Вернуться назад

23 марта 2006 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики рассмотрены и приняты следующие документы: 

· "О внесении изменений и дополнений во Временное положение по организации работы с залогами НБКР" (постановление Правления №7/3). Дополнения и изменения внесены в целях снижения рисков, связанных с возможными колебаниями цен на предметы залога, принимаемые в обеспечение по кредитам последней инстанции и прочим кредитам, предоставляемым НБКР коммерческим банкам и финансово-кредитным учреждениям. Кроме того, внесены уточнения в определения порядка оценки залогов при выдаче кредитов в условиях возникновения особых ситуаций, когда вопрос выдачи кредитов должен быть решен в кратчайшие сроки. Новая редакция приводит Временное положение в соответствие с Законом КР "О залоге";  

· "О порядке определения цены продажи предметов залогового имущества, принятых НБКР в качестве обеспечения кредита" (постановление Правления №7/4). Данный нормативный документ определяет порядок, в соответствии с которым НБКР осуществляет реализацию предметов залогового имущества в виде нефинансовых активов, принятых в качестве обеспечения по кредитам последней инстанции и прочим кредитам, предоставленным НБКР коммерческим банкам и финансово-кредитным учреждениям;  

· "Об утверждении Положения "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам" (постановление Правления №7/5). Положение "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам" определяет основания и порядок применения мер воздействия в отношении кредитных союзов, полномочия НБКР по их применению, а также порядок досудебного обжалования кредитным союзом решений НБКР о применении мер воздействия;  

· "О Политике по надзору за платежной системой КР" (постановление Правления №7/8). Основной целью данной Политики является описание основных принципов осуществления надзора за платежными и расчетными системами, обоснование необходимости осуществления надзора, а также цель, предмет надзора, роль и функции НБКР, как центрального банка страны, по осуществлению надзора за платежной системой.  

Документы будут опубликованы в журнале "Нормативные акты НБКР" после их регистрации в Министерстве юстиции и размещены на веб-сайте НБКР.  

Кроме того, Правлением НБКР рассмотрены и приняты к сведению тенденции развития системы коммерческих банков КР за 2005 год (см. Приложение 1). 

Министерством юстиции Кыргызской Республики зарегистрировано постановление правления НБКР №4/2 от 8 февраля 2006 года "Об утверждении Положения о минимальных квалификационных требованиях, предъявляемых к должностным лица микрофинансовых компанияй, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" (Регистрационный номер МЮ КР №21-06 от 13.03.2006 года). Текст документа будет опубликован в журнале "Нормативные акты Национальнога банка Кыргызской Республики" и размещен на веб-сайте НБКР. 

В связи с тем, что со стороны собственников ОАО "Банк-Бакай" возникли вопросы по так называемым ограничениям по невозможности их участия в надзорных и контрольных функциях за деятельностью собственного учреждения, Национальный банк Кыргызской Республики информирует о нижеследующем. 

Требования к членам Совета директоров банка, на которые идет ссылка в тексте факса ОАО "Банк-Бакай" в адрес Агентства "АКИpress" от 20 марта 2006 года (следует отметить, что НБКР получателем данного факса не являлся) о том, что ":независимость означает, что членом Совета директоров банка не могут быть: 1) члены семьи акционера банка; 2) деловые партнеры акционера банка; 3) члены Совета директоров и акционеры другого банка" не соответствуют действительности, поскольку являются утратившими силу.  

С 9 декабря 2005 года вступили в силу изменения в Закон Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в КР", согласно которым большинство членов Совета директоров должны быть независимы (ст. 24 п. 8-2). Независимость членов Совета директоров означает, что:  

· лицо не является или не являлось в течение последних трех лет сотрудником или членом Правления банка и/или не является близким родственником указанных лиц;  

· лицо не является близким родственником значительного участника банка;  

· значительные коммерческие, деловые или финансовые отношения данного лица с банком и / или иным юридическим лицом, имеющим общие интересы с банком, не должны влиять на способность данного лица в принятии объективных решений в интересах банка.  

При этом вышеуказанные изменения не являлись дополнительными ограничениями. Необходимо отметить, что категоричность в отношении понятия независимости членов Совета директоров банка, присутствующая в предыдущей редакции вышеуказанной статьи Закона, была исключена во вступивших в силу с 9 декабря 2005 года изменениях в Закон.  

Исходя из вышеизложенного, НБКР считает, что существующие в настоящее время требования к независимости членов Совета директоров банка соответствуют международной практике и принципам корпоративного управления, и ни в коей мере не ущемляют права акционеров - остальных членов Совета директоров по участию в управлении банками, в которые они инвестируют свои капиталы. 

Национальный банк Кыргызской Республики совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики, Кыргызской Академией образования в рамках образовательной кампании приглашает учителей средних школ республики принять участие в конкурсе с целью разработки методики уроков по экономике с применением передовых методов преподавания для учащихся 10-11 классов. Условия конкурса опубликованы в Приложении №2 к настоящему Пресс-релизу и размещены на сайте НБКР в разделе "Разное".  

Национальный банк Кыргызской Республики информирует о том, что в свет вышел "Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики" №1/2006 на кыргызском и русском языках

За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 2 283,2 млн. сомов, что ниже среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 117,1 млн. сомов (-4,9% - в скобках указаны результаты сравнения со средним недельным значением предыдущего месяца), в том числе: 

· объем платежей в клиринговой системе составил 659,9 млн. сом (-15,6%);  

· объем платежей в гроссовой системе составил 1 623,3 млн. сом (0,3%), из которых 720,9 млн. сом (44,4 %) составляют электронные платежи. Платежи по зачислению средств на счет Центрального Казначейства составляют 13,8% от общего объема гроссовых платежей, а по списанию - 11,9%.  

Количество межбанковских платежей составило 22 133, что ниже среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 6 292 (-22,1%), в том числе: 

· количество платежей в клиринговой системе составило 21 396 (-22,4%);  

· количество платежей в гроссовой системе составило 737, что ниже среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 119 (-13,9%), из которых 514 (69,7%) составляют электронные платежи.  

 

"Общественная приемная НБКР" отвечает на Ваши вопросы 

Национальный банк Кыргызской Республики начинает публикацию ответов на вопросы, поступившие в адрес НБКР во время телепередачи на тему: "Либерализация правил регулирования кредитных союзов", которая состоялась на студии "Замана" (КТР) 18 марта 2006 года. 

Вопрос гр.Ушчугулаковой из г.Бишкек: При Ассоциации кредитных союзов создан кооперативный стабилизационный фонд. Каковы перспективы и как они собираются помогать кредитным союзам

Ответ Зунунова К.Р., Президента Ассоциации кредитных союзов Кыргызстана и со-председателя Альянса Ассоциаций кредитных союзов:  

Кооперативный Стабилизационный Фонд - ЗАО МКК "КСФ" - был зарегистрирован в марте 2005 года и получил свидетельство НБКР как микрокредитная компания. Цель КСФ - оказание финансовой поддержки кредитных союзов и кооперативов страны. Поскольку основным инициатором и учредителем КСФ является Ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана (АКСКК), то КСФ финансирует только те кредитные союзы и кооперативы, которые входят в состав данной Ассоциации, сдают отчетность в АКСКК и зарекомендовали себя как стабильные учреждения. В отличие от существующего оптового кредитора ФКПРКС, КСФ кредитует как кредитные союзы, так и кооперативы. По всем вопросам можно обращаться в офис Альянса, где временно располагается Кооперативный стабилизационный фонд: 720001, г.Бишкек, ул.Карасуйская 71-34, телефон/факс: (312) 21-88-49, эл.почта: akck@mail.ru 

Вопрос гр. Мурхамбетовой Г., КС "Время - деньги" из г.Балыкчи: Когда состоится съезд кредитных союзов? 

Ответ Ассоциации кредитных союзов Кыргызстана: Ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана совместно с Альянсом кредитных союзов Кыргызстана планирует провести 1-й съезд (конгресс) кредитных союзов страны 19 мая 2006 года. Ожидается участие более 250 делегатов от кредитных союзов, а также представителей Администрации Президента и Правительства КР, Национального банка, ГТЦ, доноров. Предполагается, что в ходе конгресса участниками будет принята "Стратегия системы кредитных союзов КР. 

Продолжение в следующих выпусках Пресс-релиза 

  

Новости зарубежных центральных банков 

Министерство финансов США и Федеральная резервная система 2 марта 2006 г. ввели в обращение в США 10-долларовую купюру серии 2004А. Новый дизайн банкноты номиналом 10 долларов сохраняет основные элементы защиты, введенные в 1990-х годах: 

· водяной знак в виде контура портрета, соответствующего портрету на банкноте;  

· внедренная в бумагу полимерная защитная нить, на которой с обеих сторон банкноты видны слова "USA TEN" и изображение флага США. В ультрафиолетовом свете защитная нить светится оранжевым цветом;  

· меняющая цвет краска: в зависимости от угла наклона купюры краска на цифровом обозначении номинала банкноты в правом нижнем углу лицевой стороны меняет свой цвет с медного - на зеленый;  

· портрет, надписи, основные изображения на лицевой и оборотной сторонах выполнены рельефной печатью, что придает банкноте специфические тактильные характеристики.  

В целом, изменения коснулись цвета и дизайна банкнот. У новой банкноты фон с обеих сторон окрашен в светлые оттенки оранжевого, желтого и красного цветов. Справа от портрета расположена надпись "We the People", напечатанная красным цветом. Множество мелких чисел "10", обозначающих номинал банкноты, имеют желтый цвет и расположены слева от портрета на лицевой стороне и справа от изображения здания на оборотной стороне банкноты. 

В дизайне банкноты отсутствуют овал и тонкие линии, обрамлявшие портрет Секретаря Гамильтона (Hamilton) на лицевой стороне и здание Казначейства США на оборотной стороне купюры. Портрет увеличен и смещен выше от предыдущего положения. Кроме того, добавлены некоторые детали гравировки в фон изображения. 

В дизайне новой банкноты использованы традиционные американские графические символы, которые являются символами свободы. На лицевой стороне банкноты слева от портрета появилось фоновое изображение факела красного цвета. Маленькое изображение факела, выполненное металлизированной краской красного цвета, размещено справа от портрета. 

Справочно: новая 10-долларовая банкнота - третья купюра новой серии валюты США. Первая банкнота нового образца - номиналом в 20 долларов - была выпущена 9 октября 2003 г. Продолжением этой серии стала 50-долларовая купюра, которая находится в обращении с 28 сентября 2004 г. Следующей после 10-долларовой банкноты будет представлена 100-долларовая купюра нового образца. В настоящее время Правительство США не планирует изменять 5-долларовые купюры. Также не будут меняться банкноты достоинством в 2 доллара и в 1 доллар.