Вернуться назад

Пресс-релизы за 2003 год  

20 августа 2003 г. Правлением Национального банка Кыргызской Республики заслушана и принята к сведению информация о состоянии платежной системы на второй квартал 2003 г. 

 С 12 по 14 августа специалисты Национального банка Кыргызской Республики приняли участие в семинаре "Влияние новых технологий на управление денежной наличностью", организованного в рамках проекта TACIS. На семинаре были рассмотрены вопросы влияния новых технологий на выпуск и изъятие банкнот из обращения, организация денежного обращения между центральным банком и коммерческими банками. Внедрение новых технологий, как автоматизированная обработка денежной наличности, предполагает в будущем хождение в обращении банкнот, проверенных автоматизированными машинами на подлинность и соответствие критериям годности. Семинар вел начальник Управления денежной наличности, главный кассир Центрального банка Бельгии г-н Марсель ван Болен.  

В рамках этого же проекта с 19 по 21 августа был проведен второй семинар, посвященный борьбе с фальшивомонетничеством, в котором приняли участие представители НБКР и правоохранительных органов. В ходе семинара были освещены вопросы взаимодействия центрального банка с правоохранительными органами, особенностей ведения базы данных по фальшивым банкнотам, оценки эффективности существующих защитных элементов банкнот, информирования общественности, а также рекомендации по повышению эффективности и оперативности в борьбе с фальшивомонетничеством. 

 За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1 877,7 млн. сомов, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 213,6 млн. сомов (+12,8%), в том числе:  

· по клиринговой системе 482,3 млн. сом (+0,8%) из которых 32,1% составляют бюджетные платежи;  

· по гроссовой системе - 1 395,4 млн. сом (+17,7%), из которых 421,9 млн. сом (30,2%) составляют электронные платежи. Объем платежей по счетам Центрального Казначейства составил 30,3% от общего объема гроссовых платежей.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 16 161 платежей, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 5 478 платежей (+51,3%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 15 462 платежа (+54,3%), из которых 48,5% составляют бюджетные платежи.  

· по гроссовой системе - 699 платежей (+5,8%), из которых 389 платежей (55,7%) - составляют электронные платежи. Количество платежей по счетам Центрального Казначейства составило 20,9% от общего объема гроссовых платежей.  

 "Общественная приемная" НКБР отвечает на ваши вопросы 

Национальный банк Кыргызской Республики продолжает освещение вопросов, наиболее часто поступающих в адрес НБКР. 

Вопрос: Будет ли у нас принят закон о гарантии вкладов?  

Ответ: За последние 50 лет большинство стран неоднократно сталкивались с кризисом банковской системы, что заставило их ввести защиту банковских депозитов для защиты банковских систем от банкротств отдельных банков. Между тем защита депозитов имеет не только преимущества и выгоды, но и таит в себе определенные ловушки: плохо продуманная схема страхования депозитов может нанести серьезный ущерб экономике. Простому человеку, неспециалисту в области финансов, трудно определить, насколько надежен тот или иной банк. Банк может выглядеть вполне надежным и при этом давать деньги взаймы неплатежеспособным заемщикам, что подрывает его кредитоспособность и сказывается на других клиентах. Размещение депозитов, так же как и операции по кредитованию, в определенной степени является рискованной деятельностью. Для уменьшения указанных рисков, а также для защиты вкладчиков, Национальный банк Кыргызской Республики взял на себя инициативу и начал разработку проекта Закона "О защите депозитов". 

При изучении опыта стран дальнего и ближнего зарубежья, стало очевидным, что поспешное и непоследовательное внедрение такого закона может привести к финансовой катастрофе и подрыву доверия общественности на десятки лет, а также может повлечь за собой образование финансового дефицита, который придется покрывать правительству, а оно может взять деньги только из бюджета страны, то есть за счет все тех же налогоплательщиков. 

Чтобы снизить эти риски, Национальным банком создана рабочая группа по разработке концепции системы защиты депозитов и проекта Закона "О защите депозитов", которой и предстоит ответить на ряд очень важных вопросов, таких как:  

· какой характер должна носить система, обязательный или добровольный;  

· каким должен быть охват системы, какие депозиты она должна будет покрыть в случае банкротства банка;  

· какая должна быть применена система учета вкладчиков;  

· следует ли охватывать общие счета;  

· должны ли включаться в систему валютные депозиты;  

· каким должен быть размер возмещения;  

· какой финансовый вклад должно внести Правительство при создании фонда защиты депозитов;  

· сколько должны отчислять коммерческие банки и т.д.  

В заключение можно сказать, что экономике и финансовой системе Кыргызстана необходима реальная и жизнеспособная система защиты депозитов, а не система, которая может повлечь большой финансовый дефицит и привести к банкротству самого фонда защиты депозитов. 

При этом, введение системы никак не влияет на добровольное страхование вкладов в страховых организациях, которое можно осуществлять и сейчас. 

Вопрос: Свои купоны мы сдали в "Береке-инвест" в 1995 году и до сего времени не знаем, что с купонами. К кому обратиться? 

Ответ: "Береке-инвест" является инвестиционным фондом. Деятельность инвестиционных фондов регулируется Законами Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг" и "Об инвестиционных фондах". 

Государственный контроль за деятельностью инвестиционных фондов и их управляющих компаний осуществляется Государственной комиссией при Правительстве Кыргызской Республики по рынку ценных бумаг. В этой связи, по всем вопросам, касающимся деятельности инвестиционных фондов, в том числе и по вопросам деятельности "Береке-инвест", следует обращаться в Государственную комиссию при Правительстве Кыргызской Республики по рынку ценных бумаг. 

Вопрос: Национальный банк или другие банки выдают ли ссуды на приобретение жилья на длительные сроки? Где можно взять ссуду на строительство жилья? 

Ответ: Целью деятельности Национального банка Кыргызской Республики (НБКР) является достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Основными задачами, способствующими достижению цели деятельности НБКР, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики. В соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики в функции Национального банка Кыргызской Республики не входит выдача кредитов индивидуальным заемщикам.  

Следует отметить, что с конца 1999 года отдельными коммерческими банками (ОАО "Энергобанк", ЗАО "Инэксимбанк" и АКБ "Кыргызстан") по кредитной линии Международной Ассоциации Развития (МАР) осуществляется выдача льготных кредитов на развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызстане.  

На сегодняшний день ОАО "Энергобанк" за счет собственных ресурсов предоставляет населению кредиты на покупку жилья сроком на 5 лет под 20% годовых и залоговым обеспечением служит покупаемое заемщиком жилье. При этом, 40% стоимости покупаемого жилья составляют собственные средства заемщика и 60% - кредит ОАО "Энергобанк". Другие банки также занимаются кредитованием покупки жилья, но объемы этого кредитования еще незначительны. Предполагается, что в скором времени подобным видом деятельности займется ОАО "Казкоммерцбанк Кыргызстан".  

Кроме того, по программе Европейского Союза ТАСИС "Развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызстане" аналогичный кредит можно получить в Финансовом фонде "Бай-Тушум" 

 Центральным Банком Армении 10 июля 2003 года выпущена в обращение банкнота номиналом 5 тысяч драм. Основной дизайн банкноты не изменился, однако в банкноте 2003 года выпуска фольга заменена более сложным защитным элементом - голограммой. Банкноты номиналом 5 тысяч драм 1999 и 2003 гг. являются официальными платежными средствами без ограничения сроков и условий обращения.