УВЕДОМЛЕНИЕ 

о разработке проекта нормативного правового акта 

 

Национальный банк Кыргызской Республики извещает о проведении анализа регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики», касающемуся предоставления возможности выпуска (эмиссии) операторами платежных систем (далее ОПС) платежных карт и доступа к электронным кошелькам по итогам признания тестирования данной операции одним из ОПС успешным в рамках специального регулятивного режима, и о сборе предложений заинтересованных лиц. 

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование 

Электронные деньги денежная стоимость, которая хранится в электронном виде на программно-техническом устройстве, включая предоплаченные карты и электронный кошелек, и принимается в качестве средства платежа.  

На сегодняшний день у держателей электронных денег отсутствует возможность повсеместно проводить платежи с использованием электронных денег, поскольку электронными деньгами могут оплачивать за товары и услуги в самой системе расчетов электронными деньгами либо через мобильное приложение посредством QR-кода. Это связано с тем, что у держателей электронных денег отсутствует возможность подвязывать банковские платежные карты к электронным кошелькам и совершать платежи. 

Правовым препятствием является отсутствие в настоящее время возможности подвязывать банковские платежные карты к электронным кошелькам и права у ОПС осуществлять выпуск (эмиссию) банковских платежных карт доступа к электронным кошелькам согласно Закону Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики». 

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность субъектов, которые работают или планируют работать с электронными деньгами и подвязывать к ним банковские платежные карты для последующего проведения платежа.  

2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем 

В Кыргызской Республике банковские платежные карты являются одним из наиболее востребованных инструментов для оплаты за товары и услуги. Широким спросом также пользуются и электронные деньги. Так, по состоянию на 1 апреля 2024 года на территории Кыргызской Республики количество электронных кошельков составило  

6,8 млн, это обусловлено тем, что электронные деньги являются одним из доступных и удобных способов оплаты.  

Принимая во внимание, что рынок банковских платежных карт в последние годы стремительно развивается, в том числе за счет инновационных технологий, которые внедряются участниками платежных систем, а также учитывая, что развитие рынка банковских платежных карт имеет важное значение для стимулирования экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения предлагается проведении анализа регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики», касающегося предоставления возможности выпуска (эмиссии) ОПС платежных карт доступа к электронным кошелькам по итогам признания тестирования данной операции одним из поднадзорным Национальному банку организацией успешным в рамках специального регулятивного режима. 

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования 

При принятии предлагаемого регулирования ожидается: 

- возможность держателям электронных денег оплачивать за товары и услуги с использованием банковских платежных карт; 

- повышение финансовой грамотности населения в области безналичных платежей и расчетов; 

- развитие регионов; 

- увеличение доли безналичных платежей; 

- в связи с ростом количества банковских платежных карт увеличение количества POS-терминалов в торгово-сервисных предприятиях, принимающих платежи в безналичной форме. 

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий 

При принятии предлагаемого регулирования неблагоприятных последствий не ожидается. 

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства- адресатов предлагаемого регулирования 

Предлагаемое регулирование касается деятельности субъектов, которые вправе выпускать (эмитировать) электронные деньги, в том числе ОПС, которые работают или планируют работать с электронными деньгами. Так, на сегодняшний день на территории Кыргызской Республики лицензию ОПС имеют 38 юридических лиц. 

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением 

Обозначить конкретную сумму по затратам и выгодам не представляется возможным, так как субъекты предлагаемого регулирования понесут затраты в пределах своих установленных бюджетов. 

7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования 

Принятие предлагаемого регулирования не предусматривает дополнительных затрат из государственного бюджета. 

 

 

Приложение 

к уведомлению о разработке 

проекта нормативного правового акта 

 

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций: 

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования; 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения; 

- является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным; 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; 

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; 

- существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем; 

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования. 

 

2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования: 


 

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления: 

1. Предложения принимаются: 

  

- по электронной почте 

ntaalaibekov@nbkr.kg 

- на почтовый адрес 

Кыргызская Республика, 720001, г. Бишкек, пр. Чуй, 168  

2. Срок приема предложений не позднее 

15 июля 2024 года 

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее 

25 июля 2024 года