Регистрационный номер МЮ КР
35-07 от 23.03.2007 г.
Утверждено
постановлением Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
№ 7/2 от 14.02. 2007 г.
Положение
«О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях и кредитных союзах Кыргызской Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию
террористической или экстремистской деятельности»
(изменения и дополнения утверждены постановлением Правления НБКР
№41/3 от 14.10.2009 г., №11/2 от 10.04.2013 г., №7/2 от 10.02.2016 г., от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА))
1. Общие положения
1.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)).
1.2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях, не привлекающих депозиты, кредитных союзах и специализированных финансовых учреждениях Кыргызской Республики (далее - МФО, КС, СФУ) в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ПОД/ФТЭ).
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)).
1.3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) проводит инспектирование деятельности МФО, КС, СФУ по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ (далее – уполномоченный государственный орган).
1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающая под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (далее – Закон «О ПОД/ФТЭ»), то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом.
Внутренний контроль – совокупность мер, принимаемых МФО, КС, СФУ по выявлению операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности.
Идентификация – установление МФО, КС, СФУ данных на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом «О ПОД/ФТЭ».
Верификация - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые МФО, КС, СФУ, в целях внутреннего контроля.
Понятие «Экстремистская деятельность» соответствует нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности».
Бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) – это лицо:
- обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, и/или
- имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, и/или
- лицо, в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом.
Иностранные политически значимые лица - граждане иностранных государств, которым были предоставлены или предоставляются значительные государственные и политические функции в иностранном государстве (главы государств или правительств, высокопоставленные политические деятели, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, правоохранительных и фискальных органах, руководители и деятели политических партий и религиозных объединений), в том числе бывшие.
2. Политика внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности
2.1. МФО, КС, СФУ необходимо разработать соответствующую политику организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ, в соответствие с требованиями законодательства. Данная политика является частью общей политики организации системы внутреннего контроля МФО, КС, СФУ и подлежит обязательному и полному соблюдению МФО, КС, СФУ.
2.2. Политика МФО, КС, СФУ по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ должна определять, как минимум:
2.2.1. Порядок организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц по принятию решений, порядок взаимодействия и подотчетности и т.д.
2.2.2. Порядок идентификации, верификации и изучения МФО, КС, СФУ своего клиента/участника и установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) согласно Закону «О ПОД/ФТЭ», а также требования уполномоченного государственного органа.
2.2.3. Порядок определения и выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности и их проверки.
2.2.4. Порядок документального фиксирования информации, получаемой при осуществлении внутреннего контроля, а также порядок ее хранения и обеспечения конфиденциальности.
2.2.5. Порядок предоставления в уполномоченный государственный орган информации о подозрительных операциях (сделках), а также операциях (сделках) с денежными средствами или иным движимым или недвижимым имуществом, подпадающих под перечень критериев, в соответствии с которыми операции (сделки) подлежат обязательному контролю согласно требованиям, установленным законодательством по ПОД/ФТЭ.
3. Полномочия и обязанности сотрудника, ответственного за реализацию политики внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности
3.1. В МФО, КС, СФУ должен быть назначен сотрудник, ответственный за разработку и реализацию политики внутреннего контроля по соблюдению законодательства по ПОД/ФТЭ (далее – «ответственный сотрудник»). Ответственный сотрудник не может совмещать функции внутреннего аудитора/Ревизионной комиссии/лица, ответственного за оценку эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ.
3.2. Ответственный сотрудник в целях соблюдения законодательства по ПОД/ФТЭ выполняет следующие функции:
3.2.1. Разрабатывает и представляет на утверждение руководству МФО, КС, СФУ политику внутреннего контроля и доводит данную политику до сведения всех сотрудников, которые участвуют в ее реализации.
3.2.2. Обеспечивает реализацию политики внутреннего контроля и осуществляет мониторинг исполнения процедур в соответствии с политикой внутреннего контроля по соблюдению законодательства по ПОД/ФТЭ.
3.2.3. Регулярно в соответствии с политикой, представляет на рассмотрение высшего должностного лица/высшего исполнительного органа письменный отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля. При наличии конфликта интересов между высшим должностным лицом/высшим исполнительным органом и ответственным сотрудником, отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля должен представляться непосредственно высшему органу управления микрофинансовых организаций/кредитных союзов – общему собранию акционеров/ учредителям/ общему собранию участников.
3.2.4. Обеспечивает предоставление информации и сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
3.2.5. Предоставляет информацию и оказывает содействие уполномоченным представителям Национального банка при проведении ими инспекционных проверок деятельности МФО, КС, СФУ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Положением и внутренними документами МФО, КС, СФУ.
3.2.6. Организует обучение и консультирует сотрудников, которые участвуют в реализации политики по ПОД/ФТЭ, доводит до их сведения необходимую информацию, относящуюся к области ПОД/ФТЭ.
4. Порядок документального фиксирования и хранения информации
4.1. МФО, КС, СФУ фиксирует информацию и собирает документы по идентификации клиента и установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), а также по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю в целях ПОД/ФТЭ, таким образом, чтобы собранная информация была достаточной для восстановления деталей отдельных операций (сделок) с целью представления соответствующих доказательств при рассмотрении и расследовании.
4.2. Копии документов и записи, относящиеся к идентификации клиента и установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), должны храниться в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между МФО, КС, СФУ и клиентом/участником. Оригиналы или копии документов по операциям и сделкам, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, должны храниться в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих операций и сделок.
4.3. Копии всех поданных сообщений (отчетов) о подозрительной деятельности, переданных в уполномоченный государственный орган, должны храниться ответственным сотрудником не менее пяти лет с даты составления отчета (сообщения).
4.4. МФО, КС, СФУ необходимо обновлять сведения, полученные в результате идентификации, верификации и изучения клиента, а также установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), периодически, не реже одного раза в год в случаях, когда МФО, КС, СФУ оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, как высокий, и в иных случаях - не реже одного раза в три года.
5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ
5.1. В МФО, КС, СФУ должны быть процедуры оценки эффективности организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ.
5.2. Оценка адекватности политик и процедур требованиям законодательства по ПОД/ФТЭ, а также оценка эффективности и надежности внутреннего контроля в целях соблюдения законодательства по ПОД/ФТЭ осуществляются внутренним аудитором/ревизионной комиссией/лицом, ответственным за оценку системы внутреннего контроля в МФО, КС, СФУ.
5.3. Результаты оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ представляются высшему должностному лицу/высшему исполнительному органу и органу управления, уполномоченному уставом утверждать политику внутреннего контроля.
6. Определение уровня риска осуществления клиентом
легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования
террористической или экстремистской деятельности, а также операций,
имеющих признаки подозрительных операций
6.1. Процесс идентификации и изучения клиентов МФО, КС, СФУ включает определение уровня риска при осуществлении клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности с учетом требований, установленных законодательством Кыргызской Республики. Для определения уровня риска необходимо, как минимум, принимать во внимание вид деятельности клиента и место нахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента.
6.2. МФО, КС, СФУ необходимо уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении клиентов, относящихся к категории клиентов, подверженных более высокому риску. К видам деятельности клиента, подверженным более высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций, могут быть отнесены:
- деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями и занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме, по чекам, инкассацией денежных средств;
- деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ;
- деятельность клиентов-нерезидентов, в том числе иностранных политически значимых лиц;
- игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места)) дохода от участия в азартных играх в виде выигрыша и платы за их проведение);
- деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной деятельностью, предметов искусства и антиквариата;
- торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
- деятельность юридических лиц, осуществляющих операции преимущественно в наличной форме (крупные торговые комплексы, рестораны, автозаправочные станции и т.п.);
- деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих операции брокеров и дилеров (купля продажа ценных бумаг, иностранной валюты и др.).
6.3. К государствам (территориям), подверженным высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности могут быть отнесены:
- государства (территории), которые не применяют либо применяют в недостаточной степени рекомендации ФАТФ. Перечень таких государств (территорий) определяется уполномоченным государственным органом совместно с Центральным банком и иными надзорными органами;
- государства (территории), в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается уполномоченным государственным органом по согласованию с Центральным банком на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися ПОД/ФТЭ.
6.4. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучить клиента, МФО, КС, СФУ оценивается уровень риска осуществления клиентом возможной легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности. Заключение о данной оценке подшивается в досье клиента.
6.5. МФО, КС, СФУ необходимо уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций МФО, КС, СФУ, подверженных высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.
6.6. При обслуживании иностранных политически значимых лиц МФО, КС, СФУ необходимо провести следующие мероприятия:
- до установления отношений с иностранными политически значимыми лицами получить письменное разрешение высшего исполнительного органа МФО, КС, СФУ;
- принимать доступные меры по определению источников происхождения денежных средств иностранных политически значимых лиц;
- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных политически значимых лицах;
- уделять повышенное внимание операциям (сделкам) с денежными средствами или имуществом, осуществляемым иностранными политически значимыми лицами, их супругами и близкими родственниками в соответствии с Законом «О ПОД/ФТЭ».
6.7. В МФО, КС, СФУ должно быть обеспечено соблюдение всех процедур, разработанных в целях осуществления надлежащего контроля риска легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, связанного с применением новых технологий, предполагающих осуществление операций (сделок) без непосредственного контакта с клиентом.