального банка  от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-3-(НПА) (далее Правила).  

14. При установлении внутренних обязанностей и ответственности по управлению и контролю ESG-рисков банкам рекомендуется выбрать один из следующих вариантов: 

В банке создается отдельное организационное подразделение или определяется ответственное лицо, которое отвечает за управление и контроль ESG-рисков. В случае создания отдельного отдела или определения ответственного лица по рискам ESG, банкам рекомендуется обеспечить интеграцию отдельного отдела или функции ответственного лица в существующие процессы и его взаимодействие с другими функциями должно быть детально обозначено/определено (разделение ответственности и обязанностей, взаимодействие и обязательства по отчетности и т. д.). 

Определить/установить внутренние обязанности и ответственность по управлению и контролю ESG-рисков за существующими службами/отделами, ответственными за банковские риски. 

В ином случае ответственность за управление и контроль за рисками ESG, при условии соответствующего разделения обязанностей и ответственности, необходимо возложить на курирующего данный вопрос Члена Правления банка (в случае НСФКО на руководителя компании). 

15. На Совет директоров и Правление банка (в случае НСФКО совет директоров, при отсутствии совета директоров руководителя компании) возлагается ответственность за соблюдением регламентации бизнес процессов в соответствии с пунктом 13, которая должна быть последовательна, осуществима и должным образом документирована. 

16. Для целей осуществления функции, связанных с управлением ESG-рисков, банк должен быть обеспечен достаточными ресурсами, как человеческими, так и финансовыми. 

17. Банкам рекомендуется предоставлять соответствующие возможности для обучения персонала банка, посвященного рискам ESG, и обеспечить возможность проведения обучения по общим ESG-факторам, особенно для лиц, выполняющих функции контроля, в соответствии с Правилами. 

18. В целях комплексного подхода к рискам с учетом долгосрочных финансовых интересов банка Совету директоров (в случае НСФКО совет директоров, при отсутствии совета директоров руководителя компании) рекомендуется разработать план действий банка по оценке ESG-рисков и целей устойчивого развития в форме стратегии управления рисками ESG путем интегрирования ESG-рисков в систему управления рисками, включая политику вознаграждения банка. 

19. Банкам рекомендуется интегрировать оценку подверженности ESG-рискам во внутренние системы отчетности для Совета директоров и Правления банка, (в случае НСФКО совет директоров, при отсутствии совета директоров руководителя компании) в отношении оценки рисков в целях обеспечения достоверной, полной, объективной и своевременной информацией, необходимой для принятия соответствующих решений. 

20. В целях надлежащего внутреннего контроля банку рекомендуется обеспечить наличие в банке эффективных и надежных внутренних и внешних систем отчетности, раскрытия и передачи данных, которые способны агрегировать данные о рисках ESG. Банкам рекомендуется оценить необходимость адаптации своих информационных систем в целях сбора и агрегирования необходимых данных для оценки подверженности банка ESG-рискам. 

 

Глава 4. Минимальные требования по управлению рисками 

§1. Система управления рисками 

21. Банкам необходимо обеспечить комплексный и детально документированный подход по оценке влияния ESG-рисков на действующие категории рисков, при этом банки могут рассматривать эти риски как отдельную категорию рисков в организационных или аналитических целях. 

Примечание: Например, экстремальные погодные явления (например, засуха) могут рассматриваться как фактор, влияющий на кредитный риск (как существующая категория) в сельскохозяйственном кредитовании, в то время как другие физические риски (например, наводнения) могут влиять одновременно на несколько категорий риска (например, кредитный риск), операционный риск, риск ликвидности и т.д.). Тем не менее, банки могут рассматривать их как часть отдельной категории риска, называемой «ESG», «климат» или другой

22. Банкам рекомендуется принять меры для количественной оценки рисков ESG. Банкам необходимо прилагать пропорциональные усилия для использования количественных показателей в рамках количественной оценки, стремясь предпринять любые действия по исправлению недостатков данных, с которыми они могут столкнуться. При этом допускается использование более широкого понимания индикаторов и/или показателей для климатических и экологических рисков, по сравнению с социальными и управленческими рисками. 

23. Банки могут пересмотреть политики управления рисками и иные внутренние нормативные документы банка, подробно определяющих функции, системы, процессы, процедуры, виды деятельности и методологии, а также компетенции, обязанности (коллективные и индивидуальные) и отчетности на всех уровнях организационной структуры банка с учетом ESG-рисков. 

24. Банкам рекомендуется разработать соответствующие индикаторы риска и установить соответствующие лимиты для рисков ESG.  

25. Банкам рекомендуется отслеживать и раскрывать (самостоятельно, в произвольной форме) политику банка в отношении секторов экономики, географических рисков, текущие данные о подверженности рискам ESG, предпочтительно в форме количественных показателей, основанных на сочетании исторических данных и прогнозных оценок, в соответствии с требованиями главы 5 данных Рекомендаций. 

 

§2. Управление кредитным риском 

26. Банкам рекомендуется разработать внутренние документы, связанные с ESG-рисками с учетом общих целей, стратегией и политикой устойчивого финансирования банка. Определение устойчивого кредитования требует разработки нового внутреннего набора критериев или включения действующих, или будущих стандартов в политику кредитного риска и кредитную стратегию с учетом исполнения минимальных требований нормативных правовых актов Национального банка в части управления кредитным риском и нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих деятельность гарантийных фондов. 

27. Банкам рекомендуется учитывать риски, связанные с ESG, на всех соответствующих этапах утверждения кредитного риска/подверженности и управления кредитным риском. 

28. При определении политики устойчивого финансирования, банкам рекомендуется для крупных корпоративных клиентов (по определению банка) иметь актуальную информацию о:  

- устойчивости клиента,  

- подверженности клиента физическим и переходным рискам;  

- планы клиента по смягчению последствий изменения климата;  

- социальная ответственность клиента (например, информация, касающаяся отношений с местными сообществами, социального воздействия продукции, существования принудительного труда, практики дискриминации, уровня защиты клиентов и ответственности за продукцию и т. д.). Банки могут включать эти аспекты в свои рейтинги кредитного риска, в целях расширения понимания какое влияние могут оказать ESG-риски на реализацию кредитного риска клиента. 

29. Для целей кредитования банкам рекомендуется запрашивать у клиентов информацию о подверженности рискам ESG и обеспечить обновление данной информации на периодической основе.  

30. Банкам рекомендуется обеспечить процесс управления кредитным риском путем разработки соответствующих процедур, инструкций и методологий или регламентаций в действующих внутренних документах банка, с помощью которых банки могут проверить целевое использование денежных средств, направленных на финансирование деятельности, связанной с ESG, что должно включать следующее: 

- сбор информации о бизнес-целях заемщиков, связанных с ESG; 

- оценку проектов финансирования заемщиков с подходящими проектами или мероприятиями ESG и соответствующими критериями; 

- обеспечение предоставления отчетности/системы мониторинга заемщика о распределении выручки/дохода от деятельности на соответствующие проекты или мероприятия ESG. 

31. Для целей зеленого кредитования юридических лиц банкам рекомендуется запрашивать информацию о цели использования кредитных средств до момента выдачи денежных средств в целях дальнейшей оценки целевого использования кредита в соответствующей принципам устойчивого финансирования.  

32. Для целей кредитования физических лиц банкам рекомендуется произвести оценку характеристик кредита на предмет соответствия определению зеленого финансирования и анализа платежеспособности соответствующим образом. Банкам рекомендуется оценивать подверженность физическим рискам клиентов, которые наиболее/особенно подвержены физическому риску (например, по клиентам, кто живет в районах с высоким риском наводнения и др.). 

33. Банкам рекомендуется оценивать влияние ESG-рисков на вероятность дефолта заемщика (PD), величину подверженности дефолту (EAD) в случае дефолта и средний убыток при дефолте (LGD). В рамках этой оценки банкам рекомендуется учитывать качество управления ESG-рисками своих клиентов, а также изменения в профиле рисков секторов и географических регионов, обусловленные ESG-рисками.  

Примечание: в тех случаях, когда банк не может определить значение параметров LGD или EAD банку необходимо следовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков. 

34. Банкам рекомендуется проводить оценку рисков ESG для своих клиентов как до, так и после выявления риска, которая включает сбор и проверку информации и данных, необходимых для оценки уязвимости заемщиков к различным ESG-рискам в соответствии с внутренними документами банка. 

Примечание: например, банки могут рассмотреть возможность использования аналитических инструментов, которые выделяют риски ESG каждого (под)сектора экономики на графике или в масштабе. Для кредитов или заемщиков с более высокими рисками ESG требуется более полный анализ деятельности заемщика, включая обзор текущих и прогнозируемых выбросов парниковых газов, рыночной среды, нормативных экологических требований, анализ вероятного влияния регулирования на экологические аспекты, анализ финансового положения заемщика и т. д. 

35. При оценке залогового обеспечения банкам рекомендуется учитывать риски, связанные с ESG, поскольку они могут повлиять на стоимость обеспечения (особенно в случае климатических и экологических рисков). 

36. Банкам рекомендуется закладывать ESG-риски в структуру ценообразования. 

37. При определении риск-аппетита к кредитному риску банкам рекомендуется определить количественные показатели рисков ESG, особенно физическим рискам и рискам переходного периода.  

Примечание: показатели аппетита к кредитному риску и лимиты банкам рекомендуется определять исходя из уровня риска, который банк готов принять в рамках своего профиля риска. 

38. Банкам рекомендуется осуществлять мониторинг и управление рисками ESG в своих кредитных портфелях, посредством анализа концентрации и стресс-тестирования. 

 

§3. Управление операционным риском 

39. Банкам рекомендуется оценивать влияние физических рисков, возникающих в связи с изменением климата, на деятельность банка, в том числе на способность обеспечения непрерывности основной деятельности (для продолжения оказания услуг). Географическое положение, в котором работает банк, может сделать его более восприимчивым к физическим рискам. 

40. В случаях, когда результат оценки влияния изменения климата является существенным для какого-либо направления деятельности или общей деятельности банка, банкам рекомендуется отразить данное в плане обеспечения непрерывности деятельности банка. 

41. Во избежание юридических и репутационных рисков, связанных с рисками ESG, банкам рекомендуется оценивать, соответствуют ли их инвестиционные продукты передовой международной практике. 

42. Банкам рекомендуется направлять деятельность на снижение собственного экологического и углеродного следа, поскольку недостаточная способность эффективно уменьшить данный след, помимо предотвращения конструктивного вклада в усилия, требуемые международными соглашениями, также влечет за собой репутационные риски. Банкам рекомендуется измерять и стремиться к постоянному улучшению собственных экологических показателей: 

1) в отношении выбросов парниковых газов рекомендуется следующее: 

- измерение прямых выбросов от собственной деятельности (Область охвата 1 при наличии). 

- измерение косвенных выбросов, связанных с покупной энергией (Область охвата 2 при наличии). 

- измерение других косвенных выбросов (Область охвата 3 при наличии), при этом финансируемые выбросы в первую очередь связаны с управлением кредитными и рыночными рисками, а не с управлением операционными рисками. 

2) в отношении других воздействий деятельности на окружающую среду и мер по их снижению рекомендуется следующее: 

- внедрение и продвижение использования безналичных способов оплаты; 

- сокращение использования бумаги для заключения контрактов с клиентами и/или продуктами, способствующее использованию цифровых носителей; 

- другие инициативы, связанные с собственной деятельностью, наряду с утвержденными показателями экологической эффективности. 

3) в отношении экологического следа рекомендуется следующее: 

- сокращение использования бумаги и воды как в штаб-квартире банка, так и в филиалах; 

- продвижение удаленной работы с целью снижения мобильности персонала и, следовательно, использования автомобилей и других транспортных средств; 

- обеспечение долгосрочных договоров с поставщиками электроэнергии, обеспечивающими возобновляемые источники энергии; 

- другие способы, которые могут либо обеспечить снижение экологического следа, либо способствовать борьбе с экологическим следом. 

43. Банкам рекомендуется обеспечить отсутствие негативного влияния социальных факторов на банк, при этом с точки зрения операционных рисков социальные факторы могут варьироваться от вопросов безопасности данных (т.е. защиты персональных данных) до вопросов равенства, социальной сплоченности, трудовых отношений, прав человека, отношений с клиентами и т.д. 

44. Банкам рекомендуется обеспечить наличие внутренних нормативных документов, связанных с ESG для управления рисками, которые должны включать такие аспекты, как ценности и этика (например, риск поведения, мошенничество и т. д.), взяточничество и коррупция, соблюдение налогового законодательства, различные виды дискриминации, а также прозрачность (т. е. при подготовке и публичном раскрытии информации). 

45. В соответствии с требованиями п. 56 главы 5 банкам рекомендуется публиковать ход выполнения шагов, предпринятых в целях управления операционным риском, в контексте устойчивого развития или интегрированных отчетов, подготовленных в соответствии с международными признанными стандартами. 

 

§4. Управление рыночным риском 

46. Банкам рекомендуется учитывать риски ESG, которые могут привести к сдвигам в спросе и предложении финансовых инструментов (например, ценных бумаг, деривативов), продуктов и услуг, которые могут повлиять на их конечную стоимость. 

47. Банк, инвестирующий в компании с бизнес-моделями, оцениваемыми как экологически неустойчивые, расположенные в географических зонах, подверженных физическим рискам и/или подверженным негативным социальным или управленческим факторам, необходимо также предпринять меры по недопущению снижения стоимости своих инвестиций в результате изменения ситуации на рынке или технологий, неблагоприятных изменений погодных явлений или климатических условий или в результате выявления неправильных социальных или управленческих практик, применяемых компанией. 

 

§5. Управление риском ликвидности 

48. Банкам рекомендуется обеспечить процесс выявления, измерения, управления и мониторинга влияния рисков ESG на ликвидность банка и позицию финансирования в течение соответствующих временных горизонтов, а также для поддержания адекватных буферов ликвидности в рамках установленных требований банковского законодательства в части измерения и управления риском ликвидности. 

49. Каждая последующая оценка должна проводиться с расчетом на будущее, предполагая, как обычный бизнес, так и стрессовые условия, а именно необходимо рассматривать серьезные, но правдоподобные сценарии, которые могут возникнуть в сочетании, с акцентом на ключевые уязвимости. Следовательно, банкам рекомендуется оценивать существенное влияние ESG-рисков на ликвидность или устойчивое финансирование банка. 

Примечания: с одной стороны, факторы ESG могут влиять на стоимость финансовых активов, что, в свою очередь, может повлиять на способность торговать этим активом, тем самым создавая краткосрочный риск ликвидности. Этот риск также может возникнуть в результате событий ESG, вызывающих изъятие депозитов из банка: экологические кризисы, такие как социальные волнения, могут привести к увеличению изъятий средств или поставить под угрозу ликвидность банка в определенной географической области. 

С другой стороны, факторы ESG могут влиять на доступность и/или стабильность финансирования (например, затрудненный или более дорогой доступ к рыночному финансированию, нестабильные депозиты из-за меняющихся предпочтений клиентов и т. д.), тем самым создавая среднесрочное или долгосрочное финансирование. В этом контексте важно признать потенциальное влияние проблем с репутацией на финансирование банков. 

 

§6. Сценарный анализ и стресс-тестирование 

50. Банкам рекомендуется оценивать ESG-риски с помощью сценарного анализа и/или стресс-тестирования на более длительный временной горизонт. 

51. Банкам рекомендуется учитывать, как минимум следующие аспекты при проведении анализа чувствительности, сценарного анализа и стресс-тестирования в отношении ESG-рисков: 

1) как физический риск и риск перехода могут повлиять на банк. 

2) как могут развиваться ESG-риски при различных сценариях с учетом особенностей этого типа риска (неопределенность и нелинейность, вероятность, которая не может быть основана на исторических данных, потенциально экстремальные и широкомасштабные воздействия). 

3) как ESG-риски могут возникнуть в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, в зависимости от рассматриваемых сценариев. 

52. Банки вправе самостоятельного определять профиль риска и допущения относительно его особенностей, а также рекомендуется рассмотреть несколько сценариев, основанных на различных сочетаниях допущений.  

53. По результатам стресс-тестов банкам рекомендуется принимать соответствующие меры по снижению реализации данных рисков.  

54. Результаты стресс-тестирования могут быть доведены до сведения всех соответствующих бизнес-направлений и высшего руководства банка в целях повышения осведомленности о рисках и в целях принятия соответствующих мер по управлению рисками. 

 

Глава 5. Рекомендации по раскрытию информации 

55. Банку рекомендуется разработать соответствующую политику раскрытия информации, утвержденную Советом директоров банка (а в случае НСФКО совету директоров, при отсутствии совета директоров руководителем Компании), которая должна определять, как банк оценивает существенность информации, связанной с ESG-рисками, с учетом требований Положения «О требованиях к раскрытию информации о деятельности коммерческого банка», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 октября 2019 года № 2019-П-12/54-4-(НПА), требований «Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской республики» утверждённых постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 февраля 2003 года № 4/2, «Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования», утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 мая 2014 года № 24/11, «Правил регулирования деятельности ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 сентября 2012 года № 37/3,  

«Правил регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний», утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 1 ноября 2019 года  № 2019-П-33/55-2-(НФКУ), «Правил регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике», утвержденные постановлением Правления Национального банка   Кыргызской Республики от 4 мая 2005 года № 14/2, «Правил регулирования деятельности кредитных союзов, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования», утвержденных Приложением к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от 16 июля 2014 года № 32/5; «Правил регулирования деятельности гарантийных фондов», утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-3-(НФКУ). 

56. В случае если банк не считает риски, связанные с ESG, существенными банк вправе не раскрывать данную информацию, при этом банку необходимо документально зафиксировать данное решение с качественной и количественной информацией, подтверждающей оценку. 

57. В случае если банк раскрывает данные, показатели и целевые индикаторы, которые считаются существенными для рисков, связанных с ESG, банк должен также раскрыть методы, определения и критерии определения данных показателей. 

58. Банку рекомендуется публиковать информацию/отчеты, предпринятые в целях управления ESG - рисками, подготовленные в соответствии с международными признанными стандартами на официальном сайте банка на периодической основе, но не реже одного раза в год. 

59. Существуют различные показатели, которые банки могут учитывать при раскрытии как социальных, так и управленческих факторов, включая: 

- связанные с социальными факторами: социальное воздействие продуктов и услуг; равное представительство в составе Совета директоров и в общей численности персонала; равное вознаграждение; качество и инновации в отношениях с клиентами; и т. д. 

- связанные с факторами управления: взяточничество и коррупция; дискриминация; и т. д. 

60. Банкам необходимо предпринимать соответствующие меры по обеспечению снижения реализации риска «гринвошинга». 

Примечание: например, если банк взял на себя обязательство прекратить или ограничить финансирование определенных отраслей или видов деятельности, необходимо раскрыть точное определение деятельности и связанных с ней целей, временных рамок и объема непогашенных рисков. Для банка также важно сообщать о прогрессе, достигнутом им в достижении этих целей, о процессах внутреннего мониторинга и соответствующих методологических соображениях, в частности, о критериях определения контрагентов, на которых распространяется политика финансирования, и о размере задействованных деловых отношений. Аналогичным образом, при составлении отчетов о своем вкладе в достижение целей ESG банку целесообразно учитывать все направления деятельности и все свои риски. 

61. Учитывая быстро развивающиеся системы раскрытия информации о ESG-рисках и потребности участников рынка в этой области, рекомендуется, чтобы раскрытие информации активно развивалось на постоянной основе. 

62. Порядок действия банка по раскрытию информации: 

1) раскрывать любые существующие расхождения в практике с рекомендациями, описанными в настоящих Рекомендациях в соответствии с Приложением №1 до конца марта 2024 г. 

2) подготовить меры, направленные на постепенное исполнение Рекомендаций («план действий») в соответствии с Приложением №2 до конца июня 2024 г. 

3) пересмотреть/дополнить меры, направленные на постепенное исполнение Рекомендаций («план действий») в соответствии с Приложением №3 до конца декабря 2024 г. 

Приложение 1. Самооценка: шаблон и инструкции 

1. Настоящее Приложение является отчетной формой информирования о любых существующих отклонениях в практике банка от надзорных ожиданий, описанных в настоящих Рекомендациях в подпункте 1 пункта 62: 

Раздел 

Подраздел  

Описание статуса банка 

Статус соответствия банка 

Дополнительные комментарии 

недостаток 

2. Рекомендации в отношении бизнес-процессов и стратегии 

 

 

 

 

3. Рекомендации по осуществлению внутреннего управления 

 

 

 

 

4. Рекомендации по управлению рисками 

4.1. Система управления рисками 

 

 

 

 

4.2. Управление кредитным риском 

 

 

 

 

4.3. Управление операционным риском 

 

 

 

 

4.4.Управление рыночным риском 

 

 

 

 

4.5. Управление риском ликвидности 

 

 

 

 

4.6. Сценарный анализ и стресс-тестирование 

 

 

 

 

5. Рекомендации по раскрытию информации 

 

 

 

 

 

2. При заполнении приведенной выше таблицы банкам необходимо учитывать следующие определения запрашиваемой информации: 

Раздел: содержит ссылки на Главы 25 Рекомендации. Не подлежит изменению банками. 

Подраздел: содержит ссылки, когда это применимо, на параграфы Глав 25 выше из Рекомендации. Не подлежит изменению банками. 

Описание статуса банка: отражение/описание текущей ситуации банка в отношении соблюдения (несоблюдения), а также любой конкретный план, который необходимо реализовать для выполнения рекомендаций, изложенных в каждый конкретный раздел или подраздел, как описано в Рекомендациях. 

Статус соответствия банка: отражение/описание уровня соответствия в каждом конкретном разделе или подразделе (3-х уровневая шкала): 

- Соответствует: банк полностью соответствует ожиданиям, изложенным в Рекомендациях в отношении конкретного раздела или подраздела, или имеется несколько маловажных аспектов, требующих улучшения, и действуют планы действий для обеспечения соответствия банка требованиям в течение очень короткого периода времени. 

- Слабое: банк частично соответствует ожиданиям, установленным в Рекомендациях в отношении конкретного раздела или подраздела, или банк не соответствует ни одному из ожиданий или рекомендаций и имеет планы действий по их выполнению. 

- Несоответствие: банк не соответствует ни одному из требований, установленных в Рекомендациях в отношении конкретного раздела или подраздела, и отсутствует действующий план действий, который позволил бы банку обеспечить соответствие или частичное соответствие в течение очень короткого периода времени. 

Банкам необходимо обеспечить разработку и осуществление мер по каждому из недостатков, выявленных в данной самооценке. 

Дополнительные комментарии: любой дополнительный комментарий, который банк может счесть уместным отметить в отношении их статуса, действий, которые необходимо реализовать, любого плана, который уже разрабатывается или реализуется, и т. д. 

# недостаток: числовой идентификатор (т. е. 1, 2, 3 и т. д.), связанный с данным недостатком, который банки будут ассоциировать с данным недостатком. Разные числовые идентификаторы будут связаны с разными недостатками. 

Приложение 2. План действий: шаблон и инструкции 

3. Настоящее Приложение является отчетной формой информирования о мерах, направленных на постепенное устранение расхождений с ожиданиями, изложенными в настоящих Рекомендациях, как описано в подпункте 2 пункта 62: 

 

Приложение 2. План действий: шаблон и инструкции 

# Действие, которое необходимо выполнить 

Описание действия, которое необходимо реализовать 

# связанный(е) недостаток(и) 

Сложность 

Потенциальные барьеры 

Ожидаемый срок должен быть полностью выполнен 

Цели реализации на 1-й год 

Цели внедрения на 2-й год(1) 

Цели реализации на >2 года(1) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. При заполнении приведенной выше таблицы банкам необходимо учитывать следующие определения запрашиваемой информации: 

Действие, которое необходимо реализовать: числовой идентификатор (например, 1, 2, 3 и т. д.), связанный с данным действием, которое должно быть реализовано банком для выполнения (в краткосрочной или среднесрочной, или долгосрочной перспективе) Рекомендаций. Различные числовые идентификаторы будут связаны с различными действиями, чтобы иметь возможность отслеживать эволюцию действий в рамках ежегодного отчета о состоянии каждым банком. Банкам необходимо учитывать, что несколько планов действий могут быть связаны с одним недостатком, выявленным в ходе предыдущей самооценки. 

Статус реализации (%): оценка банком затраченного времени, более детальных действий и т. д. в сравнении с общими потребностями в реализации действия в полном объеме. Значения должны находиться в диапазоне от 0% до 100%. 

Любые изменения, внесенные в первоначальный ожидаемый крайний срок, должны быть полностью реализованы: отражение/описание любых изменений (т. е. задержки или опережения) в отношении первоначально установленных сроков выполнения конкретного действия. Также ожидается, что будет включена оценка того, как любая задержка или опережение могут повлиять на общее завершение действия. 

Описание улучшений с момента предыдущего отчета о статусе: отражение/описание любых улучшений, связанных с выполнением конкретного действия с момента предыдущего отчета о статусе. Банкам необходимо включать упоминания, по крайней мере, о «следующих шагах, которые должны быть реализованы в течение следующих 12 месяцев», о которых сообщается для той же деятельности в предыдущем плане действий, или в категории «цели реализации на 1-й год» в случае это первый раз, когда банк представляет последующий план действий. 

Следующие шаги, которые необходимо осуществить в течение следующих 12 месяцев: отражение/описание подразделов глобального плана действий, которые должны быть реализованы в течение 12 месяцев после отчетной даты. 

Дополнительные комментарии: любые дополнительные комментарии, которые банк может счесть уместными в отношении статуса реализации плана действий, любых потенциальных барьеров, соблюдения сроков, изменений в первоначальном определении данного действия и т. д. 

 

Приложение 3. Отработка плана действий: шаблон и инструкции 

5. Настоящее Приложение является отчетной формой информирования о ходе выполнения плана действий, описанного в подпункте 3 пункта 62 настоящих Рекомендации: 

# Действие, которое необходимо выполнить 

Статус реализации (%) 

Любые изменения, внесенные в первоначальный ожидаемый срок, должны быть полностью реализованы 

Описание авансов с момента предыдущего статуса отчетности 

Следующие шаги должны быть реализованы в течение следующих 12 месяцев 

Дополнительные комментарии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. При заполнении приведенной выше таблицы банкам необходимо учитывать следующие определения запрашиваемой информации: 

Действие, которое необходимо реализовать: числовой идентификатор (например, 1, 2, 3 и т. д.), связанный с данным действием, которое должно быть реализовано банком для выполнения (в краткосрочной или среднесрочной, или долгосрочной перспективе) Рекомендации. Различные числовые идентификаторы будут связаны с различными действиями, чтобы иметь возможность отслеживать эволюцию действий в рамках ежегодного отчета о состоянии каждым банком. Банкам необходимо учитывать, что несколько планов действий могут быть связаны с одним недостатком, выявленным в ходе предыдущей самооценки. 

Описание действия, которое необходимо реализовать: отражение/описание плана действий, который необходимо реализовать для обеспечения соответствия рекомендациям, изложенным в каждом конкретном разделе или подразделе Рекомендаций. Необходимо включать в описание ссылки на затрагиваемые области, внешние эффекты и т. д. 

# связанные недостатки: отражение/описание идентификационных номеров всех недостатков («# недостатков»), которые, как ожидается, данный план действий поможет «устранить». Банки могут учитывать, что один план действий может быть связан (или воздействовать) на один или несколько недостатков; и один или несколько недостатков могут быть связаны с данным планом действий. 

Сложность отражение/описание уровня сложности того или иного действия, которое необходимо реализовать (3-х уровневая шкала): 

Низкий: банк ожидает, что действие будет реализовано в короткие сроки; для его реализации необходимо выделить небольшой объем ресурсов (например, персонал, деньги и т. д.); и/или нет необходимости принимать важные решения на уровне собрания Совета акционеров. 

Средний: те случаи, которые не относятся к низкой или высокой сложности. 

Высокий: банк ожидает, что действие не будет реализовано в короткий или средний период времени; для его реализации необходимо выделить большой объем ресурсов (например, персонал, деньги и т. д.); и/или важные решения должны приниматься на уровне собрания Совета акционеров. 

Потенциальные барьеры: Банкам необходимо перечислить и кратко объяснить любые потенциальные барьеры, которые могут задержать реализацию действия. Банкам также необходимо включать любые потенциальные меры по смягчению последствий, которые банк собирается определить или внедрить. 

Ожидаемый срок полной реализации: ожидаемый Банком срок полной реализации конкретного плана. При сообщении временных рамок вместо конкретных дат ожидается, что банки не будут сообщать временные рамки дольше 3 месяцев (т. е. 1-й квартал 2025 года может считаться действительным). 

Цели реализации на 1-й год: отражение/описание глобального плана действий, реализация которых ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты. 

Цели реализации на 2-й год: в тех случаях, когда ожидается, что время реализации продлится более 12 месяцев, ожидается, что банки включат сюда подразделения глобального плана действий, которые, как ожидается, будут реализованы в период от 12 до 24 месяцев после отчетная дата. 

Цели реализации на >2 года: в тех случаях, когда ожидается, что время реализации продлится более 24 месяцев, ожидается, что банки включат сюда подразделения глобального плана действий, которые, как ожидается, будут реализованы, начиная с 24 месяцев после отчетной даты. дата.