Вернуться назад

Пресс-релизы за 2003 год  

Постановлением Правления НБКР №24/3 от 13 августа 2003 года утверждено Положение "О требованиях к учетной политике коммерческих банков", которое определяет основные требования, предъявляемые Национальным банком Кыргызской Республики к учетной политике коммерческих банков, РСК, КСФК, ФКПРКС и микрофинансовых организаций, принимающих депозиты в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики. 

В соответствии с постановлением, коммерческим банкам, РСК, КСФК, ФКПРКС и микрофинансовым организациям, принимающим депозиты, необходимо в срок до 1 октября 2003 года привести свою учетную политику в соответствие с принятым Положением. 

Текст Положения размещен на веб-сайте НБКР в разделе "Банковский надзор"/ "Нормативные акты по регулированию банковской деятельности". 

13 августа 2003 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики рассмотрен и принят к сведению отчет о денежно-кредитной политике за первое полугодие 2003 г. 

В январе-июле 2003 года продолжилась тенденция снижения уровня инфляции после некоторого всплеска цен в апреле-мае текущего года под воздействием сезонного фактора и увеличения инфляционных ожиданий. По данным Национального статистического комитета, прирост индекса потребительских цен, характеризующего уровень инфляции, в июле составил 0,7 процента по отношению к декабрю 2002 года (см. в таблице), а по сравнению с предыдущим месяцем дефляция составила 1,7 процента. 

таблица: Уровень инфляции в Кыргызской Республике 

(в процентах к декабрю предыдущего года) 

 

Июль 

2002 

2003 

Индекс потребительских цен 

101,9 

100,7 

Продовольственные товары 

102,8 

101,2 

Непродовольственные товары 

98,9 

98,1 

Услуги 

103,0 

107,5 

Рост цен с начала года по май был обусловлен в значительной степени характерным для этого периода года сезонным повышением цен, усиленный неблагоприятными природно-климатическими условиями на основную группу товаров в потребительской корзине - на продукты питания, но с июня сезонное повышение цен сменилось обратной динамикой. Так, цены на плодоовощную группу, наиболее подверженные сезонному фактору, в январе-июле составили 5,3 процента (в январе-мае отмечался рост на 74,1 процента). Продолжается рост цен на мясо и мясную продукцию, который начался в мае прошлого года, и составил 6,9 процента к декабрю 2002 года. Цены на сахар и кондитерские изделия выросли на 5,8 процента, также отмечается повышение цен на масло и жиры, составившее 4,3 процента.  

Индекс цен на непродовольственные товары в январе-июле 2003 года снизился на 1,9 процента. В результате снижения ставок акцизов произошло снижение цен на горюче-смазочные материалы, в частности цены на бензин подешевели на 12,9 процентов. Укрепление обменного курса сома и увеличение импорта вызвало снижение цен на некоторые виды непродовольственных товаров: канцелярские товары, фармацевтическую продукцию и газ - до 6 процентов.  

Индекс цен на платные услуги населению в течение рассматриваемого периода вырос на 7,5 процента. Данное повышение цен произошло в результате повышения тарифов на услуги связи на 3,2 процента, услуги нотариальных услуг в 8,6 раз, услуги общественного питания на 5,1 процента, услуг по организации культурных мероприятий на 1,6 процента. 

За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1617,9 млн. сомов, что ниже средненедельного значения (за 2003 год) на 47,8 млн. сомов (-2,9%), в том числе:  

· по клиринговой системе 459,3 млн. сом (-4,2%) из которых 29,1% составляют бюджетные платежи;  

· по гроссовой системе - 1158,5 млн. сом (-2,4%), из которых 437,2 млн. сом (37,7%) составляют электронные платежи. Объем платежей по счетам Центрального Казначейства составил 28,8% от общего объема гроссовых платежей.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 15 405 платежей, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 4 876 платежей (+46,3%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 14 665 платежей (+48,6%), из которых 58,6% составляют бюджетные платежи;  

· по гроссовой системе - 740 платежей (+12,4%), из которых 390 платежей (52,7%) - составляют электронные платежи. Количество платежей по счетам Центрального Казначейства составило 20,4% от общего объема гроссовых платежей.  

За нарушение кассовой дисциплины, порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, Национальным банком Кырыгзской Республики c 13 августа 2003 года отозвана лицензия частного предпринимателя Абдрахимова Валерия Камиловича (лицензия №2020 от 5 декабря 2002 года). 

Обменное бюро расположено по адресу: г. Бишкек, пр. Чуй, д.150, в здании супермаркета "Beta Stores". 

  

"Общественная приемная НБКР" отвечает на ваши вопросы 

Национальный банк Кыргызской Республики продолжает освещение вопросов, наиболее часто поступающих в адрес НБКР. 

Вопрос: Будет ли решаться вопрос возврата вкладов в АКБ "Инсан", "Меркюри", "Курулуш"? 

Ответ: Возврат вкладов осуществляется специальными администраторами по мере реализации активов. По состоянию на 1 августа 2003 года по вкладам физических лиц возвращены: АКБ "Курулуш-Банк" - 52%, АКБ "Инсан" - 61% и АКБ "Меркюри" - 32%. 

В целях ускорения возврата вкладов Национальным банком Кыргызской Республики совместно с другими соответствующими государственными структурами ведется работа по выработке механизма возврата вкладчикам банков, находящихся в процессе ликвидации. Предполагается, что компенсация вкладов до 10 тыс. сом будет осуществляться путем выпуска обращающихся на рынке 7-летних государственных облигаций под 2 процента годовых. 

В настоящее время подготовлен проект распоряжения Правительства КР о формировании межведомственной экспертной группы из представителей Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики, Министерства юстиции, Национального банка и Агентства по реорганизации банков и реструктуризации долгов по разработке рекомендаций по урегулированию задолженности обанкротившихся банков перед вкладчиками. Национальный банк поддержал данную инициативу и планирует принять активное участие в работе экспертной группы. 

Таким образом, после согласования со всеми заинтересованными государственными структурами и подписания данного распоряжения будет выработан механизм компенсации и оценка объемов компенсации. 

Вопрос: Как изымается 10 % налог на депозиты? 

Ответ: В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Кыргызской Республики, проценты, выплачиваемые физическим лицам, облагаются у источника выплаты по ставке 10 процентов. 

Статья 90 Налогового Кодекса КР устанавливает специальную ставку налога на доходы по процентам и особый порядок выплаты налога. Удержание налога с дохода по процентам по ставке 10% производит лицо, выплачивающее доход. 

Пример: если банк начислил доход физическому лицу по процентному депозиту в сумме 100 сом, то при выплате дохода в виде процентов удерживается сумма в размере 10 %, т.е. 10 сом, в доход государства в качестве налога на проценты, а физическому лицу выплачивается 90 сом.  

Доходы по процентам не включаются в совокупный годовой доход, при наличии документов, подтверждающих уплату данного налога. 

При этом в совокупный годовой доход включаются доходы по процентам, полученные по вкладам, размещенным за пределами Кыргызской Республики, и подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Порядок уплаты юридическими лицами налога на депозит:  

В соответствии со статьей 108 Налогового кодекса Кыргызской Республики проценты, выплачиваемые юридическим лицам, облагаются налогом у источника выплаты по ставке 10 процентов от причитающейся суммы.  

Статья 108 Налогового кодекса так же, как и статья 90, устанавливает специальную ставку налога на доходы юридических лиц по процентам и особый порядок выплаты налога. Удержание налога с дохода по процентам по ставке 10% производит лицо, выплачивающее доход. 

Юридическое лицо может получить доход по процентам как в Кыргызской Республике, так и за ее пределами. Доход по процентам из источника выплаты в Кыргызской Республике облагается налогом у источника выплаты по ставке 10% и не включается в состав совокупного годового дохода, при наличии документов, подтверждающих уплату данного налога. Доход по процентам, полученный за пределами Кыргызской Республики, подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода, независимо от того, облагался ли он налогом по месту выплаты, или нет. Однако, если между Кыргызской Республикой и государством, в котором получен доход и уплачен налог, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то уплата налога с дохода по процентам производится в соответствии с условиями соглашения. 

Пример: Банк-резидент начислил компании "А" доход по процентному депозиту в сумме 100 тыс. сом, и выплатил его, перечислив на расчетный счет компании "А" 90 тыс. сом. В платежном поручении указано, что при выплате удержан налог на проценты в сумме 10 тыс. сом. Кроме того, компания получила доход по процентному депозиту, размещенному в иностранном банке-нерезиденте в сумме, эквивалентной 50 тыс. сом. Компания "А" учтет в составе совокупного годового дохода доход по процентам в сумме 50 тыс. сом.  

Кроме того, существуют некоторые особенности налогообложения по доходам по процентам у банков.  

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 44 Налогового кодекса Кыргызской Республики, сумма налога, уплаченная в иностранном государстве налогоплательщиком-резидентом Кыргызской Республики (как юридическим, так и физическим лицом), должна быть зачтена ему при уплате налога в Кыргызской Республике, если имеются с этим государством соглашения об избежании двойного налогообложения. 

При этом размер засчитываемых сумм, предусмотренных частью 1 ст.44 Налогового кодекса, не должен превышать сумму налога, которая была бы уплачена в Кыргызской Республике по действующим на ее территории ставкам.