Вернуться назад

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 21 августа 2019 года № 2019-П-33/43-6-(НФКУ) 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях, кредитных союзах и специализированных финансовых учреждениях Кыргызской Республики в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов 

(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-7, 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

Глава 1. Общие положения 

1. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях, не привлекающих депозиты, кредитных союзах и специализированных финансовых учреждениях Кыргызской Республики (далее - МФО, КС, СФУ), в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФТД/ЛПД). 

2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности МФО, КС, СФУ по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД (далее - орган финансовой разведки). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-7) 

3. В Положении используются следующие понятия: 

Внутренний контроль - совокупность мер, принимаемых МФО, КС, СФУ по выявлению операций (сделок), подлежащих контролю и сообщению, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с финансированием террористической деятельности и легализацией (отмыванием) преступных доходов. 

Идентификация - процедура установления идентификационных данных о клиенте и (или) бенефициарном владельце. 

Верификация - процедура проверки идентификационных данных клиента и (или) бенефициарного владельца. 

Понятие "Экстремистская деятельность" соответствует нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности". 

Бенефициарный владелец - физическое лицо (физические лица), которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет правом собственности или контролирует клиента либо физическое лицо, от имени или в интересах которого совершается операция (сделка). 

Публичные должностные лица - одно из следующих физических лиц: 

а) иностранное публичное должностное лицо - лицо, выполняющее или выполнявшее значительные государственные или политические функции (публичные функции) в иностранном государстве (главы государств или правительств, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, государственных органах, предприятиях или учреждениях, видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий); 

б) национальное публичное должностное лицо - лицо, занимающее или занимавшее политическую и специальную государственную должность в Кыргызской Республике, предусмотренную Реестром государственных и муниципальных должностей, утвержденным Президентом Кыргызской Республики, а также высшее руководство государственных корпораций, видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий; 

в) публичное должностное лицо международной организации - высшее должностное лицо международной организации, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (руководители, заместители руководителей и члены правления международной организации или лица, занимающие эквивалентные должности в международной организации). 

Близкие родственники - родители, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, в отношении которых публичное должностное лицо несет финансовые затраты в части покрытия расходов на проживание, образование, здравоохранение и другие необходимые расходы. 

Высокорискованные страны - государства и территории (образования), которые не применяют или применяют в недостаточной степени международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также оффшорные зоны. 

Программа внутреннего контроля - внутренние меры, процедуры и системы контроля, применяемые МФО, КС, СФУ, в целях исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. 

Риск-ориентированный подход - применение усиленных мер при наличии высокого уровня риска или упрощенных мер при наличии низкого уровня риска в соответствии с установленными процедурами управления рисками (выявление, оценка, мониторинг, контроль, снижение степени риска). 

Санкционный перечень - перечень физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения. 

Санкционный перечень включает в себя: 

а) сводный санкционный перечень Кыргызской Республики; 

б) сводный санкционный перечень Совета Безопасности ООН. 

Порядок формирования и опубликования санкционного перечня предусмотрен в Положении "О перечнях физических лиц и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности, распространении оружия массового уничтожения и легализации (отмывании) преступных доходов", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

Глава 2. Программа внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД 

4. МФО, КС, СФУ необходимо разработать соответствующую программу внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД. Данная программа является частью системы внутреннего контроля МФО, КС, СФУ и подлежит обязательному и полному соблюдению МФО, КС, СФУ. 

5. МФО, КС, СФУ применяют программу внутреннего контроля для выполнения следующих основных обязанностей: 

1) осуществление мер по выявлению, оценке, мониторингу, управлению, снижению и документированию рисков; 

2) осуществление мер надлежащей проверки клиентов; 

3) применение целевых финансовых санкций и приостановление операций (сделок); 

4) применение мер в отношении высокорискованных стран; 

5) своевременное представление в орган финансовой разведки информации и документов, а также сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению; 

6) обеспечение хранения сведений и документов об операциях (сделках), а также информации, полученной по результатам надлежащей проверки клиентов; 

7) обеспечение конфиденциальности сведений; 

7-1) проведение мониторинга применения программы внутреннего контроля и внутренних документов МФО, КС и СФУ в сфере ПФТД/ЛПД и при необходимости их совершенствование и расширение; 

8) обеспечение выполнения иных обязанностей, предусмотренных в законодательстве Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. 

5-1. МФО, КС и СФУ должны разработать и обеспечить реализацию программ внутреннего контроля их филиалами и представительствами, а также дочерними и зависимыми обществами, действующими на территории Кыргызской Республики и иностранного государства. 

В случае если законодательство иностранного государства не позволяет применять программы внутреннего контроля и требования законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД, филиалы и представительства, а также дочерние и зависимые общества МФО, КС и СФУ применяют необходимые меры по управлению рисками и сообщают об этом в Национальный банк. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

Глава 3. Полномочия и обязанности сотрудника, ответственного за реализацию программы внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД 

6. В МФО, КС, СФУ должен быть назначен сотрудник, ответственный за разработку и реализацию программы внутреннего контроля по соблюдению законодательства по ПФТД/ЛПД (далее - ответственный сотрудник). Ответственный сотрудник не может совмещать функции внутреннего аудитора/ревизионной комиссии/лица, ответственного за оценку эффективности внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД, за исключением МФО, КС, СФУ, в котором работает один человек. 

Один и тот же ответственный сотрудник МФО, КС, СФУ направляется для прохождения обучения не менее одного раза в три года. При этом ответственный сотрудник должен знать действующее законодательство по вопросам ПФТД/ЛПД. 

7. Ответственный сотрудник в целях соблюдения законодательства по ПФТД/ЛПД выполняет следующие задачи: 

1) исключение вовлечения МФО, КС, СФУ и участия их работников в совершении преступных (незаконных) деяний; 

2) эффективная реализация законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД; 

3) содействие органу финансовой разведки и Национальному банку в выполнении задач и функций, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. 

8. Ответственный сотрудник в целях соблюдения законодательства по ПФТД/ЛПД осуществляет: 

1) разработку и представление наблюдательному или исполнительному органу управления МФО, КС, СФУ проектов программ внутреннего контроля и иных внутренних документов в сфере ПФТД/ЛПД, в том числе методологии оценки рисков и процедур управления рисками; 

2) организацию реализации программ внутреннего контроля; 

3) мониторинг надлежащей проверки клиента и иных участников операций (сделок); 

4) мониторинг и анализ операций (сделок) клиента; 

5) принятие решения о признании операции (сделки) подозрительной и направление сообщения о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки, с последующим уведомлением исполнительного органа; 

6) представление в орган финансовой разведки сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД; 

7) оказание содействия уполномоченным представителям Национального банка при проведении ими проверки деятельности МФО, КС, СФУ по вопросам соблюдения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД; 

8) представление наблюдательному или исполнительному органу управления МФО, КС, СФК (при наличии) письменного отчета о результатах реализации программ внутреннего контроля. Порядок текущей отчетности ответственного сотрудника определяется внутренними документами МФО, КС, СФУ; 

9) организацию обучения и консультаций сотрудников, которые участвуют в реализации программы внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД, доводит до их сведения необходимую информацию, относящуюся к области ПФТД/ЛПД. 

Глава 4. Порядок документального фиксирования и хранения информации 

9. МФО, КС, СФУ фиксирует информацию и собирает документы по идентификации, верификации и изучению клиента, а также по установлению бенефициарного владельца, а также по операциям (сделкам), подлежащим контролю и сообщению в целях ПФТД/ЛПД, таким образом, чтобы собранная информация была достаточной для восстановления деталей отдельных операций (сделок) с целью представления соответствующих доказательств при их рассмотрении и расследовании. 

МФО, КС, СФУ формирует и направляет в орган финансовой разведки сообщения об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению, указанных в пункте 29 настоящего Положения, независимо от суммы, совершенной или совершаемой операции (сделки), за исключением операций (сделок) наличными денежными средствами, пороговая сумма по которым устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики. 

МФО, КС, СФУ обеспечивает представление сообщения в следующие сроки: 

1) сообщение о подозрительной операции (сделке) - в течение 5 (пяти) часов с момента признания в установленном порядке операции (сделки) подозрительной; 

2) сообщение об операции (сделке) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня совершения такой операции (сделки); 

3) сообщение об операции (сделке), совершенной физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня совершения таких операций (сделок); 

4) сообщение об операции (сделке) с наличными денежными средствами - в течение 3 (трех) рабочих дней со дня совершения такой операции (сделки); 

5) сообщение об операции (сделке) с безналичными денежными средствами - по запросу органа финансовой разведки в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения запроса; 

6) сообщение об операции (сделке), совершенной публичными должностными лицами, - в течение 3 (трех) рабочих дней со дня ее совершения. 

Сообщения направляются в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями Положения "О порядке представления информации и документов в орган финансовой разведки Кыргызской Республики", утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-7) 

10. Копии документов и записи, относящиеся к идентификации клиента и установлению бенефициарного владельца, должны храниться в течение не менее 5 (пяти) лет после прекращения обязательств между МФО, КС, СФУ и клиентом/участником. Оригиналы или копии документов по операциям и сделкам, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, должны храниться в течение не менее 5 (пяти) лет после совершения соответствующих операций и сделок. 

11. Копии всех отправленных в орган финансовой разведки сообщений о подозрительной операции (сделке), а также подлежащих контролю и сообщению должны храниться ответственным сотрудником не менее 5 (пяти) лет с даты составления отчета (сообщения). 

12. МФО, КС, СФУ необходимо обновлять сведения, полученные в результате идентификации, верификации и изучения клиента, а также установления бенефициарного владельца, периодически, не реже одного раза в год в случаях, когда МФО, КС, СФУ оценивает риск осуществления клиентом финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, как высокий, и в иных случаях - не реже одного раза в три года. 

Глава 5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД 

13. МФО, КС и СФУ должны иметь процедуры оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД. 

14. Оценка адекватности программы и процедур требованиям законодательства по ПФТД/ЛПД, а также оценка эффективности и надежности внутреннего контроля в целях соблюдения законодательства по ПФТД/ЛПД осуществляются внутренним аудитором/ревизионной комиссией/лицом, ответственным за оценку системы внутреннего контроля в МФО, КС, СФУ. 

В случае отсутствия внутреннего аудитора/ревизионной комиссии/лица, ответственного за оценку системы внутреннего контроля в МФО, КС, СФУ, оценка адекватности программы и процедур требованиям законодательства по ПФТД/ЛПД проводится внешним аудитором МФО, КС, СФУ. 

Общая оценка адекватности программы и процедур, а также оценка эффективности и надежности правил внутреннего контроля в целях соблюдения законодательства ПФТД/ЛПД, осуществляются на постоянной основе, в зависимости от уровня риска операций, но не менее одного раза в год. 

15. Результаты оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД представляются исполнительному органу и органу управления, уполномоченному уставом утверждать программу внутреннего контроля. 

Нормы, указанные в настоящем пункте, не распространяются на МФО, в котором одно и тоже лицо является ответственным сотрудником, руководителем и участником/акционером МФО. 

Глава 6. Риск-ориентированный подход при проведении надлежащей проверки клиента 

16. МФО, КС и СФУ при проведении надлежащей проверки клиента применяют усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с использованием риск-ориентированного подхода. 

16-1. МФО, КС и СФУ обязаны оценивать, определять, документально фиксировать и постоянно обновлять свои риски по клиентам, странам, продуктам, услугам, операциям (сделкам) и каналам поставки в целях распределения ресурсов и снижения рисков. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

17. МФО, КС и СФУ обязаны классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска (высокий и низкий). Для определения уровня риска необходимо как минимум принимать во внимание вид деятельности клиента и местонахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. Типичные критерии высоких и низких рисков устанавливаются и публикуются органом финансовой разведки. 

МФО, КС и СФУ могут разрабатывать и применять критерии средних рисков. 

18. МФО, КС и СФУ необходимо уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении клиентов, относящихся к категории клиентов, подверженных более высокому риску. 

К видам деятельности клиента, подверженным более высокому риску осуществления финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций, могут быть отнесены: 

- деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями и занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме, по чекам, инкассацией денежных средств; 

- деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в высокорискованных странах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ; 

- деятельность клиентов-нерезидентов, в том числе иностранных публичных должностных лиц; 

- деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной деятельностью, предметов искусства и антиквариата; 

- торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; 

- деятельность юридических лиц, осуществляющих операции преимущественно в наличной форме (крупные торговые комплексы, рестораны, автозаправочные станции и т.п.); 

- деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих операции брокеров и дилеров (купля продажа ценных бумаг, иностранной валюты и др.). 

19. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучить клиента, МФО, КС и СФУ оценивается уровень риска осуществления клиентом возможной легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности. Заключение о данной оценке подшивается в досье клиента. 

20. МФО, КС и СФУ необходимо уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций МФО, КС и СФУ, подверженных высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

21. При обслуживании иностранных публичных должностных лиц МФО, КС и СФУ должны: 

- использовать систему инструментов для определения того, является ли клиент или бенефициарный владелец публичным должностным лицом; 

- получить письменное разрешение исполнительного органа управления МФО, КС или СФУ для установления или продолжения (для существующих клиентов) деловых отношений с публичным должностным лицом; 

- установить источник происхождения денежных средств или иного имущества иностранного публичного должностного лица; 

- проводить постоянный и углубленный мониторинг деловых отношений, в том числе операций (сделок), осуществляемых иностранным публичным должностным лицом, в порядке, установленном для клиентов высокого риска; 

- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных публичных должностных лицах. 

МФО, КС или СФУ должны применить вышеуказанные меры в отношении членов семьи и близких лиц (близкие родственники, деловые партнеры и официальные представители) иностранного публичного должностного лица. 

22. Меры, указанные в пункте 21, применяются также в отношении национальных публичных должностных лиц и публичных должностных лиц международных организаций, а также их семей и близких лиц, в случае определения высокого риска в отношении с такими лицами. 

23. При выявлении национальных публичных должностных лиц МФО, КС или СФУ фиксирует полученные сведения в электронном формате, согласно форме анкеты публичного должностного лица, установленной Кабинетом Министров Кыргызской Республики, и в течение 3 (трех) рабочих дней направляет в орган финансовой разведки информацию, зафиксированную в анкете национального публичного должностного лица, по электронным каналам связи. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-7) 

24. МФО, КС или СФУ может использовать открытые источники информации для установления, мониторинга, проверки информации в отношении публичных должностных лиц. 

25. В МФО, КС или СФУ должно быть обеспечено соблюдение всех процедур, разработанных в целях осуществления надлежащего контроля риска финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, связанных с применением новых технологий, предполагающих осуществление операций (сделок) без непосредственного контакта с клиентом. 

26. В случае установления высокого риска МФО, КС или СФУ применяют следующие усиленные меры по надлежащей проверке клиента: 

1) сбор дополнительных идентификационных сведений и документов в отношении клиента из доступных и надежных источников информации, а также использование данных сведений при оценке риска, связанного с клиентом; 

2) сбор дополнительной информации о клиенте и бенефициарном владельце для глубокого понимания риска возможной вовлеченности такого клиента и бенефициарного владельца в преступную деятельность; 

3) запрос дополнительной информации у клиента относительно цели и предполагаемого характера деловых отношений, а также источника денежных средств клиента; 

4) проверка источников денежных средств клиента, используемых в рамках установления деловых отношений, для того, чтобы убедиться, что денежные средства не являются доходами от преступной деятельности; 

5) регулярное обновление идентификационных данных клиента и бенефициарного владельца с применением риск-ориентированного подхода, но не реже одного раза в год; 

6) запрос у клиента дополнительной информации, разъясняющей причину или экономический смысл запланированных или проведенных операций (сделок); 

7) получение разрешения исполнительного органа на установление или продолжение деловых отношений с клиентом, в случае установления его как: 

а) публичного должностного лица; 

б) клиента, зарегистрированного в высокорискованных странах; 

в) клиента - физического лица, отбывшего наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности; 

8) осуществление усиленного мониторинга деловых отношений путем ежедневного мониторинга операций (сделок), анализа информации, рассмотрения и учета назначения денежных средств, в том числе в ручном режиме, в целях выявления признаков подозрительных операций (сделок) и операций (сделок), не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, а также доведение результатов мониторинга до сведения ответственного сотрудника и исполнительного органа МФО, КС или СФУ. 

При этом МФО, КС и СФУ должно документально зафиксировать необходимость применения усиленных мер надлежащей проверки клиента для эффективного управления и (или) снижения рисков. 

Усиленные меры надлежащей проверки клиента также должны применяться к клиентам из высокорискованных стран. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

27. В случае установления низкого риска МФО, КС или СФУ применяет следующие упрощенные меры надлежащей проверки клиента: 

1) получение общей информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений; 

2) верификацию клиента и бенефициарного владельца после установления деловых отношений;  

3) сокращение частоты обновления идентификационных данных клиента и бенефициарного владельца; 

4) мониторинг операций (сделок) клиента в сокращенной форме с использованием автоматизированной системы проверки операций (сделок) на основе лимита, определяемого МФО, КС или СФУ. 

Не допускается применение упрощенных мер по управлению и снижению рисков при наличии подозрений в осуществлении клиентом финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

Глава 7. Выявление операций (сделок), подлежащих контролю и сообщению 

28. МФО, КС или СФУ должен быть определен порядок проверки деятельности клиентов на предмет наличия критериев и признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

28-1. МФО, КС, СФУ обязаны определять и оценивать риски, которые могут возникнуть в связи с разработкой и внедрением новых финансовых продуктов, услуг и технологий, а также новой деловой практики для существующих или новых финансовых продуктов, с использованием новых механизмов или развивающихся технологий. Данная оценка должна проводиться до внедрения или использования вышеуказанных продуктов, услуг, технологий и деловой практики. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 27 декабря 2023 года № 2023-П-12/82-7-(НПА)) 

29. Операция (сделка) с денежными средствами подлежит контролю и сообщению в орган финансовой разведки. 

К операциям (сделкам), подлежащих контролю и сообщению, относятся следующие операции (сделки): 

- подозрительные операции (сделки) в следующих случаях: 

1) если имеются подозрение или достаточные основания подозревать, что средства являются доходом, полученным преступным путем, в том числе от предикатных преступлений, или связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов; 

2) если имеются подозрение или достаточные основания подозревать, что средства связаны с финансированием: 

а) террористов и экстремистов; 

б) террористических и экстремистских организаций (групп); 

в) террористической и экстремистской деятельности. 

Сообщение о подозрительной операции (сделке), включая о попытке совершения подозрительной операции (сделки), должно направляться независимо от суммы, совершенной или совершаемой операции (сделки). Перечень критериев (признаков) подозрительных операций (сделок) формируются органом финансовой разведки; 

- операции (сделки) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран; 

- операции (сделки), совершенные физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности; 

- операции (сделки) с наличными денежными средствами; 

- операции (сделки) с безналичными денежными средствами. 

30. МФО, КС или СФУ обязан принять необходимые меры с целью проверки наличия в отношении клиента, бенефициарного владельца сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения, а также легализации (отмывании) преступных доходов. 

Указанные сведения содержатся в Санкционном перечне, а также в Перечне лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, ответственным за формирование и обновление которых является орган финансовой разведки. 

Сотрудники МФО, КС или СФУ, осуществляющие идентификацию клиентов и выявление операций, имеющих признаки подозрительных операций, в соответствии с порядком, определенным программой и процедурами МФО, КС или СФУ, должны информировать ответственного сотрудника о всех случаях выявленных операций, имеющих признаки подозрительных операций.