Утверждено
постановлением Правления Национального банка
Кыргызской Республики
от 21 августа 2019 года
№ 2019-П-33/43-7-(НФКУ)
ПОЛОЖЕНИЕ
о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в Кыргызской Республике в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов
Глава 1. Общие положения
1. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в обменных бюро, имеющих лицензию Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк), в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее – ПФТД/ЛПД).
2. Национальный банк проводит инспектирование деятельности обменных бюро по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД и направляет информацию о его результатах в уполномоченный государственный орган в сфере ПФТД/ЛПД (далее – орган финансовой разведки) в установленном порядке.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Внутренний контроль – совокупность мер по выявлению операций (сделок), подлежащих контролю и сообщению, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами, непосредственно связанных с финансированием террористической деятельности и легализацией (отмыванием) преступных доходов.
Идентификация – процедура установления идентификационных данных о клиенте и (или) бенефициарном владельце.
Верификация – процедура проверки идентификационных данных клиента и (или) бенефициарного владельца.
Бенефициарный владелец – физическое лицо (физические лица), которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет правом собственности или контролирует клиента либо физическое лицо, от имени или в интересах которого совершается операция (сделка).
Выявление операций, подлежащих контролю и сообщению – этап организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД, который включает определение операций, подлежащих контролю и сообщению.
Операции (сделки), подлежащие контролю и сообщению – операции (сделки) с денежными средствами, предусмотренные в статьях 23, 24, 25, 26 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
Пороговая сумма – значение, установленное Правительством Кыргызской Республики.
Понятие «Экстремистская деятельность» соответствует нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности».
Глава 2. Система внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД
4. Обменные бюро обязаны разработать и применять программу внутреннего контроля, в том числе основанные на риск-ориентированном подходе, позволяющие эффективно исполнять нормы законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. Программа внутреннего контроля обменного бюро должна соответствовать законодательству Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД, а также разрабатывается и применяется с учетом особенностей деятельности, штатной численности, клиентской базы и уровня рисков обменного бюро.
В обменном бюро должно быть лицо, ответственное за разработку и реализацию программы внутреннего контроля по соблюдению законодательства по ПФТД/ЛПД согласно требованиям, установленным Правительством Кыргызской Республики. Один и тот же ответственный сотрудник обменного бюро направляется для прохождения обучения не менее одного раза в три года. При этом ответственный сотрудник должен знать действующее законодательство Кыргызской Республики по вопросам ПФТД/ЛПД.
5. Оценка адекватности программы и процедур требованиям законодательства по ПФТД/ЛПД, а также оценка эффективности и надежности внутреннего контроля в целях соблюдения законодательства по ПФТД/ЛПД осуществляются лицом, ответственным за оценку системы внутреннего контроля в обменном бюро.
Общая оценка адекватности программы и процедур, а также оценка эффективности и надежности правил внутреннего контроля в целях соблюдения законодательства ПФТД/ЛПД осуществляются на постоянной основе, но не менее одного раза в три года.
Нормы, указанные в настоящем пункте, не распространяются на обменное бюро, в котором одно и тоже лицо является ответственным сотрудником, руководителем обменного бюро, а также руководителем и участником/акционером юридического лица, открывшего обменное бюро.
6. В ходе осуществления операций с наличной иностранной валютой сотрудники обменного бюро должны проводить следующие мероприятия:
1) При совершении разовой операции (сделки) или нескольких взаимосвязанных разовых операций (сделок) по купле-продаже (обмену) наличной национальной и/или иностранной валюты на сумму от 70 000 до 1 000 000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)), проводится установление личности клиента на основе документа, удостоверяющего личность.
К документам, удостоверяющим личность относятся:
- в отношении граждан Кыргызской Республики:
а) паспорт гражданина Кыргызской Республики образца 2004 года (ID-карта);
б) идентификационная карта – паспорт гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта);
в) свидетельство органов ЗАГС о рождении гражданина – для гражданина Кыргызской Республики, не достигшего 16 лет;
г) военный билет;
д) водительское удостоверение;
- в отношении иностранных граждан:
а) паспорт иностранного гражданина;
б) вид на жительство в Кыргызской Республике;
- в отношении лиц без гражданства – вид на жительство в Кыргызской Республике;
- в отношении беженцев:
а) свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица беженцем;
б) удостоверение беженца.
Помимо установления личности клиента сотрудники обменного бюро должны проверить клиента на наличие или отсутствие в Санкционных перечнях и Перечне лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов.
2) При совершении разовой операции (сделки) или нескольких взаимосвязанных разовых операций (сделок) по купле-продаже (обмену) наличной национальной и/или иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 1 000 000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)) сотрудники обменного бюро обязаны провести надлежащую проверку клиента.
Надлежащая проверка клиента выражается в идентификации клиента: установить личность клиента-физического лица: ФИО, место жительства, дату рождения, гражданство – на основании документа, удостоверяющего личность (с фотографией), и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Кыргызской Республике, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) или номер удостоверения социальной защиты, полномочия по распоряжению денежными средствами или имуществом, а также другие данные, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Идентификация клиента проводится путем заполнения анкеты клиента-физического лица по форме, определенной Правительством Кыргызской Республики.
Примечание: сумма операции, при которой необходимо проводить идентификацию клиента, установлена Положением «О порядке проведения надлежащей проверки клиента», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 25 декабря 2018 года № 606.
3) Определять и выявлять операции (сделки), подлежащие контролю и сообщению.
4) Формировать и направлять в орган финансовой разведки следующие сообщения в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД:
а) сообщение о подозрительной операции (сделке) – в течение пяти часов с момента признания в установленном порядке операции подозрительной независимо от суммы совершенной операции.
Перечень критериев (признаков) подозрительных операций (сделок) формируется органом финансовой разведки. С учетом специфики деятельности обменных бюро в дополнение к признакам подозрительных операций (сделок), формируемых органом финансовой разведки, обменные бюро должны рассматривать следующий характерный перечень признаков и критериев подозрительных операций, который может быть в последующем дополнен:
- немотивированный отказ или неоправданная задержка в предоставлении клиентом запрашиваемых сведений (ФИО, место регистрации и жительства, дата рождения, паспортные данные и другие данные, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики);
- многократное проведение (14 и более раз) в течение месяца операций по купле-продаже наличной иностранной валюты, не имеющей ясной экономической или очевидной законной цели, одним и тем же лицом;
б) сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, должно быть направлено в орган финансовой разведки независимо от суммы совершенной операции в течение двух рабочих дней со дня ее совершения;
в) сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, должно быть направлено в орган финансовой разведки в течение двух рабочих дней со дня совершения операции;
г) сообщение об обменной операции с наличной иностранной валютой, совершенной публичными должностными лицами, должно быть направлено в орган финансовой разведки в течение трех рабочих дней со дня совершения операции.
Сообщения направляются в орган финансовой разведки в соответствии с порядком, утвержденным Правительства Кыргызской Республики.
5) Фиксировать информацию об обменных операциях с наличной иностранной валютой, включая информацию о клиенте, если сумма совершаемой операции (сделки) равна или превышает пороговую сумму, в журнале регистрации информации об операциях с клиентами и представлять ее в орган финансовой разведки в течение трех рабочих дней со дня совершения операции.
6) Хранить копии документов и записи, относящиеся к идентификации, верификации и изучению клиента, а также установлению бенефициарного владельца, и информацию об обменных операциях с наличной иностранной валютой, не менее пяти лет после совершения сделки между обменным бюро и клиентом.
6) Другие мероприятия, согласно порядку проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике.
7. Обменное бюро не вправе информировать клиентов или иных лиц о предоставлении информации в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями законодательства в сфере ПФТД/ЛПД.
8. Обменное бюро должно обеспечить конфиденциальность информации, относящейся к идентификации, верификации и изучению клиента, а также установлению бенефициарного владельца, и информации об обменных операциях с наличной иностранной валютой.
9. Обменное бюро несет ответственность за нарушение законодательства в сфере ПФТД/ЛПД, включая настоящее Положение, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
10. Порядок опубликования Санкционных перечней, Перечня лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, Перечня высокорискованных стран, Перечня физических лиц, отбывших наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, и других предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД перечней и списков устанавливается Правительством Кыргызской Республики.