Пресс-релизы за 2002 год
Хроника недели 25 февраля - 1 марта
"Общественная приемная" НБКР продолжает свою работу. Позвонив по телефонам горячей линии "Общественной приемной", вы можете задать специалистам банка интересующие Вас вопросы, касающиеся деятельности НБКР и коммерческих банков.
Напоминаем номера телефонов: 66-91-76, 66-91-77. Прием граждан в "Общественной приемной" осуществляется каждый четверг с 9.00 до 12.00.
Любой вопрос, входящий в компетенцию Национального банка, Вы можете также изложить в письменной форме. Не забудьте указать свой почтовый адрес, по которому Вам будет выслан ответ.
Адрес "Общественной приемной" НБКР:720040, г.Бишкек, ул.Уметалиева,101, каб.105.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2002 год, одобренные Постановлением Правления НБКР №49/3 от 29 декабря 2001 года, будут опубликованы в очередном номере журнала "Банковский вестник".
За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1 432,3 млн. сомов и увеличился по сравнению с прошлой неделей на 594,8 млн. сомов (+71,0%), что выше средненедельного значения (за 2001 год) на 202,6 млн. сомов (+16,5%), в том числе:
· по клиринговой системе - 463,2 млн. сом (+19,3%), из которых 20,9% составляют платежи Центрального Казначейства и 1,0% - платежи Социального фонда;
· по гроссовой системе - 969,1 млн. сом (+15,2%), из которых 1,6% составляет объем платежей за расчеты по сделкам с ГКВ и 3,5% - объем платежей по валютным сделкам.
Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 9 018 платежей и увеличилось по сравнению с прошлой неделей на 2 881 платеж (+46,9%), что выше средненедельного значения (за 2001 год) на 1 750 платежей (+24,1%), в том числе:
· по клиринговой системе - 8 430 платежей (+22,3%), из которых 22,1% составляют платежи Центрального Казначейства и 0,6% - платежи Социального фонда;
· по гроссовой системе - 588 платежей (+56,2%).
13 февраля 2002 года Правлением НБКР утверждены следующие нормативные документы "О новой редакции Положения о лицензировании кредитных союзов", "О Временных правилах по кредитованию ("овердрафту") по платежным карточкам", а также "О Положении об основных требованиях к деятельности межбанковских клиринговых организаций Кыргызской Республики", которое будет опубликовано в следующем Пресс-релизе.
Национальный банк Кыргызской Республики сообщает, что согласно оперативным данным, поступившим из Иссык-Кульского областного управления НБКР, в Иссык-Кульской области была обнаружена фальшивая банкнота номиналом 1000 сом с серийным номером АА 3392189.
По сообщению УВД Иссык-Кульской области, фальшивка изготовлена на обычной потребительской бумаге на копировально-множительном аппарате. Она не содержит водяного знака, защитных волокон, рельефной печати и голограммы. Более подробное описание фальшивой банкноты будет представлено после проведения экспертизы.
Чтобы проверить подлинность банкнот, необходимо убедиться в наличии металлизированной полосы и шероховатости в области портрета, надписи на лицевой стороне банкноты; проверить на просвет водяной знак, соответствующий портрету и цифровому номиналу, а также наличие металлизированной голограммы на лицевой стороне банкноты в форме стилизованного национального орнамента.
В нижней части лицевой стороны банкноты слева находится бледно-зеленый прямоугольник, содержащий рельефное изображение национального орнамента. Если его рассматривать под разными углами, можно увидеть цифровой номинал.
На оборотной стороне банкноты необходимо проверить наличие золотистой полосы, включающий национальный орнамент и цифровой номинал.
Телефон для справок: 66-91-58, 66-91-43
"Общественная приемная" НБКР отвечает на Ваши вопросы
Вопрос: Что предпринимает Национальный банк для содействия мобилизации внутренних сбережений республики?
Под мобилизацией средств государством понимается проведение мероприятий по привлечению сбережений населения и предприятий для последующего инвестирования в приоритетные отрасли экономики. Эффективное проведение таких мероприятий является ключевой составляющей для поддержания устойчивого экономического роста в стране. Учреждениями, посредством которых возможна мобилизация ресурсов, являются (1) государственный бюджет, (2) банковская система, (3) небанковские учреждения. Ниже на схеме указаны основные пути мобилизации средств государством.
Общая схема мобилизации и распределения ресурсов в экономике
Внутренние ресурсы (сбережения населения, предприятий) |
||
Государственный бюджет · Привлекает средства, собирая налоги |
Небанковские учреждения (фондовая биржа, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т.д.) · Привлекают средства через ценные бумаги, паи, взносы |
Коммерческие банки · Привлекают средства во вклады |
· Инвестирует посредством предоставления ссуд и осуществления инвестиционных проектов |
· Инвестируют посредством покупки ценных бумаг, долей, паев, выдачи кредитов |
· Инвестируют посредством выдачи кредитов |
Приоритетные отрасли экономики |
Однако при этом необходимо принимать во внимание тот факт, что государство не может обеспечить стопроцентную мобилизацию свободных ресурсов. Многие факторы, такие как исторически сложившиеся традиции и привычки, возрастная структура населения, зачастую не могут подвергаться воздействию мероприятий по мобилизации ресурсов, проводимых государством.
В целях стимулирования процесса мобилизации имеющихся в экономике ресурсов Национальный банк проводит совместную макроэкономическую политику с Правительством. Снижение темпов инфляции позволяет обезопасить сбережения от обесценения, что способствует укреплению уверенности населения в завтрашнем дне.
Стабильность банковской системы является другой целью политики Национального банка. Национальным банком предпринимаются активные действия для укрепления доверия населения и усиления банковской дисциплины. В частности, увеличение капитала коммерческих банков, ужесточение надзорных функций Национального банка, а также вывод проблемных банков из системы, преследуют главную цель - сделать банковские услуги как можно более безопасными и привлекательными, а банковскую систему - устойчивой.
Усовершенствование систем расчетов дает дополнительный стимул к развитию экономики. В этом направлении Национальный банк содействует созданию быстродействующих и экономичных платежных систем, в особенности производящих расчеты в течение одного дня и позволяющих своевременно и с небольшими затратами рассчитываться по различного рода операциям.
В небанковском секторе финансовых учреждений Национальный банк поддерживает и координирует деятельность таких учреждений, как Финансовая корпорация по поддержке и развитию кредитных союзов, Кыргызская сельскохозяйственная корпорация и др. Так, функционирование более 250 кредитных союзов в стране вносит значительный вклад в мобилизацию свободных денежных ресурсов и развитие аграрного сектора экономики страны.
В целях снижения рисков в экономике и обеспечения прозрачности проводимых мероприятий постоянно проводится работа с общественностью. Так, публикации Национального банка, телевизионные передачи, веб-страница в Интернете, разъяснительные работы Общественной приемной - все эти меры направлены на укрепление доверия населения к банковской системе в целом.