Пресс-релизы за 2001 год
Хроника недели 5 - 9 ноября
8 ноября 2001 года Премьер министром Кыргызской Республики г-ном Бакиевым К.Б. и Председателем Национального банка Кыргызской Республики г-ном Сарбановым У.К. было подписано совместное постановление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка “Об утверждении Политики регулятивного реагирования”.
Политика регулятивного регулирования (ПРР) определяет действия, которые будут применяться Национальным банком Кыргызской Республики при возникновении проблем в банковском секторе. Целью политики является обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской системы, последовательности и своевременности принятия соответствующих мер в сфере банковского регулирования, а также сведение к минимуму затрат на решение проблем в банковском секторе.
Политика принята в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и основана на принципе осуществления надзора, обеспечивающего раннее выявление и оперативное принятие соответствующих мер с целью наиболее эффективного и рационального решения проблем в банковском секторе.
9 ноября 2001 подписано совместное постановление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в Постановление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка «О мерах по обеспечению эффективной работы платежной системы Кыргызской Республики и повышении ответственности банков за своевременное проведение платежей».
Согласно принятому постановлению увеличена доля безналичных расчетов в республике, усилена ответственность коммерческих банков за своевременное проведение платежей как внутренних, так и внешних.
В случае несвоевременного зачисления денежных средств на счета клиентов, коммерческие банки должны выплачивать им проценты не в двойном, а в тройном размере действующей учетной ставки Национального банка от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежа.
С 22 по 31 октября 2001 года в Кыргызской Республике находился г-н Юхани Лаурилла, эксперт-оценщик проекта ФИННИДА «Об оказании технической помощи банковскому сектору Кыргызской Республики». Целью визита была оценка деятельности и реализации проекта ФИННИДА в Кыргызской Республике. В ходе визита г-н Лаурилла провел ряд встреч с представителями коммерческих банков, международных финансовых организаций, Министерства финансов и Национального банка Кыргызской Республики.
В связи с изменениями места расположения 2-й территории, Национальный банк Кыргызской Республики сообщает новые реквизиты: Приемная 2-й территории: 65-23-28, 65-23-98 Управления банковского надзора: 65-23-50 · Отдел надзора за небанковскими учреждениями: 65-20-55 · Отдел инспектирования: 65-23-50 · Отдел внешнего надзора: 65-22-69 Управления методологии и лицензирования: 65-24-37 · Отдел лицензирования банков: 65-24-37 · Отдел методологии надзора: 65-24-56 Хозяйственное управление: 65-27-54 Почтовый адрес: 720054, г.Бишкек, пр.Чуй, 230 (бизнес-центр “Берекет”), 4,5 и 8 этажи. |
· За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, по сравнению с прошлой неделей уменьшился на 330,4 млн. сомов (-22,5%), что выше средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 28,5 млн. сомов (+2,6%) и составил 1 139 млн. сомов, в том числе:
по клиринговой системе 351,0 млн. сом (+1,9%);
по гроссовой системе 787,9 тыс. сом (+2,9%), из которых 7,8% составляет объем платежей за расчеты по сделкам с ГКВ и 3,8% - объем платежей по валютным сделкам.
Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, по сравнению с прошлой неделей увеличилось на 720 платежей (+10,0%), что выше средненедельного значения (за предыдущий месяц) на 962 платежа (+13,8%) и составило 7 952 платежа, в том числе:
· по клиринговой системе 7 552 платежа (+14,3%);
· по гроссовой системе 400 платежей (+4,2%).
По данным Национального статистического комитета за январь-октябрь 2001 года индекс потребительских цен (ИПЦ) сложился на уровне 101,9% (таблица 1). Основным фактором роста цен послужило административное повышение тарифов на некоторые виды платных населению услуг (тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства выросли на 22%, услуги связи на 42,8%).
Таблица 1: Уровень инфляции в Кыргызской Республике
(в процентах к декабрю предыдущего года)
|
Октябрь |
|
2000 |
2001 |
|
Индекс потребительских цен |
107,3 |
101,9 |
Продовольственные товары |
107,6 |
98,8 |
Непродовольственные товары |
106,6 |
100,8 |
Услуги |
112,5 |
116,1 |
Продукты питания подешевели на 1,2%, что произошло за счет снижения цен на напитки (-14,7%, из-за снижения ставки акцизов на ликероводочные изделия и водку с 40 до 15 сомов за литр), фрукты и овощи (-8,8%) и молочные продукты (-8%). Рост цен отмечен на мясные продукты (4,9%), масло и жиры (4,9%) и на сахар, кондитерские изделия (3,3%). За аналогичный период предыдущего года продовольственные товары выросли на 7,6% из-за значительного роста цен на мясные продукты (36,6%) и сахар, кондитерские изделия (22,9%).
Непродовольственные товары (0,8%) и услуги (16,1%). Цены на непродовольственные товары выросли вследствие роста цен на одежду, обувь (1,6%). Наибольшее повышение цен отмечено на платные услуги населению, в частности стали дороже услуги жилищно-коммунального хозяйства на 22% из-за повышения тарифов на электроэнергию более чем в 1,4 раза и горячее водоснабжение на 44%, в июле произошло повышение тарифов на услуги связи на 41,8%, что соответственно повлекло рост услуг по предоставлению жилья, общественного питания (11,8%). Также выросли цены на услуги образования (11,3%) и в сфере отдыха, развлечений и культуры (7,2%). В 2000 году за аналогичный период также значительный вклад внесло повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (16,8%) и услуги связи на 44,2%.
При этом влияние факторов было следующим:
Вклад монетарных факторов инфляции (изменение денег вне банков, обменный курс и инфляционные ожидания населения) оценен в размере 62%. При этом вклад факторов сложился следующим образом: деньги вне банков с лагом в 1 месяц « на 31,9%, обменный курс « на [-17%] и на формирование инфляции оказывает влияние инфляционные ожидания населения (47,5%).
Суммарный вклад немонетарных факторов инфляции сложился на уровне 38% от инфляции. При этом наибольший вклад пришелся на коммунальные услуги (59,5%), на цены производителей (24,2%), хлеб, хлебобулочные изделия (15,3%) и связь (11,7%). На снижение немонетарных факторов отразилось снижение цен на алкогольные напитки, их вклад составил минус 66,4%.