Вернуться назад

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

21 апреля 2005 года. Регистрационный номер 55-05 

  

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 19 марта 2005 года N 6/2 

ПОЛОЖЕНИЕ  

о Комитете по надзору Национального банка   

Кыргызской Республики  

  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 марта 2006 года N 7/6, 28 июня 2006 года N 19/4, 28 марта 2007 года N 16/4, 11 февраля 2009 года N 7/3, 27 апреля 2011 года N 26/5, 14 сентября 2011 года N 52/8, 2 марта 2012 года N 10/14, 12 декабря 2012 года N 48/10, 21 декабря 2012 года N 50/13, 27 февраля 2013 года N 6/9, 25 сентября 2013 года N 35/16, 20 января 2016 года № 4/4, 5 февраля 2016 года № 5/1, 30 марта 2016 года № 15/3, 9 июня 2016 года № 24/1,   

29 июня 2016 года № 27/3, 6 июля 2017 года №2017-П-12/30-3-(НПА), от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС), 12 августа 2020 года № 2020-П-12\45-4-(НПА), 23 декабря 2020 года № 2020-П-33/73-13-(НФКУ), 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА)) 

1. Общие положения  

1.1. Комитет по надзору Национального банка Кыргызской Республики (далее Комитет) создается решением Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк). Комитет является постоянно действующим коллегиальным органом, который уполномочен Правлением Национального банка принимать решения по вопросам своей компетенции в сфере регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики (далее банки), небанковских финансово-кредитных организаций: микрофинансовых организаций, кредитных союзов, жилищно-сберегательных кредитных компаний, гарантийных фондов, кредитных бюро, специализированных финансово-кредитных организаций (далее НФКО), согласно п. 2.1., 2.1-1. и 2.2. настоящего Положения. 

К компетенции Комитета не относится рассмотрение вопросов и принятие решений, касающихся операторов платежных систем/платежных организаций и обменных бюро. 

Для целей настоящего Положения используются следующие сокращения: 

МФК - микрофинансовая компания; 

МКК - микрокредитная компания; 

МКА - микрокредитное агентство; 

ФККС - ОАО "Финансовая компания кредитных союзов". 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2017 года № 2017-П-12/52-12, 23 декабря 2020 года № 2020-П-33/73-13-(НФКУ))  

1.2. В своей работе Комитет руководствуется нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и Национального банка, настоящим Положением и Регламентом Комитета.  

1.3. В состав Комитета по надзору входят: заместитель Председателя Национального банка/член Правления Национального банка - куратор надзорного блока (Председатель Комитета), член Правления Национального банка, руководители структурных подразделений Национального банка.  

Персональный состав Комитета по надзору утверждается приказом Национального банка.  

В состав Комитета по надзору с правом совещательного голоса могут входить служащие Национального банка в соответствии с приказом Национального банка.  

В отсутствии Председателя Комитета и других членов Комитета в работе Комитета принимают участие лица, замещающие их по должности, в соответствии с приказом Национального банка.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 9 июня 2016 года № 24/1, от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

2. Полномочия, права и обязанности Комитета  

Комитет определяет и устанавливает цели и задачи деятельности по регулированию, лицензированию и надзору за деятельностью банков, НФКО и кредитных бюро, а также осуществляет контроль за реализацией политики надзора за банками, НФКО и кредитными бюро.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 сентября 2011 года N 52/8, от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

2.1. Комитет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка принимает решения о применении и/или прекращении и/или изменении следующих видов мер воздействия в отношении банков, НФКО и кредитных бюро: 

а) предписания; 

б) наложение штрафа на банки и НФКО, а также их должностных лиц; 

в) требования к банкам и НФКО; 

г) повышение экономических нормативов и требований для банков и НФКО; 

д) введение ограничений и запретов, установленных в Законе Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и/или в законодательстве Кыргызской Республики для банков, их акционеров и НФКО; 

е) отстранение или освобождение должностных лиц, смена органов управления банка и НФКО; 

ж) введение прямого банковского надзора в банки и кредитные союзы; 

з) введение временной администрации в кредитный союз; 

и) приостановление действия лицензии МФК, кредитных союзов и кредитных бюро; 

к) отзыв лицензии у кредитных союзов и кредитных бюро; 

л) приостановление действия/отзыв лицензии у НФКО на право осуществления отдельных банковских операций; 

м) приостановление действия и/или отзыв свидетельства об учетной регистрации МКК/МКА. 

Комитет рассматривает другие вопросы, делегированные Комитету Правлением Национального банка. 

Решения Комитета подлежат обязательной публикации по следующим вопросам: 

- о введении временной администрации в кредитный союз; 

- о приостановлении/ограничении действия лицензии МФК, кредитных союзов и кредитных бюро; 

- об отзыве лицензии НФКО и кредитных бюро, а также лицензии на право осуществления отдельных банковских операций НФКО; 

- о согласовании должностных лиц банков; 

- согласование наименования/смены наименования банков; 

- о приостановлении действия и/или отзыве свидетельства об учетной регистрации МКК/МКА; 

- иные вопросы по решению Комитета. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2017 года № 2017-П-12/52-12, 23 декабря 2020 года № 2020-П-33/73-13-(НФКУ), 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА))  

2.1-1. Комитет рассматривает:  

- не менее одного раза в год отчет о деятельности банка, включая отчет об исполнении надзорной стратегии по банкам;  

- на ежеквартальной основе информацию о соблюдении/несоблюдении банками/НФКО «- на ежеквартальной основе информацию о соблюдении/несоблюдении банками/НФКО экономических нормативов, требований и ограничений по результатам инспекторских проверок и внешнего надзора, а также о результатах применения регулятивных надзорных мер в отношении банков, НФКО, кредитных бюро, а также обменных бюро, включая информацию областных управлений Национального банка и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области; 

- на полугодовой основе информацию о соблюдении/несоблюдении НФКО экономических нормативов, требований и ограничений, информацию по результатам инспекторских проверок и внешнего надзора, а также о результатах применения регулятивных надзорных мер в отношении НФКО и обменных бюро, представляемой руководителями отделов надзора областных управлений и директором представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области в соответствующих регионах.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2011 года N 26/5, 14 сентября 2011 года N 52/8, 6 июля 2017 года №2017-П-12/30-3-(НПА), 20 декабря 2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС), )  

2.1-2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 6 июля 2017 года №2017-П-12/30-3-(НПА))  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 сентября 2011 года N 52/8, от 6 июля 2017 года №2017-П-12/30-3-(НПА))  

2.2. Комитет рассматривает и принимает решения по следующим вопросам: 

а) определение политики банковского надзора, надзора за НФКО и кредитными бюро; 

б) принятие регулятивных надзорных мер по отношению к банкам, НФКО и кредитным бюро; 

в) признание деятельности банка/НФКО, действия/бездействие должностных лиц банка/НФКО как нездоровой и небезопасной банковской практики на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Национального банка, а также применение в рамках компетенции Комитета соответствующей меры воздействия в отношении банка/НФКО, его акционеров (участников), должностных лиц банка/НФКО, действия (бездействие) которых причастны к нездоровой и небезопасной банковской практике; 

г) согласование должностных лиц коммерческих банков, в том числе: 

- председатель и члены Совета директоров; 

- председатель и члены Шариатского совета; 

- председатель Комитета по аудиту; 

- председатель Правления (президент, генеральный менеджер, руководитель филиала иностранного банка), его заместители (вице-президент, заместитель генерального менеджера, заместитель руководителя филиала иностранного банка) и другие члены Правления, отвечающие за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам; 

- управляющий директор, отвечающий за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования (в случае, если управляющий директор не находится под кураторством председателя/заместителя председателя/члена Правления, отвечающего за кредитную деятельность и/или за финансирование по исламским принципам банковского дела и финансирования); 

- главный бухгалтер; 

- руководитель службы внутреннего аудита; 

- любые другие лица, приравненные по своим функциональным обязанностям к вышеперечисленным должностным лицам, включая их заместителей; 

д) согласование должностных лиц ФККС, в том числе: 

- председатель Совета директоров; 

- председатель Правления; 

- председатель Комитета по аудиту; 

- главный бухгалтер; 

- руководитель службы внутреннего аудита; 

е) предоставление согласия на приобретение 50 (пятидесяти) и более, 67 (шестидесяти семи) и более процентов голосующих акций банка; 

ж) предварительное согласование нового наименования банка; 

з) определение дальнейших надзорных действий в случае необходимости по результатам проверки банка, НФКО и кредитных бюро; 

и) координация и усиление взаимодействия с другими органами надзора, как внутри страны, так и зарубежными; 

к) решение о передаче соответствующих материалов в правоохранительные органы, а также уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов по вопросам, по которым Комитетом принимались решения; 

л) информирование общественности о фактах нарушения банком, НФКО и кредитными бюро требований законодательства; 

м) рассмотрение проектов нормативных правовых актов, касающихся регулирования, надзора и лицензирования деятельности банков, НФКО и кредитных бюро, при необходимости; 

н) рассмотрение вопросов по антимонопольному регулированию, развитию конкуренции и защите прав потребителей банковских услуг (включая вопросы нарушения порядка ценообразования, в том числе установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен; злоупотребления доминирующим положением на рынке банковских услуг); 

о) рассмотрение запросов банков по вопросу размещения денежных средств в иностранной валюте на депозитный счет, открытый в Национальном банке; 

п) по установленным фактам нарушения законодательства Кыргызской Республики; 

р) рассмотрение вопросов по толкованию (разъяснению) решений, принятых Комитетом. Толкование (разъяснение) решений, принятых Комитетом, осуществляется Комитетом путем принятия нового постановления. При толковании (разъяснении) объясняется или уточняется содержание положений, а также функциональные и иные связи с другими положениями принятого решения Комитета, требующего толкования (разъяснения). В процессе толкования (разъяснения) решений, принятых Комитетом, не допускается внесение в них изменений и дополнений; 

с) рассмотрение и принятие решений по выдаче, приостановлению, отзыву и прекращению действия лицензий в рамках специального регулятивного режима, согласно Положению "О специальном регулятивном режиме"; 

т) другие вопросы, делегированные Комитету Правлением Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 20 декабря 2017 года № 2017-П-12/52-12, 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-4, 23 декабря 2020 года № 2020-П-33/73-13-(НФКУ), 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-6-(НПА))  

2.3. (Исключен в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2012 года N 50/13)  

2.4. Комитет рассматривает и утверждает:  

а) регламент и внутренние процедуры работы Комитета;  

б) руководство и иные документы по надзору за деятельностью банков, НФКО, кредитных и обменных бюро;  

в) методические рекомендации и указания, а также иные документы, не содержащие правовых норм, касающиеся деятельности банков, НФКО, кредитных и обменных бюро;  

г) другие документы и решения, полномочия по утверждению которых делегированы Комитету Правлением Национального банка.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

2.5. Комитет имеет право при необходимости обсуждать и выносить на рассмотрение Правления Национального банка предложения по любым вопросам, касающимся банковской системы, лицензирования и банковского надзора, в том числе проекты законодательных и нормативных актов Кыргызской Республики в сфере регулирования и надзора за деятельностью банков, НФКО и кредитных бюро.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

2.6. Секретарем Комитета назначается служащий Национального банка. Координацию, организацию работы и контроль за деятельностью секретаря Комитета осуществляет Председатель Комитета.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 2 марта 2012 года N 10/14, 5 февраля 2016 года № 5/1, 6 июля 2017 года №2017-П-12/30-3-(НПА), от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

3. Подготовка и проведение заседаний Комитета Национального банка  

3.1. Заседания Комитета проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц, как правило, в последний четверг месяца. Комитет утверждает полугодовой План работ, согласно которому рассматриваются соответствующие вопросы. При необходимости Председатель Комитета созывает внеочередное заседание.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2011 года N 26/5, 2 марта 2012 года N 10/14)  

3.2. Члены Комитета извещаются о повестке, времени и месте проведения планового заседания не менее чем за два рабочих дня.  

Внеплановые заседания, требующие безотлагательного решения, проводятся по решению Председателя Комитета, либо двух членов Комитета, о чем в письменном порядке, как правило, не позднее одного дня до заседания Комитета Секретарь Комитета уведомляет членов Комитета.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 сентября 2011 года N 52/8)  

3.3. Кворум заседания Комитета составляет 2/3 голосов членов Комитета, один из которых должен быть Председателем Комитета или лицом, его замещающим.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 6 июля 2017 года №2017-П-12/30-3-(НПА))  

3.4. Решения Комитета принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комитета. При равенстве голосов, голос Председателя Комитета является решающим.  

3.5. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 сентября 2011 года N 52/8, от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

3.6. Должностное лицо, ответственное за исполнение принятых решений Комитета, указывается в постановлении Комитета и не реже двух раз в год отчитывается об исполнении или не исполнении решений Комитета перед Комитетом по надзору.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 сентября 2011 года N 52/8)  

3.7. Порядок информирования о принятых решениях принимается Комитетом.  

3.8. Заседания Комитета оформляются протоколом, который после (согласования с членами Комитета, подписывается Председателем Комитета и Секретарем Комитета. Процедуры и порядок ведения протокола определяются Регламентом Комитета.  

3.9. В обязанности секретаря Комитета входит:  

а) своевременное оповещение о дате проведения заседания, повестке дня каждого члена Комитета;  

б) составление проекта плана работы Комитета на полугодие;  

в) составление протоколов заседаний Комитета и контроль за оформлением и сроками подготовки постановлений и/или решений Комитета;  

г) контроль за подготовкой и оформлением материалов структурными подразделениями в соответствии с регламентом, утвержденными Комитетом, в том числе за обеспечением членов Комитета соответствующим перечнем нормативных правовых актов Кыргызской Республики и Национального банка, на основании которых подготовлены материалы;  

д) рассылка необходимого пакета документов и материалов всем членам Комитета по рассматриваемым вопросам в установленный срок;  

е) подготовка полугодовых отчетов о ходе исполнения структурными подразделениями постановлений и других решений (поручений) Комитета;  

ж) подготовка один раз в полгода отчета о проделанной работе Комитета для представления Правлению Национального банка.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2011 года N 26/5, 14 сентября 2011 года N 52/8, 2 марта 2012 года N 10/14)  

3.10. Порядок ведения делопроизводства устанавливается в Регламенте комитета.  

3.11. Решение Комитета может быть обжаловано в соответствии с нормативным правовым актом Национального банка, регулирующим досудебный порядок регулирования споров.  

3.12. Деятельность Комитета прекращается на основании соответствующего решения Правления Национального банка.  

4. Ответственность Председателя и членов Комитета  

(Раздел в редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 февраля 2013 года N 6/9, от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))  

4.1. Председатель и члены Комитета несут ответственность за соблюдение и выполнение требований настоящего Положения, а также за принятые решения по вопросам, противоречащим законодательству Кыргызской Республики.  

4.2. Все лица, в том числе члены Комитета, готовящее материалы на заседание, несут ответственность за полноту и достоверность информации по вопросам, рассматриваемым на заседании Комитета в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.  

   

Примечание (Утратило силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 20.12.2017 года № 2017-П-12/52-12-(БС))