Вернуться назад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

г.Бишкек, от 29 декабря 2023 года № 737/67-7 

Об утверждении Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы 

В целях дальнейшего увеличения доли безналичных платежей и расчетов, развития и расширения применения инновационных и цифровых финансовых услуг, достижения прозрачности денежного обращения и сокращения теневой экономики в Кыргызской Республике, в соответствии со статьями 13, 17, 31 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики», статьями 5, 9, 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Кабинет Министров Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики постановляют: 

1. Утвердить: 

1) Государственную программу по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы согласно приложению 1; 

2) План мероприятий по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы (далее - План мероприятий) согласно приложению 2. 

2. Государственным органам управления ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сводную информацию о ходе исполнения Плана мероприятий в Национальный банк Кыргызской Республики. 

3. Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, образованной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики «О создании Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике» от 25 апреля 2011 года № 189/11/4, обеспечить координацию работы по исполнению Плана мероприятий и на ежеквартальной основе рассматривать отчет о ходе его исполнения. 

4. Возложить персональную ответственность за своевременное и качественное исполнение Плана мероприятий на руководителей министерств, государственного комитета, административных ведомств, иных государственных органов управления. 

5. Государственным органам, органам местного самоуправления Кыргызской Республики (по согласованию) принять исчерпывающие меры по обеспечению возможности оплаты за предоставляемые государственные и муниципальные услуги с использованием инновационных способов (электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, QR-коды (двухмерный штрихкод) проведения платежей. 

6. Рекомендовать коммерческим банкам, операторам платежных систем и платежным организациям Кыргызской Республики: 

1) активизировать проведение мероприятий по расширению банковской и платежной инфраструктур в регионах Кыргызской Республики; 

2) принять меры по продвижению и популяризации среди населения инновационных способов проведения платежей (электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, QR-коды (двухмерный штрихкод); 

3) формировать тарифы на платежные услуги с учетом повышения их доступности для всех категорий населения. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики. 

8. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования. 

  

Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики 

 

Председатель Национального банка Кыргызской Республики 

А.Жапаров 

 

К.Боконтаев 

  

 

  

  

Приложение 1 

  

  

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА 

по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы 

Глава 1. Основные итоги реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов 

В целях обеспечения оптимального соотношения уровня наличных и безналичных расчетов в стране, прозрачности денежного обращения и снижения доли теневой экономики Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров) и Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) при содействии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с 2003 года поэтапно реализовывались Государственные программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов. 

В рамках реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2003-2008 годы была заложена основа для создания инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике. В результате проведенных реформ банковской и платежной систем были созданы платежные системы государственного значения. 

К 2008 году в Кыргызской Республике функционировали следующие платежные системы: 

- система пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей, предназначенная для обработки мелких и розничных межбанковских платежей; 

- единый межбанковский процессинговый центр (далее - ЕМПЦ) на базе закрытого акционерного общества «Межбанковский Процессинговый Центр» (далее - ЗАО «МПЦ»), на который возложены функции по расчетам на рынке розничных услуг за товары и услуги, реализация зарплатных проектов посредством использования национальной платежной карты «Элкарт»; 

- гроссовая система расчетов в режиме реального времени, предназначенная для проведения быстрых и окончательных расчетов по сделкам на финансовых рынках и другим крупным и срочным платежам. 

Реализация мероприятий Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы была направлена на достижение равновесного соотношения наличного и безналичного денежного обращения путем развития рынка розничных платежей, включая инновационные платежные инструменты, и повышение уровня проникновения банковских и платежных услуг в Кыргызской Республике. 

В рамках работы Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, созданной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка от 25 апреля 2011 года № 189/11/4 (далее - МВК), осуществлялась координация и контроль за реализацией Плана мероприятий Государственной программы на 2018-2022 годы со стороны министерств, ведомств, коммерческих банков. На заседаниях МВК рассматривались предложения по увеличению доли безналичных платежей и расчетов, обсуждались возникающие проблемы и пути их решения, в том числе вопросы, связанные с установкой банковского оборудования в регионах, оплатой медицинских услуг и штрафов за нарушения правил дорожного движения в безналичном порядке, продвижением нормативных правовых актов по безналичным расчетам и другие вопросы. 

Совместные усилия Национального банка, министерств, ведомств и коммерческих банков, а также мероприятия в рамках реализации Концепции развития цифровых платежных технологий в Кыргызской Республике на 2020-2022 годы, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-4-(ПС), оказали положительное влияние на увеличение безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, развитие национальной платежной системы, инфраструктуру по приему безналичных платежей и доступность платежных услуг для населения. Так, в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Государственной программы на 2018-2022 года достигнуты следующие результаты: 

- все бюджетные организации, получающие в рамках зарплатных проектов заработную плату на международные карты, были переведены на национальную платежную систему «Элкарт» с целью исключения передачи и обработки персональной информации за рубежом; 

- социальные выплаты через банковские платежные карты получали 360,7 тыс. человек (97,4 процента от общего количества получателей); 

- пенсии через счета в коммерческих банках получали 548,5 тыс. человек, что составляет 74,0 процента от общего количества пенсионеров; 

- в бюджетных организациях использовались 1145 карт «получателя бюджетных средств», по которым проведено 9935 транзакций на общую сумму 3282,3 млн. сомов; 

- в 387(1) отделениях почтовой связи Государственного предприятия «Кыргыз почтасы» установлены POS-терминалы для выплаты пенсий, пособий и заработных плат картодержателям, а также проведения платежей за коммунальные услуги, оплаты налогов и других платежей в регионах, не охваченных банковскими учреждениями; 

- все коммерческие банки Кыргызской Республики были подключены к ЗАО «МПЦ», в результате чего карты национальной платежной системы «Элкарт» выпускаются для населения и принимаются к обслуживанию в периферийных устройствах всех коммерческих банков. 

С 2018 года населению предоставлена возможность снимать наличные денежные средства с платежной карты на кассах торгово-сервисных предприятий через POS-терминалы по агентскому договору с коммерческими банками. Данный сервис позволяет удобно и быстро предоставлять доступ к деньгам для любого владельца банковской платежной карты, с одной стороны, и увеличить количество клиентов и их покупок для торгово-сервисных предприятий, с другой стороны. В настоящее время четырьмя коммерческими банками реализовывается проект по обналичиванию денежных средств с банковской платежной карты на кассах 89(2) торгово-сервисных предприятий, расположенных в регионах. 

Банками на постоянной основе проводились мероприятия по стимулированию держателей карт к проведению безналичных расчетов (дисконтные программы, маркетинговые акции, реклама, обновление тарифных планов, а также расширение перечня услуг, которые можно оплатить через интернет-банкинг и мобильный банкинг), по привлечению бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов к зарплатным проектам с предоставлением программ лояльности и других привлекательных условий для использования населением банковских платежных карт, электронных кошельков и дистанционных способов проведения платежей. Помимо этого, проводилась работа по созданию новых продуктов и пересмотру тарифных планов. 

Информирование банками населения о новых услугах и продуктах осуществлялось банками посредством размещения рекламы через различные источники информации как в самих учреждениях банка, так и через постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, организацию пресс-конференций, размещение рекламных модулей и публикацию статей на информационных ресурсах. 

Начиная с 2018 по 2022 год Национальным банком было выдано девять лицензий на осуществление деятельности оператора платежной системы и десять лицензий платежной организации. Так, по состоянию на конец 2022 года 24 юридических лица имеют лицензии Национального банка: 24 лицензии на право осуществления деятельности платежной организации и 23 лицензии на право осуществления деятельности оператора платежной системы. Из них 20 операторов платежной системы/платежных организаций расположены в городе Бишкек, один - в Чуйской области, три - в городе Ош и Ошской области. 

В целях расширения платежной инфраструктуры был принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 2 апреля 2018 года, предусматривающий освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Кыргызской Республики банковского оборудования. Во исполнение данного Закона между Национальным банком и коммерческими банками было подписано Соглашение о ввозе в республику банковского оборудования и за период с 2018 по 2022 год в страну завезен 971 банкомат, 12538 POS-терминалов, 1622 платежных терминала. 

В апреле 2022 года принята новая редакция Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», который не регулирует закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежит государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами. Под действие данного Закона не подпадают коммерческие банки с государственной долей, что облегчает им процедуры по закупке и установке банковского оборудования с учетом специфики их деятельности. 

Продолжалась работа по реализации постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по защите прав потребителей» от 23 декабря 2015 года № 869 об обязательной установке торгово-сервисными предприятиями POS-терминалов для приема оплаты за товары и услуги в безналичной форме. При этом в целях защиты прав потребителей, расширения способов оплаты в безналичной форме, актуализации и расширения перечня отдельных видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные и юридические лица обязаны установить оборудование для приема платежей в безналичной форме, были внесены соответствующие изменения. Согласно данному постановлению, потребители могут проводить оплату в торгово-сервисных предприятиях посредством банковской платежной карты, электронных денег и QR-кодов. 

По состоянию на конец 2022 года количество POS-терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях, достигло 13744 шт., тогда как на начало 2018 года количество POS-терминалов составляло 6646 шт. 

В целях информирования предпринимателей о порядке исполнения данного постановления и о праве картодержателей осуществлять оплату за товары и услуги в безналичной форме для хозяйствующих субъектов подготовлены и запущены в прокат социальные видеоролики на республиканских и региональных телеканалах, а также размещена информация на официальном интернет-сайте Национального банка. 

Для информирования населения об использовании платежных услуг и инновационных технологий Национальным банком совместно с Международной финансовой корпорацией разработано пять видеороликов на тему «Цифровые финансовые услуги», которые были размещены на сайте «Финсабат», а также транслировались на республиканских и региональных телеканалах. 

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию из-за пандемии COVID-19, Национальный банк в 2020 году принял меры к расширению возможностей участников платежного сектора при предоставлении дистанционных платежных услуг. В частности, были приняты нормативные правовые акты, представляющие возможность проведения идентификации и верификации клиентов в удаленном (дистанционном) режиме в соответствии с требованиями законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, были созданы условия для полноценного пользования услугами проведения платежей и платежных операций через электронные кошельки и мобильные приложения агентов платежных организаций без необходимости посещения отделения банка или платежной организации. 

По результатам выполнения комплекса мероприятий, направленных на увеличение доли безналичных платежей и расчетов, были достигнуты следующие показатели по платежной системе (Таблица 1). 

Таблица 1. Показатели по платежной системе(1) 

№ 

  

Прогноз 

Факт 

Прогноз 

Факт 

Прогноз 

Факт 

Прогноз 

Факт 

Прогноз 

Факт 

2018 г. 

2018 г. 

2019 г. 

2019 г. 

2020 г. 

2020 г. 

2021 г. 

2021 г. 

2022 г. 

2022 г. 

Системы расчетов с использованием карт 

Общее количество эмитированных платежных карт на конец года (тыс. шт.) 

2020,00 

2432,60 

2121,00 

2980,60 

2227,10 

3388,30 

2338,40 

3757,10 

2455,40 

5236,00 

Уровень проникновения банковских платежных карт в расчете на 1 человека (шт.) 

0,5 

0,58 

0,51 

0,7 

0,53 

0,78 

0,55 

0,85 

0,57 

1,17 

Количество операций, совершенных с использованием платежных карт (тыс. ед.) 

27350,80 

38000,00 

28718,40 

47703,40 

30154,30 

58542,40 

31662,00 

84210,70 

33245,10 

128314,10 

Среднее количество операций в расчете на 1 человека (ед.) 

6,7 

6,9 

11,2 

7,2 

13,5 

7,4 

19,1 

7,7 

28,6 

Объем операций, совершенных по платежным картам (млн. сомов) 

151212,10 

196241,70 

158772,70 

237860,70 

166711,30 

269792,80 

175046,90 

375103,00 

183799,20 

524663,10 

Средний объем операций с картами в расчете на 1 человека (сомов) 

35966,00 

46713,10 

37764,00 

55722,00 

39652,10 

62198,60 

41634,70 

85074,70 

43716,00 

117006,40 

Количество человек, приходящихся на 1 банкомат 

2598 

2654 

2396 

2493 

2209 

2337 

2056 

2308 

1930 

2197 

Количество человек, приходящихся на 1 POS-терминал (чел.) 

427 

418 

378 

384 

343 

359 

314 

337 

290 

276 

Системы расчетов с использованием электронных денег 

Количество пользователей электронных кошельков (тыс. чел.) 

696,8 

1209,00 

940,7 

1960,30 

1270,00 

3505,10 

1714,50 

4727,20 

2314,60 

5416,10 

Всего операций с использованием электронных денег (тыс. ед.) 

1582,60 

31032,30 

17470,90 

30038,70 

19218,00 

33899,20 

21139,80 

31741,10 

23253,80 

35686,80 

Общий объем транзакций, проведенных с использованием электронных денег (млн. сомов) 

9660,80 

29525,20 

10626,90 

44952,20 

11689,60 

61443,90 

12858,60 

85967,60 

14144,40 

98010,10 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1Численность взрослого населения на территории Кыргызской Республики (тыс. чел.) 

4071,80 

4201,00 

4132,90 

4268,70 

4194,80 

4337,60 

4257,80 

4409,10 

4321,60 

4484,10 

  

1В расчет взято население трудоспособного и старше трудоспособного возраста. 

Прогнозный показатель по численности взрослого населения по состоянию на конец 2022 г. 

Глава 2. Анализ текущей ситуации 

В рамках реализации стратегических целей цифрового развития страны Национальным банком проводились мероприятия, направленные на создание условий для развития цифровых финансовых услуг в платежной системе, предусмотренных в следующих стратегических документах: 

- Указ Президента Кыргызской Республики «О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года» от 12 октября 2021 года № 435; 

- Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему развитию финансового рынка» от 8 февраля 2021 года № 24; 

- План мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022-2023 годы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров от 12 января 2022 года № 2-р; 

- Концепция развития цифровых платежных технологий в Кыргызской Республике на 2020-2022 годы, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-4-(ПС), принятая в целях определения приоритетных направлений развития в сфере цифровых платежных технологий с учетом прогрессивного мирового опыта и реализации задач дальнейшего повышения эффективности, надежности и безопасности платежной системы, обеспечения к 2022 году гармоничного взаимодействия финансовых организаций, их клиентов, органов государственного управления и коммерческих организаций посредством электронных каналов коммуникаций. 

Для развития технологий открытых банковских интерфейсов (далее - API(3)) реализован трансграничный пилотный проект (далее - пилотный проект) по апробированию API для обеспечения цифрового взаимодействия финансовых организаций на пространстве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). От Кыргызской Республики в пилотном проекте приняли участие три коммерческих банка. Целью пилотного проекта определено тестирование применения технологии информационных API по единому стандарту для обеспечения цифрового взаимодействия финансовых организаций на пространстве ЕАЭС, а также оценка потенциала развития технологий API для финансового рынка Кыргызской Республики, в том числе в рамках ЕАЭС. Завершена интеграция национальной платежной системы «Элкарт» с национальными платежными системами стран ЕАЭС. 

Реализован проект по выпуску бесконтактных банковских платежных карт «Элкарт NFC» («Элкарт Бесконтакт»), который позволяет совершать платежи без передачи карты постороннему лицу. Расширен спектр услуг через мобильное приложение «Элкарт Мобайл» национальной платежной системы «Элкарт», а также мобильное приложение «Элкарт Трейд» для торгово-сервисных предприятий, позволяющее принимать платежи за товары или услуги безналичным способом, в том числе с использованием QR-кода. 

В целях обеспечения межсистемной интеграции различных платежных систем и создания единого платежного пространства плательщикам для проведения платежей и переводов через QR-коды постановлением Правления Национального банка приняты изменения в Правила проведения платежей с использованием QR-кодов 2 июня 2022 года № 2022-П-14/35-4 и 24 августа 2022 года № 2022-П-14/53-4. Данные изменения устанавливают обязательные требования к приведению участниками платежной системы своих QR-кодов в соответствие с утвержденным Национальным стандартом Кыргызской Республики «Двухмерные символы штрихкода для осуществления финансовых платежей (Технические условия)», утвержденного приказом Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики от 15 апреля 2019 года № 18-СТ, присоединению их к оператору взаимодействия и обеспечению интероперабельности платежей при оплате с использованием QR-кода. В декабре 2022 года Национальным банком совместно с банками, ЗАО «МПЦ» и операторами платежных систем/платежными организациями завершены мероприятия по межсистемной интеграции платежных систем (банковские карты, электронные кошельки и мобильные приложения) и создано единое платежное пространство для проведения платежей и переводов с использованием QR-кода. Реализуется дорожная карта по развитию способов оплаты государственных и других платежей и переводов посредством QR-кодов, в рамках которой осуществляется прием платежей за государственные услуги паспортизации, регистрации/перерегистрации автотранспорта, регистрации актов гражданского состояния и получения водительских удостоверений. 

Для реализации единой цифровой финансовой онлайн-платформы в Кыргызской Республике 8 декабря 2021 года Национальным банком совместно с объединением юридических лиц «Союз банков Кыргызстана» подписана дорожная карта по созданию финансового маркетплейса. Постановлением Правления Национального банка от 2 июня 2022 года № 2022-П-14/35-3-(НПА) принято Положение «О регулировании доступа к финансовым услугам через финансовые платформы (маркетплейс) с использованием открытых программных интерфейсов в Кыргызской Республике». Положение определяет участников, которые могут стать операторами услуг финансовой платформы маркетплейс, и перечень услуг на данной платформе. 

Дополнительно установлены требования к оператору услуг финансовой платформы и поставщикам финансовых услуг, которые могут обмениваться информацией через открытые программные интерфейсы API. Согласно вышеуказанному Положению Национальным банком ведется реестр операторов услуг финансовой платформы (маркетплейса). 

Начата работа в рамках проекта по внедрению Системы быстрых платежей, разработаны технические требования к системе, что позволит произвести соответствующие мероприятия по совершенствованию платежной системы Кыргызской Республики. 

Кроме того, в целях создания благоприятных условий для населения, а также сокращения времени и издержек по внедрению инновационных банковских и платежных услуг и новых продуктов была запущена «регулятивная песочница». С 2020 по 2022 год три поднадзорные организации в рамках специального регулятивного режима осуществляли банковские операции, в частности эмиссию предвыпущенных ограниченно функциональных кредитных карт «Элкарт» для выдачи кредитов в безналичной форме, эквайринг банковских карт, прием и обслуживание платежей с использованием QR-кода, а также выпуск (эмиссия) и погашение собственных электронных денег и выпуск (эмиссия) платежных карт для доступа к электронным кошелькам. В 2022 году тестирование одной поднадзорной организации решением Комитета по платежной системе Национального банка от 29 апреля 2022 года № 2022-ЗСД-КОМ-КПС-4/2 признано успешным. 

За 2021-2022 годы в целях информирования населения о преимуществах и удобстве использования цифровых платежных услуг и инновационных технологий Национальным банком разработаны и размещены на интернет-ресурсах Национального банка видеоматериалы о (об): 

- проведении бесконтактных платежей с платежными картами «Элкарт NFC»; 

- оплате с использованием QR-кода; 

- электронных кошельках; 

- использовании мобильного и интернет-банкинга, мобильного приложения «Элкарт Мобайл». 

В рамках реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года постановлением Правления Национального банка от 25 мая 2022 года № 2022-П-14/32-3-(ПС) утверждена Концепция цифрового сома, согласно которой цифровой сом будет дополнительной формой национальной валюты и будет эмитироваться Национальным банком в цифровой форме. Цифровой сом, как и наличные сомы, будет обязательством Национального банка. Предполагается, что цифровой сом будет использоваться наряду с наличными и безналичными сомами, выполняя все функции денег - средства обращения (платежа), меры стоимости и средства сбережения. 

Глава 3. Анализ проблем, препятствующих развитию безналичных платежей и расчетов 

В рамках реализации Государственной программы на 2018-2022 годы были созданы базовые условия для дальнейшего устойчивого роста безналичного денежного обращения. 

На сегодня населению доступны к использованию инновационные платежные инструменты, такие как электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, оплата платежей с помощью мобильных телефонов, через банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы, QR-коды (двухмерный штрихкод) и другие. 

В настоящее время рынок платежных услуг может предложить потребителям широкий выбор платежных сервисов, однако доля безналичных денег в общем обороте денежной массы значительно ниже, чем в развитых странах мира, где этот показатель достигает 80-90 процентов. По состоянию на 1 января 2022 года в Кыргызской Республике сложилось равновесное соотношение наличного и безналичного денежного обращения. Так, доля безналичных денег в экономике составила 50,7 процента, увеличившись с 2012 года на 21,1 процентных пункта. Данные показатели свидетельствуют о том, что больше половины денежной массы в экономике сконцентрированы в банковском секторе. 

В настоящее время наиболее востребованными платежными услугами для населения являются платежи и переводы с использованием банковских платежных карт, в том числе осуществляемых посредством систем дистанционного банковского обслуживания, а также расчеты с использованием электронных денег. 

В 2022 году с использованием банковских платежных карт проведено более 128,3 млн. операций на сумму 524,7 млрд. сомов, по сравнению с 2021 годом количество операций увеличилось на 52,4 процента, а объем операций вырос на 39,9 процента. Использование банковских платежных карт является наиболее быстрорастущим сегментом платежных услуг, который в период с 2012 по 2022 год увеличился более чем в 10 раз. 

Однако по-прежнему основную долю операций как по количеству, так и по объему операций с использованием банковских платежных карт занимают операции по снятию наличных денег, которые по итогам 2022 года составили 83,5 процента. Данные показатели свидетельствуют о том, что большинство держателей банковских карт все еще предпочитает использовать наличные деньги в повседневных расчетах. 

На каждого взрослого жителя Кыргызской Республики приходится 28 карточных платежей в год, в то время как в «безналичных» странах на душу населения приходится более 250 платежей в год. Для сравнения: в Российской Федерации доля безналичных платежей в розничной торговле по итогам 2020 года составила 70,3 процента, а на каждого жителя приходится более 300 карточных платежей в год. 

Тем не менее в Кыргызской Республике отмечается устойчивая тенденция к росту безналичных платежей, которые в среднем удваиваются каждые три года. 

Количество операций по оплате за товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях с использованием банковских платежных карт за 2022 год по сравнению с показателем 2021 года выросло на 82,2 процента, объем операций увеличился в 2,3 раза. 

В рамках настоящей Государственной программы на 2023-2027 годы основные усилия должны быть сосредоточены на повсеместном использовании различных платежных инструментов для роста безналичных платежей в розничной торговле. Прежде всего, примером отказа от наличных денег за оплату государственных и муниципальных услуг и перехода на безналичные платежи должно стать государство в лице государственных, муниципальных органов, государственных предприятий и учреждений. 

Причиной низкого уровня использования населением безналичных платежей главным образом являются следующие проблемы: 

1. Низкая заинтересованность населения в использовании безналичных платежей и инновационных платежных сервисов. 

На сегодня подавляющее большинство населения использует в повседневных покупках безналичные платежи лишь в качестве альтернативного варианта оплаты, предпочитая снимать наличные деньги в банкоматах. Во многих случаях выбор потребителей в пользу наличных денег является привычкой, а в некоторых случаях обусловлен другими факторами, в том числе отсутствием возможности приема безналичных платежей в торговых точках или недоверием к современным платежным средствам. 

2. Нежелание субъектов предпринимательства переходить на безналичные расчеты. 

Переход на безналичные расчеты для предпринимателей сопряжен с невозможностью сокрытия доходов от налоговых органов, в связи с этим предприниматели предпочитают прием наличной оплаты. 

3. Недостаточно развитая платежная инфраструктура для приема безналичных платежей в регионах страны. 

Торгово-сервисные предприятия, в которых можно расплатиться в безналичной форме, расположены в основном в крупных городах страны. В регионах страны все еще сохраняется низкий уровень проникновения банковских услуг и доступа населения к финансовым услугам. При этом необходимо отметить, что 65 процентов населения страны проживает в сельской местности. 

4. Функциональная несовместимость различных платежных систем. 

Функциональная совместимость платежных систем обеспечивает простой, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты и переводов денежных средств между пользователями различных систем. Однако в силу технических и экономических причин участники платежных систем не выражают заинтересованности в обеспечении функциональной совместимости с другими системами. Это, в свою очередь, создает неудобства конечным пользователям при переводе денежных средств и оплате за товары/услуги, являясь одной из причин ухода в наличный оборот. 

5. Отсутствие надлежащего государственного контроля за наличием в торговых точках оборудования для приема безналичных платежей. 

Статьей 318 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях установлена ответственность за отсутствие у продавцов оборудования, предназначенного для осуществления безналичных платежей. Дела о правонарушениях рассматриваются уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей. Однако ограниченные ресурсы государственных органов не позволяют должным образом осуществлять государственный контроль за исполнением вышеотмеченных требований. 

6. Тарифная политика по банковским и платежным услугам, предлагаемая коммерческими банками. 

Прием оплаты в безналичной форме влечет за собой определенные расходы для предпринимателя. Так, при безналичном расчете продавец должен будет перечислить комиссию банку в размере от 0,5 до 2,5 процента от выручки в зависимости от платежной системы, что может стать существенной финансовой нагрузкой для малого бизнеса. 

7. Низкий уровень финансовой грамотности населения. 

Население Кыргызской Республики не в полной мере владеет базовыми финансовыми понятиями, информацией о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах. Без финансовых знаний и умений тяжело распоряжаться собственными средствами, качественно управлять и использовать различные финансовые продукты и услуги, что крайне необходимо в кризисных ситуациях. 

Принимая во внимание вышеуказанные проблемы, Кабинету Министров и Национальному банку необходимо продолжить дальнейшую реализацию Государственной программы с акцентом на развитие цифровых технологий, банковской и платежной инфраструктуры, внедрение платежных инструментов в сферах обслуживания, совершенствовать нормативную правовую базу, а также осуществлять контроль и мониторинг проводимых мероприятий по развитию безналичных платежей и расчетов в рамках Государственной программы на 2023-2027 годы. 

Глава 4. Цель и задачи 

Целью Государственной программы на 2023-2027 годы является дальнейшее увеличение доли безналичных платежей и расчетов путем развития цифровых платежных услуг на рынке розничных платежей, включая инновационные платежные инструменты, и повышения уровня проникновения банковских и платежных услуг в Кыргызской Республике. 

В рамках данной Государственной программы на 2023-2027 годы под инновационным способом оплаты понимается проведение платежей и переводов с использованием мобильных приложений коммерческих банков, операторов платежных систем/платежных организаций, в том числе и QR-кодов, электронных денег, бесконтактных карт, оплата с использованием NFC-технологий, мобильный банкинг, интернет-банкинг и другие. 

Основными задачами в рамках реализации Государственной программы на 2023-2027 годы являются: 

1) развитие и совершенствование новых цифровых платежных технологий: 

- повышение качества, доступности и разнообразия цифровых платежных услуг для населения; 

- применение мирового передового опыта в сфере цифровых платежных технологий; 

- создание благоприятных условий для населения при пользовании платежными услугами во всех регионах республики; 

- обеспечение развития в Кыргызской Республике услуг по осуществлению платежей/переводов в режиме реального времени между клиентами разных банков с текущих банковских/расчетных счетов; 

2) развитие и совершенствование дистанционного банковского обслуживания населения: 

- развитие технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе с привлечением агентской сети, и обеспечение их работы в режиме 24/7; 

- популяризация среди населения использования инновационных платежных технологий, позволяющих совершать платежи и расчеты без посещения отделений коммерческих банков; 

3) повышение уровня социального обслуживания населения и роста предпринимательской деятельности: 

- развитие межсистемной интеграции в рамках единого национального платежного и расчетного пространства для обеспечения физическим и юридическим лицам возможности проводить оплату государственных услуг, осуществления расчетов между субъектами с использованием таких доступных способов оплаты, как интернет-банкинг, оплата платежей с помощью мобильных телефонов, через банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы и т.д.; 

- создание условий и стимулирующих механизмов, в том числе налоговых, для перехода субъектов предпринимательства и населения на безналичные расчеты; 

- повышение уровня социального обслуживания населения за счет управления процессом предоставления льгот и пособий при проведении безналичных платежей через счета в коммерческих банках; 

- предоставление условий для активного роста предпринимательской деятельности в реальном секторе путем расширения инфраструктуры проведения безналичных расчетов и использования платежных карт, электронных кошельков, QR-кода и других инновационных технологий при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения в национальной валюте Кыргызской Республики; 

- создание условий для минимизации издержек физических и юридических лиц при получении услуг, оказываемых участниками платежных систем, а также снижение их операционных расходов при оказании данных услуг; 

4) создание и поддержание необходимого уровня безопасности безналичных платежей и расчетов: 

- обеспечение необходимого уровня безопасности функционирования цифровых технологий в платежном секторе; 

- совершенствование системы защиты прав потребителей платежных услуг; 

- охват регионов республики высокоскоростными каналами связи для проведения мгновенных платежей по всей территории республики; 

- усиление государственного контроля за субъектами предпринимательства в части обеспечения возможности безналичной оплаты за товары и услуги; 

5) повышение финансовой грамотности и популяризация безналичных форм расчета среди населения: 

- информирование населения о доступности, безопасности и надежности современных электронных платежных инструментов, средств платежа и технологий дистанционного банковского обслуживания; 

- реализация мер по популяризации безналичных форм расчета среди населения (социальные акции, рекламные акции, бонусные программы, кампании через средства массовой информации и др.); 

- создание участниками платежных систем и торгово-сервисными предприятиями более привлекательных условий для расчетов населением за приобретаемые товары и услуги в безналичной форме; 

- стимулирование торгово-сервисных предприятий и мотивирование их работников к принятию оплаты за товары и услуги преимущественно в безналичной форме; 

- активное вовлечение бизнес-структур в проведение платежей и расчетов в безналичной форме; 

- оптимизация тарифной политики на банковские и платежные услуги; 

6) совершенствование законодательной базы по платежной системе: 

- разработка нормативной правовой базы по регулированию цифровых, инновационных платежных услуг и обеспечению необходимого уровня безопасности; 

- совершенствование законодательной и нормативной базы в части налоговых платежей в целях стимулирования безналичных расчетов; 

- обеспечение равного участия Кыргызской Республики в едином платежном пространстве в рамках интеграционных объединений с другими странами с целью создания условий беспрепятственного перевода денежных средств, в том числе в рамках миграционных проектов. 

В рамках поставленных задач участники Государственной программы на 2023-2027 годы обеспечивают: 

- подготовку и реализацию планов мероприятий, программ развития; 

- разработку предложений по улучшению условий и механизмов финансовой поддержки данных мероприятий; 

- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников системы безналичных расчетов на территории Кыргызской Республики; 

- оказание содействия организации и реализации проектов; 

- ведение текущего контроля/мониторинга за реализацией существующих и пилотных проектов. 

Глава 5. Основные приоритетные направления 

Государственная программа на 2023-2027 годы предусматривает комплекс мероприятий по развитию инновационных и цифровых платежных услуг, что в перспективе приведет к увеличению доли безналичных платежей и расчетов и расширению инфраструктуры безналичных платежей, а именно: 

- развитию межсистемной интеграции между участниками платежного рынка для повышения доступности платежных услуг, соответствующих международным стандартам; 

- созданию Системы быстрых платежей, позволяющей переводить денежные средства между клиентами разных банков по простому идентификатору (номеру телефона, QR-коду и др.); 

- продвижению и популяризации платежей и переводов с использованием QR-кода; 

- развитию новых возможностей национальной платежной системы «Элкарт»; 

- развитию бесконтактных технологий при проведении расчетов в безналичной форме; 

- внедрению технологии обмена данными (API); 

- дальнейшему развитию рынка электронных денег; 

- интеграции информационных систем участников рынка платежных услуг с государственными информационными системами; 

- увеличению доли получателей, получающих пенсии, пособия, денежные компенсации и другие социальные выплаты со счетов Социального фонда Кыргызской Республики при Кабинете Министров на индивидуальные счета в коммерческих банках; 

- переводу заработной платы сотрудников всех учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов на банковские платежные карты; 

- обеспечению оплаты за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме посредством банковских карт, электронных кошельков и/или с использованием QR-кодов, платежных терминалов и других инструментов; 

- повышению объемов проведения регулярных платежей населения в регионах через счета в коммерческих банках посредством использования инновационных технологий (в том числе с использованием банковских платежных карт, электронных кошельков, QR-кодов, мобильного банкинга и др.); 

- оснащению регионов банковским оборудованием; 

- реализации требований по внутригосударственным платежам; 

- расширению инфраструктуры сети по обслуживанию банковских платежных карт, электронных кошельков, QR-кодов и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте Кыргызской Республики в безналичной форме; 

- охвату всей территории республики высокоскоростными каналами связи для расширения доступа к платежам и расчетам в безналичной форме. 

Глава 6. Ожидаемые результаты Государственной программы на 2023-2027 годы 

Реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой на 2023-2027 годы, позволит обеспечить: 

1) государству: 

- уменьшение теневого оборота наличных денег и увеличение налоговой базы; 

- увеличение доходной части государственного бюджета; 

- эффективное целевое использование средств государственного бюджета; 

- повышение результативности и эффективности исполнения государственного бюджета; 

- сокращение расходов, связанных с эмиссией наличных денег; 

- мобилизацию внутренних инвестиционных ресурсов; 

- повышение уровня финансовой грамотности населения; 

2) коммерческим банкам: 

- расширение спектра дистанционного обслуживания клиентов; 

- сокращение издержек, связанных с эмиссионно-кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег); 

- увеличение депозитной базы и аккумулирование денежных средств для инвестирования в реальный сектор экономики; 

3) организациям и предприятиям: 

- сокращение расходов на создание собственных внутрикорпоративных систем; 

- снижение расходов на работу с наличными денежными средствами (прием, хранение и транспортировка); 

- ведение более точного учета, финансового контроля и планирования; 

- прямые социальные отчисления; 

4) населению: 

- простой, широкий, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты; 

- широкий выбор банков и их агентов для получения платежных услуг; 

- широкий выбор традиционных и инновационных инструментов и способов осуществления платежей и денежных переводов вне зависимости от банков и систем и территориальной принадлежности. 

Глава 7. Прогнозные показатели 

Прогнозные показатели рассчитаны с учетом постоянной численности населения на территории Кыргызской Республики. Так, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики в 2017 году население Кыргызской Республики составляло 6,14 млн. человек. 

В период с 1 января 2018 года по 1 января 2023 года численность населения увеличилась на 780,9 тыс. человек (т.е. на 12,5 процента) и составила 7,04 млн. человек, из них численность экономически активного/трудоспособного населения составляет 4409 тыс. человек. 

В рамках реализации Государственной программы на 2023-2027 годы необходимо создать благоприятные условия для населения и привлечь трудоспособное население Кыргызской Республики к проведению платежей в безналичной форме. 

Помимо этого, планируется развитие банковской и платежной инфраструктуры в ориентировочных показателях, приведенных в Таблице 2. 

Таблица 2. Прогнозные показатели 

№ 

  

Прогноз 2023 г. 

Прогноз 2024 г. 

Прогноз 2025 г. 

Прогноз 2026 г. 

Прогноз 2027 г. 

Общее количество эмитированных платежных карт на конец года (тыс. шт.) 

5497,80 

5772,70 

6061,30 

6364,40 

6682,60 

Уровень проникновения банковских платежных карт в расчете на 1 человека (шт.) 

1,21 

1,24 

1,29 

1,33 

1,37 

Количество операций, совершенных с использованием платежных карт (тыс. ед.) 

134729,80 

141466,30 

148539,60 

155966,60 

163764,90 

Среднее количество операций в расчете на 1 человека (ед.) 

29,5 

30,5 

31,5 

32,5 

33,6 

Объем операций, совершенных по платежным картам (млн. сомов) 

550896,30 

578441,10 

607363,10 

637731,30 

669617,80 

Средний объем операций с картами в расчете на 1 человека (сомов) 

120803 

124723 

128770 

132948 

137262 

Количество человек, приходящихся на 1 банкомат 

2128 

2061 

1996 

1934 

1873 

Количество человек, приходящихся на 1 POS-терминал (чел.) 

267 

259 

251 

243 

235 

Количество пользователей электронных кошельков (ед.) 

5579 

5746 

5918 

6096 

6279 

10 

Всего операций с использованием электронных денег (тыс. ед.) 

36222 

36765 

37317 

37877 

38445 

11 

Общий объем транзакций, проведенных с использованием электронных денег (млн. сомов) 

99480 

100972 

102487 

104024 

105585 

  

1Численность взрослого населения на территории Кыргызской Республики (тыс. чел.) 

4560,30 

4637.80 

4716,70 

4796,80 

4878,40 

  

1В расчет взято население трудоспособного и старше трудоспособного возраста 

Глава 8. Финансовое обеспечение 

Реализация Государственной программы на 2023-2027 годы предусматривает финансирование за счет собственных средств коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций, выделение финансовых средств в рамках смет расходов государственных органов-исполнителей согласно внутриведомственным планам мероприятий. 

Дополнительно предполагается оказание финансовой, технической, консультационной и другой поддержки со стороны международных и региональных организаций. 

Глава 9. Мониторинг, оценка и контроль исполнения Государственной программы на 2023-2027 годы 

Реализация Государственной программы на 2023-2027 годы будет осуществляться посредством исполнения Плана мероприятий по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы (далее - План мероприятий). При этом министерства, государственный комитет, административные ведомства, местные государственные администрации и иные государственные органы должны разработать внутренний план мероприятий по исполнению Государственной программы на 2023-2027 годы. 

Мониторинг реализации Государственной программы на 2023-2027 годы Национальный банк будет проводить через сбор и обработку представленных данных участниками, задействованными в Плане мероприятий. 

Вопросы о ходе исполнения Плана мероприятий на ежеквартальной основе будут рассматриваться на заседаниях МВК. 

Государственная программа на 2023-2027 годы может корректироваться с учетом изменений в законодательстве Кыргызской Республики и проводимых экономических реформ в стране. 

______________________ 

(1) Информация о состоянии на конец 2022 года. 

(2) Данные о состоянии на конец 2022 года. 

(3) API (Application programming interface) - набор процедур, протоколов и инструментов для создания программных приложений. API определяет, как должны взаимодействовать программные компоненты. 

Открытые API (Open API) - технология, способствующая упрощению взаимодействия участников рынка, развитию инноваций, появлению новых сервисов и продуктов, благодаря предоставлению третьим сторонам возможности доступа к данным для безопасного обмена между информационными системами компании-поставщика и компаний-провайдеров с использованием унифицированных стандартов. 

 

 

 

  

  

Приложение 2 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 

по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы 

  

Мероприятия 

Форма реализации 

Ожидаемые результаты 

Источники финансирования 

Срок реализации 

Ответственные исполнители 

1. Обеспечение/совершенствование организационно-правового развития системы безналичных платежей и расчетов 

Совершенствование нормативной правовой базы по платежной системе Кыргызской Республики 

Разработка проектов нормативных правовых актов по регулированию цифровых, инновационных платежных услуг и обеспечению необходимого уровня безопасности 

Утверждены нормативные правовые акты, регулирующие оказание цифровых инновационных платежных услуг 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы (на постоянной основе) 

НБ 

Реализация мероприятий по утверждению требований к проведению внутригосударственных платежей 

Разработка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проведению внутригосударственных платежей 

Утверждены требования к проведению внутригосударственных платежей 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2024 годы 

НБ, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

Принятие мер по налоговому стимулированию использования безналичных платежей и расчетов 

Разработка и внесение на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в налоговое законодательство Кыргызской Республики» в части продления действия пониженной ставки налога с продаж при оплате за товары и услуги в безналичной форме. 

Установлена пониженная ставка налога с продаж при безналичной оплате за товары и услуги в ТСП 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

I квартал 2024 года 

МЭК, НБ 

Принятие мер для усиления мотивации организаций торговли (сервиса) к обеспечению оплаты населением за товары (работы, услуги) в безналичной форме посредством введения налоговых стимулов 

I квартал 2024 года 

МЭК, ГНС, по согласованию: КБ 

Усиление государственного контроля за субъектами предпринимательства в части обеспечения возможности безналичной оплаты за товары и услуги 

Разработка и внесение на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекта Закона о внесении изменений в законодательство Кыргызской Республики: 

- в части применения мер (наложение штрафа уполномоченным государственным органом) в отношении как продавца, так и покупателя за продажу/покупку движимого/недвижимого имущества, товаров и услуг за валюту, отличную от национальной; 

Разработаны и приняты нормативные правовые акты, направленные на усиление государственного контроля за субъектами предпринимательства в части обеспечения возможности безналичной оплаты за товары и услуги 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

I квартал 2024 года 

МЭК, НБ 

- в части применения мер (наложение штрафа уполномоченным государственным органом) в отношении продавца за отсутствие QR-кода для приема платежей за товары и услуги в безналичной форме; 

2024 год 

МЭК 

- в части наделения полномочиями органов местного самоуправления по рассмотрению дел, предусмотренных статьей 317 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях. 

2024 год 

МЭК, ГАГСМС 

Проведение регулярных выездных мониторингов (проверки) торгово-сервисных предприятий на предмет наличия и работы/применения оборудования (программно-технического устройства), предназначенного для приема платежей с использованием банковских платежных карт, электронных денег и QR-кода 

2023-2027 годы (на регулярной основе) 

САР, ГНС, НБ 

Повышение доверия населения к безналичным расчетам 

Разработка нормативного правового акта, регулирующего использование эскроу-счета при совершении сделок. 

Включение средств на эскроу-счете физических лиц в систему защиты депозитов 

Приняты соответствующие нормативные правовые акты 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2024-2026 годы 

НБ, МЭК, по согласованию: АЗД, КБ 

Увеличение доли безналичного оборота за счет снижения наличного денежного обращения 

Внесение изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики в части расширения применения безналичных расчетов при совершении сделок с недвижимым имуществом 

Утверждены требования в части проведения безналичных расчетов между продавцом и покупателем при совершении сделок с недвижимым имуществом 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

III квартал 2024 года 

МЭК, НБ 

Перевод на безналичные расчеты субъектов предпринимательства, осуществляющих лицензируемые виды деятельности 

Утверждение требования о наличии соответствующего оборудования для приема безналичных платежей за товары/услуги от покупателя/потребителя в безналичной форме к субъектам предпринимательства, осуществляющим лицензируемые виды деятельности и оказывающим услуги населению, за исключением лицензиатов, не имеющих технической возможности подключения соответствующего оборудования к сети интернет для приема безналичных платежей 

Субъекты предпринимательства, осуществляющие лицензируемые виды деятельности, принимают платежи за свои услуги в безналичной форме 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

I-II кварталы 2024 года 

органы-лицензиары, органы-регистраторы 

Создание условий для институционального развития рынка платежных услуг 

Проработка вопроса о внесении изменений в законодательство, предусматривающих возможность получения государственными предприятиями лицензии на право осуществления деятельности по приему платежей за товары и услуги посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах 

Государственным предприятиям предоставлена возможность получения лицензии на право осуществления деятельности по приему платежей за товары и услуги посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

I квартал 2024 года 

МЦР, НБКР, ГП 

2. Популяризация расчетов и платежей в безналичной форме среди населения 

Проведение мероприятий, стимулирующих граждан к использованию электронных платежных инструментов и системы дистанционного банковского обслуживания для оплаты за товары (работы, услуги) 

Проведение акций, бонусных программ и программ лояльности, направленных на популяризацию использования безналичных платежей. Проведение мероприятий по популяризации и приоритетному использованию сервисов, обеспечивающих проведение платежей с использованием мобильных устройств, в том числе QR-кода и других бесконтактных технологий (NFC и другие) 

Увеличены объем и количество безналичных платежей, совершаемых в ТСП 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы (на постоянной основе) 

НБ, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

2023-2027 годы (на регулярной основе) 

НБ, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

10 

Повышение финансовой грамотности и популяризация безналичных форм расчета среди населения 

Информирование населения о преимуществах и выгодах использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания (видеоролики, аудиоролики и публикации). 

Подготовлены информационные материалы по вопросам платежной системы (публикации, статьи, учебные материалы по платежной системе) 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы (на постоянной основе) 

НБ, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

Разработка и внедрение просветительских материалов по использованию безналичных платежей и расчетов в государственные программы образования 

2024 год 

МОН, НБ 

3. Совершенствование банковских и платежных услуг 

11 

Создание условий для минимизации издержек физических и юридических лиц при получении услуг, оказываемых участниками платежных систем, а также снижение их операционных расходов при оказании данных услуг 

Совершенствование тарифной политики оператора национальной платежной системы, участников платежной системы. Установка тарифов по розничным банковским продуктам с учетом категорий населения с невысокой оплатой труда, а также лиц, получающих социальные выплаты, пенсии и пособия 

Повышена доступность платежных услуг для населения 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы (на постоянной основе) 

НБ, по согласованию: ЗАО «МПЦ», КБ, ОПС/ПО 

12 

Создание и развитие Системы быстрых платежей Кыргызской Республики (24/7) 

Внедрение Системы быстрых платежей в Кыргызской Республике. 

Развитие инфраструктуры Системы быстрых платежей 

Обеспечена возможность мгновенной оплаты, вне зависимости от времени и места ее совершения, перевода денежных средств с банковских счетов (платежи между юридическими лицами, розничные платежи, переводы между физическими лицами) 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2024-2027 годы 

НБ, по согласованию: ЗАО «МПЦ», КБ 

13 

Развитие технологии открытых программных интерфейсов (API) для упрощения обмена данными 

Разработка проектов нормативных правовых актов по обязательному использованию API банками и операторами платежных систем 

Обеспечена возможность использования сторонних приложений, которые обращаются напрямую к банковским и платежным системам для получения информации по счетам, формирования и отслеживания платежей и другой информации 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2024-2027 годы 

НБ, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

4. Внедрение инновационных способов применения безналичных платежей и расчетов 

14 

Обеспечение приема платежей с использованием бесконтактных технологий (QR-код, NFC и другие) при проведении населением расчетов в безналичной форме (транспорт, крупные розничные/оптовые рынки, пункты общественного питания и т.д.) 

Оказание содействия ТСП по установке оборудования (программно-технического устройства) для приема безналичных платежей с использованием бесконтактных технологий (QR-код, NFC и другие) 

Расширен охват ТСП бесконтактными способами оплаты 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы 

НБ, МЭК, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

15 

Внедрение безналичной формы оплаты населением за образовательные и культурные услуги, медицинские и социальные услуги, услуги регистрации, выдачи справок, удостоверений и других документов, а также их копий и дубликатов, услуги исследования, анализа, оценки и экспертизы, предоставление информации, услуги печати, копирования и издания, обеспечение безопасности и хранения 

Заключение договорных отношений по установке оборудования (программно-технического устройства) для приема оплаты за государственные услуги в безналичной форме, а также с использованием платежных терминалов и иных устройств. 

Установка оборудования (программно-технического устройства) на кассах в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих услуги населению, для приема оплаты за государственные услуги в безналичной форме, а также с использованием платежных терминалов и иных устройств 

Обеспечена возможность оплаты за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

II квартал 2024 года 

МЭК, МВД, МОН, МТК, МЧС, МЗ, МТСОМ, МЦР, МЮ, МФ, МСХ, НАК, СФ, Нацстатком, по согласованию: КБ, ОПС/ПО 

16 

Обеспечение доступности дистанционных способов оплаты для лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Внедрение адаптивных технологий в целях предоставления возможности использования дистанционных способов оплаты для лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Улучшен доступ лицам с ограниченными возможностями здоровья к дистанционным способам оплаты 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы 

НБ, по согласованию: КБ, ПО 

5. Создание и поддержание необходимого уровня безопасности безналичных платежей и расчетов 

17 

Повышение квалификации специалистов в государственных и иных органах в области инновационных цифровых услуг и IT-безопасности, обмен информацией и опытом 

Проведение тренингов по вопросам реагирования на инциденты информационной безопасности, выявления и снижения рисков информационной безопасности в области платежной системы 

Снижены риски информационной безопасности в области платежной системы 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы (на постоянной основе) 

НБ, ГКНБ, МВД, МЦР, по согласованию: ГП 

18 

Обеспечение необходимого уровня безопасности функционирования цифровых технологий в платежном секторе 

Информирование и оперативное реагирование на кибератаки финансово-кредитных и небанковских организаций, мошенничества при использовании инновационных услуг 

Повышен уровень безопасности при предоставлении платежных услуг 

В рамках утвержденных бюджетов на соответствующие годы 

2023-2027 годы (на постоянной основе) 

НБ, ГКНБ, ГСФР, МВД, по согласованию: КБ 

  

Список сокращений 

  

АЗД 

Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики 

ГАГСМС 

Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики 

ГКНБ 

Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики 

ГНС 

Государственная налоговая служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики 

ГП 

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики 

ГСФР 

Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики 

ЗАО «МПЦ» 

закрытое акционерное общество «Межбанковский Процессинговый Центр» 

КБ 

коммерческие банки Кыргызской Республики 

МВД 

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики 

МЗ 

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики 

МОН 

Министерство образования и науки Кыргызской Республики 

МСХ 

Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики 

МТК 

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики 

МТСОМ 

Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики 

МФ 

Министерство финансов Кыргызской Республики 

МЦР 

Министерство цифрового развития Кыргызской Республики 

МЧС 

Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики 

МЭК 

Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики 

МЮ 

Министерство юстиции Кыргызской Республики 

НАК 

Национальная аттестационная комиссия при Президенте Кыргызской Республики 

Нацстатком 

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики 

НБ 

Национальный банк Кыргызской Республики 

ОПС/ПО 

операторы платежных систем/платежные организации 

САР 

Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики 

СФ 

Социальный фонд Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики 

ТСП 

торгово-сервисные предприятия