Вернуться назад

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

7 августа 2006 года. Регистрационный номер 87-06 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 июня 2006 года N 19/4 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о минимальных требованиях к проведению внешнего аудита 

микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике 

 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 

25 апреля 2012 года N 18/9, 14 октября 2015 года N 62/2, от 15 июня 2017 года  

№2017-П-12/25-12-(НПА)) 

 

 

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении 

2. Требования к проведению внешнего аудита микрофинансовых компаний 

3. Правила проведения внешнего аудита микрокредитными 

компаниями и микрокредитными агентствами 

 

Настоящее Положение "О минимальных требованиях к проведению внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике" (далее Положение) разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "Об аудиторской деятельности" и "О бухгалтерском учете" и устанавливает минимальные требования к проведению внешнего аудита годовой финансовой отчетности микрофинансовых организаций, в том числе осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования с учетом специфики используемой терминологии, и имеющих свидетельство Национального банка для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации. 

 

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении 

 

1.1. Внешний аудит - осуществляемая на основании договора между микрофинансовой организацией и внешним аудитором аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности с целью выражения независимого мнения о достоверности, объективности и соответствии бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики. 

1.2. Внешний аудитор - лицо, являющееся индивидуальным аудитором или аудиторской организацией в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об аудиторской деятельности". 

1.3. Независимость внешнего аудитора - способность внешнего аудитора действовать самостоятельно, независимо от чьего-либо влияния на результаты его заключений, выводов и в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на выражение мнения внешним аудитором. 

1.4. Должностные лица - лица, входящие в состав органов управления микрофинансовой организации, а также лица, наделенные полномочиями и несущие ответственность по финансовым и кредитным операциям. 

1.5. Аффилированные лица - значение определено в пункте 5 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". 

 

2. Требования к проведению внешнего аудита 

микрофинансовых компаний 

(Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года N 62/2)   

3. Правила проведения внешнего аудита микрокредитными 

компаниями и микрокредитными агентствами 

 

3.1. Микрокредитные компании и микрокредитные агентства (далее - МКК/МКА) проводят внешний аудит своей деятельности в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". 

МКА могут проводить внешний аудит своей деятельности. 

МКК должны проводить внешний аудит своей деятельности на ежегодной основе при наличии одного из следующих критериев: 

- наличие заемных средств от кредиторов, в том числе от финансово-кредитных организаций; 

- среднегодовое значение кредитного портфеля составляет 20 (двадцать) млн сомов и выше; 

- количество заемщиков составляет 5 000 (пять тысяч) и выше. 

МКК, у которых отсутствуют данные критерии, проводят внешний аудит своей деятельности 1 раз в два года. 

При проведении внешнего аудита МКК/МКА должны руководствоваться требованиями к аудиторской деятельности, установленными законодательством Кыргызской Республики, международными стандартами аудита и настоящим Положением. 

При проведении внешнего аудита МКК/МКА, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, могут применяться Стандарты аудита для исламских финансовых институтов, разрабатываемые Организацией по бухгалтерскому учёту и аудиту для исламских финансовых институтов.  

3.2. МКК, преобразующиеся в микрофинансовые компании, должны провести независимый внешний аудит в соответствии с Положением "О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", утвержденным постановлением Правления Национального банка от 14 июля 2005 года №22/2. 

3.3. Внешний аудит МКК/МКА проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, имеющими право на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3.4. Требования к внешнему аудитору: 

- иметь соответствующую лицензию/сертификат аудитора на право осуществления аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики; 

- быть независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают обоснование считать, что существует конфликт интересов. 

В случае, если внешний аудит проводит индивидуальный аудитор, то дополнительно к вышеуказанным требованиям необходимо иметь трехлетний опыт аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности. 

Штатные или привлеченные аудиторы аудиторской организации, выбранной для аудита МКК/МКА, должны соответствовать следующим требованиям: 

- соответствие квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- наличие трехлетнего опыта аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности.  

3.5. МКК/МКА должны разрабатывать процедуры взаимодействия с внешним аудитором, осуществляющим аудиторскую проверку организации, включая процедуру отбора и утверждения кандидатуры внешнего аудитора, определение масштаба и графика проведения аудиторской проверки, порядок предоставления документов, разъяснений и подтверждений, запрашиваемых внешним аудитором и необходимых для осуществления аудита, порядок взаимодействия должностных лиц и сотрудников организации с внешним аудитором, порядок предоставления внешним аудитором аудиторского заключения и письма руководству МКК/МКА. 

3.6. В течение 10 рабочих дней после заключения договора с внешним аудитором о проведении внешнего аудита годовой финансовой отчетности МКК/МКА в письменном виде должны направить в Национальный банк информацию о выборе внешнего аудитора с указанием: 

- Ф.И.О. индивидуального аудитора/название аудиторской организации с указанием Ф.И.О. руководителя; 

- реквизитов лицензии индивидуального аудитора/аудиторской организации (номер лицензии, дата получения, срок действия, кем выдана); 

- юридического адреса и телефона индивидуального аудитора/аудиторской организации. 

При смене внешнего аудитора МКК/МКА должны сообщить о причинах смены аудитора в Национальный банк (в Чуйской области и г.Бишкек - Управление внешнего надзора, в других областях - областные управления Национального банка) в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года N 18/9) 

3.7. В договоре о проведении аудиторской проверки годовой финансовой отчетности МКК/МКА следует отразить цель и масштаб проведения аудита, период, который будет изучен в ходе аудиторской проверки, отчеты, которые планируется подготовить и сроки их представления руководству МКК/МКА. 

3.8. Масштаб проведения внешнего аудита МКК/МКА включает следующие основные аспекты: 

- соответствие бухгалтерского учета и отражения операций в финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

- организация деятельности по микрокредитованию: наличие кредитной политики; процедура рассмотрения кредитных заявок; надлежащее ведение кредитных дел (досье) заемщиков; мониторинг состояния и качества активов; процедура классификации активов и оценки адекватности резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков; 

- организация внутреннего контроля: порядок принятия решений по кредитным и финансовым операциям; наличие и соблюдение положений о структурных подразделениях и должностных инструкций; контроль за отражением операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; контроль за деятельностью филиалов и представительств; 

- соответствие внутренних процедур и политик законодательству Кыргызской Республики; 

- соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка; 

- оценка качества управления рисками. 

3.9. По окончании проведения внешнего аудита внешний аудитор предоставляет МКК/МКА аудиторское заключение, оформленное в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики и международными стандартами аудита, письмо к руководству МКК/МКА, а также любые отчеты, оговоренные в договоре по проведению внешнего аудита. 

Национальный банк вправе не принять заключение внешнего аудитора МКК/МКА и требовать проведения повторного аудита МКК/МКА в случае, если обнаружатся обстоятельства, которые включают:  

- выявление фактов сокрытия информации, являющейся в соответствии со статьей 11 Закона Кыргызской Республики "Об аудиторской деятельности в Кыргызской Республике" основанием для выводов об ограничениях при проведении аудита; 

- отзыв квалификационного сертификата/лицензии аудитора уполномоченным органом; 

- выявление в деятельности внешнего аудитора фактов несоответствия законодательству Кыргызской Республики и пункту 3.4 настоящего Положения. 

При обнаружении вышеуказанных обстоятельств Национальный банк направит соответствующее требование о проведении повторного аудита с установлением сроков и с приведением обоснованных причин в адрес МКК/МКА. МКК/МКА обязана провести повторный внешний аудит в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики и настоящего Положения. Повторный аудит осуществляется за счет средств МКК/МКА. 

3.10. В письме к руководству МКК/МКА раскрываются выявленные внешним аудитором существенные недостатки и несоответствия в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации, в системе внутреннего контроля, в организации деятельности по микрокредитованию, в управлении МКК/МКА, нарушения законодательства Кыргызской Республики, а также содержатся рекомендации по исправлению выявленных существенных недостатков и несоответствий. 

3.11. В течение 30 дней с момента получения заключения внешнего аудитора, но не позднее 30 апреля следующего за отчетным годом (периодом), МКК/МКА должны предоставить в Национальный банк (в Чуйской области и г.Бишкек в Управление внешнего надзора, в других областях в областные управления и представительство Национального банка) копию аудиторского заключения, заверенную внешним аудитором в установленном порядке с приложением финансовой отчетности МКК/МКА, включая письмо руководству МКК/МКА. 

3.12. МКК/МКА могут опубликовать годовую финансовую отчетность в средствах массовой информации республиканского и местного значения после ее подтверждения внешним аудитором, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики. 

 

Примечание: 

(Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года  

N 62/2)