Вернуться назад

Кредитный портфель микрокредитного сектора в 2014 году достиг 19,1 млрд сомов 

29 мая 2014 г. 

 

У.Хамраев, главный инспектор отдела НБКР 

Повышение финансовой грамотности населения является одним из важных факторов снижения процентных ставок. Об этом в интервью Tazabek сообщил главный инспектор отдела внешнего надзора за НФКУ Национального банка Кыргызстана Уланбек Хамраев. 

 - В чем заключается роль и важность микрофинансирования в развитии микро- и малого предпринимательства в экономике Кыргызстана? 

- Микрофинансирование применяет инновационные методы, которые дают возможность домохозяйствам с низкими доходами и малому бизнесу получить доступ к финансовым услугам, когда такие услуги не покрываются со стороны коммерческих банков. Услуги микрофинансирования включают в себя кредиты, сбережения, денежные переводы, финансовый лизинг и др. Бедные домохозяйства используют финансовые услуги, чтобы пробрести доходоприносящие активы, повысить знания, получить доступ к информации, увеличить доходы и накопить сбережения. Это может создать возможность бедным поэтапно улучшать свое благосостояние. 

Как определено законом «О микрофинансовых организациях» целью деятельности микрофинансовых организаций является предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики, что в свою очередь, способствует развитию малого и среднего бизнеса. 

- Представьте краткую статистическую информацию по микрофинансовому сектору? 

- Если мы обратимся к цифрам, то за последние 3 года микрофинансовый сектор имеют устойчивую тенденцию роста, так кредитный портфель с 2009 по 2014 увеличился в 2 раза или на 8 млрд сомов, количество заемщиков выросло на 35% или 114 тыс. человек. По состоянию на 31.03.2014 кредитный портфель микрофинансового сектора составил 19,1 млрд сомов, количество заемщиков 436 тыс. человек, что свидетельствуют о высоком спросе на микрофинансовые услуги со стороны населения республики. Количество клиентов с просроченными платежами составляет не более 2-3% от общего числа заемщиков, с которыми МФО работают адресно для оказания им содействия (реструктуризация, пролонгация, списания) в выходе из сложившейся ситуации. Уровень проникновения микрофинансовых услуг в нашей стране один из самых высоких в странах СНГ. 

Также за 2013- 2014 годы из международных финансовых институтов на развитие предпринимательской деятельности МФО собственными силами, без поддержки государства и предоставления каких-либо Правительственных гарантии, привлекли в Кыргызскую Республику более 12 млрд сомов (около 234 млн долларов США). 

- Какие меры применялись НБКР в отношении микрофинансовых организаций? 

- За 2013 год в рамках надзорных мероприятий в связи с выявлением нарушений требований законодательства в деятельности к МФО были применены следующие меры воздействия: 

- 327 предписаний, 

- 90 предупреждений, 

- 20 отзывов свидетельства/лицензии, 

- 64 приостановления действия свидетельства; 

За 2012-й год Национальный банк отозвал свидетельства об учетной регистрации у 98 МФО. Из них у 46 МФО отозвано в связи с несоблюдением требования статьи 2 закона «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», то есть деятельность микрофинансовых организаций не преследовала цели осуществление доступных услуг по микрофинансированию для преодоления бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики. Кроме того данные МФО не выполняли требования нормативно-правовых актов НБКР. У 52 МФО свидетельство об учетной регистрации было отозвано в связи с систематическим не предоставлением регулятивной отчетности. 

Список МФО, к которым применены меры, размещаются на сайте НБКР на ежеквартальной основе. 

В результате проведенных мер на текущую дату средневзвешенные процентные ставки МФО, осуществляющие свою деятельность на основании свидетельства НБКР об учетной регистрации, не превышают средневзвешенную номинальную процентную ставку (на I полугодие 2014 г. 36,99% годовых) в соответствии с законом КР «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике». 

- Какие процентные ставки в настоящее время в микрофинансовом секторе? 

- Средневзвешенные ставки по кредитам небанковских финансово-кредитных учреждений, наблюдается тенденция к снижению процентных ставок по кредитам. По кредитам микрофинансовых организаций средневзвешенная процентная ставка по сравнению с итогом 2011 года снизилась на 7,4% и на 31.03. 2014 года составила 30,94%. 

В целом общий уровень ставок по НФКУ сохраняется на прежнем уровне по причине сохраняющегося высокого спроса на данные виды кредитов со стороны населения, а также необходимостью покрытия существующих высоких операционных расходов и рисков. 

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам 

  

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

1 кв. 2014 г. 

МФО 

38,3 

34,9 

31,00 

30,94 

КС 

29,0 

29,1 

27,3 

26,02 

  

- Что делает НБКР для решения вопросов потребителей микрофинансовых услуг?  

- В целях защиты прав потребителей финансовых услуг Национальным банком был разработан проект закона КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (законы «О микрофинансовых организациях», «О кредитных союзах» и «Об операциях в иностранной валюте»), который 26.04.2013г. подписан президентом КР Атамбаевым А.Ш. 

Данный закон включает целую главу по защите прав потребителей микрофинансовых услуг. Так, вводится требование для МФО о публикации/информировании клиентов об эффективной процентной ставке и полной стоимости выдаваемого кредита; досрочное погашение кредита (лизинга) должно осуществляться без штрафных санкций и пени; метод начисления процентных ставок устанавливается только на уменьшающийся остаток; запрещается выдача индексированных кредитов, когда сумма кредита, выданная в сомах привязывается к курсу иностранной валюты. 

Повышение финансовой грамотности населения является одним из важных факторов снижения процентных ставок, т.к. финансово-грамотное население будет иметь возможность сравнивать услуги различных финансово-кредитных учреждений и выбирать наиболее приемлемые для себя условия с учетом своих финансовых возможностей и, таким образом, избегая перезадолженности. В данном направлении Национальным банком инициирована разработка Национальной программы повышения финансовой грамотности населения. 24.06.2013г. распоряжением правительства №259-р создана рабочая группа по разработке Программы по финансовой грамотности, одним из участников которой является Национальный банк Кыргызской Республики. Экспертом ПРООН проведено исследование по финансовой грамотности в республике. При поддержке международных доноров будет продолжена работа по разработке проекта Концепции по финансовой грамотности. 

Автор Э. Ибраимов.