> Показать меню раздела

УТВЕРЖДЕНО 

Постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 21/19 от 31 мая 2017 года 

 

 

Стратегические направления деятельности  

Национального банка Кыргызской Республики  

на 2018-2021 годы 

 

Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) как центральный банк страны действует в интересах всего общества. Миссией Национального банка является достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Выполнение указанной миссии осуществляется путем проведения эффективной денежно-кредитной политики, обеспечения стабильности банковской и платежной систем страны при условии соблюдения следующих основополагающих принципов: обеспечение независимости Национального банка как необходимого условия эффективной деятельности центрального банка страны; приверженность принципу транспарентности как формы ответственности и подотчетности перед обществом за достижение поставленных целей и задач; поддержание профессионализма и компетентности служащих Национального банка, что является ключевым фактором укрепления репутации и поддержания доверия, как со стороны общественности Кыргызской Республики, так и со стороны международного сообщества. 

Обеспечение общей ценовой стабильности, поступательное повышение уровня финансового посредничества, способствование развитию инновационных технологий и инструментов в финансовом секторе и в сегменте платежных систем, ориентированных на экономических агентов, а также углубление финансовой грамотности будут создавать условия для долгосрочного экономического роста Кыргызской Республики.  

Видение Национального банка Кыргызской Республики на 2018-2021 годы. 

В сфере денежно-кредитной политики 

- переход на режим инфляционного таргетирования. 

В сфере развития финансового сектора 

- достижение удельной доли активов банковского и небанковского секторов до 60% к ВВП; 

- завершение процесса внедрения риск-ориентированного надзора; 

- достижение доли финансирования финансово-кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах исламского финансирования до 5% от общего кредитного портфеля финансового сектора; 

- повышение финансовой грамотности населения Кыргызской Республики. 

В сфере платежных систем 

- стремление к достижению оптимального наличного и безналичного денежного оборота в соотношении50/50. 

В сфере налично-денежного обращения 

- обеспечение непрерывности, надежности и безопасности наличного денежного обращения; 

- формирование рынка банковских инструментов и инвестиций для экономических агентов. 

В сфере обеспечения деятельности Национального банка 

- обеспечение непрерывного процесса деятельности Национального банка, которое направлено на выполнение его миссии, путем модернизации внутренних процессов, а также поддержания репутации и доверия.  

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 

 

Установленная Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» цель деятельности Национального банка по достижению и поддержанию стабильности цен в стране, предопределяет основные направления деятельности банка. 

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности в рамках целевого ориентира по инфляции в 5-7 процентов. Эффективная денежно-кредитная политика посредством обеспечения оптимального уровня денежного предложения в экономике создает предпосылки для макроэкономической стабильности и долгосрочного устойчивого роста. 

Усилия Национального банка будут сосредоточены на совершенствовании трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики как необходимого условия перехода к режиму таргетирования инфляции. Национальный банк продолжит работу над повышением эффективности и гибкости инструментов денежно-кредитной политики. 

Разработка денежно-кредитной политики будет ориентирована на перспективу ввиду временных разрывов в ее воздействии на ключевые макроэкономические показатели страны. 

Валютная политика будет и далее построена на принципах политики плавающего обменного курса, которая доказала свою состоятельность в шоковые периоды.  

Управление международными резервами будет осуществляться с учетом соблюдения основных принципов поддержания ликвидности и обеспечения безопасности резервных активов. 

Продолжится дальнейшая работа над повышением качества аналитической основы и процедуры принятия решений по денежно-кредитной политике посредством углубления модельного аппарата, внедрения в практику результатов экономических исследований с учетом особенностей экономики страны. 

 

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА 

 

Осуществление надзорной функции Национального банка будет направлено на реализацию задач, установленных Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», а именно обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской системы республики для содействия долгосрочному экономическому росту. Одним из основных направлений будет являться повышение доверия населения к финансово-кредитной системе республики, способствующего мобилизации внутренних ресурсов. 

Реализация мер, которые будут предусмотрены в Основных направлениях развития банковского сектора на 2018-2023 годы и Основных направлениях развития микрофинансового сектора на 2018-2022 годы будет осуществляться в координации с Правительством Кыргызской Республики и другими участниками финансово-кредитной системы страны. 

В целях обеспечения устойчивого и качественного роста банковских и небанковских финансовых учреждений будут созданы благоприятные условия для привлечения внутренних ресурсов экономических агентов, расширения спектра предоставляемых услуг, развития агентского банкинга. Деятельность Национального банка как органа, ответственного за развитие и стабильность финансово-кредитной системы страны, будет направлена на стимулирование развития сектора путем внедрения лучших международных практик. 

В целях повышения доверия населения к банковской системе совместно с Агентством по защите депозитов Кыргызской Республики будет проводиться работа по дальнейшему развитию системы защиты вкладов (депозитов). 

Вместе с тем, новый Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» позволит: 

- повысить эффективность деятельности Национального банка как органа банковского надзора и регулирования; 

- обеспечить стабильность и безопасность банковской системы, как основного условия поддержания доверия населения и стимулирования экономического роста. 

 

Основными приоритетными направлениями на период до 2021 года станут: 

1. Повышение уровня финансового посредничества и достижение прогнозируемых показателей банковской системы и небанковского финансового сектора.  

Повышение уровня финансового посредничества предполагает увеличение доли активов финансово-кредитных организаций к ВВП, что приведет к развитию экономики страны. По банковскому сектору ожидаемый показатель «активы к ВВП» к 2021 году должен достичь 55%. При этом прогнозируется следующая динамика: 2018 год 40%, 2019 год 44%, 2020 год 49%, 2021 год 55%. Данные значения были спрогнозированы на основе анализа динамики роста активов к ВВП, а также с учетом внешнеполитических изменений: вступления в ЕАЭС и принятого курса экономического развития страны. 

 

В секторе небанковских финансово-кредитных организаций ожидаемый показатель «активы к ВВП» к 2021 году должен составить 5%. 

С учетом планируемых показателей по банковской системе и небанковских финансово-кредитных организаций, ожидаемый показатель «активы к ВВП» к 2021 году в целом по ФКО должен достичь 60%. 

 

Для достижения и поддержания стабильности финансовой системы и повышения качества надзорной функции Национальный банк обеспечит создание и совершенствование системы прогноза и раннего оповещения финансовых кризисов. Кроме того, будет разработана антикризисная программа совместно с задействованными министерствами и ведомствами. Сведения о рисках/реальных угрозах и сильных/слабых сторонах финансовой системы страны, а также макроэкономических издержках будут учитываться при реализации риск-ориентированного надзора (РОН) и вопросах финансового регулирования и развития финансового сектора. 

2. Осуществление надзора за коммерческими банками и небанковскими финансовыми кредитными организациями Национальным банком на принципах РОН. 

РОН это надзор, сконцентрированный на принятии мер в соответствии с присущими для банка рисками. Осуществление РОН основано на выявлении, оценке присущих рисков и оценке качества управления рисками, что позволяет сконцентрировать надзор на наиболее рисковых участках деятельности банка и максимально эффективно использовать ресурсы Национального банка. 

3. Увеличение доли финансовых услуг, предоставленных на принципах исламского финансирования.  

Доля финансирования финансово-кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах исламского финансирования к 2021 году составит 5% от общего кредитного портфеля финансового сектора. 

Национальный банк в рамках совершенствования регулирования и надзора за банками и небанковскими финансовыми учреждениями, осуществляющими деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком, планирует продолжить работу в части совершенствования действующих и разработке новых нормативных правовых актов. 

4. Повышение финансовой грамотности населения Кыргызской Республики. 

Национальный банк Кыргызской Республики придает большое значение защите прав и законных интересов потребителей банковских услуг. Принимая во внимание тот факт, что население республики обладает недостаточным уровнем финансовой грамотности и не владеет информацией о своих правах в качестве потребителей финансово-банковских услуг, вопросы финансовой грамотности приобретают все большую актуальность в развитии банковского и финансового секторов. Национальный банк продолжает прилагать усилия по совершенствованию норм законодательства, направленных на защиту прав потребителей финансово-банковских услуг и улучшению качества предоставляемых услуг, а также по проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности населения. 

5. В рамках совершенствования нормативной правовой базы, Национальный банк будет проводить мероприятия по внедрению новых эффективных методов, применяемых в передовой международной практике в области банковского надзора, а также по улучшению имеющихся механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных организаций. Также будет улучшена нормативная правовая база, которая создаст условия для открытия и развития апексных институтов в сфере микрофинансирования. В рамках гармонизации законодательств стран участников ЕАЭС продолжится работа совместно с уполномоченными представителями участников Союза по гармонизации законодательства по финансовым рынкам.  

6. Планируется проработка механизмов по осуществлению коммерческими банками операций с обезличенными металлическими счетами. Обезличенные металлические счета являются одним из надежных инвестиционных инструментов по мобилизации внутренних ресурсов населения в банковскую систему. 

Кроме этого, Национальный банк будет продолжать направлять ресурсы на совершенствование системы отчетности финансово-кредитных организаций, а также модернизацию автоматизированных систем приема и обработки данной отчетности. 

Национальный банк продолжит работу над совершенствованием механизмов взаимодействия с финансово-кредитными организациями и их регулирования в области информационной безопасности, что позволит обеспечить необходимый уровень защищенности банковской системы и противостоять современным вызовам и киберугрозам. 

В целях дальнейшего совершенствования системы противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем (далее ПОД/ФТ), меры Национального банка будут направлены на сотрудничество с уполномоченными органами и совершенствование нормативной правовой базы с учетом новых рекомендаций ФАТФ. 

 

ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА 

 

Обеспечение эффективности, безопасности, надежности платежной системы Национального банка является одной из задач, определенных Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». Для выполнения этой задачи усилия будут направлены на поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне путем внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающем безопасное и эффективное проведение платежей между различными субъектами экономики Кыргызской Республики.  

Приоритетными направлениями Национального банка на 2018-2021 годы являются увеличение доли безналичных платежей и расчетов и обеспечение безопасности платежной системы, в том числе совершенствование механизмов регулирования и взаимодействия в области информационной безопасности для финансово-кредитных и платежных организаций. Для реализации этих направлений Национальный банк будет:  

- стремиться к оптимальному соотношению наличного и безналичного денежного оборота; 

- развивать национальную платежную систему, проводить мероприятия по ее интеграции с платежными системами других стран; 

- осуществлять мониторинг и способствовать созданию благоприятных условий для внедрения инновационных банковских услуг; 

- совершенствовать законодательную базу в сфере платежной системы и информационной безопасности для финансово-кредитных и платежных организаций; 

- создать центр мониторинга информационной безопасности и реагирования на инциденты и киберугрозы в платежной системе Кыргызской Республики. 

Ожидаемые результаты развития платежной системы: 

- соотношение наличного и безналичного денежного оборота - 50/50; 

- увеличение количества торгово-сервисных предприятий, предоставляющих возможность оплатить за товары/услуги в безналичной форме; 

- обеспечение платежной инфраструктуры информационной защитой от киберугроз. 

 

НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ 

 

В целях обеспечения непрерывности, надежности и безопасности налично-денежного обращения Кыргызской Республики, Национальный банк продолжит работу по предотвращению появления и распространения поддельных банкнот на территории страны. Таким образом, в среднесрочной перспективе, будет проводится работа по всестороннему изучению новых разработок в области высокозащищенной печати, принципиальных подходов к дизайну, защитным элементам и техническим характеристикам банкнот национальной валюты.  

Для обеспечения надежного и безопасного хранения денежной наличности и других ценностей Национального банка будет разработан проект строительства кассового центра в соответствии с современными стандартами. В рамках внедрения нового кассового центра Национального банка планируется оптимизировать и автоматизировать технологические процессы налично-денежного обращения. Консолидация всех процессов по приему, обработке и выдачи наличности по новым технологическим процессам в едином кассовом центре позволит ускорить и усовершенствовать процесс выдачи и приема денежной наличности от коммерческих банков, прием наличности от заводов-изготовителей денежных знаков, безопасную обработку денежной наличности. 

Новый кассовый центр позволит удовлетворить потребности Кыргызской Республики по хранению денежной наличности и других ценностей на ближайшие 30-40 лет. 

Для расширения сберегательных и инвестиционных инструментов Национальным банком будет проводиться работа по наращиванию объемов выпуска мерных слитков из отечественного золота. 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

 

Для обеспечения деятельности Национального банка будут проводиться работы по следующим направлениям: 

1. Совершенствование нормативной правовой базы в целях эффективной реализации цели деятельности и основных задач Национального банка в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», а также реализации Стратегических направлений деятельности Национального банка Кыргызской Республики на 2018-2021 годы. 

2. Укрепление и развитие кадрового потенциала для удовлетворения потребностей Национального банка в трудовых ресурсах необходимого качества и в оптимальном количестве. Повышение уровня квалификации и профессиональных знаний сотрудников и привлечение квалифицированных специалистов по приоритетным и стратегическим направлениям Национального банка. 

3. Совершенствование системы управления рисками, позволяющей минимизировать их путем повышения своевременности реагирования на внешние и внутренние факторы, которые могут привести к невыполнению или ненадлежащему выполнению целей, задач и функций Национального банка, определенных Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности».  

4. Обеспечение безопасной деятельности Национального банка: совершенствование системы информационной безопасности Национального банка, в том числе и корпоративной системы управления информационной безопасностью, а также средств и методов обеспечения технической безопасности объектов Национального банка в соответствии с лучшими мировыми практиками и стандартами. 

5. Взаимодействие Национального банка с международными организациями, зарубежными центральными (национальными) банками и интеграционными организациями для укрепления и развития сложившихся отношений сотрудничества в рамках содействия эффективному выполнению основных целей и задач Национального банка.  

6. Обеспечение непрерывного процесса деятельности Национального банка, которое направлено на выполнение его миссии, путем модернизации внутренних процессов, а также поддержания репутации и доверия, как со стороны общественности Кыргызской Республики, так и со стороны международного сообщества, через проведение активной коммуникационной политики. 

7. Внедрение и использование современных информационных технологий с целью повышения уровня доступности и надежности предоставляемых ИТ-услуг. 

8. Развитие системы гарантированного бесперебойного энергоснабжения Национального банка, отвечающей международным стандартам безопасности, для обеспечения устойчивой работы платежных и информационных систем, систем безопасности, торговых площадок и ИТ-оборудования. 

9. Повышение эффективности управления и оптимизации бизнес-процессов в целях достоверного и транспарентного отражения операций Национального банка в финансовой отчетности. 

10. Развитие инфраструктуры для проведения региональных и международных семинаров и конференций. 

11. Модернизация и поддержание необходимого уровня инженерно-технической оснащенности объектов материально-технической базы Национального банка.