Вернуться назад

Пресс-релизы за 2004 год 

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Кыргызской Республики "Требования к банкам по работе с ценными бумагами", утвержденные Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики №6/5 от 27 марта 2004 года (регистрационный номер МЮ КР №53-04 от 27 апреля 2004 г.). 

Требования определяют порядок работы коммерческих банков Кыргызской Республики c рыночными ценными бумагами и устанавливают основные правила по разработке инвестиционной политики. Действие Требований также распространяется на Расчетно-сберегательную компанию (РСК) и Кыргызскую сельскохозяйственную финансовую корпорацию (КСФК). 

 Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что в НБКР приступили к исполнению обязанностей

· Жаныбеков Асан Токбаевич - начальник Отдела капитального строительства, с 4 мая 2004 г.;  

· Джаныбекова Садат Эмильбековна - начальник Управления банковских расчетов, с 11 мая 2004 г.  

 С 17 мая 2004 года Счетная палата Кыргызской Республики приступила к проверке Годового отчета НБКР за 2003 год. 

 2-6 мая 2004 года в Риме проходила Международная конференция "Currency Conference-2004", посвященная вопросам борьбы с фальшивомонетничеством, производству, обработке и уничтожению денег. На конференции присутствовали 453 делегата из 94 стран мира - представители центральных банков (47% участников), печатных компаний и бумажных фабрик (32% участников), ИНТЕРПОЛа и правоохранительных органов (10%), коммерческих банков и компаний по обработке денежной наличности (11%). Доклад "Информационно-образовательная кампания в странах с переходной экономикой: опыт Кыргызской Республики", представленный НБКР на конференции, вызвал большой интерес участников, как из стран ближнего зарубежья, так и других государств. Презентация НБКР получила высокую оценку организационного комитета конференции. Особо отмечены были видеоролики о защитных элементах банкнот национальной валюты, идея использования схемы распознавания защитных элементов банкнот на карманных календарях, сотрудничество с Общественным объединением преподавателей экономики. 

 В апреле 2004 года продолжается замедление темпов уровня инфляции. По данным Национального статистического комитета прирост индекса потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в апреле 2004 года составил 0,7 процента по сравнению с декабрем предыдущего года. Основным фактором роста общего уровня цен стал рост цен на хлеб, хлебобулочные изделия и мясо. Со стороны монетарных факторов, включая инфляционные ожидания населения, влияние на рост общего уровня цен было минимальным в результате укрепления обменного курса сома.  

таблица 1: Уровень инфляции в Кыргызской Республике (в процентах к декабрю предыдущего года) 

 

Апрель 

2003 

2004 

Индекс потребительских цен 

103,0 

100,7 

Продовольственные товары 

105,9 

101,6 

Непродовольственные товары 

99,0 

99,0 

Услуги 

101,2 

100,4 

Цены на продукты питания с начала года выросли на 1,2 процента. Продолжилось повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия (7,2 процента), начавшееся в 4 квартале прошлого года в результате низкого урожая и повышения региональных цен на пшеницу. Среди продуктов питания также выросли цены на молочные изделия, сыр и яйца (3,1 процента), масло и жиры (на 2,2 процента), мясо и мясные продукты (на 1,7 процента). Впервые отмечается снижение цен на овощи (17,9 процента), в результате высокого урожая овощей в 2003 году.  

Индекс цен на непродовольственные товары в январе-апреле 2004 года снизился на 1 процент, в результате снижения цен на горюче-смазочные материалы, в частности на бензин (-15,5 процента). Также снизились цены на медикаменты на 5 процентов. 

Индекс цен на платные услуги населению вырос на 0,4 процента, вследствие повышения тарифов на связь на 13,4 процента, цен на бытовые услуги - на 1,4 процента, на гостиничное обслуживание - на 1,3 процента. 

 За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 2 554,1млн. сомов, что выше средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 1 155млн. сомов (+5,4%), в том числе: 

· Объем платежей в клиринговой системе составил 690,7 млн. сом (+1,7%). Платежи по зачислению средств на счет Казначейства составили 20,3%, а по списанию со счетов Казначейства - 9,4% от общего объема клиринговых платежей. Платежи по зачислению средств на счета Социального фонда составляют 6,6%, по списанию - 0,3% от общего объема платежей.  

· Объем платежей в гроссовой системе составил 1 863,6 млн.сом (+20,9%), из которых 593,2 млн. сом (-61,5%) составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счет Центрального Казначейства составляют 11,8% от общего объема гроссовых платежей, а по списанию со счета Казначейства - 10,8%.  

Количество межбанковских платежей составило 21 740 платежей, что ниже средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 8 726 платежей (+2,4%), в том числе: 

· Количество платежей в клиринговой системе составило 21 023 платежей (+9,3%), из которых бюджетные платежи по зачислению средств на счет Казначейства составляют 37,4%, а по списанию средств - 7,5% от общего количества платежей. Платежи по зачислению средств на счет Социального фонда составили 14,5%, по списанию средств со счета Социального фонда - 0,3%;  

· Количество платежей в гроссовой системе составило 717 платежей (+7,8%), из которых 440 (-33,8%) - составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счета Центрального Казначейства составляют 7,9% от общего количества гроссовых платежей, а по списанию со счета Казначейства - 7,1%.  

 Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что вышел в свет второй номер "Нормативных актов НБКР" за 2004 год, в котором опубликованы: 

· Постановление Правления НБКР № 1/2 от 21 января 2004 г. "О периодическом регулятивном отчете микрокредитной компании и микрокредитного агентства" (Рег. Номер МЮ КР № 25-04 от 20.02.04 г.);  

· Постановление Правления НБКР № 2/2 от 4 февраля 2004 г. Об "Инструкции о проведении инспекторских проверок на местах" ( Рег. номер МЮ КР № 30-04 от 15.03.04 г.);  

· Постановление Правления НБКР №8/8 от 13 февраль 2002 г. "О Концепции обеспечения безопасности информационных систем в банковских учреждениях Кыргызской Республики".  

 Информация о работе с банками-банкротами 

Согласно информации, предоставленной Агентством "ДЕБРА", по состоянию на 1 мая 2004 г. по АКБ "Курулуш-Банк" погашено 67,7%, по АКБ "Инсан" - 61,5% и по АКБ "Меркюри" - 45,5% депозитов физических лиц. 

В ноябре 2003 г. было принято постановление Правительства Кыргызской Республики "О компенсации денежных средств вкладчиков обанкротившихся коммерческих банков" от 28.11.03 г. № 740, которое предусматривает компенсацию вкладчикам денежных средств, внесенных в банки АКБ "Инсан", АКБ "Меркюри" и АКБ "Курулуш-банк" в размере до 10 тыс. сом включительно путем переоформления вкладов в государственные ценные бумаги, со сроком погашения 7 лет и процентной ставкой 2% годовых. Сумма вклада, превышающая 10 тыс. сом будет погашаться согласно законодательству Кыргызской Республики. 

В настоящее время, в соответствии с вышеуказанным постановлением, Министерство финансов Кыргызской Республики, через Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов, производит подписание Соглашения между Министерством финансов КР и вкладчиком по компенсации вкладов. 

Переоформление вкладов в ценные бумаги будет осуществляться на добровольной основе, поэтому, в случае несогласия, вкладчик имеет право отказаться от компенсации вклада и получать выплаты по вкладу в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

 Информация о небанковских финансовых учреждениях 

За систематическое неисполнение предупредительных мер Финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов (ФКПРКС), в соответствии с рекомендациями ФКПРКС, Национальным банком Кыргызской Республики приостановлены действия лицензий следующих кредитных союзов (КС): 

· с 7 мая 7 июня 2004 г. - КС "Ак-Учук" Нарынской области, лицензия №419 от 14.08.02;  

· с 7 мая 7 июня 2004 г. - КС "Алты-Нур" Ошской области, лицензия №74 от 14.12.1998 г.;  

· с 11 мая по 11 июня 2004 г. - КС "Илек-Таш" Баткенской области, лицензия №307 от 01.10.2001 г.;  

· с 11.05.04 по 11.08.04 - КС "Ак-Балтыркан" Джалалабадской области, лицензия №272 от 11.07.2001 г.  

 Общественная приемная НБКР отвечает на ваши вопросы 

Национальный банк Кыргызской Республики начинают публикацию ответов на вопросы, поступившие во время выступления в "прямом эфире" Председателя НБКР У.Сарбанова, посвященного 11-летию введения национальной валюты и Дню банковского работника Кыргызской Республики, состоявшегося 10 мая 2004 года в студии "Замана" (КТР). 

Вопрос гр.Новикова В.В. из г.Бишкек: Намечается ли государством выпуск облигаций золотого займа? Раньше они выпускались под 3%. 

Ответ: По имеющейся в НБКР информации, Министерство финансов Кыргызской Республики не планирует выпуск облигаций золотого займа. Трехпроцентные облигации Государственного внутреннего выигрышного займа выпускались еще в советский период, в 1982г., а в 1993 г. в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики обменивались на облигации Государственного 15-процентного внутреннего выигрышного займа Кыргызской Республики. В соответствии с Законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Кыргызской Республики" от 1997 г. "восстановление ценности облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа СССР 1982 года производится путем выкупа у граждан облигаций Государственного 15-процентного внутреннего выигрышного займа Кыргызской Республики 1993 года, полученных населением при обмене с применением коэффициента 20". Уполномоченным органом в выплате восстановленной стоимости сбережений граждан является АООТ "Расчетно-сберегательная компания".  

В настоящее время Министерство финансов Кыргызской Республики в качестве одного из источников финансирования дефицита государственного бюджета использует выпуск государственных казначейских векселей (ГКВ), имеющих номинал 100 сом и срочность три, шесть и двенадцать месяцев. Выпуск ГКВ осуществляется еженедельно аукционным способом, при котором процентная ставка по ценным бумагам определяется на рыночной основе. Физические лица могут купить ГКВ как на первичном, так и на вторичном рынках, обратившись в любой из коммерческих банков - Первичных дилеров. Список Первичных дилеров, результаты аукционов, а также иную информацию о государственных казначейских векселях можно найти на сайте НБКРwww.nbkr.kg 

  

Вопрос гр.Мотушева Ж. из г.Нарын: Европейский банк выделил Национальному банку кредит на 1,5 млн. долл.США. В свою очередь, НБКР, добавляя свои проценты, увеличивает процентные ставки. 

Ответ: Прежде всего, необходимо принять во внимание, что кредитные линии, реализованные при непосредственном участии НБКР, уже полностью освоены и завершены по сроку, поэтому вопросы касательно возможности получения кредитов и их условий в рамках данных кредитных линий в настоящее время неактуальны. 

1,5 млн. долларов США, о которых упомянул гр. Мотушев Ж. в своем вопросе, являются технической помощью ЕБРР на организацию реализации кредитной линии. Средства данной технической помощи были предоставлены на грантовой основе и использованы для финансирования услуг иностранных консультантов, которые работали над внедрением кредитной линии в течение 2-х лет с 1995 по 1997 год. 

Следует отметить, что техническая помощь является одним из сопутствующих компонентов при реализации кредитных линий международных финансовых организаций (в том числе ЕБРР) и имеет строго определенные цели и задачи финансирования. 

Относительно процентов, которые были добавлены НБКР, и (как указано в вопросе) из-за которых была увеличена общая процентная ставка, выплачиваемая заемщиками по кредитам в рамках кредитных линий, реализованных через НБКР, необходимо отметить, что при выдаче кредитных средств по данным кредитным линиям максимальная процентная маржа НБКР составляет всего 1%, и установлена только с целью покрытия текущих операционных расходов НБКР при реализации кредитной линии. Данная процентная надбавка не оказывает существенного влияния на общую сумму средств, уплачиваемых в погашение процентов по кредитам. Основная доля процентной маржи - до 7%, устанавливается участвующими коммерческими банками, которые по условиям участия в кредитной линии берут на себя 100% риска по возврату кредитных средств