Вернуться назад

 

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 28 мая 2008 года N 22/4 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о прямом банковском надзоре 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года N 18/9, 11 июля 2012 года N 29/6, 16 ноября 2012 года N 43/1, 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 апреля 2016 года № 19/5, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1, 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 23 декабря 2020 года № 2020-П-33/73-13-(НФКУ), 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА), 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА)) 

1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки, лицензируемые Национальным банком и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее банк/и). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА)) 

1.2. Настоящее Положение распространяется также на ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (далее ФККС), кредитные бюро, гарантийные фонды, микрофинансовые организации, привлекающие депозиты и кредитные союзы, привлекающие депозиты от участников и/или имеющие задолженность перед ФККС (далее - банк/и), в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О кредитных союзах». 

Настоящее Положение распространяется также на операторов платежных систем (далее - ОПС) и платежные организации (далее - ПО), лицензируемые Национальным банком, в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О платежной системе Кыргызской Республики". 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 23 декабря 2020 года № 2020-П-33/73-13-(НФКУ), 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА)) 

1.3. Прямой банковский надзор является мерой воздействия, применяемой в условиях существования угрозы для стабильной и надежной деятельности банка в целях своевременного принятия необходимых мер по оздоровлению его финансового состояния, раннего выявления, предупреждения усугубления проблем, которые могут привести к ухудшению и неустойчивости положения банка, а также в целях более лучшего изучения финансового состояния, состояния учета и отчетности и в других целях, определяемых Национальным банком. 

Прямой банковский надзор является мерой воздействия, также применяемой в отношении ОПС/ПО в целях обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и контроля за проведением операций ПО по исполнению своих текущих финансовых обязательств. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

1.4. Основными задачами прямого банковского надзора являются более пристальное изучение и анализ платежеспособности банка/ПО, качества управления банком/деятельности ОПС/ПО, и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; целенаправленный и оперативный мониторинг и контроль операций на местах, в соответствии с полномочиями, установленными Комитетом по надзору Национального банка (далее - КПН) и Комитетом по платежной системе (далее - КПС), контроль исполнения всех предписанных Национальным банком и разработанных самим банком/ОПС/ПО мер по оздоровлению финансового состояния и улучшению положения, а также по обеспечению стабильной и бесперебойной работы системы. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2. Порядок введения прямого банковского надзора 

2.1. Решение о введении прямого банковского надзора в банке принимается КПН, для ОПС/ПО решение принимается КПС. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН/КПС направляет в банк/ОПС/ПО уполномоченного служащего/уполномоченных служащих Национального банка. В случае, если в банк/ОПС/ПО направляется несколько уполномоченных служащих (далее - группа контролеров), то назначается их руководитель (далее - руководитель группы контролеров). В случае, если в банк/ОПС/ПО направляется один уполномоченный служащий (далее - контролер), то он выполняет функции руководителя группы контролеров (если применимо). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.2.1. В зависимости от оснований для введения прямого банковского надзора определяются численность и состав группы контролеров. 

В соответствии с целями и причинами введения прямого банковского надзора определяются круг задач, прямые обязанности, за которые ответственны контролеры/группа контролеров. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 апреля 2016 года № 19/5) 

2.2.2. При осуществлении прямого банковского надзора для контроля за проведением платежных операций банка/ОПС/ПО при необходимости могут быть привлечены уполномоченные служащие структурных подразделений, областных управлений/представительства Национального банка в Баткенской области и сотрудники банка/ОПС/ПО, обладающие достаточным опытом и знаниями по проводимым операциям в банках/ОПС/ПО. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

2.3. В постановлении КПН/КПС о введении прямого банковского надзора должны быть указаны: 

- основания для введения прямого банковского надзора; 

- срок применения данной меры воздействия; 

- виды и периодичность предоставления отчетов банка/ОПС/ПО и контролера/группы контролеров; 

- особые условия/режим работы банка/ОПС/ПО (включая филиалы/представительства/агентскую сеть и другие обособленные подразделения) и контролера/группы контролеров (включая ее полномочия); 

- образец(-цы) подписи(-ей) контролера(-ов); 

- обязанности банка/ОПС/ПО по отношению к Национальному банку и контролеру/группе контролеров. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляет Правлению банка/Руководителю ОПС/ПО либо лицу, замещающему их, выписку из постановления КПН/КПС о введении прямого банковского надзора, содержащую полную преамбулу и резолютивную часть постановления КПН/КПС. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.5. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.5.1. Руководитель группы контролеров несет ответственность за: 

- исполнение постановления КПН/КПС по осуществлению прямого банковского надзора; 

- руководство за деятельностью группы контролеров; 

- распределение обязанностей между членами группы контролеров. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.5.2. Руководитель группы контролеров, по согласованию с КПН, может возложить полномочия по контролю за деятельностью филиала банка на сотрудника банка, обладающего достаточным опытом и знаниями в банковской деятельности. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.6. При осуществлении прямого банковского надзора, предполагающего контроль за расчетными и кассовыми операциями банка, КПН вправе установить: 

- требование о том, чтобы банк проводил расчетные и кассовые операции (все или определенные) только после согласования с контролером и при наличии подписи контролера, образец подписи которого имеется в постановлении КПН; 

- полномочия контролера/группы контролеров по временному приостановлению отдельных расчетных и кассовых операций банка и порядок согласования решения по ним с руководством Национального банка;  

- максимальные размеры по суммам расчетных и кассовых операций, свыше которых банк не вправе проводить операции без согласования с контролером и без подписи контролера, образец подписи которого имеется в постановлении КПН; 

- режим проведения расчетных и кассовых операций филиалами (сберегательными и выездными кассами) банка, в которых не назначен контролер, с указанием порядка согласования и/или информирования ими контролера, осуществляющего прямой банковский надзор в банке. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

2.6-1. При осуществлении прямого банковского надзора, предполагающего контроль за деятельностью ОПС/ПО, КПС вправе: 

- установить требование, чтобы ОПС/ПО проводили расчеты с поставщиками услуг/агентами/контрагентами и иными организациями только после согласования с руководителем группы контролеров и при наличии его подписи; 

- инициировать при наличии рисков приостановление отдельных видов операций/платежей, вплоть до расторжения договора с поставщиками услуг с учетом условий договора и законодательства Кыргызской Республик по согласованию с руководством Национального банка; 

- установить максимальные размеры по суммам, свыше которых ОПС/ПО не вправе проводить операции без согласования с руководителем группы контролеров и без его подписи. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.6-2. Контролер/группа контролеров при необходимости может согласовать решение по временному приостановлению отдельных расчетных и кассовых операций банка с уполномоченным лицом Национального банка в течение 3 (трех) рабочих дней. Указанный срок при необходимости может быть продлен дополнительно на 3 (три) рабочих дня.  

Данное требование не распространяется на случаи приостановления операций (сделок), согласно нормам законодательства по ПФТД/ЛПД.  

В случае приостановления операции (сделки) в связи с возникновением подозрения, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) преступных доходов, приостановление такой операции (сделки) осуществляется в порядке, установленном законодательством по ПФТД/ЛПД.  

Банк обязан оказывать всестороннее содействие контролеру/группе контролеров, в целях принятия оперативных и корректных решений по проведению расчетных и кассовых операций.  

В случае приостановления контролером/группой контролеров отдельных расчетных и кассовых операций банка, издержки/убытки, понесенные в связи с таким приостановлением, несет банк. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

 

2.7. Не позднее дня введения прямого банковского надзора и назначения контролера/группы контролеров, который будет контролировать операции банка/ОПС/ПО на месте, уполномоченный служащий Национального банка предоставляет в организацию, в отношении которой введен прямой банковский надзор, образцы подписей контролеров, зафиксированных в постановлении КПН/КПС. При проведении расчетов через систему дистанционного обслуживания ПО должна предоставить контролеру/руководителю группы контролеров функцию согласующего в системе дистанционного обслуживания по проводимым расчетам. В случае отсутствия такой возможности банк, обслуживающий ПО, должен информировать контролера/руководителя группы контролеров о проведенных операциях через системы дистанционного обслуживания в течение введения прямого банковского надзора (данный пункт должен быть включен в договор, подписанный между ПО и банком). Подписи должностных лиц банка/ОПС/ПО считаются недействительными при отсутствии подписи контролера, образец подписи которого имеется в постановлении КПН/КПС.  

Наличие подписи контролера на документе по согласуемой операции означает ознакомление последнего с намерением банка/ОПС/ПО провести операцию и согласие на ее проведение в соответствии с требованиями, установленными соответствующим постановлением КПН/КПС.  

Ответственность за соответствие проводимых операций требованиям законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативным правовым актам Национального банка, в полной мере несет банк/ОПС/ПО. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

2.8. КПН/КПС устанавливает срок, в течение которого в банке/ОПС/ПО осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых правлением банка/руководителем ОПС/ПО и руководителем группы контролеров в соответствующее структурное подразделение Национального банка и КПН/КПС. КПН/КПС по результатам рассмотрения отчетов и/или информации соответствующего структурного подразделения Национального банка вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

2.9. Правление банка/руководитель ОПС/ПО либо лицо, замещающее их, обязано в течение 10 дней с момента введения прямого банковского надзора оповестить всех акционеров (учредителей) банка/ОПС/ПО о введении прямого банковского надзора. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

2.10. Руководство банка/ОПС/ПО при введении прямого банковского надзора несет полную ответственность за исполнение постановления КПН/КПС, включая требования по согласованию операций с контролером/группой контролеров. В случае невыполнения требований постановления КПН/КПС к руководству банка/ОПС/ПО могут быть применены меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

3. Основания для введения прямого банковского надзора 

3.1. Национальный банк вправе ввести прямой банковский надзор в случаях, когда не имеется достаточных оснований для назначения в банк временной администрации или отзыва лицензии на проведение банковских операций. 

Основаниями для введения прямого банковского надзора являются: 

- наличие финансовых проблем, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- действия банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка; 

- возникновение угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов; 

- выявление фактов нарушений законодательства, нормативных актов и предписаний Национального банка, которые не были устранены банком в течение предписанного времени. 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) Совета безопасности ООН, к которым присоединилась Кыргызская Республика, предусматривающие запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях; 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных на территории государств, которые не применяют рекомендации межправительственной организации (группы) по разработке и внедрению международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФАТФ) и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, и в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается органом финансовой разведки. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года № 19/5, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

3.1-1. Национальный банк вправе вводить прямой банковский надзор за деятельностью ОПС/ПО в случаях: 

- возникновения нештатных ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, системному риску и/или к невыполнению обязательств перед пользователями в течение установленного срока; 

- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока; 

- наличия информации правоохранительных и иных органов и лиц, подтверждающей незаконную деятельность оператора платежной системы/платежной организации; 

- действия или бездействия должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации; 

- выявления фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, предписаний Национального банка, которые не были устранены в течение предписанного Национальным банком времени. 

Основаниями введения прямого банковского надзора в ОПС/ПО также могут послужить: 

- систематическое неисполнение своих обязательств перед поставщиками услуг/агентами/контрагентами и другими участниками в течение установленного срока; 

- возникновение сбоев аппаратного и/или программного обеспечения системы, а также невозможность перехода на резервные и/или альтернативные каналы, последствия которых могут повлиять на других участников платежных систем; 

- действие и бездействие ОПС/ПО и их должностных лиц, которые могут негативно повлиять на бесперебойное функционирование ОПС/ПО; 

- неправомерные действия (действие, бездействие, злоупотребление положением), которые отвечают интересам акционеров (учредителей)/участников, должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, которые несут риск ухудшения финансового состояния ОПС/ПО, а также уничтожения, хищение, подлог документов; 

- наличие конфликта между акционерами (учредителями)/участниками, влияющего на деятельность ОПС/ПО; 

- возбуждение уголовного дела в отношении акционеров (учредителей)/участников; 

- смена руководителя, членов Совета директоров (смена всего состава) более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрание Совета директоров на годовом собрании акционеров; 

- массовое увольнение/сокращение должностных лиц, ключевого персонала и/или дублирующего состава (более 15 процентов работников в течение 2 месяцев); 

- несоблюдение требований банковского и платежного законодательства, законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

3.2. К действиям банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка, а также создают потенциальную угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов, в частности, относятся: 

- проведение нездоровой и небезопасной банковской практики; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые повлекли и/или могут повлечь несвоевременное исполнение или неисполнение банком своих обязательств; 

- действия или бездействие акционеров, банка и должностных лиц, которые отвечают интересам акционеров, должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, но наносят ущерб финансовому состоянию банка или интересам вкладчиков и других кредиторов банка; 

- бездействие (или неспособность принять меры) должностных лиц банка в отношении обеспечения надлежащей оценки и контроля рисков при проведении рискованных операций; 

- представление недостоверной, неполной информации о деятельности банка, акционерах, должностных лицах; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые привели к потере, уничтожению, хищению, подлогу документов (в бумажной и электронной форме), в результате которых деятельность банка подвергается высокому риску финансовых потерь, правовому риску, риску потери репутации; 

- утрата активов банка и залогового имущества, находящегося на хранении в банке; мошенничество; финансовые махинации; злоупотребления полномочиями, в результате которых банк понес значительные потери и убытки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА)) 

3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка. Помимо случаев, указанных в п.3.2 настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов возникают, например, когда: 

- происходит частая смена (1) руководства банка (председатель, члены Cовета директоров), при этом происходит неисполнение/ненадлежащее исполнение предписаний и других требований Национального банка, неспособность руководства банка надлежащим образом обеспечить работу банка в соответствии с банковским законодательством и законодательством по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, потеря преемственности и ослабление системы внутреннего контроля; 

- существует конфликт между акционерами, в результате которого создается угроза сохранности активов банка; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров, осуществляющих контроль над банком; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года № 19/5, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1, 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА)) 

4. Осуществление прямого банковского надзора 

4.1. КПН Национального банка, учитывая основания для введения прямого банковского надзора, финансовое состояние и специфику банка, а также иные факторы и обстоятельства, которые влияют или могут повлиять на положение банка, вправе установить при введении и в любой момент в процессе осуществления прямого банковского надзора: 

- ограничения (и/или требование о временном прекращении) по операциям банка, которые связаны с высоким риском потерь; 

- требования по капитализации банка; 

- требование о смене должностных лиц банка, чьи действия или бездействие создают угрозу ухудшения положения банка; 

- ограничения и/или требование о временном прекращении операций по привлечению депозитов; 

- иные требования и ограничения, направленные на снижение рисков, угрожающих положению банка, оздоровление его финансового состояния и защиту интересов вкладчиков и других кредиторов банка. 

4.1-1. КПС, учитывая основания для введения прямого банковского надзора, финансовое состояние и специфику ОПС/ПО, а также иные факторы и обстоятельства, которые влияют или могут повлиять на эффективность и надежность платежной системы, вправе установить при введении и в любой момент в процессе осуществления прямого банковского надзора: 

- ограничения (приостановление) по проводимым операциям в сторону поставщиков товаров/услуг, которые связаны с высокими рисками; 

- требования по срокам погашения задолженности перед поставщиками товаров/услуг; 

- требования о смене должностных лиц ОПС/ПО, чьи действия или бездействие создают угрозу ухудшения положения ОПС/ПО или возникновения системного риска; 

- ограничения и/или требования по расторжению договоров с поставщиками товаров/услуг с учетом условий договора и законодательства Кыргызской Республики при наличии рисков; 

- иные требования и ограничения, направленные на снижение рисков, угрожающих положению ОПС/ПО, оздоровление его финансового состояния и защиту интересов пользователей платежных услуг. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

4.2. КПН определяет полномочия и обязанности контролера/ руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора, основными из которых являются: 

- изучение и анализ финансового состояния и платежеспособности банка, качества управления банком, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения;  

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг финансового состояния банка в целом, мониторинг операций и действий банка и/или его должностных лиц;  

- контроль за расчетными и кассовыми операциями банка, включая временное приостановление операций, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПН; 

- контроль за выполнением мер, предписанных Национальным банком и разработанных самим банком, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния;  

- контроль за предоставлением регулярных отчетов банка, предусмотренных в постановлении о введении ПБН;  

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка;  

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в банке и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях банка и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении банком операций в нарушение требований Национального банка;  

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении банка и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в банке. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

4.2-1. КПC определяет полномочия и обязанности руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора ОПС/ПО, основными из которых являются: 

- изучение и детальный анализ договоров между поставщиками платежных услуг, качества управления ОПС/ПО, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения для всех участников платежных систем; 

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг обработки и проведения платежей, мониторинг операций и действий ОПС/ПО и/или его должностных лиц; 

- контроль за расчетно-денежными операциями ОПС/ПО, включая временное приостановление приема платежей, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПС; 

- контроль за выполнением мер воздействия, применяемых Национальным банком и мер, разработанных самим ОПС/ПО, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния/погашение задолженностей ОПС/ПО и завершению платежей между участниками платежных систем; 

- контроль за предоставлением регулярных финансовых отчетов ОПС/ПО, предусмотренных в постановлении о введении ПБН; 

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в соответствующее структурное подразделение Национального банка и руководству Национального банка; 

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в ОПС/ПО и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях ОПС/ПО и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении ОПС/ПО операций в нарушение требований Национального банка; 

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении ОПС/ПО и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в ОПС/ПО. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

4.3. Для осуществления прямого банковского надзора руководитель группы контролеров вправе при необходимости: 

- инициировать созыв Совета директоров (при наличии) и Правления банка/исполнительного органа ОПС/ПО; 

- пригласить председателя Совета директоров с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры; 

- внести предложение Совету директоров (при наличии) о созыве внеочередного собрания акционеров банка; 

- иметь полный доступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления); 

- иметь полный доступ к электронной нормативной базе банка/ОПС/ПО с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления; 

- инициировать запрос о необходимой информации у соответствующих государственных органов и иных организаций и направить за подписью руководства Национального банка; 

- иметь доступ к автоматизированной системе/программному обеспечению ОПС/ПО (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления, удаления). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка/ОПС/ПО продолжает нести полную ответственность за деятельность банка/ОПС/ПО, в том числе за финансовое состояние банка/ОПС/ПО, правильность расчетов по операциям/сделкам, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка/ОПС/ПО, а также за предоставление в Национальный банк и контролеру/группе контролеров плана мероприятий по выводу банка/ОПС/ПО из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой и/или запрашиваемой информации. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

4.5. Руководство банка/ОПС/ПО обязано оказывать содействие контролеру/группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний совета директоров (при наличии) и правления банка/исполнительному органу ОПС/ПО до их проведения.  

Для целей осуществления прямого банковского надзора контролер/группа контролеров вправе запросить любую необходимую информацию у банка/ОПС/ПО. При отказе в предоставлении/непредоставлении информации либо в случае предоставления неполной/недостоверной информации, а также несвоевременного предоставления информации контролер/группа контролеров вправе требовать представления пояснений/объяснительной от банка/ОПС/ПО или от сотрудника/причастных лиц и их руководителей.  

Отказ в предоставлении/непредоставление либо предоставление неполной/недостоверной информации, а также несвоевременное предоставление информации приравнивается к противодействию осуществлению прямого банковского надзора и является основанием для применения Национальным банком соответствующих мер воздействий.  

Также банк/ОПС/ПО обязан обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке/ОПС/ПО. 

Руководство банка/ОПС/ПО (члены правления банка/исполнительный орган ОПС/ПО) обязано: 

- предоставить контролеру/группе контролеров отдельное помещение в банке/ОПС/ПО, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видеозапись; 

- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видеооборудование в предоставленном контролеру/группе контролеров помещении; 

- обеспечить безопасность хранения документов банка/ОПС/ПО и контролера/ группы контролеров; 

- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора; 

- обеспечить полный доступ к внешней электронной почте; 

- обеспечить соблюдение полного режима конфиденциальности банком/ОПС/ПО и/или работниками банка/ОПС/ПО компьютерной(-ых) рабочей(-их) станции(-й) контролера/ группы контролеров. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

4.6. Прямой банковский надзор за деятельностью банка осуществляется на основании данных бухгалтерского учета банка, а также отчетов (периодичность определяется КПН) банка, включая отчеты и данные контролера/группы контролеров, содержащие информацию о: 

- проблемных (просроченных, классифицированных, пролонгированных, реструктуризированных) активах (анализ причин ухудшения качества актива, предпринятые меры по возврату активов/кредитов, в том числе сумм на внесистемном учете банка, данные о ликвидности и состоянии залогового обеспечения и др.);  

- классификации всех активов, включая при необходимости оценку/прогноз изменений в качестве и классификации активов в ближайшей перспективе (не более чем за одну неделю), с выделением активов, составляющих крупный риск, и активов без залогового обеспечения, данные о размере созданного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее РППУ). 

При этом классификация активов рассматривается контролером/группой контролеров на выборочной основе, исходя из профиля риска банка, а также с учетом качества управления риском, которая при необходимости должна быть изучена детально; 

- текущем состоянии ликвидности (структура активов и обязательств банка, прогноз по выполнению текущих обязательств, данные об источниках финансирования, анализ разрывов в сроках погашения активов/обязательств и др.); 

- способности (неспособности) руководства банка при выполнении ими должностных обязанностей обеспечить безопасную, надежную и эффективную деятельность в соответствии с законодательством и требованиями Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

4.6-1. Прямой банковский надзор за деятельностью ОПС/ПО осуществляется на основании данных регулятивного отчета ОПС/ПО, итогов инспекторских проверок, неисполнения предписаний/предупреждений и на данных (отчетах) группы контролеров, содержащих информацию о: 

- проблемных и неисполненных финансовых обязательствах перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут создать угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течение установленного срока; 

- текущем состоянии ликвидности (структура активов и обязательств ОПС/ПО, прогноз по выполнению текущих обязательств, данные об источниках финансирования, проведения анализа по срокам погашения задолженностей и др.); 

- наличии информации правоохранительных и иных органов, а также лиц, подтверждающей незаконную деятельность ОПС/ПО; 

- действии или бездействии должностных лиц и/или органов управления/исполнительного органа ОПС/ПО, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство ОПС/ПО. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

4.7. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года № 19/5) 

4.8. В случае отказа банка/ОПС/ПО и/или его должностных лиц исполнить постановление КПН/КПС о введении прямого банковского надзора или создания препятствий для осуществления прямого банковского надзора, а также нарушения норм постановления КПН/КПС, в том числе отдельных пунктов постановления КПН/КПС, контролером/группой контролеров составляется акт о противодействии проведению прямого банковского надзора (далее акт о противодействии), который подписывается контролером/руководителем и всеми членами группы контролеров (согласно приложениям 1 и 2), а также руководством и сотрудниками банка/ОПС/ПО, создавшими препятствия для осуществления режима прямого банковского надзора.  

При отказе банка/ОПС/ПО подписать акт о противодействии один экземпляр составленного акта в банке/ОПС/ПО без подписи представителя банка/ОПС/ПО, с отметкой об отказе от подписания, направляется в банк/ОПС/ПО с сопроводительным письмом структурного подразделения Национального банка. 

Акт о противодействии осуществлению прямого банковского надзора в обязательном порядке подлежит регистрации в банке/ОПС/ПО в качестве входящей корреспонденции с указанием даты, входящего номера и сведений о лице, зарегистрировавшем данный документ. 

В случае отказа банка/ОПС/ПО принять и зарегистрировать акт о противодействии в качестве входящей корреспонденции, акт направляется группой контролеров в Национальный банк для принятия мер в отношении лиц, оказавших противодействие осуществлению прямого банковского надзора.  

Акт о противодействии осуществлению прямого банковского надзора является официальным документом Национального банка, свидетельствующим о нарушении требований банковского законодательства Кыргызской Республики, и может быть использован в качестве основания для применения к банку/ОПС/ПО или его должностным лицам мер воздействий в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики. 

В случае нарушения банком/ОПС/ПО требований настоящего Положения, нормативных правовых актов Национального банка, а также законодательства Кыргызской Республики и/или режима прямого банковского надзора, установленного постановлениями КПН/КПС (поручений, ограничений), Национальный банк вправе применить к банку/ОПС/ПО и его руководству меры воздействия в соответствии с банковским и платежным законодательством, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3-(НПА)) 

(1) Под частой сменой руководства банка понимается: для Председателя - более двух раз за последовательные 12 месяцев; для членов Совета директоров - смена всего состава Совета директоров более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

  

 

  

  

Приложение 1 

к Положению о прямом банковском надзоре 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора банка 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1, 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3) 

_______________________________________________________________________ 

(наименование коммерческого банка (филиала, терминала, сберкассы) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение банка (филиала, терминала, сберкассы), адрес, телефон) 

  

_________________________ 

  

"___" __________ 2012 г. 

(место составления) 

  

  

  

Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики _______________________________________ (ФИО служащих Национального банка) составлен настоящий Акт о том, что коммерческий банк в лице: 

_______________________________________________________________________ (ФИО сотрудника/ов банка) воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора: 

_______________________________________________________________________ (не допустил в здание банка, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы банка и др.) 

Сотрудник/и банка предупрежден/ы группой контролеров об ответственности банка и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора. 

  

Акт составлен: 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Председателя Правления банка/лица, который его замещает) 

(должность) 

(Подпись) 

Ознакомлен: 

  

  

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО сотрудников банка, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) 

(должность) 

(Подпись) 

Получен второй экземпляр акта 

____________________________________ 

  

(ФИО сотрудника банка) 

  

_____________ 

_____________ 

  

(должность) 

(Подпись) 

  

В случае отказа со стороны сотрудников банка в подписании настоящего акта, группа контролеров вправе оставить настоящий акт в канцелярии банка, при этом зарегистрировать его в установленном порядке, с указанием в настоящем акте факта данного отказа. 

  

  

  

Приложение 2 

к Положению "О прямом банковском надзоре" 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО 

___________________________________________________________________________________ 

(наименование оператора платежной системы и платежной организации) 

___________________________________________________________________________________ 

(местонахождение оператора платежной системы и платежной организации, адрес, телефон) 

  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-3)  

_________________________ 

  

"___" _________________ 20__ г. 

       (место составления) 

  

  

  

Мной/нами, служащим/и Национального банка Кыргызской Республики ____________ 

_________________________________________________________________________, 

                                            (ФИО служащих Национального банка) 

составлен настоящий акт о том, что оператор платежных систем и/или платежная 

организация в лице: _______________________________________________________ 

_________________________________________________________________________ 

                                                   (ФИО сотрудника/ов ОПС/ПО) 

воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора за ОПС/ПО: __________ 

_________________________________________________________________________ 

         (не допустил в здание ОПС/ПО, не предоставил запрашиваемые группой 

                                   контролеров документы ОПС/ПО и др.) 

Сотрудник/и ОПС/ПО предупрежден/ы группой контролеров об ответственности 

ОПС/ПО и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого 

банковского надзора. 

  

Акт составлен 

_____________________________________ 

_________________ 

________________ 

(ФИО руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(подпись) 

  

  

  

_____________________________________ 

_________________ 

________________ 

(ФИО руководства ОПС /ПО/лица, 

который его замещает) 

(должность) 

(подпись) 

  

  

  

ОЗНАКОМЛЕН 

  

  

_____________________________________ 

_________________ 

________________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(подпись) 

  

  

  

_____________________________________ 

_________________ 

________________ 

(ФИО сотрудника(ов) ОПС/ПО, прямо или 

косвенно создавшего(их) препятствия 

для осуществления прямого 

банковского надзора) 

(должность) 

(подпись) 

  

  

Получен второй экземпляр акта 

_____________________________________________ 

  

(ФИО сотрудника ПО/ОПС) 

  

_________________________ 

__________________ 

  

(должность) 

(Подпись) 

  

В случае отказа со стороны сотрудников ОПС/ПО в подписании настоящего акта группа контролеров вправе оставить настоящий акт в офисе ОПС/ПО, при этом зарегистрировать его в установленном порядке с указанием в настоящем акте факта данного отказа.