> Показать меню раздела

Приложение к  

постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

 

от _______________ 2017 года № ____ 

 

 

ПОЛИТИКА 

«О закупках товаров, работ и услуг  

Национальным банком Кыргызской Республики» 

 

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1. Настоящая Политика определяет цели, задачи и основные принципы деятельности Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) в области закупок товаров, работ и услуг. 

2. Настоящая Политика не регулирует отношения, связанные с: 

- закупкой товаров/ работ/ услуг в соответствии с международным договором, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков/подрядчиков таких товаров/ работ/ услуг; 

- осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой отчетности Национального банка. 

3. Структурным подразделением Национального банка, ответственным за организацию и проведение закупок является Группа организации закупок (далее ГОЗ). ГОЗ разрабатывает нормативные и методические материалы для использования при осуществлении закупок, дает разъяснения и рекомендации по исполнению настоящей Политики и иных документов, связанных с закупками товаров, работ и услуг Национального банка.  

 

 

Глава 2. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИКИ 

4. Целями настоящей Политики являются: 

- обеспечение максимальной эффективности, экономичности и целевого расходования средств; 

- расширение возможностей участия и объективного отношения ко всем юридическим и физическим лицам, участвующим в закупках, проводимых Национальным банком; 

- развитие добросовестной конкуренции; 

- обеспечение транспарентности и прозрачности осуществления закупок; 

- предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок; 

- создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Национального банка в товарах, работах и услугах для обеспечения непрерывности своей деятельности. 

5. При закупке товаров/ работ/ услуг Национальный банк руководствуется следующими принципами: 

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек Национального банка; 

- все товары/ работы/ услуги должны приобретаться строго по назначению, в пределах, запланированных (технических и количественных) параметров и отличаться высоким качеством и надежностью; 

- по закупкам, связанным с обеспечением безопасной и непрерывной деятельности Национального банка, в целях обеспечения национальной экономической безопасности Кыргызской Республики принцип качества приобретаемых товаров/работ/услуг может являться превалирующим над принципом экономичности;  

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, за исключением случаев, предусмотренных Правлением Национального банка; 

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке, путем установления невыполнимых требований к участникам закупки; 

- информационная открытость закупки. 

 

Глава 3. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ 

 

6. Работникам Национального банка запрещается: 

- оказывать какое-либо влияние, давление на принятие решений в процессе закупок в интересах любой из сторон закупок; 

- участвовать в качестве контрагентов (поставщиков, подрядчиков) или быть с ними аффилированным лицом при закупках, определенных настоящей Политикой; 

- разглашать третьим лицам инсайдерскую информацию о закупке, проводимой в Национальном банке; 

- использовать в своих интересах инсайдерскую информацию о закупке, проводимой в Национальном банке. 

 

7. В случае нарушения пункта 6 настоящей Политики, работники Национального банка могут быть привлечены к ответственности в установленном законодательством порядке. 

8. Работник Национального банка не может исполнять функции и обязанности, связанные с процедурами закупок, если он: 

- имеет конфликт интересов; 

- в течение предшествующих 2 (двух) лет являлся сотрудником какого-либо контрагента (поставщика, подрядчика), который в этот период участвовал в процедурах закупок Национального банка. 

9. Национальный банк не может заключать договор о закупках с контрагентом (поставщиком, подрядчиком), учредителем и (или) участниками которых являются лица, занимающие политические государственные, политические муниципальные должности, специальные государственные должности и их близкие родственники. 

10. Все участники конкурса должны соблюдать основные принципы этики поведения в процессе закупок Национального банка и при исполнении договоров о закупках. Они не должны быть замешаны в неправомерных действиях, таких как коррупция, мошенничество, сговор и принуждение и др. 

11. В случае выявления Национальным банком фактов, указанных в пунктах 9-10 настоящей Политики, конкурсные заявки таких контрагентов (поставщиков, подрядчиков) подлежат отклонению. 

12. В целях исключения конфликта интересов и соблюдения принципов закупок, указанных в пункте 6 настоящей Политики, в Национальном банке ведется База инсайдеров, аффилированных лиц и контрагентов (поставщиков, подрядчиков и др.) 

13. В целях соблюдения принципов закупок, указанных в пункте 6 настоящей Политики, в Национальном банке, ведется База ненадежных и недобросовестных контрагентов. 

 

Глава 4. ПОРОГОВЫЕ СУММЫ 

 

14. В целях разделения ответственности и применения того или иного метода осуществления закупок товаров/работ/услуг устанавливаются определенные пороговые суммы. 

15. Размеры пороговых сумм для определения метода закупок при осуществлении закупок в Национальном банке регулируются отдельными правовыми актами. 

 

Глава 5. МЕТОДЫ ЗАКУПОК 

 

16. Национальный банк вправе производить закупки товаров, работ и услуг следующими методами: 

1) запросом котировок: 

- по закупкам стоимостью ниже или равной 1-й пороговой сумме, осуществляемым структурным подразделением самостоятельно, без участия других структурных подразделений Национального банка; 

- по закупкам стоимостью выше 1-й пороговой суммы и ниже 2-й пороговой суммы, осуществляемым структурным подразделением с участием подразделений отвечающих за организацию закупок и финансы; 

2) из одного источника или прямое заключение договора; 

3) проведением конкурса: 

- одноэтапный конкурс; 

- двухэтапный конкурс. 

17. Структурные подразделения Национального банка не вправе делить закупки на части либо снижать стоимость закупок во избежание проведения процедур конкурса, указанных в настоящей Политике. 

 

Глава 6. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАКУПКАХ 

 

18. Информация о закупках подлежит размещению на официальном сайте Национального банка и/или в средствах массовой информации. 

19. Национальный банк вправе дополнительно размещать информацию, указанную в пункте 18 настоящей Политики, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или иных информационных ресурсах. 

20. Информация о закупках при закрытом/секретном конкурсах, а также закупках товаров, работ и услуг по секретным проектам Национального банка не подлежит опубликованию.  

 

Глава 7. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ЗАКУПОК 

 

21. Процесс осуществления закупок состоит из следующих этапов: 

- планирование закупок; 

- разработка технического задания по предмету закупки; 

- мониторинг цен на рынке; 

- предварительный квалификационный отбор; 

- непосредственный процесс закупки согласно соответствующему методу закупки; 

- заключение договора; 

- оплата и авансовый платеж по закупкам; 

- отчет о проведенных закупках. 

22. Приобретение товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с Планом закупок по видам закупок по соответствующим статьям расходов в соответствующем бюджете Национального банка. План закупок должен содержать наименование закупки, его количество, наименование структурного подразделения, являющегося внутренним заказчиком, бюджет закупки по отношению к пороговым суммам, предполагаемые метод закупки и сроки проведения закупок. 

23. Не допускается проведение закупок без включения соответствующей закупки в План закупок, за исключением случаев по секретным закупкам.  

24. При необходимости, может осуществляться корректировка Плана закупок, на основании заявок, поданных структурными подразделениями-внутренними заказчиками, после соответствующих корректировок бюджетов Национального банка, проведенных в соответствии с требованиями Положения о бюджетировании текущих доходов и расходов, и капитальных вложений Национального банка. При подготовке технического задания/технических требований внутренними заказчиками проводится анализ/мониторинг рынка для определения рыночных цен, наличия товара на рынке и определения наличия контрагентов (поставщиков, подрядчиков). 

25. Техническое задание/технические требования на закупку того или иного товара, работы или услуги составляются внутренним заказчиком. Правила, требования и порядок составления технического задания/технических требований регулируются Порядком разработки технических требований/технических заданий в целях приобретения товаров/ работ/услуг Национальным банком. 

26. Подготовка документов (спецификация оборудования, дефектный акт, техническое заключение и задание, анализ цен, объемы работ, расчеты, обоснования, заявка, служебные записки и др.) для закупки товаров, работ и услуг производится внутренним заказчиком.  

27. Договор на закупку товаров, работ и услуг готовится внутренним заказчиком, согласовывается в обязательном порядке с соответствующими подразделениями, определенными в Положении «О порядке заключения и исполнения договоров». 

28. Структурное подразделение, ответственное за организацию закупок, обеспечивает сбор и организацию сдачи в архив конкурсных документов, конкурсных заявок поставщиков (подрядчиков), копии договоров и актов выполненных работ/приема/передачи и другой документации проведенных конкурсов, в том числе электронных версий, в соответствии с требованиями Инструкции по организации делопроизводства в Национальном банке.  

29. По закупкам в рамках конкурса осуществляется контроль за сроками заключения договоров внутренних заказчиков с контрагентами (поставщиками, подрядчиками и др.). Внутренний заказчик контролирует исполнение обязательств, предусмотренных договором со стороны контрагентов (поставщиков, подрядчиков), с которыми по итогам конкурса был заключен договор.  

 

Глава 8. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ 

 

30. Принцип конфиденциальности информации при осуществлении закупок предполагает обеспечение закрытости доступа к информации сторонних/третьих лиц с той степенью, какую Национальный банк предпринимает в отношении собственной закрытой информации. 

31. Правом на ознакомление с информацией, связанной с рассмотрением, разъяснением, оценкой и сравнением конкурсных предложений, обладают только члены конкурсных комиссий, приглашенные ею эксперты и консультанты, представители структурного подразделения, отвечающего за организацию и проведение закупок и внутреннего заказчика, другие лица и органы, имеющие право, согласно действующему законодательству на ознакомление с данной информацией. 

32. Каждый работник Национального банка, которому в силу выполнения своих функциональных обязанностей стала известна информация о закупках обязан сохранять коммерческую тайну, соблюдать принятые в Национальном банке требования к обеспечению конфиденциальности информации и использовать соответствующие сведения исключительно в интересах Национального банка. 

33. Члены конкурсных комиссий, эксперты, консультанты и представители структурного подразделения, ответственного за организацию и проведение закупок, и внутреннего заказчика, не должны разглашать сторонним/третьим лицам, в том числе коллегам и родственникам сведения, составляющие конфиденциальную информацию о закупках, которые становятся ему известны в процессе выполнения функциональных обязанностей. 

34. Недопустимо использование членами конкурсных комиссий, экспертами, консультантами и работниками структурного подразделения, ответственного за организацию и проведение закупок, и внутреннего заказчика, коммерческой тайны для занятия любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести материальный или иной ущерб Национальному банку. 

35. По прекращении трудовых отношений работников с Национальным банком все носители информации и служебные материалы о закупках, которые находились в распоряжении данного работника в связи с выполнением функциональных обязанностей во время работы, подлежат передаче непосредственному руководителю или иному уполномоченному лицу. 

36. В случае, если представителем внутреннего заказчика или техническим координатором по закупкам ошибочно направлена конфиденциальная информация, то представитель внутреннего заказчика или технический координатор по закупкам незамедлительно отправляет письмо контрагентам (поставщикам, подрядчикам), о запрете разглашения указанной конфиденциальной информации. 

 

Глава 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК 

 

37. Целями системы внутреннего контроля в осуществлении закупок Национальным банком являются: 

- повышение эффективности закупок Национального банка в целом; 

- минимизация рисков и потерь при осуществлении закупок; 

- предупреждение, а также в случае необходимости оперативное выявление и пресечение нарушения законодательства на всех стадиях закупочного процесса. 

38. Внутренняя система контроля закупок Национального банка осуществляется в виде следующих последовательных шагов: 

- планирование, определение объема, структуры и стоимости потребностей Национального банка, а также контроль затрачиваемых средств; 

- контроль за правомерностью выбора участника закупки победителем; 

- контроль над заключением договора в соответствии с условиями закупки; 

- контроль за надлежащим и своевременным исполнением договора; 

39. Общее управление закупками включает в себя весь процесс работы, начиная с планирования закупок, заканчивая исполнением всех обязательств контрагентом (поставщиком, подрядчиком) согласно заключенному договору о закупке. 

40. Выбор контрагента (поставщика, подрядчика) осуществляется на основе анализа/мониторинга рынка, качественных характеристик товаров/работ/услуг, оценки опыта работы, финансовых, коммерческих, производственных и технических возможностей контрагента (поставщика, подрядчика), оптимального ценового предложения и других инструментов/показателей.  

41. Конкурсная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя Национальному банку принимать необходимые юридические меры в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения или нарушения контрагентом (поставщиком, подрядчиком) условий договора о закупке. Национальный банк при осуществлении закупок заключает с контрагентом (поставщиком, подрядчиком) необходимые договора, регулирующие права и обязанности каждой стороны, условия/ограничения и др.  

42. После заключения договора о закупке внутренний заказчик осуществляет мониторинг его исполнения, главная цель которого состоит в обеспечении своевременного надлежащего исполнения всех обязательств контрагента (поставщика, подрядчика) и в выявлении проблем на ранней стадии.  

43. В целях мониторинга исполнения, а также выявления недостатков при осуществлении закупок, ГОЗ на выборочной основе осуществляет проверку соблюдения установленных требований независимо от размера пороговой суммы по закупкам, произведенными структурными подразделениями, являющимися бюджетными центрами Национального банка. Итоги проведенной работы представляются на рассмотрение Правлению Национального банка/курирующему ГОЗ члену Правления/заместителю Председателя Национального банка.  

44. Оценка процесса закупок, включая совокупность организационной структуры, распределения полномочий ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для закупочной деятельности, проводится на плановой основе соответствующей Службой.  

45. Требования к информационным системам, а также по предоставлению прав и передаче информации между структурными подразделениями Национального банка, участвующими в процессе закупок, определяются внутренней нормативной базой Национального банка. 

 

Глава 10. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ 

 

46. Настоящая Политика определяет следующие меры по противодействию коррупции в области закупок: 

- меры в сфере раскрытия соответствующей информации; 

- установление четких условий участия и правил проведения закупок; 

- создание объективных критериев в отношении принятия решений о закупках; 

- организация системы внутреннего контроля, использование принципа «четырех глаз», создание системы разграничения полномочий и ответственности работников Национального банка; 

- проверка репутации лиц при приеме на работу в Национальный банк и осуществление постоянного наблюдения; 

- ограничение доступа к информации; 

- проверка и анализ поступающей первичной документации, служащей основанием для проведения закупки, при необходимости сверка ее с имеющимися в Национальном банке нормативными актами; 

- проведение проверок со стороны уполномоченных лиц; 

- постоянная работа с претензиями третьих лиц, связанных с закупками Национального банка; 

- систематическое проведение обучения работников Национального банка, обеспечение изучения ими нормативных актов, используемых в деятельности Национального банка, соблюдение и исполнение требований этих документов работниками Национального банка; 

- формирование базы событий по операционным рискам структурных подразделений Национального банка. 

47. В целях минимизации коррупционных рисков должен применяться комплексный подход, т.е. сбалансированное использование всех методов противодействия на каждом этапе процесса закупок.  

 

Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

 

48. Ответственность за соблюдение требований настоящей Политики и других нормативных правовых актов Национального банка в части закупок возлагается на всех работников Национального банка, участвующих прямо или косвенно в процессе закупок. 

49. Инсайдеры и аффилированные лица Национального банка несут ответственность за своевременность и достоверность предоставляемой информации о себе и о лицах, входящих в круг родственников инсайдера, а также контролируемых ими юридических лицах в соответствии с настоящей Политикой.