> Показать меню раздела

Утверждено постановлением Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 22 сентября 2021 года 

№2021-П-07/52-1-(ВД) 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

деятельности Национального банка Кыргызской Республики 

на 2022-2025 годы 

 

 

Национальный банк осуществляет свою деятельность, которая нацелена на служение интересам Кыргызской Республики. 

Достижение и поддержание стабильности цен в экономике путем реализации эффективной денежно-кредитной политики остается основной целью деятельности Национального банка. 

Создание благоприятной среды в банковской и платежной системах, обеспечение их надежности и безопасности, рост уровня финансового посредничества, развитие инновационных финансовых технологий, соблюдение норм законодательства в сфере защиты прав потребителей и повышение финансовой доступности являются залогом устойчивого развития финансового сектора и неотъемлемыми условиями долгосрочного экономического развития Кыргызской Республики. 

Основой деятельности Национального банка выступают открытость и прозрачность работы, профессионализм служащих, обеспечение доверия к финансово-кредитным организациям и понимание общественностью его функций и полномочий. 

Для реализации поставленных конституционным законом «О Национальном банке Кыргызской Республики»1 задач Национальный банк следует следующим принципам: 

- независимость деятельности в осуществлении его полномочий; 

- подотчетность, открытость и информирование общественности о принятых решений в области реализации целей и задач; 

- предсказуемость действий в краткосрочном и среднесрочном периоде; 

- поддержание профессионализма и компетентности работников. 

Видение Национального банка Кыргызской Республики на 2022-2025 годы. 

В сфере денежно-кредитной политики 

- переход на режим инфляционного таргетирования. 

В сфере развития финансового сектора 

- достижение удельной доли активов банковского сектора до 54 процентов к ВВП; 

- повышение финансовой грамотности населения Кыргызской Республики посредством реализации целенаправленных и эффективных мер, охватывающих большинство населения; 

- совершенствование нормативной правовой базы по регулированию финансово-кредитных организаций; 

- реализация Стратегии повышения финансовой доступности в Кыргызской Республике на 2022-2026 годы2

- развитие исламских принципов финансирования; 

- формирование правовой базы использования электронной подписи в рамках цифрового профиля пользователей финансовых услуг для создания условий полноценного обслуживания экономических агентов в электронной форме; 

В сфере платежных систем 

- развитие цифровых дистанционных каналов обслуживания населения во всех регионах; 

- стремление к достижению равновесного соотношения наличного и безналичного денежного оборота. 

В сфере налично-денежного обращения 

- обеспечение непрерывности, надежности и безопасности наличного денежного обращения; 

- развитие внутреннего рынка банковских инструментов и инвестиций. 

В сфере обеспечения деятельности Национального банка  

- наращивание институциональной устойчивости и обеспечение непрерывного процесса деятельности Национального банка. 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 

Достижение и поддержание стабильности цен в Кыргызской Республике посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики является законодательно установленным мандатом Национального банка. 

Обеспечение стабильности цен и поддержание ее на устойчивом уровне выступает ключевым элементом макроэкономической стабильности для долгосрочного устойчивого экономического развития Кыргызской Республики и способствует формированию рациональных инфляционных ожиданий в экономике.  

Целевым ориентиром монетарной политики в среднесрочном периоде является удержание инфляции на уровне около 6 (+/-1 процент) процентов. Для реализации поставленной цели Национальный банк будет использовать широкий спектр имеющихся инструментов денежно-кредитной политики. 

В рамках постепенного перехода к режиму таргетирования инфляции в среднесрочной перспективе усилия Национального банка будут направлены на: 

- совершенствование механизма передачи воздействия мер денежно-кредитной политики на экономику путем повышения эффективности процентного канала денежно-кредитной трансмиссии и развития межбанковского денежного рынка; 

- повышение эффективности и гибкости инструментов денежно-кредитной политики; 

- обеспечение сбалансированности ликвидности в банковской системе; 

- усиление коммуникационной составляющей денежно-кредитной политики. 

Национальный банк продолжит на регулярной основе оценивать внешние и внутренние факторы воздействия на инфляцию и будет придерживаться взвешенного и консервативного подхода при формировании макроэкономических прогнозов, используя аналитико-прогнозный инструментарий. 

Выбор направления денежно-кредитной политики будет базироваться на анализе макроэкономических прогнозов и будет ориентирован на перспективу с учетом времени воздействия денежно-кредитных решений на ключевые макроэкономические показатели страны. 

Национальный банк продолжит придерживаться политики плавающего обменного курса и в соответствии с целями, установленными денежно-кредитной политикой, будет проводить валютные интервенции. 

Управление международными резервами будет осуществляться с учетом соблюдения основных принципов поддержания ликвидности и обеспечения безопасности резервных активов. 

 

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА 

Деятельность Национального банка будет направлена на внедрение лучших международных практик в части расширения спектра банковских услуг, повышения их привлекательности и доступности для населения. 

Основными приоритетными направлениями на 2022-2025 годы станут: 

1. Повышение уровня финансового посредничества и увеличение доли активов банковской системы к ВВП к 2025 году до 54 процентов. 

Повышение уровня финансового посредничества предполагает увеличение доли активов банковской системы к ВВП. По банковскому сектору ожидаемый показатель «активы к ВВП» к 2025 году должен достичь 54 процентов. При этом прогнозируется следующая динамика: 2022 год  50,3 процента, 2023 год  51,5 процента, 2024 год  52,7 процента, 2025 год  54,0 процента.  

2. Совершенствование нормативной правовой базы, касающейся: 

защиты прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также совершенствование механизмов разрешения споров между поставщиками финансовых услуг и их потребителями; 

развития механизмов по осуществлению коммерческими банками операций по торговому финансированию; 

банковского надзора и регулирования в соответствии с законодательством страны и международными стандартами банковского надзора; 

противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

гармонизации законодательства в финансовой сфере совместно с центральными (национальными) банками государств-членов ЕАЭС. 

3. Разработка Стратегии повышения финансовой доступности в Кыргызской Республике совместно с Международной финансовой корпорацией и государственными органами. 

Реализация Стратегии государственными органами позволит увеличить доступность финансовых услуг (инклюзивность) в Кыргызской Республике для населения в сельской местности, отдаленных и малонаселенных районах, где затруднена возможность получать обслуживание на постоянной основе. 

Стратегия будет включать следующие приоритетные направления: 

- цифровые финансовые услуги; 

- диверсификация финансовых продуктов; 

- защита прав потребителей; 

- финансовая грамотность населения. 

Меры по повышению финансовой доступности, предусмотренные Стратегией, будут способствовать инклюзивному росту и мобилизации финансовых ресурсов для развития экономики. 

4. Развитие исламских принципов финансирования. 

Спрос на исламские банковские продукты будет обеспечен за счет внедрения новых продуктов в соответствии с исламскими принципами финансирования, что приведет к увеличению кредитования экономики. 

Национальный банк продолжит внедрять лучшие международные практики ведения исламского банковского дела в нормативные правовые акты и содействовать развитию инфраструктуры исламских банковских услуг. Это будет способствовать росту числа банков, предлагающих исламские банковские услуги, и потребителей исламских банковских услуг, что в конечном итоге позволит повысить финансовое посредничество и благосостояние населения. 

5. Формирование правовой базы использования электронной подписи и ее связи с цифровым профилем пользователей финансовых услуг для создания условий полноценного обслуживания в электронной форме. 

Системы цифрового профиля составляют технологическую инфраструктуру, которая позволяет использовать данные гражданина из разных баз (государственных и финансовых) данных, доступные по ссылкам из систем, с его согласия, предоставляемого в цифровом виде. 

В целях решения задач по идентификации и формированию цифрового профиля пользователей финансовых услуг необходимо создание системы цифровой идентификации пользователей в банковском секторе по: 

- идентификации и аутентификации пользователей банковских услуг с разными уровнями доступа и генерации облачной подписи; 

- проведения процедур по требованиям «знай своего клиента»; 

- создания программного обеспечения для получения согласий и подписания документов пользователем в различных системах в электронной форме; 

- интеграции с базами данных о получателях финансовых услуг. 

Решение данных вопросов позволит развить системы дистанционного обслуживания коммерческих банков и расширить применение цифровых технологий и доступа к банковским услугам. 

Национальный банк будет оказывать содействие в создании инфраструктуры удаленной идентификации с применением цифровых идентификаторов. 

6. В рамках совершенствования нормативной правовой базы в области надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями Национальный банк будет внедрять современные методы, направленные на: 

- создание и улучшение условий предоставления гарантий гарантийными фондами в целях развития рынка предоставления гарантий; 

- изменение требований к уставному капиталу небанковских финансово-кредитных организаций в целях сохранения стабильности их деятельности; 

- продолжение работы по открытию и развитию в сфере микрофинансирования апексных институтов и саморегулируемых организаций. 

7. Повышение финансовой грамотности населения Кыргызской Республики. 

Национальный банк продолжит мероприятия по повышению финансовой грамотности населения для воспитания финансово-грамотного гражданского общества. Финансовая грамотность поможет увеличить эффективность использования финансовых инструментов, повысить осведомленность и охват населения о преимуществах и рисках финансовых продуктов, что будет способствовать росту депозитов в банковской системе, улучшению качества кредитного портфеля и расширению возможностей для инвестиций. 

ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА 

Обеспечение эффективности, безопасности, надежности платежной системы Национального банка является одной из задач, определенных конституционным законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики»3. Для выполнения этой задачи усилия будут направлены на поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне путем внедрения инновационных технологий, обеспечивающем безопасное и эффективное проведение платежей между различными субъектами экономики Кыргызской Республики.  

Приоритетными направлениями Национального банка на 2022-2025 годы являются развитие цифровых платежных технологий в Кыргызской Республике, увеличение доли безналичных платежей и расчетов, повышение качества и доступности цифровых платежных услуг для населения во всех регионах республики. 

Для реализации этих направлений Национальный банк будет: 

- способствовать созданию благоприятных условий для внедрения цифровых платежных услуг; 

- развивать дистанционные каналы обслуживания населения, расширяющие географию оказания платежных услуг и снижающие их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов;  

- стремиться к оптимальному соотношению наличного и безналичного денежного оборота; 

- развивать национальную платежную систему, проводить мероприятия по ее интеграции с платежными системами других стран; 

- совершенствовать законодательную базу в сфере платежной системы и информационной безопасности для финансово-кредитных и платежных организаций; 

- развивать взаимодействие центра мониторинга информационной безопасности и реагирования на инциденты и киберугрозы в банковской и платежной системах Кыргызской Республики с участниками финансового рынка и международными/республиканскими центрами реагирования на киберугрозы. 

НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ 

Для обеспечения непрерывности, надежности и безопасности налично-денежного обращения Кыргызской Республики Национальный банк продолжит работу по предотвращению появления и распространения поддельных банкнот и монет на территории республики, а также по взаимодействию с правоохранительными органами в области борьбы с фальшивомонетничеством. 

В среднесрочной перспективе будет проводиться работа по всестороннему изучению новых разработок в области производства банкнот и монет, проведению информационной кампании среди населения о защитных элементах банкнот и монет национальной валюты. 

В целях обеспечения надежного и безопасного хранения денежной наличности Национальный банк продолжит работу по реализации проекта строительства кассового центра в соответствии с современными стандартами, который позволит оптимизировать и автоматизировать технологические процессы налично-денежного обращения. 

Национальный банк в целях дальнейшего развития рынка банковских драгоценных металлов в Кыргызской Республике продолжит работу по наращиванию объемов выпуска мерных слитков из отечественного золота, а также будет проводить работу по расширению ассортимента выпуска аффинированных золотых мерных слитков других весовых категорий. 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

Для обеспечения деятельности Национального банка будут проводиться работы по следующим направлениям: 

1. Управление дочерними и ассоциированными организациями в соответствии с законодательством и стратегическими документами Кыргызской Республики в целях реализации задач Национального банка и прав Национального банка как акционера/участника в юридических лицах. 

2. Обеспечение необходимыми кадрами для выполнения задач банка, совершенствование системы обучения, повышения квалификации персонала и эффективной системы мотивации; внедрение автоматизации процессов управления персоналом. 

3. Обеспечение непрерывности в деятельности Национального банка, которое направлено на выполнение его основных целей и задач, путем развития внутренних процессов, повышения корпоративной культуры и совершенствования внутренних нормативных документов. 

4. Совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Национального банка и корпоративной системы управления информационной безопасностью, а также средств и методов технической безопасности объектов Национального банка в соответствии с лучшими мировыми практиками и стандартами. 

 

1,2,3 Внесены изменения постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 9 декабря 2022 года №2022-П-25/77-1-(ВД).