УВЕДОМЛЕНИЕ  

о разработке проекта нормативного правового акта  

  

Национальный банк Кыргызской Республики извещает о проведении анализа регулятивного воздействия к проекту нормативного правового акта по вопросу учета операции мурабаха, а также о сборе предложений заинтересованных лиц.  

Предлагается стандартизировать метод учета, признания дохода и раскрытия информации по сделкам мурабаха с учетом стандарта Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) №28 «Мурабаха и другие товарные сделки с отсроченным платежом».  

  

1. Проблемы и основания.   

Мурабаха является наиболее распространенным договором, используемым исламскими банками и банками с «исламским окном» при предоставлении финансирования клиентам и, следовательно, занимает значительную часть в финансовом отчете.  

Учитывая этап становления исламских принципов финансирования и вхождение новых участников на рынок исламских банковскох услуг, возникает необходимость установления единых правил учета сделки мурабаха для всех участников банковского рынка.  

На сегодняшний день банки, предлагающие услуги по исламским принципам финансирования, признают финансирование мурабаха в размере стоимости актива предмета сделки мурабаха. Наценка по сделке начисляется и признается ежемесячно, согласно графику платежей по мурабаха. Однако следует учесть, что в основе сделки мурабаха лежит перепродажа товаров по заранее согласованной между сторонами цене. В этой связи предлагается задолженность по сделке мурабаха признавать по стоимости, состоящей из стоимости актива предмета сделки и наценки банка по сделке, с признанием отсроченной прибыли по наценке, как это указано в стандарте AAOIFI №28. 

 

2. Цель предлагаемого регулирования  стандартизация учета сделок по исламским принципам финансирования.   

  

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:  

- единый подход банков к учету и раскрытию информации; 

снижение репутационного риска банковского сектора, связанного с соблюдением стандартов шариата.  

  

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий: возникновение ситуации, когда банки некорректно будут рассчитывать резервы на потенциальные потери и убытки по наценке по мурабаха. 

 

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства  адресатов предлагаемого регулирования.  

В настоящее время право на проведение сделок мурабаха имеют два банка.  

Потенциально возможна реализация предлагаемого регулирования еще в двух банках с учетом отсроченной даты вступления в силу проекта нормативного правового акта. 

 

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением.  

Затраты двух банков, имеющих право на проведение операции мурабаха, могут быть связаны с модернизацией автоматизированной банковской системы для учета мурабаха по новым требованиям. С целью минимизации финансовой нагрузки на банки дата вступления в силу названных изменений будет установлена по результатам обсуждений с банками не ранее января 2022 года. При этом, учитывая малое количество банков, предоставляющих услуги по мурабаха, своевременное принятие данного документа позволит тем банкам, которые планируют войти на рынок исламских банковских услуг позже, заранее адаптировать свои внутренние документы и автоматизированные банковские системы в рамках общих мероприятий по открытию исламских окон. 

Выгоды для предпринимателей: соответствие учета стандартам шариата.   

 

7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования.  

Проект не требует дополнительных расходов из бюджета Кыргызской Республики. Затраты государственных органов не будут превышать бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности государственного органа.  

  

Перечень вопросов для участников публичных консультаций:  

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования; 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения; 

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем; 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; 

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; 

- существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем; 

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.  

  

Контакты и сроки для обсуждения предложений:   

1. Предложения принимаются:  

   

- по электронной почте  

smaitashova@nbkr.kg   

- на почтовый адрес  

720001, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 168  

2. Срок приема предложений не позднее  

9 марта 2021 г.  

3. Срок размещения реестра предложений и ответов на официальном интернет-сайте Национального банка не позднее  

16 марта 2021 г.