Вернуться назад

Пресс-релизы за 2002 год  

Хроника недели 3 - 7 - июня 

7 июня 2002 года Законодательное Собрание ЖК КР заслушало информацию Председателя НБКР У.К. Сарбанова о ходе исполнения денежно-кредитной политики Кыргызской Республики за 2001 год и об основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002 год.  

Депутатов нижней палаты парламента интересовали вопросы привлечения внутренних и внешних инвестиций, инициатива и степень участия в этом процессе Национального банка; были обсуждены инфляционные процессы и их влияние на рост цен, кредитование производства с точки зрения снижения стоимости кредитных ресурсов. Депутаты отметили, что по-прежнему актуальными для общества остаются вопросы банковской системы: возможность реабилитации отдельных банков и укрепления банковской системы, сложный вопрос возврата вкладов и банковский надзор. Председатель Комитета по бюджету и финансам Законодательного Собрания ЖК КР Султанов М.А., выступивший по окончании отчета, отметил, что свою основную задачу в области денежно-кредитной политики, а именно низкий уровень инфляции и обеспечение стабильности обменного курса в 2001 году, Национальный банк выполнил. При этом было рекомендовано учесть в дальнейшей работе замечания депутатов, высказанные в процессе обсуждения. 

10 июня 2002 года большинством голосов Законодательным Собранием информация Председателя НБКР была принята к сведению. 

В Законодательном собрании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики начинается рассмотрение следующих законопроектов, подготовленных Национальным банком Кыргызской Республики: "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", проект Закона "О микрофинансовых организациях", проект Закона "О банковской тайне" и проект Закона "Об аккредитивах". 

Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 3 июня 2002 года продлена процедура специального администрирования методом ликвидации в отношении АКБ "Инсан" и полномочия Специального администратора АКБ "Инсан" Сагыналиева К.К. сроком на 12 месяцев. 

Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 3 июня 2002 года принято Положение "Об узле коллективного пользования SWIFT (УКП SWIFT)".  

Узел коллективного пользования создан для пользования системой SWIFT участниками-коммерческими банками, что позволит значительно ускорить проведение платежей и снизить их расходы по сравнению с подключением к данной системе самостоятельно; расширить спектр предоставляемых услуг в сфере платежей и поддержать связи с системами проведения платежей других стран. Кроме того, членам SWIFT предоставляется возможность проводить межбанковские платежи в национальной валюте. 

Полный текст Положения будет опубликован в ближайшем выпуске журнала "Банковский вестник" и размещен на интернет-странице НБКР по адресу: www.nbkr.kg 

На заседании Правления НБКР от 3 июня т.г. были рассмотрены и приняты к сведению годовые отчеты региональных (областных) управлений Национального банка за 2001 год. В настоящее время по республике работают 5 региональных управлений НБКР: Ошское, Джалал-Абадское, Таласское, Иссык-Кульское и Нарынское. 

5-6 июня 2002 года, в рамках подготовки к проведению V заседания Совета руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в Национальном банке было проведено совещание экспертов. В ходе совещания специалисты обсудили вопросы о принципах функционирования национальных платежных систем в государствах ЕврАзЭС, о сотрудничестве в сфере валютного регулирования и валютного контроля, о модели обзора по вопросам денежно-кредитной политики, а также программу деятельности Совета на 2002-2003 г.г. 

V заседание Совета руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС планируется провести 27-29-июня т.г. в г.Бишкек. 

За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1 457,4 млн. сомов, что выше средненедельного значения (за 2001 год) на 227,7 млн. сомов (+18,5%), в том числе:  

· по клиринговой системе - 373,8 млн. сом (-3,8%), из которых 22,0% составляют платежи Центрального Казначейства и 1,5% - платежи Социального фонда;  

· по гроссовой системе - 1 083,7 млн. сом (+28,8%), из которых 21,1% составляет объем платежей Центрального Казначейства, 12,4% - платежи за расчеты по сделкам с ГКВ и 6,7% - объем платежей по валютным сделкам.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 8 554 платежей, что выше средненедельного значения (за 2001 год) на 1 286 платежей (+17,7%), в том числе:  

· по клиринговой системе - 7 992 платежа (+16,0%), из которых 19,8% составляют платежи Центрального Казначейства и 1,3% - платежи Социального фонда;  

по гроссовой системе - 562 платежа (+49,2%), из которых 11,2% составляют платежи Центрального Казначейства. 

"Общественная приемная НБКР" отвечает на ваши вопросы. 

Вопрос гр.Ниязова (г.Бишкек): Почему обменные бюро не принимают мелкие купюры долларов США. Если принимают, то по очень низкой цене. Например, в обменном бюро по адресу: г.Бишкек, Ахунбаева, 100. Почему Нацбанк не принимает меры?  

Ответ: В целях регулирования деятельности обменных бюро и соблюдения единого порядка обмена валют на территории Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики было принято "Положение о порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике" от 30 ноября 2000 года было №42/1 (далее Положение), которое регламентирует порядок проведения обменных операций обменными бюро, устанавливает порядок совершения кассовых операций и ведение учета купли-продажи иностранной валюты.  

В соответствии с Положением, обменные бюро и уполномоченные банки не вправе ограничивать хождение и устанавливать различные курсы в зависимости от достоинства, года выпуска денежных знаков, не утративших статус платежного средства. Данное требование было введено из-за обострившейся ситуации с нехваткой иностранной валюты низкого номинала, а также с угрозой неполноценного удовлетворения спроса в иностранной валюте низкого номинала. Но, порой сами граждане участвуют в таком ценообразовании различных видов валют на тот или иной номинал и год выпуска иностранной валюты. С одной стороны, многие не желают или отказываются покупать так называемые "мелкие" и "старые" доллары США, с другой - не желают продавать их по низкому курсу. Поскольку основным критерием при совершении операций является их подлинность, любая подлинная валюта должна быть принята как уполномоченным банком, обменным бюро, так и их клиентами. В этой связи, хотелось бы призвать самих граждан к лояльности, ведь обоснованных причин в отказе от банкнот низкого номинала, либо ранних годов выпуска нет.  

При совершении обменных операций также следует учитывать, что уполномоченные банки и обменные бюро обязаны указывать курсы покупки и продажи иностранной валюты, которая имеется в наличии. Работники обменного бюро при изменении курсов продажи либо покупки иностранной валюты обязаны это сделать только путем изменения курсов на информационном стенде. Отказ от проведения операции при наличии установленного курса на информационном стенде может рассматриваться как отказ выполнять публичный договор, что не допускается действующим законодательством. В целях избежания недоразумений уполномоченный банк и обменное бюро должны указывать курсы обмена только по действительно имеющейся в наличии иностранной валюте. 

Кроме того, каждое обменное бюро либо обменный пункт уполномоченного банка обязан вывесить на доступном для обзора клиента месте лицензию и регистрационное письмо, правила проведения обменных операций, а также информацию, о том, куда может при наличии жалобы обратиться клиент.  

В случаях нарушений вышеперечисленных требований, на основании пп. 7.4, 7.5. данного Положения, НБКР имеет право: 

· применять предупредительные меры и санкции в отношении уполномоченных банков и обменных бюро в случаях, предусмотренных законодательством;  

· направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения;  

· принять меры к наложению штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством;  

· приостановить действие лицензии сроком до 7 рабочих дней;  

· отозвать лицензию.  

На основании заявления гр.Ниязова сотрудниками Управления банковского надзора 28 мая 2002 года была произведена проверка деятельности указанного в заявлении обменного бюро. 

При проверке документов установить достоверность фактов, изложенных в заявлении, по объективным причинам не представилось возможным. Однако проверкой было установлено, что данное обменное бюро нарушает кассовую дисциплину. 

На основании факта, выявленного при проведении проверки вышеуказанного обменного бюро, Национальным банком будут приняты соответствующие меры и санкции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.  

В случае возникновения дополнительных вопросов или замечаний в адрес работы обменных бюро можно обращаться в НБКР по тел.: 65-33-49 или 65-20-55, в Отдел надзора за небанковскими учреждениями.