Вернуться назад

Пресс-релизы за 2002 год 

Хроника недели 21 - 25 января 

По итогам пресс-конференции на тему: "Об основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002 год", которая состоялась 4 января 2002 года, некоторыми СМИ переданы недостоверная и некорректная информация относительно введения гарантирования вкладов.  

В связи с этим, Национальный банк еще раз доводит до сведения всех пользователей Пресс-релиза НБКР, что на Пресс-конференции было высказано следующее: в области развития нормативно-правовой базы банковской системы подготовленный Национальным банком Кыргызской Республики проект Закона "О создании фонда защиты депозитов" предполагает создание коммерческими банками фонда защиты депозитов. В данном законопроекте предусматривается гарантия вкладов до 20 тысяч сомов и более не Национальным банком, а самими коммерческими банками, которые примут участие в формировании Фонда защиты депозитов.  

Постановлением Правления НБКР от 25 января 2002 года были утверждены следующие нормативные документы: 

· Положение "Об основных требованиях к деятельности Национального процессингового центра Кыргызской Республики". Данное Положение определяет цели и задачи, а также общие подходы к организации и деятельности Национального процессингового центра при проведении межбанковских расчетов с использованием национальных банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики.  

· Положение "Об организации расчетов системы Казначейства с учреждениями банков Кыргызской Республики". Нормативный документ определяет порядок организации и проведения расчетов бюджетных организаций в национальной валюте Кыргызской Республики через банки-агенты.  

· Правила заполнения унифицированной формы платежного поручения, которые определяют форму унифицированного платежного поручения и порядок его заполнения.  

За отчетную неделю объем платежей проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов составил 1 163,0 млн. сомов и уменьшился по сравнению с прошлой неделей на 92,1 млн. сомов (-7,3%), что ниже средненедельного значения (за 2001 год) на 140,1 млн. сомов (-11,8%), в том числе:  

· по клиринговой системе - 281,9 млн. сом (-32,5%);  

· по гроссовой системе - 881,1 млн. сом (-0,5%), из которых 10,5% составляет объем платежей за расчеты по сделкам с ГКВ и 3,8% - объем платежей по валютным сделкам.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов составило 6 514 платежей и увеличилось по сравнению с прошлой неделей на 165 платежей (+2,6%), что ниже средненедельного значения (за 2001 год) на 1 303 платежа (-16,7%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 6 064 платежа (-18,2%);  

· по гроссовой системе - 450 платежей (+12,3%).  

"Общественная приемная" отвечает на ваши вопросы. 

Вопрос: Кто виноват в банкротстве коммерческих банков. Почему проигрываются суды и значит ли это, что виноват НБКР? 

Коммерческие банки являются юридическими лицами и в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республики" самостоятельно организуют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им законодательством. Управление банком осуществляют органы управления банком, действия которых могут привести к различным последствиям для банка в т. ч. как к улучшению финансового состояния банков, при умелом профессиональном руководстве, так и к ухудшению финансового состояния, при неадекватном руководстве, проведении рискованных операций.  

При ухудшении финансового состояния банка, несоответствии определенным экономическим нормативам, тем более при обнаружении признаков неплатежеспособности банка, Национальный банк Кыргызской Республики, как уполномоченный орган надзора, должен принять меры по обеспечению защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка. 

Меры, предпринимаемые Национальным банком Кыргызской Республики, иногда оспариваются в судах, в т. ч. акционерами банка, что приводит к долгим судебным тяжбам. В этой ситуации, зачастую, отдельные руководители и акционеры банка пытаются перенести свою ответственность за тяжелое финансовое состояние банка на орган банковского регулирования и надзора - Национальный банк Кыргызской Республики, и начинают раздавать многочисленные обещания вкладчикам, что в случае отмены мер, предпринятых Национальным банком Кыргызской Республики, финансовое состояние банка улучшится, и интересы кредиторов и вкладчиков банка будут удовлетворены. Но, как показывает практика, обещанного улучшения ситуации не происходит, а происходит "утечка" активов банка и как следствие - значительное ухудшение ситуации, при этом проигравшей стороной остаются несвязанные с руководством и собственниками проблемного банка вкладчики и кредиторы. В таких случаях единственным путем по справедливому соблюдению интересов вкладчиков и кредиторов неплатежеспособного банка, является применение процедур банкротства, предусмотренное законодательством о банкротстве Кыргызской Республики. При этом следует отметить, что ликвидация является лишь одним из видов процедур банкротства. 

За прошедший 2001 год, не было случаев исхода судебных процессов, в конечных инстанциях, не в пользу Национального банка Кыргызской Республики. В судах, как правило, оспаривается правомерность применения Национальным банком процедур банкротства, поскольку истцы считают возможным применение иных мер кроме, например, ликвидации банка, что, как правило, является безосновательным. Хотя и сам Национальный банк Кыргызской Республики не заинтересован в ликвидации банка, если он работает, не нарушая законодательство. Но зачастую это бывает единственным законным путем удовлетворения требований вкладчиков и кредиторов неплатежеспособного банка (после всех предпринятых ранее мер и санкций Национального банка Кыргызской Республики), руководство и акционеры которого уже не в состоянии предпринять какие-либо действия для ликвидации неплатежеспособности банка и оздоровления финансового состояния банка. 

Для того, чтобы вкладчики, доверившие свои деньги банку имели возможность получить их обратно, Национальным банком Кыргызской Республики подготовлен проект закона "О защите депозитов", подготовлены также проекты законов, предполагающие внесение изменений и дополнений в ряд действующих законов, это: "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республики", "О банкротстве (несостоятельности)", "О хозяйственных товариществах и обществах" и другие, в первую очередь, с целью повышения требований к должностным лицам, акционерам (собственникам) банка, а также их ответственности перед вкладчиками и кредиторами банка. Данные законопроекты одобрены Правительством Кыргызской Республики и внесены на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.