Вернуться назад

Пресс-релизы за 2002 год 

Хроника недели 25 февраля - 1 марта 

"Общественная приемная" НБКР продолжает свою работу. Позвонив по телефонам горячей линии "Общественной приемной", вы можете задать специалистам банка интересующие Вас вопросы, касающиеся деятельности НБКР и коммерческих банков. 

Напоминаем номера телефонов: 66-91-76, 66-91-77. Прием граждан в "Общественной приемной" осуществляется каждый четверг с 9.00 до 12.00. 

Любой вопрос, входящий в компетенцию Национального банка, Вы можете также изложить в письменной форме. Не забудьте указать свой почтовый адрес, по которому Вам будет выслан ответ. 

Адрес "Общественной приемной" НБКР:720040, г.Бишкек, ул.Уметалиева,101, каб.105. 

Основные направления денежно-кредитной политики на 2002 год, одобренные Постановлением Правления НБКР №49/3 от 29 декабря 2001 года, будут опубликованы в очередном номере журнала "Банковский вестник".  

За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1 432,3 млн. сомов и увеличился по сравнению с прошлой неделей на 594,8 млн. сомов (+71,0%), что выше средненедельного значения (за 2001 год) на 202,6 млн. сомов (+16,5%), в том числе:  

· по клиринговой системе - 463,2 млн. сом (+19,3%), из которых 20,9% составляют платежи Центрального Казначейства и 1,0% - платежи Социального фонда; 

· по гроссовой системе - 969,1 млн. сом (+15,2%), из которых 1,6% составляет объем платежей за расчеты по сделкам с ГКВ и 3,5% - объем платежей по валютным сделкам. 

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 9 018 платежей и увеличилось по сравнению с прошлой неделей на 2 881 платеж (+46,9%), что выше средненедельного значения (за 2001 год) на 1 750 платежей (+24,1%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 8 430 платежей (+22,3%), из которых 22,1% составляют платежи Центрального Казначейства и 0,6% - платежи Социального фонда; 

· по гроссовой системе - 588 платежей (+56,2%). 

13 февраля 2002 года Правлением НБКР утверждены следующие нормативные документы "О новой редакции Положения о лицензировании кредитных союзов", "О Временных правилах по кредитованию ("овердрафту") по платежным карточкам", а также "О Положении об основных требованиях к деятельности межбанковских клиринговых организаций Кыргызской Республики", которое будет опубликовано в следующем Пресс-релизе. 

Национальный банк Кыргызской Республики сообщает, что согласно оперативным данным, поступившим из Иссык-Кульского областного управления НБКР, в Иссык-Кульской области была обнаружена фальшивая банкнота номиналом 1000 сом с серийным номером АА 3392189.  

По сообщению УВД Иссык-Кульской области, фальшивка изготовлена на обычной потребительской бумаге на копировально-множительном аппарате. Она не содержит водяного знака, защитных волокон, рельефной печати и голограммы. Более подробное описание фальшивой банкноты будет представлено после проведения экспертизы. 

Чтобы проверить подлинность банкнот, необходимо убедиться в наличии металлизированной полосы и шероховатости в области портрета, надписи на лицевой стороне банкноты; проверить на просвет водяной знак, соответствующий портрету и цифровому номиналу, а также наличие металлизированной голограммы на лицевой стороне банкноты в форме стилизованного национального орнамента.  

В нижней части лицевой стороны банкноты слева находится бледно-зеленый прямоугольник, содержащий рельефное изображение национального орнамента. Если его рассматривать под разными углами, можно увидеть цифровой номинал. 

На оборотной стороне банкноты необходимо проверить наличие золотистой полосы, включающий национальный орнамент и цифровой номинал.  

Телефон для справок: 66-91-58, 66-91-43 

"Общественная приемная" НБКР отвечает на Ваши вопросы 

Вопрос: Что предпринимает Национальный банк для содействия мобилизации внутренних сбережений республики? 

Под мобилизацией средств государством понимается проведение мероприятий по привлечению сбережений населения и предприятий для последующего инвестирования в приоритетные отрасли экономики. Эффективное проведение таких мероприятий является ключевой составляющей для поддержания устойчивого экономического роста в стране. Учреждениями, посредством которых возможна мобилизация ресурсов, являются (1) государственный бюджет, (2) банковская система, (3) небанковские учреждения. Ниже на схеме указаны основные пути мобилизации средств государством. 

Общая схема мобилизации и распределения ресурсов в экономике 

 

Внутренние ресурсы 

(сбережения населения, предприятий) 

Государственный бюджет 

· Привлекает средства, собирая налоги 

Небанковские учреждения (фондовая биржа, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т.д.) 

· Привлекают средства через ценные бумаги, паи, взносы 

Коммерческие банки 

· Привлекают средства во вклады 

· Инвестирует посредством предоставления ссуд и осуществления инвестиционных проектов 

· Инвестируют посредством покупки ценных бумаг, долей, паев, выдачи кредитов 

· Инвестируют посредством выдачи кредитов  

Приоритетные отрасли экономики 

 

Однако при этом необходимо принимать во внимание тот факт, что государство не может обеспечить стопроцентную мобилизацию свободных ресурсов. Многие факторы, такие как исторически сложившиеся традиции и привычки, возрастная структура населения, зачастую не могут подвергаться воздействию мероприятий по мобилизации ресурсов, проводимых государством.  

В целях стимулирования процесса мобилизации имеющихся в экономике ресурсов Национальный банк проводит совместную макроэкономическую политику с Правительством. Снижение темпов инфляции позволяет обезопасить сбережения от обесценения, что способствует укреплению уверенности населения в завтрашнем дне.  

Стабильность банковской системы является другой целью политики Национального банка. Национальным банком предпринимаются активные действия для укрепления доверия населения и усиления банковской дисциплины. В частности, увеличение капитала коммерческих банков, ужесточение надзорных функций Национального банка, а также вывод проблемных банков из системы, преследуют главную цель - сделать банковские услуги как можно более безопасными и привлекательными, а банковскую систему - устойчивой. 

Усовершенствование систем расчетов дает дополнительный стимул к развитию экономики. В этом направлении Национальный банк содействует созданию быстродействующих и экономичных платежных систем, в особенности производящих расчеты в течение одного дня и позволяющих своевременно и с небольшими затратами рассчитываться по различного рода операциям. 

В небанковском секторе финансовых учреждений Национальный банк поддерживает и координирует деятельность таких учреждений, как Финансовая корпорация по поддержке и развитию кредитных союзов, Кыргызская сельскохозяйственная корпорация и др. Так, функционирование более 250 кредитных союзов в стране вносит значительный вклад в мобилизацию свободных денежных ресурсов и развитие аграрного сектора экономики страны.  

В целях снижения рисков в экономике и обеспечения прозрачности проводимых мероприятий постоянно проводится работа с общественностью. Так, публикации Национального банка, телевизионные передачи, веб-страница в Интернете, разъяснительные работы Общественной приемной - все эти меры направлены на укрепление доверия населения к банковской системе в целом.