Вернуться назад

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 14 июня 2013 года N 19/2 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2013 года N 45/15, 14 декабря 2016 года № 48/11, 08 июня 2017 года № 2017-П-12\23-16-(НПА), 26 февраля 2020 года №2020-П-12/8-8-(НПА) 

 

I. Общие положения 

1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-14/23-16). 

2. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков, платежных услуг операторов платежных систем, платежных организаций и услуг финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее лица, предоставляющие банковские услуги), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики. 

3. В целях настоящего Положения, политика по ценообразованию - это деятельность лица, предоставляющего банковские услуги, направленная на определение стратегии ценообразования, которая должна быть формализована во внутреннем нормативном документе лица, предоставляющего банковские услуги, регламентирующем процесс ценообразования (установления цен) на различные банковские, платежные услуги (продукты) и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями, и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. 

4. Ставки процентов и комиссионное вознаграждение, а также тарифы на оказание банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, устанавливаются лицами, предоставляющими банковские услуги самостоятельно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Услуга, за которую лица, предоставляющие банковские услуги, взимают комиссионные и иные платежи, должны соответствовать следующим требованиям: 

- иметь для клиента отдельную выгоду или потребительскую ценность; 

- быть самостоятельной и независимой от основной услуги по предоставлению кредита; 

- не относиться к услугам, которые предоставляются безвозмездно в соответствии с требованиями законодательства. 

Информация о предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги, финансовых продуктах, оказываемых услугах, процентных ставках и тарифах, размещаемая в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах и других носителях (рекламные буклеты, придорожные билборды, стенды и другое), а также предоставляемая при консультировании клиентов, должна быть достоверной и полной. 

4-1. Лицам, предоставляющим банковские услуги, за исключением операторов платежных систем и платежных организаций (не являющихся банком), запрещается заключать с аффилированным лицом, и связанным с банком лицом, а также любым другим лицом, являющимся владельцем товарного знака, договор на использование товарного знака на платной основе, если выгодоприобретателем частично или полностью по такому договору является указанное лицо. 

 

II. Требования к политике ценообразования лиц, предоставляющие банковские услуги 

5. Каждое лицо, предоставляющее банковские услуги должно иметь политику ценообразования, утвержденную уполномоченным органом управления (Советом директоров - для банков и уполномоченным органом управления/лицом - для иных лиц, предоставляющих банковские услуги). 

6. Исполнительный орган (Правление - для банков и уполномоченный исполнительный орган/лицо - для иных лиц, предоставляющих банковские услуги) ответственен за разработку и реализацию политики ценообразования. 

7. Политика ценообразования должна предусматривать, как минимум, следующее: 

1) цели и задачи ценовой политики лица, предоставляющего банковские услуги при осуществлении активных и пассивных операций с учетом взвешенности риска и обоснования вознаграждения; 

2) требование к проведению рыночного анализа спроса и цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями; 

3) требование к анализу формирования структуры процентных ставок, в том числе процентных и непроцентных расходов, для достижения установленного лицом, предоставляющим банковские услуги, уровня рентабельности; 

4) требование к раскрытию компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов (включая стоимость привлеченных средств, стоимость обслуживания кредита, операционные расходы, расходы на формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков, налоги, плановую норму прибыльности (маржу) и другие затраты, обусловленные объективными факторами, региональными и иными особенностями функционирования лица, предоставляющего банковские услуги), и приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок, а также требования к порядку их применения и периодического пересмотра; 

5) требования к раскрытию компонентов по процентным ставкам всех видов депозитов, приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги нижние и верхние границы процентных ставок и требования к их применению и периодическому пересмотру; 

6) требования к обоснованию стоимости других банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями в виде тарифов, комиссионных сборов, фиксированных платежей и требования к их применению и периодическому пересмотру; 

7) обоснование выбора метода определения цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями, а также требования к методикам, основанным на реалистических предпосылках и особенностях ведения бизнес-деятельности лица, предоставляющего банковские услуги; 

8) полномочия органов управления и соответствующих структурных подразделений лица, предоставляющего банковские услуги, их ответственность за достижение целей политики ценообразования и реализацию стратегии ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги; 

9) требования к проведению мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги; 

10) требования о своевременности информирования клиентов об условиях предоставления банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и последующих их изменениях и дополнениях к действующим процентным ставкам и тарифам лиц, предоставляющих банковские услуги; 

11) периодичность анализа действующих тарифов и требования к их пересмотру и предоставлению на рассмотрение уполномоченному органу управления. 

 

III. Заключительные положения 

8. Политика ценообразования, реализуемая лицом, предоставляющим банковские услуги, должна быть транспарентной, соответствовать требованиям законодательства Кыргызской Республики по антимонопольному регулированию, развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями. 

9. Политика ценообразования должна пересматриваться и утверждаться уполномоченным органом управления не реже одного раза в год с учетом результатов и новых направлений деятельности лица, предоставляющего банковские услуги. 

10. Лица, предоставляющие банковские услуги обязаны предоставлять политику ценообразования и внутренние документы по требованию Национального банка Кыргызской Республики. 

В случае внесения изменений в декларируемые процентные ставки по депозитам и кредитам лицо, предоставляющее банковские услуги, в течение семи рабочих дней обязано уведомить Управление внешнего надзора Национального банка Кыргызской Республики о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа лица, предоставляющего банковские услуги, которым они были утверждены). 

В случае внесения изменений в декларируемые тарифы на платежные услуги, операторы платежных систем, платежные организации в течение семи рабочих дней обязаны уведомить Управление платежных систем Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа оператора платежных систем, платежной организации, которым они были утверждены). 

11. Национальный банк Кыргызской Республики осуществляет анализ политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги на предмет ее соответствия законодательству Кыргызской Республики.