Пресс-релизы за 2000 год
Национальный банк твердо убежден, что поправки к закону "О Национальном банке Кыргызской Республики" противоречат Конституции Кыргызской Республики. Кроме того, данные поправки нарушают существующий закон, который гарантирует независимость Национального банка Кыргызской Республики.
Конституция Кыргызской Республики, которая определяет полномочия властных структур, не допускает и не подразумевает передачу прав по регулированию денежно-кредитной политики Жогорку Кенешу. Конституция Кыргызской Республики наделяет Президента Кыргызской Республики правом определять внутреннюю и внешнюю политику государства, а Национальному банку Конституция Кыргызской Республики дает право проводить денежно-кредитную и валютную политику совместно с Правительством.
Конституция Кыргызской Республики предоставила Национальному банку независимый правовой статус. Этот статус не может быть изменен даже посредством внесения поправок в закон. Независимость НБКР позволяет Национальному Банку выполнять основную задачу - поддержание покупательской способности национальной валюты, а также обеспечение безопасной и надежной банковской системы для общества при отсутствии политического вмешательства.
Поправки к закону подразумевают получение согласия коммерческих банков на любые изменения в банковской деятельности. Это противоречит общественным интересам. Коммерческие банки работают с деньгами вкладчиков, и население заинтересовано в эффективном независимом регулировании банковской и платежной систем.
Конечные выводы:
- передача прав надзора Жогорку Кенешу подразумевает передачу ответственности за управление всей банковской системы, что не может находиться в компетенции законодательной власти;
- изменение законодательства, которое вызовет нестабильность рынка, будет замечено потенциальными инвесторами и негативно отразится на их планах;
- любое изменение законодательства, касающееся Национального банка, вызовет нарушение многих обязательств Кыргызской Республики перед международными финансовыми организациями. Это затронет кредитные линии, в том числе финансирующие малый и средний бизнес, таких организаций как: Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и т.д.
Так или иначе, любые изменения в законе в отношении Национального банка не только противоречат Конституции, но также являются чрезвычайно опасными для экономики страны и для международного имиджа Кыргызской Республики как стабильного и демократического государства.
Подобные эффекты могут возникнуть даже в результате непредусмотренного законодательством вмешательства в действия Национального банка. Как известно, НБКР является владельцем Расчетно-сберегательной компании (РСК).
С начала 2000 года шел процесс подготовки тендера по продаже РСК. Одним из главных условий тендера являлось сохранение доступности социально значимых финансовых услуг по всему Кыргызстану. Данная работа велась в соответствии с принципами прозрачности и гласности:
- с привлечением средств массовой информации, как в Кыргызстане, так и за рубежом;
- с распространением информации в Интернете;
- с включением в тендерную комиссию представителей разных ветвей государственной власти и независимых экспертов.
За два дня до объявленного заседания тендерной комиссии было принято постановление Законодательного Собрания Жогорку Кенеша КР о приостановке тендера для проведения парламентских слушаний по данному вопросу. В течение двух недель слушания не проведены, тендер приостановлен на неопределенный срок. Инвесторам, подавшим заявки, будут возвращены внесенные денежные залоги.
Такое развитие событий может негативно сказаться на инвестиционном климате и международном имидже нашей страны.
Национальный банк Кыргызской Республики
Национальный банк был создан Кыргызской Республикой в качестве единственного субъекта, уполномоченного выпускать в обращение банкноты национальной валюты и поддерживать ее покупательскую способность.
Национальный банк обеспечивает надежность, действуя в интересах всего населения, а не каких-либо отдельных групп или властных структур, включая Правительство. Да, Национальный банк занимается обслуживанием счетов Правительства, но он не является субъектом государственной власти и не имеет цели получения прибыли для себя.
Национальный банк нацелен на поддержание стабильности цен посредством проведения компетентной денежно-кредитной политики. Сюда входит регулирование количества денежной массы в Республике, кредитных потоков из банковской системы и общего уровня процентных ставок.
Национальный банк работает на основе прогнозов, получаемых в результате исследования экономического развития страны. После консультаций с Правительством Национальный банк устанавливает целевой показатель сдерживания инфляции. Национальный банк старается достичь этой цели, применяя несколько ключевых мер. Сюда входят операции на открытом рынке, в том числе покупка и продажа иностранной валюты, государственных казначейских векселей и других ценных бумаг. Эти меры также включают изменение резервных требований к банкам и учетные ставки.
Все эти меры взаимосвязаны. Важной целью при этом является наличие такого количества национальной валюты в обращении, которое бы стимулировало экономический рост, но не способствовало росту инфляции.
Главными каналами проведения денежно-кредитной политики являются коммерческие банки. Их важнейшая роль сводится к обеспечению денежного оборота, к предоставлению необходимого финансирования для государственного бюджета, частных и общественных организаций и к предоставлению широкого круга инвестиционных возможностей для населения. Банки проводят кредитные сделки: с одной стороны, предоставляя кредиты, с другой, в свою очередь, становясь должниками своих вкладчиков. Коммерческие банки также осуществляют платежи и расчеты.
Таким образом, государство законодательно обязало Национальный банк как орган ответственный за национальную валюту регулировать деятельность коммерческих банков. Национальный банк устанавливает экономические нормативы именно для того, чтобы удостовериться, что коммерческие банки не растеряют доверенные вкладчиками сбережения и не будут нарушать нормальную циркуляцию денег в экономике.
Также, Национальный банк дает заключения по всем законодательным актам и действиям, касающимся финансовых и банковских вопросов, до их принятия. По закону он управляет официальными валютными резервами. В сотрудничестве с Национальным Статистическим комитетом, Национальный банк составляет платежный баланс государства. Он представляет интересы Кыргызской Республики на международных совещаниях и организациях по вопросам денежно-кредитной и банковской политики. Национальный банк обслуживает отдельные кредитные линии, направленные на развитие производства, организует обучающие банковские программы и поддерживает развитие банковской инфраструктуры.
Национальный банк во всех смыслах действует во благо национальных интересов.